Датировка карты исходит из того, что на ней изображена «Новая церковь Богородицы», освященная в 542 г., но отсутствуют здания и сооружения, построенные после 570 г. Таким образом, монументальное панно было создано анонимными византийскими мастерами (возможно, из местной христианской общины) между 542 и 570 гг. Мозаика ориентирована не на север, как современные карты; она развернута к алтарю так, что направление сторон света и местоположение географических объектов совпадает с указаниями компаса. Карта с высоты птичьего полета демонстрирует местность от Ливана на севере до дельты Нила на юге и от Средиземного моря на западе до Восточной пустыни. На ней изображены холмы и долины, города (Неаполис, Аскалон, Газа, Пелузий и др.) и деревни Палестины и дельты Нила, Мертвое море с двумя рыбацкими кораблями, несколько мостов через Иордан, по которому плавают рыбы, стремящиеся в противоположную сторону от Мертвого моря; можно видеть также окруженный пальмами Иерихон, льва, который охотится на газель в пустыне Моав, Вифлеем и другие библейские места. Всего на карте весьма детально (вплоть до улиц) изображены порядка 150 городов и селений. Все изображения сопровождаются надписаниями по–гречески, которые, возможно, должны были помочь паломникам сориентироваться на местности. В центре карты – крупное и детализированное изображение Иерусалима византийского периода (помеченного надписанием «Святой град»), на котором явственно видны существенные детали «старого города», какими они были в 6 в.: cardo maximus (центральная улица) с колоннами, башня Давида, храм Гроба Господня, Храмовая гора, многочисленные городские ворота (Дамаскские, Львиные, Золотые, Сионские, Мусорные, Яффские, ворота Св. Стефана и др.) и т.д. Мадабская карта – один из ключевых документов по топографии Иерусалима после его разрушения в 70 г. н.э. и последующего восстановления в римской градостроительной традиции, что подтверждается археологическими исследованиями: современные раскопки открыли cardo maximus и «Новую церковь » на тех самых местах, где они изображены на Мадабской карте; карта стала одним из основных ориентиров при определении топографии библейского Аскалона (см. рис. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь Св. пророк обращается к тем из Иудеев, которые хотя и были виновны пред Богом, но более других были скромны, послушны закону, умеренны в своих желаниях. Взыщите Господа, говорит Св. пророк этим людям, т. е. покаянием, исправлением себя ищите милости и прощения у Господа Бога, а для получения сей милости Божией суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я, т. е. «держитесь (поясняет бл. Федор) прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную, умеренную и примите за правило следовать этому до конца; ибо это значит: отвещайте я. Потом пророк показывает и плод от сего (исправления) – яко да покрыетеся в день гнева Господня, т. е. если вы приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение» от врагов, от погибели. Соф.2:4 . Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет, и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится. С Евр: «ибо Газа будет покинута, и Аскалон запустеет; Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится». Т. е. спешите покаяться, говорит пророк, время нашестшя врагов ваших приближается, вы нигде не найдете себе спасения, даже у соседственных вам народов, ибо гнев Божий простирается и на соседственные страны Филистимлян, и оне будут разграблены, опустошены теми же врагами, Халдеями. Так, например, Газа 31 , будет расхищена ими. Газа, Филистимский город, была разорена Египтянами, потом, после раззорения Иерусалима, – Халдеями, Сириянами; Симон Маккавей взял ее, а Александр Ианней разрушил. О раззорении Газы пророчествовал и Св. пр. Амос 1. 6. 7 . Филистимляне были постоянными врагами Еврейского народа, нападали на Иудею. грабили ее и уводили в плен Иудеев и продавали их в рабство Идумеянам, за то и должны были пострадать в свое время (Сн. Иерем. 47:1; Иезек. 