1-е Св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Родом из Азии, братья. Отец был язычник, мать христианка. Овдовевши в молодости, воспитала детей в страхе Божием. Косма и Дамиан, научась врачебному искусству, помогали бедным, не принимая никакой платы, не ища ни богатства, ни славы, и труждались ради Бога и славы имени Его. Скончались мирно. По народному верованию, св. Косме и Дамиану молятся об успешном учении грамоте. Святого муч. Ерминингельда, царевича Готфского Ерминингельд, сын царя Леовигильда, державшегося арианской ереси, сделанный соправителем отца своего с назначением иметь своею резиденциею город Севилью, между тем как отец жил в городе Толедо, в 579 г. вступил в брак в Меце, во Франции, с Ингундою, дочерью царя Сигиберта, и был, при посредстве епископа Леандра, обращен супругою своею из арианства в православие. После междоусобной войны, возникшей между отцом и сыном, воспротивившимся требованиям отца, чтобы он возвратился в арианство, Ерминингельд, по малочисленности православных в Севилье, где он защищался против насильственных мер отца, и вследствие измены Римлян, был взят в плен и, по приказанию отца, обезглавлен в темнице в 586 г., в ночь на святую Пасху, с 13-го на 14-ое апреля. Перед кончиною своею Леовигильд, однакоже сознал свое страшное преступление, сознал и неправду арианского учения; тем не менее, был он столько малодушен, что не решился открыто признать свое заблуждение и ограничился тем, что, отложив свою ненависть к епископу Леандру, поручил ему внушить правую веру меньшему своему сыну Рехадеру, которого назначил тогда наследником своего престола. Рехадер же впоследствии послужил блаженным орудием обращения всех своих подданных из арианства в православие. Святых мучч. Тимофея и Мавры Святых мучч. Тимофея и Мавры (см. 3-го мая). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Ноябрь. – 414, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что сказать о том, что многие из этих храмов, воздвигнутых с позолоченными куполами и возвышающимися фронтонами, покрывают, как свидетельствуют сочинения писателей, прах и кости и служат местами погребения умерших? Не ясно ли и не очевидно ли, что или вы вместо бессмертных богов чтите умерших, или наносится неизгладимое оскорбление богам, святилища и храмы которых устроены на могилах умерших? Антиох 687 в девятой книге «Истории» упоминает, что в Афинах в храме Минервы был предан земле Кекроп, далее, в ее же храме, находящемся в акрополе Лариссы, похоронен, как пишут и передают, Акрисий 688 , в храме Полиады – Эрихтоний 689 , в Элевсинской ограде, вблизи города – братья Дайра (Dairas) и Иммарад (Immaradus) 690 . Что сказать о дочерях Келея 691 ? Не погребены ли они, как утверждают, в храме Элевсинской Цереры? Не [погребены ли] в святилище Дианы, устроенном при храме Аполлона Делосского, Гипероха и Лаодика, прибывшие туда, как указывают, из Гиперборейской страны 692 ? Леандрий 693 говорит, что Клеох (Cleochum) 694 получил последние почести в Милетском храме Аполлона Дидимского 695 . Зенон Миндийский 696 объявляет и говорит, что в святилище Дианы при Магнезии находится надгробный памятник Левкофрины 697 . Не свидетельствуют ли произведения писателей единогласно, что под жертвенником Аполлона, который можно видеть в городе Телмессе, похоронен прорицатель Телмесс? Птолемей, сын Агезарха 698 , в первой книге о Филопаторе сообщает на основании документов, что царь Кинира 699 вместе со своим семейством и даже со всем потомством похоронен в Пафе 700 , в храме Венеры. Было бы делом бесконечным и чрезмерным описывать, в каких храмах на всей земле и кто находится, и нет нужды в точном исследовании – хотя Египет установил наказание для того, кто огласил бы, где похоронен Апис 701 , – под какими храмами находятся [указываемые] Варроном кладбища и какие тяжелые массы нагромождены на них. Но к чему говорить об этих мелочах? Кто из людей не знает, что в Капитолии господствующего народа находится