Помимо четьего материала κ προκειμ νου βιβλου, в седмичный круг чтений входят указанные по Алексеевскому Уставу: пять слов Златоуста о богатом и Лазаре, читаемые с 27-го октября до конца месяца 426 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 427 и слово Василия Великого на святое крещение в неделю по просвещении 428 ; положенное по Алексеевскому Уставу в неделю св. отец слово Григория Нисского об Аврааме в Евергетидском Типиконе переносится на неделю св. праотец, где читается на каноне вместе с «видениями пророка Даниила» 429 и мучением св. трех отроков 430 , в случае отсутствия чтения святому дня; в неделю же св. отец полагается слово св. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе: Боже Авраамов 431 . В порядке седмичного же круга совершаются и чтения на панихидах бдений – παννυχς γρυπνας. Четьим материалом здесь являются книги свящ. Писания, именно Деяния и послания ап. Павла; Деяния читаются последовательно от Антипасхи до Пятидесятницы 432 , послания –от недели всех святых и до недели Ваий (кроме нее), начинаясь посланием к Римлянам; в случае прочтения всех посланий, они повторяются чтением в том же порядке, но Деяния не повторяются 433 . Чтения эти называются чтениями – ναγνεις ν τ Πραξαποστλω κατ τν κολουθαν τν κυριακν 434 . Отделы (χμα) для каждого такого чтения определяются приблизительно восемью листами (φλλα) 435 . Из порядка последовательного чтения исключается послание к Евреям, которое приурочивается нарочито к панихидам недель св. отец и праотец и прочитывается все в два приема 436 . Кроме того, панихиды утрени – в преполовение и Вознесение, а также иногда пасхальная, имеют чтения, κ προκειμνου βιβλου 437 ; и несколько панихид в отношении чтений, выступая из порядка круга седмичного, определяются воспоминаниями минейного и триодного кругов церковного года: 29 июня и 6 августа читаются послания ап. Петра 438 ; 8 сентября – слово Иоанна Дамаскина : «Приидите все народы 439 ; 8 ноября «Пантолея диакона о чудесах бесплотных: Велиа и преславна и многоразлична 440 ; в неделю Ваий – одно из слов Златоуста на праздник 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Содержание Введение Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Слово о спасении Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Из ранних проповедей Слово в Неделю 2-ю Великого поста Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Слово на Рождество Христово Слово на Сретение Господне Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Об обязанностях детей и родителей О проповеди слова Божия и притче о сеятеле Притча о богаче и Лазаре Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей Слово о покаянии Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского О званной вечери Слово в Неделю святых праотец, а также о «званных» и «избранных» Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице Об иерихонском слепце О Закхее и о нашем спасении О подготовке к празднику Рождества Христова Слово в Неделю святых отец О мире. Из проповедей на праздник Рождества Христова Из Слова накануне Нового года Слово в Неделю по Рождестве Христовом Слово в Неделю перед Просвещением (Богоявлением) Слово на Богоявление (Крещение Господне) Слово в Неделю по Просвещении (Богоявлении) Слово на Сретение Господне Слово в Неделю о блудном сыне О Страшном Суде Как провести Великий пост Об Адаме Ветхом и Адаме Новом, а также о неосуждении О прощении О посте и воздержании Слово первое о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина Слово второе о Великом посте и о молитве преподобного Ефрема Сирина О Нафанаиле Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия О покаянии Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную «Душе моя, возстани, что спиши?» О значении храма Божия Из слов на Вход Господень в Иерусалим, в Неделю ваий Из слов в Великий Пяток Краткое слово о Воскресении Христовом и о победе России во Второй мировой войне О воде живой, утоляющей жажду духовную Об искании благодати Святаго Духа Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Из слов в Неделю о слепом Слово 7-е на Вознесение Господне Слово 2-е на Вознесение Господне Охранении истинной веры Святой Дух– Утешитель Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы Из слов в Неделю 2-ю по Пятидесятнице – Всех святых, в земле Российской просиявших О Промыслительной Деснице Божией Об Искуплении нас Господом нашим Об освобождении от греха Об исцелении слуги сотника Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Грех–мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примеч. 1-е. В древности соединили праздник Рождества Христова с праздником Крещения, под общим наименованием Богоявления 294 , в который прославляли явление Бога в воплощении и рождении от Пресвятой Девы Марии, так же явление Бога язычникам, в лице волхвов, пришедших поклониться, по указанию путеводившей их звезды, рождшемуся в Вифлееме Господу Иисусу Христу, и, кроме того, явление Святой Троицы, в крещении Иисуса Христа, на Иордане; тогда же прославляли Божественную силу Иисуса Христа, явленную в претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской: се положи начаток знамением Иисус 295 , и в насыщении пятью хлебами пяти тысяч народа. Поклонение волхвов рождшемуся Господу, и доныне в Церкви Западной празднуется в день Крещения Господа, под именем праздника трех Царей. Примеч. 