В голове же нет жизни, а только ее верхушка. Жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни. Епископ Феофан Затворник (107, 271-272), (115, 455). Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: " Какой властью Ты это делаешь? " (Мф. 21, 23). Поскольку иудеи не могли унизить Его чудес, то ставят Ему в вину Его поступок с тор-гующими в храме. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но с тем же смыслом: " Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? " (Ин. 2, 18). И Христос отвечал им: " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2, 19). И здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда видно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце Его служения. Смысл вопроса иудеев был такой: получил ли Ты учительскую кафедру, рукоположен ли во священника, что проявляешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но, не имея ничего сказать против Иисуса, иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, из-за чудес они не смели укорять Его в то самое время, когда Он изгнал торгующих из храма, но укорили Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, но Сам спрашивает их: " Крещение Иоанново с небес было, или от чсловеков? " (Лк. 20, 4). Но как это относится к делу, спросишь ты? Прямо. Если бы они сказали: " с небес " , Он отвечал бы им: " Почему же вы не поверили ему? " (Лк. 20, 5). Потому что если бы верили Иоанну, то и не спрашивали бы об этом, так как Иоанн говорил о Нем: у Него " Я недостоин развязать ремень обуви " (Лк. 3, 16). И еще: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1, 29). И также: " Приходящий свыше и есть выше всех " (Ин. 3, 31). И опять: " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое " (Мф. 3, 12). И если бы иудеи поверили Иоанну, то им нетрудно было бы понять, какой властью Христос делает это. Поскольку же иудеи лукаво отвечали Ему: " Не знаем " (Лк. 20, 7), то Христос не сказал им: " И Я не знаю " . Но что же? " И Я не скажу вам, какою властью это делаю " (Лк. 20, 8). Если бы они в самом деле не знали, надо было бы научить их. Но так как они поступали лукаво, и Христос справедливо ничего не отвечал им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от людей? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не ради него самого, но для народа. Для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа. Вот где источник всех зол для них! Святитель Иоанн Златоуст (116, 371-372).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

В эти дни мы слышим слово суда над миром, над нами: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Святой Предтеча говорит, что Бог отсечет от Себя избранный Им народ за его неверие и призовет других, чтобы обратить их к жизни веры. Мы видим, как подобное совершилось с русским православным народом, когда большинство его оказалось вне Церкви. И еще не такое увидим. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности Бог приходит на землю, чтобы отделить добро от зла: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Обличение Предтечи относится ко всем, приходящим на Иордан, и ко всем нам сказано каждое слово его. «Ибо открывается гнев Божий с неба, – говорит апостол Павел, – на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18). Не о явном только нечестии идет речь, но о всяком без исключения грехе. Бог посылает нам скорби земные, чтобы пробудить нас от сна и беспечности. Но пока мы не осознаем, что из каждого греха вырывается пламя вечного огня, мы не поймем, что нуждаемся в спасении. Однако мы погибаем, и эта гибель более страшная, чем все, что могут быть на земле. Над всеми нами тяготеет иная, ничем вовеки не устранимая угроза, более страшная, чем самые страшные беды, грядущие на землю. И сегодня Церковь говорит, что преждевременно слово о Божией любви, если вначале не развенчана ложь, будто совсем неплохо можно устроиться, и не расставаясь с грехом. Благодушие проповеди о любви не избавит людей от безразличия к истине, от холодности сердца и мечтательности. Пламя гнева Божия пылает вокруг нас, и гневом исполнено слово Предтечи. Как нам, грешным людям, понять этот гнев? Гнев человека не творит правды Божией, потому что к нему всегда почти примешивается наша плотская эгоистическая ревность. Однако Предтеча, оттого что он прошел через огонь покаяния, стал гласом Божиим.