могила Ола Вулкентана 702 ? Кто, говорю, не знает, что из самых оснований его была вынута голова человека в не очень давнее время или одна, без прочих частей, как сообщают некоторые, или со всеми членами, и была погребена? Если вы потребуете подтверждения этого посредством свидетельств писателей, то Саммоник 703 , Граний 704 , Валериан 705 и Фабий 706 могут указать вам, чей сын был Авл (Aulus) 707 , из какого он рода и племени, почему рукой раба (cur manu servuli) он был лишен жизни и света и чем он провинился перед своими согражданами, что ему было отказано в погребении в отеческой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Е.С. Марей Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях Правовая культура Толедского королевства VII в. развивалась под пером наиболее образованной части населения – духовенства. Именно священнослужители взяли на себя роль хранителей античного культурного наследия. Одним из выдающихся правоведов королевства был Исидор Севильский (ок. 560–636), о котором пойдет речь в настоящей главе. Несомненно, он был одной из самых ярких личностей в истории не только Испании, но и всей Европы. Его сочинения, посвященные разнообразным вопросам, оказали значительное влияние на формирование средневековой культуры. Прежде чем рассматривать место права в творчестве Исидора и особенности его представлений об этой области знания, следует изучить источники его юридических познаний, т.е. где и чему он учился, в какой степени и из каких источников был знаком с культурой классической древности в целом. Лишь после этого сосредоточиться на том, какие римские юридические источники были ему доступны. Но так как Исидор не был исключительно правоведом, необходимо проанализировать также и то, какие именно сферы римского права его интересовали и как интерпретировались в его основных произведениях. 1. Право в образовании Исидора Севильского Несмотря на значимость фигуры Исидора, исторических свидетельств о его жизни почти нет. Современники восхищались его талантом и красноречием, но подробных сведений о его биографии нам не оставили. Их рассказы об Исидоре сводятся, по большому счету, к перечню его трудов. Это относится и к Renotatio librorum divi Isidori, составленном его другом и учеником Браулионом Сарагосским (631–651), 225 и к главе из «Книги о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского (657–669). 226 Некоторые факты биографии Исидора отражены в его переписке с Браулионом и в главе его «Книги о знаменитых мужах», посвященной его брату Леандру. И все же, интерес к Исидору во все времена был столь велик, что уже начиная с XIII века монахи-эрудиты старались заполнить белые пятна его биографии, и личность севильского епископа стала обрастать легендами.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Наиболее подробное его житие принадлежит перу Луки Туйского, который родился в конце XII века в Испании, предположительно в Леоне. В 1236 г. он был рукоположен в дьяконы в соборе Святого Исидора, а три года спустя стал епископом Туйской епархии (Галисия). Лука оставил нам «Мировую хронику от основания мира до 1236 г.», «Житие святого Исидора» и «Историю переноса тела святого Исидора». 227 Автор возводил род Исидора к королю готов Теодориху, и, хотя этот миф ни на чем не основан, он надолго закрепился в исторической литературе. Несмотря на то, что сочинение Луки Туйского изобилует легендами и топосами, оно остается одним из основных источников знаний о жизни писателя, в особенности о его юности. Кроме того, в нашем распоряжении имеется еще одно житие Исидора, написанное монахом Родриго Серратенским (Rodericus Cerratensis) приблизительно в 1260 г. Оно является частью большего произведения Vitas Sanctorum, посвященного жизни и творчеству выдающихся епископов Толедского королевства. 228 Это житие значительно менее информативно, чем предыдущее (тем более, что оно целиком основано на произведении Луки Туйского). Тем не менее, биография Исидора Севильского реконструирована достаточно хорошо. 