М., 1977; она же. Судьба кочевой культуры. М., 1990; Ламаизм в Калмыкии: Сб. Элиста, 1977; Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: Сб. Л., 1979; Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии: Сб. Новосибирск, 1981; Ламаизм в Бурятии XVII-XX: Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983; Представления о душе и душах человека по данным ламаистских гурумов. Новосибирск, 1983; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М., 1985; Источниковедение и историография истории буддизма: Страны Центральной Азии: Сб. Новосибирск, 1986; Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство: Внешняя Монголия XVI - нач. XX. Новосибирск, 1988; Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М., 1989; Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М., 1989; Заятуев Г. -Н. З. Цанид-хамбо Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1991; Андреев А. И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, 1992; он же. От Байкала до Священной Лхасы. СПб.; Самара; Прага, 1997; Буддизм: Словарь. М., 1992; Snelling J. Buddhism in Russia: The Story of Agvan Dorzhiev, Lhasa " s Emissary to the Tsar. Shaftesbury, 1993; Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994; «Предание о кругосветном путешествии», или повествование о жизни Агвана Доржиева. Улан-Удэ, 1994; Основы буддийского мировоззрения: Индия. Китай. М., 1994; Буддийская живопись Бурятии: Альбом. Улан-Удэ, 1995; Дорджива Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (сер. XVII - нач. ХХ в.). Элиста, 1995; Дандаром Б. Д. Буддизм: Сб. статей. СПб., 1996; Борманджимов А. Ламы калмыцкого народа: Ламы донских калмыков. Элиста, 1997; Бурятский буддизм: История и идеология. Улан-Удэ, 1997; Жуковская Н. Л. Возрождение буддизма в Бурятии: Проблемы и перспективы. М., 1997; Нацов Г. Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Улан-Удэ, 1998; Сафронова Е.

http://pravenc.ru/text/153561.html

200 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». 1992. С.367. 202 Чаша Востока. (Письмо II). Новосибирск. Сибирское отделение издательства «Детская литература». М.П. «Алгим». 1992. С. 7. 203 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». 1992. С. 367. 210 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». 1992. С.368. 217 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». 1992. С.416. 224 Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск. ВО «Наука». 1992. С. 367. 249 Но тем более странным является тот факт, что не столь давно отечественные последователи Рерихов обратились в Русскую Православную Церковь с просьбой разрешить отпеть Рерихов в православных храмах. Необъяснимая непоследовательность с точки зрения формальной логики. 251 Точно так же христиане вправе спросить оккультистов: если «махатма» Ленин приказывал убивать христиан и грабить Церковь , то можно ли на этом основании утверждать, что все последователи «махатм» убийцы и воры? 263 См.: Антоний II (Вадковский), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Ответ на письмо С.А.Толстой./Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск. Святой остров. 1992. С.285. 283 О подлинном отношении агни-йоги к религиям и в том числе – к христианству см. гл. «Агни-йога о христианстве» и «Отношение к традиционным религиям». 324 Здесь также можно вспомнить и об использовании живой этикой христианских терминов с изменением их смысла, и о заявлениях о совместимости агни-йоги с христианством, хотя в реальности само же учение утверждает обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Кондак 10 Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на древо вознесе, и древо преслушания заменися Древом Сыновняго Богу Отцу послушания. Рука невоздержания низверже Адама, руками Богочеловека, на Кресте распростертыми, Отец Небесный соединяет Своею любовию все концы мира, темже и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, цельбоносный источниче спасения всем языком, осеняющий всех святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сего ради с веселием взываем: Радуйся, Честный Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагренный./Радуйся, Честный Кресте Христов, цветами райскими благоухающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами любви нас согревающий./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 11 Пение похвальное приносим ти, Божественное Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата, сего убо ради вопием песнь: Аллилуиа. Икос 11 Поюще твоя чудеса, всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святыя нозе Страдальца, покланяемся Страстем Христовым и тако вопием: Радуйся, Честное Древо, скипетре царей христианских./Радуйся, Честное Древо, державо всей вселенной./Радуйся, Честное Древо, основание благочестия./Радуйся, Честное Древо, водам освящение./Радуйся, Честное Древо, полям и садам плодоносие./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 12 Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, той бо осияет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создателю мира, вознесен был еси на нем, яко в позор мирови. Мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся Честному Кресту Твоему, сице взывающе:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

