Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы – Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила. Несколько дней в течение 2–6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, «преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева. Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще, один из самых строгих в посте. Напротив, Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего, 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже). Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кондак «Торжество Креста» Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст Триоди. В Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную. Кондак, глас 7. Самогласен: Не ктому пламенное оружие/хранит врат Едемских:/на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное,/смертное жало, и адова победа прогнася./Предстал бо еси Спасе мой,/вопия сущим во аде:/внидите паки в рай. Икос: Три кресты водрузи на Голгофе Пилат,/два разбойников, и един Жизнодавца./Егоже виде ад, и рече сущим доле:/о слуги мои, и силы моя!/Кто водрузив гвоздие в сердце мое,/древяным мя копием внезапу прободе?/И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся,/чувства моя смущают дух мой,/и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми:/Древо бо сия вводит паки в рай. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова В неделю 3-ю св. Велик. поста. (крестопоклонную) 1 . Кондак, глас 7-й самогласен. Уже не огненный мечь охраняет теперь Едемския врата; ибо их осеняет, – удивительный (духовно-спасительный) союз,-древо крестное. Жало смерти и победа адова исчезли ( 1Кор. 15:55 ); пришел же Ты, Спаситель мой, вопия сущим во аде: «Входите опять в рай». Икосы : 1) ( Τρες) Три креста водрузил Пилат на Голгофе,– два разбойникам, а один Жизнодавцу. Ад, увидев Его, сказал сущим в преисподней: О слуги мои и силы мои! Кто вонзил гвоздь в сердце мое, внезапно пронзил меня древяным копием, так что я разрушаюсь, мучусь моими внутренностями, болю чревом моим ( Иер. 4:19 ); чувства мои возмущают дух мой, и я вынуждаюсь извергнуть Адама и сущих от Адама. Данных мне древом, сих древо (крестное) опять вводит в рай. 2) ( τε) Когда услышал сие многоглавый дракон (диавол), быстро извиваясь приблизился, восклицая к аду: «Что у тебя? Зачем напрасно ты так возмутился? Что за слова ты приготовил для рожденнаго от Марии; я показал Его иудеям. Ибо к нашей пользе – крест, на котором они пригвоздили Христа. Ибо (этим) древом я хочу умертвить втораго Адама. Итак не смущайся; ибо не похитит оно у тебя тех, которых ты содержишь в своей власти; ибо из тех, над которыми, мы владычествуем, ни один не уйдет опять в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

