Составителем «О. р. с.» был иером. Арсений (в миру Валентин Троепольский), родившийся в Москве. Он обучался в Московском ун-те, в 1825 г. поступил в московский Симонов мон-рь, где его наставником стал иером. Иларион (Ремезов); в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 г. рукоположен во диакона, а в 1832 г.- во иерея. В 1833 г. иером. Арсений перешел в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , в 1835 г. принят в братство Киево-Печерской лавры , с янв. 1837 г. находился в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , в дек. переведен в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь . С 1842 г. был наместником московского Симонова монастыря , а в 1847 г. переведен в Саввин Вишерский мужской монастырь . С 1852 по 1854 г. находился в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре , откуда перешел в малоярославецкий Черноостровский Николаевский мон-рь; с 1857 г. находился в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Скончался в с. Наро-Фоминском Верейского у. Московской губ. (ныне г. Наро-Фоминск Московской обл.), где и был погребен. На протяжении жизни иером. Арсений (Троепольский) занимался чтением сочинений духовного содержания, из к-рых делал пространные выписки, а также составлением различных текстов, большая часть которых посвящена молитве. Незадолго до кончины он объединил свои материалы в 15-томное собрание -«Подвижнический сборник, содержащий выписки из святых отцов, в XV частях», 10-ю часть к-рого составляла созданная весной 1863 г. сводная авторская редакция «О. р. с.». В ее состав входят авторское предисловие, 7 глав, называемых «свиданиями» (первые 5 из них содержат рассказы странника, а 6-е и 7-е «свидания» представляют собой диалоги с его участием), и аналитическое «содержание», соответствующее разделению текста на параграфы. Работа над 1-м рассказом странника, содержавшим критический разбор различных наставлений, повествование о поисках и об обретении непрестанной устной Иисусовой молитвы по научению старца, а также о ее благотворных действиях, завершена 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Стефаном (Никитиным) рукоположен во иерея. Назначен 2-м священником к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Петровском Наро-Фоминского р-на Московской обл. (близ ст. Алабино Киевской железной дороги). В 1961 г. назначен настоятелем Покровского храма. Под его руководством был произведен полный капитальный ремонт здания, обновлена храмовая роспись, устроено центральное отопление. В 1964 г. по требованию уполномоченного Совета по делам РПЦ был вынужден уйти с должности настоятеля Покровского храма и перейти 2-м священником к храму в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Тарасовка Пушкинского р-на Московской обл. С этого времени жил в доме на ст. Семхоз, ездил на церковные службы на электричке. В 1965 г. заочно окончил МДА, в 1969 г. был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии». В 1970 г. переведен 2-м священником к храму в честь Сретения Господня в с. Нов. Деревня (ныне в черте г. Пушкино), где служил до конца жизни. В том же году был возведен в сан протоиерея. С самого начала своей пастырской деятельности М. практиковал вероучительные беседы с прихожанами. При действовавшем фактическом запрете на к.-л. собрания верующих, помимо присутствия в храме на церковных службах, М. старался использовать для миссионерских целей различные формы общения своих прихожан, т. н. малые группы. Там собравшиеся изучали Свящ. Писание, им давали советы по молитвенной практике и христ. образу жизни. Мн. людям это открывало дорогу к вере. Постепенно вокруг М. сформировалась значительная община, преимущественно из числа новообращенных представителей московской интеллигенции. В числе его духовных детей были и жители отдаленных от Москвы городов. Одновременно с исполнением пастырских обязанностей М. продолжал плодотворную научно-богословскую деятельность, стал одним из выдающихся популяризаторов христ. учения. В 60-х гг. ХХ в., завершив в основном работу над кн. «Сын Человеческий», он приступил к созданию серии из 6 книг по духовной эволюции человечества, посвященных истории дохрист.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

28 ноября 2016 г. принят в клир Вологодской епархии и зачислен в братию Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, с 15 декабря 2016 г. — эконом Спасо-Прилуцкой обители. С 5 декабря 2016 г. по 4 мая 2018 г. — настоятель Архиерейского подворья Свято-Духова мужского монастыря г. Вологды, по совместительству. С 4 мая 2018 г. по 20 марта 2020 г. — настоятель Архиерейского подворья «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь» д. Лучниково Вологодского р-на Вологодской обл., по совместительству. С 9 января 2017 г. — штатный клирик Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды, по совместительству. С 7 февраля 2019 г. — настоятель Архиерейского подворья «Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь» п. Бушуиха Грязовецкого р-на Вологодской обл., по совместительству. В Вологодской епархии исполнял послушания: руководитель службы протокола Вологодской митрополии (2016-2020), секретарь ревизионной комиссии (2016-2020), секретарь богослужебной комиссии и член епархиального совета Вологодской епархии (2016-2020), благочинный монастырей (2017-2019), руководитель курсов повышения квалификации священнослужителей епархии (2018-2019), пресс-секретарь (2020), директор церковного историко-археологического музея (епархиального древлехранилища) (2019), секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии (2016-2020), проректор по общим вопросам Вологодской духовной семинарии (2017-2018), эконом Вологодской духовной семинарии (2018-2020). 