Таким образом, после удачного разрешения внешне- и внутрипо-литических проблем в конце 580-х гг., визиготская империя могла переходить к планомерному государственному строительству и об-разованию. Исидор Севильский как раз и оказался тем человеком, который выполнил обе эти задачи так талантливо, как это было воз-можно в его время. Эписодий 2. Жизнь Исидора Севильского Исидор родился около 560 года в Новом Карфагене 630 . Его отца звали Северианом, а мать – Теодорой. Они, судя по именам, принадлежали к испано-римскому роду и были очень благочестивые христиане. Род был знатный, судя по тому, что все три брата стали епископами. Кроме того, один сомнительный источник называет Севериана императорским префектом, а легенда связывает его род с визиготскими королями. В силу благочестия родителей и старший брат Исидора, Леандр, и младший, Фульгенций, и старшая сестра Флорентина приняли постриг, занимали крупные церковные должности и были в разное время канонизированы Католической церковью. Леандр был непосредственным предшественником Исидора на архиепископском престоле в Гиспале (Севилье), Фульгенций был епископом Астигиса (Эсихи), а Флорентина управляла более чем 40 женскими монастырями в этой же епархии. По-латыни его принято называть Sanctus Isidorus Hispalensis epi- scopus, на современных языках – St. Isidore of Seville, Isidor von Sevilla, San Isidoro de Sevilla, Исидор Севильский . Свое образование он получил в Кафедральной школе в Гиспале, кстати, единственной в стране. Кафедральные школы были непо-средственными предшественниками европейских университетов.? Преподавание здесь вел кружок весьма образованных людей, среди которых был и Леандр, взявший на себя заботу о младших братьях после ранней смерти родителей. Об этом можно судить по замечанию самого Исидора в письме дуксу Клавдию, в котором он называет Леандра «нашим учителем» 631 . В курс обучения входили свободные искусства. Как говорят, поначалу Исидор был неважным учеником. Согласно поздней легенде, он был знатоком греческого и еврейского языков, но это ошибка, о чем будет сказано ниже. Сомнительно также, чтобы он хорошо знал готский язык, во всяком случае, в его время по-готски уже не говорили. Правда, Ф. Аревало насчитал во всех его сочинениях 1640 испанских слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Лука Туйский сообщает, что после смерти родителей заботу о воспитании Исидора на себя взял Леандр, который не жалел для брата розог. 235 Других конкретных свидетельств о школьных годах Исидора у нас нет. Тем не менее, известно о существовании монастырских и церковных школ (domus ecdesiae), где готовили священнослужителей. Основателем и наставником церковной школы в Севилье был Леандр. 236 Что именно изучал Исидор? В том, что он прекрасно знал Библию , нет никаких сомнений: столь часто цитаты из нее встречаются в его произведениях. Но и постановления церковных соборов он изучал не менее усердно. Копии некоторых из них хранились в его библиотеке в Севилье, об этом нам известно из свидетельств современников. Так, ученик и друг Исидора, Браулион Сарагосский, просил того прислать ему протокол заседания того провинциального собора провинции Бетика, предположительно в Севилье в 624 г. 237 или в 625 г., 238 на котором Исидор обличил некоего Синтария. Соборные каноны регламентировали жизнь священников, устанавливали церковную иерархию и основные правила ведения церковной службы. Епископу было особенно необходимо знать постановления соборов для того, чтобы квалифицированно исполнять свои судебные функции, ведь только ему принадлежало право разбирать тяжбы между клириками своего диоцеза и карать провинившихся. 239 Никакой информации о других дисциплинах, изучаемых в domus ecclesiae, в каноне не содержится. Тем не менее, на основе биографий священнослужителей Толедского королевства можно сделать определенные выводы об уровне их образованности. Так, епископ Толедо Евгений I учился в монастыре у Эдладия, 240 но при этом хорошо знал астрономию и даже преуспел в этой науке. 