http://pravoslavie.ru/143968.html

Ведь сила Бога при сошествии Духа Святого, осенив Деву, действовала с большей энергией, чем (сила) мужа. III. Петра Александрийского, епископа и мученика. О том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима I. Что большая милость Бога во всем благодарим Его, и что Он послал нам Духа Истины, ведя нас ко всякой истине. Вот поэтому-то установленный законом месяц признан у нас началом новых месяцев года: и древними писателями, (жившими) до пленения Иерусалима, и новыми (жившими) после пленения, было показано, что предел времени очень точен и очень убедителен, потому что в некоторых местах иногда можно очень точно определить новый урожай, а иногда раннее запаздывает и становится поздним (созревает позже). Так было в начале, перед установлением Пасхи, как написано: полба и пшеница не побиты были, потому что они были поздние ( Исх 9:32 ). Поэтому хорошо установлено законом от весеннего равноденствия: на какую неделю приходится 14-е число первого месяца, в ту и справляют Пасху, воздавая этому должные и необходимые для прославления хвалы. “Месяц сей, – говорит Он, – да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” ( Исх 12:2 ). Тогда солнце, в летнее время, посылает лучей больше и светлее; день прибавляется и увеличивается, а ночь сокращается и уменьшается; а новые семена, после прозябания, подвергаются очищению, и относят их на гумно. И не только это, но и все кусты дают побеги и покрываются цветами. А значит, вскоре (после этого) с них собирают один за другим урожаи разнообразных, каких только ни есть, плодов. В свое время обретают и гроздь виноградную, как говорит Законодатель: “И дни весенние – вестники лозы”. Когда Он послал осмотреть землю, Ему принесли на шестах (на палках) большую гроздь, и (плоды) от гранат и смокв. Тогда, как Он говорит, наш вечный Господь все свел к тому, что Он выбрал (или что Он перечислил): “Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле” ( Быт 1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ведь сила Бога при сошествии Духа Святого, осенив Деву, действовала с большей энергией, чем (сила) мужа. III. Петра Александрийского, епископа и мученика О том, что евреи правильно установили 14-е число первого лунного месяца до пленения Иерусалима I. Что большая милость Бога во всем благодарим Его, и что Он послал нам Духа Истины, ведя нас ко всякой истине. Вот поэтому-то установленный законом месяц признан у нас началом новых месяцев года: и древними писателями, (жившими) до пленения Иерусалима, и новыми (жившими) после пленения, было показано, что предел времени очень точен и очень убедителен, потому что в некоторых местах иногда можно очень точно определить новый урожай, а иногда раннее запаздывает и становится поздним (созревает позже). Так было в начале, перед установлением Пасхи, как написано: полба и пшеница не побиты были, потому что они были поздние (Исх 9:32). Поэтому хорошо установлено законом от весеннего равноденствия: на какую неделю приходится 14-е число первого месяца, в ту и справляют Пасху, воздавая этому должные и необходимые для прославления хвалы. “Месяц сей, — говорит Он, — да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года” (Исх 12:2). Тогда солнце, в летнее время, посылает лучей больше и светлее; день прибавляется и увеличивается, а ночь сокращается и уменьшается; а новые семена, после прозябания, подвергаются очищению, и относят их на гумно. И не только это, но и все кусты дают побеги и покрываются цветами. А значит, вскоре (после этого) с них собирают один за другим урожаи разнообразных, каких только ни есть, плодов. В свое время обретают и гроздь виноградную, как говорит Законодатель: “И дни весенние — вестники лозы”. Когда Он послал осмотреть землю, Ему принесли на шестах (на палках) большую гроздь, и (плоды) от гранат и смокв. Тогда, как Он говорит, наш вечный Господь все свел к тому, что Он выбрал (или что Он перечислил): “Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле” (Быт 1:11).

