Катарсис по цене двух бургеров В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. 31 марта, 2011 В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. Детальный показ страданий Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» вызвал в свое время бурю обсуждения среди верующих. Одни говорили, что нельзя так подробно рассказывать о таких трагических событиях, другие – что современного человека трудно пробудить от постоянного поиска развлечений и потребительского отношения к жизни . В этих дискуссиях забывалась одна простая вещь: американцы и европейцы по-своему относятся к тем событиям, которые стоили столько страданий Спасителю и избавили человечество от проклятия смерти. Любой христианин всегда должен помнить о том, какой ценой куплена его свобода от греха – об этом писал в свое время и апостол Павел . Но в течение года Устав определяет лишь несколько дней, когда о страданиях Иисуса детально рассказывается во время богослужения. Это дни перед самой Пасхой, праздник Крестовоздвижения и Крестопоклонное воскресенье во время Великого Поста . Во все эти дни предполагается серьезная аскеза – ограничение себя и в пище, и уж тем более в развлечениях. Может, именно поэтому нам так странно узнавать, что в одних только США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере . «У местного Иисуса почти нет выходных. Шесть дней в неделю его бичуют и распинают римские легионеры; шесть дней в неделю под всхлипы впечатлительной публики он воскресает вновь. Доступный катарсис по цене двух бургеров с картошкой из ближайшего дайнера», — иронично описывает сайт журнал Forbes один из самых популярных американских парков Holy Land.

http://pravmir.ru/katarsis-po-cene-dvux-...

72. В ту же неделю Иже хощет по мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет Мф.16:24 Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья Великого поста называется: Крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», – сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Земля, яже терние страстей печальна изолстившая, взыграя ликуй: се бо Земледелатель бессмертный клятвы изимаяй тя, ныне приходит»; «тем же и мы радующеся вопием»: «воплотивыйся непреложно Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость». Тропарь, гл. 4. Днесь всемирныя радости начатки, предпразднственное воспети повелевают; се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие и к Ней вопиет: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Кондак, гл. 8. Всем земным начало спасения нашего Ты еси Богородице Дево: Божий бо служитель с небес послан предстати Тебе, великий чиноначальник Гавриил, радость обрадованную Ти принесе; тем еси зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Порядок отправляемой 23 мар. (накануне предпразднсства) вечерни и литургия Преждеосвященных Даров (если 23 мар. будет в среду или пяток) излагается в Уст. 24 мар.; там же находится и порядок отправляемой 24 мар. утрени. Порядок совершаемой 24 мар. вечерня и литургии Преждеосвященных Даров налагается в Уст. 25 мар. Эта литургия совершается 24 мар. тогда, когда это число падает на среду или пяток Вел. поста; если же предпразднство случится в понедельник или вторн., или четв. (когда не положено совершение лит. Преждеосв. Даров), то 24 мар. отправляется одна вечерня без литур. Преждеосв. Даров, почему в Уст. 25 мар. и находится указание относительно того, как совершать эту вечерню. «аще несть Преждеосвященных». Мр. Аще случится предпразднство: 1. в субботу 3-й, 4-й недели Великого поста; 2. в неделю Крестопоклонную; 3. в понедельник 4-й, 5-й, 6-й недели; 4. в среду Крестопоклонной недели; 5. четверток 4-й недели; 6. среду 5-й недели; 8. 4-й, 5-й недели; 9. в субботу 5-й недели. – Если предпразднство на 5-й седмице Великого поста во вторник, – служба предпразднства поется в понедельник, 23 мар.; если в четверток, – служба в среду, 23 мар. (с вечерни во вторник, кончая утреней среды); если в субботу Лазареву, – служба в четверток той же седмицы, 22 мар. – О нед. Ваий и проч. см. выше, 25 мар. Пр. отца нашего Захарїи, монаха, затворника, прославившегося страннолюбием и получившего за это название «Отверстый».