Библиография Абрамович 1915 – Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Изд. Д. И. Абрамович . Пгр., 1916. Айналов 1918 – Айначов Д. В. Судьба киевского художественного наследия//ЗОРСА. Т. 12, 1918. Алексеев 1935 – Алексеев М. П. Англосаксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха //ТОДРЛ. Т. 2, 1935. Багрий 1914 – Багрий А. Киевский список чуда св. Николая об утопшем детище//Известия ОРЯС. Т. 19, 1914. 2. Бегунов 1974 – Бегунов Ю. К. Русское Слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефодиевская традиция//Slav. R. 43, 1974. Бегунов 2005 – Бегунов Ю. К. Св. Климент Римский в славянской традиции: Некоторые итоги и перспективы исследования//Clem. Nord. Бережков 1963 – Бережков И. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. Бертье-Делагард 1893 – Бертье-Делагард А. Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса//Материалы по археологии России. 12. СПб., 1893. Бессонов 1–6 – Бессонов П. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование. Вып. 1–6. М., 1861–1864. Богданова 1991 – Богданова Н. М. Церковь Херсонеса в X–XV вв.//Византия, Средиземноморье, славянский мир. М., 1991. Буланина 1987 – Буланина Т. В. Феодосий Грек//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. Вагнер, Владышевская 1993 – Вагнер Г. К., Владышевская Т. В. Искусство Древней Руси. М., 1993. Верещагин 1993 – см.: Верещагин 2005. Верещагин 2001 – Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001. Верещагин 2005 – Верещагин Е. М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского – возможное поэтическое произведение Кирилла Философа//Clem. Nord. (впервые работа вышла отдельной брошюрой в 1993 г.). Виноградов, Каштанов 2013 – Виноградов А. Ю., Каштанов Д. В. «Чудо св. Климента» в контексте херсонской традиции. Литературное оформление локальных торжеств//Климентовский сборник. Севастополь, 2013. Висковатый 1939 – Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о латинах»//Slav. R. 16, 1939.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Boris and Gleb//Medieval Studies. 1988. Vol. 50. P. 349-370; Серёгина Н. С. Из истории рус. гимнографии домонгольского периода (по мат-лам певческой книги Стихирарь минейный)//Муз. культура средневековья. Л., 1988. Вып. 1. С. 62-77; она же. Из истории певческих циклов Борису и Глебу//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 291-304; она же. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 74-101; Hollingsworth P. Rulership and Suffering in Kievan Rus " : The Cult of Boris and Gleb: Diss./Univ. of California). Berkeley, 1987; idem. The Cult of Boris and Gleb//The Hagiography of Kievan Rus "/Transl. and with an introd. by P. Hollingsworth. Camb. (Mass.), 1992. P. XXVI-LVII. (Harvard Library of Early Ukrainian Literature, English Transl.; Vol. 2); Lenhoff G. The Martyred Princes Boris and Gleb: A Socio-Cultural Study of the Cult and the Texts. Columbus (Ohio), 1989. (Slavic Studies; Vol. 19); Кравецкий А. Г. Из истории паремийного чтения Борису и Глебу//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 42-51; Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскоую богатяща» - выдающийся образец древнерусского певческого искусства//Муз. культура средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 12-14; Стефанская О. Службы святым Борису и Глебу в муз. рукописях XI-XV вв.//Там же. С. 10-12; Биленкин В. «Чтение» прп. Нестора как памятник «глебоборисовского» культа//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 54-64; Топоров В. Н. Святость и святые в рус. духовной культуре. М., 1995. Т. 1. С. 490-508, 549-566; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 184-198, 376-380 [библиогр.]; Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000; Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. М., 2000. 2. С. 28-50; 2001. 1(3). С. 37-49; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 92-95, 105-106. А . В . Назаренко, А . А . Турилов Иконография Домонгольский период.

