Кондак 13 О! Иисусе мой, Хлебе Живый, Хлебе Небесный, Хлебе Сладчайший, Хлебе превожделенне, Тобою питаются Ангели на Небесех преизобильно! Благодарю Тя, яко и аз, странник и пришлец на земли сей, насытился ныне Тобою! О, Пище моя крепкая, Питие неисчерпаемое, Источниче безсмертия и жизни Подателю! О, Пасха Таинственная, Пасха всечестная, Пасха непорочная, Пасха великая, подавай мне истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего! Подавай мне пети Тебе в веки неисчетныя песнь великую, в Вышних трегубо песнословимую: Аллилуиа, Аллилуия, Аллилуия. Этот кондак читается трижды, затем первый икос и первый кондак. По словам монахини Таисии (Арцыбушевой), в 1930 г. Владыка подарил ей акафист своего сочинения (Благодарение по причащении Святых Христовых Тайн) и сделал на нем надпись, в которой были слова: «Для Божественной Литургии и солнце светит, и луна, и звезды тихий свет свой посылают, и земля дает плод свой, да будет Святой Агнец на престоле. Весь смысл жизни сей земной не в чем ином, как в постоянном приготовлении себя к принятию Святых Тайн Христовых в молитвенном подвиге, воздержании, чистосердечном покаянии. В таком приготовлении к Святым Тайнам и в самом причащении Святых Животворящих Тайн Христовых заключается весь смысл жизни христианина. Христианин должен причащаться наивозможно чаще». Дарил Владыка этот акафист и приезжавшим в нему в ссылку духовным чадам, которые переписали его от руки во многих экземплярах. После кончины сщмч. Серафима акафист хранился у его келейницы, охотно дававшей его просившим разрешения переписать. АКАФИСТ Животворящему Кресту Кондак 1 Избранному Царем Славы и освященному крестною смертию Искупителя мира, чудодейственную силу имущему Древу составим, вернии, похвалу и радостно возопиим: Радуйся, Честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления. Ангельския силы, яко Божии служители окрест Креста Господня невидимо предстояще, ужасахуся и поносную на земле смерть Иисусову на Небеси воспеша. Мы же, недостойнии, знамением Честнаго Креста Господня освящающеся, радостно взываем: Радуйся, Честное Древо, Кровию Богочеловека освященное./Радуйся, Честное Древо, прославившееся послушанием Христовым./Радуйся, Честное Древо, свободившее нас от ада./Радуйся, Честное Древо, низложение демонских полков./Радуйся, Честное Древо, возглашение силы Иисусовой./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Надпись на одном экземпляре гласит иначе: «Благословение Господа Святых Христовых Мест» и так как изображает «Поклонение волхвов», пастырей и славословие ангелов пред Младенцем, то по-видимому, происходит из Вифлеемской базилики, в то время как все остальные ампуллы были наполнены елеем, освященным у Животворящего Древа. Мы не знаем точно, где именно в Иерусалимском храме сохранялось Святое Древо, но что это не было на самом Лобном месте, о том свидетельствуют все паломники и приведенный выше текст патриарха Софрония: по его стихотворению видно, что приложившись сначала к скале Голгофы, в которой утвержден был крест, певец оттуда идет на место, где, преклонившись, верные почитают Божественное Древо и где в тоже время воздают поклонение некоторой «честной иконе». Известное сказание монаха Александра «О обретении Честнаго Креста», относимое с большою вероятностью к концу V или к началу VI столетия, ясно передает нам, что когда императрица Елена обрела Святой Крест в Иерусалиме, то перед отъездом своим в Рим распорядилась разделить Древо на части и одну часть взяла с собою, а другую вручила епископу Макарию для хранения на месте в Иерусалиме, положив эту часть в золотой ковчег. Из рассказа паломницы Сильвии мы знаем, что эта часть была достаточно больших размеров, так что, при выносе ее на поклонение верным, она ставилась перед епископом на особый стол, покрытый полотном, кругом которого стояли диаконы на страже. Серебряный позлащенный ковчег, в котором находилось святое Древо Креста на столе, открывался, и Святое Древо вынималось и клалось на стол, как древо креста, так и написание. И когда оно было положено на стол, епископ, сидя, придерживал своими руками концы святого Древа, а диаконы, стоя вокруг, охраняли его, и весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, преклонялись пред столом и лобызали Святое Древо. «А делается это, говорит паломница, потому, что, как рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу Святого Древа и, поэтому в ее время диаконы охраняли его, чтобы никто не дерзнуть сделать того же.