Память отмечается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 26-й день Святой великомученик Димитрий Солунский Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства, римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. (Существует мнение, что родители святого были славяне). В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства Небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел, молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Образ святого в воинских одеждах встречается в циклах Минологиев, в т. ч. рукописных (миниатюра из Евангелия 1059 г.- Dionys. Cod. 587. Fol. 123a). Одиночное ростовое изображение Димитрия Солунского известно по визант. камее XII в., вставленной в рус. панагию XVII в. (находилась в древлехранилище братства св. Александра Невского во Владимире, ныне в частном собрании). Аналогичные изображения встречаются на печатях XI и XII вв., отражающих почитание Димитрия Солунского как тезоименного святого или покровителя должностных лиц (фигура святого, опирающегося на щит, с копьем в правой руке). На фоне этих стандартных произведений выделяется относящаяся к рубежу XII-XIII вв. печать Фессалоникийского митр. Константина Месопотамита, на которой Димитрий Солунский воин как покровитель местной кафедры укрывает плащом коленопреклоненного архиерея. Эта редкая иконография, напоминающая более позднюю фреску базилики в Фессалонике, где святой укрывает плащом кадящего архиерея, возможно, также связана с почитанием «сорочки» мученика. С XIII в. изображения Димитрия Солунского воина как местного святого встречаются на монетах, отчеканенных в краткий период существования Фессалоникийской империи (монета Феодора Ангела Комнина Дуки (1222-1230), где Димитрий Солунский вручает город императору или получает город от него), и в палеологовскую эпоху. Тип монет с изображением Димитрия Солунского был заимствован и правителями Второго Болгарского царства из династии Асеней, традиционно почитавшими солунского святого (монеты Ивана Асеня II). В монументальной живописи XI-XII вв., как и в перечисленных памятниках др. видов искусства, Димитрия Солунского обычно изображается вместе с наиболее почитаемыми св. воинами. Редким примером изображения в зоне сводов храма служит мозаика юж. подпружной арки кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.): рядом в медальоне представлен мч. Нестор, а симметрично, на сев. подпружной арке,- вмч. Георгий. Этот вариант расположения фигуры святого, вероятно относящийся к ранней стадии развития визант. монументальной декорации (ср. выполненные примерно в то же время изображения Севастийских мучеников на подпружных арках Софийского собора в Киеве), в дальнейшем сменился другим размещением фигур воинов-мучеников в нижнем регистре росписи, в непосредственной близости к молящимся, надеющимся на заступничество этих святых. Характерные примеры таких изображений - росписи 2 храмов в Кастории посл. трети XII в.: св. Николая Каснициса, где Димитрий Солунский представлен на юж. стене (с копьем в правой руке, опущенным миндалевидным щитом и мечом у пояса), и св. Бессребреников, где он изображен на сев. стене центрального нефа (с копьем в правой руке и приподнятым мечом в левой; кроме доспехов святой облачен в 2 богато украшенных хитона - короткий и длинный, скрывающий ноги до щиколоток).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

484 ...преименован Димитрием... – Имеется в виду Димитрий Солунский (270–306) – христианский святой, великомученик, покровитель г. Фессалоники, пострадал за веру от рук императора Максимиана Галерия. По его благословению, христианин Нестор победил императорского любимца бойца Лия, после чего Нестор, а вслед за ним и Димитрий были казнены, мощи святого с древности почитались как мироточивые. Память 8 ноября. 485 Антоний и Феодосий Печерские – Антоний Печерский (983–1073) – преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий Печерский (ок. 1008–1074) – преподобный, один из основателей Киево-Печерского монастыря, постриженик Антония Печерского, считается родоначальником монашества на Руси, по его инициативе был принят первый общежительный устав Печерского монастыря, составленный на основе Студийского общежительного устава, житие Феодосия Печерского написано в 80-е гг. XI в. Нестором, монахом этой же обители. 