Главная весть Апокалипсиса: «Се, гряду скоро», – и Церковь должна откликнуться на нее святым нетерпением невесты в ожидании суженого: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Отк. 22:20 ). Эта весть дает нам уверенность в том, что с каждым великим событием Христос приближается и направляет все происходящее к окончательному торжеству Своего Царства; что Церковь на земле находится в постоянной борьбе с враждебными силами, но постоянно одерживает победы и однажды полностью и окончательно победит всех своих врагов и будет наслаждаться неизреченным блаженством в присутствии своего Господа. Последние главы служат для поэтов–христиан неисчерпаемым источником вдохновения, но даже в их самых прекрасных гимнах о небесных обителях слышны всего лишь отголоски славы, которую воспевает Новому Иерусалиму Иоанн. Его книга воодушевляет и помогает нам бесстрашно и с надеждой смотреть в лицо дьяволу и тварям из бездны. Евангелия закладывают основание веры, Деяния и послания возводят на нем здание святой жизни; Апокалипсис же – книга надежды для сражающегося христианина и воинствующей церкви, обещание окончательной победы и покоя. Такова задача Апокалипсиса, и ее исполнение подойдет к концу только в то угодное Господу время, когда Он вернется. 1250 Анализ содержания Апокалипсис состоит из пролога, собственно откровения и эпилога. Эту структуру можно сравнить со структурой четвертого евангелия, в котором стихи Ин. 1:1–18 составляют пролог, Ин. 21 – эпилог, а разделяющие их главы содержат евангельскую историю от избрания учеников до воскресения Христа. I. Пролог и послания семи церквям, Отк. 1 – 3 . Вступление; приветствие Иоанна и посвящение семи асийским церквям; видение Христа во славе и семи церквей; семь посланий, адресованных этим церквям и через них – церкви в целом во всем ее разнообразии. 1251 II. Собственно Откровение, или пророческое видение церкви будущего, Отк. 4:1 – 22:5 . Оно состоит из семи видений, а они, в свою очередь, обладают симметричной внутренней структурой, в которой числа семь, три, четыре и двенадцать имеют символическое значение. Время от времени в повествование вклиниваются сцены покоя и торжества. Иногда видение возвращается к началу и развивается в новом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Еглон. Локализация дискутируется. Больше предпочтений отдается тель эль-Хези и тель Айтун (Нот, Райней и др.). Эллигер склонялся к тель бет-Мирзим. В Нав. 15:39 к городам Иуды. Хеврон (Кириаф-Арбы). Располагался в Гебель эр-Румейди, на запад от современного Хеврона. 31 км на юг от Иерусалима. В Нав. 15:13 к городам Иуды; в Нав. 21:13 левитский город убежища. Давир (Кириаф-Сефер, Кириаф-Санна). Локализуется в тель бет-Мирзим (Олбрайт), в хирбет Террамех, в 9 км на юго-запад от Хеврона (Нот), в хирбет Рабуд (Галлин, Кочави, Дэвид). В Нав. 15:15,49 относится к городам Иуды. Совершенно ничего не говорится о Иерусалиме. По всей видимости, израильтяне тогда не предпринимали попыток овладеть столь надежно укрепленным городом. Долгие столетия, до времен монархии Иевус-Иерусалим будет оставаться неприступным для новых обитателей Палестины. После описания завоевания отдельных городов священный писатель резюмирует: И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную (Негев), и низменные места (Сефела), и землю, лежащую у гор (Ашедот 393 ), и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышущее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев. Поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен 394 даже до Гаваона (10:40–41). Таким образом, бóльшая часть Южного Ханаана оказалась во владении потомков Иакова. Отстаивать захваченные земли придется веками, многие города вскорости будут отвоеваны хананеями. Полное и окончательное овладение этими территориями и городами наступит еще нескоро – во времена Давида. Ханаан с его городами в святоотеческой типологии – не только Церковь и не только Царство Небесное. Это также и образ души христианина. Из нее, словно хананеи из Ханаана, должны быть изгнаны все пороки и страсти. Для примера стоит привести небольшую цитату из XIII гомилии Оригена на книгу Иисуса Навина. «О, изгнал бы Господь и сделал бы так, чтобы исчезли из душ верующих в Него, которых Он отстаивает для Своего Царства – и из моей собственной души – все прошлые пороки, так чтобы не вздохнули более какие-нибудь порочные чувства, так чтобы не спаслось ни одно движение гнева, порочного вожделения, не осталось в живых какое-нибудь злое слово, которое слетало бы с моих уст. И тогда, очищенный ото всех пороков прошлого, смогу под водительством Иисуса сделаться одним из городов сыновей Израилевых, о которых написано: «Застроят опустевшие города и поселятся в них» ( Ам. 9:14 ). Действительно, сейчас Иисус разрушает и возводит душу каждого из нас… Первое дело, совершаемое словом Божиим – разрушение зданий, которые демон возвел в человеческой душе. А он построил в каждом из нас башни гордости и стены высокомерия. Слово Божие их ниспровергает и разрушает,.. так что в конце концов мы становимся достойны участвовать в наследовании святой земли, принять часть с израильтянами!» 395 . Битва у вод Меромских. Покорение всей земли (11:1–23)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