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Быт.2:17 ). Здесь следует сразу же подчеркнуть: все святые отцы утверждают, что это древо не было плохим или ядовитым, плох был сам поступок – нарушение заповеди Божией, Господнего запрета. Само же по себе древо познания было столь же хорошо весьма ( Быт.1:31 ), как и все без исключения, сотворенное Господом. Свидетельствуя об этом, святитель Феофил Антиохийский даже пишет в «Послании к Автолику»: «Прекрасно было само по себе древо познания, прекрасен был и его плод». Однако Адам нарушил Божий запрет, вкусил – вопреки воле Божией – этот плод и тотчас лишился райского пребывания, богообщения, благодатной богопричастности. Он оказался в рабстве у сатаны, под властью греха, в состоянии богооставленности и обрекся на смерть. Но при чем же здесь Крест Христов? «…От древа грех, в Древе и спасение…» – говорит в «Огласительных словах» святитель Кирилл Иерусалимский. Конечно же, он ведет речь о двух древахдреве познания добра и зла и Древе Креста. В первый раз, во времена Адама и Евы, грех вошел в мир именно через древо. Но и в грядущем Распятии Спасителя этот грех, явившийся в мир через посредство древа, окажется вознесен тоже на Древо – Крестное, и будет на нем Христом уничтожен. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились – говорит апостол Петр ( 1Пет.2:24 ). Святые отцы размышляют о таком смысловом и символическом параллелизме древа познания и Древа Креста довольно часто. Например, святитель Иоанн Златоуст в «Беседе 16й на книгу Бытия» говорит: «То (райское. – П.М .) древо ввело смерть, потому что за преслушанием последовала смерть; это (Крестное. – П.М .) даровало бессмертие. То изгнало из Рая; это возвело нас на Небо. То за одно преступление подвергло Адама такому наказанию; это освободило нас от бесчисленных тяжестей греховных и дало нам дерзновение перед Господом нашим. Видите вы разность между древом и Древом?» В другой своей гомилии – в «Слове на Пасху» – святитель Иоанн утверждает: «…И чем победил нас дьявол, тем же преодолел его Христос; Он принял те же самые оружия и ими поразил дьявола; а как, послушай.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Аминь.Уже совершивший шесть очищений, полный срок для тела, добровольно Искупитель, страданию предавшись, как Агнец поднимается на крестное древо для заклания. Желчью напоенный, вот Он обессилен; терновником, гвоздем, копьем кроткое тело пронзили. Вода истекает и кровь; земля, море, звезды мир тем омываются током. Крест верный, между всеми древо единственно знаменитое! никакой лес такого не вырастит по росту, цвету и семени: сладкое, сладкое (бремя) железо, древо сладкое бремя носит на себе. Приклони ветви, древо высокое, колесница расширь недра, и твердость да смягчится, которую дало рождение; и Вышнего Царя члены распростри на мягком стволе. Одно достойно ты было носить жертву мира, а также и пристанище предуготовить ковчегом (своим) миру, потерпевшему крушение, который кровь священная искупила, пролитая Агнца телом. Вечная да будет блаженной Троице слава, равная Отцу и Сыну, равная честь Утешителю. Одного Троичного имя да восхвалит вселенная. Аминь. Респонсории и антифоны    Это знамение Креста будет на небе, когда Господь придет на суд.    О, Крест, светлейший всех звезд, известный миру, весьма любезный людям, святейший всех, который один был достоин носить сокровище мира, сладкое древо, приятные гвозди, носящий сладкое бремя, спаси настоящий сонм, сегодня в твоих похвалах соединенный.    Христу Царю, за нас на Кресте вознесенному, придите поклонимся.    Знаменитое древо возвышается, вера Христова сияет, когда Крест всеми почитается.    Славный день празднует святая Церковь, когда победоносное возвышается древо, на котором наш Искупитель победил лукавого аспида. Слово Отца, вися на древе, открывает путь нашего спасения.    Древо это достойнейшее, посреди рая находящееся, на котором Виновник спасения своею смертью победил смерть всех. Крест, блистающий превосходной красотой, который возвратил император Ираклий страстно желающей душой.    Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, в котором наше спасение, жизнь и воскресение, через который мы спасены и освобождены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

