Здесь есть, наверное, очень глубокая тайна души каждого человека: не думая осознанно о том, что он стыдится Христа, он живет таким образом, что Христос, придя бы в этот мир и встав перед ним, и узнав, что этот человек считает себя христианином, наверное устыдился бы его, ибо христиане призваны жить совсем иначе. Действительно, Господь наш Иисус Христос, принимая на Себя человеческое естество, принял и всю гамму человеческих чувств и переживаний Он любил, Он страдал, Он жаждал, голодал и, конечно же, Он мог стыдится. Его стыд, разумеется, был не подобен нашему стыду, ибо мы грешны, а Он безгрешен. Но Он мог устыдится, когда созданный по Его образу и подобию человек, тем более человек, объявлявший себя Его учеником, стремился жить так, как будто Христа не было. И очень часто в нашей жизни происходит именно это: говоря о том, что мы христиане, что мы храним верность Христу, мы живем в таком бесстыдстве по отношению и ко Христу, и к самим себе, как сотворенным Им чадам Божиим, что невольно задаешься вопросом, а узнает ли Христос, когда придет вновь в этот мир в силе и славе, в нас христиан? Не станет ли Ему стыдно оттого, что такие люди, как многие из нас с вами, проповедуя Христа, объявляя себя христианами, жили так, как будто Христа никогда не было в этом мире? И не произойдет ли тогда именно то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие – Христос устыдится нас, отойдет от нас, и мы останемся одни в своем грехе, одни в своем бесстыдстве. Давайте, дорогие братья и сестры, чаще вспоминать о том, что несение Креста на своих плечах – это действительно подвиг, что, если мы дерзаем называть себя христианами и носить на себе Крест Господень, мы должны быть готовыми к тому, что наша жизнь будет исполнена не радости, а скорби, не веселья, а страдания, и только тогда мы что-то поймем в церковной жизни, только тогда мы что-то поймем в христианстве. Пусть не будет для нас Креста как чудодейственного амулета от житейских неприятностей и невзгод, пусть для нас Крест будет знаком того, что мы с достоинством и мужеством, которое было у Господа нашего Иисуса Христа, со смирением и любовью, которыми Он одарял всех людей в этом мире, пойдем за Христом и со Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_pr...

Бог многое даёт нам и без нашей молитвы. Он посылает нам дары Свои и без нашего искания. За молитву, конечно, Он даёт больше. За искание мы получаем много такого, чего бы нам не иметь без искания. За усердную и пламенную молитву, за терпеливое и неотступное искание Бог даёт нам столько, сколько получить мы в состоянии, так что щедроты Его в этом случае не с чем более сравнить, как с родственной щедростью отца к сыну. Итак, братия, будем молиться Богу как можно усерднее, и искать Его помощи как можно терпеливее. Аминь. 9. Поучение в третью неделю Великого поста,крестопоклонную «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (тропарь Кресту, глас 1) Мы все покланяемся кресту Христову, только не все приобщаемся плоти Христовой, распятой на кресте, и крови Христовой, на кресте пролитой. Кресту покланяемся, а св. Таин не причащаемся. Крест лобызаем, а Распятого на кресте забываем. Крест всячески почитаем: крест носим на себе безотлучно, крестным знамением непрестанно ограждаемся, а от Того, Кто пострадал на кресте, удаляемся. В самом деле, отчего это, при всеобщем почтении и уважении ко кресту Христову, равно как и ко плоти, и крови Христовым, так много христиан не причащаются св. Таин? У многих происходит это от нерадения. Не редкость слышать такие слова: «На что мне причащаться? Ведь я не при смерти» . Как, несчастный? Ежели ты не при смерти, то Спаситель тебе уже и не нужен? Спаситель за тебя страдал на кресте, а тебе пока нет до того дела? Спаситель принял за тебя смерть, а ты пока и знать того не хочешь? Пока ты жив, здоров и благополучен, т.е. пока милует тебя Бог, и терпит грехи твои, для тебя всё равно, есть ли Спаситель, или нет Его; сходил ли на землю Сын Божий, или остался на небесах; распинался ли на кресте, или не распинался; умирал ли за тебя, или не умирал; воскрес ли из мертвых, или умер невозвратно. Вообразите глубокую горесть нежной матери, которая ласкает любимого сына, ухаживает за ним, служит ему, жертвует для него своим спокойствием и здоровьем, самую жизнь свою готова положить для его счастья, а сын на все её ласки, и попечения, и жертвы отвечает одной грубостью, — вообразите такую мать, и вы поймёте, сколь великое оскорбление мы наносим Спасителю мира, когда отказываемся от предлагаемого нам общения с Ним через св.