241 Епископ Мериды Реноват, преемник Масоны Меридского, по сообщению его биографа, прекрасно знал не только Священное Писание , но и светские дисциплины. 242 Любимый ученик Исидора Браулион в предисловии к составленному им же «Житию святого Эмилиана» писал, что изучал светские науки, хотя и частично. 243 Это подтверждают, например, и частые цитаты из произведений античных поэтов, приводимых в его письмах. Другой ученик Исидора, король Сисебут, в созданном им «Житии святого Дезидерия» описывает, что в положенном возрасте Дезидерий был отдан учиться в школу грамматика (ad studia litterarum). 244 Затем он принялся за изучение Священного Писания и весьма преуспел. 245

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Если с крестным знамением соединяется сила Божия великая, то что удивительного, если с видами хлеба и вина соединяется преискренне, претворяя их в Тело и Кровь Свою, Господь Иисус Христос? Испытываем то, испытываем и это – осязаем внутренностями нашими. Дивна дела Твоя, Господи! Неверие сердца всегда оказывается ложным, и прежде всего в том, что возмущает, помрачает и стесняет мучительным образом душу и тело, и потом – при надлежащем благонамеренном размышлении. Вера сердца всегда истинна: во-первых, тем, что оживляет, покоит чрез прощение грехов; во-вторых – по размышлении, хотя бы то самом поверхностном. Казалось бы, невелик грех – неверие сердца или усумнение, но если рассмотреть ближе, то выходит, что оно и очень важный грех . Неверие есть упорство сердца признать за действительную очевидную истину и отвержение всемогущей державы 53 Божией, которую неверное сердце ограничивает. Не остановленное в самом начале, неверие может разлиться на весь круг истин веры и заразить всю сферу человеческого познания. Смотря на комнатные цветы летом, я удивляюсь, как они без всякого постороннего деятеля образуются так прекрасно, великолепно и роскошно, и думаю: ведь прозябание всех растений возможно под одним условием – под условием везде присущего Божия Промысла. Сам Господь говорит, что цветы ежегодно Бог одевает так прекрасно и роскошно, как и Соломон не одевался во всей славе своей. Так Господь мой смотрит за моими цветочками, блюдет законы их образования и возрастания. С любовию целую вас, цветочки, дела рук невидимого Бога моего, невидимо вас возращающего и хранящего. Но из чего эти прекрасные цветочки? Из грубой земли и воды – вся честь Художнику, Его силе и премудрости, потому что из грубого вещества творит такие дивные вещи, которыми все восхищаются. Теперь обрати внимание на себя: ты – прекрасный цвет – также из грубой земли; ты – земля и пепел; и что ты такой прекрасный по душе и по телу, за это честь Художнику твоему – Богу, Его бесконечной премудрости и силе. Ставь себя чаще на очную ставку с цветком, сравнивай себя с ним и воздавай славу Премудрому Творцу, Который из одной и той же земли сотворил и тебя и цветы в горшках твоих. О леандры! Леандры! Как вы прекрасны! О Творец! Творец! О Верховный Художник всех вещей! Сколь Ты должен быть прекрасен! Но где Ты? Я не вижу Тебя лицем к лицу, а вижу только Тебя в делах Твоих, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно [ 1Кор. 13,12 ], да ощущаю ежедневно благость Твою в сердце моем. Дай нам узреть неизреченную доброту лица Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот как всегда должно побуждать противника, чтобы он пришел выслушать свидетелей. А поскольку этого не было сделано, необходимо, чтобы то, что было совершено вопреки законам, не имело бы силы. Каких свидетелей и какого образа мыслей нужно допускать свидетельствовать, описано во многих законах, которые известны почти каждому; они постановляют и то, что свидетелям низкого происхождения не следует верить, не подвергнув их телесному наказанию. А относительно того, что они говорят, будто бы не нужно выносить письменное решение, следует прочесть титул XLIIII седьмой книги, конституцию III, что приговор нужно выносить письменно 127 ; ведь там среди прочего предусмотрено, что приговор, который был оглашен, но не записан, не заслуживает даже имени приговора. 