Один из ранних примеров композиции, известной под названием «Лоно Авраамово» , представлен на миниатюре из Четвероевангелия 1058-1059 гг. (Paris. gr. 74. Fol. 51v), а также на фреске в малом зап. своде Димитриевского собора во Владимире (кон. XII в.). В иконописи этот сюжет или включается в цикл «Страшный Суд» (напр., икона из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК), или существует самостоятельно (напр., икона «В недрах отчих Авраама, Исаака, Иакова...», XIX в., частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 167), или входит в состав др. композиций (напр., икона «Символ веры» из Преображенского собора Соловецкого мон-ря, 80-е гг. XVII в., ГММК). Как правило, изображение И. старцем с седыми волосами и сужающейся или раздваивающейся книзу бородой (длина волос и бороды может варьироваться) отвечает описанию его облика в иконописных подлинниках. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. упомянут в разд. «Святые праотцы по родословию» (Ч. 2. § 128. 24): «Патриарх Исаак, сын Авраама, старец с остроконечной бородой и с длинными волосами» (Ерминия ДФ. С. 77). И. одет в хитон и гиматий, на ногах, как правило, сандалии. Цвет одежд непостоянен даже в композициях одной иконографии: чаще встречается сочетание хитона разных оттенков синего и гиматия разных оттенков красного. В руке держит свиток; на иконе из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - свернутый, на иконе 1626-1628 гг. из иконостаса ц. Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова монастыря - развернутый; надпись: «Роса небесная невидимо сходит…» (интерполяция цитаты из Быт 27. 28). Лит.: Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela, Parisinus Graecus 923. Princeton (N. J.), 1979; Вздорнов Г. И. Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1986. Ил. 40-41; Jolivet-L é vy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. s. 274; Саминский А. Л. Возникновение и назначение рукописи Национальной библиотеки в Париже grec 64//Московия: К 60-летию Б. Л. Фонкича/Ист. фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. C. 405-418; Andaloro M. Pittura medievale a Roma, 312-1431: Corpus. Mil.; Turnhout, 2006. Vol. 1: L " orizzonte tardoantico e le nuove immagine. P. 313-468; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 167; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. М., 2007. С. 73, 154, 183. Табл. 96. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/674115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_9.html

Проповедь Апостолов и отцов догматы/веру единую для Церкви утвердили;/и она, нося одежду истины,/сотканную из небесного богословия/правильно преподает и славит благочестия великое таинство. Икос: Высоким проповеданием,/Божию Церковь услышим вопиющу:/жаждай да грядет ко мне и пиет чашу, юже держу,/чаша есть премудрости,/сие питие истины словом почерпох,/воду проливающую не прекословия, но исповедания,/юже пия нынешний Израиль, Бога зрит вещающа:/видите, видите, яко Сам Аз есмь, и не пременяюся:/Аз Бог первый, Аз же и по сих,/и разве Мене несть иного отнюд./Отсюду причащающиися насытятся,/и восхвалят благочестия великое таинство. Икос: Возвышенную проповедь услышим/Церкви Божией, взывающей:/“Жаждущий да идет ко мне и пьет;/чаша, которую я держу, есть чаша премудрости,/питие истины в ней я растворила словом,/изливает она не воду пререкания, но напиток исповедания./Из нее пьет нынешний Израиль/и созерцает Бога возглашающего:/Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь:/Я, Бог – первый, Я – Бог и после того,/и кроме Меня вообще нет иного./Потому причащающиеся насытятся/и восхвалят благочестия великое таинство!” Синаксарий в Неделю святых 318 богоносных отец, иже в Никеи. Песнь 7. Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие/мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Песнь 7 Канон воскресный. Ирмос: Росоносною соделал печь/Ангел для благочестивых отроков,/а Божие веление, халдеев опалявшее,/мучителя убедило взывать:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Рыдающее во страсти Твоей солнце, во мрак облечеся,/и во дни по всей, Владыко, земли свет померче, вопия:/благословен еси Боже отец наших. Оплакивая страдание Твое,/солнце мраком облекалось,/и днем по всей земле, Владыка,/свет померк, взывая:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя,/праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия:/благословен еси, Боже отец наших. Озарилась светом преисподняя/чрез Твое, Христе, сошествие;/а праотец, явившись радости исполненным,/в восторге ликовал, взывая:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

