В 1101 г., когда положение митрополита укрепилось, Н. принял участие в разрешении конфликта между кн. Ярославом Ярополчичем (Ярополковичем) и киевским кн. Святополком (Михаилом) Изяславичем. Последний пленил и привез в Киев Ярослава, нарушившего решения Витичевского княжеского съезда и овладевшего Берестьем (ныне Брест, Белоруссия). Митрополит с игуменами киевских мон-рей умолил Святополка проявить милость к плененному князю. По распоряжению киевского князя, после того как Ярослав дал у места погребения св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей обещание не участвовать в политической борьбе, «сняша с него оковы и пустиша» его (ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 275). Это было первое обращение по инициативе Церкви к почитанию св. князей Бориса и Глеба для урегулирования межкняжеских конфликтов. Впосл., однако, Ярослав Ярополчич нарушил клятву, был вновь схвачен и умер в заточении. О новых обращениях духовенства во главе с Н. к киевскому князю ничего не известно. Очевидно, именно Н. в качестве обозначенного в соборном определении Русского митрополита присутствовал на Соборе, к-рый состоялся в К-поле под председательством патриарха Николая Грамматика в 1101 (1086?) г.; на Соборе было определено брать плату с рукополагаемых (Jus canonicum graeco-romanum//PG. 119. Col. 861). На период первосвятительства Н., в 90-х гг. XI в., согласно гипотезе А. А. Шахматова , получившей широкое признание в науке, приходится составление в Киево-Печерском мон-ре монументального общерус. летописного памятника - т. н. Начального свода, к-рое подытожило 1-й этап печерского летописания, возникшего, вероятно, в кон. 60-70-х гг. XI в. Ко времени ок. 1100 г. исследователи относят составление блгв. кн. Владимиром Мономахом «Поучения к детям» (сохр. в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г.). В кон. XI - нач. XII в., вполне вероятно при содействии Н. (не исключено, что ранее он был назван в честь свт. Николая Мирликийского), в Русской Церкви вслед за Римско-католической был установлен праздник 9 мая - перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в 1087 г. из г. Миры Ликийские в южноитальянский г. Бари (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 102-103), причем патриархатом К-польским этот праздник признан не был (см. также: Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284).

http://pravenc.ru/text/2565942.html

К 70-летию выдающегося ученого друзья и коллеги издали юбилейный сборник « Церковь в истории России. Сборник 11. К 70-летию Николая Николаевича Лисового ». Институт российской истории РАН. М., 2016. – 354 с. В знак памяти об ученом и для общего представления о широте его научных интересов приведем избранную библиографию его сочинений. Избранная библиография н. Н. Лисового Диссертации: Лисовой Н. Н. Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии: дисс. канд. филос. наук: 09.00.08. М., 1977. – 247 с. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.: дис. д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2007. – 381 с. Книги: Лисовой Н. Н. Круг земной: Стихи и поэмы/[Худож. В. Борисов]. М.: Современник, 1989. – 151 с. Лисовой Н. Н. Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле/С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: “Русское Деловое Агентство”, 2000. – 543 с. Лисовой Н. Н. Награды Русской Православной Церкви. М.: “Ферт”, 2001. – 78 с. Лисовой Н. Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы. М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2002. – 270 с. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М.: Индрик, 2006. – 510 с. Лисовой Н. Н. Церковь , Империя, культура. Очерки синодального периода. М.: Индрик, 2016. – 522 с. Статьи: Лисовой Н. Н. Александр Назаренко или еще раз о методе православного историка//История: дар и долг. М. – СПб., 2010. С. 3–11. Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника)// Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197–225. Лисовой Н. Н. Василий Николаевич Хитрово основатель Императорского Православного Палестинского общества// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5–59. Лисовой Н. Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1905–1917 гт.)//Отблеск Нетварного Света.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1997. Т. 1. С. 48). Однако в летописной похвале этот момент отсутствует, так же как и в похвале О. из текста «Памяти и похвалы кн. Владимиру» Иакова Мниха. К сер.