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Закрыть Крест – это тайна жизни Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста 08.04.2024 1013 Время на чтение 8 минут Нести крест свой – это значит выбирать не то, что получается, не то, что легче, а то, что лучше. То, что Богу угодно, то, что по совести, то, что приносит пользу ближнему. Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри, у одного из них. Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться за них. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы, на узелки, например, которые приходится иногда развязывать на ботинках, а они почему-то не развязываются, а ты, как всегда, опаздываешь: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда всё идет без сучка, без задоринки. Сам виноват, надо было оставлять резерв времени, прости Господи». Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать всё время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь. Когда мы не злимся, не огрызаемся, не надуваемся, не даём сдачи, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, - это очень много. Мы не оставляем своего креста! Мы живём. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости – жизни христианской, евангельской, истинной, небесной – уже на земле. Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, – а потом сорвёмся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всём видеть хотя бы долю своей вины, – а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, всё одним махом разрушено, креста уже нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/23/kr...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril: S rmînem oameni în vremuri de încercri, s nu uitm de cei care au nevoie de ajutor 22 martie 2020 16:14 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал искать в вере силы для преодоления отчуждения, связанного с распространением инфекции, и, не пренебрегая медицинскими предписаниями, не терять способности к доброделанию. В воскресной проповеди в Крестопоклонную Неделю Великого поста Предстоятель Русской Церкви напомнил о том, что «иногда, когда возникает общая опасность, разрушаются человеческие связи, каждый начинает думать только о себе. И иногда это приводит к общественным коллапсам». «Несмотря на эту инфекцию, которая провоцирует отчуждение, сохраняя все необходимые медицинские предписания для того, чтобы не быть разносчиками, мы не должны забывать наших ближних. И в меру сил и возможностей оказывать им помощь. И сегодня в этом особенно нуждаются люди пожилые, одинокие», — подчеркнул он. «Почему Господь попускает эту язву, поражающую многих людей? Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию… оценить пределы своих возможностей и осознать хрупкость этой цивилизации», — отметил Предстоятель. «Господь как бы нам показывает: при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы. Вы, помимо своей собственной силы, должны опираться — не только во времена катаклизмов, но вообще в каждый день своей жизни — на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви выразил свое отношение к тем, кто призывает отказываться от соблюдения медицинских предписаний, указывая на то, что верующие не должны опасаться инфекции. «Один мудрый человек отвечая на эту нелепость, сказал: " А ты перекрестись и прыгни с пятого этажа, ведь ты же этого не сделаешь, уповая на свою веру? Почему же ты людей подталкиваешь к тому, чтобы они нарушали те правила, которые нужно исполнять? " » — указал он. «Вера должна нам давать силу, чтобы преодолевать недуги, поддерживать близких… не терять способности к доброделанию. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим… подчиняясь определенным санитарным правилам», — заключил Предстоятель Русской Церкви. В заключение своей проповеди Патриарх Кирилл также выразил надежду, что «кто-то из неверующих, проходя через эти испытания, увидит в них руку Божию и милость к ним, и откроются сердца людей… и они соделаются детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5611477...