52. Слово в Неделю Крестопоклонную 135 «Днесь пророческое исполнися слово: се бо поклоняемся на место, идеже стоясте нозе Твои, Господи; и древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом» (Самогласен на утрене 3-й Недели Великого поста). Дабы наше поклонение Кресту было достойным Пострадавшего на нем Господа, этой церковной песнью напоминается нам, между прочим, что ныне мы видим исполнение того, чего древний Израиль видел лишь образы. Древний Израиль во время странствования по пустыне неоднократно видел спасительные образы Креста, чрез которые поддерживались в нем духовные силы для дальнейшего странствования. Так, когда однажды он возроптал на недостаток воды в пустыне, Бог повелел вложить древо в воды Мерры, и горькие воды сделались приятными. В другой раз, когда Израиля побеждали враги, Моисей молитвенно воздел руки и, из самого себя устрояя образ Креста, давал чрез этот образ Израилю побеждать Амалика. Еще, когда однажды народ малодушествовал, говоря Моисею: «Зачем вы вывели нас из Египта, в эту пустыню, в которой нет ни хлеба, ни воды?» Бог за неверие Израиля послал на него ядовитых змей; когда же Израиль обратился к Богу, Он повелел Моисею вознести змия в пустыне во образ Христа, имевшего быть некогда распятым на древе Крестном; и взиравшие с верой исцелялись. Будем, братие, внимательны к сим образам, дабы не случилось с нами то же, что случилось с Израилем древним. Это странствование Израиля по пустыне, во время которого он испытывал немало скорбей, служит образом нашего последования Христу. Ибо и тогда Христос путеводил Израиля, так как в столпе облачном и огненном шествовал Ангел Иеговы, Божественный Посланник, то есть Христос, имевший впоследствии явиться на землю. Мы не видим пред собой столпа облачного или огненного, в котором Ангел Господень видимо являл бы Свое присутствие, но и ныне для верующих во Христа Он является постоянным невидимым Путеводителем и Наставником. Ибо для духовного взора веры на жизненном пути, как бы он ни был труден, нет ничего случайного, но во всем видна путеводящая и воспитывающая Рука Промысла Божия тот крест, который мы должны взять, чтобы следовать за Христом. Как Бог испытывал Израиля в пустыне, так должны быть испытываемы и мы. Ибо как могли бы мы следовать за Христом, не взяв Креста Его? Если бы не было в жизни нашей ничего скорбного, если бы все желания наши исполнялись, то могли ли бы мы освободиться от страстей, лишающих нас духовной свободы и отдающих в плен духовным врагам? Только когда у нас отнимаются предметы пристрастий и таким образом устрояется крест жизни, мы можем достигнуть духовной свободы. И как только молитвенно распростертые во образ Креста руки Моисея помогли Израилю победить Амалика, так и нас только подвиг внутреннего самораспятия, соединенный с усиленной молитвой, очищает от греховных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Помышляя о сем, радуйтесь, крестоносцы! А вам что, утешающиеся? Слово Авраама к богачу в притче о богатом и Лазаре ( Лк. 16, 25 ). Здесь вы утешаетесь, а другие страждут Христа ради и закона Его святого, а на том свете будет наоборот: крестным идущие путем будут утешаться, а утешавшиеся страдать. Вы говорите обыкновенно: «Вот и повеселиться будто нельзя или какое-либо себе позволить удовольствие». Да вы главное-то прежде сделайте, а потом позволяйте и это. А то у иного только и дела, что – ныне бал, завтра театр, там гулянье, да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, – переход от одних приятностей к другим. А о главном, о том, как достигнуть того, чем должен быть всякий христианин, и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни? То внутреннее наше к Богу отношение во Христе будто само будет зреть, несмотря на эти внешние нестроения?! Как ему зреть? Горит ли свечка на ветре? Спеется ли жизнь от приема яда? Нет. Хочешь добра себе – брось утехи, вступи на крестный путь покаяния, перегори в огне самораспинания, закались в слезах сокрушения сердечного, и станешь золото или серебро, или камение драгое и в свое время будешь взят небесным Домовладыкою на украшение Его пресветлых и премирных чертогов. Аминь. В неделю крестопоклонную (вы взошли на крест, давши противиться греху) Ведомо вам, чего ради предлагается чествованию и поклонению нашему Честный Крест Господень среди Великого поста. Тем, которые еще не покаялись, сим говорится: «Если Сына Своего Единородного не пощадил Бог Правосудный, то какой ожидать вам пощады, если нераскаянными пребудете во грехах ваших? Бросьте же грех и обратитесь на путь правый». А тем, кои уже покаялись и начали трудиться над исправлением своего жития, говорится сим: «Видите, чего стоит грех. Смотрите же, не поддавайтесь более греху и не изменяйте данному вами в покаянии обету быть впредь исправными пред Господом». К сим последним хочу обратить ныне слово мое и повторить им апостольское воодушевление: " Стойте... братие, мужайтеся, утверждайтеся» ( 1Кор.16, 13 ). Смотрите на Господа, ради вас на Кресте распеншегося. Взошедши на Крест, Он не сходил с него, пока предал дух Свой Богу Отцу. Вот и вы взошли на крест, давши обет противиться греху и вступивши в борьбу со страстьми и похотьми. Не сходите же с сего креста, каким бы искушениям и увлечениям ни подвергались вы. Враги Господа, окружая Крест Его, кричали: «Да снидет ныне со Креста, да видим и веруем Ему» ( Мф.27, 42 ). Не послушал их Господь. Не слушайте и вы, когда враги вашего спасения начнут сманивать вас с вашего креста и прельщать к тому, чтоб вы бросили эту борьбу со страстьми и похотьми. Стойте, братие, и не поддавайтесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вообще стоит подчеркнуть: этот дневник очень ненавязчивый, это просто – наглядное бумажное «устроение поста». Здесь нет каких-то точных рекомендаций, нет отсылок к пищевому посту или каким-то другим регламентациям. Ведь все мы разные, и дети у нас разные… Многих подростков жесткая навязчивость оттолкнет обязательно, я уверена. Меня бы точно оттолкнула. Поэтому описание дневника и само его устройство подчеркивает: что записывать – решай сам. Главное – увидеть Великий пост как особенное время жизни и время, которое мы проживаем вместе с Церковью. Что записывать – решаешь сам Так, может быть, наши дети будут записывать эти самые «благодарности» и «грехи». А может быть, захотят сами прочитывать хотя бы одну из предложенных библейских книг во время Великого поста; и вот один из предложенных вариантов ведения этого дневника – каждый день записывать какой-то стих или даже просто – одну мысль из Библии. Это тоже известная и работающая практика, которая помогает внимательнее прочитывать выбранный текст Священного Писания. Когда я сама была подростком, я, читая Библию, выписывала некоторые стихи на лист-закладку… Страстная седмица – время памяти о страданиях Спасителя. В эти дни в «Дневнике на Великий пост» уже нет места для обычных ежедневных записей: на Страстной седмице приведены ссылки на Евангельские чтения и пересказ богослужебных песнопений каждого дня этой Великой недели. Одна из особенностей этой небольшой записной книжки Великого поста в том, что на «воскресных» страничках дневника есть настоящие антистресс-раскраски, подготовленные художницей Екатериной Скляровой. В первую неделю поста в этой раскраске – целиком молитва преподобного Ефрема Сирина, которую при желании можно обвести цветными карандашами и так – освоить, выучить ее. А можно – просто подглядывать сюда во время молитвы… На Крестопоклонной неделе – тот самый тропарь, который в Церкви и дома поется при поклонении Кресту, и его тоже можно обвести карандашом. Но вообще эти подробные, сюжетные раскраски, как и орнаменты на будних днях, можно воспринимать просто как хорошие графические иллюстрации к дневнику, не раскрашивать, не обводить. Можно раскрасить только тексты или, наоборот, только рисунки – здесь снова все устроено так, чтобы не навязываться, предлагать ребенку, подростку выбирать самому. При этом скорее всего для детей помладше именно раскраски могут быть самым интересным сюжетом дневника. И между прочим: дневник именно как раскраску можно брать с собой в храм в воскресные дни Великого поста. И если ребенок находится в том моменте своей жизни, когда он совершенно не готов к внимательному и сознательному посту, он может «осваивать» устройство поста, узнавать о великопостных неделях, обращаясь с этим дневником просто как с раскраской.