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вот один умер грек, коммунист, эмигрант. Коммунисты там тоже сжигали людей, так что полковники правильно сделали тоже. Жили очень дружно с одной преподавательницей греческого языка. Имели двоих детей. Неожиданно обнаружилось, что у него рак. Через несколько месяцев умер. Вероятно, неверующий. Да и она неверующая или верует, но смущается об этом говорить. Но вот одна фраза, которую Валентина Осиповна, его жена, запомнила: Михоэлис дня за два — за три до смерти сказал: «Знаешь, у меня душа от всех этих страданий потемнела». Он очень страдал, так что приходилось делать уколы для ослабления боли. Эти слова можно и в положительном, и в отрицательном смысле понимать. Не знаю, в какую сторону здесь надо истолковывать. Да, еще о. Павел сказал: одни ужасаются от этого предсмертного видения, другие радуются. Те и другие уже знают что-то, но не говорят: нет смысла говорить, кто ж из живых поймет. Для нас с тобой это едва ли выдумки. Тут что-то есть.   10.4.1975. Mehr Licht! — кричал Гёте перед смертью… Внезапно А. Ф. прерывает диктовку: Ведь уже четвертая неделя  поста идет, крестопоклонная. Такая чудовищная выправка должна быть у истинно верующего, молящегося: 1000 поклонов положено делать, несколько часов чтения канона Андрея Критского в среду на пятой неделе. А там уже неделя ваий, вход в Иерусалим, воскрешение Лазаря. А там уже страстная неделя — о Господи, как она продумана, как она прочувствована! Каждый день! В середине недели память великой грешницы, которой сказали: вот, пророк появился! — Да что там, я его окручу! Но увидев остолбенела, упала на ноги и стала просить оставления грехов. И это состояние души, которая мгновенно увидела истину и покаялась, — эта психология замечательно выражена в десяти стихирах «К тебе, Господи, воззвах». Это великое произведение мировой литературы, которое мало кто знает. По-моему, мировое произведение литературы, даже литературно и психологически, не то что духовно, о чем все смеются. Эта духовная глубина мало кому из богословов понятна. — Потом четверг, какой четверг! А вечер, это уже под пятницу, чтение двенадцати Евангелий. И там чудные стихиры после 8 песни. Это обычно не хор поет, а трио, чтобы выделить: «Разбойника благоразумного о единем часе раеви сподобил еси. И мене грешнаго древом крестным помилуй и спаси». Ни один профессор литургики этого не может объяснить, это только верующая душа может понять. По-моему, вся эта служба на страстную неделю великое художественное произведение. А как же! Это произведение верующей души, которая переживает такие революции, которые и не снились всем последующим революционерам, — конечно; но в замечательных художественных образах. Я в молодости носился с этим, хотел всё объяснить, но потом меня отучили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Как тебе узнать: какой именно твой крест, ибо крестов много, так как и путей много на земле? Что сделал иерусалимский Патриарх Макарий, чтоб узнать, который из трех найденных на Голгофе крестов есть Спасителев крест? Ибо в числе их были еще два креста, на которых висели два разбойника. Он велел принести мертвеца, к которому прикасались теми крестами по одиночке; когда прикладывали к мертвецу кресты разбойничьи, то не воскрес покойник; а когда приложили к покойнику крест Христов, то он тотчас воскрес. Подобно сему и твой крест есть тот, который может воскресить тебя. Грех умертвил твою душу, хотя ты телом жив; чтоб ты мог душой воскреснуть, надобно тебе не только прикоснуться ко кресту Спасителя, но даже надобно взять его, поднять свой крест на себя и идти по стопам Господа. Не деревянный крест ты должен взять и нести, но тот крест, который Господь на тебя возлагает; ибо Он знает немощи наши и сверх сил не возлагает на нас креста. Если ты невинно страдаешь, а не за свои грехи, бедствуешь и страдаешь напрасно, не по своей воле, а потому, что Господь тебе дал тот или другой крест злостраданий и ты несешь его со смирением, с покорностью