15 сентября 2020 г. принят в клир  Саратовской епархии , назначен благочинным монастырей Саратовской епархии и пресс-секретарем главы Саратовской митрополии . 23 сентября 2020 г. назначен ключарем и председателем приходского совета храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова (с 28 декабря 2020 г. — Архиерейского подворья — Покровского собора г. Саратова). 30 сентября 2020 г. назначен главным редактором изданий Саратовской митрополии, 1 октября — руководителем епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, 6 октября — руководителем информационно-издательского отдела.

http://patriarchia.ru/en/db/text/6059213...

В 2020-21 гг. — член  Высшего Церковного Совета  Русской Православной Церкви. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сентября 2020 г. назначен управляющим Северо-Западным викариатством, с сохранением управления Северным викариатством г. Москвы. Также Патриаршим указом от 3 сентября в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. С 17 сентября по 25 ноября в дополнение к несомым послушаниям исполнял обязанности настоятеля храма сщмч. Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы. Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. ( журнал 2 ) освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 15 апреля 2021 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве и назначен настоятелем храма равноапп. Константина и Елены в Митине г. Москвы. Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. ( журнал 56 ) назначен Преосвященным Городецким и Ветлужским. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 29 августа 2023 г.  освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы. Решением Синода от 27 декабря 2023 г. ( журнал 146 ) утвержден священноархимандритом Городецкого мужского Феодоровского мужского монастыря г. Городца Нижегородской обл. Был председателем погребальной комиссии прии Епархиальном совете г. Москвы. Настоятель храма равноапп. Константина и Елены в Митине г. Москвы. Образование: 1997 г. Московская духовная семинария. 2001 г. Московская духовная академия. Епархия: Городецкая епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Парамона (Голубки) при наречении во епископа Бронницкого. Награды: Церковные: E-mail: gorodets@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.egiv.ru Δημοσιεματα στην ιστοσελδα Патриархия.ru Епископ Наро-Фоминский Парамон: «Мы строим храмы там, где они нужны людям» [Συνεντεξεις] Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5201935...

Неск. представителей семьи Б. были коллекционерами и меценатами. Алексей Петрович (1853-1904) состоял членом-соревнователем Исторического музея, членом Об-ва любителей художеств. В его доме на Воронцовом Поле дважды в месяц собирались известные коллекционеры, историки, писатели и художники (там бывали П. И. Бартенев , И. Е. Забелин , В. А. Гиляровский, М. И. Семевский, А. М. Васнецов и др.). А. П. Бахрушин собрал богатейшее книжное собрание (ок. 25 тыс. томов), коллекцию произведений искусства (иконы, гравюры, майолика, бисер, резная кость, рус. и европ. миниатюры); написал книгу о московских коллекционерах «Из записной книжки: Кто что собирает», субсидировал издания по истории правосл. Москвы: «Ризница ставропигиального Симонова монастыря» и «Историческое описание Николаевской в Воробине церкви» (1905). После смерти Алексея Петровича вдова передала его коллекцию произведений искусства в Румянцевский и Исторический музеи и учредила в ОИДР премию им. А. П. Бахрушина «за лучшее сочинение о Москве и Московской губернии». Др. известным коллекционером был Сергей Александрович Бахрушин (1863-1922), собиравший произведения рус. художников (в частности, М. А. Врубеля ), предметы декоративно-прикладного искусства. В 1922 г. разбор его коллекций был поручен И. Э. Грабарю, затем все собрание разделили между провинциальными музеями. Алексей Александрович (1865-1929) известен как основатель Театрального музея в Москве. Он начал собирать свою коллекцию в нач. 90-х гг. XIX в., после постройки собственного особняка выделил для нее 1-й этаж здания, 25 нояб. 1913 г. передал свой музей С.-Петербургской АН с условием оставить его в дар Москве (сначала почетный попечитель, с 1919 назначен пожизненным директором музея). А. А. Бахрушин долгие годы был председателем Русского театрального об-ва, в 1904-1906 гг. в его доме на Лужнецкой ул. располагалось «Убежище для престарелых артистов» (затем для «Убежища» было приобретено специальное здание). В 1908-1910 гг. Алексей Александрович возглавлял работу Введенского народного дома. В 1897-1917 гг. был старостой ц. во имя св. Марии Магдалины имп. Московского театрального уч-ща и в 1917 г. спас иконостас этой церкви, передав его в Знаменский храм в Переяславской ямской слободе; в 1913-1917 гг. также являлся старостой ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Афинеево (совр. Наро-Фоминский р-н Московской обл.).

