Давид-Царь I Когда не стало Саула, царем сделался Давид. Сначала он воцарился только над коленом Иудиным. Его столицей был город Хеврон. Здесь он царствовал семь лет. Потом пришли старейшины от всех колен Израилевых к нему в Хеврон и сказали: – Вот, мы – кости твои и плоть твоя. И помазали Давида в цари над всем Израилем. Недалеко от Хеврона жили хананеяне иевусеи. У них был город Иерусалим и в городе – кремль, или крепость, Сион. Давид пошел войною на иевусеев, завоевал город Иерусалим. Крепость Сион он заново обстроил и укрепил, и назвал городом Давидовым. Здесь он построил из кедрового дерева прекрасный дворец и в нем поселился. С тех пор, Иерусалим стал столицей царства Израильского. II Давид был царь благочестивый. Он служил истинному Богу, по завету праотцов. Сделавшись царем, он, прежде всего, вспомнил о ковчеге завета и решил перенести его в свою новую столицу. Здесь Давид устроил для него новую скинию и, когда скиния была готова, пошел с народом в тот город, где стоял ковчег завета. Взяли ковчег и поставили его на новую колесницу, запряженную двумя волами. Два израильтянина вели волов. Впереди шел Давид. Музыканты играли на разных инструментах пред Господом. Шествие совершалось торжественно и радостно, но, когда дошли до места, называемого «Гумно Нахоново», случилось несчастье. Волы наклонили колесницу. Израильтянин Оза, ведший волов, протянул руку свою к ковчегу, чтобы поддержать. Но, лишь прикоснулся к ковчегу, как был поражен смертью . Давид пришел в страх от этой Божией кары и увидел, что такое перенесение ковчега неугодно Богу. Он сказал: – Как я внесу к себе ковчег Божий? И не повез Давид ковчега к себе, в город Давидов, а оставил его, на время, на пути, в доме одного благочестивого человека. Чрез три месяца Давид вторично назначил торжество перенесения ковчега. Но теперь он сказал: – Никто не должен носить ковчега, кроме левитов, ибо их Господь поставил на это служение. И собрались левиты и певцы, и музыканты, и множество народа. Пошли к дому, где был ковчег Божий. Левиты продели золоченые шесты в золотые кольца ковчега, подняли его на плечи и так понесли. Впереди шли музыканты: трубили в трубы и рожки, играли на гуслях и арфах, били в тимпаны и в медные кимвалы. Слышались народные клики и пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Задумав во время пребывания на родине своей в Вифлееме, когда Господу угодно было уже сделать его царем, найти место для столицы своей и освятить это место устройством святилища, в котором бы покоилась святыня Израилева, Давид приступает к исполнению этой мысли немедленно после взятия Иевуса, который он и назвал своим городом. Для торжественного перенесения ковчега Господня в город, который отныне становится центром жизни всего народа, выведенного Богом из Египта, Давид собирает обширное ополчение и идет в Кириаф-иарим. Здесь левиты вероятно поднимают ковчег из дома Аминадава и становят его на новую (VI, 3) колесницу 251 , которую ведут два сына Аминадава, Озия и Ахия. В этом уже надо видеть отступление от закона, так как по уставу Чucл VII, 9 ковчег должен был быть несом левитами на плечах. По всей вероятности дом Аминадава был дом левитский, живший в Кириаф-иарим (хотя это недоказано) 252 но отступление от устава Моисеева было причиною смерти Озы, так как он протянул руку и коснулся ковчега, когда колесница наклонилась, и был поражен на месте. Напомним, что в кн. Исход и кн. Числ существуют постановления, доказывающие что и левиты не имели права дотрагиваться ни до ковчега, ни даже до стола хлебов предложения и курительного алтаря, и что именно для этого у этих предметов имелись шесты, на которых они подымались на плечи и которые никогда не вынимались: «в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него», говорится в кн. Исх. XXV, 15 253 . Только за эти шесты имели право браться левиты. Мы не можем судить теперь о степени виновности Озы, но может быть он был виновнее, чем кажется при поверхностном взгляде на это событие 254 . Мы знаем только, что «Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там, у ковчега Божия» (2 Ц. VI, 7). Где именно было это, не выяснено; в ст. 6 указано «гумно Нахоново», которое по преданию 255 тожественно с гумном Орны. По другому преданию (Stanley l. s. cit.) ковчег на колеснице наклонился на том месте, где Иисус Навин простер копье против жителей Гая, который находится к северу от Рамы. Наконец по третьему преданию событие это имело место между Рамой и Иерусалимом близь Гивы Сауловой 256 . Для Давида и всего народа это событие имело важное значение: оно указало царю, что перенесение ковчега завета должно совершаться с соблюдением законов и установлений, начертанных по повелению Божию в пустыне Моисеем, и что отступление от них есть недостаток благоговения к святыне. Давид, объятый страхом, не посмел продолжать перевозку ковчега на колеснице и до времени поставил его в дом некоего Аведдара Гефянина, который в 1Nap. XV, 25 назван Овед-Едом и несомненно был левит 257 . Три месяца находился ковчег в его домеи «благословил Господь Аведдара (Овед-Едома) и весь дом его» (2 Ц. VI, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