63). «Уповай на Бога и не пренемогай о наказании Господни». Савва, 1665/ л.93 «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаемы егоже бо любит Господь, II наказует» (Апостол 1655, л. 287 – 287 об.). «Здрав буди и о наказании Господни не изнемогий». Савва, 1665/ л.99об «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него, обличаемы егоже любит Господь, наказует»(Библия 1581, л. 63). «Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от него обличаем» (Апостол 1655, л. 287). «Здрав буди, брате, и не пренемогай о наказании Господни, ниже ослабей от него. егоже бо любит Господь, наказует». Афанасий, л.86об «Поминайте южники, аки с ними связани; озлобляемый, аки и сами суще в теле» (Библия 1581, л. 63 об.). «Поминайте юзники, аки с ними связани; озлобляемыя, аки и сами суще в теле» (Апостол 1655, л. 289). «Поминайте юзники, яко с ними связани; озлобляемъся, аки и сами суще в теле». л.183 «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем» (Библия 1581, л. 63 об.). «Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Апостол 1655, л. 289 об.). «Божественный апостол глаголет: „Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем " ». Афанасий, 1665 л.86 Откровение Иоанна Богослова Источник Библия 1581 Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Аз Иоанн, иже и брат ваш и обещник в печали и в царствии и в тръпении Исус Христове бых в острове, нарицаемом Патъмос, за слово Божие и за сведетельство Исус Христово» (л. 64). «Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовестие написати и Апокалипсис о последних временах». «И знамение велие явися на небеси – жена, облечена в солнце; и луна под ногама еа, и на главе ея венец от звезд двоюнадесяте ( Отк. 12: 1 ). И в чреве имущи, вопиет боляши и страждущи родити ( Отк. 12:2 ). И явися ино знамение на небеси: и се, змий велик чрьмен, имея гпав седмь и рогов десять, и на главах его седмь венец ( Отк. 12: 3 ); и хобот его оттръже третию часть звезд небесных и положи я в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деян. 19:2–6 . Здесь говорится об учениках Иоанна Крестителя, которые ещё не слышали о сошествии Святого Духа. Это не имеет никакого отношения к тем, кто никогда не слышал Благой Вести. Данный эпизод иллюстрирует переходный характер того периода, когда те, кто ещё не слышал христианскую весть (или слышал её не полностью), получали спасение на одной только основе уже данного им частного откровения. Евр. 11:6 . Согласно этому стиху Писания, «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Хотя речь идёт о знании Бога, а не Христа, одно включает в себя другое. Поскольку в контексте говорится о ветхозаветных святых, а не новозаветных верующих, вполне понятно, почему сюда не включено расширенное требование прямого знания Христа. Это формулировка минимальных требований для спасения в любом веке. Но она не отменяет прямое требование веры в Христа в качестве условия для спасения. Гал. 3:8 . Сторонники требования частного откровения в связи с Гал. 3:8 высказываются двояко. Кое-кто полагает, что даже в ветхозаветные времена верующим было доступно прямое знание о грядущем Христе. Павел говорит, что «семя» Авраама есть Христос ( Гал. 3:16 ). Иисус сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Это может означать, что у Авраама было личное знание Христа (вероятно, как Ангела Господня). Другие богословы просто видят в Гал. 3:8 указание на сокращённое содержание (с исключением прямого знания о смерти и воскресении Христа) в Ветхом Завете вести, необходимой для спасения. То, во что уверовал Авраам, ясно изложено в Ветхом Завете ( Быт. 15:5–6 ), и здесь ни слова не говорится о смерти и воскресении Христа, а сказано только, что его потомство будет столь же многочисленно, как звезды на небе. Отк. 14:6 . Указание Иоанна на вечное Евангелие, что бы оно ни означало, отнюдь не подтверждает то мнение, что спасение «язычников» основано только на общем откровении. Эта весть пришла к ним через частное откровение. Бог послал Ангела, чтобы провозгласить её. Далее, в этом Евангелии говорится о тех, кто уверовал в «Агнца» Божьего, кровью Которого «они искуплены» ( Отк. 14:1, 4 ). То, что Евангелие – «вечное», может быть, означает всего лишь то, что это Евангелие Христа, «Агнца, закланного от создания мира» ( Отк. 13:8 ). И, определённо, нет никаких признаков того, что Иоанн говорит о вечном Евангелии, которое можно познать и через одно только общее откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Наконец об употреблении при молитве рук ясно учит сам же ап. Павел, когда говорит: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). Но когда св. Апостол говорит, что он желает, чтобы люди и руки употребляли при молитве, сектанты говорят иное: «а мы не желаем». 