4/17 января 1910. Понедельник. Преосвященный Сергий ездил в Йокохаму с новогодними визитами к русским. Я переписывал приготовленный отчет. Вечером мне немало помешал в этом Т. Федоров, агент Добровольного Флота в Цуруга, отчасти литератор, наскучавшийся в Цуруга без бесед с русскими.   5/18 января 1910. Вторник. Всенощную служили вместе с Преосвященным Сергием. После Евангелия он остался посреди Церкви и помазывал св. елеем.   6/19 января 1910. Среда. Богоявление Господне. Литургию совершали мы вместе с Преосвященным Сергием и 5 иереями. Водосвятье я читал. В одном из номеров полученного сегодня «Нового Времени» фельетон Меньшикова: «Пир во время чумы» – описывается юбилей 100-летия СПб. Духовной Академии; забрасывается грязью Духовная Академия; бросается камень и в нашу Миссию. Преосвященный Сергий очень возмущен этим издевательством, но ведь с больной головы на здоровую; светская литература именно больше всего виновата в развращении русского общества.   7/20 января 1910. Четверг. Из Ханькоу от коммерсанта Сергея Васильевича Унженина получено 3000 ен на постройку храма в Оосака. Слава Богу, и благодарение Сергею Васильевичу!   8/21 января 1910. Пятница. Отчет переписан. Расписки запечатаны.   9/22 января 1910. Суббота. Составление донесения Святейшему Синоду и Совету Миссионерского Общества. Из Москвы от «Братства Воскресения Христова» получено 1600 рублей на храм в Оосака. Слава Богу! Теперь уж не более 2500 рублей не достает на постройку. Из Петербурга сотрудник Миссии о. И. Демкин пишет. Тоже возмущен фельетоном Меньшикова об юбилее Академии и спрашивает моего мнения о сем фельетоне. Очень нужно! Впрочем, отвечу. В «Московских Ведомостях» наш товарищ по Академии, Ельпидафор Васильевич Барсов, уже дал отповедь Меньшикову.   10/23 января 1910. Воскресенье. Преосвященный Сергий совершал Литургию. Пред богослужением явился английский Bishop Cecil и просил показать ему, как у нас совершается Божественная Литургия. Я взял его в Собор, причем он надел свое фиолетовое платье, поставил его сначала на клиросе, чтоб он видел все, от входа Епископа в Церковь до перехода его в алтарь; потом перевел Bishop’a в алтарь, и, по возможности, насколько это прилично было во время богослужения, объяснял ему порядок службы; он при этом имел у себя служебник Литургий Златоуста на греческом языке. По окончании службы он зашел ко мне, убрал свое фиолетовое платье под верхнее и, весьма довольный, что удовлетворил свое любопытство, ушел.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Одним из самых заметных в этом отношении стала произнесённая 13 июня 1910 г. на его открытии речь епископа Андрея «О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года» 33 от 17 июня 1910 г.), в которой, он, в частности, отметил, что «первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятении, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9, 36 )». В своей речи владыка также указывал на то, что православная миссия «должна несколько переменить характер своей деятельности и много сократить круг своих ближайших задач». «Цели миссии, – говорил епископ Андрей, – должны остаться неизменными, ибо вечны истины, которым миссия служит, но ближайшие задачи наших миссионеров должны быть более скромно определены и более строго очерчены». Прежде всего, как считал он, «нужно научение самих православных в истинах православия, чтобы не мыслимы были дальнейшие отпадения от церкви православной; эта общая цель всех деятелей Церкви и, наиболее, миссии». Причём, главнейшей задачей миссии в этом отношении епископ Андрей предлагал «считать устроение приходской жизни, чтобы эта приходская жизнь могла сама себя охранять и существовать без помощи извне». В журнале были также опубликованы: «Пожелания Казанскому миссионерскому съезду 1910 года» епископа Андрея, заметка священника В.Каменского «Вниманию Миссионерского съезда г. Казани» и «Проект организации Епархиальной Миссии» (отрывок из «Уфимского доклада») 33 от 17 июня 1910 г.), «Мысли о противомусульманской миссии. (К Миссионерскому Съезду в г. Казани)» священника В.Каменского и «Пожелания приходского батюшки миссионерскому съезду» – за подписью «М.А-ий» 34 от 24 июня 1910 г.), доклад О.Ермолаевой «О призвании женщины на служение Миссии» 35 от 3 июля 1910 г.), «Об открытии в Туркестанской епархии среднего духовно-учебного заведения (в связи с общим положением русского дела в Туркестане» 36 от 10 июля 1910 г.) И.Брызгалова, «Как можно расширить и организовать круг деятелей по инородческому просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У всех вообще: и сегодня, и в прежние рассылки писем и отчетов, прошено извинение за такую запоздалость писем; причиною была запоздалая присылка фотографий из Оосака. Все фотографии только что (в прошлую субботу) получены. «Океанскому Вестнику» во Владивосток послал благодарность за поздравление с 50-летием, да, кстати, приложил и краткий построечный отчет с фотографиями и просил напечатать.   