255 Длани на крт распростерлъ исцлй недержанн простертю во рк первозданнаг (то есть Адама): и твоею волею желчи вксивъ, и спслъ хрт к силенъ, славщы тво (глас 8, канон крестовоскресен, песнь 6, тропарь 1) Завершим перечень прообразов, устанавливающих символически значимую связь между ветхозаветными и евангельскими сюжетами, словами великого вселенского учителя. Святитель Иоанн Златоуст : «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его орудия, Он ими и победил его… Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева , так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертию было наказание Адама. Но вот, опять дева, древо и смерть; эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо креста; вместо смерти Адама – смерть Христова. Чем победил диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо поразил диавол Адама; чрез крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженнаго; это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженнаго. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нея, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нея» [цит. по: 156, с. 6]. В службе великомученика Димитрия Солунского (26 октября) приводится такое сравнение: 256 За адама, Гдь, за ты, всечиста, же, за льстивнаго кртъ же за древо, вертоградъ гроба, вмст радйс, вмст печали, вмст пламеннаг и багрница, вмст смоковнаг т оуб поемъ, троковице, к всхъ виновн. (2-й канон Святого, песнь 8, богородичен) Мы видим, что богословской и литургической традицией Православной Церкви первозданный Адам с многих позиций осмыслен как прообраз Христа. При этом несомненным оказывается то, что Адам воспринимается всеми святыми Отцами как реальная историческая личность, а не «собирательный образ» или обобщенное «родовое понятие». Учителя Церкви сумели найти в скупых лаконичных свидетельствах Священного Писания об Адаме значимые символы и прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Желание зла, когда оно возбуждается вместе с желанием блага, Писание именует ведением добра и зла, понимая ведение в смысле совмещения и растворения. Ни абсолютным злом, потому что был покрыт цветением красоты, ни чистым благом, потому что скрывал зло, но смесью того и другого называется плод запрещенного древа, о вкушении которого сказано, что оно вводит в смерть прикасающихся» 198 . Прп. Максим Исповедник рассуждает о том, чем отличаются древо жизни и древо познания добра и зла. По прп. Максиму, поскольку эти два древа противопоставлены друг другу, а жизни противоположна смерть, – то, как древо жизни созидает жизнь, так древо познания добра и зла «есть древо, созидающее смерть». Древо жизни, согласно Соломону ( Прит. 3:18 ), прп. Максим Исповедник отождествляет с мудростью, со способностью высшей природы человека – его ума, различать славу вечных вещей от тления преходящих вещей. Древо же познания добра и зла прп. Максим соотносит, наоборот, с низшей частью человека – его телесной чувственностью, ищущей приятностей для тела и избегающей телесных мук. Первое ведет к жизни, второе – к смерти. У прп. Максима отчетливо проступает характерное для Востока отношение к умной деятельности, как к благой, а к телесной – как порочной. При этом, он, однако, вполне удерживается от крайностей манихейства (материя, сама по себе, зло) в православном учении. Прп. Максим Исповедник : «Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший Божественную заповедь – не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об этом пишет Иезекииль: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляться в пищу, а листья на врачевание» ( Иез. 47:12 ). По ту и по другую сторону реки, древо жизни. Эти слова можно понимать двояко. Либо надо действительно понимать как одно древо по ту и по другую сторону реки, и тогда мы снова сталкиваемся со сверхразумностью, ибо разум не может ни помыслить, ни представить такое. Это вроде тайны Троицы, где «одно равно трем», или тайны