Оставиша же сия вся Евангелисти написати, зане не бе возможно сия многим, и в мире живущым человеком слышати, яко преестественна суща зело. Твоего апостола Фомы молитвами, Христе Боже наш помилуй нас. Аминь. Песнь 7. Ирмос: Образу служити мусикийскому согласию созывающу люди, от песней Сионских поюще отечески отроцы Давидовы, мучителево разориша злочестивое веление, и пламень в росу преложиша, песнь воспевающе: превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Яко первый есть дней и господственный светоносный сий, воньже радоватися достойно новым и божественным людем с трепетом: приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго, превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Един дерзнувый, неверною же верою облагодетельствовавый нас Фома Близнец, решит убо мрачное неведение всех концев, верным неверствием, себе же венец плетет яве глаголя. Ты еси Господь превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Не всуе усумневся Фома о востании Твоем, не низложися: но несумнетельное тщашеся показати сие Христе, всем языком. Отонудуже неверием уверив, всех научи глаголати: Ты еси Господь превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Со страхом руку Фома в ребра Твоя живоносная, Христе, вложив, трепетен ощути действо Спасе, сугубое двема естествома в Тебе соединяемыма неслиянно, и верою взываше глаголя: Ты еси Господь превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси. Песнь 8. Ирмос: В пламени огненне горящия пещи сохраншаго дети, и во зраце ангела снизшедшаго к ним, пойте Господа, и превозносите Его во веки. Возжелевый Твое радостное видение, прежде не вероваше Фома: сподоблься же того, Бога и Господа Тя нарицаше Владыко, Егоже превозносим во вся веки. Претерпевшаго Фомино неверие, и показавшаго ребра, и того дланию осязанна бывша, пойте Господа, и превозносите Его во вся веки. Твое неудобное сокровище, утаеное нам отверзе Фома: богословив бо языком богоносным, пойте Господа, глаголаше, и превозносите Его во вся веки. На 9-й песни, Честнейшую: не поем: но ирмос кийждо лик.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каким образом тело нетленное оказалось имеющим раны и было осязаемо рукою человеческою? Все это было делом снисхождения. Ибо тело, вошедшее чрез запертые двери, и потому тонкое и легкое, было свободно от всякой грубости. А чтобы уверить в воскресении, Господь показывает его таким, и для того воскрес, имея знаки креста и раны. Также, что Он и ел, ел не по нужде для тела, но для удостоверения в воскресении. Посему, как прежде распятия, ходя по волнам (Мк 6:48), Он имел тело не иной природы, так и ныне показывает оное осязаемым и имеющим раны. Однако же, хотя оно осязаемо и видимо, но нетленно. Ибо это показывается для удостоверения, а не по необходимости и закону тела. Ибо все вкушаемое входит во чрево и изменяется (Мф 15:17), чего у Христа, после воскресения, не было; но вкушаемое, принимаемое только для удостоверения в воскресении, было потребляемо некоторой невидимой и Божественной силой. Заметь и то, как для одного человека — Фомы — Господь не отказался снизойти и показать ребро, чтобы спасти одну душу неверующую, так и мы не должны презирать ни одного, ни самого малого. Ин 20:28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав  «Господь», исповедал человеческое естество; ибо «Господь» употребляется и об людях, например:  «Господин! если ты вынес Его»  (Ин 20:15). А сказав  «Бог мой», исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом. Ин 20:29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Господь, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, говорит:  «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Здесь Он намекает на учеников, которые не касались ни раны от гвоздей, ни ребра, однако, уверовали, и не на одних только их, но и на тех, которые уверуют впоследствии. Сказал это не с тем, чтобы лишить Фому блаженства, но чтобы утешить невидевших. Ибо многие говорят: «Блаженны очи, видевшие Господа». Он утешает таковых, говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель. «Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты... Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание — это последний день воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: « Христос воскресе из мертвых , смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный Августин , так и обо всех христианах в эти дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце». Поминовение умерших. Радоница — 14 мая Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные — красного цвета — одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того!.. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым — окончательной победой над смертью. Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник седмицы после Фоминой недели. Радоница — плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»