И вместе с тем именно сейчас, как может быть никогда ранее, чувство стыда подвергается поруганию и осмеянию. Именно сейчас, как никогда ранее, много говорится о том, что не нужно стыдиться того, другого, третьего, что нет никаких запретных тем, что все можно, что нужно избавиться от стыда, якобы ложного. И действительно мы видим, как уже подчас даже в детском возрасте, когда чувство стыдливости особенно присуще человеку, многие из окружающих нас людей, даже являющиеся членами христианских семей, теряют чувство стыда очень легко, еще более легко преисполняются удивительным чувством бесстыдства. Сейчас стыдно быть стыдливым, но нестыдным становится бесстыдство. И это проникает внутрь церковной ограды. В своей среде мы немало видим людей, которые стыдятся быть христианами. Называться христианами они пока еще не стыдятся, но быть христианами им уже стыдно. Им нестыдно самих себя таких, какие они есть, им нестыдно перед Христом, Который невольно упрекает их всей Своей жизнью, всей Своей проповедью за то, что ни живут не по-христиански, и вот мы видим, что очень многие из нас, бесстыдно говоря о том, что они – христиане, о том, что они думают только о Царстве Небесном, на самом деле, не стыдясь Христа, живут так, как будто имеет смысл только царство земное. Являясь ли простыми мирянами или священнослужителями, проповедующими Царство не от мира сего, они не стыдятся быть такими, что, глядя на них, невольно задаешься вопросом, а существует ли для них это Царство не от мира сего, нужно ли им это Царство не от мира сего, ибо в этом царстве от мира сего они стремятся получить все и жить так, как будто кроме этого мира и этого земного царства не существует ничего больше. Мы вспоминаем сейчас очень часто Христа гонимого, Христа страждущего, Христа, принимающего крестные муки, и вместе с тем не стыдимся именно этого самого Христа просить о том, чтобы Он наделил нас как можно большим количеством земных суетных радостей. И как только мы не получаем того, о чем просим, мы если и не ропщем на этого самого Христа, то во всяком случае с легкостью забываем о нем и уже без Его помощи своими силами пытаемся сделать свою жизнь такой, чтобы она менее всего напоминала жизнь во Христе и со Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_pr...

– Сн. выше, 1326 и 1327 стр. печатного оригинала. 1142 При выносе тел усопших архиереев, архимандритов, иеромонахов и священников в храм для отпевания и к могиле после отпевания в церквах производится перезвон такой же, как при выносе креста 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую пятницу; по внесении же тела в храм, затем по прочтении разрешительной молитвы и по опущении тела в могилу бывает трезвон (Пособие, 36–37 стр.; Ц.Вед. 1896, 40; Ц.В. 1904, 13; сн. Ц.Вед. 1898, 50; 1931, 1934 стр.), во свидетельство того, что персть земная возвратилась в родную ей землю (Рук. д.с.п. 1893, 12). – Эти перезвон и трезвон бывают, при погребении указанных лиц, и на первой неделе Великого поста (Ц.В. 1892, 19). 1143 Перед каждым храмом, мимо которого проносится гроб, процессия останавливается, и совершается заупокойная лития (Рук. д.с.п. 1893, 12). 1144 При выносе покойников несение св. креста не составляет непременную обязанность псаломщика (Ц.Вед. 1900, 8); но там, где это принято практикой, а равно и вообще в потребных случаях, не видится оснований к уклонению от этого псаломщиков. 1145 Обнесение вокруг церкви тела умершего мирянина не должно быть допускаемо не только как не положенное в Требнике, но и как нигде не принятое в практике. – В 1909 г. жители уездного города одной из центральных епархий обратились с ходатайством о разрешении им следовать издавна существующему у них обычаю – провожать покойников с перезвоном и с преднесением креста. Приняв во внимание, что обычай производить колокольный перезвон при кончине и погребении умерших существует во многих местах и, хотя не имеет для себя оснований в церковных уставах, но тем не менее служит выражением христианского благочестия, оповещая верующих об отшествии из тела души и тем призывая их к молитве за усопшего, Св. Синод, по определению от 8 окт.–2 ноябр. 