казну, были относительно невелики. Римляне восстановили Дельфийскую амфиктионию, а в эпоху империи постепенно разрешили грекам воссоздать прежние союзы (в т. ч. Беотийский и Ахейский), к-рые теперь носили не столько политический, сколько религ. характер. Одиссей и Ахилл на Скиросе. Фреска виллы в Боскореале. 30-е-40-е гг. I в. (Национальный археологический музей, Неаполь) Одиссей и Ахилл на Скиросе. Фреска виллы в Боскореале. 30-е-40-е гг. I в. (Национальный археологический музей, Неаполь) После утверждения рим. правления в 40-х гг. II в. на всей территории балканской Греции ок. 60 лет сохранялся мир, благотворно повлиявший на экономику и городскую жизнь. Рим. власть поддерживала социальная верхушка, тогда как широкие слои населения относились к римлянам враждебно. Рим. провинциальное управление допускало почти безграничный произвол наместников, что создавало почву для роста недовольства. Во время 1-й войны между Римом и Понтом (89-85) греч. полисы поддержали понтийского царя Митридата VI, за что были наказаны победителями-римлянами, к-рые разграбили древние храмы в Дельфах, Эпидавре, Оропе и Олимпии. В Греции вновь был восстановлен мир. В 46 г. Юлий Цезарь распорядился возродить Коринф, где была организована рим. колония «Слава Юлия» (colonia Laus Iulia). В области культуры и быта взаимоотношения греков и римлян тоже складывались весьма непросто. Эллинизация рим. жизни началась задолго до покорения Греции римлянами; в III в. возник «латинский эллинизм» как часть «греческого эллинизма». В 228 г. римляне были впервые приглашены принять участие в Истмийских играх, что означало признание места Рима в эллинистическом мире. С сер. II в., после покорения балканской Греции, процесс эллинизации ускорился и Рим периода поздней республики (кон. II-I в.) можно считать «типичным эллинизованным государственным образованием» (определение А. Г. Бокщанина). Отношение римлян к греч. традициям было противоречивым. Образованные представители рим. элиты охотно пользовались плодами греч.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

755 Неаполь расположен в Кампании, южнее Рима (Ptol. Geogr. III. 1). Страбон называет Неаполь городом кумейцев (V. 4.7). 756 Путиолы (совр. Поццуоли) – основной римский порт для торговли с Грецией и Востоком (Ptol. Geogr. III. 1; Strabo V. 4. 6). 757 Мессена (совр. город Мессина) лежал на берегу залива мыса Пелориады в Сицилии (Strabo VI. 2. 3). 758 Энос расположен на берегу Евксинского моря в устье реки Гебра. Прежнее его название Полтиобрия (Strabo. VII. 6. 1). 759 Филиппополь (современный город Пловдив в Болгарии) расположен в верхнем течении реки Гебр. О нем упоминает географ Клавдий Птолемей (Geogr. III. 11). 762 Абдеры находились за рекой Нест к востоку (Strabo VII. Fr. 46; Ptol. Geogr. III. 11). Город основан Тимесием из Клазомен (Her. Hist. I. 168). 763 Остров Проконнес в Мраморном море знаменит мраморными каменоломнями. Птолемей указывает его местонахождение в точных цифрах (Geogr. III. 11). 765 Вероятно, Херсонес Фракийский, один из мысов Европы. Страбон писал, что Херсонес Фракийский образует три моря: на севере Пропонтиду, Геллеспонт – на востоке и на юге – Меланский залив, куда впадает одноименная заливу река Мелан (Strabo VII. Fr. 52). 768 Диррахий (совр. город Дуррес) находился на побережье Ионийского залива. Город получил название по имени полуострова, на котором был расположен. Прежнее название города Эпидамн (Strabo VII. 5. 8; Ptol. Geogr. III. 12). 772 Едесса (совр. город Водена) стоит также на Эгнатневой дороге (Strabo VII. 7. 4). Птолемей упоминает этот город (Ptol. Geogr. III. 12). 774 Македонский царь Филипп основал гор. Филиппы в районе золотых и серебряных пангейских рудников после захвата Амфиполя в 356 г. до н. э. (Strabo VII. Fr. 34). 775 Кассандрия (прежнее название Потидея) расположена на перешейке полуострова Паллена (Strabo VII. Fr. 25). Кассандрия упоминается у Птолемея (Ptol. Geogr. III. 12). 776 Ларисса (Лариса) (совр. город Лариса в Греции) расположена на реке Пеней. Страбон называет ее Ларисой Кремастой (или Пеласгической) (Strabo IX. 5. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