древо единственно знаменитое! никакой лес такого не вырастит по росту, цвету и семени: сладкое, сладкое (бремя) железо, древо сладкое бремя носит на себе. Приклони ветви, древо высокое, колесница расширь недра, и твердость да смягчится, которую дало рождение; и Вышнего Царя члены распростри на мягком стволе. Одно достойно ты было носить жертву мира, а также и пристанище предуготовить ковчегом (своим) миру, потерпевшему крушение, который кровь священная искупила, пролитая Агнца телом. Вечная да будет блаженной Троице слава, равная Отцу и Сыну, равная честь Утешителю. Одного Троичного имя да восхвалит вселенная. Аминь. Респонсории и антифоны Это знамение Креста будет на небе, когда Господь придет на суд. О, Крест, светлейший всех звезд, известный миру, весьма любезный людям, святейший всех, который один был достоин носить сокровище мира, сладкое древо, приятные гвозди, носящий сладкое бремя, спаси настоящий сонм, сегодня в твоих похвалах соединенный. Христу Царю, за нас на Кресте вознесенному, придите поклонимся. Знаменитое древо возвышается, вера Христова сияет, когда Крест всеми почитается. Славный день празднует святая Церковь , когда победоносное возвышается древо, на котором наш Искупитель победил лукавого аспида. Слово Отца, вися на древе, открывает путь нашего спасения. Древо это достойнейшее, посреди рая находящееся, на котором Виновник спасения своею смертью победил смерть всех. Крест, блистающий превосходной красотой, который возвратил император Ираклий страстно желающей душой. Нам же должно хвалиться о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, в котором наше спасение, жизнь и воскресение, через который мы спасены и освобождены. Твоему Кресту поклоняемся, Господи, и почитаем славное Твое страдание. Когда святое знамение возвышается к небу, вера Христова укрепляется. Являются божественные чудеса, прообразованные жезлом Моисеевым. От прикосновения ко Кресту восстают мертвые и поведают величие Бога. Это знамение Креста будет на небе, когда придет Господь для суда. Тогда будет открыт мрак сердца нашего. Когда сядет Сын Человеческий на престоле величества Своего и начнет судить всех огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но вот, опять дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария: вместо дерева познания добра и зла — древо креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова. Видишь ли, что чем победил дьявол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил дьявол Адама; чрез крест преодолел дьявола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее. « Кто изречет могущество Господа? » (Пс. 105:2) Чрез смерть мы сделались бессмертными; таковы действия креста. Узнал ли ты победу? Узнал ли способ победы? Узнай же, как легко (для нас) совершилось это дело. Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг — Владыки, а венец — наш. Итак, если эта победа стала и нашею, то все мы, подобно воинам, воскликнем ныне победную песнь; скажем, воспевая Владыку: « поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? » (1 Кор. 15:54, 55) Вот что совершил для нас крест; крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; крест — изволение Отца, слава Единородного, радость Духа, украшение ангелов, утверждение церкви, похвала Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто–нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды. Увидев Его пригвожденным, мир вострепетал, земля заколебалась, камни распались. Но, хотя и камни распались, бесчувственность иудеев не распалась; завеса разодралась, но не разодралось их нечестивое единомыслие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Распинаясь, тварь поколебал еси». 241 «Тварь изменися, Слове, распятием Твоим». 242 «Светити светила не терпяще омрачашася, на Кресте зашедше Тебе, Слове, земля же подвизашеся, и камение разседашеся, церковное благолепие раздирашеся посреде, гробы отверзахуся, мертвии возстаяху» 243 . «Видевше Тя солнце на Кресте простираема, скры лучи сияти не могуще» 244 . «Солнце угасе, плоть Твою якоже свещу возжегшу Ти на древе, Господи» 245 . «Распятия Твоего солнце устыдеся» 246 . Страшный Голгофский день… Померкнувшее солнце и луна, погасшие светила, разверстые небо и земля… Из разверстых глубин черного неба молчание и пустота покрывают все. Нет ни гласа Отца, свидетельствующего и благоволящего, ни снисхождения Голубя-Параклита… Из разверстых глубин черной земли готовятся выйти сонмы освобождаемых праведников, Голгофа становится раем, новым Эдемом, насаждается новое древо новой, истинной Жизни… «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися Древо Крестное, абие израсти Гроздь животный». 247 «Древо в раи смерть прозябе, сие же Жизнь процвете». 248 «Рай другий познася Церковь , якоже прежде Древо имущая Живоносное, Крест Твой, Господи» 249 . Изгнан был человек когда-то из рая после прикосновения к древу и теперь древом же снова входит в рай… «От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися… всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде, но обретше земнороднии воззвание Крестным Древом, зовем: препетый отцев и нас Боже, благословен еси» 250 . «Адам… в рай вселяется паки, Тебе воспевая» 251 . «…клятву древа, Древом исцеливый» 252 . «Древо принесе тление в Эдеме родоначальнику: Крестное же Древо жизнь процвете на лобнем месте… и обрете рай, вопия Адам: о, Древо благословенное!» 253 . Невольно вспоминается другой его вопль с биением себя в лице руками: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». Страданием Своим и смирением Спаситель возносит усмиренного Адама, 254 Своими язвами исцеляет «многолетния язвы» праотца Своего по плоти, 255 древнее горькое вкушение его услаждается ныне вкушением оцта на Кресте, 256 смертию Христовой Адам оживляется 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

