Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Николай Бруни. Овчая купель (исцеление расслабленного). 1885  Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном: 26 мая 3 мин., 06.03.2024 Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель ( Светлая , Антипасха , Жен-мироносиц ) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и  Пятидесятницей , днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы , т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы. Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Еванге­лие (Ин 5:1-16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще b VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название). Раз в год Ангел Господень... сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись! Исцеление расслабленного при Овчей купели. Джакомо Пальма. 1592

http://foma.ru/nedelja-chetire.html

В первый воскресный день по Пасхе, называемый неделей Фоминой, благовествуется святое Евангелие ( Ин.20:19–31 ) о явлениях воскресшего Господа в первый день преславного воскресения Его, в поздний вечер, сквозь двери заключенные, ученикам, собранным страха ради иудейска 496 , а потом, в восьмой день, тем же ученикам и Фоме, в прежнее явление не бывшему с учениками. Обстоятельства сих явлений, и особенно последнего, воспеваются, во всех стихирах и тропарях канона воскресного, в неделю Фомы и в стихирах прочих дней сей седмицы. Явление воскресшего Господа Апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано по преимуществу в первый воскресный день по неделе пасхальной потому, что обстоятельства сего явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, яко от чертога, с пречистою Его плотию. Оно уверяет не только верующих и чудящихся от радости всех последователей Господа, а и самых неверующих язычников и врагов Христа Спасителя – иудеев, уверяет в том, что, восставший силой Божества своего из гроба, Иисус Христос по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи, или святые братия – небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кресту, и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы гвоздинные (для уверения неверных). Недоумевашеся близнец, воспевает Церковь , язвы зря ножныя, и ручная вонзения: и рукою пречистое ребро и осязая и видя, из них же показа несомненное языком, еже из гроба тридневное востание 497 . Сия неделя Фомина называется еще антипасхою (ντ Πσχα – вместо Пасхи), или неделей обновления; потому что в Богослужении слышим повторение того, что совершалось в пасхальную седмицу 498 , то есть прославляется, в стихирах и песнях церковных, сила воскресения Господа, смерти умерщвление, адово разрушение и дарование всем живота вечного. Величаем Тя Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго, и с собою вся воскресившаго 499 , поем величание на утреннем Богослужении в неделю Фомину. § 167. Третья неделя святых жен Мироносиц. Содержание службы и цель установления ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первая неделя по Пасхе называется неделею Новой или неделею Антипасхи(греческое слово « анти» значит « вместо»), т. е. обновление Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Святитель Григорий Богословпи шет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения» (Слово 44-е в неделю Новую). Что значит выражение «пострижен в мантию»? иеромонах Иов (Гумеров) Мантия (ср. греч. mantion – плащ) – длинная нарядная одежда без рукавов с застежкой только на вороте. Она облегает все тело, кроме головы. Такой плащ, изготовленный из самой простой материи, был одеждой всех древних христиан и знаменовал собой отречение от язычества. Тертуллиан (ок. 160 – после 220) писал «Радуйся, плащ, и ликуй! Тебя удостоила лучшая философия с тех пор, как ты начал одевать христианина» (О плаще. VI). По изъяснению святителя Симеона Солунского , мантия монаха символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость и смирение монашеской жизни. Поскольку мантия является важнейшей частью монашеского одеяния, то выражение пострижение в мантию собственно означает монашеский постриг. Как подготовить ребенка к первой исповеди? иеромонах Иов (Гумеров) По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, от чего и назван Антипасхой (ντ πσχα), что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память воскресения Христова; отсюда неделя Антипасхи получила еще название недели новой, т.е., первой, – дня обновления или просто обновления 389 ; каковое название тем приличнее настоящему дню, восьмому по Пасхе, что в этот 8 день сам Господь благоволил обновить радость Своего воскресения новым явлением свв. апостолам. 390 «Древен и с доброй целью, – говорит св. Григорий Богослов в своем слове на эту неделю, – установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священной и светоносной ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему». – Празднованием этого дня «обновления» св. Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления. «Настоящее обновление, – учит тот же св. отец, – мы ныне празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак, совлекитесь ветхого человека и обновитесь; в обновлении жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте». «Древняя мимоидоша, се быша вся нова» ( 2Кор.5:17 ). «Обуздаем все похоти, от которых рождается смерть, приучим к повиновению свои чувства, возненавидим всякую злую снедь от запрещенного плода и будем для того только помнить прежнее, чтобы впредь остерегаться того же. Соделайся христианин новым из ветхого и таким образом празднуй обновление души». «Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: «сия измена десницы Вышняго». ( Пс.76:11 ), от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божье хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан и, если согрешаешь, обращался от греха, и если благоуспеваешь, еще более напрягал силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

