И плодами этого нового Древа для верующих являются жизнь в Церкви, приобщение благодати Божией, начало всеобщего воскресения во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , «прообразом… Честного Креста было древо жизни, насажденное Богом в Раю: ведь поскольку смерть [произошла] через древо, то надлежало, чтобы через Древо же были дарованы и жизнь и воскресение». И предельно ярко это наше вкушение благодатных даров богообщения через посредство Креста подается нам зримо и ощутимо в прославлении Крестного Древа в церковный праздник его Честного Воздвижения. Воспевая духовное значение этого дня вселенского православного торжества, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» восклицает: «Сегодня поклонение Кресту, и Адам возрождается; сегодня поклонение Кресту, и Ева, матерь живых, оказывается действительной помощницей, а не виновницей соблазна; ныне она уже, как прежде, вкушает [плод] от Древа жизни, а не от древа познания [добра и зла], тем оказывая послушание вместо преслушания, принимая благословение в отмену клятвы, являя радость о многочадии в отмену сказанного: в болезни будешь рождать детей ( Быт.3:16 ), возрождаясь от тления к нетлению. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами Древа жизни, как не Церковь Божья? А Древо – это Крест Господа, прекрасного Жениха Церкви». Однако мы помним и о том, что древо жизни для человеческого рода – это реальность не только его эдемского прошлого, но также и эсхатологического будущего, относящаяся к концу времен, к вечному со-пребыванию верующих с Господом в Небесном Иерусалиме. Именно в связи с этим грядущим вечным сожительством и со-царствованием святых со Христом в реальности Новых Неба и Земли и говорится о древе жизни в Откровении святого Иоанна Богослова. Плодами этого древа станут вечно наслаждаться все те, кто войдут в Горний Иерусалим. Прямое свидетельство о том, что райское древо жизни и древо жизни в Горнем Иерусалиме – это одно и то же древо, содержится в Откровении: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр.2:7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Вместо моего мнения, не угодно ли лучше слышать учение Церкви? Суть же и иже древо оно со Евою Адама беседу и разум, умыслиша не добре (Синакс. сырн. нед.) Св. Златоуст в толковании на книгу Бытия говорит о древе познания добра и зла, собственно как о древе; и под конец беседы рассуждает так: аще угодно, от древа сего, на иное речь обратим, от древа сего, на древо крестное, и посмотрим, колико зол оное навело, и коликая благая сие исходатайствовало. И далее: оное из рая изгнало; сие на небеса нас возвело (На Быт. бесед. XVI). Такое противоположение древа древу не было ли бы совсем бессмысленно, если бы древом познания добра и зла означалось нечто такое, в чём нет ни малейшей черты понятия о древе? Но, конечно, не бессмысленные слова столько веков поёт Церковь со св. Иоанном Дамаскиным : древом Адам рая быть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Итак, первый грех прародителей состоял собственно во вкушении плода запрещённого древа; а тяжесть сего греха – в неблагодарности, в преслушании против Бога, и в оскорблении Его величия, в крайней степени преступным и мятежным желанием быть яко бози. В сем разуме говорит святой Златоуст, обращая речь к Еве: почто и мужа общником делаешь погибельнаго сего падения, и которому помощницею быть учинена была, тому наветницею делаешься, и за милую снедь и его с собою от милости Божией отчуждаешь? (Там же). Совокупление же Адама с Евою, как мужа с женою, по изъяснению св. Златоуста началось уже по изгнании из рая. Адам же позна жену свою: рассуждай, когда сие было? По преслушании, по изгнании из рая, тогда совокупление началося. (Бесед. XVIII). Не угодно ли посмотреть и в самую Библию , с таким расположением, чтобы брать из неё мысли, которые она даёт, а не вставлять насильственно в её слова мысли, нам нравящиеся? И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь; и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго ( Быт.2:9 ). Не видите ли здесь о трёх родах дерев одну непрерывную речь, связанную одним словом, относящимся ко всем трём? Не скажет ли в сем случае здравая логика, что её надобно толковать, либо всю буквально, либо всю иносказательно? Если буквально прозябе Бог всякое древо красное в видение, и доброе в снедь, и древо жизни посреде рая: то также буквально прозябе от земли и древо, еже ведети разуметелное добраго и лукаваго; и нет здесь места иносказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Настоящий день есть день радости и веселия, потому что ныне предлагается знамение радости. Ныне раздается гимн хвалы и исповедания, потому что является святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Посмотрите, какое сияние перед очами! Это не есть древо одновременнаго познания добра и зла, подобное эдемскому; нет, это древо всецело благолепно и прекрасно как для взора, так и для вкуса. Ибо древо это дарует нам жизнь, а не смерть, просвещает нас, а не омрачает, вводит в Эдем, а не изгоняет из него. Древо это, на которое взошел Христос, как царь на свою колесницу, поразило диавола, имевшаго державу смерти, освободив род человеческий от тяжкаго рабства: Это древо есть именно то, на котором Господь, будучи уязвлен, как ратоборец во время сражения, в руки, в ноги, и в божественныя ребра, исцелил язвы греха, т. е. нашу природу, пораженную злым драконом; и, если должно еще присоединить иной гимн, это древо есть то, которому истекшая кровь Господня сообщила такую непобедимую силу, что ею низлагаются демоны и просвещается мир. Кто же не притечет сюда, чтобы насладиться этим вожделенным зрелищем? Кто не пожелает обнять эту небесную отрасль? Придите же и вступите в духовное общение все племена и народы, всякий пол и возраст, всякое состояние и звание, – священники и цари, владыки и подданные. Так как это собрание народа устроено самим Богом, то мне кажется, что и ангелы с радостью приникают к сему сонму, и апостолы единодушно сорадуются нам, а также сонм пророков, лик мучеников и весь собор праведников. Ибо возможно ли, чтобы все они не исполнялись радостию при виде сего победнаго знамения, коим они сами, подражая Христу, победили вражеския силы и увенчались небесною славою? Мне кажется, что даже неодушевленныя существа ощущают в себе радость, а именно – земля, подобно матери, произрастившая сие древо, как плод из своего недра, – все деревья дубравныя, почтенныя сродным именем с древом крестным, – солнце, непрестанно сияющее, луна, богатая светом, звезды блистающия и, наконец, самое это небо, обширное и подвижное, потому что от крестных страданий Иисуса Христа произошла всякая перемена к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Символическая типология: символические образы и мотивы Христологические символы 1 . Боговоплощение: земля, «девственная» земля=ПЛОТЬ, девственное зачатие древо (ковчег, корзина) как субстанция=ПЛОТЬ 2 . Распятие; искупительная Жертва: 1) виноградная лоза, вино, чаша, кровь=КРОВЬ 2) агнец, овен, кровь агнца, «начаток овчий» (жертва Авеля)=КРОВЬ, ЖЕРТВА 3) багряная верёвка=КРОВЬ; БАГРЯНИЦА (царское достоинство); «знамение спасения» (аллегорически) 4) =КАМЕНЬ, КРОВЬ 3 . Распятие; Крест 1) жезл, ковчег, корзина, , ядовитое древо в пище (у пророка Иеремии), древо, усластившее воды Мерры, дрова, принесённые Исааком=ДРЕВО (lignum) как субстанция 2) древо =КРЕСТООБРАЗНАЯ ФОРМА 3) древо жизни, жезл, столп=ДРЕВО как форма и субстанция 4) : столп и вознесённый на столпе : овен – жертва, рога – перекладина креста=участие символических мотивов Сакраментальные символы 1 . Евхаристические: хлеб, манна земля, плоть, тело, плоть от плоти кровь, вино, вода=ХЛЕБ И ВИНО=ТЕЛО И КРОВЬ 2 . Крещение: вода, река, , потоп=ВОДА (переход через воды) вода и древо, =ВОДА И КРЕСТ III. Основные типологические значения 1 . Исторические (события новозаветной истории): Боговоплощение Богоявление (Крещение) Распятие (Страсти); образы распятого Христа (рана Адама, источение воды из камня, багряная верёвка) 2 . Символико-аллегорические: Христос Церковь – супруга (невеста) Христова – тело Христово – грешница, уверовавшая язычница Церковь и Синагога христиане, иудеи и язычники диавол апостолы и ученики сей мир и Царство Небесное конец света (Страшный суд) 3 . Символические: 1) Тайны христологические: Боговоплощение (Рождество) Искупительная Жертва (Распятие) 2) Таинства: Евхаристия (Тело и Кровь) Крещение (Вода и Крест) Миропомазание (в толковании на пророка Осию). А. С. Балаховская 153 Отсюда – сам термин тип, от греч. τπος; – «оттиск», «отпечаток», «отображение», и парный термин антитип, обозначавший саму реальность, отобразившуюся в историческом прошлом и пророчески предвосхищаемую этим прошлым. 154 Hilarius de Poitiers.