25:15; Ис. 11:14, 14:28 ). Аскалон во исчезновение будет – другой, Филистимский, приморский и некогда знаменитый торговлею город. После нашествия Халдеев, которые раззоряли Филистимлян, Аскалон был взят Маккавеем Иоанафаном, разрушен Саладином. Теперь на его месте одне развалины, напоминающия о его прежнем величии. Сбылось пророческое слово: Аскалон исчез с лица земли. Азот в полудни отвержется, т. е. жители Азота, также Филистимляне, отведутся в плен в полудни, или, как поясняет бл. Иероним 32 , не тайно, а после войны, при ясном свете, после победы будут увлечены в плен 33 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 9 Зах.9:1 . Пророчество словесе Господня в земли Адраха, и Дамаск жертва его. Акила же перевел: «и в Дамаске покой его». Зане Господь призирает на человеки, и на вся колена Израилева, Зах.9:2 . И Имаф в пределех его, или по другим толковникам: «и в Имафе, сопредельном ему». Посему Пророк предсказывает, что и сии древле злочестивые города: Адрах, Дамаск, Имаф, принесут жертвы Богу, освободившись от прежней прелести; потому что Призирающий на всех людей, а не на одни колена Израилевы, попечется и о них. Адрах есть город Аравийский; а Имаф называется ныне Епифаниею. Но божественное писание именует Имафом великий Емис. Сии-то города, озарившись светом Боговедения, будут делать, что должно. Тир и Сидон, яко умудреша зело. Зах.9:3 . И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко перст, и злато яко брение путей. Зах.9:4 . Сего ради Господь наследит я, и поразит в море силу его, и той огнем поястся. Зах.9:5 . Увидит Аскалон и убоится, и Газа и поболит зело, и Аккарон яко постыдеся о падении 5 своем; и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. Тир и Сидон, говорит Пророк, величающиеся богатством и надеющиеся на твердые ограды, преданы будут бедствиям всякого рода; потому что иное в них потопит разлившееся море, а иное будет пожжено огнем, когда Бог всяческих произнесет на них этот приговор. А слова: «Господь наследит я», имеют такое истолкование: поскольку сами себя устранили они от Божия о них попечения; то опытом изведают Божью силу. Аскалон же и Газа, увидев это, придут в страх, и вместе с Аккароном будут сетовать о том, что «постыдеся», то есть Тир, о падении своем. Но положу конец и царству Газы, и Аскалон лишу жителей, сделаю, что его и Азот населят иноплеменники. Ибо сие: «Аскалон не имать населитися», говорит Пророк о тогдашних жителях, которых предал Бог на избиение и в рабство. Почему присовокупил: Зах.9:6–7 . И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. И изму кровь из уст их, и мерзости их из средины зубов их. Поэтому ниспосылаемое Богом вразумление есть матерь благих дел; потому что в следствие оного и иноплеменники, как сказал Пророк, оставили прежние беззакония и злочестие, прияли же богопознание. Ибо сие выразил Пророк, немедленно присовокупляя:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Газа будет разрушена, Аскалон – обращен в пустыню, и Азот повлекут в плен не украдкою, а после борьбы, т. е после победы при ясном (дневном) свете; а Аккарон, что значит искоренение, потерпит то, что значит его имя, т. е. будет срыт до основания. – Это согласно буквальному значению и еврейской истине. А согласно Семидесяти смиренным земли, о которых выше сказано, заповедуется, чтобы они творили суд и искали правды, которая, по моему мнению, есть ничто иное, как Христос. И так как всякий ищущий найдет ( Мф.7:8 ), то пусть они со своей стороны передают другим то, что нашли, т. е пусть учат других: «Ибо какая польза в премудрости скрытой и в сокровище, которого невозможно видеть» ( Сир.20:30 ). И заповедаю вам это с тем, чтобы вы покрыты были в день гнева Господня, т. е. при конце мира, или при отшествии каждого из вас из жизни сей, ибо и Газа, и Аскалон, и Азот, и Аккарон понесут различные наказания В самом деле, Газа значит: крепость моя. Следовательно те, которые величаются крепостию телесною, или мирским могуществом, и вместе с диаволом говорят: " Я сделаю силою» будут разрушены и сведены к ничтожеству в день гнева Господня. Аскалон же, – что значит: взвешенный, или: человекоубийственный огонь, – когда придет день гнева Господня, почувствует меру преступления своего и будет угнетен тем весом, который производил. А так как он пламенно стремился к пролитию крови, и соблазнил многие души, и так как на нем исполнилось слово: «Мужа кровожадного и хитрого гнушается Господь» ( Пс.5:7 ), то он не будет разрушен, как Газа, а будет обращен в пустыню, и в прах сожжен огнем геенны. Также и Азот, по-еврейски называющийся esdod ( ), а на нашем языке: огонь рождения будет опустошен при полном свете, ибо он горел похотию) и неистовствовал в пылу воспроизведения потомства. А так как у всех прелюбодеев сердца подобны раскаленной печи ( Ос.7:4 ), и они как бы ранены пылающими стрелами, то не в темноте, не по тайному приговору, а в полдень, когда все святые получат полное сияние, они будут брошены в тьму и не будут иметь жребия святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А потому говорю вам: «Сойдитесь, соединитесь! чтобы вы не захотели, – когда наступит день судный и пройдет всякая слава ваша, – приносить покаяния, когда не будет