733. Наид ( Ναδ), земля, где жил Каин; переводится: волнение. 733. Наид (Naid), земля в которой жил Каин; переводится: волнение, или движение, или колебание. 734. Наин ( Ναν), селение, в котором Господь воскресил из мертвых сына вдовицы; и ныне находится к Ю. от Фавора, в 12 милиариях, близ Аендора. 734. Наим (Naim), город в, в котором Господь воскреси л из мертвых сына вдовицы; и до ныне указывается место на втором милиарии от горы Фавора, к Ю. возле в Аендора. 735. Навиоф ( Ναυθ), в Раме, город, где сел Давид. 735. Навиот (Navioth), место в Раме, где сел Давид; и об этом мы сказали в книгах еврейских вопросов. 736. Нафеф ( Ναφθ), колена Манассиина. 736. Нафет (Napheth), в колене Манассиине. 737. Нафефдор ( Ναφεθδρ); Симмах: в приморской области Дора; он находится в 9 милиариях от Кесарии. 737. Нефеддор (Nepheddor), то Симмах переводит: приморская. Дор же есть уже пустынный город, на девятом милиарии от Кесарии, по дороге в Птолемаиду. 738. Наффае ( Ναφθα), так называется источник воды, колена Вениаминова. 738. Нафто (Naftho), название источника, в колене Вениаминове. 739. Нахон ( Ναχν), гумна Нахорова ( Ναχν). Аквила гумна готового. 739. Нахон (Nachon), гумно Нахоново; вместо чего Аквила переводит: гумно готовое. 740. Невирим ( Νεβηρεμ), Исаия в видении на Моавитиду и Иеремия; и ныне есть Виннамарим ( Βενναμαρεμ), к С. от Зоор. 740. Немерим (Nemerim), о котором упоминает Исаия в видении на Моава, и Иеремия; ныне есть селение, называемое Беннамарим (Bennamarim), к С. от Зоары. 741. Невра ( Νεβρ) город Рувима в земле Галаад; и ныне есть, большое селение Навара ( Ναβαρ) в Ватанее. 741. Немра (Nemra), город колена Рувимова, в земле Галаад; и доныне в есть большое селение Намара (Namara), в области Батанее. 742. Неела ( Νεελ), из него Завулон не изгнал иноплеменников; в Ватанее находится Неила ( Νεειλ). 742. Неела (Neela), из него Завулон не мог изгнать иноплеменников; и доныне в области Батанее есть селеньице, называемое Неила (Neila). 743. Незев ( Νεζβ), и его сотворили Евеи, живущие в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

6:3. Новая колесница. Новая колесница гарантировала отсутствие ритуальной нечистоты, связанной с предшествующим использованием (напр., для перевозки навоза или забитых животных). Однако по закону ковчег полагалось не перевозить, а переносить на шестах силами священников. Прецедент с использованием колесницы был создан филистимлянами ( 1Цар. 6:7 ). 6:5. Музыка. Здесь перечислены типичные музыкальные инструменты того времени, известные из древних ближневосточных текстов, рельефов и живописи с 3-го тыс. до н. э. Некоторые разногласия вызывает проблема соотнесения понятий «арфа» и «лира» ( в русском переводе – «псалтирь» и «цитра») с использованными в этом фрагменте древнееврейскими словами. Слово, переведенное в NIV как «lyre» ( в русском переводе – «псалтирь»), по-видимому, обозначало десятиструнный инструмент, а слово, переведенное как «harp» ( в русском переводе – «цитра»), – инструмент с меньшим количеством струн. Эти музыкальные инструменты были переносными и имели деревянный корпус. Судя по изображениям на древних рельефах, тимпан представлял собой небольшой бубен (из кожи, натянутой на обруч), но, в отличие от современных инструментов этого типа, он не издавал резких металлических звуков. Идентификация четвертого инструмента, «систра», вызывает наибольшие затруднения, так как он упоминается только здесь. Медные кимвалы относятся к ударным инструментам, поэтому единственным нерешенным вопросом остается их размер. 6:6. Гумно Нахоново. Местоположение этого гумна не установлено. Текст помещает его в окрестностях дома Аведдара Гефянина, недалеко от Иерусалима, но локализовать его с большей определенностью невозможно. 6:7. Дерзновение Озы. Как известно, ковчег был предметом, требующим почтительного и осторожного обращения. Слово, переведенное как «дерзновение», встречается в Ветхом Завете только здесь, но в родственных языках (аккадском и арамейском) этот корень имеет значение «пренебрежение, небрежность». 