2-е. В сей праздник священнослужители, кроме храмов, воспевают славу Предвечного Младенца и по домам своих прихожан, что обыкновенно называется славлением Христа. От предпраздненства до отдания праздника, продолжается празднование Рождества Христова двенадцать дней (от 20-го до 31-го декабря). Впрочем, в песнях канона праздничного, возвещается преславное Рождество Господа нашего Иисуса Христа еще с 21-го ноября. § 143. Недели Праотец и Отец, предваряющие праздник Рождества Христова, и следующая за ним неделя святых Богоотец В честь праздника Рождества Христова, две недели или, точнее, два воскресных дня предваряющие праздник, святая Церковь посвящает памяти святых Праотец и святых Отец, которые жили и спасались верой в грядущего Мессию, то есть Иисуса Христа. В неделю Праотец воспоминаются и прославляются, в стихирах и тропарях канона, святые патриархи, жившие до закона и по законе – от Адама, до Иосифа Обручника, и святые пророки – от Самуила, до Захарии и Крестителя Господня Иоанна. В неделю святых Отец, которая бывает пред Рождеством Христовым, прославляются те именно патриархи, от племени которых родился обетованный Мессия Господь наш Иисус Христос; почему, в сию неделю, читается Евангелие от Матфея (1-е зачало), в котором по родам исчисляются родственные по плоти предки Господа нашего Иисуса Христа, начиная от Авраама, отца верующих, до Иосифа Обручника. В неделю по Рождестве Христовом, которая называется неделей святых Богоотец, святая Церковь , в своих песнопениях, возносит славословие и благодарение Пресвятой Богородице, святым и праведным: Иосифу Обручнику, Давиду царю, и Иакову, брату Господню по плоти, ублажая святость их жизни, за которую Господь сподобил их быть ближайшими свидетелями, а Матерь Божию орудием воплощения Бога-Слова. § 144. Начало установления праздника Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но мы, добрые мои слушатели, ожидаем теперь великого и всерадостного праздника Христова Рождества. Немного остается уже и времени до этого праздника. И св. Церковь от праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы уже возвещает нам о радостном дне пришествия к нам небесного Царя Иисуса Христа. Христос рождается, славите — говорит она всем нам, Христос с небес, срящите! А какой царь славнее царя Иисуса Христа? Кто милосерднее Его? И чего не достает у Него для нас? Пришедший на землю ради нашего спасения, Он готов теперь войти в наши души и царствовать в них, готов исцелить всех наших больных и расслабленных, утешить всех своею благодатью и обогатить нас сокровищами своего славного царства. Для Иисуса Христа наши души несравненно дороже всех чертогов земных, наше христианское звание важнее и славнее всех чинов и званий человеческих. Как же мы должны приготовляться к великому празднику Христова Рождества? Чем должны мы украсить свои души и свое христианское звание, чтобы явиться достойными любви и милости Небесного Царя, Иисуса Христа? Для этого святая Церковь указывает нам ныне примеры, достойные нашего подражания. Ныне она совершает память св. праотец Христовых, т. е. ветхозаветных праведников, от племени которых родился по плоти Господь наш Иисус Христос. Св. Апостол Павел говорит об них, что все они стремились к лучшему, то есть к небесному. Бог называет Себя их Богом, и Он уготовал им град небесный. ( Евр.11:16 ). Сих-то праотец Христовых св. Церковь прославляет ныне св. веру и добрые дела, кои и для наших душ составляют самое лучшее и дорогое украшение. Душа наша, украшенная этою красотою, есть самый лучший дом для Иисуса Христа. Любил Господь веру и добрые дела святых праотец, от их племени Он избрал чистую и святую Деву, от которой и принял на Себя нашу человеческую плоть. Любит Господь веру и добрые дела и всякого христианина; и за св. веру, за добрые дела наши, Он, говорю, входит в наши души и подает нам все сокровища Своего вечного царства. И так, кто доселе был беден св. верою в Бога и добрыми делами, — веруй теперь несомненно и обогащайся добрыми делами. Кто мало постился, или совсем не постился, — постись теперь. Кто молился не усердно, молись теперь с полным усердием. Кто не примирился с ближними, — постарайся примириться теперь, оставь злобу, да не удалится от тебя Христос. Кто не каялся во грехах, — кайся теперь с сокрушением и смиренным сердцем; всякий час и для всех у Господа готово прощение. Готовишь себе к празднику лучшую одежду, обильную трапезу, — не забудь и меньшей братии Христовой, от трудов своих праведных приготовь жертву и для храма Господня. И таким образом, украсив души свои св. верою в Бога и добрыми делами, прославляйте, братие, Рождество Иисуса Христа, встречайте Его — великого Царя вселенной, как бы и теперь с небес сходящего родиться от Пресвятыя Девы Марии. Аминь. Поучение в неделю Святых Праотец (О подражании добродетелям праотцев)