места покаянию, а только наказаниям». Можешь быть, кто-нибудь спросит: «Каким образом это самое можно понять в отношении к каждому, отходящему из жизни сей»? Для этого речь наша обращается к каждому отдельно: О ты, занятый делами века сего, бегающий по разным странам, обратись к Церкви святых, присоединись к жизни и союзу тех, которые, как ты видишь, угодны Богу, и принудь расшатанные члены души своей, несоединенные друг с другом, к единому скреплению в мудрости, заключи себя в ее объятия и выслушай таинственное слово: «Утештесь, руки расслабленные, утвердитесь, колена немощные» ( Ис.35:3 ) и не хвалитесь благосостоянием плоти и ее расцветом, который проходит безследно, Ибо всякая плоть есть трава, и всякая слава его, как травяной цветок. Высохла трава, и цвет опал: слово же Господне пребывает во век. Если мы когда либо увидим кого-нибудь, преданного [как прибавляют некоторые] почестям мира сего, и занятого собиранием богатств, а в Церковь приходящего или очень редко, или же никогда не приходящего, то можем пользоваться изъясняемым теперь отрывком соответственно данному случаю и сказать такому человеку: «Соберись, присоединись к народу Божию, ты, неслушающий повелений Господа, прежде чем пройдет мимо слава твоя, и прежде чем придет на тебя день пламенного гнева Господа». Соф.2:3–4 . Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Ищите Господа, все кроткие земли, которые творили суд Его; ищите праведного, ищите кроткого: может быть каким либо образом вы скроетесь в день пламенного гнева Господня. Ибо Газа будет разрушена, и Аскалон обратится в пустыню; Азот они покинут в полдень, и Аккарон будет срыт до основания. LXX: Ищите Господа, все смиренные земли, творите суд и ищите правды, и будьте в согласии с нею, чтобы вам укрыться в день гнева Господня, ибо Газа будет разграблена, и Аскалон обратится в пустыню, и Азот будет покинут в полдень, а Аккарон будет срыт до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Но всякий может и ныне видеть, что и чада Еллинские высоко думают о мирской мудрости и свое заблуждение как бы стенами ограждают обольщениями хитросплетенных силлогизмов и силою красноречия, и они весьма богаты блеском слова как бы серебром, и прекрасными мыслями как бы золотом. Однако ж и при всем том их унаследовал Христос: разрушены были Им укрепления, то есть пали изобретения лжи и расхищено было золото и серебро; ибо те, которые в свое время сделались предстоятелями церквей, мужи знаменитые и мудрые, похитив силу красноречия их себе, принесли его в священный дар Богу, подвизаясь за учение веры и представляя сильное и истинное изобличение существующего у них заблуждения. Так поступили и Израильтяне. Заняв у Египтян золотые и серебряные сосуды и похитив их у своих притеснителей, они принесли их в пустыне всесвятому Богу, когда устроялась святая скиния и священные сосуды. Итак, созидающие церковь при помощи мирской мудрости и блеска слова расхищают (достояние) чад Еллинских и, как бы обогатившись их золотом и серебром, насколько это им нужно и подобает, делают его наследием Бога, говоря другим служащее к славе Его, ниспровергая укрепления тех (Еллинов) и духовно созидая святой град, то есть церковь. Зах.9:5—6. Увидит Аскалон, и убоится, и Газа, и поболит зело, и Аккарон, яко постыдеся о уповании своем: и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников.    Когда наступление войны и битв охватывает страну, тогда находящиеся в ней города являются наиболее самонадеянными и благонадежными. Они думают, что одолеют врагов или множеством жителей своих, или крепостью стен или военным искусством. Но если случится, что будет взят один из них, считавшийся самым могущественным; то всякий из них впадает в страх, теряет надежду, говорю, на возможность бегства и как уже падший плачет. Итак когда был взят столь знаменитый и весьма могущественный и славившийся своим богатством город; тогда, говорит, «убоится» Аскалон, и «поболит» Газа и Аккарон. А это были города Палестинян. «Поболит, яко постыдеся о уповании своем»; ибо они думали, что силы Тирян будет совершенно достаточно для их защиты. Когда же они увидели его поверженным на землю, то лишились всякой уверенности в себе; а начальник Газы, говорит, исчезнет, очевидно погибнет. «Вселятся же иноплеменницы во Азоте», вероятно после того, как туземцы будут истреблены войною. К этому присовокупляет, что истреблю иноплеменников или жителей Палестины, которых обыкновенно так называет. Но если угодно, эта, речь может относиться и к другим народам, угнетавшим Израиля и бывшим смежными и соседними со страною Иудейскою. Это нам должно быть