6:10. Дом Аведдара Гефянина (Овед-Едома). Имя Овед-Едом (тоже, что Аведдар; см.: 1Пар. 15:25 ) означает «слуга Эдома» (возможно, имя божества; ср. Авдий ­­ Obadiah ­­ Obed-Yah[weh]). Отряд воинов из Гефа (наемников?) составлял личную охрану Давида (см.: 15:18), и, возможно, Аведдар был одним из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мы видели, что большая часть современных Предтече иудеев верила и надеялась, что имеющий прийти Мессия обратится к ним с одним только Своим благоволением и любовью как к потомкам великих праведников, без всякой с их стороны личной заслуги. Разрушая такую ложную и жалкую надежду иудеев, Предтеча Господень показывает, что грядущий Мессия не может взирать на пороки людей безразлично, но что Ему принадлежит суд над грешниками и отмщение: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Для выражения своих мыслей Предтеча берет образы из близкого к народу быта. Лопата – земледельческое орудие, которым посредством веяния отделяются хорошие хлебные зерна от соломы и плевел; гумно – небольшое (на Востоке обыкновенно на возвышенностях) среди поля, открытое со всех сторон, плотно убитое место для молотьбы сжатых или скошенных хлебных растений. Гумно означает здесь весь мир и прежде всего народ иудейский; пшеница – людей праведных, достойных участия в Царстве Христовом; плевелы и солома – людей нечестивых. Говоря, что лопата Мессии в руке Его, святой Иоанн дает понять, что власть судебная принадлежит исключительно Христу, что Он собственною властью как Бог произнесет Свой приговор судимым. Эту истину подтверждает Сам Спаситель словами: Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Мессия очистит гумно Свое; следовательно, Он будет прозирать в самую глубину сердец человеческих, иначе возможно ли правосудное различение? Он допустит на время в Своей Церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы; но, когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, – будет судить нелицеприятно, с полною и самою строгою справедливостью отделит избранных от отверженных. И соберет пшеницу в житницу Свою, – соединит на небе, месте совершеннейшего покоя и блаженства, всех тех, которые по своему благочестию, постоянству и твердости оставались неподвижными от приражения греховных искушений. Они-то и составляют пшеницу Христову. Святой Игнатий Богоносец , осужденный Траяном на съедение львам в римском цирке, писал к римским христианам: «О, если б я сподобился зверей, приготовленных для меня! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым!»

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Когда наступает пора вверить недрам земли семена жита, или пшеницы, или чего — либо другого, и когда добрый земледелец приносит часть своих семян в храм Господень и полагает оные пред алтарем, тогда Церковь, взирая на них во уповании, с умилением простирает молитвенный глас свой к Отцу и Богу своему. «От пречистыя и пребогатыя длани Твоея, — говорит она, — мы прияли сие семян подаяние, пред Тебя, Владыко, принесли и положили пред очами Твоими; Тебе и вручаем будущее произрастание оных с молитвою усердною. Не бо смеяхом в бездушных земли недрах заключити сия (семена), аще не воззрим на повеление Твоего величества, повелевающее родити и прозябати земли, и дати семена сеющему и хлебов в снедь. И ныне молимся Тебе, Боже наш, услыши ны, молящияся Тебе, и отверзи нам сокровище Твое великое и благое и небесное, и излей благословение Твое, донележе удовлимся, и отжени от нас вся снедающая плод наш земный и всяко наказание, праведно наводимое на ны, грех ради наших, и богатыя Твоя щедроты ниспосли». Окропленное святою водою, заранее оплодотворенное умиленною святою молитвою Церкви человек вметает семя свое в землю. И спит, и востает нощию и днию, и семя прозябает и растет, якоже не весть он… Егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва ( Мк.4:26, 27, 29 ). Молитва над гумном Если жатва кончилась и пожатые класы убраны на гумно для молочения и собрания в житницу, то Церковь благодарит Господа и паки вопиет к Нему, Источнику благих, чтобы Он, «повелевый земли извести плод благоутробия ради Своего и благодати, благословил и умножил и гумно и плодоношение рабов Своих, чтобы исполнил сокровища и житницы их всякаго благаго плода, пшеницы, вина и елея; чтобы хранил их от всякаго искушения со всем сущим у них и просветил их в познании Своем, да, благоугодни Ему бывше, сподобятся в Его горних обителях вечных благ небесных». Когда смотришь на гумно, очищенное трогательною молитвою, тогда невольно приходит на память история об оном древнем Гедеоне, который от молотьбы пшеницы, прямо с родительского гумна, пошел спасать и спас Израиля от руки мадианитян. Когда видишь благоговейно и усердно трудящихся на гумне, подобно Гедеону, иже млачаше пшеницу , тогда как бы слышишь кроткое и благодатное приветствие ангела Господня: «Господь с вами, Господь с вами, сильные крепостию» (см.: Суд.6:11-12 ). Как много назидательных помышлений и благочестивых чувствований можно почерпать даже из такого простого предмета, каково христианское гумно, освященное церковной молитвой, возглашаемой служителем алтаря Господня, и пиющее росные капли воды святой! Крестные ходы на поля и нивы христианские