1909 г. за 8099, предоставил причту названной епархии дозволить производить перезвон по усопшим в упомянутом городе, а также разрешить и преднесение пред усопшими креста, если последние имели житие благозаконное и пред кончиною сподобились принять св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Рыбные блюда к Благовещению и Вербному: рыба в Великий пост 2013 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… 7 апреля, 2006 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… Когда можно есть рыбу в Великий пост в 2013 году Уставные послабления в Великом Посту Жизнь духовная, как и жизнь мирская, не бывает равномерной. После долгого рабочего дня мы отдыхаем, благодаря Бога за сон. После трудного дела следует передышка. Так и в посту: не все дни одинаково строги. Самый строгий пост приходится на первую (из нее выделяются первые два дня) и Страстную седмицы Великого Поста (на Страстной особо выделяется Великий Пяток, который надлежит проводить с самой большой строгостью во всем году, вспоминая страдания Спасителя). Многие стараются также построже проводить средопостную седмицу — Крестопоклонную. Церковный устав о пище предписывает послабление в субботу и воскресенье, и мы в эти дни готовим постные, но более вкусные и праздничные блюда, утешая свою семью. Каждой хозяйке при этом виднее, какое блюдо в ее семье более праздничное. Для одних это будут пироги (но это плохо подойдет для тех, кто печет пироги два-три раза в неделю), для других — блюда из хороших грибов или из более редких и дорогих овощей, или блюда, собирающие на кухне для работы всю семью: вареники или манты.

http://pravmir.ru/rybnye-blyuda-k-blagov...

Потому что человек понимает: вот это-то и есть жизнь; в страдании он учится самому главному – состраданию и любви. Через страдание только человек может познать, что такое любовь. И Крест Господень – это есть символ любви, потому что любовь всегда распинаема. Мать распинаема своими детьми, художник – своей картиною, биолог – лабораторией, своими опытами, математик – алгоритмами; он ими мучается. И каждый человек в жизни своей распинается ради того, что он любит. И если мы хотим достичь духовной жизни, то должны распяться – распяться вместе со Христом, сораспяться Ему. Тогда наша жизнь приобретет смысл, потому что страдание введет нас в вечную жизнь, мы достигнем Царствия Небесного, мы познаем, мы его ощутим, мы войдем в него через распятие. Не нытье и поиски земного счастья нужны, а именно голгофа, скорбь и принятие страдания ради Царствия Божия, ради того, чтобы угодить Богу, потому что любовь всегда жертвенна. Любовь – это когда один человек жертвует собою, именно собою, ради того, что он любит. Поэтому если мы любим Царствие Небесное, любим нашего Бога, мы должны жертвовать собою ради Него, как Он пожертвовал Собою для нас. Он пришел с небес, из всеблаженного пребывания со Отцом Небесным сошел на землю и страдал и сострадал. Для чего? Чтобы нас спасти. Хотя многие говорят: взял бы стер с лица земли и сделал бы других, хороших. Но говорить так – это такая же глупость, как, когда мама кричит: «Вова, домой, обедать», а он говорит: «Нет, я еще погуляю», – подойти к ней и сказать: «Давай мы сейчас этого Вову убьем, а дадим другого, хорошего, послушного». Какая мать на это пойдет? Каждая скажет: «Зачем мне другой?» Ей нужен ее Вова, вот такой, какой он есть. Хотя она, конечно, и хочет, чтобы он был лучше. Так же и Бог, Он любит нас таких, какие мы есть. Он же нас создал. Только Он хочет, чтобы мы жили не так, как нам заблагорассудится, а стали бы людьми, человеками, чтобы мы приняли крест свой, который каждому из нас Господь Сам дает. Сколько людей на земле живет – и все страдают, но каждый страдает по-своему, потому что каждому Господь собственный крест дает, чтобы он свой крест нес согласно своему психофизическому составу: своей душе, развитию, образованию, физической силе – согласно всему своему устроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