486 ...прочим печерским чудотворцам. – Имеются в виду святые отцы Киево-Печерской лавры, почитаемые Собором преподобных киево-печерских отцов. Праздник был установлен в 1670 г., Собор преподобных отцов Ближних пещер (преподобного Антония) отмечается 28 сентября, ранее отмечался в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; Собор Дальних пещер (преподобного Феодосия Печерского ) празднуется 28 августа. В составе Собора почитаются преподобные, священномученики, преподобномученики, мученики, святители – всего 84 человека. 487 Благовещение пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник, события которого описаны евангелистом Лукой ( Лк.1:28–33 ). согласно которым в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от нее Спасителя Мира. Праздник отмечается 25 марта. 488 Иосиф Нелюбович-Тукальский(?–16 07.1675) – наместник Виленского Свято-Духова монастыря (1649–1657), архимандрит Лещинского монастыря (с 1658 г.), Собором православного духовенства избран Киевским митрополитом, но в 1664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение тридцати лет святой смиренно совершал служение Богу. Блаженная кончина святого князя последовала около 1390 года. После смерти на его теле обнаружили золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, и тяжелые железные вериги – свидетельство подвига спасения, а также небольшую рукопись, на которой рукой благоверного князя было написано: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом, и прочее». Благоверного князя-пономаря погребли при храме, в котором он спасался. На том месте впоследствии возник монастырь. Вскоре началось его почитание наряду с другими Переславскими святыми. Празднование памяти святого Андрея совершалось 27 октября, в день преставления, одновременно был написан его образ и составлена служба. Святые мощи благоверного князя Андрея были обретены в 1539 году преподобным Даниилом Переславским († 1540), по благословению митрополита Московского Иоасафа (1539–1541), и прославились источением многочисленных исцелений. В 1749 году указом Святейшего Синода было окончательно утверждено празднование благоверному князю Андрею. Преподобный Нестор Некнижный Преподобный Нестор Некнижный , именуемый так в отличие от преподобного Нестора Летописца , подвизался в Дальних пещерах. Память его совершается 27 октября, вероятно, ради тезоименитства с мучеником Нестором Солунским (306). Имя преподобного Нестора Некнижного упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер: «Слово Божие, вразумляющее челодень века, не книжныя мудрости научи тя, Несторе святе, но вышния; еюже зрел еси при молитвах Ангелы, и кончину свою предвидел еси, тоя и нас причастники сотвори молим тя, память твою почитающе». Память его совершается также в Соборе отцов Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 28-й день Святая великомученица Параскева Святая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при Диоклитиане (284–305). Благочестивые родители святой Параскевы жили в III веке в г. Икония (Малая Азия).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. чудовище или скорпион). Подобные произведения входят в группу тронных изображений мучеников (вмч. Георгий, в рус. традиции - вмч. Никита), торжествующих победу над врагом, чудовищем или диаволом, и связаны с событиями, описанными в Житии святого. В случае с изображениями Д. С.- это рассказ о чуде с осаждавшим Фессалонику болг. царем Калояном или житийный эпизод со скорпионом, к-рого мученик победил в темнице молитвой. В XVII-XVIII вв. образ Д. С., восседающего на престоле, иногда сопровождает изображение предстоящего ему и святых, почитавшихся в Фессалонике. Обычно это мч. Нестор Солунский (напр., икона 2-й пол. XVII в., мон-рь Хиландар; икона рубежа XVII и XVIII вв., мон-рь Варлаама в Метеорах). На образе XIX в. из келлии Д. С. при мон-ре Хиландар Д. С. предстоят мученики Нестор и Лупп Солунские - все в мученических одеждах. Обычай изображать Д. С. на престоле как мученика, а не как воина существовал уже в XVII в. (икона 1609 (?), мон-рь Ксенофонт). Очевидно, подобные образы возникли под воздействием поствизант. иконографии Д. С.