http://pravoslavie.ru/137560.html

§§ 125. Характер сей Триоди. 126. Разделение Служб, в ней содержащихся. 127. Службы предуготовительные. 128. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. 129. В неделю блудного сына. 130. В Мясопустную. 131. В Субботу пред Мясопустною. 132. В Субботу пред Сыропустною. 133. В Неделю Сыропустную. 134. Службы великопостные. 135. Виды сих Служб. 136. Простодневные Службы Утрени и Часов. 137. Великий Канон на Повечерии. 138. Службы воскресные в Неделю Православия. 139. В Неделю Крестопоклонную. 140. В Субботу Лазареву, и в Неделю Ваий. 141. Службы Страстной Седмицы: в Понедельник, Вторник и Среду. 142. В Четверток, Пяток и Субботу великую. 143. Главные предметы поучений по руководству постной Триоди. § 125. Рядом за Минеею месячною в Уставе следует постная Триодь, одна из боголепнейших церковных книг, употребляемых при совершении общественных молитв. Она есть собрание Служб от недели Мытаря и Фарисея до Светлого праздника Пасхи, и вместе собрание возвышенных песней умиления, покаяния, горьких слез о глубине падения, и о нечистоте падшего духа человеческого. Выбор и расположение предметов, на которые составлены Службы молитвенной книги, их взаимное сочетание, их трогательное, унылое и вместе святым упованием растворённое выражение, их сообразность с обстоятельствами времени, и с существом дела, – всё это легко раскрывает и назидает в душе три главные мысли Триоди: а) приведение человека в сознание своей греховности, б) необходимость поста и покаяния, в) веру и надежду на Искупителя падшего человечества. В священных песнях Триоди падший дух человеческий оплакан самыми горькими и истинными слезами, представлен во многих разительнейших положениях, и – униженный пред самим собою как Мытарь, удалившийся в бездну греха и разврата как сын блудный, – он везде ищет Бога – вечного света и источника жизни своей, везде старается явиться к Нему с воплем покаяния и молитвы. Можно сказать, что в Службах Триоди собраны и выражены вздохи и стенания целого человечества, пришедшего в сознание себя, вспомнившего первобытный свой невинный вид, и томящегося желанием возвратить потерянную жизнь свою. Грешно проповеднику, если он не хочет проникаться духом Триоди, и в проповедях своих удаляется от её содержания и тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