229 В настоящем разделе я сконцентрирую внимание на его образовании, в первую очередь, на знании античной юридической традиции. Сначала попытаемся определить, где и у кого учился Исидор, а потом – его учебную программу и круг его чтения. Известно, что семья Исидора происходила из испанской провинции Картахены. У Исидора, родившегося ок. 560 г., был старший брат Леандр, будущий епископ Севильи, 230 старшая сестра Флорентина, впоследствии аббатиса, и еще один брат Фульгенций. Их отца звали Северианом, 231 следовательно, семья была испано-римской, ведь вестготы арианского периода редко принимали римские имена. 232 После завоевания византийцами Картахены в 554 г., семья Исидора эмигрировала в Севилью (или была туда сослана). 233 Нам трудно судить о богатстве Севериана и том положении, которое он занимал в обществе, так как мы не располагаем никакими надежными свидетельствами. Однако литературный стиль Леандра, его грамотность, аллюзии на античных авторов в его «Поучении сестры» свидетельствуют о том, что Северин имел возможность дать своему старшему сыну прекрасное образование. 234

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

628 McKenna S. Paganism and Pagan Survivals in Spain up tj the Fall of the Visigothic Kingdom – Wash., 1938. 629 Brehaut E. An Encyclopedist of the Dark Age. Isidore of Seville. – N. Y.: Columbia University, 1912. – C. 81–86. 630 Источники биографических сведений об Исидоре у его современников – это: 1. Продолжение исидоровских «О сиятельных мужах», написанное епископом Идельфонсо Толедским (Migne J.-P. Patrologiae cursus completus… Series secunda [Latina]/Accurante J.-P. Migne. – Paris: Garnier, 1850. – T. LXXXII, col. 68 (Далее – P.L.)); 2. «Введение к книгам Исидора» епископа Браулона Сарагосского (P.L., LXXXII , col. 65; 3. Описание смерти Исидора, составленное клириком Редемптом (P.L., LXXXII, col 68); 4. Письма Исидора (P.L., LXXXII, col 893); 5. «Regula» Леандра (P.L., LXXII, col 892). 632 P.L., LXXXII, col. 68. Менее полный список работ Исидора есть у Браулона во «Введении к книгам Исидора» (P.L., LXXXII, col. 65). 634 Генгель К., Бенсон У. История и философия христианского образования. – СПб.: «Библия для всех», 2002. – С. 47–54, 92–96. 636 Lejay P. Martianus Capella//Catholic Encyclopedia (http://www.newadvent.org/cathem/09723a.htm). – 2003. 637 Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – начало VII века). – М.: Наука, 1989. – С. 131. 638 Маковельский А.О. Софисты. – Баку: Изд. НКП АзССР, 1940. – С. 23, 28. Античные теории языка и стиля (антология текстов). – СПб.: Алетейя, 1996. – С. 16–23. 642 Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. До н. э. – 220 г. н. э. – СПб.: Алетейя; Изд. О. Абышко, 2002. – С.281–284. 644 Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. – СПб.: Изд. РХГИ, 2002. – С. 66–72, 272–276, 339–347. 647 Waerden B. L. van der. Die Postulate und Konstruktionen in der Fruhgriechischen Geometrie//AHES 18 (1978) – 354ff. 661 Schmidt C. Questiones de musicis scriptoribus Romanis, imprimis de Cassidoro et Isidoro. – Darmstadt, 1899. 665 Подробнее о геоцентрических моделях мира от Пифагора до Птолемея см. прмеч. к кн. III, гл 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Байрон, впрочем, действительно скор на руку. «Я всегда был вспыльчив» (I was always violent). Однажды в Болонье (1819) едва не убил капитана папской гвардии за невыгодно купленную лошадь. «Это происходило после обеда, а пищеварение у меня трудное, и я не люблю, чтоб в это время меня расстраивали». Добрые люди пугали им детей, как букою. Рассказывали страшные сказки о ночных вакханалиях в родовом замке Байронов, старом Ньюстэдском аббатстве, где этот «безбожник и развратник», окруженный блудницами, пил вино из мертвого черепа и церковной утвари — что-то вроде «черной мессы». После развода его с женою распространился нелепый слух о кровосмешении