воле Божией; то такой крест может воскресить душу твою, может спасти тебя. А кто сам себе устрояет крест грехами, тот не спасется. Несет крест богач, который день и ночь от забот о своем имуществе и капитале, о любостяжании, о процентах, не имеет покоя никогда. Этот крест не спасет его, но еще скорее погубит; этот крест не даст жизни, как крест разбойничий не дал жизни мертвецу, к которому прикасались. Несет крест пьяница, у которого голова и все тело болит от пьянства, и этот крест губит человека. Страдает человек утробой от обжорства, объядения и сластолюбия, и этот крест губит, а не спасает. Сидит узник в темнице за свои злые и беззаконные дела или переносит тяжкое наказание: и этот крест самодельный, самочинный, умерщвляет, а не воскрешает человека. Мучится вор при граблении, гордец при честолюбии, завистник по зависти к другому; страдает развратный от преступной и беззаконной любви; все эти кресты, все эти страдания не от Бога, а от злой воли человека, от гнусных страстей, от беззаконного произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

При воззрении на Крест Господень, сколь, подлинно, близкие надежды на исцеление от грехов должны исполнять каждое сердце кающихся! Ни множество, ни великость грехов не могут теперь приводить дух наш в сомнение, тем наименее в отчаяние. Сын Божий привес Себя в жертву на Кресте за все, какие ни были бы грехи, за грехи всего мира. Что в сей беспредельной милости всепрощения и величии Жертвы избавления, что и все множество и вся великость грехов каждого из нас, братия мои? Менее, чем нечистый пых изо рта в воздухе, капля нечистоты в океане! О! Грехи наши сами по себе и многочисленны, и велики, крайне велики; потому, что все они суть оскорбления для Бога, Существа беспредельного и всевысочайшего. Смотрите: они стоили, они требовали снисшествия Сына Божия на землю, позорной смерти Его на кресте! Никто другой не мог и снять с нас тяжесть их, кроме Сына Божия: Его токмо сила и действие могли быть полным удовлетворением правде и святости Существа беспредельного. О! Велики, безмерно велики грехи наши сами по себе! По сему-то, взирая на Крест, грешник, приступающий к покаянию во грехах, должен всем сердцем своим, всей крепостью и всей мыслью своей сотрястись от них в страхе Божием, сокрушиться духом и совестью, почувствовать цену своего искупления, кровь, крестную смерть Господа своего! А когда таким образом, братия мои, будем мы расположены к покаянию, то все и всякое бремя грехов легко и с дерзновением можем повергнуть в бездну любви и милосердия Божия. Там они ничто: там одна только нераскаянность. Именно одна только нераскаянность – грех; других нет уже. Сомневаться ли кому, что Единородный Сын Божий мог исходатайствовать нам прощение в них от небесного Правосудия, когда Он Сам объявил о сем грешникам? Его ходатайство еще далеко, далеко, беспредельно более тех долгов, в искупление которых оно сделано. Долги наши перед Богом, грехи, все грехи еще ограничены: а ходатайство Единородного Сына Божия силы беспредельной: Бог беспределен. И не имеет ли власти отпускать нам грехи Тот, Кто и закон дал, и Евангелие открыл, и самые меры взысканий с нас определил единой Своей властью?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Следовать не только во время Великого поста (ибо сам пост — это средство воодушевления человека, восстановления его упавших, ослабевших духовных сил), но и во все дни нашей жизни. Вдохновляясь примером Господа, мы будем как бы из некоего источника пить Божественную благодать, пить терпение. А источник этот — лежащий перед нами для всеобщего поклонения Крест Спасителя нашего. Крестопоклонная Неделя — это время воспоминания мужественного подвига Господа Иисуса Христа и время нашего восстания для подражания этому подвигу — ради самих себя, ради спасения собственной души в вечности. Аминь. 