Вспоминаю такой случай: наступил Великий пост 1962 года – последнего года жизни Владыки. В это год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом. В четверг сварила я картофель очищенный, и что-то мне захотелось водички из-под этой картошки, но самовольно взять я, конечно, не смела, подала я на стол, а сама говорю: – Владыка, а водички из-под картошки нельзя немного? Владыка строго посмотрел на меня, казалось – пронзил меня взглядом (этого взгляда я никогда не забуду) и ничего мне не сказал. Стал читать молитву и благословил трапезу. Неудобно мне было, но Владыка и вида не подал: опять благостный, добрый, и я больше об этом случае не поминала. Наступила четвертая, Крестопоклонная, неделя, на которой все так же строго соблюдалось, как и на первой неделе Великого поста. Наступил четверг. Накрыла я на стол, Владыка выходит из своей комнаты, посмотрел на стол, а потом так ласково обращается ко мне и говорит: – Нина Сергеевна! А водички из-под картошечки не хотите? – Спаси Господи, преосвященнейший Владыка. Нет, не хочу. Улыбнулся Владыка, ласково посмотрел на меня и ответил вопросом: – Не хотите? Ну и слава Богу,– и начал читать молитву перед трапезой. Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена». Хочется еще отметить один случай. Как-то, примерно за месяц до кончины Владыки, за утренним чаем я что-то подала на стол, приготовленное мною (не помню сейчас что), и вдруг высказала: – Владыка! А как все же вкусно! Я ем с удовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ряд их начинается песнопением на Рождество Христово. Из содержания его видно, что праздник этот отделялся от сродного ему Богоявления и был посвящён воспоминанию о Рождестве Христове и поклонении волхвов. Следующие строфы в честь первомученика Стефана, хотя и надписываются в сборнике 27-м декабря, но это надписание принадлежит позднейшему собирателю и не может служить доказательством, чтобы память св. Стефана была уже приурочена к этому дню во времена Сладкопевца. Песнь о страшном суде и антихристе, из которой кондак и икос читаются теперь в службе недели мясопустной, также не дают основания предположить, чтобы они были назначены на этот день и не предполагают существования недели мясопустной. В самом кондакаре на это нет указаний, и следующая затем песнь по умершим «ς γαπτα σκηνματα σο» также не имеет непосредственного отношения к субботе мясопустной, но как видно, составлена в память какого-то умершего игумена, исполнялась в день его поминовения, а потом, с небольшими изменениями, стала употребляться и при погребении каждого монаха (см. строфы 14–30, относящиеся к монашескому быту и жизни). Песнь в славу креста, начальная строфа которой «уже пламенное оружие» составляет кондак недели крестопоклонной, в сборнике Питра надписывается «на третью неделю Великого поста и пятницу страстной седмицы»; но на эти ли именно дни была первоначально написана, остаётся неизвестным. Кондаки на неделю ваий имеют несомненное отношение к этому празднику и некоторые из них читаются в теперешней триоди. Кондакарь целомудренному Иосифу надписывается: «в святый и великий понедельник» и по содержанию своему соответствует воспоминанию, приуроченному к этому дню в триоди постной. Первые два кондака, стоящие во главе этого песнопения, могут служить положительным доказательством, что в эпоху Сладкопевца понедельник страстной недели был уже посвящён воспоминанию об Иосифе и о бесплодной смоковнице, а страстная седмица не считалась в ряду постных. Вот что говорится в первом кондаке: «всемудро прошедши поприще поста и с любовью совершая начатие страстей Господа, приидите братие, поревнуем святому усердию целомудренного Иосифа, но устрашившись бесплодия смоковницы, иссушим прелесть страстей милосердием и ревностью, дабы предварив воскресенье, принять как миро прощение свыше, потому что над всем назирает неусыпающее око». Второй кондак: «достигших страсти твоей удостой поклониться и воскресению Спаситель, неусыпающее око». В следующих икосах рассказывается история обольщения Иосифа египтянкой и в пространном диалоге между ними передаются подробности этого обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно всегда должно читаться в алтаре. Лишь потом, во время чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник должен держать его на персях и братия должна по двое подходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-другому. А вот в этот день Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, древний чин в этот день удержан. Наконец, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». И здесь трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту: сначала поется тропарь 6-го гласа «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и пр. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение. В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. После поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и обычный конец. Надо сказать, что с седмицами и неделями Великого поста получается некая трудность со счетом. Обычно мы привыкли, что неделя, – воскресный день, – начинает седмицу. Так, например, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сначала проходит первая седмица, а потом бывает первая неделя, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, потом бывает вторая неделя. Счет недель и седмиц идет по другому, чем в обычное время. Однако нельзя сказать, что обычная логика строения седмицы не действует в Великом посту. Неделя, т.е. воскресный день, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это заметить сложнее, но на Крестопоклонной это совершенно ясно. Надо сказать, что такое двойственное положение воскресений, возможно, определено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым следует Светлая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Постное письмо 19. Предчувствие Пасхи Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем 19 марта, 2017 Почему Крест утешает? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем «Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест! Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна? Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!» Архимандрит Савва (Мажуко) в очередном письме читателям «Правмира» рассказывает о богословии Креста. Архимандрит Савва (Мажуко) Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной , потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста. Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь. Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия, настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-19-predc...