Байрона со сводной сестрой его, Августою Ли, — и все поверили или почти поверили. По выходе в свет «Каина», один проповедник доказывал с церковной кафедры, что Байрон — «существо противоестественное, не человек, а диавол, холодный и бесчувственный». Во всем этом, конечно, много лжи, английского cant " a, ханжества и лицемерия, но есть и правда. Еще в Гарроуской школе пугало в Байроне умного и доброго наставника Джозефа Друри то, что называл он «избытком жизненных сил» (animal spirits). У него тяжелая наследственность. Дед его по матери — самоубийца; отец — почти убийца (его судили за поединок, похожий на убийство); мать — почти полоумная. Он чувствовал в крови своей это наследие и не умел с ним справиться. Таков «избыток жизненных сил», что под напором их все нравственные задержки, узы долга рвутся, как гнилые нитки. Он не знает, куда девать силы. Пьет целые ночи напролет не только шампанское, но и простую водку, а днем боксирует с каким-то молодцом Джексоном, и так — в течение целого месяца, «чувствуя себя прекрасно» (1814). Сначала в Ньюстэде, а потом в палаццо Мочениго, в Венеции (1818), окружен гаремом и ведет такую жизнь, что добродетельный Шелли ужасается. Жил юноша в Британии когда-то, Который добродетель мало чтил; Он дни свои влачил в сетях разврата… — таково первое знакомство наше с Ч. Гарольдом — Байроном. Не знает меры ни в чем. Однажды объелся фаршированной свинины, так что едва не умер от несварения желудка. Любит купаться; переплыл Геллеспонт от Сеста до Абидоса, в память Геро и Леандра; сделав 4 морских мили и пробыв в воде 1 ч. 10 м., весь окоченел. В другой раз, в Виареджио, плавал в море под жгучим полуденным солнцем так долго, что «кожа на всем теле образовала сплошной пузырь и потом слезла»; заболел и уже до конца жизни не мог оправиться как следует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Главная забота насельников была занять Каллиполь и укрепить его, исправивши стены и башни. Начальство (δμος) города, при занятии, успело, однако же, бежать на суда. Видно как бы из этого, что Турки сделали свою переправу не прямо перед Каллиполем, и подошли к нему уже сухим путём. Иначе перевозные суда турецкие не позволили бы спастись горожанам морем. По одному турецкому историку 16 , переправа происходила на плотах от Ференчука к Зебеник-Хисару, где завоеватели и высадились. Это значило бы, что ей послужила и без того историческая местность древних городов: Систа и Авида(Абидоса), не в меру прославленная именами Леандра и Геры и воспетая Байроном. Другой турецкий историк (приводимый Раичем) напротив утверждает, что победоносные соотечественники его подплыли в кожаных лодках к самому Каллиполю, который взяли следующим, достойным азиатской фантазии, образом. Часть их, забравшись в один из загородных садов, жарила там на вертелах четырёх пойманных каллипольцев. На ужасное зрелище это высыпало из города всё мужское население. Турки воспользовались этим и овладели опустевшим городом. Жители, разумеется, разбежались от страха. Турки выставили на стенах городских всех обывательских младенцев, грозя зарезать их, если отцы их не возвратятся каждый к своему дому, и прочие басни. Но – довольно о Каллиполе, каким он был и оглашал себя за 500 лет перед сим. В наше время уже, конечно, не случится с ним того, чтобы не осталось в нём никого, кроме женщин или младенцев. Жарить людей с целью сделать из этого приятное зрелище для их сограждан, в наше время едва ли найдёт, достойным своего пера, вымыслом самый плохой писатель. Кожаные лодки тоже вряд ли увидит кто теперь на Эллиспонте. Главнокомандующих, распоряжающихся с моря сухопутною осадою, может быть, кто ещё и встретит на земле. А ругающихся командиров в очень недавнее ещё время мы сами могли слышать; и именно тут же в пристани Каллиполя, когда наша «Мегера» чуть не села на мель, только в выражениях, далеко превосходящих Спинолины своею славянскою типичностью...