20 Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» в первые 4 дня 1-й седмицы не читается, так как прочитан в начале повечерия. 21 Во все другие дни, кроме первых четырех дней 1-й седмицы Великого поста, после «Слава в вышних Богу...» полагается канон рядовому святому или Богородице и по окончании его – «Достойно есть...». 25 «Да исправится молитва моя...» – это древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, его не произносить, а петь. Порядок исполнения его такой же, как и у всех великих прокимнов. Чтец поет: «Да исправится...» и певцы повторяют то же самое. Чтец поет еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы же после каждого из них поют «Да исправится...». Чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», и певцы заканчивают вторую: «воздеяние руку моею – жертва вечерняя». На практике в некоторых храмах положенное для пения чтецом: «Да исправится...» и стихи поют трое певцов (трио). В тех же храмах, где нет хоров и клиросное пение исполняет один псаломщик, положенное для пения чтецом: «Да исправится...» со стихами может исполнять в алтаре иерей или диакон, чтец же на клиросе – положенное для пения ликом. 26 Повечерием в пятницу начинается праздничная служба субботы, поэтому и пение должно быть на нем обычное, а не великопостное. 27 Таким порядком совершается Великое повечерие в пятницы 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц, меняются лишь тропари и кондаки. 28 Если на «хвалитех» поются стихиры, то «Тебе слава подобает» не глаголем, но по стихирах глаголем: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (Типикон, гл. 12-я. 3-е «Зри»). 29 Устав не указывает, где должен находиться аналой – «четвероножец» со святым Крестом до пятницы Крестопоклонной недели. В праздник Воздвижения Честного Креста, когда Крест таким же образом износится на средину храма для поклонения, сказано определенно: «И по окончании целования Честнаго Креста, поставляется аналогий с Честным Крестом одесную страну царских дверей, и тамо стоит, Дóндеже праздник отдастся» (Типикон, 14 сентября). Это указание Типикона применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклоной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: «якоже и в Неделю по написанному образу» (Типикон, Неделя Крестопокл., вечера), то есть с каждением «от четырех стран». Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на средине храма до пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проповедь в 4-ю Неделю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная моя паства, приветствую с сегодняшним святым воскресным праздничным днём. По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «...И святое Воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. Ни разу я ни от кого не услышал: «Трудно...», «Тяжело...», «Не могу...», «Печёнка болит, селезёнка свербит», и прочее, ни от одного не услышал, что живот у него болит, что печень болит. У кого болит в дни поста, кто постится? – Нет! – отвечает народ. Ни от одного я не слышал, наоборот, те, кто ныли, все поисцелялись, повыздоравливали, не жалуются, что животы болят и прочее… Вот это милость поста! Какая светлая была первая седмица поста! Как один день пролетел Канон Великий, как один день все службы пролетели, и мы не заметили даже, как уже окончили Великий покаянный Канон. Думали: на пятой седмице – как это долго, когда мы будем его читать, дождёмся ли мы того канона? Уже наступила и пятая седмица. Вновь будем читать на этой седмице Великий покаянный Канон, последний уже раз, Андрея Критского преподобного. В начале поста мы просили Покаянным Каноном силы Божией, покаяться и нести бремя поста легко. Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, – итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог Великого поста – чтение Покаянного канона, вселил в наши души умиротворение – недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать. «Господи! Невзирая на наши немощи, на нашу гордыню, на нашу суетливость, на наше уныние, всё-таки Ты даёшь, творишь чудо, даёшь силы, даёшь поддержку нам, даёшь то, чего нам временами не хватало в прошедшей нашей греховной жизни. И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!

http://pravoslavie.ru/2257.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010