2. Пьянство – это смертный грех, ему в притонах предаются убийцы и прелюбодеи. Упивающийся вином так же далек от Царства Божьего, как развратники, убийцы и прочие преступники. 3. Подтверждает апостол: He обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, не пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ). Видишь, предано проклятию пьянство, а его приверженцы извергнуты из Царства Божьего. 4. Посмотри на слова пророка, в которых он безжалостно обличает пристрастившихся к вину: Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток ( Ис.5:22 ), и в другом месте: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином ( Ис.5:11 ). 5. Выпил вина Ной, опьянел и заснул, обнажив срамные части. 479 Знай, что настолько оглушена бывает душа вином и настолько притупляется ум и мысль в человеке, что он и себя-то не помнит, не то что Бога. И хотя это опьянение и обнажение Ноя прообразует таинство страданий и смерти Христа, однако, не отменяет настоящую порочность поступка. 6. Пьяный от вина Лот спал со своими дочерьми и даже не знал о кровосмешении. От этой преступной связи пошел род моавитян и аммонитян. 480 Так говорит Господь: Аммонитянин и моавитянин не войдут в Мою Церковь , вплоть до десятого колена. 481 7. Смотри, как опасно пресыщение вином, если даже патриархи не избежали преткновения и греха. Хорошо поступит та славная добродетелью дева, которая совершенно откажется от вина. He для опьянения, а для телесного укрепления допускается употреблять его больным и немощным. ХХ. Как дева принимает ванны Принимай ванны не ради заботы о телесной красоте, но ради поддержания здоровья. Мойся, когда принуждает болезнь, а не когда побуждает стремление к удовольствию. Если в этом не будет прямой нужды, а ты поддашься желанию, согрешишь. Написано: Попечении о плоти не превращайте в похоти ( Рим.13:14 ). Забота о теле берет начало в вожделении и может обратиться в порок. Вот почему не желание приятных ощущений должно склонять тебя к частым омовениям, но должен не оставлять выбора тяжелый недуг. 482 He будет вины, если ты искупаешься по необходимости. XXI. Греховен громкий смех в деве

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их ( Ис.3:16–17 ). И будет, говорит, вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плегиъ ( Ис.3:23 ). 453 5. Услышав такое пророчество, приготовь себе одежду, которая будет защищать твое тело, скрывать девическую наготу, согревать в сильную стужу, но не будет возбуждать и подстрекать плотское вожделение. 454 Пусть тебя выделяет среди других добродетель твоей души, а не покрой платья. 455 XI. О смирении девы 1. Достоинство твоей души, возлюбленная сестра, надлежит мне описать тебе. Будь смиренной по образу Жениха твоего, Который будучи равным Отцу, смирил Себя Самого, снизойдя до нас и приняв образ человеческого тела. 456 Тот, Кто не должен был претерпеть смерть, по закону смертных смирился даже до смерти. 457 2. О свидетельство безграничного смирения! Истинный Бог стал истинным человеком. Всесильный Бог испытал заушения и ради нашего спасения выдержал их до конца, 458 Он не противоречил злословящим и не обличал неблагодарных, но во время крестных страданий молился о распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). 3. Стойко соблюдай, если любишь своего Жениха, Его установления, помни всем сердцем о Его смирении и твердо храни добродетели, которые Он явил в Своем теле ради изменения человека Своим человечеством. He убойся, так как Он – Бог, подражать Ему, но решись, так как Он человек, изо всех сил уподобиться Ему. Так Он поступал и так учил, а тем, чему научен, может руководствоваться каждый. XII. О терпении дев 1. He брани и не проклинай ни одну сестру, но становись тем терпеливей и веди себя тем смиренней, чем большую потерпишь обиду. Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ), сказал Господь. На дерзость раздражительной сестры отвечай терпением, а не строгим выговором. 2. Пусть она увидит, что ты остаешься терпеливой и смиренной, и пусть твое спокойствие будет свидетельством твоей кротости, а твоей наградой – ее исправление. Твои смирение и терпение сделали смиренной и терпеливой буйную. Радуйся о преуспеянии душ и печалься об их падении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50. Сохранив девство, ты свободна от тяжелого ярма и не склоняешь под тяжестью супружеских повинностей к земле свою голову, напротив, высоко поднятую обращаешь ее к небу. Туда, откуда первозданная за нетерпеливость была изгнана, тебе будет позволено взойти за воздержание. Вкусив от запрещенного плода, Ева потеряла невинность. 