Боговоплощения, где один и тот же и Бог, и человек. Будучи в одном лице, Христос одновременно и вездесущий Бог, и находящийся в определенном месте земли человек. Воистину, древо жизни по ту и по другую сторону. (Можно вообще сказать, что всякий догмат представляется нашему разуму антиномично, как синтез тезиса и антитезиса, как «древо жизни по ту и по другую сторону»). Можно разуметь и так, что по обеим берегам реки вдоль золотой улицы города будут расти многие дерева. Так понимать можно на основании пророчества Иезекииля: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева...» ( Иез. 47:12 ). В таком случае выражение древо жизни употреблено в родовом смысле. Как мы иногда говорим: «Вдоль той реки растет береза», – разумея не одно дерево, а много дерев этого рода. Как некогда в раю, в Эдеме, так и в вечности, в новом Иерусалиме будет насаждено древо жизни (см. толкование 2,7). Древо жизни – это древо Креста, жизнь – это Христос ( Ин. 14:6 ). Плоды древа – пречистая плоть Богочеловека. Если в ст. 2,7 было подробно разъяснено вкушение от этого древа в земной Церкви. То теперь мы видим, что и в вечность перейдет это таинственное вкушение. Древо жизни таинственно и неизъяснимо, величественно и благодатно проходит через Эдем, Церковь земную и вечность. Через это древо реально и истинно тварь соединяется с Творцом, время с вечностью, земля с небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Говоря об исполнившемся на Кресте таинстве нашего Искупления, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: именно в миг Христова Распятия были зеркально преодолены три пагубных для человеческого рода обстоятельства, связанных с некогда совершившимся в раю грехопадением. Это – искушение жены Евы, вкушение прародителями плода от запретного древа, а также наступившая, по причине их греха, абсолютная власть над человечеством смерти и рабства диавола. Но ведь во время распятия Господа на Кресте мы также видим Деву, Древо и Смерть. Дева – чистая и святая Богоматерь, тихо и молитвенно предстоявшая Своему страждущему Сыну. Древо – деревянный Крест, на котором совершилось Спасение человеческого рода. Наконец, Смерть – это умирание распятого Сына Божия, обладавшее для всех нас животворящей и искупительной силой. То, что было знамением греха и духовной гибели для человеческого рода в день грехопадения, стало для нас в день Крестной Жертвы Христовой источником святости и духовного исцеления: Дева, Древо и Смерть. Вот что говорит об этом святитель Иоанн: «и чем победил нас диавол, тем же преодолел его Христос; Он принял те же самые оружия и ими поразил диавола; а как – послушай. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева, потому что она еще не познала мужа, когда подверглась искушению; древом было древо познания добра и зла; смертью было наказание Адаму. Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – Древо Креста, вместо смерти Адама – Смерть Господа. Видишь ли, что чем диавол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама диавол, Крестом поразил диавола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это Древо, Древо Креста, и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко Кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а Смерть Христа поистине воскресила всех, живших и прежде Него».

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

Настоящий день есть день радости и веселия, поелику ныне предлагается нам знамение радости - святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Это не - древо познания добра и зла, подобное эдемскому, нет, сие древо самым делом - благолепное и прекрасное, ибо древо это дарует нам жизнь, а не смерть, - просвещает нас, а не омрачает, - вводит нас в Едем, а не изгоняет из него. Древо это, на которое восшел Христос (как царь - на свою колесницу), посрамило диавола, имевшего державу смерти, и освободило род человеческий от тяжкого рабства. Это древо есть то, на котором Иисус Христос, как искуснейший ратоборец, во время сражения уязвленный в руки, в ноги, в ребра, исцелил язвы грешных людей, т.