http://pravenc.ru/text/77714.html

После начала Великой Отечественной войны мн. предприятия региона были эвакуированы в вост. районы страны. Западные, северо-западные, южные и юго-западные земли М. о. подверглись герм. оккупации (осень 1941 - нач. 1942), здесь развернулась Московская битва 1941-1942 гг., ставшая 1-м стратегическим успехом Красной Армии в войне. В ходе боев были полностью уничтожены 584 и частично - 2280 селений М. о. Города, оказавшиеся на оккупированной герм. войсками территории, были разрушены (особенно пострадали Истра, Верея, Волоколамск, Клин, Малоярославец, Наро-Фоминск, Руза и др.). С 1942 г. велось постепенное восстановление хозяйства М. о. В том же году к М. о. были присоединены располагавшиеся на территории Подмосковного угольного бассейна районы Тульской обл. (в 1957 возвращены в состав Тульской обл., кроме Серебряно-Прудского р-на) и Рязанской обл. (в 1946 возвращены в состав Рязанской обл.). 5 июля 1944 г. 4 района М. о. были переданы в состав новообразованной Калужской обл., 14 авг. 1944 г. Петушинский р-н и г. Покров переданы в состав Владимирской обл. В 1956 г. в М. о. вошел г. Дубна. С сер. XX в. мн. города региона развивались как центры фундаментальных научных исследований (Дубна, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино и др.). В 50-60-х гг. М. о. стала одним из главных центров развития космонавтики в стране. Важнейшие предприятия отрасли разместились в Калининграде (с 1996 Королёв; там находится Центр управления полетами), в 1960 г. в пос. Чкаловский открылся Центр подготовки космонавтов, перенесенный в 1965 г. в Звёздный городок г. Щёлково (г. Щёлково-14, пос. Звёздный). В 1960, 1984 и 1988 гг. значительные части районов М. о., расположенных вокруг Москвы, были присоединены к столице. В 1960-1961 гг. в состав Москвы входили Балашиха, Люберцы, Мытищи, Реутов и Химки. В 1969-2010 гг. административно-территориальное устройство М. о. было стабильным, она была разделена на 39 районов. По Соглашению об изменении границы между субъектами Российской Федерации - городом Москва и М. о. от 30 июня 2011 г., а затем по его уточненному варианту из М. о. в состав Москвы перешла территория, площадь к-рой составила 148 тыс. га, включая города Московский, Троицк, Щербинка, поселки городского типа Киевский, Кокошкино и др. К М. о. присоединена территория площадью 1,4 га.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Фото: Сергей Власов/patriarchia.ru 5 сентября 2014 года Патриарх Кирилл совершил торжественное освящение закладного камня на месте строительства храма в честь равноапостольного великого князя Владимира в Тушине г. Москвы. Строительство храма явилось частью реализации обширной программы строительства православных храмов в столице. В 2017-2023 гг. ООО «СЗ " Стадион " Спартак " » осуществило строительство храмового комплекса в Тушине, состоящего из храма, отдельно стоящей звонницы, часовни и здания культурно-выставочного центра. Центральное строение комплекса – белоснежный храм, рассчитанный на 800 человек. В высоту он достигает 58 метров (до креста). Его главный фасад украшает скульптура святого равноапостольного великого князя Владимира, на фасаде установлены мозаичные панно. Интерьер храма разрабатали «Сретенские архитектурные мастерские». В интерьере используются три цвета: белый, золотой и красный. Красный цвет формирует акценты и выделяет важные композиционные элементы интерьера. Стены покрыты керамической мозаикой, которая создает уникальную и сложную текстуру. 6 декабря 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялось открытие храма в честь равноапостольного великого князя Владимира в Тушине. В этот день управляющий Северо-Западным викариатством епископ Наро-Фоминский Никандр совершил малое освящение храма и литургию. Вокруг комплекса Духовно-культурного центра будет разбит живописный парк, образующий единое стилистическое пространство с территорией храма. Филарет, епископ Колпашевский и Стрежевский (Тихонов Евгений Юрьевич) родился 24 февраля 1981 г. в г. Дмитрове Московской обл. В 1998–2004 гг. учился в Международном университете природы, общества и человека «Дубна», окончил бакалавриат и магистратуру. В 2007–2012 гг. проходил обучение в Коломенской духовной семинарии. 