http://pravenc.ru/text/153171.html

219, p. 69 sq. ; Glycatzi – Ahrweiler H. Recherches sur l’administration de l’Empire byzantine aux IX» – Xl " sièdes. Athènes-Paris, 1960, p. 10 sq. 469 По так называемой «Эсфигменской легенде», дезавуированной, впрочем, Жак Лефором, Ф. Томпсоном и др., как и вообще пребывание прп. Антония на Афоне. 470 Назаренко А. В., ТуриловА. А. Антоний//ПЭ. М., 2001. T. II. С. 602–603. Иначе: Thomson F. Saint Antony... P. 662–668. 471 Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне//Записки Русского научного института. Белград, 1932. Вып. 7. С. 137–156; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 314; Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X-XVII вв. М., 2007. С. 130–131. 472 Хождение архимандрита Грефения обители пресвятыя Богородицы//ППС. Вып. 48 СПб., 1896. T. XVI. Вып. 3. 476 Странник Зосимы//Книга Хожений. С. 298; см.: Ченцова В. Г. О причинах путешествия русского паломника XV в. Зосимы на христианский Восток//Иностранцы в Византии. Византийцы за рубежами своего отечества. М., 1997. С. 52–54; Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 205 и сл. 484 См. об этом: Гаврюшина Л. К. Святой Савва Сербский и Афон: взгляд из сербского и русского Средневековья»//Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2008. С. 222–229. 487 Бокач Феодор, свящ. Афон. Значение Святой Афонской Горы в деле создания и распространения духовной культуры на Руси. Париж, 1959. С. 33. 489 До 1626 г. Святая Гора управлялась общим собранием всех обителей, во главе которого стояло выборное лицо – прот. 504 Известно, что в те годы в Пантелеймоновом монастыре жили: игумен, 15 священников, 7 диаконов и братии 170 человек. Церквей принадлежало монастырю – 15; господствовал общежительный устав. Интересно, что через 13 лет монастырь оказался совершенно пустым... 519 Составитель Служебника 1655 г. почему-то не упоминает об Эсфигмене, Григориате, Ставрониките, Константе (?) и Кастамоните.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI - 1-я пол. XIII в. П. рус. людей на Св. землю начались вскоре после крещения Руси. В самом нач. XII в. игум. Даниил уверял, что до него «мнози бо доходивше святых сих мест… мнози бо ходивше святаго града Иерусалима…» (Житье и хоженье Даниила. 1885. С. 3). Применительно к XI в. некоторые конкретные факты дает столь аутентичный источник, как Житие прп. Феодосия Печерского. Настоятель киевской обители св. Димитрия и бывш. игумен Печерского мон-ря (предшественник Феодосия в этой должности) прп. Варлаам «иде в святыи град Иерусалим, таче походив святая та места, възврати ся в свои манастырь» (Успенский сб. XII-XIII вв./Изд.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 95). Случайно или нет (покровитель Варлаама киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич имел тесные связи с лат. Западом) П. Варлаама пришлось на то же время, что и упомянутое выше массовое П. 4 нем. епископов в 1064-1065 гг. Четвертью века ранее Варлаама на Св. землю жаждал попасть сам Феодосий, будучи еще юношей: «...таче слыша пакы о святых местех, идеже Господь наш Иисус Христос плътию походи, и жадаше тамо походити и поклонити ся им» (Там же С. 75),- однако присоединиться к одной из паломнических групп ему помешала строгая мать. Эпохой настоящего расцвета древнерус. П. на Св. землю стал XII в.- период существования там гос-ва крестоносцев. Многочисленные данные об этом сохранились в самых разнообразных источниках. Вероятно, на 1098-1099 гг., т. е. время 1-го крестового похода, пришлось паломничество Гиды, первой супруги киевского (тогда переяславского и ростовского) кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, к-рая скончалась на Св. земле ( Назаренко. 2001. С. 601-607). Но наиболее известное П. представительницы древнерус. княжеского дома в Иерусалим - имевшее место более полувека спустя (датировка дискуссионна: в 1172-1173 или, вероятнее, в промежуток между 1163 и 1165) путешествие полоцкой княжны и игумении Спасского мон-ря под Полоцком прп. Евфросинии Полоцкой, к-рая также упокоилась на Св. земле, в Феодосия киновиарха монастыре ( Кушелев-Безбородко.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 32-33, 644-647; Строев. Списки иерархов. Стб. 107; Зверинский. Т. 2. С. 260-261. 1036; Янин В. Л. Из истории землевладения Новгорода в XII в.// Он же. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977. С. 60-79; он же. Новгородские акты, XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 136-138; Раппопорт П. А., Пескова А. А. Архит. раскопки в Новгороде//Археол. открытия, 1978. М., 1979. С. 32; Раппопорт П. А. Церковь Пантелеймона в Новгороде//КСИА. 1980. Вып. 172. С. 79-82; он же. Археол. исследования памятников древнего новгородского зодчества//НИС. 1982. Вып. 1(11). С. 189-202; Филиппова Л. А. К истории Пантелеймонова мон-ря и его окрестностей//НГОМЗ: Мат-лы науч. конф. Новг., 1991. С. 133-138; она же. Пантелеймонов [мон-рь]//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 321-322; Каштанов С. М. Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; он же. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 86-93; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных монастырей Новгорода Великого//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 3-122; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 227-295; он же. Предварительные итоги ист.-геогр. изучения Ильменского Поозерья кон. XV в.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2007. Вып. 21. С. 290-291; он же. Мат-лы к перечню описей имущества мон-рей Новгородской земли XVI-XX вв.//НовгАВ. 2013. Вып. 11. С. 225-249; Седов Вл. В. О ранней истории новгородского Пантелеймонова мон-ря//ДРВМ. 2011. 4(46). С. 13-31; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 545-549; Печников М. В. Новгородский свт. Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия: (30-50-е гг. XII в. )//ВЦИ. 2017. 3/4(47/48). С. 237-278.

