Lpz., 1897-1911. 11 Bde), но окончательно она утвердилась благодаря Э. Шюреру, описавшему З. как единое движение, созданное Иудой Галилеянином (6 г.) и закончившее существование вместе с сикариями Масады (73) и егип. сикариями (74) ( Schürer E. Geschichte der jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1901-1911 3. 3 Bde). Более поздние исследования показали, что объединять эти движения неверно и что партия З. была всего лишь одной из религиозно-политических групп. По вопросу о том, с какой из них можно отождествить З., по-прежнему ведутся дискуссии. Одни исследователи продолжают считать, что партия З. произошла от группировки, основанной Иудой Галилеянином и названной Иосифом Флавием «четвертая философия» (после фарисеев , саддукеев и ессеев ) ( Hengel. 1989; Brandon. 1967), другие отождествляют их либо с сикариями ( Yadin. 1967), либо с группировкой Элиезера бен Шимона ( Smith. 1971), либо с группировкой Йоханана бен Леви из Гуш-Халава (Иоанна Гисхальского). Кроме того, высказывалось мнение, что З. следует считать не религ. партией, а скорее просто бандой, состоявшей из бежавших от рим. грабежей крестьян ( Horsley. 1986). В такой ситуации содержание понятия «З.» можно определить, только исходя из общего представления о «священной ревности» в евр. традиции и учитывая весь спектр радикальных религиозно-политических группировок, действовавших в Палестине в I в. по Р. Х. и принявших участие в восстании против Рима. Понятие «ревность» (  ), ставшее главной чертой З. и идеологической основой евр. религ. экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемся к избранному Им народу, вступившему с Ним в отношение завета (ср.: Исх 20. 5; 34. 14; Втор 4. 24; 5. 9; 6. 15; Нав 24. 19; Наум 1. 2). Бог Израиля требует и от Своего народа ревностного соблюдения завета (прежде всего отказа от идолослужения). I век по Р. Х. стал периодом религ. активности в Иудее. Рим. владычество, диктующее определенные правила поведения, эллинизация евр. элиты, обнищание земледельцев, споры о толковании Писания и как результат - религ.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Под Асиром (ст. 2) толкователи обыкновенно понимают город Асор, взятый И. Навином по умерщвлении царя этого города Навина ( Hab. XI:1 сл. кн. Cyд. IV:2 ), затем принадлежавший Неффалимову колену (Нав. XIX:36–37); он укреплен был Соломоном 3Цap. IX:15 , после вместе с Кедесом взят был Феглаффелассаром ( 4Цap. XV:29 ). По И. Флавию (Древн. V, 5, 1), лежал на Семахонитском озере (Мером), теперь – холм Телл-ел-Харрави с остатками древних сооружений. См. Onomast. 167; проф. Олесницкого, Святая земля, т. II, с. 479; проф. Дроздова, с. 419–421; Толков. Библ. т. II, с. 324. Некоторые толкователи, на основании чтения Vulg.: post viam, quae ducit ad occidenten (в Синайск. код. этому соответствует: οπσω δυσμν ηλου, по аналогии с Bmop. XI:30 ), не без основания усматривают здесь определение местоположения Фисвы при дороге, или на запад от дороги, пролегавшей через Верхнюю Галилею в направлении с востока к западу, т.е. от Иордана к Средиземному морю (одна такая дорога шла от Акко в северном направлении через горы Неффалимовы к Кесарии Филипповой, другая пролегала близ Кедеса, Асора и Фисвы). См. у проф. Дроздова, с. 424. Пленение Товита с соплеменниками приписывается в кн. Товита ассирийскому царю Енемессару (по текстам LXX и слав. русск.) или Салманассару (по Vulg. Chald. Hebr. Munst.): последнее вполне согласуется со свидетельством 4Цap. XVII:3–6, XVIII:9–11 о разрушении царства Израильского и о пленении жителей Салманассаром (обыкновенно наз. Салманассар IV), так что отведение Товита в плен падает на время окончательного разрушения Самарии и царства Израильского при последнем царе его Осии, или в 6-й год царствования Езекии. Как 4 Царств, так и кн. Товита здесь по