14 марта 1999 года О крестоношении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Крестопоклонную Неделю, наша сестра А. приняла постриг в мантию. Это кажется мне промыслительным: евангельское чтение, посвященное Кресту, правильнее сказать крестоношению, совпало сегодня с тем чтением, которое мы всегда слышим во время пострига. В чтении на литургии приводилось поучение Спасителя: «Если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною»’ (ст. 34). А во время пострига мы слышали такие Его слова: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» ( Мф.10:37-38 ). Желающий идти за Господом должен отречься от самого себя и взять свой крест. А кто хочет идти за Господом, но своего креста нести не желает, тот Господа недостоин. Что значит «нести крест»? Распятие — одна из самых страшных и мучительных смертных казней, которую когда-либо изобретали люди. Осужденного привязывали или пригвождали к кресту, и он в течение нескольких дней мучительно умирал в таком неестественном положении. По древнеримским законам, одним из элементов этой казни было так называемое крестоношение. Преступник сам нес свой крест к месту распятия — а это было отнюдь нелегко даже крепкому и здоровому человеку. Спаситель не смог донести крест, ибо был уже изможден, и потому крест Его возложили на Симона Киринеянина. Крест несли и разбойники, приговоренные к казни вместе с Ним. Мы должны проявить готовность умереть за Господа, умереть ради вечной жизни, а готовность выражается в крестоношении. Мы не достойны Господа, если желаем быть Его учениками, но не хотим за Него страдать. В чем же заключается это страдание? Иногда, в исключительных случаях, приходится и в буквальном смысле слова пострадать, подобно мученикам Христовым или новомученикам российским. Иногда приходится терпеть какие-то скорби за исповедание Христа. Но чаще всего человек (в особенности это касается монашествующих) во время жизни терпит страдания в борьбе с собственными страстями — ради Христа. Он отрекается не только от мира и родных, но и от самого себя. Известно изречение, что человек — враг самому себе, и никто не является для него врагом ббльшим, чем он сам.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Все эти особенности народного отношения к Посту никто не исследовал, никто не изучал. Но они являются фактом. Устав как традиция Весь год Русского Православия представляет собой строго расписанный уставом богослужебный цикл. Сюда входят песнопения, чтения, чтения во время службы, чтения вне службы. Сюда входит празднование святым, сочетания праздников. Например, в какое-то воскресение может быть сочетание великого праздника. Например, в ближайшее воскресение, вернее, через воскресение будет и  Благовещение , и  Крестопоклонная , и там еще святые. Все эти сочетания предусмотрены уставом. Причем некоторые сочетания дают по своей вариативности порядка 25 разных случаев, и они все указаны в Типиконе: «Аще случится Благовещение в 6-ю неделю постов» — свой устав. «Аще случится Благовещение в субботы 2-й, 3-й, 5-й, 6-й седмице» — свой устав. То есть на все случаи жизни в Типиконе есть своя глава, как служить — какие песнопения, какие тропари, какие евангельские чтения и так далее. Все это там прописывается так, что чтец, певец, священник, дьякон открывают эти книжки и — служат по единообразному уставу на всей территории Русской Православной Церкви. В значительной степени это наш устав, русский, наша, русская традиция. В Болгарии другой устав, схожий, но другой. В Сербии — похож на болгарский. Они больше питаются греческой традицией, у греков, соответственно, другой устав. Мы во многом не совпадаем. У нас пасхалия одна, а вот богослужебный устав может очень разниться. русский православный устав складывался на протяжении тысячи лет нашего христианства. Но устав — это не только, что петь, а — как петь, когда. И здесь Великий Пост действительно отличается тем, чего нет в остальной части года. Поэтика Великого Поста совершенно особенная, ни с чем не сравнимая. И по композиции, и по стихотворным приемам, и по употреблению, и по мелодике. Там напевы другие, хотя гласы те же. Структура этих напевов сохраняется та же, но появляется другая мелодическая структура. Даже по поводу простого «Господи, помилуй» у многих у певцов так и написано «постовое „Господи, помилуй“».