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Видя, какую строгую жизнь ведет Иоанн и какую силу имеет его слово, многие думали, не он ли Христос? Некоторые из учеников Иоанновых были даже в этом уверены. Но Иоанн со всею твёрдостью отверг эту народную молву и говорил всем: „я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень у обуви (т. е. быть последним Его слугою). Он будет крестить вас Духом Святым и огнем 14 . Лопата Его в руках Его, и Он очистить гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а содому сожжет огнем неугасимым“. § 12. Крещение Господа Иисуса Христа от Иоанна. (Мф. З, 13–17; Марк. 1, 9--11; Лук. 3, 21–22). (З1-й год по P. X., месяц Январь). Глас Господень над водами, Бог славы возгремел, Господь над водами многими ( Пс. 28, 3 ). Видели Тебя, Боже, воды: видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны ( Пс. 76, 17 ). Что с тобою, море, что ты побежало и (в тобою), Иордан, что ты обратился назад? ( Пс. 113 , б). Вместе с другими пришел к Иоанну и Господь Иисус Христос принять от него крещение. Хотя Иоанн был сродником Господа по плоти, но до сих (пор не знал Его. Однако же тотчас отличил Его от других людей и сказал Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» „Не удерживай Меня“, отвечал ему Иисус Христос: „так надлежит нам исполнить всякую правду» 15 . После сего Иоанн погрузил Его в водах Иордана. Другие при этом исповедовали грехи свои, а Иисус Христос , как безгрешный, тотчас вышел из воды и молился. Вдруг разверзлись небеса: Дух Божий сошел на Него в виде голубя 16 , и Бог Отец свидетельствовал о Нем: „Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение“. §13. Искушение Господа Иисуса Христа от дьявола в пустыне. (Мф. 4, 1–11; Лук. 4, 1–13). (31-й год по P. X, месяцы Январь-Февраль). После крещения, Дух Снятый повел Господа Иисуса Христа в пустыню. Здесь пробыл Он сорок суток в посте и молитве. Под конец этого времени Он ослабел телесно и почувствовал голод. Тогда приблизился к нему дьявол и стал искушать Его. „Если Ты Сын Божий“, сказал дьявол, „то повели, чтобы камни сии сделались хлебами». Господь отразил это искушение словом Божиим: „в Писании сказано, что не хлебом одним живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Внезапно исцеленная совесть откроет беззаконникам нестерпимую сияющую праведность Лика Божия и всех взирающих на них небесных жителей. Грешники будут не в силах вынести сияние этих ликов, но особо – Лика Господня. Горы, «падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле» ( Откр. 6:16 ), будут вопить они, тем самым подражая Адаму и Еве, чья совесть после грехопадения заставляла их искать место, дабы укрыться от лица Божия. Воскресение восстановит должную гармонию вневременного бытия, когда человек увидит себя не как бы через тусклое стекло ( 1Кор. 13:12 ), но во всей полноте своего внутреннего состояния. «Тогда праведники воссияют как солнце» ( Мф. 13:43 ). По милости своей и бесконечному человеколюбию Господь сотворил особое место, именуемое адом, где только личная совесть каждого будет судиею человека. Этим Господь облегчил вечные мучения грешников, так как их пребывание с праведниками в одном месте только усугубит муки нераскаявшихся. В сообществе с праведниками муки, доставляемые угрызениями совести, стали бы для грешников невыносимыми. Известно, сколь тягостно и болезненно переживает человек греховный присутствие рядом личности высокой нравственности и духовной чистоты. Что же будет, когда Господь «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ). Осознание личного несовершенства превратит посмертное бытие грешника в бездну неизъяснимых мук. Еще пророки Исаия и Даниил предсказывали грешникам вечность ожидающих их мучений после всеобщего воскресения в обновленном мире. Исаия говорил: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Ис. 66:24 ). Даниил высказывал убеждение, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Последний из ветхозаветных пророков – Иоанн Креститель, – возвещая народу Спасителя мира, пророчествовал о Нем как о будущем Судие и Мздовоздателе грешникам, которых он уподобил соломе и пшенице. Креститель Господа предрекал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Возражение 3. Тот огонь, который поглотит нечестивых, будет огнем ада, и он приготовлен для нечестивых от начала мира. Поэтому мы читаем: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу» ( Мф. 25:41 ), каковые слова в церковном толковании объясняются так: «со вчерашнего дня» означает: «от начала», а «Тафте» – «адская долина» (В рус. Библии вместо «со вчерашнего дня» – «давно»). А огонь конечного великого пожара не приготовлен от начала, но он образуется от соединения вместе всех мировых огней (огненных стихий). Следовательно, он не есть тот огонь, который поглотит нечестивых. Этому противоречит то, что мы имеем слова псалма, в которых сказано, что этот огонь великого пожара «перед Ним идет... и вокруг попаляет врагов Его» ( Пс. 96:3 ). И в пророчестве Даниила написано: «огненная река выходила и проходила перед Ним» ( Дан. 7:10 ), а в толковании на это место добавлено: «чтобы унести грешников в ад» (Ср. Иероним «На Дан.» ПЛ 25, 550). Эти слова пророчества относятся к тому огню, о котором мы сейчас говорим, что явствует из того же толкования на те же слова: «для того, чтобы наказать нечестивых и очистить праведных». Следовательно, огонь конечного мирового пожара будет брошен в ад вместе с нечестивыми грешниками. Отвечаю: Всецелое очищение мира и обновление его в целях очищения будет направлено к обновлению человека и, следовательно, очищение и обновление мира должно соответствовать очищению и обновлению человеческого рода, т.