букве расходятся со свидетельством ассирийских памятников, по которым окончательно взял Самарию и переселил израильтян в Ассирию не Салманассар, а Саргон, но это кажущееся противоречие легко устранимо частью тем соображением, что один из этих царей – именно Саргон лишь закончил начатое другим – Салманассаром дело осады Самарии и пленения израильтян, частью – возможностью принадлежности этих двух имен одному и тому же ассирийскому царю (см. у проф. Дроздова, с. 432–440; сн. Толков. Библ. т. II, с. 519). Не противоречит равным образом рассматриваемое свидетельство кн. Товита и свидетельству 4Цap. XV:29 , по которому еще предшественник Салманассара IV – Феглаффелассар III при Фахее израильском и Ахазе, между прочим, «взял Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию», так как в этом случае могло иметь место частичное выселение жителей с территории Неффалимова колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих Лк 10. 42 содержит многочисленные текстуальные трудности. Так, фраза «одно только нужно» представлена в греческом тексте в 6 различных комбинациях, из которых можно выделить 2 основные. Краткий вариант является самым распространенным и представлен в большинстве переводов этого стиха: νς δ στιν χρεα (букв.- «одно только необходимо»), он считается более древним, оригинальным чтением (встречается в древнейшем папирусе ¸ 45); пространный вариант представлен в ряде важных рукописей и звучит как λγων δ χρεα στιν νς (букв.: «необходимое есть в немногом или одном» - Nestle-Aland. NTG. S. 194; Witherington. 1987. P. 100). Такое же различие присутствует и в лат. переводах (pauca autem necessaria sunt aut unum/unum est necessarium). Греческое выражение «благую часть» (τν γαθν μερδα) в первоначальной форме не содержит сравнительных характеристик; букв. перевод греч. оригинала на лат. язык bonum partem присутствует только в отдельных рукописях Вульгаты VIII-IX вв. (Novum Testamentum Domini Nostri Iesu Christi Latine. Oxonii, 1889. Pars. 1: Quattuor Euangelia. P. 383) и в большинстве рукописей старолат. перевода Евангелия (Itala: Das Neue Testament in Altlateinischer Überlieferung nach den Handschriften/Hrsg. A. Julicher. B.; N. Y., 19762. Bd. 3. S. 126). В основной, нормативной версии перевода блж. Иероним Стридонский использует форму в превосходной степени: optimam partem - «лучшую часть». Фразы из этого отрывка («лучшая часть», слав.: «единое на потребу») через переводы и толкования христ. авторов стали расхожими выражениями во мн. европ. языках ( Constable. 1998. P. 5). В этом рассказе Марфа играет традиц. роль, присущую женщинам того времени, чьи основные обязанности были связаны с оказанием гостеприимства приходившим в дом; поведение же Марии выходит за общепринятые рамки и получает особенное одобрение со стороны Господа. Поведение Марфы не осуждается: она полна добрых намерений и заботится о благополучии Господа, а не о своем собственном благе. Господь в Своих словах определил иерархию поведения сестер: служение Марфы обладает меньшей значимостью по сравнению с действиями Марии, которая решила внимать словам Господа, тем самым являя собой высший пример преданности Его настоящей ученицы. И хотя рассказ не является притчей, этому тексту наиболее близка притча о сеятеле: семя, упав, «на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк 8. 8). Избрание лучшей части напоминает о необходимости совершать правильный выбор, как это показано в притчах из Евангелия от Луки (Лк 15. 8; 16. 13; 18. 19-22). Слово «часть» находится в широком контексте библейского богословия, напоминая о понятии «удел» в преданиях о распределении земли обетованной (Нав 11. 23), что также может быть аллюзией на эсхатологическую награду, которая ожидает последовавших за Спасителем Его верных учеников (ср.: 1 Петр 2. 9 - Bovon. 1999. S. 108).