417 Однако если первый святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следуют кондак и икос праздника. 418 Всегда отменяется Октоих четыре недели в году: Неделя ваий, Пасха, Антипасха, Пятидесятница. Также он не употребляется, если один из четырех неподвижных праздников случится в воскресенье: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне. Хотя Октоих как книга не используется и в недели периода пения Цветной Триоди, но его песнопения не отменяются, а включаются в последования самой Триоди. 419 Догматик гласа не поется в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю, когда вместо него исполняется стихира праздника (см., например, 8 сентября, «аще в неделю»). Также исключением является Неделя святых отец, если она случится в период предпразднства Рождества Христова (с 20 по 24 декабря); в этом случае вместо догматика на «И ныне» поется стихира предпразднства (см. Марковы главы 20 и 24 декабря). 420 На воскресной великой вечерне не поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…» только в Богородичные праздники (поется трижды тропарь праздника) и в случае бденного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника (см. Неделю 7-ю по Пасхе). 421 В неделю на утрене воскресное Евангелие (вместе с ним прокимен и стихира по 50-м псалме) не читается только в случае двунадесятого Богородичного или храмового праздника; в этих случаях полагаются прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме праздника. 422 В Недели святых праотец, святых отец и в Неделю по Рождестве Христовом, а также в период пения Постной и Цветной Триоди (кроме 4-й и 5-й Недель Великого поста) кондак и икос воскресные опускаются. В случае двунадесятого Богородичного и храмового праздника кондак и икос воскресные читаются по 3-й песни канона. 426 Если в службе святого по каждой кафисме имеется по два седальна (например, 13 ноября), то в данном случае читаются только первые седальны, а седальны на «Слава» опускаются (см.: Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 793).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. От дней апостольских христианская Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе о Фоме. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенский Собор, прав. 66) повелевают верующим во всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Христе. Светлая седмица заканчивается на восьмой день – в Неделю о Фоме, которая поэтому издревле составляла особое торжество – как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Антипасхой. С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года, поэтому Антипасха называется еще Неделей новой, Днем обновления, Обновлением. Такие названия тем более приличны этому дню, что в день восьмой Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения, в воспоминание чего эта Неделя получила также название Недели о Фоме (в просторечии Фомина Неделя, а также Радостное воскресенье, Красная горка). Указывая на происходящее обновление природы после зимнего сна, служба Недели о Фоме побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу. В песнопениях этой Недели Святая Церковь , указывая на радостную истину Воскресения Господа, особенно обращает наш благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней. После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи – шесть. По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы по Пасхе относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Духа Святого на Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Деян 5:17. Первосвящен­ник же и с ним все, при­надлежав­шие к ереси саддукейской, исполнились зависти, Как видно из предшествующего изображения внутреннего состояния христианского общества и отношения к нему народа,  Церковь  Христова процветала внутренне и прославлялась народом. Естественно, что убийцы Господа, из зависти, между прочим, к Его славе, исполнились завистии и к Его ученикам, так прославляемым от народа. «Первосвященник» — вероятно, Каиафа, бывший тогда правящим, потому и не названный. «И с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской»..». греч. κα πντες ο σν αυτ (η οσα αρεσις τν σαδδουκαων), точнее слав.  «и вси, иже с ним, сущая ересь саддукейская»; это показывает, что сам первосвященник принадлежал к еретической секте саддукеев и был ее представителем. Флавий прямо говорит, что один сын Анана или Анны (тестя Каиафы) принадлежал к секте саддукейской (Археол. XX, 9, 1). Возможно было в это время национального разложения уклонение в ересь и самого первосвященника, может быть хотя негласное и с известными предосторожностями. Деян 5:18. и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. «Наложили руки свои на Апостолов»употребили насилие, поступив с ними, как с преступниками. Деян 5:20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. «Став в храме, говорите»,  σταθντες λαλετε εν τ ιερ, правильнее слав.:  «ставше глаголите в Церкви». Чем упорнее становится преследование врагов, тем явственнее Господь оказывает свою помощь гонимым, частью для вразумления и устрашения гонителей, вообще же для распространения и утверждения новоустрояемой Церкви. Ангел повелевает говорить  «в храме» — смело, безбоязненно, не боясь угроз и преследований. «Все сии слова жизни», греч. πντα τ ρματα τς ζως τυτης, точнее слав.:  «вся глаголы жизни сея» — все глаголы  жизни сей , т. е. истинной, вечной, благодатной, в которой сами пребываете. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Стих: Яко укрепи вереи врат твоих, и благослови сыны твоя в тебе. Ныне Тя Всецарю, видевше не очима, но сердечною любовию, Бога веровавше, в пениих величаем. Слава, и ныне: глас и подобен тойжде: Даеши, о Избавителю, мир людем Твоим, и долгов разрешение, молитвами Всечистыя, и единыя Богоматере. Таже: Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш: Тропарь, глас 7: Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости. [зри] Подобает ведати: Аще ли где несть бдения в Неделю: в субботу вечера на Повечерии по Трисвятом кондак Триоди праздника: Слава, и ныне: Пасхи: Аще и во гроб: Сице же глаголем и до отдания Пасхи. Великая вечерня повнегда благословити иерею. Христос воскресе: трижды. И абие поем предначинательный псалом: Благослови душе моя Господа: с пением, якоже есть обычай: И по исполнении сего, стихословим: Блажен муж: Кафисму 1-ю всю. Господи воззвах: поем во глас 1, поставим стихов, 10. И поем стихиры самогласны, новыя недели. Глас 1. Иоанна монаха: Дверем заключенным, учеником собранным, вшел еси внезапу всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою. Темже вопием Ти: просвещение и Воскресение и мире наш, слава тебе. [Дважды]. По днех осмих востания Твоего Господи, явился еси учеником Твоим на месте, идеже бяху собрани, и возгласив им: мир вам, неверующему ученику руце показал еси, и пречистое ребро. Он же веровав вопияше Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды]. Фома, глаголемый Близнец, не бе с ними, егда вшел еси, Христе, заключенным дверем: темже и не вероваше реченным ему, от неверия в веру извествуя. Не несподобил же еси Блаже, показати ему пречистое ребро Твое, и руку и ногу язвы: он же осязав и видев, исповеда Тебе быти Бога не нага, и Человека не проста, и вопияше: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Икос: Кто сохрани ученичу длань тогда неопалиму, егда ко огненным ребром приступи Господним? Кто даде ей дерзость, и возможе осязати пламенную кость, всяко неосяжимую? Аще бо не бы ребро силу подало бренней деснице, како можаше осязати, страданьми поколебавшая яже выше, и яже низу? Сия благодать Фоме дадеся, еже сия осязати, Христови же вопити: Господь еси и Бог мой. Синаксарь в Неделю Фомину. Стихи: Аще ада или из гроба ключь не возбраняет, Твое Спасе стремление, ключь дверей како возбранит? В сий день, в Неделю вторую по Пасце, обновления празднуем Христова Воскресения, и святаго апостола Фомы осязание. Обновлением убо обычай бе древний бывати, на некоторое от нарочитых: лету бо окружающу и той день, воньже тогда содеяно бысть наведшу вещи оноя, память творяху летнюю, да не в забвение великая бы дела были. Отсюду евреи первее Пасху в Галгалех сотвориша, Чермнаго моря прехождение обновляюще. Отсюду сень свидения им обновляется, и многославно. Отсюду царство Давидово, и иная, да не по коемуждо глаголю: елма убо всех яже в житии вещей изряднее больше, и паче всякия мысли дело, Господне Воскресение: не точию на коеждо лето сие празднуем и обновляем, но присно и по осмом дни. Первое убо сего обновление, настоящая Неделя, яже глаголалася бы воистинну и осмая и первая. Осмая убо, яко от Пасхи: первая же, яко начало других. И осмая паки: яко во образ вчиняется безконечнаго онаго дне, иже в будущем веце, иже первый, и един будет всяко, ни нощию разсекаемь. Сия убо о обновлениих: а яже о Фоме, сице бысть: Христу воньже день воскресе, позде учеником явльшуся, не бяше Фома, не у с прочими совокуплься, страха ради иудейска. Таже помале нашед, уведа Христово пришествие, не верова, не учеником токмо, яко Того видеша воскресша, но яко ниже отнюд воскресе Господь, и сей един сый от двоюнадесятих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благохитростный же Бог, и о едином убо сице пекийся, купно же и смотрением неким большим, да и паче Воскресение и по сих будущым уверится, оставль дний осмь: да онаго любовь конечную поострит, и паче неверовавый всем веру известншую подаст Воскресения, паки приходит, и дверем заключенным, якоже прежде, сущу же и Фоме, входит и мир обычно подав, посем к Фоме простирается, и глаголет: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои, и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя, и не буди неверен, но верен. Понеже бо не точию видением уверитися имел еси за привидение, но скор сый, и осязания помянул еси. Показа же сим, яко внегда сия глаголаше ко учеником, бяше слыша: вложи руку твою в ребра Моя. Являет же, яко и широка бяше яже на ребрех язва, яко и руку внутрь вмещати. Фома же опасно испытав, и веру приим осяжением, попущаемь бо бе сия зрети и творити оная, аще и в нетленном и обоженном конечно телеси, за извещение взываше: Господь мой и Бог мой. Ово убо плоти ради, ово же Божества ради. И Христос к нему глаголет: яко видев Мя веровал еси, блажени не видевшии и веровавшии. Близнец же глаголется Фома, или зане с другим родися, или за еже усумнетися о Воскресении, или зане сице от естества слеплена беста ему два перста руки десныя, сиесть средний, и иже пред онем, глаголемый указательный: негли рекл бы кто, яко усумнетися имяше, и с сими осязати. Инии же глаголют, еже и известнейшее, яко еже Фома, близнец толкуется. Второе сие явление Христово. Третие же бысть на мори Тивериадстем в ловлении рыб, егда и пищи причастися, божественным огнем снедшейся, якоже весть Сам, известнейшее Воскресение представляя. Таже во Еммаусе является. Пятое в Галилеи, и единонадесятищи, якоже глаголют, является, дондеже вознесеся, многая и преестественная знамения творя, пред ученики по Воскресении: не бо многим сия показоваше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010