14/27 августа 1910. Суббота. Священник Флоренсов из Иркутска прислал номер «Иркутских Епархиальных Ведомостей», где описано открытие Миссионерского съезда. С интересом прочитал прекрасные речи Преосвященного Иоанна, Епископа Киренского и протоиерея Восторгова. Между посторонними приветствиями съезду помещено и мое, с корректурными ошибками, довольно важными.   15/28 августа 1910. Воскресенье. В Церкви молящихся было много. Перебрался во 2-й этаж, в комнату Преосвященного Сергия, чтобы отдать свою покрасить и обновить.   16/29 августа 1910. Понедельник. Написал о. Денисию на Афон, чтоб поблагодарить его за икону Пресвятой Богородицы «Избавительницы», помещенную в Оосакском Храме на правой стене; приложил фотографии Храма (вне и внутри) и икон. Спросил, кому писать, чтобы просить пожертвований на построение Храма в Хакодате?   17/30 августа 1910. Вторник. Написал о. Иоанну Демкину, сотруднику Миссии, послал фотографии Храма. Писал о крайней необходимости озаботиться постройкой Храма в Хакодате, где на церковном месте доселе безобразное пожарище после пожара 1907 года. У кого просить пожертвований?   18/31 августа 1910. Среда. Уборка своей комнаты после покраски ее и месячные расчеты и расплаты.   19 августа/1 сентября 1910. Четверг. Ровно в 7 с половиной часов утра мы с Накаем начали наше дело перевода: с понедельника 1-й недели Великого Поста. Учащиеся собираются.   20 августа/2 сентября 1910. Пятница. В 9 часов отслужили в Соборе молебен пред началом учения. На новый курс собралось 24 ученика, но такие все малыши – с 13 летнего возраста, чтоб кончать курс до поступления на военную службу для отбытия своей очереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Александра — родилась 9 октября 1907 г. в станице Гниловской , окончила Советскую трудовую школу II ступени имени Ильича в станице Пролетарской в 1925 г. и Практический счетоводный институт имени Г. Зиновьева в Тифлисе в 1926 г. В высшее учебное заведение не принята как дочь священника. Работала на различных бухгалтерских должностях в Азербайджане и Грозном до выхода замуж в 1936 г. за Григория Михайловича Сухарева. Имела сыновей Михаила и Алексея. Умерла 18 мая 1959 г. в Грозном. Татьяна — родилась 13 августа 1910 г. в станице Гниловской . Скрыв происхождение, окончила университет в Тбилиси. Была замужем за Александром Фёдоровичем Скориным. Имела дочь Галину. Работала учительницей математики в Тбилиси. Умерла 9 марта 1996 г. в Тбилиси. Трое детей И. В. и А. С. Поповых умерли во младенчестве. Братья и сестра Михаил — родился 22 октября 1867 г. (23 октября 1867 г. согласно ), учился в окружном училище ; 1889 г. — «казак, служит при войске» . С 17 июля 1893 г. — псаломщик Ильинской церкви хутора Опаринского (в — Апаринского), учитель Опаринской церковно-приходской школы. «За усердную службу посвящён в стихарь 22 мая 1894 года». С 8 апреля 1904 г. — псаломщик, а после рукоположения 19 марта 1906 г. в диакона — диакон-псаломщик (на вакансии псаломщика) при Александро-Невской церкви г. Александро-Гру- шевского. С 20 марта 1909 г. до по крайней мере 1910 г. — диакон Успенской церкви хутора Весёлого. Жена Ксения Дамиановна родилась 24 января 1868 г.; сын Вениамин — в 1910 г. двадцати лет, псаломщик Вознесенской церкви слободы Новопавловки Таганрогского округа; сын Пётр — в 1910 г. двенадцати лет, учится в духовном училище в третьем классе; сын Виктор — в 1910 г. семи лет, обучается дома . Иван — родился 15 октября 1869 г. , окончил Новочеркасское духовное училище в 1885 г. , окончил Донскую духовную семинарию в 1891 г., окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1897 г. , . Учитель Кишинёвского духовного училища, Кишинёвского епархиального женского училища, Кишинёвского частного женского восьмиклассного училища 1го разряда и Кишинёвского музыкального училища с 1897 г. по 1904 г. (арифметика, история, география, греческий язык, Закон Божий) . С 1904 г. по 1910 г. — учитель Донского епархиального женского училища (арифметика, география, геометрия), делопроизводитель и член распорядительного собрания Совета училища 3]. 6 мая 1906 г. награждён орденом Св. Станислава III степени, 6 мая 1910 г. награждён орденом Св. Анны III степени; 7 июня 1909 г. произведён в чин Статского Советника . С 1910 г. до по крайней мере 1916 г. — учитель латинского языка Новочеркасского духовного училища . Жена — дочь священника Вера Захаровна Губанова. Дети: Викторин родился 3 августа 1897 г., Николай — 1 декабря 1898 г., Александра — 19 января 1900 г., Анатолий — 17 октября 1901 г., Сергей — 19 октября 1903 г. .