9 марта 2011 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Благовещенский собор Благовещенский собор Ученые XIX - нач. XX в. (И. М. Снегирёв, М. В. Красовский и др.) предполагали, что внутри существующего здания сохранился подклет храма XIV в. Он был выявлен только во время реставрационных работ 1947 г., проведенных архит. Л. А. Петровым. Было установлено, что внутри существующего белокаменного подклета можно выделить сооружение с апсидой (толщина стен 165 см), к-рое обложено др., соответственно более поздней, белокаменной кладкой (Н. Н. Воронин). Согласно исследованиям Альтшуллера, это был одностолпный подклет белокаменного храма с пристенными угловыми опорами. Он принадлежал к тому же типу бесстолпного храма, что и полностью сохранившаяся ц. свт. Николая в с. Каменском (Наро-Фоминский р-н Московской обл.), а также разобранный в XVI в. до уровня сводов храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Городище (г. Коломна) и известные лишь по археологическим раскопкам церкви Старо-Голутвина и Бобренёва мон-рей (Коломенский р-н Московской обл.). Сложение этого типа храма, не имеющего аналогов в домонг. архитектуре и в раннемосковском зодчестве нач. XIV в., позволило Альтшуллеру связать его происхождение с южнослав. архитектурной традицией, с влиянием построек Зап. Болгарии и прилегающих серб. областей. Носители этой традиции, по мнению исследователя, могли прибыть на Русь в свите митр. Киприана. Северная паперть Северная паперть От др. бесстолпных храмов кон. XIV в. Б. с. отличается наличием подклета и одной апсиды. Присутствие подклета объясняется тем, что собор входил в комплекс дворцовых построек: вероятно, в нем хранилась казна вел. князя. Как и в Никольской ц. с. Каменском, стены Б. с., вероятно, завершались ложными закомарами. В 50-70-х гг. XX в. в обкладке первоначальных угловых пилонов были обнаружены 2 фрагмента фасадных капителей белокаменного декора. Позже были найдены детали архивольтов, портала, гладкого и резного, а также фрагмент фасадного поребрика и часть орнаментальной ленты с пальметтой. Все они, как и найденный еще в 1913-1915 гг. блок с орнаментом в виде кринов, составляли декор Б. с. XIV в. Альтшуллер считал их связь с первым каменным Б. с. гипотетической, поскольку они могли принадлежать др. постройкам. Ряд исследователей (в т. ч. А. В. Гращенков) уверенно определяли их место в архитектуре храма; согласно их реконструкции, первоначальный облик Б. с. был близок Никольскому собору г. Можайска, известному по чертежу и формам копирующего его собора сер. XIX в. Г. К. Вагнер считал, что ряд найденных деталей принадлежал зданию Б. с., возведенному к 1416 г.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Пространство алтаря было открыто в храм. Перед алтарем помещался низкий иконостас с 2 иконами местного ряда и царскими вратами, завершенными медальоном-тондо и фланкированными 2 фигурами коленопреклоненных ангелов. К. создал новый тип классицистического церковного интерьера, творчески используя увражи Неффоржа. В том же 1774 г. К. начал работу над ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Рай-Семёновское (ныне дер. Райсемёновское Серпуховского р-на Московской обл.). Первый теплый этаж церкви был выстроен в 1763 г., но затем строительство прекратилось. В 1774 г. владельцы усадьбы Нащокины пригласили К., и он по собственному проекту надстроил 2-й этаж церкви, возвел колокольню и отделал интерьер. Работы продолжались до 1783 г. Постройка, относящаяся к традиционному для 1-й пол. XVIII