сказано для понимания буквального смысла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но всякий может и ныне видеть, что и чада Еллинские высоко думают о мирской мудрости и своё заблуждение как бы стенами ограждают обольщениями хитросплетённых силлогизмов и силою красноречия, и они весьма богаты блеском слова как бы серебром, и прекрасными мыслями как бы золотом. Однако ж и при всем том их унаследовал Христос: разрушены были Им укрепления, то есть пали изобретения лжи и расхищено было золото и серебро; ибо те, которые в своё время сделались предстоятелями церквей, мужи знаменитые и мудрые, похитив силу красноречия их себе, принесли его в священный дар Богу, подвизаясь за учение веры и представляя сильное и истинное изобличение существующего у них заблуждения. Так поступили и Израильтяне. Заняв у Египтян золотые и серебряные сосуды, и похитив их у своих притеснителей, они принесли их в пустыне всесвятому Богу, когда устроялась святая скиния и священные сосуды. Итак, созидающие церковь при помощи мирской мудрости и блеска слова —117— расхищают (достояние) чад Еллинских и, как бы обогатившись их золотом и серебром, насколько это им нужно и подобает, делают его наследием Бога, говоря другим служащее к славе Его, ниспровергая укрепления тех (Еллинов) и духовно созидая святой град, то есть церковь . Зах.9:5–6 . Увидит Аскалон, и убоится, и Газа, и поболит зело, и Аккарон, яко постыдеся о уповании своем: и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. Когда наступление войны и битв охватывает страну, тогда находящиеся в ней города являются наиболее самонадеянными и благонадёжными. Они думают, что одолеют врагов или множеством жителей своих, или крепостью стен или военным искусством. Но если случится, что будет взят один из них, считавшийся самым могущественным; то всякий из них впадает в страх, теряет надежду, говорю, на возможность бегства и как уже падший плачет. Итак, когда был взят столь знаменитый и весьма могущественный и славившийся своим богатством город; тогда, говорит, убоится Аскалон, и поболит Газа и Аккарон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Янычар муселима явился ко мне с приглашением перейти в дом его господина. Этот дом был некогда дворцом калифов, архитектура его самая чистая арабская; все наружные стены обложены разноцветным мрамором, резная работа превосходна; узорчатые надписи из Корана украшают двери и окна; но все это в разрушении: в комнатах ковры заменены циновками, водометы засыпаны каменьями; таковы и другие остатки великолепия Газы – ее мечети и бани. Обломки мраморов, колонн и капителей вошли в состав мазанок. Здесь показывают остатки здания, в котором, полагают, было капище идола Дагона, и по народному поверию, то самое, которое было обрушено Самсоном. Газа упомянута в Книге Бытия как пограничный город земли Ханаанской. В Книге Царств этот город также назван граничным городом владычества Соломонова. Пророки предсказали падение Газы; она была одним из пяти владычествующих городов филистимлян. Александр Великий овладел ею после пятимесячной осады. Она была несколько раз разрушаема. Мы видим из Деяний Апостольских, что Газа была во времена земной жизни Спасителя в запустении. Ангел Господень, пославший Филиппа на встречу евнуха, сказал ему: «Иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу и той есть пуст» ( Деян 8:26 ). Тогда Газа едва восставала из развалин после ее покорения царем Иудейским Александром Ианнеем. Август подарил ее, по восстановлении, Ироду. Она была укреплена Балдуином III, королем Иерусалимским. В Газе было долгое время Епископство; полагают, что Филемон, к которому писано послание святого Апостола Павла, был здесь первым Епископом. Это есть мнение Дорофея, Епископа Тирского. Здесь прияли мученический венец за христианскую веру Епископ Сильван с 40 другими христианами. Арриан, историк Александра Великого, верно описал местность Газы; он считает ее отдаленною от моря на 20 стадий, то есть около трех с половиною верст. Живописная картина Газы, Торквато Тассо, соединяет верность с поэзиею. Газа имела на берегу моря – далее на север – пристань, называемую Маиума, которая также носила название Констанции. Теперешняя Газа стоит на том месте, где была цитадель; древний город занимал далекое пространство; в его состав входило то большое местечко Эссия-Эие, которое мы видели перед въездом в Газу; здесь считают около трех тысяч жителей. Перепутье караванов между Сириею и Египтом, дает ее жителям много деятельности. Мы обменялись визитами с муселимом; он сам не живет в чертогах калифов, и они были в полном моем распоряжении. Я провел