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Среди западных христианских писателей «классического периода» святоотеческой письменности (простирающегося примерно до начала VIII века) св. Григорий, завершающий этот период, был одним из самых плодовитых. Его, конечно, нельзя сравнивать по многогранности и яркости литературного таланта, например, с блж. Августином, но со св. Амвросием Медиоланским он вполне сравним. Среди творений св. Григория на первое место, по значимости и по хронологии, следует поставить «Изъяснение Книги Иова» (или «Моралии на Иова»). Это сочинение посвящено уже упоминавшемуся епископу Леандру Севильскому и представляет собой запись бесед, которые вел св. Григорий среди кружка своих друзей, будучи апокрисиарием в Константинополе 425 . Позднее, уже вернувшись в Рим и став папой, он отредактировал их и выпустил в свет. Сам св. Григорий в предисловии говорит, что братия просили его объяснить глубокие тайны, содержащиеся в «Книге Иова», не только путем аллегорического толкования буквы этой книги (non solum verba historiaeperallegoriam sensus excuterum), но и нравственный смысл иносказаний ее (sed allegoriarum sensus sensus protinus in exercitium moralitatis inclinarem)-, поэтому он иногда употребляет буквальное толкование, иногда – «анагогическое» (percontemplationis ascensum), а порой – «тропологическое» (per moralitatis instrumentum). Буквальный смысл признается святителем в качестве своего рода фундамента изъяснения (ргитит quidem fundamenta historiae ponianus); на этом основании, посредством «типологического» (прообразовательного) толкования, возводится «строение ума» как оплот веры (per significationem typicam in arcem fideifabricam mentis erigmus), а затем этот оплот украшается росписями нравственного христианского учения (quasi superducto aedificium colore vestimus). Впрочем, св. Григорий отмечает, что буквальное толкование не всегда приложимо к этой ветхозаветной книге, а, кроме того, некоторые ясные места ее и вовсе не требуют объяснения 426 . В этих методических установках святителя прослеживается, на наш взгляд, одна важная черта его экзегезы: иносказание («аллегория») здесь почти отождествляется с «типологией», а следовательно, разъяснение христологического смысла «Книги Иова» поставляется в качестве наиважнейшей задачи толкователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Наконец, меня ввели в патриарший кабинет. Его Блаженство патриарх Неофит был один. По внешним отличиям патриарха узнать было нельзя, так как все высшие греческие священноначальники – патриархи и епископы – во внебогослужебное время, за исключением, конечно, парадных случаев, не надевают на себя архиерейской панагии и носят одинаковые со всем низшим духовенством, белым и монашествующим, черную одежду и черные креповые камилавки (черные камилавки на Востоке принадлежность даже диаконов немонашествующих). Я подошел под благословение патриарха. Благословляя, он милостиво спросил меня по-русски: «Как тебе имя? Иеромонах ты или священник?». Я почтительно ответил на вопросы патриарха. Далее он спросил: «Умеешь ли ты говорить по-гречески или по-болгарски?». Я отвечал, что ни на том, ни на другом языке говорить не умею. В это время подошел к нему какой-то светский грек, и патриарх, промолвив: «с Богом», отпустил меня. В настоящее время (с 25 октября 1894 г.) патриарх Неофит находится уже в отставке и живет на острове Антигоне. Из патриархии я возвратился в Ильинское подворье, а оттуда отправился на русский пароход «Одесса», так как уже приближалось время нашего отхода из Константинополя в дальнейший путь. Вскоре после меня возвратились на пароход и мои спутники, которые в то время, как я был в патриархии, смотрели на церемонию выезда султана в мечеть. В четыре с половиной часа вечера мы отплыли из Константинополя. Пройдя с правой стороны Золотой Рог и Серальский мыс, а с левой небольшой остров на Босфоре, все время пребывания нашего в Константинополе бывший у нас на глазах, с построенной на