в. типу 3-частных церквей «кораблем», была выдержана К. в стилистике раннего классицизма под влиянием увражей Неффоржа. Основной храм с прямоугольной апсидой и симметричным ей зап. притвором завершен мощным куполом на барабане. С запада узкий переход соединяет объем храма с 3-ярусной колокольней с цилиндрическим верхним ярусом, увенчанным высоким квадратным в сечении шпилем наподобие обелиска. Декор фасадов помимо коринфских колонных портиков на сев. и юж. фасадах храма и спаренных колонн на углах колокольни включал тонкую лепнину с мотивами гирлянд, филенок и накладных досок. Обработка барабана сдвоенными колонными эдикулами близка к декору Владимирской ц. в Виноградове и также повторяет проект церкви Неффоржа (Ibid. Т. 7 Р. 434). Интерьер храма не сохранился, но на гравюре 1778 г. К. воспроизвел этот интерьер, почти в точности повторявший церковь Пречистенского дворца. Позднее К. создал еще одну реплику в ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в усадьбе Петровское (Княжищево) (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.; 1778-1784) (заалтарная полуциркульная колоннада, мощная триумфальная арка и низкий иконостас). Позднее появились подражания в дворцовых храмах Павловска и Михайловского замка в С.-Петербурге (1797-1799, архит. В. Бренна). В посл. четв. XVIII в. в столицах и провинции подобная композиция алтаря и иконостаса получила повсеместное распространение, особенно в приходских храмах, где небольшое пространство часто не позволяло сооружать крупные иконостасы, напр., в ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Лазаревском кладбище (1784-1787, архитекторы Е. С. Назаров, Н. Легран?) или во Владимирской ц. в Быкове (1783 - кон. 80-х гг. XVIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Затем подвизается в Москве в Новоспасском монастыре (1912—1917). В 1917 г. вернулся на родину, по 1929 г. служил псаломщиком в храме Воронежской епархии. Затем в Тамбовской губернии (1929-1931) и Московской области (1931-1938). Расстрелян 13 марта 1938 г. в Бутове.   Гавриил (Гур Гавриил Иванович), иеромонах4, родился в 1898 г. в Минской области, в белорусской крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу. Становится послушником в монастыре в Оренбургской губернии (1918-1922), после закрытия монастыря уезжает на Афон, где был послушником с 1922 по 1925 г. Пострижен в монахи в 1925 г., затем уезжает в Баку, где служит с 1925 по 1929 г. в Николаевском кафедральном соборе. С 1929 г. служит в Москве, потом в Московской области. Арестован 23.01.1930 г. Осужден на 3 года ИТЛ. После освобождения служил в Московской обл. в Пушкинском, Звенигородском, Наро-Фоминском районах. Расстрелян 19 ноября 1937 г. в Бутове.     Святогорцы в Соборе Казахстанских новомучеников Гавриил (Владимиров Григорий Петрович), иеромонах™, родился в 1873 г. в Псковской губернии, в крестьянской семье. В Афонском Пантелеимоновом монастыре иеромонах - до 1914 г. В годы Первой мировой войны становится полковым священником. Был арестован в 1924 г. на псковской границе за выход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород. С 1924 по 1927 г. пребывает в монастыре Новгородской губернии. С 1927 г. примкнул к иосифлянам, перешел на нелегальное положение, стал служить тайно, собирал подписи на постройку молитвенного дома. Арестован в Новгороде в 1929 г., осужден на 10 лет ИТЛ. В течение двух лет отбывает заключение в Соловецком лагере, затем его отправляют в ссылку в Казахстан. Вновь его арестовывают 9.09.1937 г. с обвинением «к-р организация церковников, под руководством митрополитов Кирилла Смирнова, Иосифа Петровых и епископа Евгения Кобранова по подготовке вооруженного восстания, свержения сов-власти и установления монархического строя». Расстрелян 19 ноября 1937 г. в Южно-Казахстанской области, г. Чимкент, Лисья балка.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010