1 Перевод выполнен по изданию: S. Gregorii Magni Registrum epistolarum/Ed. Dag Norberg. T.1–2. Turnholti: Brepols, 1982 Corpus Christianorum. Ser.Latina. Vol.190A). Некоторые письма, непосредавенно касающиеся Испании, в этом издании отсутавуют; они переведены по изданию: Gregorii I рарае Registrum epistolarum//MGH: Epist.T.1–2. Berolini, 1891–1899. Нумерация приводится no изданию 1982 г.; в случае разночтений в скобках приводится нумерация по немецкому изданию 1891–1899 гг. 2 См.: Batiffol P. Saint Gregoire te Grand. Paris, 1931. P.14–16; Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004. P.21–25. 3 См.: Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец–начало VII века). M. 2010. С.178–179; Markus R.A. Gregorio Magno е il suo mondo. Milano, 2001. P.41–42. 4 Герменегильд, сын вестготского короля Леовигильда (568–586), поднял мятеж против отца (вероятно, no наущению своей матери, королевы Госвинты), позднее, для того чтобы заручиться поддержкой ортодоксальных христиан южных районов Испании, он под влиянием своей супруги (ортодоксальной христианки франкской принцессы Ингунды),а также Леандра, епископа Севильи, и аббата Евлогия Сервитанского отказалсяотарианства и принял ортодоксальноехристианство.См.,например: OlaizolaJ.L. Hermenegildo, principe у märtir. La convesion de los visigodos al catolicismo. Madrid: Palabra, 2010. Об участии Леандра cm.: Castellanos 5. Los godos y la cruz. Recaredo y la unidad de Spania. Madrid, 2007. P.124–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

К сожалению, Эдикт дошел в виде палимпсеста, и только в одном экземпляре, 901 поэтому текст сохранился плохо. Так, интересующий нас закон о деве, посвятившей себя Богу, можно читать по-разному. Этот фрагмент помещен в титул о наследовании. Во фразе отсутствует одно слово, которое, как кажется, является ключевым для понимания. К. Цеймер дает следующую реконструкцию: «Относительно же девы, посвятившей себя аскезе, которая будет хранить чистоту, мы предписываем, чтобы она оставалась во власти родителей». 902 А. д’Орс предлагает читать по-другому: «Относительно же девы, посвятившей себя аскезе, которая будет хранить чистоту по воле родителей, мы предписываем, чтобы она сохранила этот образ жизни». 903 Конъектура К. Цеймера кажется мне грамматически более правильной, так как в версии А. д’ Opea глагол регтапеге (оставаться) оказывается ни с чем не связанным. К тому же, такое чтение более уместно в контексте титула о наследовании: следующая норма предписывает этой деве получить после смерти родителей равную с братьями долю во всем имуществе. Характерно, что при любом чтении девушка оказывается лицом неполноправным: она или остается под властью отца, или становится монахиней по его воле. Представления о женщине как о существе слабом и подчиненном нашли подтверждение и в христианстве. 904 Вероятно, в них кроется причина появления на территории Толедского королевства женских обителей, хозяйственная жизнь которых находилась в ведении монахов из ближайшего мужского монастыря. В то же время отцы собора в Севилье установили строгие правила поведения для таких послушников. Так, монаху запрещалось беседовать с монахиней и даже с аббатиссой с глазу на глаз. 905 В частности, эта норма возникла под влиянием «Книги о презрении к миру» Леандра Севильского. 906 Женщины, желавшие посвятить себя Богу, находились и ранее. Примером может служить Флорентина, сестра Исидора и Леандра. Но этот канон является, пожалуй, первым свидетельством существования в королевстве женских монастырей, т.е. религиозных общин с едиными правилами поведения и общим хозяйством. Оба рассмотренных канона свидетельствуют о росте монашеского движения в Толедском королевстве. 1.5. Каноны о христианской вере