Столетнему Аврааму послал Господь сына Исаака. Исаак достиг уже 17-ти летнего возраста, и Господь снова испытывал веру Авраама: Господь повелел Аврааму принести в жертву сына своего Исаака. Что было делать Аврааму? Потребуй, Господь, подобной жертвы от нас, грешных, мы бы, пожалуй, колебались и потеряли бы веру в Бога. Но что же Авраам? Твердый верою, он уже поднял нож, чтобы заклать Исаака, но Ангел, по повелению Божию, удержал его руку. За сию-то веру и послушание воле Божией Господь благословил Авраама и обещал, что от его потомства произойдет Спаситель мира. Авраам поверил обещанию Божию и понял, что кроткий Исаак, сын его изобразил собою то, как некогда Спаситель мира, как Агнец Божий, должен будет заклаться на крестном жертвеннике за грехи людей. Трогательна и поучительна для нас история Иосифа прекрасного. Это был один из 12-ти сынов праотца нашего Иакова, самый любимый своим отцом. Это был Иосиф целомудренный и богобоязненный, которого отец одевал в разноцветную одежду. За любовь отца братья возненавидели его и продали в Египет. В Египте постигло его новое испытание и горе: жена Пентефрия оклеветала его пред мужем своим, и он заключен был в темницу. Иосиф веровал в Бога, и для него лучше было идти в темницу, нежели согрешать пред Богом. А случись с нами, братие, какое-либо искушение, соблазн, мы часто падаем и согрешаем, теряем Божий страх и даже погубляем сокровище своей души – невинность и целомудрие. За богобоязненную и целомудренную жизнь Господь и прославил Иосифа. Египетский царь, узнав об Иосифе, призвал его из темницы в свой дворец, полюбил его за его мудрость и разум и сделал его после себя первым властелином всей Египетской страны. Он одел его в царскую одежду, возложил на него золотую цепь, а на руку перстень. Вот как Господь прославляет людей целомудренных и богобоязненных. Был и еще достойный праотец Христов, св. царь Давид. Это был царь кроткий и благочестивый, приобретший особенно благословение Божие. В первый книге Царств говорится, какую злобу имел к нему царь Израильский Саул. Саул искал его жизнь и гнал якоже нощный вран по горам ( 1Цар. 26:20 ). Но что же Давид? Хранимый Богом, он имел даже случай в пустыне погубить спящего Саула его же копьем и не погубил. А мы то, братие, как поступаем со своими врагами? Сколько проклятий изливаем иногда на них? И чтобы мы сделали своему врагу, если бы он был в наших руках, особливо тогда, когда мы сами кипим на него гневом? Мы бы, пожалуй, наделали ему бездну зла. Но ничего подобного не было в сердце Давида. Он был кроток и боялся Бога. Правда, Давид имел несчастье тяжко согрешить пред Богом. Но за то высоко было и его покаяние. Его покаянный псалом: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и для всех нас служит высокою покаянною молитвою. Этому-то Давиду Господь повторил Свое обещание, данное Аврааму, что от его племени родится Спаситель мира, Который будет царствовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

13/26 Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Преподобного Аркадия Новоторжского, Вяземского (XI). Преподобного Германа Аляскинского, равноапостола Алеутского (1837). Преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Арсения Латрийского (VIII-IX). Неделя святых праотец (празднование бывает в Неделю предыдущую или приидущую). Тропарь мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту, глас 4 Мученик всечестных светлость,/пяточисленных страстотерпцев воспоем,/славу земных презревших,/солнца светлаго Евстратия,/премудраго со страдальцы,/на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных./Тех молитвами, Христе Боже,/спаси души наша. Кондак, глас 3 Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/облистал еси богознаменьми, пречудне,/угасил еси возвышенный прелести пламень,/сего ради тя чествуем, всеблаженне мучениче Христов Евстратие. Ин кондак, глас 2 Светильник явился еси светлейший во тьме неведения селящим, страстотерпче./Верою бо, яко копием, обложився,/врагов шатания не убоялся еси, Евстратие,/риторов сый благоязычнейший. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евстратие, Авксентие, Евгение, Мардарие и Оресте,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Аркадию Новоторжскому, Вяземскому, глас 4 От духовнаго наставника, преподобнаго Ефрема, наставляем,/послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/от мирскаго мятежа удалился еси,/и инок быв изрядный,/добрым подвигом ревнуяй,/от Христа Бога венец славы Небесныя приял еси,/и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышняго предстоя,/о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Кондак, глас 2 К глубинам Божественнаго Разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси/и равноангельное житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстояще у престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) О неделе Праотцев имеется такой устав: «егда бывает неделя св. Праотец, оставляется последование прилучившегося святаго в ту неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типик., марк. гл., л. 114 на