2. Рай – Богонасажденный сад, первобытное блаженное жилище человека, украшенный разнообразными прекрасными видами и деревьями ( Быт.2:8–15 ), предызображал духовную красоту и сладость разнообразных благ, вкушаемых Святою Церковью от Креста Христова. «Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю» (из стихиры на Госп. воззвах в нед. 3 Вел. Поста на велицей вечерни). – «О преславнаго чудесе, живоносный сад, крест пресвятый на высоту возносимь является днесь» (Окт. гл. 8, в четвер. вечера на Госп. воззвах стихира крестная). «Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость» (на 2 нед. Вел. Поста во вторн. вечера стихира). 3. Из дерев рая, плоды которых назначены в снедь человеку, особенным по своему свойству было так называемое древо жизни. По учению Святой Церкви, оно было прообразом древа Креста Христова. «Ныне кресту покланяющеся, вси воззовем: радуйся древо жизни» (из стих. на Госп. воззв. в понедельн. 4-й нед. Вел. Пос. вечера). Какие сходные черты между древом жизни и древом Креста Христова? а) Вкушение от плодов древа жизни предохраняло тело человека от тления и смерти и чрез то доставляло ему возможность вечно блаженствовать ( Быт.8:22 ): вкушение от плодов древа Креста Христова предохраняет христианина от духовной смерти и тления и чрез то доставляет ему возможность быть также вечно-блаженным. «Древо животное, мысленный истинный виноград, на кресте висит, всем источая нетление» (Окт. гл. 4, неделя утра, кан. воскреснаго песн. 3, троп. 1). «Господи, животворящий Твой крествоспеваем: сей бо жизнь в мире процвете, смерть умертвив» (на 2 нед. Вел. Пос. в четв. вечера на Госп. воззв. стихира). – «Ты наше воззвание, кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (из стихиры на Госп. воз. на вел. Вечерни в нед. 3-ю Вел. Поста утра). – «Креста Твоего древо, Христе Боже, древо животное показал еси нам верующим в Тя и сим упразднил еси державу имущаго смерти: оживил еси ны, умерщвленныя грехом, темже вопием Ти: Благодетелю всех Господи, слава Тебе» (Окт. гл. 2, среда утра, на стиховне стихира крестная). – «Древо процвело есть Христе истинныя жизни: крест бо водрузися и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, живот нам прозябе» (Окт. гл. 6, нед. утра, кан. воскр. пес. 4, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

а) Так, мы пали в Адаме, главе человечества, по естественному, греховному рождению: восстановлены во втором или новом Адаме, главе человечества, по благодатному возрождению. «Первее от земли создан бысть Адам пречистыма рукама Вседержителя: от Тебе же, Богородице Дево, родися без семене новый Адам, зиждитель человечества» (Окт. гл. 5, в четв. на повечерии Кан. Богор. пес. 1, троп. 3). – «Нов Адам воистину быв, Адамов Содетелю, Иже клятву бо Адамову един потребил еси» (Окт. гл. 1, в субботу утра канона усопшим пес. 7, троп. 2). – «Единым убо человеком, первым Адамом, древле в мир вниде смерть и единым воскресение Сыном Божиим явися» (Окт. гл. 2, в неделю утра кан. воскресного пес. 6, троп. 2). – «Иже падение Адамова един воздвигл еси Христе, нов быв Адам» (Окт. гл. 3, в пят. утра канона Кресту, пес. 4, троп. 1). б) Мы пали чрез древо: чрез древо же и восстановлены. «Гряди первосозданная двоице, лика отпадшая горних завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением: се всечестное воистину древа предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (в нед. 3 Вел. Поста на вечер, стихира на Госп. воззв.). «Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным» (во втор, вечера 5 нед. Вел. Поста на Госп. воззв. стихира). – «Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе, Тебе распеншуся Христе» (Окт. гл. 7, вторн. вечера на Госп. воззв. стих, крестны). «Древом древле Адам осудися: древом же ныне крестным оправдася, вхождение прием в рай и сладости восприятие» (Окт. гл. 7, в пяток утра кан. Ересту пес. 6. троп. 2). – «Древом Адам рая бысть изсолен: древом же крестным разбойник в рай вселися» (Окт. гл. 4, в неделю утра, – на литургии блаженны). «Поскольку чрез древо взошла смерть, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Точное изложение правосл. веры, – книги IV гл. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010