433 Хорошо деве выходить замуж, но невышедшая становится ближе к ангелам: 51. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ). Видишь, дева, ангелам уподобляются на знавшие супружества. 434 Хорошее дело рождать сыновей, но отвергшие эту повинность услышат от Христа: Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие ( Лк.23:29 )! – а замужним будет сказано: Горе беременным и питающим сосцами в me дни ( Мф.24:19 )! 52. Своими сыновьями считают девы мысли, которые рождаются у них во время размышления. Что произвела на свет рождающая в муках и что предающаяся благочестивым думам и радующаяся им разумно. Страха ради Твоего, Господи, мы зачали и родили дух спасения ( Ис.26:18 ). Вот блаженное зачатие, нетленное потомство, завидная доля. Так рождают детище благого помысла и избегают родовых мук. 53. Столько блаженных чад, сколько святых мыслей. Столько раз происходит зачатие, сколько раз приемлется Божественный Дух в святом размышлении. В небесном зачатии рождаются добродетели. He считай себя бесплодной, у тебя столько сыновей, сколько добродетелей. В едином рождении от Святого Духа у тебя появляется множество детей. 54. Первый отпрыск – девство, добродетель стыдливости, второй – терпение, третий – воздержание, четвертый – смирение, пятый – умеренность, шестой – милость, седьмой – целомудрие. В этом исполнение написанного: Неплодные рождают семь раз ( 1Цар.2:5 ). Так одним зачатием от семикратно умножающего Духа ты производишь на свет семь наследников. He говори: вот я сухое дерево. Ибо Господь так говорит о евнухах: 55. которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится ( Ис.56:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: — Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: — Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин [ 15 ], бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: — Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: — Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: — Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Воспрянем все, братья, радостным духом в Господе и воспоем Богу, Спасителю нашему 1 ! Что же касается прочего, поверим в истинность того, что должно исполниться и что мы ожидаем, благодаря тому, что уже ушло. Мы видим, что исполнилось предсказанное Господом: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Поэтому не сомневаемся, что весь мир может поверить в Христа и прийти к единой Церкви, мы знаем, что Он Сам свидетельствует об этом в Евангелии: И проповедано будет cue Евангелие Царствия no всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ). Если осталась какая-нибудь часть мира или варварский народ, не просвещенный верой Христовой, мы никоим образом не усомнимся в том, что он поверит и придет к единой Церкви, если мы признаем истинными слова Господа. Братья, на место зла пришла доброта, и истина одолела заблуждение, и как гордыня разделила народы различием языков, так любовь собрала их вновь в лоно братства : . Господь один обладает всем миром, поэтому нужно, чтобы Его владение имело одно сердце и один дух: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Пс.2:8 ). Весь род человеческий произрос от одного человека, поэтому те, кто произошел от этого одного, стремятся к одному, ищут и любят единение. Естественный порядок требует, чтобы люди, ведущие свое происхождение от одного предка, испытывали взаимную любовь и не отделялись от истины веры, будучи соединенными по природе. Из источника пороков изливаются ереси и расколы, следовательно, кто приходит к единению, возвращается от порока к своей природе, ведь природе свойственно соединять многие воедино, а пороку – отвергать сладость братства. Так воспрянем радостно всею душою, потому что народы, погибшие из-за стремления к раздорам, Христос принял к Себе и ввел их в согласии и любви в единую Церковь . Именно об этой Церкви предсказывает пророк: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис.56:7 ). И еще: И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева ( Мих.4:1 –2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избегай почести этого мира, подражая своему небесному Жениху. Вряд ли ты захочешь отдавать распоряжения другим и быть настоятельницей, читая: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:26 ). Сам Спаситель не открылся, когда у Hero спрашивали перед народом, царь ли Он. Зачем земное царство Тому, Кто пребывает вместе с Отцом в Небесном? Христос учил стремиться к смирению, избегал почестей от людей и, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого ( Флп.2:6–7 ). Тот, Кому служит все небесное и земное, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Иди тем путем, который проложил твой Жених, и неутомимыми ногами следуй за Небесным Вожатым. Да не окажется, что твои поступки отличны от Его деяний и что Он не захочет дать тебе часть в Царстве Небесном. Мы стараемся, чтобы ты поняла маловажность, а не величие земных благ и чтобы ты не считала счастливцами тех, кого видишь богатыми в этом веке. Праведники должны уметь с готовностью отказываться от того, что позволительно иметь грешникам. Дает Господь временные блага грешникам, но не даст небесных. Дает Господь и праведникам, если знает, что они не возгордятся. Праведники, по милости Божьей, могут жить богато, по милости же Божьей, могут терпеть нищету, но за все они благодарят Бога и всегда с радостью принимают Его Волю. Грешникам богатство дается, как наказание, так что оно приносит им мало радости. Отнимается оно тоже в наказание, так как они сильно из-за него горюют. Итак, праведнику – во славу, грешнику – в возмездие. А что оно для тебя, принявшей обеты и хранящей их?  Посмотри, в какой скудости жила Дева Мария. Она была так прекрасна перед Господом, что стала Его Матерью, но так бедна, что когда пришло время родить, у Нее не было в помощницах ни повитухи, ни служанки, колыбелью в тесном хлеву служили ясли.  Праведный Иосиф, которому Она была обручена, тоже был беден и зарабатывал на жизнь кузнечным ремеслом, 488 как мы читаем. Выведи же правило из этих примеров. Лучше тебе не терпеть опасностей от богатства, так как желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть дьявольскую, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: – Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: – Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь – Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечом прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечом. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 1272 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: – Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, – шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: – Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: – Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа – Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эта гора – Христос, и дом Бога Иаковлева – единая Церковь Его, и – возвещает он, – к ней сбегутся племена и стекутся народы. О ней вновь говорит пророк: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собрались и пришли к тебе... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе ( Ис.60 :1,3–4,10). Показывая, что произойдет с племенем или народом, который отойдет от общности с единой Церковью, пророк продолжает: Народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут ( Ис.60:12 ). Еще в одном месте он говорит похожее: Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ( Ис.55:5 ). Один Господь Христос, Чье единое владение на весь мир – святая Церковь . Следовательно, Он – Глава, a она – тело, о чем говорит в начале книга Бытия: Будут двое в одной плоти ( Быт.24 ), что апостол понимает как Христа и Церковь . 396 Так как Христос хочет иметь одну Церковь из всех народов, тот, кто вне ее, пусть и носит имя христианина, однако не причастен телу Христову. Ересь, которая презрела единство с Кафолической Церковью, любит Христа прелюбодейной любовью, занимает место не жены, а любовницы. Писание поистине говорит о двух в одной плоти, то есть о Христе и Церкви, и для третьей, блудницы, места нет. «Ибо одна, – говорит Христос, – подруга Моя, одна супруга Моя, одна дочь родительницы своей». 397 Об этом и сама Церковь возвещает: Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой – мне ( Песн.6:3 ). Теперь пусть ереси ищут того, кем были развращены и чьими блудницами стали, так как они отошли от незапятнанного ложа Христова, а мы знаем, сколь ценна [ Церковь ] этим единением любви. Восславим на этом празднестве Бога, Который не допустил, чтобы народы, за которые пролита была кровь Его Единородного Сына, были пожраны зубами дьявола, если они выйдут из единой овчарни. Пусть немощный разбойник скорбит о том, что упустил свою добычу, так как мы видим, что исполнились слова, услышанные нами от пророка: Вот, плененные сильным отняты, a то, что было отнято, спасено храбрым ( Ис.49:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 См.: Valtejo Cirväs M. Hispania y Bizancio. Una relacion desconocida. Madrid, 2012. P. 297–299. 