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Такой Крест предъизображён был жезлом Моисея, чудодейственно разделившим пред ним и пред народом Чермное море, расступившееся от крестообразного ударения по морю. Не им самим, не жезлом явлено чудо, а Крестом, им на море начертанным. И Крест, орудие нашего спасение потому свят, что на нём крестообразно были распростёрты руки страдавшего и пригвождённого к нему Господа нашего Иисуса Христа. И другими действиями этот же жезл Моисея был прообразом Господня Креста. Поглотивши пред царём Фараоном явившегося (по искусству Египетских магиков – мудрецов) волшебного змия, он показал, что древо Креста сокрушит, уничтожит змия, – его власть над миром. И изведши из камня воду для томившихся жаждою в пустыне евреев, он прообразовал Крест, доставивший душам томившихся и жаждавших под твёрдою властью диавола воду – спасение. Жезл Ааронов, чудесно произрастивший плод, указывает на древо Креста, явившее в нас уверовавших в Распятого на нём – плоды жизни вечной. Древо некое, брошенное (в Мерре) в негодную для питья воду и претворившее её в воду сладкую для питья, также прообразовало Крест, сделавший всех нас, когда мы уверовали в Распятого на нём, угодными Богу. Великий пророк и вождь народа Израильского, Моисей, в сражении с Амаликитянами молившийся с распростёртыми руками и одержавший таким образом знаменитую победу, как свидетельствуют об этих действиях Аарон и Ор, прообразовал силу Креста, одержавшего победу над нашими всегдашними и злейшими врагами – демонами. Праотец Иаков, благословляя своих внуков, детей любимого сына своего Иосифа, крестообразно для этого возложенными руками, и не изменивши так сложенных рук и при известном замечании и даже действий со стороны сына Иосифа, не выразил ли этим самым своей глубокой и твёрдой веры в силу Креста? А медный змий, повешенный, по повелению Божьему, на древе, не потому ли и спасал уязвлённых и с верою взиравших на змия и на древо, что змий этот прообразовал Христа, а древо или шест, на котором висел змий, – Крестное древо, на котором был распят Спаситель мира! Сам же Иисус Христос свидетельствует, что медный змий был прообразом Сына Человеческого, вознесённого на Крест за людские грехи ( Ин. 3:14 ); значит, шест прообразовал древо Крестное. Царь и пророк Давид также указывает на это древо и велит поклоняться ему ( Пс. 98:5 ). И пророк Исаия ясно говорит о славе его: «слава Ливана приидет к тебе... чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих... и падут к стопам ног Твоих все презиравшие тебя ( Ис. 60:13–14 ). Сей же св. Пророк, будучи некогда в озарении – в духе, видел Господа идущим на смертную казнь со знамением начальства на Его плече: «Егоже начальство бысть на раме Его» ( Ис. 9:6 ). Знамение это или начальство есть. св. Крест, на котором Господь наш Иисус Христос Своею вольною смертью совершил наше искупление. Если бы это древо – крест не было святым, то не было бы и указаний на него от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Взмолился Моисей Богу о людях этих, и явился ему Ангел Господень, держа в руках 3 ветви древесные: певг, кедр и кипарис. И сказал Ангел Господень Моисею: «Соедини эти ветви плетением во знаменье образа Святой Троицы и воткни их в воду Мерры, и этим сделаешь сладкими воды Меррские. Вот эта ветвь превратится в большое дерево, эта ветвь достигнет четырех сторон Вселенной. А это древо – Спасение миру. Этим древом будет побеждено коварство первого врага». И о прочем, чему предстоит быть, сказал Ангел Моисею, и затем ушел от него. И сделал Моисей так, как велел ему Ангел Господень. Сплел он ветви и воткнул их в источник у берега. И сказал Моисей: «Это древо – жизнь всего мира, это древо большую честь будет иметь. Со временем срубят его. Тогда соблаговолит прийти Всевышний. Но потом, когда захочет во плоти явиться всему миру, освящая преступленье женского естества, то на это древо руками беззаконных вознесется истинный свет. И увидите жизнь нашу своими глазами. А те беззаконники скоро окажутся в погибели, и вознесенному на древо поклонится весь мир. И как это древо ослаждает воду, так и кровь распятого освятит это древо. Ибо как древо осладило горькие воды Мерры, так и крест Христов осладил горечь языческого неверия. А теперь вы, ропщущие на меня, замолчите, этим древом вода осладилась, вы же, подойдя, черпайте, и пейте, и поите скот ваш». И тот же час осладились воды в Мерре, и начали пить ее все люди и скот. Слышал ли ты, иудей, приспешник Фараона окаянный, как Господь в Троице прообразовался через сплетение различных древесных ветвей? Как тебе прорек Моисей о воплощении Вышнего, и о распятии на древе, и о спасении мира? После этого забрал Моисей сынов израилевых и привел их в Элим, и там были двенадцать источников воды и девять побегов финика. Источниками этими прообразовал Господь двенадцать апостолов верховных, которые разошлись, как реки, по всему миру. Как источники источают струи, которые народ хоть и во множестве черпает, но они не истощаются, так и апостолы Господни к каждому народу приходили и на его языке провозглашали величие Божие. Ибо сказал им Господь Бог: «Вот я посылаю вас, как овец в волчье стадо, вы же не заботитесь, как и что и где сказать. Дух Святой научит вас тотчас, как подобает говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– проходило уже в новых условиях. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в г.Томске и Богословского института в г.Новосибирске, православных гимназий – вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки Тихона. За пять лет открыто 90 приходов. С 1995г. по октябрь 2000г. Новосибирской Епархией управлял епископ Сергий (Соколов +2000г.) в полной мере продолжая традиции своих предшественников. Неполных пять лет пробыл епископ Сергий на Новосибирской кафедре. Сделать за это время удалось многое – возведены новые храмы, открыты монастыри. С 28 декабря 2000 г. Новосибирской Епархией управляет Архиепископ Тихон (Емельянов). На основании Рапорта Управляющего Новосибирской Епархией, а так же Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 года (Журнал в пределах Новосибирской области образована Новосибирская Митрополия, включающая в себя Искитимскую, Карасукскую, Каинскую и Новосибирскую Епархии. Главой Новосибирской Митрополии назначен, с возведением в сан Митрополита, Управляющий Новосибирской Епархией Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Мужской монастырь Иоанна Предтечи (Новосибирск) [ править править код ] Мужской монастырь Иоанна Предтечи - православный мужской монастырь в г. Новосибирск. Основан 6 октября 1999 года на месте действующего храма св. мч. Евгения. 23 марта 2001 года переехал на новое место пребывания в храм Архистратига Михаила. С 2010 года под патронажем монастыря работает детский сад, где организован Центр Социальной помощи " Покров " , в котором могут разместится мамы с детьми, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. При монастыре действует трапезная и воскресная школа. Адрес: г. Новосибирск, ул. Приморская, 7 До Новосибирска можно добраться самолетом, поездом или автобусом. До монастыря удобнее добраться на автобусах 23, 48, или маршрутном такси 1148, 1223.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Чистякова 1975 – Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII века (30–40-е годы). Воронеж, 1975. Чичуров 1983 – Чичуров И.С. Место «Хронографии» Феофана в ранне-византийской историографической традиции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. 1981. М., 1983. С. 46–133. Чумичева 1989 – Чумичева О.В. Археографический обзор сочинений Герасима Фирсова и его автографов// Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 59–76. Чумичева 1992 – Чумичева О.В. Инок Герасим Фирсов – соловецкий писатель XVII в.//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 4. XVII – начало XVIII в. М., 1992. С. 87–135. Чумичева 1993 – Чумичева О.В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг.//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285–292. Чумичева 1996 – Чумичева О.В. Арсений Грек в России: судьба и легенды//Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 13–22. Чумичева 1998 – Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. h7 Ш Шалина 2005 – Шалина И.А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005. Шаромазов 2005 – Шаромазов М.Н. Святейший патриарх Никон //Патриарх Никон 2005. С. 7–20. Шашков 1992 – Шашков А.Г. Аввакум Петров//Словарь книжников 3/1. С. 16–30. Шевченко 1999 – Ševenco Ihor. А new Greek Source for the Nikon Affair: Sixty-One Answers Given by Paisios Ligarides to Tsar Aleksej Mixajlovi//«ΓΕΝΝΑΔΙΟΣ»: К 70-летию академика Г.Г. Литаврина. М., 1999. С. 236–242. Шмидт 2000 – Шмидт В.В. Религиозно-философские воззрения и система богословия патриарха Никона . Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2000. Шмидт 2004 – Никон, патриарх. Труды/Науч. исследование, подг. документов к изданию, сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. Шпаков 1912 – Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимном отношении в Московском государстве. Царствование Фёдора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса. 1912. Шунков 1999 – Шунков А.