2) Только «неверующие», у которых бог века сего (диавол) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор. 4:4 ), каковым является св. крест Его, – могут сравнивать крестное знамение с печатью антихриста. Они должны бы знать, что само слово Божие различает две печати: печать Божью и печать антихриста. Явившись перед кончиной мира, чтобы губить верующих в Сына Божия, антихрист будет отвращать их от Бога, и на совращенных ставит свою печать, как на рабов своих. Но оставшиеся верными Богу будут иметь Божью печать в удостоверение того, что они рабы Божьи, каковая печать была налагаема Богом на верующих в Него перед уничтожением неверных и в Ветхом Завете: «И сказал ему, читаем у пророка Иезекииля, Господь: пройди, пройди посреди города, посреди Иерусалима и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте, пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека на котором знак» ( Иез. 9:3–4 ). В Откровении же о Божьей печати читаем: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Отк. 7:2–3 ). В другом месте Откровения читаем: «и сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и ни какому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» ( Отк. 9:4 ). Сектантам, невежественно сравнивающим крестное знамение с печатью антихриста, нужно, во–первых, помнить и то, что антихрист будет действовать на земле всего З ½ года ( Отк. 13:15 ), а крестное знамение существует у христиан с первых веков жизни Церкви Христовой. Во–вторых, о печати антихриста в Откровении сказано, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание», а сектанты, отвергающие св. Крест и крестное знамение, так же свободно везде покупают и продают, как и православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5 . Учитывая символику чисел, которая прослеживается на всем протяжении Апокалипсиса, число 666 (три шестерки) должно быть значимым само по себе. Примечательно, что числовое значение имени «Иисус» составляет 888 и превышает священное число (777) настолько же, насколько последнее превышает число зверя. 1265 6 . Зверь, выходящий из моря и имеющий семь голов и десять рогов ( Отк. 13:1–10 ), – это антихристианские правители мира, ведущие войну с Церковью Христовой. Как и в Книге Даниила, это удачный образ бесчеловечности языческого государства. Это светский или политический антихрист, противостоящий Церкви. Лжепророк, дающий знамения и обольщающий последователей зверя ( Отк. 16:13; 19:20; 20:10 ), – это интеллектуальный и духовный антихрист, он является близким союзником зверя – его, так сказать, первосвященником и жрецом – и олицетворяет собой идолопоклонство, которым пропитан и на котором зиждется светский империализм. В более широком понимании фигуру лжепророка можно считать символом всякого лжеучения, уводящего мир прочь от истины. Ибо если есть «много антихристов», то есть и много лжепророков. Однако слово «антихрист» ни разу не встречается в Апокалипсисе – только в посланиях Иоанна (пять раз), причем во множественном числе, то есть обозначает «лжепророков» или еретиков, которые отрицают Иисуса Христа, пришедшего во плоти ( 1Ин. 4:1–3 ). Павел называет антихриста «человеком греха», «сыном погибели, который противится и превозносится выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:3–4 ). Однако апостол, судя по всему, считает Римскую империю сдерживающей силой, которая – по крайней мере, какое–то время – не позволяла уже проявившейся «тайне беззакония» открыться во всей полноте ( 2Фес. 2:6–8 ). Таким образом, Павел писал эти слова за год–два до воцарения Нерона и не менее чем за шестнадцать лет до составления Апокалипсиса. Несомненно, под зверем подразумевается Римская империя, а под семью его головами – семь императоров. Это очевидно из упоминания о «семи горах», то есть о городе, построенном на семи холмах (urbs septicollis), «на которых сидит жена» ( Отк. 17:9 ). Однако немало толкователей вкладывает в этот образ более широкий смысл: под семью головами они понимают столько же царств этого мира – в том числе и царств дохристианской эры из Книги Даниила, – которые охватывают всю историю мира вплоть до последних времен. Такого мнения придерживаются Оберлен, Гауссен, Хенгстенберг, фон Хофман, Годе и многие английские богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Орудием, посредством которого будет действовать диавол и вести последнюю брань с царством Иисуса Христа, будет антихрист. Под именем антихриста, в общем смысле, разумеется всякий не исповедующий святой веры Христовой и отвергающий спасительные догматы её, в каковом смысле антихристы были еще во время апостолов ( 1Ин. 4:1–4 ), являлись во все времена Церкви, и ныне есть. Но в собственном смысле антихрист, как орудие последней брани сатаны с царством Христовым, в священном Писании представляется в следующих, наиболее явственных чертах. а) Открыется человек беззакония, сын погибели, противник ( νθρωπος τς μαρτ ας υς τς πωλε ας ν τικε με νος), пришествие коего будет по действу сатаны ( 2Сол. 2:3, 4, 9 ); т. е. это будет не какое-либо общество, не последовательный ряд нескольких лиц, не дух времени, но одно действительное лицо, которое от самого беззаконного рождения своего на погибель свою и других будет находиться под ближайшим влиянием диавола, и будет противником всякой истины и добра. б) И сотворит по воле своей, и царь возвысится, поскольку змий даст ему силу свою, и престол свой, и область великую, на всяком колене и на языцех и племенах ( Дан. 7:24; 11:36 . Отк. 13:2, 7 ); т. е. антихрист будет какой-либо могущественный властелин, который распространит сильное влияние на все народы. в) Он отверзет уста своя в хуление к Богу, хулити имя Его, и селения Его, и живущия на небеси, и будет превозноситься паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе, яко Бог есть ( Отк. 13:6 ; 2Сол. 2:4 ; Дан. 7:25; 11:36–39 ); т. е. он будет гордый презритель всякого богопочитания и дерзкий хулитель истинного Бога и святейшей религии и Церкви Христовой; вместо же того будет самому себе требовать божеского поклонения, и в лице своем диаволу. § 359. Образ брани антихристовой Брань свою против Церкви антихрист а) откроет лживым и пагубным учением, совершенно противным духу спасительной веры Христовой, впрочем учением льстивым и прикрытым обольстительными словами, – от чего многие неосторожно увлекутся в след за ним. Пришествие его, говорит апостол Павел, будет во всякой, лсти неправды в погибающих. И сего ради послет им Бог действо лсти, во еже веровании им лжи ( 2Сол. 2:10, 14 ). Для распространения своего учения антихрист будет иметь у себя некоторого лживаго пророка ( Отк. 19:20; 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Говоря о переводе Нового Завета, представляется интересным факт отсутствия в русском издании (равно как и в последних английских) имен переводчиков, хотя в первом издании Recovery Version на английском языке (1985 год) их имена (Джон Ингаллс, Билл Дуэйн, Альберт Нок и Уитнесс Ли) обозначены на титульной странице. «Восстановительный перевод» об «истинной» церкви В своих примечаниях Уитнесс Ли дает понять, что в мире не существует никакой другой истинной церкви, кроме «Восстановленной» или «поместной», приписывая ей одной обладание «восстановленной Господней истиной» ( Мф. 16:184 ). «Живой поток» отталкивает христиан от себя тем, что, распространяя «Восстановительный перевод» среди христианских церквей, всячески принижает в нем словами Уитнесса Ли все христианские конфессии, обвиняя их в ереси, отступничестве от истины, «духовном блуде» ( Отк. 3:83; 17:52 ) и лицемерии ( Мф. 16:184; 23:132 ). Если внимательно рассмотреть «Схематическое изображение разницы между царством небес и царством Божиим» (с. 33–34), то на нем Уитнесс Ли вообще рисует христианский мир вне благодати, вместе с языческими народами мира ( Мф. 25:321 ). В роли истинных христиан, конечно, выступают последователи «Восстановленной» церкви Уитнесса Ли. Приведем для примера лишь один отрывок из комментариев основателя Поместной Церкви, в котором Уитнесс Ли полностью проясняет вопрос о неприемлемости всех прочих христианских конфессий: Отступническая церковь отклонилась от слова Господа и стала еретической. Реформированная церковь , хотя и была в некоторой степени возвращена к слову Господа, отреклась от имени Господа, деноминировав себя, взяв себе множество других имен, таких как «лютеранская», «уэслианская», «англиканская», «пресвитерианская», «баптистская» и т.д. Восстановленная церковь не только вернулась к слову Господа, но и отказалась от всех имен, кроме имени Господа Иисуса Христа. Восстановленная церковь полностью принадлежит Господу, поскольку не имеет ничего общего ни с какими деноминациями (ни с какими именами). Отклоняться от слова Господа – это отступничество, а деноминировать церковь, взяв какое-либо имя, помимо имени Господа, – это духовный блуд ( Отк. 3:83 , с. 1351), (см. также Отк. 17:52 ; Мф. 16:184; 23:132 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vosstano...