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Рекаред в своем исповедании веры о Святом Духе писал следующее: «Относительно Святого Духа нам должно исповедовать и провозглашать, что Он исходит от Отца и Сына, и с Отцем и Сыном единосущен» 1118 . Епископы же готские, согласно с Рекаредом, свою веру в Духа Святого выразили в следующей формуле: «всякий, кто не верует или не будет веровать, что Дух Святый от Отца и Сына исходит, и не будет говорить, что Он совечен и единосущен Отцу и Сыну, да будет анафема» 1119 . Против того и другого вероизложения о Св. Духе православные испанские епископы ничего не возражали и выразили на него без всякого обсуждения свое полное и безусловное согласие, как будто бы в нем содержалась общеизвестная и общепринятая истина, не требовавшая никаких особенных и нарочитых рассуждений. Как объяснить это? Дело здесь не могло зависеть от одной простой случайности, а должно полагать, что православные епископы наперед были подготовлены и предрасположены к вышеозначенной формуле о Святом Духе, как такой формуле, в которой ариане готовы были согласиться с православными в учении о Духе, и которая, как им могло представляться и казаться, не только не заключала в себе ничего противоречащего единосущию божеских лиц, а напротив, могла служить самым лучшим и осязательным его засвидетельствованием. Должно думать также, что и король Рекаред не случайно избрал означенную формулу для исповедания веры в Духа Святого. Сделал он это, конечно наперед убедившись в том, что его сторонники по арианству более всего готовы были согласиться на эту формулу, а также наперед заручившись согласием на ее одобрение и со стороны православных епископов. А кто в сем случае мог быть живым и деятельным посредником, при взаимном соглашении и уступчивости двух ищущих между собой примирения и союза сторон, это угадать не трудно, если принять во внимание то обстоятельство, что по свидетельству сохранившихся от древности сказаний, Исидор севильский , будучи родным братом епископа севильского Леандра, которому отцом Рекареда, по свидетельству Григория великого , было поручено наставление в вере его сына 1120 , сам всегда имел доступ к Рекареду, и настолько в его просветительном наставлении и руководствовании помогал своему брату, что Рекаред был признаваем учеником по христианской вере одинаково как Леандра, так и Исидора 1121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Концерт. 1592 г. Худож. Леандро Бассано (Галерея Уффици, Флоренция) Концерт. 1592 г. Худож. Леандро Бассано (Галерея Уффици, Флоренция) Чрезвычайная простота нек-рых образцов лауд, присутствие типовых мелодий, а также многочисленные документальные свидетельства ясно указывают на то, что общинное пение в XVI в. не было прерогативой протестант. мира, а было распространено и в католич. среде, хотя порой и вытеснялось в пара- или внелитургическую сферу: в этот период помимо катехизических собраний лауды пели во время процессий, паломничеств и др. важных событий церковной жизни. История лауды, как в поэтическом, так и в муз. отношении, была компромиссом между народной и профессиональной традициями. Др. жанры принадлежат скорее высокой культуре; в первую очередь это относится к духовному мадригалу (madrigale spirituale), к-рый, согласно его наименованию, должен был составить конкуренцию основному светскому вокальному жанру эпохи. Первые значительные эксперименты в этой области относятся к предыдущим десятилетиям, но именно в 1563 г. в Венеции был опубликован 1-й сборник произведений веронских авторов, целиком посвященный этому жанру: «Духовная музыка, первая книга канцон и мадригалов» (Musica spirituale, libro primo di canzon et madrigali: A 5 voci/Raccolta gia dal reverendo Giovanni dal Bene. Venezia, 1563; науч. изд.: Musica spirituale, libro primo (Venice, 1563)/Ed. by K. Powers. Middleton (Wisconsin), 2001. (Recent Researches in the Music of the Renaissance; 127)). К жанру духовного мадригала обращались такие композиторы, как Палестрина, Маренцио, пресв. Феличе Анерио (ок. 1560-1614), пресв. Джованни Кроче (ок. 1557-1609) и др. Духовный мадригал стал известен и по др. сторону Альп, особенно благодаря творчеству придворного капельмейстера императоров Свящ. Римской империи Филиппа де Монте (1521-1603) и Орландо ди Лассо (ок. 