е. нашу природу, нещадно пораженную всегубительнейшим змием. Это - то древо, на котором излилась Владычная кровь, ею же низлагаются демоны и просвещается мир... Кто не претечет сюда, чтобы насладиться сим вожделенным зрелищем? Сами ангелы радостно сретают торжество это, апостолы, сонм пророков, лик мучеников, весь собор праведников сорадуются нам: ибо возможно ли, чтобы все они не исполнялись радостию при виде сего победного знамения, которым они сами, подражая Иисусу Христу, победили вражеские силы! Даже самые неразумные существа, осияваясь небесною славою, ощущают внутри себя некоторую радость, потому что от крестных страданий Иисуса Христа во всем произошло изменение ко благу... По сей то причине Давид (весьма благоприлично для нынешнего празднества) восклицает: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс.98,5)! и премудрый Соломон также взывает: благословенно древо, имже бывает правда (Прем.14,7). Посему то и церковь ныне является имеющим посреди себя древо жизни раем, в котором уже нет обольстителя демона, но в котором, напротив, пребывает ангел Господа всемогущего, открывающий нам доступ к произросшему древу креста. Ныне воздается поклонение святому кресту и возвещается воскресение Христово, ныне чествуется древо, даровавшее нам жизнь, и весь мир возбуждается к славословию, ныне совершается празднество в память трехсоставного креста, и все четыре страны мира призываются в радости проводить празднственный день сей. Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Рим.10,15)! Блаженны те очи, кои созерцают сие торжество всеобщего мира, - те уста, кои лобзают сие драгоценнейшее знамение. Сугубая благодать предложена всем: указан приснотекущий источник, из которого проистекает освящение, и никому не возбранен вход к сему обильному источнику. Человека чистого он делает еще чище, а оскверненного мерзостию пороков соделывает чистым, беспечного и рассеянного он подчиняет игу своего учения, жестоковыйного и свирепого укрощает и вообще всякого, кто только приходит к нему с твердым намерением исправить свою жизнь, он не отревает от себя, но подает таковому божественные силы, потребные к животу и благочестию (ибо крест милует мудрых и скромных, а от людей, имеющих противоположные свойства, он отвращается).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/982/...

Высота Христовых страстей и лук, и оружие, и меч,/оружие непостыдное, и сила непобедимая,/Христово подножие и победительство на враги,/знамения Царствия, скиптре верных,/показался еси, Кресте победоносне. Вершиной страданий Христа,/и луком, и доспехами, и мечом,/оружием безотказным и силою непобедимой,/Христовым подножием и залогом победы над врагами,/знамением Царствия, скипетром верных/явился ты, Крест победоносный! Воздвигл еси наше падшее естество, Христом распеншимся, совозставив;/высото Божественная, глубино неизглаголанная,/Христово ты еси знамение, Кресте пребогате, и широта безмерная,/и знамение непостижимыя Троицы, жизноносче. Возвысил ты наше падшее естество,/с распятием Христовым его воздвигнув;/высота Божественная, глубина неизреченная!/Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный/ — Христово знамение, и широта безмерная,/и непостижимой Троицы образ. Слава: Устнами, душею же и сердцем Крест Господень лобызающе,/приидите ныне вознесем вси и возвеличим,/покланяющеся рцем вкупе, песнь пречистую, вопиюще:/радуйся, великое богатство, Кресте, церковное украшение. Слава: Устами, душою и сердцем/Крест Господень лобызая,/придите ныне, вознесем его все и возвеличим;/поклоняясь, воскликнем вместе/песнь чистейшую, возглашая:/«Радуйся, великое богатство, Крест,/Церкви украшение! И ныне: Древо жизни и спасения,/Древо безсмертия, Древо разума,/Древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо,/Крест трисоставный, честное Древо,/Троицы бо носит Триипостасныя образ. И ныне: Древо жизни и спасения,/Древо бессмертия, Древо разума,/Древо трижды любезное,/непорочное и неприкосновенное,/Крест трехсоставный, почитаемое Древо:/ибо носит оно Троицы Триипостасной образ. Песнь 9. Песнь 9 Ирмос: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная,/Богородице Чистая Приснодево. Ирмос: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/«Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1016 Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник Специальный выпуск.– М.: Республика, 1996.– 271 с. 1017 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1018 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1020 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1023 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1024 Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности/Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень 1029 Окружное послание иерархии Тихоновской катакомбной Истинной Православной Церкви от 21/3 мая 1992 г. по стар.ст/н.ст (июнь). 1030 Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11–12 января 1996 г.)//Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– С.4–6. 1032 О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник/Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010