об.). Поэтому в эту неделю апостол и евангелие святого, если, впрочем, только он не великий, о котором есть другой устав, оставляются; оставляются также рядовые чтения из Апостола и Евангелия (Типик., л. 120). Читаются же апостол и евангелие только недели Праотцев. При этом назначаются один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи…), один аллилуиарий и два причастна – сначала обыкновенный воскресный, потом Праотцев (Типик., л. 120, 11 декаб., марк. гл.). б) Но если в неделю Праотцев случится св. пророка Даниила и святых трех отроков 17 декабря, то, при двух апостолах и евангелиях, назначаются два прокимна – отцев (Благословен еси, Господи) и святых (пр. Даниила и трех отроков), два аллилуиария также отцев и святых 478 и два причастна – один обыкновенный воскресный, другой Праотцев (Тип., л 123 на об., 17 дек., марк. гл.). К этому в Типиконе прибавлено: «сице поем службу и великого святаго празднуемаго, аще случится в сию неделю» (там же). Сей последний устав может иметь применение к 13 ч. декабря. Когда поется служба святых этого дня, то к прокимну, апостолу, аллилуиарию, евангелию и причастну недели Праотцев присоединяются прокимен, апостол, аллилуиарий, евангелие и причастен святых 13-го декабря. Г. В неделю пред Рождеством Христовым св. Отец. а) Неделя пред Рождеством Христовым может случиться вне предпразднства Рождества Христова, т.е. 18 или 19 декабря. В то и другое число полагаются, при одном апостоле и одном евангелии (ряд недели оставляется), один прокимен (песнь отцев: Благословен еси, Господи; Типикон, л. 124 на об.), один аллилуиарий: Боже, ушима нашима... 479 и два причастна – обыкновенный воскресный и недели пред Рождеством Христовым, т.е. св. Отцев (Типик., л. 124 на об., 18 декабря, марк. гл.) 480 . б) «Аще ли случится неделя св. Отец в предпразднстве внутрь 20 дне, сиречь в 20, в 21, в 22 и в 23 день»: то, по указанию Марковой главы (см. Типик., л. 126 на об.), полагаются прокимен, аллилуиарий и причастны те же самые, что в 18 и 19 декабря. Однакоже, предписывает Типикон: «Подобает ведати, аще случится Петра митрополита в неделю пред Рождеством Христовым святых Отец» (л. 128), то в этом случае «прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие отцев и святаго. Причастен: Хвалите. Другий: Радуйтеся» (л. 129, декабр. 21, зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Итак,  уготовися срести  Бога твоего, духовный  Израилю! Благоукрасися, умный  Вифлееме! Отверзися, сердечный  Эдеме! Господь близ (Флп. 4; 5), звезда над главою, Дева и волхвы на пути! Не замедли и ты, душа верующая! - Может быть, это последнее в отношении к тебе явление твоего Спасителя на земле, и ты уже не узришь Его более во яслех. Аминь.  Беседа в неделю Святых Праотец    Желая наилучшим образом приготовить нас к достойному сретению празднества в честь Рождества Христова, Святая Церковь между прочими средствами к тому употребляет и святое упоминание святых лиц. Настоящая неделя в круге церковном потому и называется Неделею святых праотец, а следующая - Неделею святых отец, что первая посвящена воспоминанию святых праотцов Христовых по плоти, а вторая - воспоминанию прочих святых мужей, живших до пришествия Христова. В том и другом отношении воспоминание и весьма приличное, и весьма полезное. Ибо когда приличнее остановить благоговейное внимание на святых предках Христовых по плоти, как не пред явлением во плоти их великого Потомка? Когда благовременнее воскресить в памяти и всех великих мужей в Ветхого Завета, живших надеждою на пришествие Искупителя и приуготовлявших себя и в себе все человечество к сретению Его, как не теперь, когда мы сами как бы ожидаем пришествия во плоти Господа и приуготовляемся к тому, чтобы достойно встретить Его?     Ветхозаветные праведники чаще всего, без сомнения, переносились мыслью в наши времена - благодати и истины (Ин. 1; 17); а мы, хотя изредка, должны переставлять себя мысленно в их состояние - природы, закона и сеней, дабы и таким образом питать и поддерживать всеобщий союз веры и любви во Христе, Который есть Един  вчера и днесь и Тойже, и во веки (Евр. 13; 8). И бедные сами по себе жилища становятся способными к принятию великих царей, когда их украсят изящными изображениями: так и бедное жилище нашей души благоприятнее будет для Посетителя душ и сердец, если воображение и память наша наполнятся и украсятся мысленными образами святых Божиих человеков. Придя под кров нашей души, Царь славы, если не на чем другом, то на сих образах остановит Свой любвеобильный взор. А, может быть, из сего святого воспоминания произойдет в какой-либо душе и большее: наполнившись образами святых мужей и пленившись благолепием их, возможно, почувствует она при сем желание извергнуть из себя нечистые образы мира, доселе ее занимавшие, и возревнует о восстановлении в самой себе образа Божия. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона

http://pravenc.ru/rubrics/123174_15.html

Проведя много лет в сборах материалов о Туринской Плащанице, сделав небольшой вклад в познание ее, я почувствовал, что ко мне уже не относятся слова, сказанные Христом апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Я вложил персты мои в раны гвоздиные и руку в ребра Его. Мне кажется, что не верить в воскресшего Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснять лишь своим ограниченным и греховным опытом; тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости. Знаменитый анархист М. А. Бакунин писал: «Если Бог существует — Его необходимо запретить». Вот это «запрещение Бога» мы видели в течение долгих 70-ти с лишним лет. Но многие не приняли этого «запрещения». Однако для христианина важны не доказательства рациональной науки о Воскресении Христа, которые дает XX век, а свидетельства в его сердце, в его духовном опыте, в его жизни. И сегодня, в день Пасхи, победы Христа над смертью, приветствуя друг друга словами «Христос воскресе!», давайте забудем наши мирские суетливые печали и возрадуемся воскресшему Богу. Да будет радость в сердцах наших совершенна. И никто не отнимет ее от нас. И когда на нас находит уныние, вспомним, что Христос воскрес. Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Слово в Неделю святых праотец Воскресение перед Рождеством имеет наименование «Неделя святых отцов», а предшествующее называется «Неделя святых праотец». Почему так? Ведь мы подходим с вами к Рождеству Христову, и то, что мы поем во время канона утрени «Христос раждается, — поем, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, — славите», означает, что мы постепенно все больше и больше углубляемся в осмысление истории Ветхого Завета — времени, когда человечество, совершившее грех, утратившее Бога, получило обетование, что придет Спаситель — Христос, Мессия, и лучшие люди человечества, праведники Ветхого Завета, ожидали когда же Он придет. Пророчества по мере приближения времени рождения Господа нашего Иисуса Христа возрастали и возрастали, и поэтому вполне естественно, что за две недели до Рождества Иисуса Христа мы вспоминаем праведников и молимся праотцам, которые ожидали Христа. А праотцами мы называем всех тех праведников, которые ожидали Его пришествия, учили человечество о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и дали нам образцы веры, послушания и покаяния. Поэтому нам, вероятно, сегодня и в течение этой недели есть смысл посмотреть отдельные главы Библии, вспомнить пророчество Исайи, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/polnota-zhizn...

Мы же, христиане, всему предпочтем нашу веру Христову, всему предпочтем Царство Небесное, всему предпочтем глас Божий, зовущий нас к Себе на вечерю. Не поменяем мы вечери Господней ни на землю, ни на волов, ни на жену, ни на серебро, ни на злато, ни даже на отца и мать, ибо Господь говорит: кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин... Или кто любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (мф м, 37). Но всегда будем готовы следовать вслед Господа своего, как верные Его рабы. Тогда и Господь скажет нам: «Вы исповедали Меня пред людьми – исповедаю и Я вас пред Отцом Моим Небесным» (ср.: мф 10,32); тогда скажет Он: «Не отрекусь от вас, ибо и вы не отреклись от вечери Моей, от Царства Небесного, уготованного для вас». И потому всею верою нашей будем уповать на то, что и мы не лишимся этого Царства, но окажемся в числе не только многих званных, но и в числе малых избранных (см.: л к 14, 24), всегда слушавшихся гласа Господа своего. Аминь. Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» (22 декабря нов. ст. 1949 г.; 21 декабря 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодняшний воскресный день называется Неделей праотец, потому что в этот день, за две недели до Рождества Христова, вспоминаются праотцы – предки Спасителя по плоти, «верою правою угодившие Богу», от которых произошел «плод благословен – безсеменно Рождшая Тя», то есть Пречистая Дева Мария, Матерь Божия, от Которой родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Но прежде чем праздновать пришествие Спасителя в мир, преславное Рождество Его от Пречистой Девы, наша мудрая Мать- Церковь желает прославить и предков Христа, живших задолго до Него, но послуживших Его воплощению и явлению во плоти ради спасения мира. Это «от Семене их плод благословен» – Пресвятая Дева, благословен «от Семене» праотцев начиная от Адама, за которым далее следует множество праведников ветхозаветного времени: Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Иосиф, многострадальный Иов, благословен от многих святых пророков, пророчествовавших о грядущем пришествии в мир Избавителя человеческого рода и так жаждавших уже увидеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010