- 2-й пол. XII в. следует отнести и канон О., если отождествить названного в заглавии автора Кирилла Мниха с известным гимнографом еп. Туровским свт. Кириллом II (подробнее см. в разд. «Гимнография»). Очевидно, не позднее рубежа XII и XIII вв. написан тропарь О. («Оставивши лесть идольскую»), дошедший в составе серб. нестишного Пролога 1560 г. дьяка Симона, восходящего к среднеболг. оригиналу XIII-XIV вв. ( Иванова. 1999. С. 12; Павлова. 2008. С. 240). В месяцесловы память О. была внесена не ранее кон. XIV в., при этом в Евангелиях и Апостолах она, как правило, отсутствовала и позднее ( Лосева. 2001. С. 90). В 1547 г. причислена к лику святой равноапостольной. А. В. Назаренко Житие Активное строительство храмов во имя О. в России пришлось на XIX - нач. XX в. (известны посвящения О. приделов в XVII в., напр., в ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле), в кон. XIX - нач. XX в. возникло неск. монастырей во имя О. (в их числе Инсарский во имя святой равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Ольгинский монастырь Мцхетско-Тбилисской епархии). Начиная с 90-х гг. XX в. традиция построения храмов во имя О. возобновилась. В 1913 г. в Российской империи был учрежден знак отличия св. равноап. кнг. О., в 1988 г. Ольги, святой равноапостольной, княгини, орден РПЦ, в 1997 г. на Украине - орден кнг. Ольги 3 степеней. Рукописная традиция Жития включает ряд проложных и пространных редакций. Старшими агиографическими текстами являются 2 краткие Проложные редакции. Одна из них, т. н. южнославянская (по классификации Карпова; древнейшая Проложная редакция в югослав. списках, по классификации Н. И. Серебрянского; 1-й вид Проложного Жития, по классификации З. А. Гриценко), встречается только в болгарских и сербских рукописях XIII-XIV вв. (известно 5 списков в составе прологов: САНУ.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Академические словари древнерусского языка также дают для них только два вышеперечисленных контекста. Первые примеры возвращения термина настоловани относятся лишь к XIV в. (Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1983. Вып. 10. С. 296), причем он приобретает новое значение «престол, власть» и применя­ется уже не епископам, а к светским правителям (см. также ниже). 19 См., напр.: Heceлobckiй А.[З.] Чины xupomeciй и xupomohiй (опытъ историко-археологическаго uзcлдobahiя. Каменецъ-Подольскъ, 1906. С. 274. 20 Ср.: «Когда Бог создал человека словом [Своим], тогда насадил в нем страсти и нравы, и тогда же над всеми ними воцарил (νεθρνισεν) священного вождя – ум с внутренними чувствованиями» (4Макк. 2:21–22). 21 Например, выплату положенной по закону интронизационной пошлины, кото­рая обозначалась как νεθρονιαστικ (Новеллы Юстиниана, 123. 3). 25 Makapiя, епископа Винницкаго, Ucmopiя Русской Церкви. Т. 1. СПб., 1857. С. 224–225 (прим. 125); в последующих переизданиях книги это примечание вынесено в от­дельное приложение 26 Кабанець До «Проложного сказання про освячення церкви святого Гeopriя в дocлiджehhя дabhix пам’яток Mamepiaлu Haцiohaльhoro заповедника «Coфiя 22–23 листопада 2001 р.). К., 2003. С. 110–121. 27 Гвозденко К.С. Церемония княжеской интронизации на Руси в домонгольский период//Древняя Русь//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2009. (35). С. 17–35. 28 О возможных причинах появления церковного элемента в церемонии вокняжения см.: Виноградов А. Ю., Желтов М. С., свящ. Правовые акты Русской митрополии при Константине I (1156–1159 гг.)//У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М., 2019. С. 35–56. 29 Подобное могло случиться только при перемещении епископа с одной кафедры на другую – так, над Константинопольскими патриархами, избранными из числа епископов, чин интронизации совершался заново (поскольку они уже были интронизованы в день епископской хиротонии на другую кафедру), но при восстановлении в должности ранее смещенных патриархов он уже не повторялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский. Древнерусские жития. С. 262; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601; он же. Канонизация святых. С. 223-233; Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996; Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910; Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая//БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14; Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СККДР. Вып. 1. С. 147-148; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316; Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.)/Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236; Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь с древности до наших дней. Минск, 2000; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей//Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76.