14 Cm.: Gonzalez Fernandez R. Las cartas de Gregorio Magno al defensor Juan. La aplicacion de derecho de Justiniano en la Hispania Bizantina en el siglo Vll//Antigüedad y cristianismo. XIV. 1997. P.288 (n. 5). 15 См.: Gonzdlez Fernandez R. Las cartas de Gregorio Magno al defensor Juan. La aplicacion de derecho de Justiniano en la Hispania Bizantina en el siglo VII. P.292. 17 Подробнее cm.: Gonzalez Ferndndez R. Las cartas de Gregorio Magno al defensor Juan. La aplicacion de derecho de Justiniano en la Hispania Bizantina en el siglo VII. P.287–298. 18 Леандр, епископ Севильи (540–600). О жизни Леандра известно благодаря его младшему брату Исидору, оставившему его жизнеописание в своей «Книге о знаменитых мужах». Исидор сообщает, что тот родился в провинции Картахена в испано-римской семье (Isid. De viris 11.28). После завоевания византийцами Картахены в 554 г. отец Леандра Севериан со своими домочадцами (мы знаем о сестре Леандра и Исидора Флорентине и еще об одном брате Фульгенции) эмигрировал в Севилью (или был туда сослан). В Севилье Леандр избрал дпя себя монашеское служение, а затем стал епископом провинции Бетика (578/579 г.), прославившись красноречием, эрудицией и благочестивым образом жизни. Согласно Исидору, его приверженность Никео-Халкидонскому символу веры , а также красноречивые проповеди стали причиной того, что во время гонений Леовигильда Леандр вынужден был бежать в Константинополь. He исключено, однако, как уже говорилось выше, что Леандр был отправлен в изгнание за то,что поддержал мятежного Герменегильда (Greg.Magn.Moral, in lob.1.1: «Dudum te.frater beatissime, in Constantinopolitana urbe cognoscens, cum me illic sedis apostolicae responsa constringerent, et te illuc injuncta pro causis fidei Visigothorum legotio perduxisset...») или же, напротив, добровольно отправился во время мятежа в Византию, чтобы заручиться поддержкой императора, но Исидор предпочел об этом не упоминать (cm.: Goubert P. Byzance et l’Espagne wisigothique (554–771)//Etudes byzantines.T.2:1944. P.26–29; Vallejo GMs M. Hispania yBizancio. Una relacion desconocida. Madrid, 2012. P. 249–251).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Тает, как воск 281 , на огне Эроса сердце твое. 282 Славный твой образ, Плутарх Херонейский 283 воздвигли мы, семя Мощной Авсонии 284 здесь. Подвиг известен твой всем. Жизней ведь ты пятьдесят описал, связав воедино Эллинов лучших и всех римлян, счастливых в войне. Ноты едва ли бы жизнь описал, что твоей «параллельна», – Нет ей подобной нигде, как и тебе самому! Сделал добро ты, старик Лисипп 285 , сикионский ваятель, Образ Эзопа что всем ты мудрецам предпочел. Ибо самосский мудрец был намного семи мудрецов тех 286 Выше. Ведь видели лишь правду нагую они. Не убежденье, как он, в ученье свое положили. В баснях и сказках хотя сущность Эзоп 287 излагал, Но, что нужно сказать разумное, в шутке умел он. Лишь наставлений бежал, басня ж – приманка для всех. 246 Пафия – одно из имен Афродиты. Сравнение красоты героини с красотой Афродиты и даже предпочтение первой – одно из излюбленных общих мест в позднейшей поэзии и прозе – ср. роман Никиты Евгениана (XII в.) «Дросилла и Харикл» (кн. 6, стих 621 и след.), поэму Мусея (V в.) «Геро и Леандр», 68 и др. 247 Агафий использует сходство имен своей героини и дочери мифического царя Миноса, которую, когда ее покинул Тезей, взял в жены Вакх. 248 Одна из античных примет: более сильный нагар светильника предвещает дождь (Вергилий. Георгики, I, 392; Аристофан. Осы, 260). 249 Одна из местных этиологических легенд рассказывает о любви девушки Геро из Сеста и юноши Леандра из Абидоса (эти города расположены друг против друга на противоположных берегах Геллеспонта). Леандр по ночам переплывал пролив, а Геро указывала ему путь, выставляя на городской башне факел. Но однажды ночью поднялась буря, и отважный пловец утонул. Это поэтическое сказание привлекло внимание многих поэтов в позднеантичное время (Овидий. Героиды. Послание 18 и 19); рассказ о Геро и Леандре, возможно, входил в «Причины» Каллимаха; упоминают эту легенду Силий Италик, Лукан, Марциал, Антипатр Македонский и Антипатр Фессалоникский (в эпиграммах). На эту тему в византийскую эпоху составлен центон из Гомера (Павел Силенциарий, Иоанн Цец, Никита Евгениан); в новое время этот сюжет обрабатывался в различных жанрах: Шиллер (баллада «Геро и Леандр»), Грилльпарцер (драма «Волны моря и любви»), Гельдерлин (стихотворение «Геро и Леандр»), Байрон (поэма «Абидосская невеста»). Агафий обращается к нему дважды: в этой эпиграмме и в своей «Истории» (V, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010