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

Как мало бы осталось затруднений для веры, если бы люди меньше прикладывали свою мерку, а больше старались бы проникнуть в смысл слов продиктованных Духом Святым. Покупка гумна Орны Ищущие ошибок в Библии берут два места, одно из 2Цар. 24:24 и другое из 1Пар. 21:25 и утверждают, что якобы они противоречат друг другу, так как указывают разную сумму денег, уплаченную Давидом за гумно Орны. В первом случае, действительно, упоминается 50 сиклей серебра (5 фунтов 14 шиллингов), во втором – 600 сиклей золотых (1095 фунтов стерлингов). Совсем по другому эти места выглядят в глазах человека, приступающего к изучению Библии с благоговением; такой читатель очень скоро обнаружит, что тексты не противоречат друг другу, а что в них имеется в виду две разные покупки. 2Цар. 24:24 сообщает: «И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра», а в 1Пар. 21:25 говорится: «И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота». В Писании «место» означает чаще всего значительную площадь земли, иногда целый город, как например, в Быт. 18:24 , тогда как гумно, без всякого сомнения, представляет собою весьма незначительную площадь. Становится ясно, что Давид после всех памятных событий, упоминаемых в этих главах, сперва купил гумно, на котором поставил жертвенник, и впоследствии приобрел и все место, которое представляло собою, не что иное, как гору Мориа (место жертвенника Авраамова Быт. 22 ), чтобы построить на нем храм Господень. Такой взгляд поразительно подтверждается тем фактом, что в сообщении 2 Царств нет совершенно упоминания о храме, тогда как в начале 22 гл. I Паралипоменон, являющейся продолжением 21 главы, читаем. «И сказал Давид: вот дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжения Израиля». «Ошибка Павла» Имеется в виду видимое противоречие в числах, пораженных при Ваал-Фегоре. «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» ( Чис. 25:9 ). «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор. 10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

И они не могли заставить себя исповедовать грехи свои Предтече и уходили от него, не приняв крещение. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым. Между тем народ, потрясённый страхом грядущего суда Божия, выражал желание избавиться от всех угрожающих бед. И вот Иоанн указывает им на то, что для полного внутреннего обновления и возрождения необходима помощь Духа Божия, и начинает говорить народу о Христе Спасителе. Моё крещение недостаточно, оно только приводит к покаянию, но не обновляет души. Но между мною, человеком, и Им, Идущим за мною Богочеловеком, не может быть никакого сравнения. Я недостоин быть у Него самым последним рабом. (На Востоке носили сандалии, которые снимались при входе в дом. Слуги развязывали и снимали их, потом надевали, это было делом самых последних рабов). И вот Он изольёт на вас преизобильно все дары животворящего Духа Своего. Подобно огню, Его благодать проникает всё существо человека, очищает его от всякой греховной скверны и воспламеняет любовью к Богу и ближнему. А тех, кто воспротивится действию Его Благодати, Он погубит огнём вечным в геенне огненной, потому что Он есть не только Спаситель, Но и Судия грозный. Весь мир то же, что гумно. И добро, и зло – всё тогда будет раздроблено. Как полновластный Господин Собственного гумна, как Бог всемогущий, Он отвеет плевелы от пшеницы, отделит праведных от грешников, и соберёт праведников, как пшеницу, в Свою житницу, то есть в Своё Царство. А грешников, как солому, сожжёт. Замечательно, с какой силою изображает святой Иоанн могущество Христово. Его слова напоминают пророчество Исаии: Его владычество – на раменах Его. Его могущество Ему принадлежит, и Предтеча говорит, что Грядущий за ним очистит не Божие, а Своё гумно. И пшеницу соберёт не Божию, а Свою. Следовательно, Он есть Бог всемогущий. Он очистит гумно, следовательно, будет проникать в самую глубину сердец человеческих, иначе как возможно правосудное различение?