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Немецкие Епископы угрожали князю Коцелю расправой за то, что он принял Мефодия. Святой Мефодий был вынужден отправиться в Моравию. Он очутился в Моравии во время этих драматических событий. Воспользовавшись захватом Моравии Германией, немецкие Епископы Адальвин Зальцбургский, Германрих Пассауский, Аннон Фрейзингенский и Ландтфрид Сабионский весной 870 г. схватили св. Мефодия, чтобы расправиться с ним, как светская немецкая власть расправилась с князем Ростиславом. После нескольких месяцев предварительного заключения св. Мефодий предстал перед церковным судом своих врагов и мучителей – немецких Епископов, в присутствии германского короля Людвига. Главным обвинением против св. Мефодия было то, что он действует в чужой церковной области. Он опроверг это обвинение тем, что Паннонская Архиепископия находится под непосредственной властью и в прямом подчинении римскому престолу св. Петра, т. е. римскому папе. Прения с немецкими Епископами были разгоряченными. Св. Мефодий смело и находчиво отражал нападки своих противников. О мужестве и силе характера св. Мефодия свидетельствует его ответ на реплику германского короля, который, мрачно посмотрев на него из-под бровей, сказал: «Не терзайте моего Мефодия, он уже вспотел как в печи.» Св. Мефодий живо ответил: «Государь, однажды в древности некие люди, встретив одного вспотевшего философа, спросили его почему он вспотел? А он им ответил – «препирался с невеждами». По извечным немецким нравам св. Мефодия били бичами, держали его под дождем и в зимнюю стужу под открытым небом (в Альпах!). Его осудили на тюремное заключение и заперли в немецком монастыре в Швабии (предположительно в Элльвангене или в Рейхенау), вместе с некоторыми его учениками, среди которых были и немецкие миссионеры, которые поддерживали его дело (A. В. Назаренко, Немцы в окружении св. Мефодия?, сб. Византийские очерки, СПб, 2001). Пребывание св. Мефодия и его учеников в заключении в немецких монастырях не осталось бесследным. Св. Мефодий подтолкнул немецкое духовенство к применению говоримого старонемецкого языка в духовной практике. Так, некоторые молитвы были переведены с древнеболгарского (словеноболгарского) на старонемецкий язык. Иначе говоря, за шесть веков до движения Лютера св. Мефодий дал немцам возможность сделать шаг к христианской свободе в рамках канонической Церкви, коей возможностью немцы не воспользовались ввиду незрелости тогдашнего немецкого общества. В дальнейшем через лютеранство половина Германии отпала от канонической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

280). П. собр. р. лет. 1. 56 «Дивно есть се, колико добра створил Русьтей земли, крестив ю»,— восклицает летописец (1. 57). Снес.: Иларион. в Приб. к Тв. св. отц. 2. 277, 280 П. собр. р. лет. 1. 65–66 Иларион. в Приб. к Твор. св. отц. 2. 279 Карамз. 2. Прим. 34 Востоков. Опис. рук. Рум. муз. 598 Впрочем, есть сказание, что еще прежде Ирины постриглась в инокини Рогнеда, одна из бывших жен Владимира (Собр. р. лет. 2. 258 Карамз. 1. Прим. 462 Щербатов. Истор. росс. 1. 273 П. собр. р. лет. 1. 54, 56, 65–66; 3. 179 Летоп. Переясл. Сузд. С. 33 Соловьев. Истор. России. 1. С. 181–182 В Никоновой летописи (1. 112 Степенной книге (1. 