– Я неаполитанский художник, – говорил незнакомый, – обстоятельства принудили меня оставить отечество. Я приехал в Россию в надежде на свой талант. Чарский подумал, что неаполитанец собирается дать несколько концертов на виолончели и развозит по домам свои билеты. Он уже хотел вручить ему свои двадцать пять рублей и скорее от него избавиться, но незнакомец прибавил: – Надеюсь, Signor, что вы сделаете дружеское вспоможение своему собрату и введете меня в дома, в которые сами имеете доступ. Невозможно было нанести тщеславию Чарского оскорбления более чувствительного. Он спесиво взглянул на того, кто назывался его собратом. – Позвольте спросить, кто вы такой и за кого вы меня принимаете? – спросил он, с трудом удерживая свое негодование. Неаполитанец заметил его досаду. – Signor, – отвечал он запинаясь… – ho creduto… ho sentito… la vostra eccelenza mi perdonera… – Что вам угодно? – повторил сухо Чарский. – Я много слыхал о вашем удивительном таланте; я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать всевозможное покровительство такому превосходному поэту, – отвечал итальянец, – и потому осмелился к вам явиться… – Вы ошибаетесь, Signor, – прервал его Чарский. – Звание поэтов у нас не существует. Наши поэты не пользуются покровительством господ; наши поэты сами господа, и если наши меценаты (черт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них. У нас нет оборванных аббатов, которых музыкант брал бы с улицы для сочинения libretto . У нас поэты не ходят пешком из дому в дом, выпрашивая себе вспоможения 4 . Впрочем, вероятно вам сказали в шутку, будто я великий стихотворец. Правда, я когда-то написал несколько плохих эпиграмм, но, слава богу, с господами стихотворцами ничего общего не имею и иметь не хочу. Бедный итальянец смутился. Он поглядел вокруг себя. Картины, мраморные статуи, бронзы, дорогие игрушки, расставленные на готических этажерках, – поразили его. Он понял, что между надменным dandy , стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, ничего не было общего.

http://predanie.ru/book/221004-hudozhest...

III тип - т. н. Раввинские Библии (микраот гдолот,     - букв. большие чтения), в к-рых на той же странице рядом с библейским текстом помещались таргум и комментарии. К ним относятся издания Бомберга (1516, 1524-1525). Большое число комментариев содержат его же издания 1547-1548 гг. и издание 1568 г. (оба в Венеции), 1617-1619 гг. (там же), 1724-1726 гг. (Амстердам) и неск. более поздних. IV тип - двуязычные и многоязычные полиглотты с переводами и издания, в к-рых помещены наряду с евр. текстом древние или поздние переводы (греч., арам., сир.). Наиболее значительной из многоязычных полиглотт являются Biblia Regia (1572-1596, Антверпен), Парижская (1629-1645) и Лондонская (1654-1657), в к-рой содержатся ценные для своего времени филологические исследования. В 1475 г. в Реджо-ди-Калабрия вышла первая печатная евр. книга - комментарий Раши на Тору, в к-ром приводился и сам текст Б. без огласовок. В 1477 г. в Болонье была напечатана Псалтирь с комментариями Давида Кимхи и частичной огласовкой текста. В 1482 г. в Болонье появилась Тора с огласовками и знаками кантилляции и комментарием Раши. В типографии г. Сончино (Италия), принадлежавшей евр. семье, были изданы начальные и последние Пророки (1488). В 1487 г. вышел в свет в Неаполе разд. Писания Кетувим в 3 т. с комментариями, издания отдельных частей евр. Б., как правило, без огласовок, появились в Испании и Португалии. Вся евр. Б. впервые была опубликована в Сончино в 1488 г. (однотомное издание с огласованным текстом, но без таргумов и комментариев). С этого времени появляется большое количество изданий отдельных библейских книг, из к-рых красотой шрифта и точностью текста выделяется Лиссабонское Пятикнижие (1491). В 1491-1492 гг. семьей Сончино издана 2-я полная Б. в Неаполе без комментариев в 2 колонки с огласовками и знаками кантилляции. Эта книга признана лучшей с художественной т. зр., ее текст близок к тому, к-рый принят во всех изданиях, следующих за 2-й Библией Бомберга (см. ниже). 