Этих рядовых зачал может не хватить только при одной самой ранней и другой самой поздней Пасхе и только для одной недели. Но на этот случай в эту неделю полагается читать 62 зачало от Матфея. 452 Таким образом и выходит, что, сколько бы промежуточных недель ни было в данном году, отступка, т.е., повторение раз прочитанных зачал не имеет места по отношению к неделям. В неделю Праотец (см. 499–501 стр.) всегда читается Евангелие 28 недели; если же неделя Праотец не совпадает с 28 неделей, то в 28 неделю читается рядовое Евангелие той недели, на которую падает неделя Праотец. 453 О чтении Апостола и Евангелия в субботу и неделю по Рождестве Христове, а также в субботу и неделю пред Богоявлением, – см. 531 стр. Примечание 2. О утренних воскресных Обыкновенно, в воскресные дни на утрене читаются рядовые воскресные Евангелия. Только в дванадесятые Господские и Богородичные праздники, хотя бы они случились и в воскресенье (а равно и во все прочие дни), всегда читаются на утрене праздничные Евангелия; в храмовой праздник, случившийся в воскресение, тоже оставляется рядовое воскресное Евангелие, а читается Евангелие храма (см. ниже, о храмов. праздн.). Во всех остальных случаях в воскресение (хотя бы случился и праздник с полиелеем или бдением) читается Евангелие воскресное рядовое и именно то, которое в столпах (см. о них ниже) или в 50 гл. Устава (см. 648 стр.) назначено на данный воскресный день, так как рядовое воскресное утреннее Евангелие, чтение которого опускается в указанных случаях, не переходит на следующее воскресенье, а оставляется совсем не прочитанным. 454 Всех воскресных утренних Евангелий 11-ть; они избраны из всех Евангелистов и содержат в себе повествование о воскресении Спасителя. Эти Евангелия идут одно за другим в неизменном порядке; такой же порядок соблюдается и по отношению к рядовым гласам Октоиха. Восемь гласов с соответствующими им Евангелиями называются столпом. Всех таких столпов шесть, и они распределяются следующим образом: Евангелия: (1. Мф.28:16–20; 116 зач.; 2.) Мк.16:1–8; 70 зач.; 3. Мк.16:9–20; 71 зач.; 4. Лк.24:1–12; 112 зач.; 5. Лк.24:12–35; 113 зач.; 6. Лк.24:36–53; 114 зач.; 7. Ин.20:1–10; 63 зач.; 8. Ин.20:11–18; 64 зач.; 9. Ин.20:19–31; 65 зач.; 10. Ин.21:1–14; 66 зач.; 11. Ин.21:15–25; 67 зач.). Начало чтения воскресных утренних Евангелий упреждает собой начало пением гласов: первое Евангелие читается в неделю Всех Святых, первый же глас поется в первую неделю после недели Всех Святых (2-ю по Пятидесятнице), затем в течение всего года следует неизменный порядок Евангелий и гласов и по прочтении 11-го Евангелия снова начинается первое, а после 8-го гласа опять начинается первый. Только при пении Триоди Цветной с недели ап. Фомы воскресные Евангелия читаются не в том порядке, какой указывается в их столпах (см. 648 стр).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен праотцев: «Адама восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Солнце великое...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праотцев, глас 2-й – 4 (с припевами: «Благословен еси, Господи...», «Яко праведен еси о всех...»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Приидите вси, верно торжествуим...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев: «Верою праотцы оправдал еси...». Кондак только праотцев . На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев. Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисей и Аарон во иереех Его...», стих: «Призываху Господа...». Апостол и Евангелие – Недели праотцев (Кол., 257 зач.; Лк., 76 зач.). Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 4 декабря. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и праотцев: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава). 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421. 2 «Егда убо бывает Неделя святых праотец, оставляется последование прилучившагося святаго в ту Неделю, и поем прежде в пяток на повечерии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-24/