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Но советовал прежде поговорить о сем с Преосвященным Никоном, Епископом Вологодским, которого я просил найти сюда водворителя монашеской жизни.   21 июля/3 августа 1910. Среда. Составил расходную статью оосакского построечного Отчета. Разослал свидетельства об успехах и прилежании русских учеников в Харбин, Владивосток и на Сахалин.   22 июля/4 августа 1910. Четверг. Упорядочил приходную статью оосакского Отчета, что составило кропотливую работу.   23 июля/5 августа 1910. Пятница. Писал необыкновенно большую приходную часть оосакского Отчета. До вкладов немногими копейками и почтовыми марками, поступавших к о. Феодору Быстрову, все выписал. Английский пастор-путешественник посетил. Жил он некоторое время в Батуме и заучил несколько русских фраз, которыми щеголял, видимо, стараясь доставить мне удовольствие; был и в Иерусалиме, где получил фотографическую карточку Патриарха, которою тоже занимал меня. Прескучные иногда бывают посетители.   24 июля/6 августа 1910. Суббота. Переписка Отчета для Совета Миссионерского Общества, далеко не конченная.   25 июля/7 августа 1910. Воскресенье. Обычная служба, а потом переписка Отчета. Устаешь очень от работы; видимо, старость дает себя чувствовать.   26 июля/8 августа 1910. Понедельник. Все та же работа – переписка оосакского Отчета с нескончаемой приходной статьей. И в Синод надо представить; только сюда «Приход» я сокращу, выписав лишь общие итоги поступлений чрез разные лица и места. От о. Петра Сибаяма из Нагоя письмо с приложением письма его дочери Марии из Петербурга. Смущают ее там разными советами по живописи. О. Петр спрашивает: чему следовать? На ее горизонте там появились эти враги России, клеветники и поносители ее, тем не менее старающиеся по-прежнему, как клопы, сосать из нее кровь, Сергей Сёодзи и Даниил Кониси; первый будто бы уполномочен на советы ей самим Министром Гото, пославшим ее в Россию. Ну, с ними я состязаться не буду. Ответил о. Петру, чтобы он отнес письмо к самому Гото и следовал его указаниям.   27 июля/9 августа 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В Соборе отпета дочь диакона Павла Такахаси, Иоанна, бывшая за чиновником; от родов померла.   2/15 апреля 1910. Пятница. Уволил из Семинарии и отправил в Харбин одного из русских учеников Емельяна Родионова. Упорно не желает учиться и просится вон. Без должного выбора дрянных казачат понаслали. Вечером Преосвященный Сергий говорил проповедь в Церкви Хондзё, которая оживает, благодаря усердному катехизатору, иподиакону Николаю Всех ораторов на проповеди было до семи.   3/16 апреля 1910. Суббота. Николай настаивает, чтобы начат был здесь, в Соборе, обычай ходить с кружкой для сбора пожертвований во время богослужения. Решили делать это, и путь будет сборщиком. Я нашел готовую кружку, велел ее вычистить и вручить ему.   4/17 апреля 1910. Воскресенье. Служил Литургию Преосвященный Сергий. После обычной проповеди вместо причастна выступил на амвон иподиакон Николай и объявил христианам, что со следующей Литургии начнется в Соборе кружечный сбор, чтобы готовились жертвовать по силам; и много говорил в пояснение сего благочестивого обычая, всегда наблюдавшегося и в Ветхозаветной, и в Христианской Церкви. После обеда Преосвященный Сергий уехал с о. Романом Циба посетить Церковь в   5/18 апреля 1910. Понедельник. Иподиакон Моисей Кавамура, заведующий постройкою Церкви в Оосака, прибыл оттуда на праздники здесь и рассказывал о состоянии постройки, которая благополучно близится к концу. Иконостас, окна и все прочее в Соборе стали чистить и готовить к Пасхе. Из Мацуяма о. Феодор Такеока запросил дорожных, несообразно с действительною нуждою. Хорошо, что Преосвященный Сергий, путешествуя по Церквам, ведет подробную запись всем дорожным расходам; послано ныне в Мацуяма сообразно с его расчетом.   6/19 апреля 1910. Вторник. Осмотрел изъян циновок в училищных комнатах, чтобы решить, какой должен быть произведен ремонт к Пасхе. Прочитал прекрасные книжки о трех вселенских святителях, присланные Василием Алексеевичем Кругловым. Хорошо бы перевести их на японский.   