3-е полное издание Б. было осуществлено Гершомом Сончино в г.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Этот-то, чуть не бездомный человек во имя одной идеи собирает отряд в несколько сот волонтеров, высаживается на Сицилию, оберегаемую сильным флотом и защищаемую еще более сильным войском, в несколько недель завоевывает ее, точно как будто каким-то волшебством. Потом переезжает на неаполитанский берег, где правительство приняло все меры против него, и за всем тем ещё чрез несколько недель неаполитанский король спешит с оставшимися приверженцами спастись из своей столицы, а в нее с другой стороны в вагон железной дороги въезжает один не только без войска, даже без свиты – один Гарибальди, принимается с таким восторгом, которого ни разу на было во все время царствования неаполитанских Бурбонов, объявляет себя без всяких противоречий диктатором и начинает распоряжаться всеми средствами королевства с ничем неограниченно властью. Неужели в этом почти баснословном событии не увидите вы, как могущественны те люди, которые действуют во имя современной идеи и как быстро падают даже сильнейшие правительства, которые не обращали внимания на эту идею. Рассказанный нами сейчас пример, как касающийся политики, может показаться непреложимым к духовенству. Поэтому мы представим другой пример, который имеет прямое отношение к религии. В смежности с владениями того же правительства, о котором мы сейчас говорили, есть область с особого рода правительством, которого представители имели беспримерное в истории могущество. В давние, очень давние времена будучи простыми епископами Рима, они умели заставить далее варварских королей уважать себя, отважно вступили в борьбу с константинопольскими императорами, освободили себя и помогли Риму освободиться от власти и влияния их. Потом, прикрывшись божественностью происхождения своей власти, они смело назвали себя преемниками одного из верховных Апостолов, наместниками Спасителя, чуть не представителями самого Бога на земле, успели убедить в этом неземном, нечеловеческом своем величии огромное большинство Христиан и стали распоряжаться не только вечным их спасением, но и временным благосостоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

Итальянский поход 1796-1797 гг. франц. войск под командованием Наполеона Бонапарта завершился Кампоформийским мирным договором (1797) между Францией и Свящ. Римской империей, обозначившим новый территориальный передел И.- Венецианская республика и ее владения в Истрии и Далмации отошли Свящ. Римской империи, на Пьемонт распространился французский суверенитет. В большинстве итал. гос-в признавалось создание под протекторатом Франции республик - Цизальпинской (Ломбардия, Парма, Модена, Феррара), Лигурийской (Генуя), Партенопейской (бывш. Неаполитанское королевство, по античному названию Неаполя). 