Указанные неудобства могут ставить неопытных уставщиков в крайнее затруднение. А потому весьма желательно усвоить из «Святаго Евангелия, в порядке церковных чтений изложеннаго», порядок счисления от Пятидесятницы лишь для евангельских седмиц Матфеевых. Для Лукиных же ввести счет отНедели по Воздвижении и называть, например, Неделю о чудесном лове – Неделей 1-й по Воздвижении, Неделю о гадаринском бесноватом (23-я) – Неделей 6-й по Воздвижении и т. д. Но и при этом необходимо иметь в виду, что указанное счисление будет относится лишь к евангельским седмицам ряда. Но ряд может прерываться и счет нарушаться зачалами, стоящими вне ряда. О них следует сказать особо. Евангельские зачала вне ряда. Это – зачала предпразднственные и попразднственные. Таковы в ряду Матфеевом Неделя пред Воздвижением с субботой, о них мы уже говорили. В период Лукиных чтений таких «изрядных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых праотец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рождеством Христовым, с субботой, 3) Неделя по Рождестве Христовом, 4) Неделя пред Богоявлением (Просвещением), 5) Неделя по Богоявлении (Просвещении). Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре последние имеют свои зачала евангельских чтений и нарушают таким образом рядовое течение воскресных Лукиных зачал 15 . А именно Устав (см. Типикон) прямо и решительно повелевает оставить, то есть не читать рядовые зачала в Недели святых праотец и святых отец; умалчивает о рядовом зачале в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении, а относительно Недели по Рождестве допускает возможность чтения ряда под зачало, но при условии «аще не будет отступки» 16 . Эта возможность снятия с очереди воскресных зачал Лукиных оказывается благотворной в тех случаях, когда предстоит Пасха, более или менее отодвигающая связанную с ней Триодь от Недели по Богоявлении, то есть «вне-Пасха». Связь Недели по Богоявлении с Триодью. Неделя по Богоявлении есть та точка пасхального года, с приближением которой взор церковного уставщика обращается к грядущей Пасхе, ибо здесь происходит сцепление протекшего ряда седмиц с будущей Триодью. При установлении этой связи Триоди с Неделей по Богоявлении могут иметь место шесть случаев и способов, в зависимости от понижения (приближения) и повышения (удаления) предстоящей Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