http://pravenc.ru/text/2562512.html

12) Иеремия ( Иер.5:7 ): «Как же мне простить тебя? Сыны твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги». А клятва именем Божиим употреблялась: 13) Иисуса Навина ( Нав.9:18 ): «Иисус и сыны Израилевы не побили их, потому что все начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым». Сопоставляя эти тексты между собою, а так же из Второзакония ( Втор.6:13 ) и слова псалма ( Пс.23:3–4 : «Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно», легко видеть параллель: именем Божиим клятва дозволена и употреблялась, а богами ложными клятва запрещалась; Богу истинному должно воздавать поклонение и не делать сего богам ложным и т. д. Что клятва именем Божиим будет и что она не противна Богу, об этом предсказывали и пророки: 14) Псалом ( Пс.109:4 ): «Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека». 15) Пс.62:12 : «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся им, ибо заградятся уста, говорящих неправду». 16) Исаия (ИС.45:22–23): «Ко мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я – Бог, и Нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык». 17) Там же ( Ис.65:15–16 ): «Рабов своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих». 18) Иеремия ( Иер.4:2 ): «И будешь клясться: жив Господь! в истине, суде и правде. И народы им будут благословляться и им хвалиться». 19) Даниил ( Дан.12:7 ): «И слышал я, как Муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится». Из нового завета: 20) Ефесеом ( Еф.4:17 ): «Посему я говорю и заклинаю Господом, что бы вы более но поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Азот, после нашествия Халдеев, был восстановлен, но в последствии Иоанафан Маккавей взял его и сжег; засим опять был восстановлен Иудеями, но в прежнее состояние не приходил, лишившись прежних жителей и богатства. Аккарон искоренится Аккарон (значит: истребление), славившийся своим идолом Веельзевулом, самый северный из главных Филистимских городов, при бл. Иерониме был маленьким местечком, а после совершенно исчез с лица земли, так что и следов его не осталось: Аккарон совершенно истреблен. Соф.2:5 . Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища. С Евр: «горе жителям приморской страны, народу Критскому! Слово Господне на вас Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя и не будет у тебя жителей». Сказавши об участи главных городов Филистимских, теперь пророк вообще говорит об их земле, об ее опустошении Халдеями, давая знать сим, что Иудеи не должны надеяться на спасение от врагов в Филистимской земле. Поскольку эта земля находилась на берегу Средиземнаго моря, то и называется ужем – т. е. частию. " Ужем 34 морским (поясняет бл. Феод) называет пророк приморскую страну, ибо ужем в Бож. Писании называется участок, а переселившихся с Крита 35 ) – пришельцами; потому что, как вероятно, в приморские города приходили некоторые из Крита и поселялись там. Посему и Ханааном, и ужем морским, и Критом, и пришельцами Критскими пророк наименовал приморския земли в Палестине, которым угрожает опустошением». Слово Господне на вас Ханаане земле иноплемеников (т. е. Филистимлян). Ханаан называется здесь землею Филистимлян потому, что Филистимляне занимали часть земли Ханаанской (См. Нав. 13:3 ; Ис. 14:29 ). Св. пр. Иезекииль показывает и причину, почему должны погибнуть Филистимляне, – потому, что «Филистимляне поступали мстительски (с Еврейским народом), и мстили с злорадством, от всей души, на погибель, из неприязни вечной». Иез. 25:15 . Св. пр. Амос также угрожает, как мы уже заметили, раззорением Филистимлянам за то, что они плеников Еврейских, как невольников, продавали Идумеянан, а эти последние перепродавали другим народам Ам.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Враги пришли «из-за моря, от Сирии» (ст. 2), т.е. с восточной стороны Мертвого моря, где жили моавитяне и аммонитяне. Вместо «от Сирии» (евр. me – Aram) Калмет читал «от Эдома» (me – Edom): такая замена одного слова другим, возможная ввиду близости евр. букв далет и реш, делает более понятной речь о последующем участии в коалиции и идумеев (ст. 10, 23). Древний халдейский перевод, руководясь, может быть, этим соображением, в ст. 1 слово Амион заменяет словом Эдом. Хацацон-Фамар (LXX: σασν Θαμρ, слав.: «Асасан-Фамар») – название, встречающееся еще только в ( Быт.14:7 ), (ср. «Толковая Библия», т. I, с. 94–95) – древнее название местности и города, позднее известных под именем Ен-Геди («источник дикой козы»; ( Нав.15:62 ; 1Цар.24:1 )) в так называемой пустыне Иудиной, на западном берегу Мертвого моря, теперь Айн-Джиди (Onomasticon, 401, 143. «Толковая Библия», т. II, с. 100, 285); древнее название Хацацон-Фамар указывало на богатство этой местности пальмами. 