15 февр. 1798 г., после вторжения франц. войск в Рим, была ликвидирована Папская область и провозглашена Римская республика, папа Пий VI сослан в Валанс (совр. департамент Дром, Франция), где 29 авг. 1799 г. скончался в заточении. В итал. республиках были приняты конституции, созданы новые органы власти, отменены личная зависимость крестьянства и ряд феодальных повинностей. В широких масштабах осуществлялись конфискация и распродажа церковных и общинных земель, за счет которых складывалась буржуазная форма землевладения помещиков-латифундистов. В то же время из И. во Францию вывозились уникальные музейные и культурные ценности. Контрибуции и военные реквизиции франц. войск стали тяжелым бременем для населения И. Недовольство республиканскими режимами со стороны католич. духовенства и аристократии вскоре распространилось на социальные низы, не получившие решения аграрного вопроса. В 1799 г. совместными действиями австр. и рус. войск при поддержке англ. и рус. флотов франц. войска были изгнаны с большей части Апеннинского п-ова. В июне того же года части рус. армии и «армии святой веры» (т. н. санфедисты, от итал. santa fede - святая вера) под командованием кард. Фабрицио Руффо заняли Неаполь, прекратив существование Партенопейской республики и восстановив Неаполитанское королевство. Отряды санфедистов, состоявшие из представителей дворянства, крестьян, солдат, люмпенизированных слоев городского населения, духовенства и монашества, приняли активное участие в массовом терроре против республиканцев. В течение года были свергнуты республиканские режимы в др. итал. государствах, тысячи республиканцев («якобинцев» и «умеренных») подверглись репрессиям или покинули пределы И. В сент. 1799 г. войска неаполитанской королевской армии захватили Рим, ликвидировав Римскую республику и восстановив Папское государство. 14 марта 1800 г. на конклаве в Венеции, проходившем под охраной союзных войск, был избран папа Римский Пий VII , вступивший в Рим 3 июля того же года.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Проявлением реакции стало преследование европейских либеральных и научных изданий, восстановление таможенных барьеров между итал. гос-вами. Однако либеральные и демократические воззрения продолжали распространяться в И. среди просвещенных кругов аристократии, гос. чиновников, профессоров и студентов ун-тов. Оппозиционные настроения проявлялись также среди городского населения, предпринимателей и ремесленников. Кратковременный опыт республиканских режимов в большинстве итал. гос-в способствовал увеличению числа противников абсолютизма и становлению национального самосознания. Важную роль на начальном этапе борьбы за создание единого итал. гос-ва играло движение карбонариев, действовавшее в виде системы тайных об-в и ячеек, во многом идеологически и организационно схожих с масонством . Организации карбонариев, объединявшие дворян, военных, студентов, ремесленников и крестьян, участвовали в революционных событиях в итал. гос-вах в 20-х гг. XIX в. По примеру военного переворота в Испании, благодаря к-рому к власти пришли либералы (нач. 1820), в июле 1820 г. в Неаполе был организован военный переворот под рук. ген. Г. Пепе. В Неаполитанском королевстве кор. Фердинанд IV был вынужден провозгласить конституцию, составленную по образцу либеральной испанской конституции 1812 г., но в марте 1821 г. при помощи австр. войск революция была подавлена, а либеральный парламент разогнан. События в Неаполе оказали влияние на военный переворот в Пьемонте в марте того же года, в результате к-рого кор. Виктор Эммануил I отрекся в пользу своего брата Карла Феликса, также прибегнувшего к помощи австр. войск для низложения конституционного правительства и восстановления абсолютной монархии (апр. 1821). Активное участие в революционной деятельности карбонариев привело к их отлучению от Церкви, объявленному папой Пием VII в конституции «Ecclesiam a Jesu Christo» (от 13 сент. 1821). Вступивший на Папский престол в 1823 г. папа Римский Лев XII также неоднократно подвергал осуждению участников революционных движений в итал.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