1532-1594). Расцвет итал. духовных жанров в музыке сопоставим с подобными феноменами в др. областях Европы, как в католической, так и в протестант. среде. Наряду с лаудой и мадригалом существовал, напр., такой жанр, как духовная канцонетта, а также множество видов переработок светских сочинений (напр., путем адаптации нового текста к уже существующей музыке или менее радикальными способами). Насколько разнообразными были жанры духовной музыки, настолько разнообразной была и среда, в к-рой они распространялись в обществе XVI в.: братства, школы, семинарии, религ. дома, приюты (ospedali), академии, дома светской и церковной знати.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ [лат. Isidorus Hispalensis; также Isidorus Iunior, Исидор Младший] († 4.04. 636, Гиспалис, ныне Севилья, Испания), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.). Жизнь Источники Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро Памятник еп. Исидору Севильскому на площади Колумба, Мадрид. 1892. Скульптор Х. Альковерро К наиболее надежным источникам биографических сведений относятся сочинения И. С. и его современников: 41-я глава из трактата И. С. «О знаменитых мужах», в к-рой он рассказывает о своем брате Леандре , еп. Гиспальском ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 41. 57-59//PL. 83. Col. 1103-1104); письма И. С. ( Idem. Ep.//PL. 83. Col. 893-913); 21-я гл. из послания еп. Леандра к сестре Флорентине, имеющего подзаголовок «О наставлении дев» (De institutione virginum) и известного также как «Правило» Леандра ( Leander Hispalensis. Regula. 21//PL. 72. Col. 891-892); введение к сочинениям И. С., написанное его другом Браулио , еп. г. Цезаравгуста ( Braulio Caesaraugustanus. Praenot.); 9-я гл. из соч. «О знаменитых мужах», написанного учеником И. С. Ильдефонсом , еп. Толетским ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 9//PL. 96. Col. 202-203); рассказ ученика И. С. Редемпта о смерти И. С. (Obitus beati Isidori a Redempto clerico recensitus//PL. 82. Col. 68-70). К второстепенным источникам относятся поздние Жития И. С., опирающиеся на более ранние источники. Хотя они иногда содержат вполне надежные свидетельства, к последним примешано множество народных легенд (D í az y D í az. 1996. P. 82). 1-е из известных в наст. время Житий И. С. было написано в кон. XII - нач. XIII в. (Vita S. Isid.; ср.: CPL, N 1214; BHL, N 4486); 2-е представляет собой сокращенный вариант 1-го Жития с отдельными новыми вставками, созданный в XIII в. Родериком Церратским (Vita S. Isid. Roderic.; ср.: BHL, N 4487). Существует также сокращенное изложение жизни И. С. (Abbreviatio de vita S. Isidori//PL. 82. Col. 53-56; Anspach. 1930. P. 57-64; ср.: CPL, N 1215), приписывавшееся еп. Браулио, но в действительности составленное неизвестным автором в XI в. на основе текстов еп. Браулио и еп. Ильдефонса. Происхождение, семья, образование

http://pravenc.ru/text/674918.html

Исидор Севильский принадлежал к знатному роду и происходил из аристократической романо-испанской семьи. Еще до его рождения родители Исидора вместе со старшими детьми Леандром, Фульгенцием и Флорентиной переселились из Нового Карфагена (в наст. время г. Кар­тахена) в столицу провинции Бетика – Гиспалис (Севилью). Согласно источникам, отец Исидора, Севериан, состоял на государственной службе у вестготского короля и, возможно, был губернатором Карфагенской про­винции. Переселение в Гиспалис произошло около 554 г. или чуть ранее. Вскоре после рождения Исидора его отец умер, а мать вместе с дочерью Флорентиной избрали монашеский путь в одном из монастырей провин­ции. Исидор был оставлен на попечение старшего из братьев – Леандра 3 . Леандр позаботился не только о воспитании, но и о хорошем обра­зовании Исидора, став его наставником в светских и церковных науках. После того как Леандр был избран епископом Гиспалиса, Исидор про­должил обучение в епископской школе при кафедре брата. Средневе­ковые источники сообщают, что он проявлял необыкновенное усердие к занятиям: освоил гуманитарные и точные