http://pravenc.ru/text/187879.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Богословие. Культура 559. Василик В. В. Севир Антиохийский//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 264–268. 560. Макарий (Оксиюк), митр. Варшавский и всея Польши. Теопасхитские споры/М. Ф. Оксиюк//БСб. 1999. 2. С. 18–40. Перепеч. из: Труды Киевской духовной академии. 1912. Т 1. 4. С. 529–559 (то же: Киево-Могилянский сб. Киев, 1913. С. 396–426). См. также 442, 1485,1486, 1496, 1512,1513,1783, 1870, 1994, 2001, 2143, 2168, 2497, 2498, 2753, 2793, 2806. Византия и Запад. Разделение церквей (XI в.) и дальнейшие судьбы Западной церкви См. также: Западно-христианские исповедания 1819– 1992); Проблема папского примата 2414–2415).. 561. Воловников Д. Западный апокриф в истории православного Востока: Случай «дарственной грамоты императора Константина папе Сильвестру»//ТКДА. 1999. Вып. 2. С. 36–58. 562. Подскальский [sic!] Г. Запад и Восток: Факторы, приведшие к разделению: Шансы на сближение и последующее единение: Пер. с нем.//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 554–565. Византия и Восток (XII-XV вв.) 563. Мейендорф И. , протопр. Три литовских мученика: Византия и Литва в XIVв.//ВРЗЕПЭ. 1983. С. 265–281. Вероятно, не авторский текст, а пер. с англ. статьи: The three Lithuanian Martyrs: Byzantium and Lithuania in the XIV cent.//Eikon und Logos... Bd. 2. Halle, 1981. Прпп. Антоний, Иоанн и Евстафий – мученики виленские. Ср. 1243. 564. Назаренко А. В . Русь и Святая Земля в эпоху Крестовых походов//БТ. 1999. Сб. 35. С. 179–196. 565. Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский//БТ. 1960. Сб. 1. С. 85–109. 566. Планк П., свящ . Православные христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099–1187): Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима/Пер. с нем.: М. А. Журинская//АиО. 2000. 4(26). С. 180–191. 567. Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 63–84. См. также 259. Миссионерская деятельность I-XX вв. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70 «Quam vero illi fuerit accepta nostrae parvitatis persuasio, illud sine dubio erat pro iudicio, quod nostrae humilitatis personam postea destinavit pro aecclesiasticae fidei ac disciplinae seminibus mittendis in duo magna regna, Ungarorum videlicet atque Rutenorum, quo tanem venire non potuimus propter offensam regis Ungarici, pridem per nos increpati et ob hoc nodis irati. Illius igitur tanquam altrrius Herodis seu Pharaonis devitantes incidere manus cruentas, legationis ministerium nobis iniunctum non potuimus exequi, eo quod scriptis nostris missis in Ungariam tetigeramus predicti crudelitatem Herodianam. Sic dilato et ablato legationis ministerio in personam nostrum per Eugenium papam destinato ille beata morte obiit» 71 83  Вошедшие во многие справочники сведения о женитьбе Ярослава Изяславича, сына Изяслава Мстиславича, на дочери Владислава II Чешского являются домыслом Н. А. Баумгартена на основании свойства Изяслава и Владислава (Baumgarten 1927. Table V, Nr. 39. P. 26. Not. 39); ср.: Dabrowski 2008. S. 237–242. 72 О перенесении перста св. Иоанна Предтечи в Киев при Владимире Мономахе известно по соответственному проложному слову (Никольский 1907. С. 56–57; Турилов, Галко 2003. С. 220–221; Лосева 2009. С. 227–229, 340–341). Реликвия была, видимо, даром византийского императора Uoahha II Комнина, скреплявшим заключенный около 1121 г. русско – византийский мир. 73 А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский (2010. С. 21–36) добавляют к этой череде ярких совпадений также память 27 июля свт. Климента Охридского, пытаясь релятивировать тот факт, что древнерусским месяцесловам XI–XIV вв. она неизвестна (Лосева 2001. С. 293). 74 В чуть более поздней работе (Ивакин, Иоаннисян 2009. С. 186–187) эта датировка «по характеру плинфы» (что конкретно имеется в виду, авторы не поясняют) сужена до первой трети столетия. 75 В указанной работе Г.Ю. Ивасина и О.М. Иоаннисяна (см. предыдущее примеч.) такая интерпретация оспорена, а те части фундаментов, в которых обычно видели основу аркосолия апсиды, трактуются как база для укреплявших стены контрфорсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

О двема службама св. Петру Коришком//Манастир Црна Pujeka и св. Петар Коришки. Приштина; Београд, 1998. С. 211-217; Konzal V. Otazníky kolem církevnéslovanské Modlitbe k sv. Trojci a eských vliv na literaturu Kyjevské Rusi//Palaeoslavica: Památce Josefa Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-22; Момина М. А. Проблема правки слав. богослужебных гимнографич. книг на Руси в XI в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 200-219; Саверчанка I. B. Старажытная naэзiя Бeлapyci, XVI - першая палова XVII ст. Mihck, 1992. С. 81-95; Серегина Н. С. Неизвестная стихира на Освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в.//Муз. культура средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 14-17; она же. Песнопения рус. святым: По мат-лам рукоп. певч. XI-XIX вв. СПб., 1994; Gil D. Serbska hymnografia narodowa. Kraków, 1995. (Prace Inst. Filologii Slowianskiej; 15); Naumow A. Wiara i historia. Kraków, 1996. S. 81-142. (Krakowsko-Wileskie studia slawistyczne; T. 1); Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.)/Пер. с нем.: А. В. Назаренко. СПб., 1996. С. 376-387; Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в рус. книжности XVII-XVIII вв.//Новодевичий монастырь в рус. культуре. М., 1998. С. 227-237. (Тр. ГИМ; Вып. 99); Мошкова Л. В. , Турилов А. А. «Моравскые земле велей гражданин»: Неизв. древняя служба первоучителю Мефодию//Славяноведение. 1998. 4. С. 3-23; они же. К оценке культурно-ист. ситуации в Болгарии X в.//Славяне и их соседи: XX конф. памяти В. Д. Королюка: Становление слав. мира и Византия в эпоху раннего средневековья: Сб. тез. М., 2001. С. 112-113; Сапожникова О. С. Неизвестные соч. соловецкого книжника Сергия Шелонина//Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рожд. В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 340-355; она же. Соловецкий книжник Сергий Шелонин: Кр. обзор деятельности//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 377-384; Уханова Е. В. Служба св. Клименту, папе Римскому, в контексте Крещения Руси вел. кн. Владимиром//Историческому музею - 125 лет: Мат-лы юбил. науч. конф.