1846 95. А. А. ИВАНОВУ. Неаполь. Канун Нового рус года . Поздравляю вас, Александр Андреевич, с новым годом и желаю от всей души, чтобы он исполнен был для вас весь благодати небесной. За мои два письма, несколько жесткие, не сердитесь . Что ж делать, если я должен именно такие, а не другие письма писать к вам? Посылаю вам молитву , молитву, которою ныне молюсь я всякий день. Она придется и к вашему положению, и если вы с верою и от всех чувств будете произносить ее, она вам поможет. Читайте ее поутру всякий день. А если заметите за собой, что находитесь в тревожном и особенно неспокойном состоянии духа, тогда читайте ее всякий час и никак не позабывайте этого делать. Затем бог да хранит вас! Прощайте. Плетневу П. А., 15 января н. с. 1847 96. П. А. ПЛЕТНЕВУ. 1847. Неаполь. 15 генв н. с. Письмо это вручит тебе Апраксин (Викт Владим ) , весьма дельный молодой человек, вовсе не похожий на юношей-щелкоперов. Он глядит на вещи с дельной стороны и, будучи владелец огромного имения, намерен заняться благосостоянием его сурьезно. Его мать — прекраснейшая душой и добрейшая женщина, а брат ее, граф Ал Петр Толстой, мой большой друг и человек очень нужный для России во многих самых существенных отношениях. Назад тому неделю я написал к тебе письмо в ответ на твое (от 21 ноя /3 дек , содержащее извещение о проволочке печатанья), которое, вероятно, ты уже получил. С почтой было как-то неловко обо всем этом трактовать, и потому я написал не всё, о чем следовало. Теперь, пользуясь счастливой оказией, я еще раз прочел твое письмо, еще раз взвесил всё, еще раз представил себе мысленно всё содержание книги и никак не вижу причины, почему лучше не печатать тех писем, которые, мне кажется, заставят оглянуться на себя построже некоторых должностных людей, особенно тех, которые имеют прекрасную душу и добрые намеренья и грешат по неведению. Если во всей России два-три только человека взглянут ясней на многие вещи после моей книги, то и это уже весьма хорошо. Еще я не вижу причины также, почему нельзя и думать о представлении книги на просмотрение государя (как ты выразился), присовокупляя, что я позабыл, сколько у него дел поважнее наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

XIV. О театре, об одностор взгляде на театр и вообще об односторонности. XV. Советы. XVI. Предметы для лирических поэтов. XVII. Просвещение. XVIII. Письма к разн лицам по поводу «М д ». XIX. Нужно любить Россию. XX. Нужно проездиться по России. XXI. Что такое губернаторша. XXII. Русский помещик. XXIII. Историческ живописец Иванов. XXIV. Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту. XXVIII. Занимающему важное место. XXIX. Чей удел на земле выше. XXX. Напутствие. XXXI. В чем же существо русской поэзии и в чем ее особенность. XXXII. Светлое воскресение. На обороте: St. Pétersbourg. Russie. Его высокоблагородию Аркадию Осиповичу Россети. В С. Петербурге. У Пантелеймона. В доме Быкова. Я прошу вас убедительно прочитать мою книгу и сказать мне хотя два словечка о ней, первые, какие придутся вам, какие скажет вам душа ваша. Не скройте от меня ничего и не думайте, чтобы ваше замечание или упрек был для меня огорчителен. Упреки мне сладки, а от вас еще будет слаще. Не затрудняйтесь тем, что меня не знаете; говорите мне так, как бы меня век знали. Напишите мне письмецо в Неаполь, адресуя так: «Monsieur Nicolas Gogol à Naples en Italie, poste restante ». Приложите в моем письме маленькое письмецо, хотя также из двух строчек, к гр Александру Петровичу Толстому, который также к этому времени приедет в Неаполь, с тем, чтобы выпроводить меня к святым местам, а может быть, даже и самому туда пуститься, если богу будет угодно поселить ему такую мысль. Вашими двумя строками вы его много, много обрадуете. В заключение прошу вас молиться обо мне крепко, крепко во всё время путешествия, которое, видит бог, хотелось бы совершить в потребу истинную души моей, дабы быть в силах потом совершить дело во славу святого имени его. Помолитесь же обо мне, и бог вам воздаст за это десятерицею. Посылается вам книга в двух экземплярах: один для вас, a другой для того, кому вы захотите