И вот это включение мира в неблагодарное памятование вместо того, чтобы с верой принять от Бога то, чем мы живы, – возможность обнять своих детей, видеть свою мать, исповедоваться и причащаться, радоваться улыбке жены, солнцу, которое Бог рассеивает над нами и так далее, – делает нас подобными тем девяти из десяти исцеленных прокаженных. Неважно, в конце концов, молоды мы или стары, здоровы или больны. Господь дарует нам эту жизнь и предоставляет каждому человеку возможность спастись. И по сравнению с этой возможностью спасения и вечности любые земные несчастья не то, что ничего не значат, но не имеют права перевесить того, что мы ожидаем и во что мы верим. Проповедь в Неделю 29ю по Пятидесятнице, святых праотец Лк.14:16-24 Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется воскресным днем, или Неделей святых праотец, то есть ветхозаветных праведников, прародителей Христа по плоти. И именно в это воскресенье церковный Устав предписывает нам слушать притчу, которую мы только что прочитали. Эта же притча в одно из воскресений звучала в рассказе апостола и евангелиста Матфея. Совсем немного сюжетов, которые Устав предлагает нам для двукратного прочтения. Этим подчеркивается особая значимость повествования. Обратим внимание на то, что в сегодняшнем повествовании сначала говорится о трех категориях людей, которые не пошли на зов жениха, на зов Божий, и каждый нашел свои причины. Один сказал, что купил земельный участок: у него есть теперь недвижимость, и он должен пойти ее посмотреть. Второй заявил, что приобрел упряжку волов и должен оценить, насколько они соответствуют уплаченным деньгам. Наконец, третий отговорился тем, что женился. Какие уж тут званые ужины у других людей! У него своя радость и свой праздник, молодая жена, в конце концов. По сути дела речь идет о людях, либо обладающих неким имуществом (первая категория), либо увлеченных своим делом, как человек может увлечься современной многосильной упряжью, или же о людях, приверженных семейным радостям. Получается, что три этих житейских обстоятельства (у каждого свое) оказываются внутренним препятствием для того, чтобы откликнуться на голос Бога и оказаться вместе с избранными. И званые избранными не оказываются.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   Аллилуиа, или тропарь. Стихиры Богородицы 3, глас 8. Подобен: Что вас наречем: и святаго 3, глас и подобен тойже. Слава, глас 5: Порученный ти талант: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 1: Терпения столп был еси: септемвриа в 1-й день. На Утрени, оба канона октоиха: И святаго на 4, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 1. По 6-й песни,    Кондак, глас 8. Подобен: яко начатки: якоже звезда многосветлая, ты возшед, блаженне, на столп, мир просветил еси преподобными делы твоими и тьму прелести отгнал еси, отче. темже молим тя: и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.    По 9-й песни, светилен октоиха: Слава святаго. На стиховне октоиха.    Ведати подобает, яко от сего 11-го дне начинается неделя праотеческая, и восходит сегоже декемвриа до 17-го дне бывает же сице: Аще убо случится рождество христово в неделю: И тогда праотеческая неделя бывает декемвриа в 11 день. А святых отец неделя, яже пред рождеством христовым, декемвриа во 18 день.    Аще ли случится рождество христово в понедельник: И тогда праотеческая неделя бывает декемвриа в 17 день. А неделя святых отец яже пред рождеством христовым, тогда бывает декемвриа в 24 день.    Аще ли случится рождество христово во вторник: И тогда праотеческая неделя бывает декемвриа в 17 день. А святых отец неделя, яже пред рождеством христовым, декемвриа в 23 день.    Аще ли рождество христово случится в среду: И тогда бывает праотеческая неделя декемвриа в 15 день. А святых отец неделя декемвриа в 22 день.    Аще ли случится рождество христово в четверток: И тогда бывает праотеческая неделя декемвриа в 14 день. А святых отец неделя декемвриа в 21 день.    Аще ли случится рождество христово в пяток: И тогда бывает праотеческая неделя декемвриа в 13 день. А святых отец неделя в и день.    Аще ли случится рождество христово в субботу: И тогда бывает праотеческая неделя декемвриа в 12 день. А неделя святых отец, яже пред рождеством христовым, декемвриа в 19-й день. От зде блюди неделю святых праотец, в кое число прилучится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В православной иконографии сложилась древняя традиция изображать череп Адама на иконах Распятия. Череп/череп и кости изображаются ниже уровня вершины горы, часто – на фоне иконографического элемента, напоминающего разлом. Часто такие изображения сопровождаются надписаниями «Г. Г.» – «гора Голгофа» и «Г. А.» – «глава Адамова». Иногда возле головы Адама, несколько ниже нее, бывают представлены скрещенные кости рук: при этом правая перекрывает левую, как при погребении или причащении, впрочем, иногда кости бывают изображены по-другому. Это изображение связывают с преданием, согласно которому там, где был распят Господь Иисус Христос (на Голгофе) прежде были захоронены останки первого человека. Какова посмертная участь Адама? Во времена Ветхого Завета умершие люди сходили душами в ад. Согласно Православному Преданию, отмеченному, в частности, в православной иконографии, туда же, душой, сошел и Адам, откуда, затем был выведен Господом Иисусом Христом вместе с душами многих других людей. Об этом же свидетельствуют и богословские (богослужебные) тексты, к примеру, воскресный кондак 1го гласа: «Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение». Почему Адам прославлен в лике святых? Считается, что, понеся наказание за грех, Адам и Ева не отвернулись от Бога, и ревностно молились ему. Господь принял их молитвы и слезы покаяния и простил им грех их. Когда совершается память праотца Адама? Память праотца Адама в православном календаре совершается в Неделю святых праотец и Неделю святых отец, это два последних воскресенья Рождественского поста. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке

http://azbyka.ru/adam

Итак, вместо всякого поучения, в настоящую и следующую недели, мы займемся, братие, с вами воспоминанием святых мужей и жен Ветхого Завета. Дело само по себе весьма легкое и приятное для духа; одно неудобство – краткость времени для воспоминания и великое число воспоминаемых лиц. Много ли времени уделяется на слушание церковных учений? Едва четыредесятая часть дня, тогда как на зрелищах проводятся порой едва не целые дни и ночи. Между тем, число ветхозаветных праведников так велико, что у самого апостола Павла недостало времени повествовать о них подробно ( Евр. 11:32 ). Для устранения сего неудобства мы разделим, во-первых, свое собеседование на две части; теперь воспомянем святых мужей, а в следующую неделюсвятых жен ветхозаветных; во-вторых, при воспоминании тех и других укажем вам преимущественно на важнейших, а в их жизни – на то, что составляло основание их добродетели и отличало их от всех прочих; в-третьих, пригласим вас самих дополнить домашним размышлением то, что будет здесь сказано кратко. Чуждое ли дело для слушателя, – размышлять о том, что ему говорят здесь? Напротив, это всегдашний долг ваш, от неисполнения коего поучения теряют силу и не успевают укорениться в умах. Итак, братие, соединимся общими силами и пойдем единодушно к цели, которая у всех нас всегда одна и та же – вечное спасение грешных душ наших. Но, прежде нежели начнем рассматривать звезды, возведем мысли свои к Самому Солнцу правды, Христу Царю и Богу нашему, и помолимся Ему, да пошлет свет Свой и в ум проповедающего, и в сердца слушающих. Первый из праотцов Христовых и святых мужей Ветхого Завета есть Адам, праотец по плоти и всем нам. Через него вошли грех и смерть в мир; но им же принято и первое обетование жизни и спасения; он же есть первый пример покаяния и оправдания во Христе. Но многие из нас, памятуя грех праотца, весьма худо помнят его покаяние. И для чего воспоминают грех? Для нечестивого ропота на свою участь, для извинения своих преступлений, а иногда для жалкого и безумного глумления. Нет, братие, не такого воспоминания достоин наш общий отец по плоти. Велико было падение его; но если избранный из всех не устоял в испытании, то кто не пал бы на его месте из нас, неизбранных? Притом, как бы ни был велик грех Адамов, он, после того как мы искуплены Сыном Божиим, не вредит нам. Во Христе мы гораздо более приобрели, нежели сколько потеряли в Адаме: теперь, если мы погибаем, то совершенно от себя самих! Адам первый подает нам пример, как должно восставать от падения. Раз вкусил он от плода запрещенного, и девятьсот лет провел в слезах и раскаянии! Сколько раз он, может быть, плакал о нас и грехах наших, между тем как мы сами, вместо того, чтобы плакать о грехах своих, нередко хвалимся ими! Будем проводить жизнь подобно Адаму кающемуся – и пламенное оружие не воспрепятствует нам войти в рай, им потерянный.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

16. Прочие чины древней Церкви Andere Riten der alten Kirche Прочие чины древней Церкви Ausser dem Ritas der Ofenhandlung, welcher vor Weihnachten am Sonntage der hl. Väter oder Vorväter (Ahnen) – nach dem 17. December – dem Gedächtnisstage der hebräischen Jünglinge Ananias, Asarias und Misael) begangen wird, gab es in der Praxis der alten orthodoxen Kirche, der griechischen, wie der rassischen, noch andere Gottesdienste, welche jetzt nicht mehr vollzogen werden, und deren Ordnung sich daher in den jetzigen kirchlichen Büchern nicht mehr findet. Hierzu gehören die Riten: Handlung am Palmsonntage, des letzten Gerichtes, Begleitung des Jahres (am 1. September), der Verbrüderung, Ritus derer, die wünschen, sich von der Welt abzuschliessen, der Abwaschung der Reliquien, der Benetzung des Kreuzes, des Sapriliwok (Trinkspruch) auf die Gesondheit des Zaren u. s. w. 145 . Wenn auch nicht ausführlich und ganz wörtlich, so halten wir es doch für erforderlich, zumal diese Riten im Abendlande ziemlich unbekannt sind, dieselben in ihren allgemeinen und characteristischen Grundzügen hier mitzutheilen. Кроме чина пещного действа, совершавшегося пред Р. X., в неделю Се. отец или праотец (после 17 Дек., – дня памяти еврейских отроков Анании, Азарии и Мисаила) в практике древней православной церкви как греческой, так и русской были ещё и другие службы, которые теперь уже не совершаются, и чины коих в нынешних книгах не печатаются. К таким относятся чины действа в неделю Вайи, Страшнаго Суда, летопроводства, братотворения, о хотящем затворитися, чин омыти мощи святых, или крест мочити, за приливок о здравии Царя и т. под. 146 . Если не подробно и не дословно, то хотя в их существенных и наиболее характерных чертах, мы считаем далеко не излишним воспроизвести их, особенно в виду их совершенной неизвестности на западе. 17. Чин действа Вайи (Ritus der Handlung am Palmsonntag) Ritus der Handlung am Palmsonntag Чин действа Вайи Der Ritus der Prozession des Patriarchen auf dem Esel am Palmsonntage ist griechischen Ursprungs, und wurde im Alterthume in Jerusalem vollzogen. Der Franziskanermönch Careme, der Palästina im Anfang des XIII. Jahrhunderts besuchte, beschreibt folgender Maassen diesen von ihm gesehenen Ritus:

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

И вот еще чему учит нас сегодняшнее Евангелие от Луки. Древние иудеи, принадлежа к избранному роду, были уверены в том, что они, в силу своего избрания, — род спасаемый, что они непременно будут на пире веры, что Бог примет их на этом пире. Такова была удивительная уверенность в том, что само рождение в народе избранном предопределяет спасение, — в сознании древних иудеев достаточно было исполнять внешние предписания закона и человек автоматически спасался. Когда мы об этом задумываемся, то говорим себе: «Это неправильно, человек не может спастись в силу принадлежности к той или иной нации». Но мы забываем продолжить эти размышления и сказать, что человек автоматически не спасается и в силу принадлежности к Церкви. Можно принять Крещение, можно приходить в храмы Божии, можно даже участвовать в Таинствах — и не спасаться, а погибать. И по отношению к нам, людям церковным, прозвучавшие сегодня слова апостола и евангелиста Луки, излагающего притчу Самого Спасителя, — это слова, разящие нашу совесть. Может быть, мы и есть те самые люди, кто отказался быть с Богом? Потому что один из нас женился, другой землю купил, третий волов приобрел, и нам некогда прийти к Господу. И землю покупаем, и женимся, и приобретаем, вместо волов, множество других вещей, которые притягивают наше сознание и наше сердце, и все эти заботы о земле, о семье, о материальном благосостоянии, о деньгах затмевают наше сознание. Мы и в воскресный день погружаемся в них, а не идем в храм Божий. Мы забываем о своей принадлежности к Церкви, о своих обязательствах, принятых у купели Крещения нами самими, если крестились взрослыми, или нашими восприемниками, если нас крестили в детстве. А что затем? А затем Господь сделает то же, что и в древней притче. Он пошлет Своих вестников на улицы городов и скажет хромым, слепым, несчастным, духовно и физически больным людям: «Приходите ко Мне»; и если они наполнят пир Божий, то наполнят потому, что там пустые места. Эта притча действительно поражает сознание. Она заставляет задуматься каждого нас о необходимости возобновить наше христианское призвание, возобновить наши крещальные обеты, понять, что быть христианином — это самая главная задача человека, а все остальное вторично — и земля, и семья, и волы, и все то, что окружает современного человека. Главное — это Бог и общение с Ним в Церкви Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/1370178.ht...

  «Новый Адам»   Согласно представлениям древнего еврея, Мессия не просто царь, Он именно Спаситель. Эта идея в том или ином виде содержится во многих ветхозаветных пророчествах, которые говорят нам о личности Христа и Его миссии . В Новом Завете евангелист Матфей говорит прямо: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Это значит, что та реальность, которую Иисус приносит, – реальность не только эсхатологическая, но и сотериологическая. Имплицитно эта важная идея содержится уже в генеалогии Христа. Матфей помещает Иисуса в ряд с теми людьми, которые рассматривались в еврейской традиции как те, кто играет важную роль в деле спасения Израиля. Также мы можем угадать здесь то, как именно будет совершено это спасение, – через восстановление (recapitulatio) . Христос основывает Свое Царство, восстанавливая ту власть, которую не смог некогда удержать Давид. Во многих древних рукописей имя царя Давида в Мф. 1:6b дано без эпитета «царь» . Здесь говорится о рождении Соломона от Давида и Вирсавии. Отсутствие титула «царь» не что иное, как намек на то, что согрешив, Давид лишается Своего царского достоинства и самого царства. Последнее буквально исполнилось в жизни его детей. То же относится и ко всему Израилю. За прелюбодейство с языческими богами, он теряет Землю Обетованную, Иерусалим, Храм и уводится в плен. Ни Давид, ни Израиль не выполнили своего предназначения: во что бы то ни стало оставаться верными Богу. Христос же – Тот, Кто, отождествив Себя с Давидом и всем Израилем, исполняет то, что оказалось не под силу простым людям. Своей жизнью Он являет пример совершенной покорности и послушания воле Отца, восстанавливая, таким образом, былую славу Давида и всего Израиля. Поэтому Он – Новый Давид и Новый Израиль. Но Иисус восстанавливает не только престол Давида и Израиля, Он восстанавливает достоинство первого человека. Поэтому Христа называют Новым Адамом . Намек на это может также содержаться в генеалогии, отдельные элементы которой можно рассматривать как своеобразный акростих, организованный по принципу хиазма:

http://bogoslov.ru/article/3707711

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010