7/20 апреля 1910. Среда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ея Высочество пожаловала игумении Марии, настоятельнице женского монастыря, портрет с Собственноручной подписью. Так же пожалован портрет и второклассной школе. Вскоре Августейшая Покровительница Уфимской миссии выразила намерение снова прибыть в Уфу в день годичного миссионерского собрания, но неожиданные обстоятельства не позволили Ея Высочеству прибыть в Уфу. Владыка получил телеграмму от Великой Княгини из Верхотурья 17 июля сего года: «Уфа. Епископу Андрею. В виду непредвиденных обстоятельств, не можем, к сожалению, заехать в Уфу; завтра выезжаем на Пермь и Камой обратно. Прошу святых молитв Ваших; искренно сожалею и прошу передать собравшимся, что надеюсь, с Божией помощью, специально приехать в Уфу на один из миссионерских съездов. ЕЛИСАВЕТА». И жители Уфимской епархии не оставляли надежды вновь увидеть своей Августейшую Покровительницу, что Великая Княгиня снова будет в Николо-Березовке, «и голосу молвы народной верят и ждут Ея прибытия».       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     1.         Свщ. Иаков Шестаков. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского Черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., 1910. 2.         Журнал «Уфа», 11 (60) ноябрь 2006, 12 (61)  декабрь 2006 г .   3.         Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля – 1 августа, 14-15, 1910 г . Посещение Николо-Березовки Ея Императорским Высочеством Благоверной Государыней и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (с 8 по 11 июля 1910 г .)   4.         Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910.   5.         Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г .   6.         Уфимские епархиальные ведомости, 15 сентября — 8, 1910 г .   7.         Уфимские епархиальные ведомости, 1 октября — 19, 1910 г . С. 790.   8.         Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г .

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

Приписных к сей церкви церквей/часовен 2: приписная церковь в деревне Сарасе во имя Святителя Николая Чудотворца деревянная без фундамента, обита снаружи тесом, окрашена масляной краской, построена в 1893 г. на средства прихожан, освящена в 1906 г. Церковным старостой состоит местный крестьянин Петр Онисимович Семенов, утвержден в должности в 1910 г. Дома кладбищные и молитвенные к сей церкви приписанные: домов молитвенных в приходе два в деревнях Бирюкса и Комар, кладбищных домов нет. Опись церковному имуществу заведена с 1840 года. Хранится в целости, проверена в – году. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью консисторией даны в декабре 1908 г. ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1840 г. В обыскной книге, выданной в 1908 г. декабря 23 дня, за шнуром и печатью, 103 писанных листов, 48 не писанных. Исповедные росписи находятся в целости с 1840 г. Книги до церковного круга подлежащия имеются. Церковные деньги в целости за ключом старосты и печатью церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях: рентовый лист на 100 руб., а билет находится в целости». В 1910 г. в приходе имеются школы: в Алтайском их было три. Одна школа Министерства Народного Просвещения двухклассная существует с 1910 г. Размещалась в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 300 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 44 мальчика и 16 девочек. Другая – церковно-приходская школа одноклассная. Третья была школой грамоты. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 240 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 24 мальчиков и 6 девочек. Кроме этого, при приписной церкви в Сарасе также имелась одноклассная церковно-приходская школа. Размещалась она в собственном доме. На ее содержание отпускалось из Епархиального Училищного Совета 200 руб. В 1910 г. в этой школе обучалось 33 мальчика и 17 девочек. Ведомость сообщает имя церковного старосты, который занимал свою должность с 1892 г. Это тот самый Андрей Платонович Фирсов – бийский купец, который в 1896 стал Председателем Алтайского приходского попечительства. Ведомость 1910 г. указывает, что этот год и был последним годом посещения церкви архиереем.

