Патриаршее служение. Март 2011 1 апреля 2011 г. 21:30 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2011 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в среду первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве Патриаршее служение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в канун дня памяти обретения главы Иоанна Предтечи Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Детский праздник в День православной книги в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в Свято-Даниловом монастыре в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в канун недели Крестопоклонной Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Италии в России А. Ланди Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1442384.ht...

40 мучеников (9-го марта), Благовещение (25-го марта) (Тип., послед. субб. 2-й седм. Вел. поста). Служба в эти праздники совершается по Предтечевой и по Благовещенской главе (в Типиконе). Отменяется служба за упокой и в храмовой праздник (Тип., храм, глава 36-я). Во вторую Неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , митрополита Солунского, жившого в XIV веке, который «Православия догматы насадил и веры семя умножил добре, и постник явился» 945 . Таким образом, в предыдущую первую Неделю было совершаемо торжество православия; в эту вторую Неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе. Испытывая себя, вникая во все свои дела, после двух седмиц поста, душа постящегося находит, что она еще также виновна пред Богом, как блудный сын. Эта мысль заключается в песнях следующих за нею седмичных дней 946 . В третью Неделю Великого поста служба кресту Господню в связи с воспоминанием воскресения Христова. В молитве возглашается: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; в крестопоклонную Неделю (воскресение) на утрени при каноне кресту находятся ирмосы пасхального канона: «Воскресения день» 947 . В эту Неделю (воскресение) и в седмичные дни поклонение честному и животворящему кресту Господню, для постящихся и сокрушающихся служит среди поста (по выражению Синаксаря) как бы «прохлаждением и укреплением»; ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, Который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление. Служба в Неделю крестопоклонную имеет ту особенность, что на малой вечерне выносится крест из сосудохранительницы, или жертвенника на престол, а на утрени – с престола на средину храма, для поклонения, так же, как и 1-е августа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Святитель Григорий Палама жил b XIV веке. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама b XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания (в том числе и настоящего поста), да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. В Русской Церкви службу святителю Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого поста стали совершать только начиная с середины XVII века (до этого просто служили рядовому святому Минеи). Неделя 3-я Великого постаКрестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I (518–527) или Юстин II (565–578) — имеется в виду). Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX beka, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти k IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе (тогда как памяти других Недель оформились позднее). 4-я и 5-я Недели поста – памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской

http://azbyka.ru/velikiy-post

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную в Храме Христа Спасителя 18 марта 2012 г. 18:30 18 марта 2012 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем — особым днем Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить, что означают страдания, которые Сын Божий претерпел от рук человеческих. И чем глубже мы вдумываемся в этот символ христианского спасения — Животворящий Крест, чем глубже пытаемся проникнуть в тайну страданий Бога на Земле, тем более нам открывается смысл того, что с первого взгляда представляется безумием, чем-то нелогичным, случайным, ненужным, но при этом непременно преследует каждого человека, — это наши собственные страдания, наш собственный крест. Замечательно сказал о кресте святитель Феофан Затворник: «Крест сросся с нашим земным бытием в тот момент, когда заключились для людей двери земного рая». Действительно, когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чему было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. От страдания не может избавить ничто — ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума. Когда силой научного знания мы исключаем одну беду, приходит другая. Мы научились лечить многие болезни, но создали цивилизацию стресса, которая обрушивает на нас множество опасных вызовов, и душа тоскует и болит подчас сильнее, чем от физической болезни.

http://patriarchia.ru/db/text/2088715.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Крестопоклонную неделю в кафедральном соборе Калининграда 15 марта 2015 г. 23:24 15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Преосвященства! Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с третьим воскресеньем Великого поста, именуемым Крестопоклонным. Это особый день, когда мы вспоминаем распятие Спасителя. И в этот день читается Евангелие от Марка (Мк. 8:34-9:1). Слова из этого Евангелия хорошо всем известны. Я приведу эти слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Слова хорошо известные, но очень непонятные. Что означает погубить душу ради Христа? Понять это невозможно, если не вдуматься в первую часть фразы: кто хочет сберечь душу свою, тот погубит ее. А для кого или для чего? Не сказано. И только из контекста можно понять, что если не сказано, для кого и во имя чего человек может погубить свою душу, то становится ясным, что речь идет о самом человеке и фразу эту нужно понимать так: кто сбережет ради себя душу свою, тот погубит ее. В русском тексте, так же как и в славянском, используется слово «сбережение». А может быть стоило использовать иное слово — «сохранение»? Нет. И древние славянские переводчики, Кирилл и Мефодий, а за ними и другие используют это слово «сбережение» неслучайно, потому что оно имеет иной смысл, чем «сохранение». Станет понятно, о чем идет речь, если мы в качестве примера приведем желание людей сохранить свои деньги. Они их сберегают, есть даже такое понятие — сберегательная касса. Сбережение средств означает их защиту, создание условий, при которых они не подвергаются инфляции, когда они не обесцениваются, когда никто не может эти деньги похитить, и когда человек их просто не теряет, а, может быть, даже более того, сберегает, вкладывает во что-то, что приносит бОльший доход.

http://patriarchia.ru/db/text/4014397.ht...