Жизнь христианская не может быть половинчатой. Она не может быть – время он времени. Она не может быть – иногда. Она может быть только постоянным движением к Богу, как бы это ни было трудно. Каждый из нас в своем приближении к Богу обязательно должен обновиться, обязательно должен преобразиться, как преобразился Господь на Фаворе, показав апостолам истинный свет невечерний, свет неприступный, на который апостолы не могли смотреть, но который явился славой Его благодати. Это же преображение жизни должно произойти с каждым из нас. Каждый в своей христианской жизни должен пройти этим путем и быть не просто хорошим порядочным человеком, не делающим никому ничего плохого, а человеком, который живет божественным смыслом, который живет вечностью, который полагает свою жизнь всегда, каждый день и час, использовать на поиск приобщения к Богу, на поиск пути: как жить таким образом, чтобы Господь вошел в меня, чтобы было такое место в моей душе, которое было бы способно  соединиться с Богом и никогда от него не отделяться. Аминь. Неделя 3-Я Великого Поста, Крестопоклонная (1) ( Мк.8:34 -9:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Евангелие, которое всегда читается в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста, говорит о том, как следовать за Христом: Кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее… ( Мк.8:34-9:1 ). Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они, действительно, как меч, пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять? Кто может отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом так, как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: да, я готов все погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него. Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говорится о распятии Христовом. И вот перед нами лежит Крест Животворящий. В сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву, что да, мы идем за Тобой, готовы себя отвергнуться до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить ее и не постыдиться Твоих слов. Готовы ли? По настоящему ли это так? Действительно ли мы так хотим жить со Христом? Действительно ли мы так можем?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Мы пришли в деревню Павловку во время Великого Поста. В эту пору было уже тепло, только в глубоких оврагах на северной стороне можно было увидеть снег, а на полях уже кипела работа. К Страстной Неделе посев был закончен, а сельскохозяйственный инвентарь составлен под навесом переднего двора. И на последней неделе Великого Поста ежедневно был слышен колокольный звон к обедне и вечером к всенощному бдению. На этой неделе говеющих было много, мужчин больше, чем женщин. Изредка среди них встречались старушки. Женщины уже отговели на первой постной неделе или на Крестопоклонной. Ученики всегда говели на Страстной неделе. И как всё было продумано, проверено и строго! Как по расписанию выполнялись все обязанности, от учеников школьного возраста и до старческого… Не было такой молодёжи, которая бы говорила, что будет замаливать грехи, когда состарится, что часто мы слышим теперь в эмиграции! Всю Пасхальную неделю никто не работал. Наступила Радоница – поминовение усопших. К этому дню была особая подготовка. Готовилось всё то, что любили усопшие в свою бытность: закуски разных сортов, пеклись блины, делались вареники, украшались яства крашеными яйцами и, конечно, не обходилось без горилки, запасы которой были в каждом доме. На Радоницу ехали на кладбище всей семьёй, чтобы отслужить панихиду. В телеги загружали закуски, квас и разносолы и усаживали всю семью. Приехав на кладбище, расстилали брезент и полога на начинающую зеленеть травку и раскладывали всё, что привезли с собой. Потом ждали священника, который быстро обходил могилки и служил литию. Могилок тогда ещё было мало, больше детских – кладбище было новое, и люди не все старожилы. Как только батюшка отслужил литию и благословил трапезу, семья приступала к поминовению усопших, начиная с просфоры и кутьи, а после приступали к выпивке и закуске. Поминовение усопших напоминало отчасти пикник. Поминали по кругу друг у друга усопших, и к вечеру уже все весьма крепко напивались, а душа рвалась к песне и к веселью. На кладбище петь было нельзя, поэтому, как только садились в телеги, затягивали на все голоса песни, и если кони неслись лихо, то, возвращаясь, прокатывались по деревенским улицам борзо и с песней. Были и такие люди, которые шли на кладбище пешком. Они брели домой уже крепко подвыпивши, в обнимку по несколько человек и обязательно с украинской песней. Таков был местный обычай в день Радоницы.