http://foma.ru/nedellja-vtoraja.html

Он основан имп. Львом Великим , перестроен Юстинианом, возобновлен и украшен Василием Македонянином. Многие особы императорского дома, не говоря о других, получили исцеление от недугов, употребляя воду источника, при коем находился сей храм Богоматери. (Ducangii СР. Chr. IV. 172, 183. Bandurii Imperium orient. р. 728). Вторая неделя по Пасхе : Обновление Христова воскресения и осязание Фомы. Неделя сия называется Антипасхой и Новой. Третья неделя по Пасхе , свв. жен Мироносиц. Свв. Мироносицы суть: Мария Магдалина. (22 июля). Саломия, мать апп. Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых. ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40, 16:1 ; Март. Р. 22 окт.) Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. ( Лк.8:3, 24:10 . Март. Р. 24 мая). Мария Клеопова, мать ап. Иакова. ( Мк. 16:1 . Март. Р. 9 апр.) Марфа и Мария, сестры Лазаря. (Март. Р. 9 апр.) Сусанна. ( Лк.8:3 ). В сей же день память Иосифа Аримафейского и Никодима, послуживших погребению Спасителя. Синакс. Март. Р. об Иосифе АРим.17 марта. Среда 4 седмицы по Пасхе : Праздник Преполовения Пятидесятницы. Пятая неделя по Пасхе , Самаряныни. ( Ин.4 ). Память св. Фотины Самаряныни 20 марта. Четверток шестой седмицы по Пасхе: Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. ( Лк.21 ; Мк. 16 ; Деян.1 ). Седьмая неделя по Пасхе : святых 318 Богоносных отец, иже в Никее. См. 29 мая. Суббота седьмой седмицы по Пасхе: Память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Неделя святой Пятидесятницы и понедельник св. Духа: Праздник сошествия Святого Духа, и святой и живоначальной Троицы. Неделя всех святых: Память всех тех, которых освятил Дух Святой: Девяти Чинов ангельских, Праотцов и Патриархов, Пророков и Апостолов, Мучеников и Иерархов, Священномучеников и Преподобномучеников, Преподобных и Праведных, всех святых жен, паче же всех, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник сей установлен во времена Льва Мудрого. Синакс. Примечание . Временем празднования Пасхи определяется, в котором месяце, и которого числа в данном году совершаются празднества, указуемые Триодями, постной и цветной. Пасха Христова празднуется в пределах 22 марта – 25 апр. включительно, что составляет 35 числ. И все, зависящие от нее, праздники совершаются в пределах своих 35 числ, всегда в одинаковом от нее расстоянии. Таким образом, неделя (воскресенье) сыропустная, последний день перед великим постом, предшествует Пасхе 49 днями (со днем Пасхи составится 50 дней). Преполовение празднуется в 25-й день по Пасхе, Вознесение в 40-й, Пятидесятница в 50-й (считая и день Пасхи); за нею, в 7-й день, неделя всех святых, последний день перед Петровым постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя апостола Фомы, Антипасха: 12 мая 3 мин., 22.03.2024 В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться. Но все это, конечно же, второстепенно! Фомина неделя, Антипасха Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома . В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.

http://foma.ru/nedellja-vtoraja.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 24. Праздники цветной Триоди Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня поговорим о праздниках Цветной Триоди. Сразу скажем, что все богослужение этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха формально нет, но нет его технически, т.е. эту книгу мы в руки не берем, однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные. Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной. С недели Фоминой начинаются песнопения из Октоиха 1го гласа, а далее гласы идут в последовательном порядке чрез остальные недели по Пасхе (в 3ю — 2й глас, в 4ю — 3й и т. д.). В изменяемой части богослужебного круга на первом месте стоят тексты праздника. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, (воскресенье). Что вспоминалось в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы. Так, вся 2я седмица по Пасхе, посвящается попразднству недели Антипасхи. Об Антипасхе (2я неделя по Пасхе) мы вчера поговорили достаточно. И хотя вы уже знаете, что каким являются праздники Триоди Цветной (из домашнего задания), однако думаю, не лишним будет их проговорить. Перечислим другие праздники: 3я неделя по Пасхенеделя жeh-мvpohocuц. В эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения Господа Иисуса Христа и Его воскресения: свв. праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, испросившие у Пилата тело Господа для погребения, и жehы-мvpohocuцы. 4я неделя по Пасхе именуется неделею разслабленного, того самого который 38 лет лежал при овчей купели в Иерусалиме и получил от Господа исцеление. 5я неделя по Пасхе — о самаряныни, той самой св. Фотины (20 марта), которой Господь у колодца открыл истину о Себе. 6я неделя по Пасхе о слепом от рождения, которого Господь чудесно исцелил.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