2Пар.20:3 .  И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. 2Пар.20:4 .  И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа. 2Пар.20:5 .  И стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором, 2Пар.20:6 .  и сказал: Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя! 2Пар.20:7 .  Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек? 2Пар.20:8 .  И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря: 2Пар.20:9 .  если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь. 2Пар.20:10 .  И ныне вот Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира, чрез земли которых Ты не позволил пройти Израильтянам, когда они шли из земли Египетской, а потому они миновали их и не истребили их, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Замечай, что не железом (железным ножом) Сепфора обрезает дитя, ибо железо служит для наказания и приличествует находящимся под наказующим законом, – но „камешком“ (острым), как написано ( Исх.4:25 ), понимаемым в значении прообраза Христа, ибо этим указывается на непреложность и твёрдость во всём природы Единородного. Поэтому Бог и Отец через святых пророков называл Христа и „адамантом“ (алмазом), говоря так: „вот Я влагаю адамант в средину народа Моего Израиля“ ( Ам.7:8 ). Адамант образно опять указывает нам на то, что божественная и неизреченная природа Слова отнюдь не может уступать противникам Своим. Таким образом и божественный Иисус, после военачальствования Моисея и его кончины призванный для предводительства (Израилем), по божественному определению делал чистыми сынов Израиля. И так как им подобало восставать против неприятелей, то и благовременно приказывал им как бы наперёд вооружиться посредством обрезания, зная, что иначе не избегнут поражения и не спасутся от смерти уже долженствовавшие немедленно же начать сражение. Написано же о нём так: „и сказал Господь Ии- —163— сусу: сделай себе ножи каменные из камня острого и, седши, обрежь сынов Израиля 1611 ; и сделал Иисус ножи каменные и обрезал сынов Израиля“ (Иис. Нав.5:2–3 ). Наименование „камня“ здесь указывает нам как бы на твёрдость и несокрушимость Божия Слова. А название его „острым“ обозначает Его силу тонко проникать во всё и острейшую Его действенность, как и Павел, воспитанный на священных и божественных писаниях, называет нам Божественное Слово „живым и действенным, и острейшим более всякого меча обоюдоострого“, и говорит, что оно проникает „до разделения души и духа“ ( Евр.4:12 ). Столь тонкое и острое, проникая в наши сердца через Собственного Духа 1612 , Оно освобождает от всякой нечистоты. Обрезая неизреченным образом то, что наполняет нас превеликой мерзостью, Он делает нас и святыми и непорочными. Замечай, пожалуйста, здесь яснейший образ истины. Обрезывающий Иисус, а подвергающиеся этому от него суть „всякое дитя молодое“, как написано, „которое не знает сегодня доброго или злого“ ( Втор.1:39 ). Так вышедшие из Египта имели на себе божественный гнев возмездием за непослушание и разнообразные наказания постигали их в пустыне, так как всесвятому Богу благоугодно было справедливо не вводить их в землю, которой клялся отцам их. Бывшие же после них, как свободные от вины непослушания, служили прообразом нового народа, почему и принимают обрезание в духе через Христа, между тем как дре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации ( Нав. 1:10–11 ). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина ( Нав. 8:33 ; Нав. 24:1 ), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей ( Суд. 9:28 ); 3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей ( 1Пар. 23:4 ; ср. 2Пар. 19:8–11 , царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.); 4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя ( 3Цар. 4:5–19 ; ⇒ Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими ( 3Цар. 5:16 ) (⇒ Дееписатель ⇒ Приставник); 5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма ( 2Пар. 24:11 ; 2Пар. 31:13 ); 6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме ( Иер. 20:1 ). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), который командовал защитниками города ( 4Цар. 25:19 ; Иер. 52:25 ); 7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их «начальниками» ( Неем. 11:9.14.22 ). V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100–50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими ( Прем. 6:4–11 ; в Синод. пер. – «служителями Его царства»). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему. VI. АВТОРИТЕТ При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоятельство, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания. VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«До того времени, пока не полились на них воды Божии с неба». В Палестине различается период ранних дождей и период поздних дождей. Период ранних (применительно к еврейскому счету гражданского года с сентября) дождей падает на осенние месяцы – октябрь и ноябрь; период поздних дождей падает на весенние месяцы – с конца февраля по начало апреля. 2Цар.21:12 .  И пошел Давид и взял кости Саула и кости Ионафана, сына его, у жителей Иависа Галаадского, которые тайно взяли их с площади Беф-Сана, где они были повешены филистимлянами, когда убили филистимляне Саула на Гелвуе. См. ( 1Цар.31 ). 2Цар.21:15 .  И открылась снова война между филистимлянами и израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с филистимлянами; и Давид утомился. Несомненно, что находившиеся в подчинении у евреев филистимляне пожелали воспользоваться смутами в царстве евреев, чтобы возвратить себе утраченное преобладание над ними. 2Цар.21:16 .  Тогда Иесвий, один из потомков рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Под рефаимами разумеются древние первообитатели Ханаана, отличавшиеся большим ростом и необыкновенной силой ( Втор.2:10–11 ; Чис.13:34 ). Местом их обитания были Васан ( Втор.3:11 ), земля аммонитян ( Втор.2:20–21 ), земля моавитян ( Втор.2:10–11 ), южные пределы западного Заиорданья – окрестности Хеврона и Иерусалима ( Нав.15:8,13–14,18:16 ) и др. С рефаимами Священное Писание нередко соединяет, а иногда и обобщает: Енакимов ( Нав.11:21–22 ), Зузимов, Емимов ( Быт.14:5 ), Замзузимов ( Втор.2:20–21 ). О сикле см. прим. к ( 2Цар.14:26 ). 2Цар.21:18 .  Потом была снова война с филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков рефаимов. «В Гобе». В ( 1Пар.20:4 ) и у Иосифа Флавия поставлено «в Газере». Газер – город на северо-западе от Иерусалима. 2Цар.21:20 .  Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков рефаимов,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3, 5, 3); для меня мир распят, и я для мира (Гал 6, 14). Глава 6. О шнурках Монахи носят также два шнурка, сплетенные из шерстяных ниток. Накинув их на затылок и спустив под мышки, опоясывают себя, чтобы иметь больше свободы в действиях, желая пополнить заповедь апостола, который говорит, что нуждам его и нуждам бывших при нем послужили руки его (Деян 20, 34), и что он напрасно ни у кого хлеба не ел, но в труде и подвиге проводил ночь и день, чтобы не отяготить кого-нибудь, и если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол 3, 8, 10). Глава 7. О епанчах Стараясь, чтобы одеяние их было и малоценно и удобно, избегая дорогих одежд, они закрывают шею и плечи небольшой епанчой. Глава 8. О милоти, козлиной коже Последнее одеяние их - козлиная кожа, называемая милотью, которую они носят, подражая изобразившим их звание в Ветхом Завете, о которых апостол говорит, что они скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления: те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37). Козлиная кожа внушает им, чтобы они, умертвив плотские страсти, постоянно устремлялись к добродетелям и не допускали, чтобы в теле их оставались свойственные юношеским летам горячность и непостоянство. Глава 9. О жезле Пример Елисея, который, посылая отрока своего Гиезия воскресить сына женщины, дал жезл свой и повелел возложить его на Лицо мертвого (4Цар 4), показывает, что мужи, принадлежавшие к этому званию, носили также жезлы. Жезл внушает им, чтобы они были осторожны среди бесчисленного множества духовных зверей, и, в случае нападения, отражали и далеко от себя отгоняли их крестным знамением и истребляли их непрестанным памятованием страданий Господних и следованием Ему в самоотвержении. Глава 10. Об обуви Хотя, по заповеди евангельской, они не имеют сапог, впрочем, в случае немощи тела, холода или жара, обуваются в полусапоги, тем самым показывая, что хотя мы не можем совершенно освободиться от попечения о плоти, но и не должны много заботиться о ней смертоносными мирскими попечениями, чтобы не оплакивать ног души нашей, которые всегда должны быть готовы к благовествованию мира. А этих забот не будет, если мы не будем попечения о плоти превращать в похоти (Рим 13, 14). Впрочем, приступая к молитве или принятию Св. Тайн, они скидывают полусапоги, чтобы буквально исполнить ту заповедь, которую Бог дал Моисею и Иисусу Навину: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх 3, 5; Нав 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1750...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010