http://sobory.ru/article/?object=27253

В Церкви я не мог быть – колено страшно болело. Призвал доктора Ясосима (который во время войны утешал меня подарками). Он налепил лекарство, дал микстуру, велел не двигаться, делать припарки, и обещал недели чрез три выздоровление. Вечером получено письмо Преосвященного Сергия из Владивостока, извещающее, что он 12 (25) ноября, в пятницу, прибудет в Миссию.   8/21 ноября 1910. Понедельник. Невыносимая боль коленки. Но обычные занятия целый день шли безостановочно.   9/22 ноября 1910. Вторник. То же, что вчера. Припарки укрощают боль.   10/23 ноября 1910. Среда. Японский гражданский праздник. Мы с Накаем работали, так как скоро будет большая потеря времени от его поездки в Оосака. Сегодня закончили перевод Марковых глав в Постной Триоди, так что она вполне закончена переводом и первым исправлением.   11/24 ноября 1910. Четверг. За ковер в Оосакскую Церковь послал Messrs. Lane and Crawford 1482 ены, а в Оосака за сшивку его, за занавеси и прочее – 85 ен, по письму Кавамура.   12/25 ноября 1910. Пятница. Вечером в 9 с четвертью часа Преосвященный Сергий вернулся из России на Суругадай. Несмотря на поздний час его прибытия, до 250 человек христиан собралось встретить его на вокзале, со священниками, катехизаторами и наставниками во главе; так полюбили его христиане! Слава Богу за это и за то, что он благополучно возвратился! Я приветствовал его сидя, с опухшею ногою без движения. Накая сегодня, позанимавшись с ним до полудня, отпустил в Оосака, дав 15 ен на дорогу. Поехал перенести останки своих предков из одних могил на кладбище в другие, так как чрез прежние могилы пройдет проектированная городская железная дорога.   13/26 ноября 1910. Суббота. Рассказы Преосвященного Сергия про съезд в Иркутске и разное другое и получение чрез него подарков и посылок из России. Высокопреосвященный Евсевий, Архиепископ Владивостокский, прислал письмо об избрании меня Почетным Попечителем новооснованного Православного Камчатского Братства и Крест Братства 1-й степени для ношения на груди. Высокопреосвященный Никанор, Архиепископ Казанский, прислал Миссии 10 томов своих сочинений и много религиозных брошюр. Преосвященный Иоанн, Епископ Киренский, – образок на шею, с изображением Святителей Николая и Иннокентия, и разные другие подарки и книги.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

7/20 сентября 1910. Вторник. Выдал в Собор переведенную и отпечатанную Японскую Праздничную Минею. По ней за всенощной читали сегодня в первый раз. Дай Бог поскорей все Богослужебные книги на японском усвоить Японской Церкви! Перевод звучит ясно и понятно; имей только открытыми ухо и сердце – будешь и умилен, и научен догматам веры.   8/21 сентября 1910. Среда. Рождество Пресвятой Богородицы. К сожалению, в Церкви мало было молящихся. Особенно неприятно, что детей в такие праздники, среди недели, совсем нет в Церкви – все в школах. Не убедить японцев, что храм надо предпочитать школе. Тит Косияма, катехизатор в квартале Хонго, приходил похвалиться оживлением своего прихода, знаком чего служит, что христиане положили ежемесячно прибавлять к его содержанию от Миссии 2 ены, из которых одну ену он тут же пожертвовал на Церковь .   9/22 сентября 1910. Четверг. Посол Николай Андреевич Малевский был. Только что вернулся из Хакодате; говорил: «больно и обидно видеть запустение миссийского места после пожара; все уже обстроились; у католиков кирпичный большой храм выстроен, у протестантов школа; только у нас еще пустое пожарище». И дал на Храм в Хакодате 100 ен. Что делать, когда нет средств? Но будем стараться собрать.   10/23 сентября 1910. Пятница. В прошедших «Московских Ведомостях» видел напечатанным мой краткий отчет о постройке Храма в Оосака. Вероятно, и в «Новом Времени», и в других газетах, куда послал, напечатали. Значит, это дело совсем кончено. Теперь надо мысли и старания сосредоточить на постройке Храма в Хакодате. Будем надеяться, что Господь поможет найти средства.   11/24 сентября 1910. Суббота. Японский праздник. Перевода не было, и я, пользуясь этим, написал письма: княгине Голицыной в Новгород – благодарил за штофную материю на облачение в Оосака; Синельникову в Петербург – просил на Храм в Хакодате; Красовскому в Москву – благодарил за прибор Литургийных сосудов; и прочим.   12/25 сентября 1910. Воскресенье. Были катехизаторы из Такасаки Матфей Кагета и Алексей Сайто, по пути в Оомия, где Сайто будет водворен. Квартирных я обещал половину – другую пусть дадут христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010