На Крестопоклонной неделе в Днепропетровск с Афона доставят частицу Животворящего Креста Господня Днепропетровск, 20 марта 2009 г. По благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на третьей Неделе Великого Поста православных верующих Днепропетровска ожидает великая радость — монахи-огиориты со скита святой Анны, который находиться на святой Афонской горе привезут в областной центр великую святыню — частицу Животворящего Креста Господня. Приглашая на встречу с православной святыней, настоятель храма в честь «Иверской» иконы Божьей Матери, где будет выставлена она на поклонение, протоиерей Николай Несправа сказал: «Мне особо приятно объявить эту миссию — приезд в наш город такой великой святыни — Животворящего Креста Господня. Знаменательно, что святыня пробудет в областном центре в Крестопоклонную Неделю, в воскресенье третьей недели Великого Поста, когда в храмах выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Уникальность этого события в том, что у верующих будет возможность поклониться не образу, а частице самого Животворящего Креста». Этот воскресный день, и вся последующая седмица, называемая Крестопоклонной, является очень важной для каждого верующего христианина. Действительно, что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу, а Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Говоря о значении этого события, о. Николай подчеркнул: «На моей памяти, святыня такого значения еще никогда не находилась в Днепропетровске. Особенно важно, что это происходит в Крестопоклонную неделю». Торжественная встреча Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель состоится 20 марта в 17:00 в храме «Иверской» иконы Божьей Матери на городском жилмассиве Северный. Планируется, что перед привозом в храм монахи из Афона вместе со святыней посетят Днепропетровское епархиальное управление, где встретятся с Управляющим епархии митрополитом Иринеем. С 20 по 23 марта святыня будет находиться в храме иконы Божией Матери «Иверская» и будет вынесена для поклонения. Храм будет открыт круглосуточно для всех, кто пожелает приложиться к святыне. Утром 23 марта планируется вместе со святыней на вертолете облететь весь город и с высоты полета осенить Днепропетровск и его жителей Честным Крестом. Православие.Ru 20 марта 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29716.html

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную 6 марта 2010 г. 16:00 Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви града Москвы в неделю Крестопоклонную Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Святая Церковь, имеющая попечение о своих чадах, подвела нас с вами к середине Великого поста. Самое время задуматься о причине, по которой Церковь в преполовение Четыредесятницы являет нам Крест. Ведь через три недели, созерцая Спасительные Страсти, мы, милостию Божией, вновь окажемся стоящими у Креста Христова. Тогда нам зримо явится тайна нашего спасения через добровольное уничижение Сына Божия, снисшедшего до позорной и мучительной смерти. Принято считать, что Крест износится на середину храма, чтобы поддержать нашу решимость достойно завершить прохождение спасительного поприща Поста. Вполне соглашаясь с этим благочестивым мнением, добавим: Церковь являет образ Распятия Спасителя как напоминание о необходимости нести свой крест всем идущим вслед за Господом. Начиная с подготовительных недель в православных храмах звучат слова Священного Писания, призывающие нас творить дела милости: «Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Всегда, а наипаче в эти дни каждый христианин призван к проявлению сугубого попечения о ближних, к тому, чтобы, следуя Евангелию, питать алчущих, одевать нагих, принимать странников, посещать томящихся в заключении (ср. Мф. 25:34-40). Шествуя великопостной стезей, каждый христиан стремится изменить себя и свой образ жизни, старается преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, сосредоточиться на молитве и покаянии. Вместе с тем важно понимать, что пост не является самоцелью, но лишь средством к достижению главного: единства со Христом, которое невозможно без преодоления эгоизма и стяжания любви к ближнему.

http://patriarchia.ru/db/text/1107095.ht...

В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Кремля 27 марта 2011 г. 14:43 27 марта 2011 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и день памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси (1353), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря игумен Савва (Михеев); председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов ; настоятель храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и клирики г. Москвы. За богослужением пел объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь , посвященную значению крестоношения в жизни каждого христианина. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву у честных мощей святителя Феогноста, митрополита Киевского, почивающих в алтаре собора, а затем совершил поклонение Кресту. Святейший Владыка поздравил архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста с днем тезоименитства и подарил ему список Тихвинской иконы Божией Матери. Во внимание к усердным трудам во благо Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви вручил протоиерею Димитрию Смирнову орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1438498.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010