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Когда в известном странствовании из Египта по пустыне древний народ Божий пришел на такое место, где крайне много было змей; то Моисей, вождь народа, по Божию повелению, устроил змию медяную и поднял ее на древке воинского знамени, с тем, дабы всяк, кто будет уязвлен змеями, тотчас смотрел на змею медяную и тем исцелялся бы от уязвления. Так и было: уязвленные исцелевали, как скоро поступали по повелению Божию 158 . Это один из тех непререкаемых опытов, на основании которых народ израильский доселе так тверд в своем веровании, к общему всех удивлению. Невозможного, впрочем, и нет здесь ничего, а чудно, конечно, все, что делает Бог . Что когда повелевает Бог, то всегда и делается. Слово Его живо и действенно, зиждительно. Словом Господним и весь мир из небытия пришел в бытие. Рече Бог: будет свет, – и бысть тако, и бывает так. Так и там было. «Не вещию зримою, – говорит Премудрый к Богу о действии змеи медяной, – не вещью зримою обративыйся целяшеся, но Тобою всех Спасителем» 159 . Сам Господь Иисус Христос, братия, упомянул во Евангелии, что там было так, и что то был образ иного спасения, – спасения нашего душевного и вечного. «Якоже Моисей вознесе змию в пустыни», – сказал Христос 160 , – тако подобает возвестить Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имет живот вечный. Так Он Сам вознесен был на древо, – на древо Креста, и оставил нам сие знамение спасения, Себя на Кресте, дабы мы, взирая на Него душевными очами, очами веры, не гибли душой от уязвляющих нас наших змей, но имели бы живот, живот душевный, вечный. Что змей для душ наших? – Грехи наши, братия, – грехи, коими приразился к непорочному некогда человеку сатана под видом змия. После того «все есмы в бедах»: все пространство жизни нашей на земле, в пустыне лежащей перед небом, землей обетования вечного, наполнено, преисполнено такими змеями. И кто же из нас не знает, не чувствует уязвлений их? Но се нам знамение спасения, – распятый на Кресте Иисус Христос! Каким кто ни уязвлен жалом греха; все будем взирать верой на распявзитого за грехи наши Господа, Своей смертью дарующего нам жизнь вечную; все будем взирать, – и все спасемся от уязвлений грехов. Уязвлен ли кто жалом гордости: воззри верой на Господа, смирившегося до смерти, смерти же крестной. Уязвлен ли кто жалом любострастия: воззри верой на Пресвятого, принесшего святейшее Тело Свое и Кровь в жертву умилостивления Бога за нас. Уязвлен ли кто жалом зависти, сребролюбия, корысти, клеветы, лености, уныния; словом – каким кто ни уязвлен жалом страстей: воззри верой на Сына Божия, предавшаго, – как всяк из нас имеет право сказать с Апостолом за себя самого, – предавшаго Себе по мне. И когда же в особенности сделать все сие надобно, как не ныне, когда мы проходим поприще Великого поста, путь очищения от грехов, когда мы пришли на место покаяния и непременно видим множество грехов, душевных змей, может быть впившихся уже в некоторых из нас, – видим и желаем исцеления от уязвлений их?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Изложение проповедей св. Софрония, будучи само по себе изящным, разнообразится и оживляется следующими ораторскими приемами: сравнениями или уподоблениями, аллегориями или символизмом и, наконец, некоторого рода драматизмом. Сравнения, употребляемые св. Софронием, почти всегда удачны. Они заимствуются им как из обыденной жизни, так и из Св. Писания. В показание характера употребляемых св. Софронием сравнений приведем несколько примеров этих сравнений. Так в слове на неделю Крестопоклонную св. Софроний сравнивает действие поста на душу человека с действием полезных врачеств, исцеляющих разные телесные недуги. Но приведем подлинные слова св. Софрония: «Врачи, говорит оратор, как только заметят первые признаки угрожающей вам болезни, поспешают обыкновенно из смешения разных врачевств искусно приготовить лекарство, и, действуя посредством него на желудок, совершенно проговяют болезнь и удаляют ее из тела, так что больной не чувствует более никаких приступов недуга и не страдает ни от какого болезненнаго ощущения... Почти подобно сему поступает с нами благой и человеколюбивый Бог наш, предлагая нам ныне врачество целительное от всякой болезни, т.