нем невысокой башней, известной под названием Леандра, мы вступили в пределы Мраморного моря. Мраморное море Мраморное море одно из деятельнейших и оживленнейших в мире; то и дело попадаются здесь навстречу парусные суда и различные турецкие, греческие, английские, французские, австрийские и другие иностранные пароходы, поддерживающие сообщение между Константинополем, Галиполи, Дарданеллами, Смирной, Салониками, Пиреем и другими дальними морскими портами. Не будучи широким, Мраморное море – в этом его главная прелесть – не скрывает от глаз путешественника своих берегов и островов и не дарит его однообразием морской пустыни. Все время плавания по морю вдали видны то азиатский, то европейский берег. Так, тотчас же по вступлении в море из Босфора, справа, на европейском берегу, обрисовываются здания и мечети константинопольского предместья Сан-Стефано, памятного для России договором с Турцией после войны 1877 – 1878 годов, а слева в голубой дали видны Принцевы острова. В шестидесяти милях от Босфора поднимается из воды живописный по своей дикости скалистый Мраморный остров, известный каменоломнями; далее открывается Галиполи с его мечетями, маяком и невзрачными домами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Фома Каэтан. Неизв. художник. Нач. XVII в. (Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия) Основными источниками сведений о событиях жизни К. являются его собственные краткие автобиографические замечания, встречающиеся в различных сочинениях; офиц. переписка и др. документы, сохранившиеся в архивах ордена доминиканцев, архивах Ватикана и др. архивных собраниях и б-ках (часть этих документов до наст. времени остается неопубликованной); биографические очерки, созданные лицами, непосредственно знавшими К. и общавшимися с ним. Мн. документы и рукописи из личного архива К. после его смерти хранились в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва и впосл. были утрачены в результате пожара. Существуют 3 ранние биографии К., к-рые значительно отличаются друг от друга с т. зр. подробности и достоверности сообщаемых в них сведений; они были собраны и опубликованы М. Я. Лораном ( Laurent. Les premières biographies. 1934/1935). 1-я и наиболее краткая из них составлена историком-доминиканцем Леандро Альберти (1479-1552) и включена в состав его соч. «О знаменитых мужах ордена проповедников» (De Viris illustribus ordinis Praedicatorum, 1517; текст см.: Laurent. Les premières biographies. 1934/1935. P. 446-448). Автором 2-й биографии является доминиканец Бартоломео Спина (ок. 1475-1546), составивший в 1518 г. предисловие к изданию «Комментария» К. ко 2-й части 2-й кн. «Суммы теологии» Фомы Аквинского и включивший в это предисловие описание жизненного пути и ученых заслуг К., выдержанное в духе панегирика (текст см.: Ibid. P. 449-454;=VitaSp.). Наиболее важной и полной является 3-я биография в форме пространной речи (oratio), составленная Джованни Баттистой Флавио (1482-1544), который с 1518 г. и до смерти К. исполнял обязанности его личного секретаря (текст см.: Ibid. P. 456-490;=VitaFlav.). Созданное Флавио жизнеописание отличается высокой фактической достоверностью, содержит ряд неизвестных из др. источников сведений о поздних годах жизни К. и ценных наблюдений, касающихся его взаимоотношений с современниками (подробнее см.: Kalkoff. 1912). Впервые эта биография была опубликована вскоре после смерти К. в качестве приложения к изданию его «Комментария» на Книгу Иова; в том же издании была помещена краткая биография-панегирик в стихотворной форме (carmen), также созданная Флавио (Oratio et carmen de vita... Thomae de Vio Caietani// Thomae de Vio Caietani, Cardinalis Sancti Xisti, In librum Iob Commentarii. R., 1535). Восстановление хронологии жизни К. значительно облегчает его привычка помещать в конце почти каждого сочинения указание на свое местонахождение и дату завершения работы.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010