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Закрыть Христианство не ограничивает нас, а защищает Проповедь в Неделю Крестопоклонную 08.04.2024 103 Время на чтение 3 минуты Фото: poembook.ru Казалось бы, совсем еще недавно мы вступили на путь Великого поста, а уже добрались до его половины. Всякое начатое дело страшно только до середины. Но едва мы ее переступим, то уже точно знаем, что завершим начатое. Мы привыкли представлять себе христианство исключительно как религию ограничения. Но ведь это не так. Христианство не ограничивает нас, а защищает. Вы только подумайте, нас просят отказаться от сладости, от чрезмерного употребления пищи, воздержаться от алкоголя, табака, просмотра телевизора?! Да, действительно жестоко! Вера призывает нас к воздержанию и здоровью, а мы ропщем и желаем себе сладкой и скорейшей погибели. Может быть мы чего-то не понимаем в постном делании? Давайте разбираться. Пост – ограничение как физических, так и душевных удовольствий человека для достижения более серьезных целей, а именно, роста духовного и беседы с Богом. И речь здесь не в списке конкретных вещей, каждый выбирает для себя нужное, а в том, чтобы воспитать в себе силу отказаться от того, что стало твоей зависимостью. Для кого-то это еда, а для кого-то телевизор, или телефон. У каждого своя слабость. Так вот пост дает тебе возможность показать, кто в доме хозяин: ты или кто-то (что-то) еще? И это очень тяжелая борьба. Глупо говорить, что это легко. Совсем нелегко, но ведь и мы не такие уж простые. Достичь результата можно лишь терпением и молитвой. Посмотрите на наших атлетов, через что они проходят ради достижения олимпийской медали? Неужели же наше спасение не стоит того, чтобы за него бороться и даже чуточку страдать? Помните, как говорил Господь наш Иисус Христос: «Претерпевший же до конца, тот спасен будет» (Мф. 10, 22). И вот теперь главный вопрос: а умеем ли мы терпеть? Да, умеем, но только не там, где надо. Важно ведь понимать, зачем ты это делаешь. Если ты терпением воспитываешь в себе силу, тогда безусловно ты на верном пути. А если ты терпишь, потому что бессилен что-то изменить, то это слабохарактерность. Видите, какая тонкая грань.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/hr...

Это отсутствие способности отвергнуться себя и взять свой крест проявляет себя еще одним, гораздо, может быть, более коварным образом. Мы несем на себе крест кто золотой, кто серебряный, кто алюминиевый, кто медный, но очень не хотим нести на себе того главного Креста, который нес Спаситель. А что есть этот Крест? Это страдание. Естественно, по немощи нашей мы боимся страдания, но бывают в жизни ситуации, когда нет иного пути остаться христианином, кроме как, подчас может быть, добровольно принять на себя страдания, а значит и свой Крест. Мы хотим, чтобы наш нательный крест был гарантией от всех осложнений, от всех других крестов, от самого главного Креста, который мы должны нести, а Христос нам говорит, что отвержение наше должно предполагать ношение Креста. И здесь открывается перед нами еще один очень важный смысл и сегодняшнего дня, и сегодняшнего евангельского чтения. Вы знаете, что вокруг нас немало людей, которые отвергаются себя, но не во имя Христа. Мы часто видим каких-нибудь пьяниц, наркоманов, бомжей, которые, действительно, о себе совсем не думают, и в этом отношении, может быть, кажутся даже более достойными людьми, чем мы с вами, холящие и лелеющие свои христианские чувства. Но вместе с тем в этих людях мы видим другое страшное искушение – они действительно отверглись себя, не думают о себе, но они отверглись не ради Христа и не ради Креста, их отвержение себя приводит к духовному разрушению, духовной смерти. Значит, недостаточно просто отвергнуться себя, нужно отвергнуться себя так, чтобы это отвержение возложило на наши плечи тот единственный и неповторимый Крест, который дан каждому из нас. Крест наших страданий, без которых невозможно стать христианином. Только после этого наше отвержение будет исполнено смысла, будет отвержением созидательным, а не разрушающим, ведь многие люди, отвергнувшись себя, идут не за Христом, а идут против Христа. Мы должны отвергнуться себя, взять Крест свой – у каждого он особенный – и идти за Христом. Бывает так, что человек, действительно, постигает всю свою немощь, все свое ничтожество, отвергается себя, не хочет быть таким, какой он есть, он берет на свои плечи свой Крест и старается достойно нести то крестное страдание, которое выпадает на его долю, но при этом он может забыть о Христе, он может быть исполнен глубокой гордыни, и тогда он снова оказывается человеком, не исполняющим волю Божию, не идет за Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010