е. быть в какой-то аналогии к нему. Человеческий род будет очищен в одном смысле отделением нечестивых от праведных, поэтому сказано: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу (т.е. избранных) в житницу Свою, а солому (т.е. нечестивых) сожжет огнем неугасимым» ( Лк. 3:17 ). Поэтому и в очищении мира будет произведено то, что все безобразное и низкое будет брошено с нечестивыми в ад, а все прекрасное и благородное мира будет вознесено к славе избранных. Так это будет и с огнем великого пожара, как об этом говорит Василий в толковании на слова 28-го Псалма (7): «Глас Господень разделяет пламень огня» (в рус. Библ. вместо «разделяет» – «высекает»), ибо все то, что этот огонь содержит в себе от палящего жара и грубой материи будет отделено и пойдет в ад для мучения нечестивых, а все то, что в нем есть тонкого и легкого останется наверху к славе избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вот почему в числе приходивших к Иоанну, кроме простого народа, мы видим даже и знатных ученых, фарисеев и книжников иудейских, равно как высокомерных саддукеев. Но суровый и беспристрастный пустынник-пророк не отдавал никакого предпочтения этим сектантам перед простым народом и резко порицал их за заблуждения в своих обличительных речах. „Порождения ехиднины!“ говорил он этим ученым сектантам, когда они пришли к нему, чтобы послушать его проповеди. „Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не ду­майте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“. При этом он не оставлял без внимания также и всех тех, которые обращались к нему за советом и спрашивали, что им делать для своего спасения. Так богатым он указал на дела милосердия, мытарям дал совет – ничего не требовать с народа более им, воинам – никого не обижать, ни на кого не делать ложных доносов и довольствоваться вообще положенным им жалованьем. Приносившие плоды достойные покаяния принимали затем от Иоанна крещение „для оставления грехов». Иудейский народ, видевший су­ровую жизнь строгого проповедника, пораженный его проповедью и нелицеприятной деятельностью и уверенный в скором пришествии обетованного Мессии, почитал было Иоанна за Самого Христа. Но Предтеча Христов тотчас указал на неистинность такого предположения; строгий представитель ветхозаветной правды Божией не принял чести, которую ему ложно приписывали легкомысленные иудеи. „Я не Христос“, сказал он. „Я крещу вас водой, но идет сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». Так проповедью и крещением во имя Грядущего Иоанн Креститель приготовлял путь обетованному Мессии. Несправедливо смотрят многие ученые на Иоанново крещение только как на символ очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Все, однако ж, будущие мучения грешников представляются в Писании одинаково вечными и нескончаемыми. Еще пророки Исаия и Даниил предрекали грешникам вечность, ожидающих их после всеобщего воскресения, в обновленном мире, мучений, первый выразившись о них, что «червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ), а последний, что они от сна во прахе земли пробудятся на вечное поругание и посрамление, тогда как праведники восстанут для жизни вечной ( Дан.12:2 ). Это же, впоследствии, повторил св. Иоанн Предтеча, когда, указывая народу на Спасителя мира, так выразился о Нем, как будущем Судии и Мздовоздаятеле грешников, уподобленных им соломе, при уподоблении праведников пшенице: Ему же лопата в руце, и Его отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:12 ). Между тем, и Сам Иисус Христос с совершенной ясностью подтвердил Своим учением вечность, ожидающих грешников после суда, геенских мучений. Так, наставляя верующих в том, что, если кого-либо соблазняет какой-либо из членов, рука ли и нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому, или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а, также, двумя глазами быть вверженну в будущий огонь или геенну, этот огонь Он прямо назвал огнем вечным ( Мф.18:8 ), и огнем неугасимым ( Мк.9:43, 45 ), а о геенне несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или идеже червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:44, 46, 48 ), чем, понятно, отстранялась всякая мысль о прекратимости когда-либо, неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем, ожидающих грешников, геенских мучений. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот на суде приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным ( Мф.25:41 ), а, предуказывая, затем, на то, что отсюда произойдет для грешников, сравнительно, с праведниками, Он говорит: и идут сии (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010