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Прокимен и аллилуиарий – отцов и равноап. Владимира. Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира. Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и равноап. Владимира: «В память вечную...». После Литургии совершается молебен по особому чину. Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 2 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250. 5 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля). 6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»). 7 Ср.: 52-я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20-й, в 21-й, в 22-й и 23-й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

—713— праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ϑικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 2431 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 2432 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 2433 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 2434 . Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 2435 ; размер каждого такого чтения Типикон определяет приблизительно двумя или тремя листами (φλλα) для —714— утрени 2436 , два для 1-го часа 2437 и полтора для прочих часов 2438 . Помимо четьего материала κ προκειμνου βιβλου, в седмичный круг чтений входят указанные по Алексеевскому Уставу: пять слов Златоуста о богатом и Лазаре, читаемые с 27 октября до конца месяца 2439 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 2440 и слово Василия Великого на святое крещение в неделю по просвещении 2441 ; положенное по Алексеевскому Уставу в неделю св. отец слово Григория Нисского об Аврааме в Евергетидском Типиконе переносится на неделю св. праотец, где читается на каноне вместе с «видениями пророка Даниила» 2442 и мучением св. трёх отроков 2443 , в случае отсутствия чтения святому дня; в неделю же св. отец полагается слово св. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе: Боже Авраамов 2444 . В порядке седмичного же круга совершаются и чтения на панихидах бдений – παννυχς γρυπνας. Четьим материалом здесь являются книги свящ. Писания, именно Деяния и послания ап. Павла; Деяния читаются последовательно от Антипасхи до Пятидесятницы 2445 , послания – от недели —715— всех святых и до недели Ваий (кроме неё), начинаясь посланием к Римлянам; в случае прочтения всех посланий, они повторяются чтением в том же порядке, но Деяния не повторяются 2446 . Чтения эти называются чтениями – ναγνεις ν τ Πραξαποστλ κατ τν κολουϑαν τν κυριακν 2447 . Отделы (χμα) для каждого такого чтения определяются приблизительно восемью листами (φλλα) 2448 . Из порядка последовательного чтения исключается послание к Евреям, которое приурочивается нарочито к панихидам недель св. отец и праотец и прочитывается всё в два приёма 2449 . Кроме того, панихиды утрени – в преполовение и Вознесение, а также иногда пасхальная, имеют чтения, κ προκειμνου βιβλου 2450 ; и несколько панихид в отношении чтений, выступая из порядка круга седмичного, определяются воспоминаниями минейного и триодного кругов церковного года: 29 июня и 6 августа читаются послания ап. Петра 2451 ; 8 сентября – слово Иоанна Дамаскина : «Приидите все языци 2452 ; 8 ноября «Пантолея диакона о чудесах бесплотных: Велиа и преславна и многоразлична 2453 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю праотец и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского 25 декабря 2011 г. 19:30 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем, который именуется на языке церковного Устава неделей праотцев. В этот день, вступая в подготовительный период к празднованию Рождества Христова, мы вспоминаем тех, кто предшествовал Спасителю, кто был Его праотцем по крови, — вспоминаем святых ветхозаветной Церкви. Также в этот же день, 25 декабря по новому стилю, мы празднуем память святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, известного своим особо сильным предстательством пред лицом Божиим. Как святитель Николай почитается на Руси, так Спиридон Тримифунтский — в Греции, и оба эти святителя близки русской душе. К святителю Спиридону мы прибегаем в разных жизненных обстоятельствах. Буквально вчера вечером мне рассказали по телефону, как Спиридон Тримифунтский помог кому-то выйти из катастрофической семейной ситуации: люди лишались крова, но он дал им возможность обрести свое жилье, потому что они с горячей молитвой обращались к нему. Многие из тех, кто занимается коммерцией, кто берет на себя ответственность за экономику страны, также свидетельствуют, что святой Спиридон помогает и в решении вопросов экономического характера. Этот угодник Божий хорошо известен многим русским паломникам, которые, посещая Бари, на обратном пути нередко бывают на острове Корфу, где покоятся его нетленные мощи. Десница великого святого побывала и в нашей стране, и многие поклонились ей. И вот возникает вопрос: что же происходит с человеком, когда он вдруг становится отличным от других? Когда это отличие замечают те, кто с ним общается, а после кончины обнаруживают, что обращение к нему с молитвой приносит просимое? Почему кто-то из земнородных становится святым, как это происходит?