-мученика в пышных придворных одеждах. Изображения Д. С. на коне принадлежат к большой группе композиций с фигурами конных св. воинов, известных в христ. искусстве с ранневизант. времени и восходящих к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции не всегда сопровождались надписями с именами святых и часто имели обобщенный характер, символизируя победу над злом, воплощенным в образе демона, дракона, языческого царя или воина (изначально это были символические мотивы, а не иллюстрации к определенному житийному тексту). При этом фигуры побежденного св. воином врага присутствуют не во всех композициях. Изображения Д. С. на коне возникли позднее аналогичных изображений др. воинов и, вероятно, под их влиянием. Они часто размещались на наружных стенах и дверях храмов, имея охранительное значение. Одним из древнейших примеров этой иконографии является шиферная плита 2-й пол. XI в. из Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/178231.html

(Составлено по «Словам на все воскресные и праздничные дни» Григория, архиепископа Казанского, т. II, и др. источникам). Двадцать шестой день Поучение 1-е. Св. великомученик Димитрий Солунский (Об отношении христиан к удовольствиям) I. Ypoжeheц города Солуня, св. Димитрий, память коего ныне, был правителем родного города. Он заботился о благе граждан своего города – не только настоящем, но и будущем, уча их вере Христовой. Прибывший в Солунь император Максимиан заключил его за это в темницу. После того император предался одной недостойной забаве: он смотрел, как один силач, по имени Лий, бросал людей с возвышенного места вниз на копья. Но нашелся юноша христианский, который лишил царя недостойной забавы. Нестор, так звали этого юношу, задумал погубить Лия, он отправился к св. Димитрию и начал просить у него благословения выйти на состязание с силачом. Св. Димитрий похвалил намерение юноши, ободрил его и предсказал ему как победу над Лием, так и мученическую кончину. Действительно, Нестор с помощью Божией сбросил Лия на копья. Император разгневался и приказал Нестора вместе с Димитрием исколоть копьями. Чрез несколько времени при копании рвов найдены были мощи св. Димитрия, которые источали целебное миро. II. По поводу грубых и безнравственных удовольствий, которыми наслаждался языческий император Максимиан, о чем повествуется в житии св. великомученика Димитрия Солунского, побеседуем об отношении христиан к чувственным удовольствиям вообще. а)  Общий предлог и общая цель всех удовольствий и увеселений есть необходимое отдохновение от трудов. Труд сам по себе необходим для нас, как заповедь Самого Творца нашего. Еще невинному человеку было поставлено в обязанность делати и хранити вверенный ему рай. И этот труд был для него источником наслаждения: ибо он видел и чувствовал, как деланию его покорялась вся природа, как деланием его возвышалось и совершенствовалось все окружающее его. По падении человека, труд уже вменен ему в наказание и потому сопровождается изнурением сил, истощением телесных органов, утомлением и дряхлостью тела: в поте лица твоего снеси хлеб твой, – сказал ему Господь Бог, – дондеже возвратитися в землю, от нея же взят еси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

43 Евреи считали в своем каноне 22 книги; но учители Церкви, отделив 12 меньших Пророков под особенный счет, считали, 33. Так в статье Изборника, извлеченной из сочинения Григория Богослова , число канонических книг простирается до 60, и именно 12 меньших Пророков составляют не одну книгу, а двенадцать отдельных. После 18-й кн. Эздры следуют: 19 Осия, 20 Амос, 21 Михей и пр. (Калайдович об Экзархе стр. 136). Антиох (в начале 7го в.) в предисловии к Пандекте говорит: «Мы по нашему разумению разумеем под царицами (Пес. Пес. 6, 7) канонические книги, т. е , шестьдесят завещанные в Ветхом и Новом завете.» Филипп пустынник в своей Диоптре (1095 г.) писал: «Им (Св. Духом) умудренные сии и те (Апостолы и Пророки) написали всего 60 книг, 33 книги Ветхого и 27 Нового завета». При этом надобно твердо помнить, что а) считали ли Отцы, по примеру Евреев, 22 книги В. завета (как Кирилл Иер. Лаодик. Собор въпр. 60, Афанасий в Пасх. посл.), или, отделяя в Еврейском счете некоторые книги, считали 27 (как Епифаний в кн. о весах и Дамаскин в кн. о вере), никогда в этот счет не вносили апокрифическнхъ книг; счет был не одинаковый, но всегда одним и тем же книгам–книгам каноническим. а книги апокрифические не шли в счет; б) Отцы Церкви строго запрещали вносить в канон такие книги, каковы Сын Сирахов, Премудрость Соломонова п пр. «Аще и добры суть, обаче с оными не счисляются, ниже обретахуся положены в ковчег,» говорит Дамаскин (Говорит это для О. Макария: Христ. Чт. 1845, 3. стр. 300–303.). 44 Пролог: «седе же в земли Моравстей (Мефодий) , преложи все 60 книг ветхого и нового завета от Греческа в Словенскы.» Паннон. Биограф Мефодия: «от ученик своих посади два попы скорописца зело, преложи в борзе вся книги исполнь, разве Маккавей, от Греческа языка в Словенск, шестию месяц, начен от Марта месяца до двагодесяте и шести дне Октября месяца. Скончав же, достойную хвалу и славу Богу воздаст, дающему таковую благодать и поспех, и святое возношение тайное с клиросом своим взнес, створи память святого Димитрия.» Нестор буквально повторяет слова Паннонскаго биогрфа за исключением двух замечаний; а) о том, что Маккавейские книги не были переведены вместе с прочими; б) перевод был окончен ко дню Дмитрия Солунского, замечательному для Мефодия, урожденца Солунского. Прежде сомневались, не означает ли у Нестора слово: преложи– переписал. Но у Паннонскаго биографа такое значение не имеет места: он то же слово в смысле перевода употребляет несколько раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

21 Публикуется по: Святитель Симеон Солунский . Толкование о божественном храме и о служащих (в нем) священниках, диак онах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается…//Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: В 3 т. СПб.: Тип. Королева и комп., 1855–1857. Т. II. 1856. С. 96–269; Т. III. 1857. С. 10 –28. (Печ. в совр. орфографии.) 25 Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI–XVII вв.//Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 2: XVI–XVIII вв. М.: Издательство АН СССР, 1989. С. 279–308. 30 Бычков В.В. Становление византийской эстетики: 4–7 века//Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2 т. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. Т.1: Раннее христианство. Византия. С. 399–400. 32 Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках/Пер. С.П. Кондратьева. М.: Арктос, 1996. С. 138–297, 299–301. 35 Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира//Византийский временник. 1986. 47. С. 163–181. 39 Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира//Византийский временник. 1986. 47. С. 163–181. 40 Гуляницкий Н.Ф. Крестово-купольный храм Древней Руси и греко-античная традиция//Архитектура мира: Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре. М.: ВНИИТАГ, 1993. С. 165–172. 43 Панофски Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени//Богословие в культуре средневековья. К.: Христианское братство «Путь к истине», 1992. C. 99–105. 45 Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения : К 250-летию Академии Художеств. М.: Гнозис, 2009. С. 25, 27, 28, 29, 35, 269. 46 Щусев А.В. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре//Зодчий. 1905. 11. С. 132 –133. 47 Воробьева Т.Ю. Раннехристианская трапеза: Историко-культурные и историко-художественные связи и параллели. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 30 –31, 37. 48 Нил Синайский. Слово подвижническое: Письма. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000. С. 476–477. 49 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