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Он (Господь) очистит гумно Свое; и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. ( Мф.3:12 ). Любезные дети! слова эти взяты из Евангелие от Матфея, из 3-й главы. Кто сказал их? Иоанн Предтеча. О ком? Об Иисусе Христе. Какое тут разумеется гумно, или знаете ли, что такое гумно? Гумном называется место, где молотят хлебные снопы и вывевают зерна. Здесь под гумном разумеется и весь мир, и христиане в особенности; можно разуметь, в частности, и наше маленькое общество, т.е. вас, воспитанников этого заведения. Под пшеницей разумеются добрые и полезные люди, под соломой – злые, бесполезные и вредные. Какое очищение здесь разумеется? Последнее очищение или последний страшный суд Господа над миром и над нами. Под житницей же разумеется Царство Небесное, а под огнем неугасимым – муки вечные. Дай Бог, чтобы на нашем гумне была только пшеница, т.е. добрые ученики, а соломы, т.е. дурных учеников, вовсе не было. Шесть лет уже существует наше маленькое гумно, и сказать правду, всего в нем бывало: пшеница была и солома была; пшеница вывеяна и осталась в этом гумне или в Гимназии, или поступила на другое гумно; а солома? ну.... с соломой, знаете что сделано (она взята с гумна). Теперь что у нас остается на этом гумне? По-видимому, чистая пшеница, что будет дальше, пока не знаем. А чтобы со временем не оказалось на этом гумне и соломы вместе с пшеницей, – то для предотвращение этой вредной находки, скажу я по обязанности своей несколько слов на память и себе и вам, питомцам. Знаете ли, что называется в вашем ученье пшеницей и что соломой? Знание без веры в Бога и Христа Сына Божие и без любви к Богу и человечеству – это солома; а знание научные, проникнутые оживотворяющею, одушевленной верой и любовью к Богу и к ближнему – это пшеница, славная, вкусная, питательная пшеница. Не моя эта мысль, а Апостола; он говорит: если я знаю все тайны, и имею всякое познание..., а не имею любви, то я – ничто. Вы учитесь, дети, языкам русскому, французскому, немецкому, латинскому: дело хорошее; но смотрите, больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таким образом, во-первых, когда наступает пора вверить недрам земли семена и когда добрый земледелец приносит часть своих семян в храм Господень и полагает оные пред алтарем, тогда Церковь с умилением простирает молитвенный глас своей к Отцу и Богу своему. «От Твоей пречистой и пребогатой длани, – говорит она, – мы прияли сие семен подаяние, пред Тебя, Владыко, принесли и положили пред очами Твоими: Тебе и вручаем будущее произрастание оных... Молимся Тебе, Боже наш, излей благословение Твое и отжени от нас вся снедающия плод наш земный». Окропленное святой водой, заранее оплодотворенное умиленной святой молитвой Церкви «человек вметает семя в землю, и спит, и востает нощию и днию: и семя прозябает и растет, якоже не весть он... егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва» ( Мк. 4:26–27, 29 ). Во-вторых, если жатва кончилась, и сжатые колосья убраны на гумно, то Церковь благодарит Господа, и паки вопиет к Нему, Источнику благих, чтобы Он благословил и умножил и гумно и плодоношение рабов Своих, чтобы исполнил (наполнил) сокровища и житницы их всякого благого плода, пшеницы, вина и елея. Когда смотришь на гумно, очищенное трогательной молитвой, тогда невольно приходит на память трогательная история об оном древнем Гедеоне, который от молотьбы пшеницы, прямо с родительского гумна, пошел спасать и спас «Израиля от руки Мадиамли». Когда видишь благоговейно и усердно трудящихся на гумне, подобно Гедеону, «иже млачаше пшеницу», тогда как бы слышишь кроткое и благодатное приветствие Ангела Господня: «Господь с вами, Господь с вами, сильные крепостию» ( Суд. 6:11–12,14 ). В-третьих, «се, земледелец ждет честного плода от земли, – говорит святой апостол Иаков, – долготерпя о нем, дóндеже приимет дождь ран и позден» ( Иак. 5:7 ). Ждет и с трепетным чувством думает: «Принесет ли плод то, на что я употребил столько трудов, пролил столько пота? Увижу ли полные колосья? Соберет ли их рука моя?» Церковь лучше всякого другого понимает те чувства, какими по временам волнуются сердца, мятутся души простых детей ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010