В восьмой день по воскресении, когда Апостолы были все вместе и Фома с ними, Воскресший повторил или обновил для них Свое явление, представ им в горнице, коей двери заперты были, и снова обрадовал и утвердил их и Фому в истине Своего воскресения. Фома, увидев язвы Господа, при всех исповедал Воскресшего: Господь мой и Бог мой. Яко видев мя, веровал еси, сказал ему Господь, блажени не видевшии, и веровавше. Итак, первая неделя по Пасхе, ознаменованная событиями явления воскресшего Спасителя единонадесяти Апостолам и осязания ран Христовых Апостолом Фомою, уверяющего, по гласу Церкви, в мироспасительном восстании Богочеловека из адских преисподних 533 , называется неделею Новою или неделею Антипасхи, что значит вместо Пасхи, или обновление Пасхи. Ибо в эту неделю новым Своим явлением для всех единонадесяти учеников Своих Господь повторил и обновил и явление Свое, бывшее в первый день по воскресении Господа, и в этот самый день второй седмицы по Пасхе, который после первого воскресного дня стал новым воскресным днем. Посему неделя Фомина есть неделя Антипасхи, неделя новая, неделя обновления 534 . «Древен и с доброю целию, говорит св. Григорий Богослов в слове своем на неделю Новую, установлен закон чтить день обновления, или, лучше сказать, с днем обновления чтить новыя благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собою погребение и воскресение, а этот есть чисто день новаго рождения. Он есть первый в числе последующих за ним и восьмый в числе предшествующих ему». Указуя на новое явление воскресшего Господа ученикам, при дверях затворенных, синаксарь говорит: Аще ада или из гроба ключь Не во возбраняет Твое, Спасе, Стремление, ключь дверей како возбранит; и продолжает: «в сей день обновления празднуем Христова воскресения и св. Апостола Фомы осязание». Обновлением называется здесь торжественное воспоминание известного достопамятного события. Так еще в ветхозаветной Церкви ежегодно обновлялась память исхода Евреев из Египта (Пасха), законодательства Синайского (Пятидесятница), и проч. В Церкви новозаветной бывают ежегодные же обновления Рождества Господня, Крещения и других спасительных событий. Но как из всех Евангельских праздников величайший и радостнейший для Церкви есть праздник воскресения Господа нашего, то он обновляется в Церкви не только ежегодно, но и еженедельно. А посему первый воскресный день после дня Пасхи называется по преимуществу обновлением воскресения. Это название тем приличнее настоящему дню, осьмому по Пасхе, что в этот же осьмый день Сам Господь благоволил обновить радость воскресения Своего, вторично явясь Апостолам и утвердив веру одного из них, доселе не хотевшего верить свидетелям Божественного воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православные праздники - Пасха, Светлое Христово Воскресение 2024 - Семь недель после Пасхи Семь недель после Пасхи Первые 7 недель (седмиц) после Пасхи — особое время, в которое мы празднуем Пасху и вспоминаем события, последовавшие за Воскресением Иисуса Христа. Заканчивается он на праздник Троицы (Пятидесятницы). При этом важно понимать, что в церковной традиции неделя — это воскресенье (время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм). А привычный нам период в 7 дней — это седмица. Поэтому, когда мы говорим, например, «2 неделя по Пасхе», мы имеем в виду воскресенье после Пасхи. А период «7 недель после Пасхи» — это 7 седмиц и 8 воскресений. Светлая седмица 2024: 6–11 мая Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите! 25.04.2022 Неделя апостола Фомы, Антипасха: 12 мая Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. 22.04.2023 Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц: 19 мая Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин от сердца шли на рассвете ко гробу. 07.05.2022 Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном: 26 мая Связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного?