науки, преподававшиеся в то время, изучил философию и богословие, а также овладел латинским, греческим и еврейским языками. Около 590 г. Исидор поступил в мона­стырь, а через какое-то время стал помогать епископу Леандру в церков­ных делах. В 599 г., во время болезни старшего брата, по его воле Исидор фактически стал исполнять обязанности епископа. После смерти Леандра в 600 г. Исидор был выбран его преемником на кафедре, став епископом Гиспалиса и митрополитом Бетики. В это время он инициировал мас­штабную работу по созданию церковных школ и образованию духовен­ства не только в своей епархии, но и во всем Вестготском королевстве. Будучи епископом, Исидор Севильский вел активную церковную и государственную деятельность. Он принимал участие в работе церков­ных Соборов и был председателем на двух из них – в 619 г. в Гиспалисе и в 633 г. на IV Соборе в Толедо. Светские правители, и в том числе вест­готские короли, считали необходимым иметь с ним хорошие отношения, а в важных политических решениях опирались на его поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

«Между лицами Отца, Сына и Св. Духа различают так: Отец не сотворен и не рожден; Сын, будучи рожден, не сотворен; Дух Святой ни сотворен, ни рожден, но от Отца и Сына исходящ. Отец не ведет ни от кого происхождения, Сын от Отца заимствует начало, а Дух Святой от (ex) Отца и Сына исходит» 94 . Излишне было бы здесь приводить из сочинений Исидора все места, где он выражает это представление об исхождении Св. Духа. Приведенных изречений его достаточно, дабы видеть, что он думал об этом предмете так же, как и Августин. В житии Исидора, которое усвояют писателю тринадцатого столетия Луке, епископу туискому, рассказывается, что до обращения Реккареда в православие Исидор имел доступ к этому королю и в частых беседах с ним доказывал ему превосходство никейской веры над арианством 95 . В этом житии Реккаред прямо назван учеником двух родных братьев, Леандра, занимавшего тогда епископскую кафедру в Севилье, и Исидора, не имевшего еще церковной должности, но уже знаменитого настойчивой и победоносной борьбой с арианской ересью и гремевшего в Испании славой учености 96 . Тоже подтверждается и древнейшими свидетельствами об этих братьях. Св. Григорий Великий , занимавший тогда папский престол, оставил нам заметку об испанских делах, где рассказывает, что отец Реккареда, король Герменгильд, не успев сам принять православие, поручил наставить в нем своего сына епископу Леандру 97 . Кроме того, под именем Бравлиона, епископа сарагосского, для которого писал Исидор Севильский свои «этимологии», сохранился рассказ об Исидоре, где между прочим говорится, что этот Исидор процветал во время королей Реккареда, Луибана, Витриха, Гундмара, Сизбута, Синтиллиана и Сизинанда, «коих он (Исидор) отвлек от арианского безумия и утвердил в кафолической вере» 98 . Все это дает право принять, что Исидор лично содействовал обращению Реккареда к православной церкви и что Реккаред устроил торжество православия при руководстве Исидора. Не противоречат этому и хронологические данные о жизни Исидора. По памятникам он умер в 636 году, пробыв на севильской кафедре сорок лет, и, следовательно, вступив на эту кафедру около 596 года. Обращение Реккареда совершилось ранее, чем Исидор сделался епископом, но ранее только на шесть или на семь лет. Происходя из знатной готской фамилии, будучи кроме того родным братом епископа Леандра, которому поручено было воспитание Реккареда в православии, Исидор, еще не будучи епископом, мог пред Реккаредом свидетельствовать истину своей веры, раскрывать учение об единосущии божественных лиц и между догматами православия излагать мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына. Было бы конечно несправедливо утверждать, что с этим мнением блаж. Августина Испания познакомилась только чрез Исидора, но весьма основательно считать последнего причиной того, что Реккаред принял это мнение и затем первый открыто провозгласил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010