(21) В Писании показаны два явления Христа и Спасителя. При этом первое, по плоти, было бесславным по причине того, что Он показал Себя уничиженным. Так и второе Его пришествие возвещено в славе, когда Он придёт с небес с силою ангелов и славою Отчею. Первое Его пришествие имело предтечей Иоанна Крестителя; второе же, когда Он придёт во славе, покажет Еноха, Илию и Иоанна Богослова. Обрати же внимание на человеколюбие Владыки, как Он в последние времена будет заботиться и сжалится над родом смертных, как Он даже и тогда не оставит нас без пророков, но пошлёт их для нашего наставления и уверенности, а также и для того, чтобы мы обратили внимание и на пришествие противника, как это ещё и Даниил предсказал. Ведь он говорит: и  утвердит завет многим одна седмина, а в половине седмины отнимется жертва и возлияние (9:27). Под одной седминой, которая будет в позднейшие времена, он показывает обозначение семи годов. И вот половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном [Богословом], чтобы проповедовать во всем мире о пришествии Антихриста, а именно тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище ( Отк. 11:3 ). Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы этим путём тронуть и обратить людей к раскаянию ввиду усилившегося бесчестия и беззакония их. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому таким образом надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни явления Антихриста, и имеют власть над водами, превращая их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят ( Отк. 11:5–6 ). И когда возвестят всё это, они падут от меча, будучи убиты диаволом. И исполнят свидетельство своё, как говорит об этом и Даниил, наперёд увидевший, что зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, то есть с Енохом, Илией и Иоанном, и победит их, и убьёт их ( Отк. 11:7 ) за то, что они не пожелают воздать славу диаволу, то есть этому возросшему малому рогу, который, окончательно возгордившись в сердце, начнёт себя возносить и прославлять как Бога, и преследовать святых, и хулить Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Примечания Число 666 Историческое понимание Апокалипсиса, по признанию его сторонников, вращается главным образом вокруг решения числовой загадки в главе Отк. 13 , на которой испытывали свою проницательность толкователи со времен Иринея Лионского , жившего во II веке, и до наших дней, но которая по–прежнему вызывает споры. История попыток разрешения этой загадки и есть история толкования книги в целом. Ниже я представлю краткое изложение самых важных гипотез. Но сначала несколько предварительных замечаний. 1 . Текст Отк. 13:18 : «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое (αριθμς γαρ νθρωπου εστν); число его шестьсот шестьдесят шесть (χξς» или εξακσιοι ξκοντα ξ)». Таков правильный вариант греческого текста (по свидетельству манускриптов К, А, В (2), Ρ (2), сочинений Оригена , Примасия и древних переводов), и лучшие редакторы придерживаются именно его. Ириней Лионский пишет («Против ересей», кн. V, гл. 30, – эту цитату полностью приводит Тишендорф в своем 8–м критическом издании греческого текста), что это число есть «во всех лучших и древних списках» (ν πσι τοις σπουδαοις κα ρχαοις ντιγρφοις) и что «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют». Однако в те времена уже существовало одно весьма любопытное разночтение (616, χις», то есть εξακσιοι δκα ξ), которое присутствует в кодексе С и «некоторых» рукописях, с которыми Ириней был знаком, но не согласен. В современных англоамериканских переводах этот вариант вынесен на поля. 2 . «Число человеческое» может означать либо число какого–то конкретного человека, либо число совокупной личности, либо просто число (Menschenzahl), то есть результат обычных человеческих вычислений (так полагает Блик, который ссылается на фразу μτρον νθρωπου, «мера человеческая», в Отк. 21:17 и Ис. 8:1 ). Возможно, автор ожидал, что читатель разгадает это число, поскольку его можно вычислить обычным способом. Задача трудная, но решение у нее есть. Как полагает д–р Ли (с. 687), правильное понимание богодухновенности вполне позволяет предположить, что смысл этого числа был неизвестен и самому Иоанну. Но как в таком случае он мог просить своих читателей, которым было известно еще меньше, вычислить его?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010