е. настоящий святый и спасительный пост» 218 . В этом же слове св. Софроний побуждает своих слушателей к усердному несению подвигов поста и покаяния указанием на пример путника, который, хотя и чувствует усталость вследствие продолжительности пути, однако, имея в виду отдохновение, с охотой продолжает начатый путь 219 . Но кроме сравнений, заимствуемых из обыденной жизни, св. Софроний, как мы сказали, берет сравнения также из Св. Писания. Пример подобного рода сравнений находим в слове на Рождество Христово. В этом слове св. Софроний, указавши на невозможность совершить обычное путешествие из Иерусалима в Вифлеем для того, чтобы на самом месте рождения Господа воспеть оную великолепную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»..., говорит, что положение иерусалимлян уподобляется положению изгнанного из рая Адама, который хотя и видел рай глазами, но войти в него не мог, так как он был охраняем огненным мечем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Дневник инокини: Что я люблю больше – покушать или Христа Раньше жила в обнимку с Типиконом, а сейчас – стала хуже, чем была? 21 марта, 2018 Раньше жила в обнимку с Типиконом, а сейчас – стала хуже, чем была? Может ли еда в пост стать поводом для поиска смысла и как оценить, стал ты лучше или хуже – размышляет инокиня Евгения (Сеньчукова). Пошла вторая половина поста, и на меня напало уныние Инокиня Евгения (Сеньчукова) Что пост перевалил за середину, я почувствовала не в Крестопоклонное воскресенье и даже не в среду Преполовения Четыредесятницы. Осознание родилось в пятницу, когда крест уносили из центра храма в алтарь. И тут началось «пищевое искушение». Дело в том, что в Якутии едят рыбу. Даже Великим постом. Только на первой и Страстной неделях это, как говорится, моветон, а все остальное время – ешь себе. Даже в нашем монастыре рыбу подают. Причина такого либерализма проста: овощей тут практически нет, те, что есть – либо очень дорогие, либо китайские, совершенно пластиковые. Летом есть грибы, но это деликатес. А рыба – она всегда под боком, вон, проплывает подо льдом великой реки Лены и других, менее великих, но еще более рыбных рек. На Крайнем Севере, где-нибудь на берегу Индигирки, вообще ничего, кроме рыбы, и нет. Так вот. Пошла вторая половина поста, и на меня напало уныние. «Ну как же так? – вздыхала я. – Ведь я в Москве постилась, как полагается, почти по уставу, с сухоядением по средам и пятницам, масло растительное – только по выходным. А сейчас? Наверное, я стала хуже, чем была». Действительно, в Москве я Великим постом жила в обнимку с Типиконом, тщательно высматривая, когда разрешены елей и вино, красовуля вина или три красовули (бывало, у нас на кухне собирался целый клуб постящихся, ведя оживленную дискуссию о размерах красовули), когда «едим боб вареный», а когда – сухоядение раз в день. Свой первый пост в Якутске я попыталась соблюдать примерно так же и понимания не нашла. Пищу с елеем и даже с кальмарами здесь ели за трапезами ежедневно, а в индивидуальном порядке рыба не только не запрещалась, но даже поощрялась. Потому что через неделю-полторы после пощения по Типикону сначала возникала нездоровая слабость в теле, когда на каждом земном поклоне на молитве Ефрема Сирина боишься не встать (и встаешь в итоге, цепляясь за что-нибудь рядом стоящее – ближнего, аналой или стеночку), а еще через пару дней перестаешь соображать, как нынче говорят, от слова «совсем». Еда не так проста, как кажется

http://pravmir.ru/dnevnik-inokini-chto-y...

Великий Пяток – совершенный пост; Великая Суббота – сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т.д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех , с обжорством никак не связанный. К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий. В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных – водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы). (Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Но об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010