дать. Оба письма (одно от 4-го февраля и другое от 10-го) мною получены одно за другим, хотя они шли довольно долго. Еще не получая их, я отправил также два письма , одно за другим. В одном была вложена выписка из письма Шевырева о кончине Языкова; в другом извещение о выпуске в свет моей книги (в изуродованном виде). То и другое было равно скорбно в двух различных отношениях. Но велик бог, приуготовляющий заблаговременно нашу душу к перенесению утрат. О! да будет он с нами, да совершается всё по его святой воле, но да не оставляет он нас и да пребудет с нами в часы утрат наших! Мне было также скорбно слышать о недугах и страданьях нервических Елизаветы Алексеевны . Но я верю милосердию божиему, верю, что это совершается для чего-то во благо души. И душа ее после этих недугов, которые пройдут, воссияет, убранная новыми драгоценными убранствами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

– Сейчас у нас появились два ревизора, что потребовала от нас Швейцария. Но кроме этого, ничего особенно нового в Конституцию мы не внесли, – говорит Дебора Мартинсен. – Как и в предыдущие годы, Симпозиум прошел на очень высоком уровне, доклады были блестящими. Всех нас интересует то, что происходит в мировой науке о Достоевском, и мы рады были встретиться в Италии и общаться друг с другом. Розанна Казари (слева) и Дебора Мартинсен (справа) – А как назывался Ваш доклад? – В своем выступлении «Неблагодарность из Подполья» я попыталась ответить на давно беспокоивший меня вопрос о том, почему герой «Записок из подполья» считает, что «самое лучшее определение человека – это: существо на двух ногах и неблагодарное». – По традиции участники Генеральной Ассамблеи IDS вспоминают всех членов IDS, ушедших из жизни в годы между симпозиумами. – В этом году мы почтили память Бориса Криста из Австралии, Гэйра Хьетсо из Норвегии, Риты Клейман из Молдовы и Нины Каухчишвили из Италии, одного из старейших членов IDS, организатора IV Симпозиума, прошедшего в итальянском Бергамо в 1980 году. С теплыми воспоминаниями о Нине Каухчишвили, скончавшейся 4 января 2010 г., выступила профессор из Бергамо Розанна Казари. Именно Нине Каухчишвили обязаны мы тем, что следующий симпозиум пройдет в России. В Будапеште Нина (Царство ей Небесное) сказала мне: «Дебора, при тебе мы должны провести Симпозиум в России», и я сразу же пошла к Борису Тихомирову, Владимиру Захарову и Игорю Волгину и спросила: «Можно?». Все согласились, а Волгин спросил: «Сколько человек?». Я сказала: «120-130». Он ответил: «Мало!», – улыбается Дебора Мартинсен. – Исполнительный комитет рассмотрел это предложение и согласился с ним. В оргкомитет XV Симпозиума войдут Карен Степанян, Владимир Захаров, Борис Тихомиров и Игорь Волгин, которые доверили мне возглавить их мужское сообщество. Директор Пушкинского дома Всеволод Багно предложил провести Симпозиум и в Москве, и в Петербурге, но мы пришли к выводу, что лучше начать с Москвы, а через несколько лет, возможно, проведем Симпозиум и в Петербурге (в свое время мы отказались от идеи проводить конференцию одновременно в Нью-Йорке и Бостоне). Я благодарю всех российских коллег и особенно Карена Степаняна за помощь в организации нынешнего Симпозиума. Но больше всего благодарю Михаэлу Бёмиг и Стефано Алое как героев общественного труда. Благодарим также всех коллег и студенток Михаэлы, всех кто работал над новой Конституцией и в отборочном комитете, Российский Гуманитарный Научный Фонд и лично заместителя директора РГНФ Владимира Захарова, университеты стран-участниц Симпозиума, оплативших пребывание в Неаполе своих представителей, фонд «Русский мир» и лично его исполнительного директора Никонова, а также Игоря Волгина, оказавшего помощь при написании заявки на этот грант. О работе XIV Симпозиума

http://pravmir.ru/dostoevskij-v-neapole/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010