26 ...възложил на нь гривьну злату... – Здесь гривна – шейный обруч, ожерелье как знак отличия, награда. 28 ...месяца июлия в 24 дьнь, преже 9 каланд агуста. – В древнеримском календаре первый день каждого месяца назывался календами, 5-е или 7-е число месяца (день первой четверти луны) – нонами, 13-е или 15-е число (день полнолуния) – идами. От этих трех моментов дни отсчитывались назад (исходная дата включалась в счет дней). Поэтому, в счете по календам, 24 июля соответствовало девятому дню перед августовскими календами. Календарный счет с упоминанием календ встречается в древнерусских текстах редко и параллельно с указанием дат и дней недели согласно юлианскому календарю, принятому на Руси вместе с христианством. 30 ...пришьла бяаше весть от Передъславы... – Предслава – дочь Владимира I от Рогнеды, родная сестра Ярослава. 37 ...повьржену на пусте месте межю дъвема колодама. – Здесь либо имеется в виду колода – ствол упавшего дерева, либо колода – гроб, выдолбленный из двух половин цельного ствола дерева. 42 И прибеже в пустыню межю Чехы и Ляхы... – Существует гипотеза, что выражение «между Чехами и Ляхами» – древняя поговорка в смысле «где-то далеко». 44 ...Якоже бо Иулиян цесарь... – Юлиан Отступник (Флавий Клавдий Юлиан), римский император (361–363 гг.), восстановил в Римской империи язычество как официальную религию и выступил против христианства. Имя Юлиана в христианской литературе стало нарицательным именем гонителя православия. Погиб либо от вражеской стрелы, либо от удара копьем в спину во время похода против персов в 363 г. Неясные обстоятельства его гибели породили множество легенд. 45 ...и въложьше в корабль... – В древних погребальных обычаях покойника либо везли на санях (независимо от времени года), либо несли в ладье. 47 ...якоже и великий Димитрий... – Димитрий Солунский, сын солунского воеводы, проконсул Солуни (совр. Салоники), был убит в 306 г. и признан христианской церковью святым. Почитался как покровитель и защитник Солуни. Пользовался особой популярностью как святой-воин не только в Солуни, но на Афоне, в Балканских странах и в Древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

330 Кроме пяти выше представленных свидетельств об этом (в примеч. 326), разумеем многочисленные сказания современных греков о обращении болгарского царя Богориса картиною Страшного Суда, начертанною в доме его ромейским живописцем, иноком Мефодием, которые, вопреки общему мнению, несправедливо хотел отнести к другому Мефодию Шлецер, как показал Добровский (с. 60–82) (31). Свод самых этих сказаний греческих можно видеть у Ассемани. Kalend. eccl. 3. С. 35–49 (155) и в Извест. визант. историк. Ч. 4. С. 38. СПб., 1775 (142). 331 Таковы древнейшие свидетельства легенды о Людмиле и особенно биографа Климентова – он был сам ученик Климента, архиепископа Болгарского, ученика святого Мефодия, следовательно, мог получить сведения о обращении Болгарии на самом месте события из первых или вторых уст. 332 В так называемой Италианской легенде О перенесении св. мощей Климента замечено, что к моравам святой Кирилл пришел уже с переведенным Евангелием. См. у Добровск. С. 41 и снес. с. 3–10 (31). 333 Мысль эта высказана в «России...» Булгарина. СПб., 1837. Ч. 4. С. 14– 19 (40) и в брошюре Априлова Болгарские книжники Константин и Мефодий, изд. в Одессе, 1841 (8). См. также: Кирилло-Мефод. сборн. 95–105 (56); Филарет. Святые южных славян. Апр. 6 (129). 334 В Истории Conversion. Carantanorum, написанной около 873 г., говорится: Quidam Graecus, Methodius nomine, noviter inventis Sclavinis litteris... (Некий грек по имени Мефодий, недавно изобретя славянское письмо...) (vid.: Glagolita Clozian. P. 75 (201)). Еще три или четыре такие выражения приводит Ассемани в своих Kalendar. eccles. Slavicae. Т. 3. Р. 6–8 (155). 335 Известия визант. истор. Штриттвра. Ч. 1. С. 86, 87. 95, 96, 112 (142). Житие святого Димитрия Солунского in Actis sanctorum. Octobr. T. 4 (147). 336 Нет этих названий ни в древних паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия, ни у преподобного Нестора, ни у Диоклейского священника (Нестор, слич. Шлец. Ч. 2. С. 413 (80)), ни в легенде Блаубейернской (там же. С. 414 (80)), хотя все они говорят о происхождении солунских братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010