Я «Повесть о преставлении патриарха Иосифа» царя Алексея Михайловича как литературный памятник. Стиль повести//Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 176–184.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Новосибирск. Часовня Николая Чудотворца на Красном проспекте (новая). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1993. Архитектор:П.А. Чернобровцев Ссылки:   Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 17А Координаты: 55.026514, 82.921456 Проезд:ст.м. " Площадь Ленина " . Проезд общественным автотранспортом до остановки площадь Ленина или до кинотеатра Маяковский. От обеих остановок идти меньше 5 минут Изменить описание объекта Воспроизводит облик утраченной часовни Николая Чудотворца (1914, предположительно арх. А.Д. Крячков) с незначительными изменениями размеров и пропорций Карта и ближайшие объекты В 1913 году в России отмечалось 300-летие Дома Романовых. Празднества проводились с небывалым размахом. Служились молебны и сооружались памятные храмы. Начиная с 1911 г. Новониколаевск (Новосибирск) готовился к проведению этого события. Городской Думой тщательно составлялся план строительства и мероприятий, но для реализации задуманных проектов одних бюджетных средств молодого города не хватало. Общество «Ясли» взяло на себя миссию возведения часовни в память 300-летия Дома Романовых. Торжественный молебен и закладка часовни во имя свт. Николая Чудотворца состоялся 20 июля 1914 г. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. Наиболее весомый клад в строительство часовни внесли: М.Л. Вишняков, З.М. Джурич, В.Н. Цевковский, Г.Д. Маштаков, И.М. Некрасов и Д.Е. Барабанов. Большую часть работы по устройству часовни взяли на себя городской голова А.Г. Беседин, протоиерей Диомид Чернявский – председатель Правления общества «Ясли» и начальница приюта «Ясли» М.В. Востокова. Проект безвозмездно составил известный архитектор А.Д. Крячков, наблюдал за постройкой инженер Ф.Ф. Рамман. При строительстве часовни общество «Ясли» испытывало недостаток времени, денежных средств и рабочих рук. Поэтому было принято решение обратиться к народу с просьбой о помощи в завершении строительства. Впервые в истории города был использован метод «народной стройки». Усилиями общественности города были выхлопотаны бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=00494

В городе начали активно создаваться другие образовательные учреждения, был создан мощный импульс к образовательному и культурному развитию. В результате в 1912 году в Ново-Николаевске было введено всеобщее начальное образование, и по этому показателю город занял первое место среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург. Может быть, именно это обстоятельство, а также месторасположение города сыграли свою роль в том, что в последующем академик Лаврентьев выбрал для строительства научного центра именно Новосибирск. Академгородок стал первым в стране крупным научным центром такого типа, получил общемировое признание и полностью подтвердил слова Михаила Ломоносова о том, чем будет являться Сибирь для России в будущем. В итоге, самой «умной» улицей мира, попавшей в книгу рекордов Гиннеса, является проспект академика Лаврентьева, расположенный в Академгородке. Здесь на протяжении чуть более двух километров находятся два десятка крупных научно-исследовательских институтов. Возвращаясь к истории стремительного роста города, стоит отметить, что его благоприятное расположение вблизи главных транспортных артерий Сибири и ряд других обстоятельств привели к большому притоку населения и бурному развитию промышленности. Совсем не случайно, что молодой город ещё в начале XIX века стали называть: «Сибирский Чикаго». Может быть, поэтому, уже в наше время, Новосибирск вошёл в разряд рекордсменов, как один из наиболее быстрорастущих городов двадцатого столетия. Количество его жителей менее чем за 70 лет достигло одного миллиона человек. Чикаго, с которым часто сравнивали Ново-НиколаевскНовосибирск, для этого понадобилось 85 лет, а Москве – 900 лет. В 1914 году на главном Николаевском проспекте была построена и освящена часовня святого Николая Чудотворца – небесного покровителя города Ново-Николаевска и Царя Николая II. Возведённая по случаю 300-летия Дома Романовых, часовня стала символическим географическим центром Российской Империи, с учётом расположения её крайних точек с Востока на Запад (от г. Ново-Мариинска, совр. г. Анадырь (Россия), до г. Руко-Комары (совр. Польша).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010