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

Но как обновление явления воскресения Христова было особенно ради Фомы, который при сем явлении осязал и раны Воскресшего, то осьмый день по Пасхе называется неделею Фоминою или по просторечию – Фоминым воскресением. Непосредственно же следуя за неделею Пасхи, неделя Фомина или новая издревле составляет заключение светлого торжества 535 особенно для новокрещенных. Проводя торжество Пасхи, по духу заповедей Апостольских 536 , и по 66 правилу Вселенского Собора, во псалмех и пениих и песнех духовных, Православная Церковь постановила оканчивать это торжество в Фомину неделю. Почему неделя Фомина называется осьмым днем Пасхи. Олагшенные, приняв древле в навечерие Пасхи таинства св. Крещения и Миропомазания, облекались в белые одежды – знамения чистоты и невинности, и носили их, по уставу, в продолжение седми дней Пасхи. В неделю Фомину, как в последний день установленного празднования по принятии Крещения, новопосвященные или новокрещенные омывали на теле своем священное миро и торжественно слагали с себя во храме белые одежды, в которые они облекались по св. купели. Отчего неделя Фомина называется также и воскресением в Белых 537 . Блаженный Августин в 86 беседе (de diversis) говорит в неделю Фомину: «сегодняшним празднеством оканчивается пасхальное торжество. Сегодня одежда новопросвещенных переменяется, впрочем так, что белизна, которая отлагалась с одеждою, всегда сохранялась в душе». Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из постановлений Апостольских, писания св. Григория Богослова , бл. Августина и из правил соборных. Богослужение ее Хотя неделя Фомина есть неделя обновления празднования воскресения Христова, но в Уставе сказано: «в сей святой второй недели Антипасхи не поется воскресная, но вся праздника». Непоются, наприм., на вечерне после входа, известные стихиры Пасхи (с припевами: да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и проч.), – как поются оне в следующие недели до Вознесения; на утрени не поется канон Пасхи, который повторяется в недели следующие. Не поются конечно для того, чтобы сделать виднее, поставить ближе пред очи верующих предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходное свидетельство того же воскресения, которое торжествовали мы в продолжение всей пасхальной седмицы. Событие, ныне воспоминаемое, совершилось уже по прошествии пасхальной седмицы; почему надлежало посвятить ему особенные песни, как весьма важному и спасительному для всех и отложить на время песни Пасхи, коими прославляются большею частью события первого для воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Авторы - МИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) Валерия МИХАЙЛОВА (ПОСАШКО) Валерия Обозреватель  Родилась в 1985 году в Минске. Училась в Москве в Высшей школе экономики на отделении журналистики факультета политологии. Прихожанка храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве. Увлекается триатлоном. Любимые писатели - Гилберт Честертон и Генрих Сенкевич. В «Фоме» с 2009 года. 11 вопросов о поминовении усопших Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? 13.04.2024 От бизнесмена к преподобному. Удивительная жизнь святого Серафима Вырицкого Ему было открыто прошлое и будущее каждого, кто приходил к нему: он предсказал патриаршество Алексию I и Алексию II, когда тот был еще семинаристом. Он видел революцию, он пережил Великую Отечественную войну. В самые тяжелые для России времена преподобный Серафим стал живым свидетельством того, что Бог никогда не оставляет человека. 03.04.2024 Светлая седмица 2024: 6–11 мая Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите! 25.04.2022 Неделя апостола Фомы, Антипасха: 12 мая Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. 22.04.2023 Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц: 19 мая Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения… Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин от сердца шли на рассвете ко гробу. 07.05.2022 Неделя 6 по Пасхе, о слепом: 9 июня

http://foma.ru/authors/mihajlova-posashk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010