167 и в отдельных рукописях (Опис. рукоп. графа Толстова. С. 595 сохранилось сказание о некоем славном разбойнике времен Владимировых, по имени Могуте, покаявшемся и спасшемся. Комментарии Это чтение Супрасльской летописи (вернее, Супрасльского списка так называемой летописи Авраамки кон. XV в.) сомнительно. В других списках вместо «манастырь» во фразе: «Свершиша манастырь святую Богородицю» (Супр.) — читается: «мастеры», что еще А. А. Шахматов признавал более исправным (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 256–257 и прим. 1). Ссылка на свидетельство Титмара Мерзебургского в данном случае не имеет силы, так как употребленный им термин «monasterium» мог обозначать не только монастырь, но и кафедральный собор (ср., например, соврем. нем. Mьnsmer в этом значении) (Poppe A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 16–17; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 187–189. Коммент. 95). Тем самым, Титмар мог иметь в виду деревянный Софийский собор — предшественник каменной Софии времен Ярослава Мудрого. См. коммент. Сохранившееся житие прп. Ефрема Новоторжского создано в последней четв. XVI в. в связи с перенесением мощей святого. Древнее житие, о существовании которого впервые упоминается в 1305 г., впоследствии было утрачено (Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 148–150). Поэтому точные даты, приводимые в житии XVI в. (1038 г.— основание Борисо-Глебского монастыря «архимандритом» (!) Ефремом, 1053 г.— преставление прп. Ефрема) нельзя считать вполне достоверными. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

1984. 6. С. 34-47; он же. Еще раз о датировке взятия Корсуня кн. Владимиром//ВВ. 1988. Т. 49 (74). С. 190-194; Богданова Н. М. О времени взятия Херсона кн. Владимиром//ВВ. 1986. Т. 47(72). С. 39-46 (см. также: ВВ. 1988. Т. 49. С. 195-201); M ü ller L. Die Taufe Russlands. Münch., 1987. S. 92-116; он же. Рассказ «Повести временных лет» о крещении Владимира Святославича// Мюллер Л. Понять Россию: Ист.-культурные исслед. М., 2000. С. 60-70; Vodoff V. Naissance de la Chretienté russe. P., 1988 (по указ.); Tausend Jahre Christentum in Russland: Zum Millenium der Taufe der Kiever Rus "/Hrsg. K. Ch. Felmy, G. Kretschmar, F. von Lilienfeld, C.-J. Roepke. Gött., 1988; Obolensky D. Cherson and the conversion of Rus " : An anti-revisionist View//BMGS. 1989. Vol. 13. P. 244-256; Щапов Я. H. Государство и церковь Др. Руси Х-ХШ вв. М., 1989 (по указ.); Proc. of the Intern. Congress Commemorating the Millenium of Christianity in Rus " -Ukraine/Ed. O. Pritsak, I. Ševenko, M. Labunka. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12/13); Shepard J. Some remarks on the sources of the Conversion of Rus "http://Le origini e lo sviluppo... P. 59-96; Беляев С. А. Поход кн. Владимира на Корсунь: (Его последствия для Херсонеса)//ВВ. 1991. Т. 51(76). С. 153-164; он же. О названии церкви, в к-рой был крещен кн. Владимир//ДРВм. 2001. 2 (4). С. 50-68; Seibt W. Der hist. Hintergrund und die Chronologie der Taufe der Rus " (989)//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow/Ed. A.-E. Tachiaos. Thessal., 1992; Арранц М. О Крещении кн. Владимира//Тысячелетие введения христианства на Руси, 988-1988. [М.], 1993. С. 61-76; Архипов А. К. К изучению сюжета о выборе веры («Повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка»)//Jews and Slavs. Jerusalem; St.-Pb., 1993. Vol. 1. P. 20-43; Васильев М. А. Вел. кн. Владимир Святославич: от языческой реформы к Крещению Руси//Славяноведение. 1994. 2. С. 38-55; Назаренко А. В. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие гос-ва на территории России, 1991 г. М., 1994.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Факт того, что в основе сказания лежит историческое событие, подтвердили найденные в кон. XX в. источники европ. происхождения: рассказ Руперта Дойцского о чуде с «Арольдом, королем народа Руси», известный в 2 лат. сборниках XII в., происходящих из мон-ря во имя вмч. Пантелеимона в Кёльне (1-й опубл. в XIX в.; 2-й находится в Ист. архиве г. Кёльна - Cod. Wallraf. 320, в рус. пер.: Назаренко А. В. Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: Мон-рь св. Пантелеймона и семейство Мстислава Великого (кон. XI - нач. XII в.)// Он же. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей XI-XII вв. М., 2001. С. 586-589). Согласно Руперту Дойцскому, рус. король Харальд был ранен на медвежьей охоте и исцелился после видения ему вмч. Пантелеимона. Король рассказал о видении своей матери, которая очень почитала святого и дала обет по исцелении сына совершить паломничество на Св. землю. О возможной достоверности рассказа и исполнении обета свидетельствуют некоторые факты: мать новгородского кн. Мстислава Владимировича и супруга вел. кн. Киевского Владимира Мономаха в девичестве была принцессой Гидой (Гитой), дочерью англосакс. кор. Гарольда II, погибшего в битве при Гастингсе (1066) с герцогом Нормандии Вильгельмом Завоевателем; в изгнании принцесса находилась в кёльнском мон-ре вмч. Пантелеимона; сын кн. Мстислава Владимировича, новгородский кн. Изяслав, носил в крещении имя Пантелеимон и основал в Новгороде мон-рь во имя своего небесного покровителя. Круглый формат иконы уникален для древнерус. искусства, однако подобные иконы существовали в раннехрист. искусстве, восходили к круглым медальонам на античных щитах (лат. imago clipeata) и в церковном убранстве (керамическая икона свт. Николая X-XI вв., Музей Уолтерса, Балтимор - поясной образ святого размещен в круглом медальоне на квадратной пластинке) и упоминались в письменных источниках Византии до XII в. Впосл. типология круглого образа воспроизводилась в мелкой пластике. О почитании иконы на протяжении длительного периода свидетельствуют сохранившиеся памятники иконописи.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Вокняжение блгв. кн. Мстислава Владимировича в Киеве и битва Мстислава Владимировича с Олегом Святославичем при Колокше. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 39 об.) Вокняжение блгв. кн. Мстислава Владимировича в Киеве и битва Мстислава Владимировича с Олегом Святославичем при Колокше. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 39 об.) Великий (1075/76 - 14/15.04.1132, Киев), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), кн. Киевский (1125-1132). Старший сын Киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и кнг. Гиды; по муж. линии внук киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича , по женской - последнего англосакс. кор. Гарольда (Харальда) II Годвинсона. Основатель старшей линии князей Мономашичей. Последний правитель объединенного под его властью Древнерусского гос-ва (см. Древняя Русь ). В крещении получил имя в честь вмч. Феодора Стратилата или вмч. Феодора Тирона («Феодором, а мирьскы Мьстиславом» М. В. называется в выходной записи созданного по его повелению Мстиславова Евангелия ). Более 20 печатей 2 типов М. В. с благожелательной записью и изображением св. воина Феодора найдены преимущественно в Вел. Новгороде (Актовые печати. Т. 1-3). В исл. сагах и нем. источнике о чуде вмч. Пантелеимона М. В. фигурирует под именем, являющимся, очевидно, родовым по линии матери - Гарольд (Харальд Вальдамарссон - Джаксон. 2000; Арольд - Назаренко. 1993; Он же. 2001. С. 585-608). В 1088 г. по решению отца и деда М. В. был отправлен на княжение в Новгород, где правил почти без перерывов до 17 марта 1117 г. (кроме периода с нач. 1094/95 до весны 1096, когда он княжил в Ростове). Поэтому новгородцы считали, что в лице М. В. они «въскормили есмы собе князь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 276). При М. В. в Новгороде находился его советник, имевший престижный визант. чин протопроедра,- Евстафий, на печатях к-рого был также изображен св. патрон князя (Актовые печати. Т. 1).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010