http://patriarchia.ru/db/text/1855953.ht...

Именно благословение колива для вкушения положено уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В Рождественский Сочельник сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому волхвы принесли свои дары и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым Телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в Сочельник полагается на повечерии петь ирмосы, подобные ирмосам канона Великой Субботы: «Волною морскою...». Недели святых праотец и святых отец    Для того, чтобы подготовить верующих к достойной встрече праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: «Христос раждается, славите...».    В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти св. Андрея Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов («Христос раждается…»), вводятся специальные праздничные стихиры. В праздник Святителя Николая (6 декабря) на вечерне на «Господи, воззвах» (на «И ныне») поется стихира: «Вертепе благоукрасися...». Но если этот праздник совпадает с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа.    Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествие, и которые поэтому называются одна – Неделей святых праотец, а другая – Неделей святых отец.    Из праотцев и отцев Спасителя наибольшее внимание в службе этих Недель уделяется св. пророку Даниилу и трем отрокам, как прообразовавшим в пещи Вавилонской Рождество Христово, не опалившее «утробу Девичу». В Неделю святых праотец им положен отдельный канон наряду с каноном праотцам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408. 3 См.: Там же. С. 415–427. 4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html). 5 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 482–484. 6 При совершении богослужения можно руководствоваться указаниями 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…»; 1-го «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце святых отец»; 52-й Храмовой главы Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-й Храмовой главы Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; Марковой главы Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец». 7 В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня. 8 Ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 353–354. 9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…». 10 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни в службе русских святых: 1-й – «Бог нам прибежище и сила,/Помощник в скорбех, обретших ны зело»; 2-й – «Господь сил с нами,/Заступник наш Бог Иаковль». 11 В Православном церковном календаре традиционно указываются следующие чтения русских святых: Апостол – Евр.11:33 –12:2 ; Евангелие – Мф.4:25 –5:12 . Ср.: Православный церковный календарь на 1958 год. М.: Изд. Московской Патриархии, 1957. С. 27. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец 26 декабря 2010 г. 18:08 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию. За богослужением Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского. По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к участникам богослужения. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем, с неделей праотцев и с рукоположением нового епископа, которому предстоит непростое служение на земле Молдовы, дабы укреплялась вера православная в благочестивом народе этой страны, укреплялось и сохранялось единство нашей Поместной Православной Церкви. Сегодня особый день — мы вспоминаем праотцев, приготовляя себя к празднику Рождества Христова. Праотцы — это те, кто предшествовал Спасителю в эпоху Ветхого Завета, кто совершал особое служение, сохраняя правду Божию в избранном народе, сохраняя веру в то, что придет Избавитель мира, Христос Спаситель, Мессия. И для того чтобы, с одной стороны, подчеркнуть то великое значение, которое имели ветхозаветные праведники, а с другой — сказать о том, что принадлежность лишь по крови к избранному народу не спасает, апостол Павел в послании к Колоссянам, которое мы сегодня слышали, говорит о том, что в Церкви Божией нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос (см. Кол. 3:11). И неслучайно именно в Неделю праотцев мы читаем на Божественной литургии Евангелие от Луки, где Господь рассказывает ученикам Своим притчу о богатом человеке, который хотел предложить трапезу своим друзьям, но никто не пришел, ссылаясь на разные обстоятельства жизни (см. Лк. 14:16-24). Тогда он пригласил тех, кто был на улице, кто не был ему ни другом, ни родственником, чужих людей, причем не самых лучших: и больных, и хромых, и слепых, и нищих — тех, кого богатые люди к себе на трапезу не приглашают.

http://patriarchia.ru/db/text/1370178.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010