http://pravenc.ru/text/165013.html

В самый день Воскресения утром явился воскресший Господь вначале Марии Магдалине, потомъ – и другим мироносицам. Около вечера того же дня двое из учеников Христовых Лука и Клеопа пошли в селение Еммаус, которое находится от Иерусалима в десяти верстах. Шли они очень печальные. Неожиданная смерть Иисуса Христа убила в них надежду на лучшие дни для Израильскаго народа. На пути они разговаривали между собою обо всем случившемся в эти дни. Главным предметом разговора их был Христос. Подходит к ним какой-то незнакомец и спрашивает их: о чемъ – это вы так разсуждаете между собою и от чего вы так печальны? Удивл такой вопрос учеников Христовых. Неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем во дни эти? сказали они подошедшему путнику. О чем? спросил их спутник. А что было с Иисусом Назаренином, Который был Пророк сильный в деле и слове пред Богом и пред всем народом, – как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли Его. Но мы не того ждали от Него; мы надеялись, что Он есть Тот, Кому назначено избавить нас, израильтян. И вот теперь уже третий день истекает, как совершилось все это. А между тем некоторыя женщины из наших изумили нас, – оне были рано утром у гроба и не нашли тела Его, и, возвратившись, сказывали, что видели Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, нашли все так, как женщины говорили, но Его не видели. Тогда приставший к ним путник заметил им: напрасно они колеблются, – страдания Христовы были предсказаны пророками и следовательно должны были постигнуть Мессию. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? сказал Он им и в доказательство привел все пророчества о страданиях Мессии, начав от Моисея. Ученики дивились. Между тем в разговоре незаметно подошли и к Еммаусу. Незнакомец показывал вид, что он хочет идти далее. Но ученики начали уговаривать Его переночевать с ними, так как наступил вечер. Путник согласился. Вошли они в дом и возлегли за стол подкрепить себя пищею. Путник взял хлеб, благословил его, преломил и подал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Когда же настанет кончина мира, — как Он сам сказал немного ниже, — тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их. Стих 51: Поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! [Стих 52, начало]: Он же сказал им. — Собственно к апостолам обращено это слово; им говорится: Поняли ли вы все это? Господь не хочет, чтобы они, как весь вообще народ, только слушали, но чтобы они и понимали как должные быть наставниками. Стих 52 [окончание]: Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. — Апостолы были наставлены: они — книжники и свидетели Спасителя, которые на плотских скрижалях сердца начертали слова и заповеди Его; они наставлены в священнодействиях (sacramenta) Царства Небесного и имеют многие богатства Домовладыки, и выносят из сокровищницы учения своего новое и старое, чтобы проповедуемое из Евангелия подтверждать свидетельствами из книг закона и пророков. Поэтому невеста и говорит в книге Песнь Песней: Брат мой возлюбленный, новое и старое я сохранила тебе . Стихи 53–54: И было, что, когда окончил Иисус притчи сии, Он перешел оттуда; и, направляясь в отечество [или: землю], Он учил их в синагогах их, так что они удивлялись и говорили . — После притчей, которые Он говорил народу, и которые понимали только одни апостолы, Он переходит в отечество Свое, чтобы там учить более ясно и открыто. Откуда у Него такая премудрость и силы? — Удивительно неразумие назаренян; они изумляются, откуда Премудрость имеет премудрость и где Сила получила силы [чудес]. Впрочем, их заблуждение легко понять : они видят в Нем сына плотника. Стихи 55–56: Разве это не сын плотника? Разве матерь его не называется Мариею, а братья Его не Иаков ли, Иосиф, Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли пред нами? Итак, откуда все это? [Стих 57]: И они соблазнялись относительно Его . — Заблуждение иудеев является спасением нашим и осуждением для еретиков: они настолько видят в Иисусе Христе человека, что считают Его сыном плотника: Разве это не сын плотника? Удивительно ли то, что они заблуждаются относительно братьев, когда они заблуждаются относительно отца? Это место с большей полнотой объяснено в выше названной книге против Гельвидия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010