большую часть времени на террасе, которая господствует над всем городом и окрестностью. Сады, песчаная степь, беспредельное море и синие груды священных гор Иудеи были попеременно в глазах моих. Встав рано поутру, я видел восходящее солнце из-за гор Иудеи, на одном направлении с Иерусалимом; утренние молитвы наши устремились туда, где некогда сияло солнце незаходимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Глава V. Аскалон «Отвержен бысть Аскалон и останцы Энакимли. Доколе сещи будеши, о мечу Божий! Доколе не упокоишися? – Вниди в ножны твоя, почий и вознесися. Како упокоится? Понеже Господь заповеда ему на Аскалона, и на сущы при мори, на прочы востати». ( Иер 47:5–7 ) Мы направлялись к Аскалону; этот город, так же как и Газа, был одним из пяти владычных городов филистимлян; он отброшен теперь с большой дороги и малое число путешественников посещают его развалины, забытые на диком берегу моря. Мы выехали из Газы чрез Самсоновы ворота, по дороге, которая ведет к Рамле. Этот выезд живописен. Вкруг мраморного водоема веселилась игривая толпа народа по случаю байрама. Одежда сириян, как я уже сказал, очень нарядна, даже детская; мы ехали по аллее высоких кактусов, где бродили группы женщин в белых покрывалах; они отвечали учтивым саламе приветствиям нашего конвоя. Из прекрасной аллеи кактусов выехали мы в лес вековых маслин, которые долго укрывали нас под своею тенью, пока мы не своротили с большой Рамской дороги к Аскалону. Выехав из этого роскошного леса и несколько поднявшись по дороге, развернулась перед нами цепь гор Иудейских, куда устремлены были все наши мысли. Тут следуют пахотные поля; вправо видно селение Бет-Ханун, это Бетхелия или Вифелия, которую называли предместьем Газы 18 . Жители Вифелии приняли христианскую веру прежде жителей Газы и соорудили церковь во имя Вифелии, что значит: дом Божий. Несколько далее проехали мы по каменному мосту чрез высохший поток: это библейский Сорек или Сорих; на его берегах жила Далила, обольстившая Самсона ( Суд 16:4 ). Мы выехали в деревню Дарсенит. В стороне, направо, видно селение Бет-Джирдже с башнею и стенами; оно укреплено было, как мне сказывали, самими жителями, несколько годов тому назад, противу набегов бедуинов. Через три часа езды от Газы проехали мы деревню Барбара, откуда поворотили к морю. За деревнею Барбара, выехав на песочный хребет, увидели мы приморскую песчаную гору и на ней небольшие развалины, называемые мечетью. За первым песочным хребтом следует, смежная с ним, засеянная лощина, и хотя также песчаная, но одетая яркою зеленью и оттененная маслинами, – как не удивляться небу Палестины? В этой лощине деревня Нелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

е. Сирию» (II, 633). (См. у Кейля стр. 591 – 593 и другие предположения относительно значение слова Хадрах). 80 Всевидящее око Господне, обращенное на Израиля и на всех людей (язычников), останавливается прежде всего на Дамаске, главном городе Сирии, и на него падает всей тяжестью бремя слова Господня; для него (суфф. в иврит относится к иврит – Keil, S. 592) Дамаск делается как бы местом отдохновения, или продолжительного пребывание (ср. 5, 11: иврит). Бремя слова Божия падает и на Емаф, большой город сирийский (на р. Оронте), область которого прилегала к области Дамаска. После главных городов Сирии, Дамаска и Емафа, пророк называет важнейшие города Финикии, Тир и Сидон; контекст речи, согласно толкованию Кейля, дает повод сосредоточивать внимание, главным образом, на Тире, который первоначально был сидонской колонией, но вскоре превзошел свою метрополию ( Иез. 27, 8 ); вм. на Тир и Сидон, следовательно, можно переводить: «на Тир с Сидоном» (594). Он (Тир) очень умудрился – «той мирской мудростью, гордой и слепой, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов» (Руж.). Упоминается о крепкой и высокой стене, 81 окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Ст. 4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара. Далее перечислены несколько филистимских городов, которым, каждому в отдельности, угрожают различные бедствия, по существу относящиеся ко всем в совокупности; причем каждая частная черта делает ясное указание на окончательный разгром упоминаемых пророком городов. Аскалон, Газа и Екрон, видя бедствия, постигающие богатый и сильно укрепленный Тир, должны придти в трепет; то, на что возлагал надежду Екрон, обманет его, Газа лишится царя, Аскалон не будет населенным городом; в Аздоде останется лишь смешанное население, менее благородное по сравнению с коренными жителями этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010