179 Полиелей в праздник Воздвижения, по указанию некоторых, следует отправлять пред престолом, на котором находится крест, а не перед обычной праздничной иконой, потому что всего лучше петь величание кресту пред самым крестом, который лежит на Престоле, украшенный и уготованный к воздвижению, а затем уже по порядку читать Евангелие и т.д. (Рук. д. сел. паст. 1886, 6). 180 Воздвижение св. креста перед народом, как это совершать указывается в Уставе, в очень многих храмах опускается по своей трудности и вместе с этим опускается и лития, положенная на этот раз в Уставе. Некоторые священники обертывают крест длинным покровцем с лентами, так что при воздвижении, даже при каком наклонении головой, ленты касаются пола храма, чем яко бы выполняется требование Устава наклоняться с крестом так, чтобы касаться пола. Относительно этих порядков должно заметить следующее. В Уставе 14 сентября находится очень важное замечание, а именно: «аще ли же не в соборных храмех, и воздвижение креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю св. постов». Очевидно, Устав, предполагая прямо совершение этого обряда в храмах соборных, допускает опущение его в церквах приходских, в которых совершается лишь поклонение кресту без воздвижения и литии, как это указано в Крестопоклонную неделю Великого поста. Следовательно, опущение воздвижения креста, как имеющее свое основание в духе и букве Устава, не может быть признано погрешностью. Лития и воздвижение суть неразрывные части одного целого; то и другое указывает на известное событие из истории креста: поднятие креста при его обретении и восклицание народа. В благоустроенных хорах самый напев «Господи помилуй» с периодическими повышениями и понижениями голосов приспособлен к действиям креста: при опущении креста вниз голоса понижаются, при поднятии – повышаются. Следовательно, если опускается воздвижение креста, то вместе с тем опускается и лития. На это прямо указывает наш Устав, когда говорит, что при опускании воздвижения бывает одно только поклонение кресту, как в 3-ю неделю Великого поста, без литии. Что касается обычая привешивать к кресту ленты для указанной цели, то это есть, если дозволительно так выразиться, фальсификация обряда. В Уставе ясно говорится о низком приклонении головы священника: «таже преклонят главу, елико пядью отстояти главе от земли» (Литов. Еп. Вед. 1888, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По кафисмах седальны воскресны: и чтение во евангелии толковом. По полиелеи седальны храма два, по единожды. Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение храма. Степенна гласа. Прокимен, Евангелие, и стихира храма. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и храма на 6. По 3-й песни, кондак триоди, и седален храма дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма, и пролог. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и храма со славным 4, с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и ектении, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час первый: и поучение Студитово: и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак храма, и триоди, пременяем. На литургии, блаженны гласа, на 6: и храма песнь 3, на 4. Прокимен гласа и храма. Апостол, Евангелие, и причастен воскресен, и храма. [Зри] Святаго же Григориа служба поется, в четвертую, или пятую неделю постов. Глава 38. Аще случится храм святаго в неделю 3-ю поста: И поется служба храма вечер и утро все, якоже в 1-ю неделю предызъявися. Бывает же поклонение и целование Честнаго Креста по чину его, поют же ся и стихиры обычныя Креста. Глава 39. Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста, Крестопоклонную: Оставляется канон Креста, и поется в понедельник тояже седмицы. Во вторник вечерню поем без поклонов, кафисму глаголем обычну. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен дне дважды: и Креста подобны 3, и храма 5: Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. и Да исправится молитва моя: и прочая Преждесвященных. [Зри] Аще ли не будет Преждесвященныя, на Господи воззвах, стихиры в триоди Креста, подобны 3, и храма 5. Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. Таже, Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры триоди, самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Креста. По Ныне отпущаеши, тропарь храма, Слава, и ныне, Богородичен. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, с поклоны. Таже Достойно есть: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И если кто может спасти нас от ужасов, несомненно грядущих на вселенную, то только Сам Господь, наша слезная молитва и всецелое обращение к Нему. Устроители всех этих бесчисленных увеселений часто любят оправдывать себя тем, что увеселения устраиваются ими с благотворительной целью. Даже для помощи военным инвалидам устраиваются «инвалидные балы», причем нередко в дни поста и даже Великого поста. На нашей памяти такой «инвалидный бал» был устроен в Париже в ночь под Неделю Крестопоклонную, когда выносится на всенощной Крест Христов для поклонения. Газеты взывали: «Приходите все на бал, чтобы помочь вашим инвалидам!» А разве нельзя помочь инвалидам, не приходя на такой кощунственный бал, устраиваемый в дни поста, в дни воспоминания Страстей Христовых? К чести наших военных надо сказать, что этот бал вызвал тогда резкую и решительную отповедь одного из наших заслуженных старых воинов и самих же инвалидов. Но газеты отказались напечатать их протест. Не странно ли и не стыдно ли нам, православным русским людям, сынам и дщерям Святой Руси, что такое святое дело, как помощь нуждающимся, особенно инвалидам, проливавшим за нас кровь свою, непременно должно связываться с танцами, со всякого рода веселым и легкомысленным времяпровождением, с объядением и пьянством? И все это к тому же соединяется еще с грубым попранием церковных правил, с оплеванием всех наших исконных благочестивых традиций и обычаев, с подрыванием тех вековых устоев, на которых созидалась наша Святая Русь? Разве так благотворили ближним первые христиане, которые ничего не хотели называть своим, но продавали имения и всякую собственность и вырученные за них деньги приносили «и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4, 35)? Разве такая благотворительность была прежде у нас на Святой Руси, до того как наша народная жизнь была отравлена тлетворным влиянием Запада, когда наши князья и богатые люди щедрой рукой раздавали милостыню Христа ради, а нередко отправляли нуждающимся целые подводы, нагруженные хлебом и всевозможными съестными припасами?

http://pravoslavie.ru/2927.html

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная”неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой… И еще наставлял Горкин: – Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит». В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное. Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле.

http://pravoslavie.ru/101928.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010