Максимиан тогда вскочил со своего трона и печальный возвратился в царский свой дворец, говоря: «Если бы не было чародеяния каких-то богов, то не был бы Луй, отличавшийся таким мужеством, убит этим юношей». И призвал к себе мучитель Нестора и сказал ему: «Скажи мне, юноша, какие чары ты использовал или кого имея в помощниках Луя убил?» Отвечал Нестор: «Никаких чар не было, и без какого-либо обмана он убит, но Бог Димитрия и Бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой кичливого гордеца». Разгневался царь и приказал отвести его как христианина в западную часть города, к так называемым Золотым воротам, чтобы тут отрубил ему голову своим мечом Минукиан протиктор. И так увенчан был Нестор венцом мученика. Некие же вельможи стали наговаривать царю на Димитрия и убеждать его в том, что Димитрий – причина гибели Луя. Тогда очень разгневался царь и сказал: «Не к добру была наша встреча, когда встретились мы на пути моем к театру». И приказал в той каморе, где находился под стражей святой, заколоть его копьями. И так был убит преславный мученик и окончил в страданиях жизнь, исполненную благой веры. Лупп же, раб и слуга святого Димитрия, предстоявший ему, взяв орарион святого, собрал в него кровь его. И взяв царский перстень, который он носил на руке, обмакнул его в святой крови и стал исцелять им одержимых различными недугами и страдающих от нечистых духов исцелял молитвами и посещением святого и благодатью, которой обладал перстень его, так что весть о том разнеслась по всему граду Селунскому. Услышав о нем, что исцеляет он больных, приказал царь казнить и Луппа в городском трибунале в один из дней, когда застали его в окружении других верующих Христу. Пресвятое же тело славного Димитрия было брошено убийцами без присмотра, и тогда некие от братьев благочестивых, взяв ночью, ибо боялись они царя, и раскопав как смогли землю там, где оно было брошено, присыпали его землей, чтобы не причинили ему никакого вреда кровожадные звери. И никто не позаботился о том, чтобы перенести тело святого, но осталось оно на том же месте, и знамения и исцеления бывали на месте том, и Божьим даром получали приходившие к нему с верой, и постоянно все радовались здесь, и разнеслась слава по всей Македонии и Фессалии о чудесах, творимых святым мучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Услышав ненавистное для него имя Спасителя, император заскрежетал зубами и приказал юному христианину немедленно отправляться на помост. Лий, поигрывая мощными бицепсами, встретил своего худенького соперника насмешками и с хохотом стал наступать на него. Святой Нестор оградил себя крестным знамением. Затем произошло невероятное: юноша «схватил великана, как птицу, и сбросил с высокого помоста на острые копья. Упав на них, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом». Народ, изумленный и восхищенный этим чудом, возгласил хвалу Христу Господу. Смерть убийцы-«чемпиона» повергла Максимиана в лютый гнев и стыд. Император приказал немедленно казнить святого Нестора. А когда он узнал, что юноша был ободрен и послан на подвиг святым Димитрием, Максимиан решил обречь его той же смерти, какой умер его «ненаглядный» Лий. Палачи ворвались в темницу к святому Димитрию, когда страстотерпец стоял на молитве, и пронзили его копьями. Так просияли в светлых мученических венцах доблестные подвижники Христовы, святой Димитрий Солунский и ученик его святой Нестор. Верный служитель великомученика Димитрия, святой Лупп собрал на плащаницу кровь, истекшую из его ран, в крови страстотерпца омочил он и его драгоценный перстень – знак достоинства правителя Солуни. Этими святынями, освященными честною кровью великомученика, святой Лупп стал врачевать болящих, которые, услышав о чудесных исцелениях, устремились к нему со всех концов города. Об этом донесли императору, и неистовый Максимиан приказал умертвить и святого Лупа. Так верный слуга последовал в Горнее Царство за великим своим господином. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено в дорожную пыль, на съедение псам и диким зверям, однако ни одна тварь Божия не притронулась к честным останкам страстотерпца. Ночью солунские христиане взяли святые мощи и тайно предали их земле. Когда гонения прекратились, над могилой святого Димитрия был построен небольшой храм. А в VII веке один из поклонников Солунского великомученика решил воздвигнуть на этом месте храм прекрасный и величественный. Прежние постройки разобрали, а когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого Димитрия – совершенно нетленные и источающие благовонное миро. По слову очевидцев, аромат был так силен, что весь город наполнился благоуханием.

http://pravoslavie.ru/49729.html

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем. Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия. Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы. Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия. В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

http://pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik...

Два саккоса св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нём по плану и в порядке, что придаёт сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход во Иерусалим, положение во гроб, Тайная вечеря, сошествие во ад; Царь Соломон, и пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и лена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний; святые: Петр Александрийский , Иоанн Златоуст , Вавила, Кирилл, Тарасий, Климент, папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантийский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Духа на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Аивросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий, Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мучч. Прокопий, Феодор, Никита, Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характере, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посередине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но обратимся к апостольской деятельности ссв. братьев среди славян и мы увидим фактическое подтверждение сказанному. Апостольские труды Кирилла и Мефодия начались собственно с того времени, как славяно-паннонские князья, во главе с Ростиславом, не видя пользы от католических священников, обратились к греческому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать к ним таких наставников, которые научили бы их самих и их народ истинам христианской веры на их же родном славянском языке. После соборного совещания, император избрал на этот подвиг благочестивых Солунского братьев, так как им, как Солунянам, хорошо были известны, – язык и быт славян. Дав согласие на этот подвиг, ссв. братья решились, прежде всего, сделать общедоступным для славян само слово Божие и церковное богослужение. А так как у славян до того времени совсем не было еще письменности, то они должны были составить саму азбуку славянского языка, – что и было сделано ученым Кириллом. Затем уже после первого опыта перевода свящ. книг на этот язык, ссв. братья отправились в славянские земли. Там они начали свою деятельность с того, что повсюду стали устроять богослужение на славянском языке и обучать детей и юношей славянской грамоте и Св. Писанию, чтобы приготовить славянских же пастырей. Воодушевляемые апостольской ревностью, они в продолжении четырех с половиной лет переходили из одной славянской области в другую с проповедью о божественной истине на понятном для всех языке. «И ради быша Словене слышаще величия Божья своим языком», – говорит летописец Нестор. Рады были Славяне, но слишком не рады были этому немецкие епископы и священники, духовно властвовавшие тогда над ними. Воспитанные в папских преданиях, немецкие учители утверждали, что славить Бога можно только на трех языках, – еврейском, греческом и латинском, так как и известная надпись Пилата на кресте Спасителя была сделана на этих только языках. Напрасно старался св. Кирилл доказать всю неосновательность подобных рассуждений; невежественному немецкому духовенству неизвестно было значение разумных доводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Отец Евгений, речи о пацифизме в нашей дискуссии не шло, речь о критериях законности войн. Вы отстаиваете идею, что военные действия любого правителя благословлены Богом в силу его должности. И христиан в силу их подчинённости правителю. Вы пишете: “Теперь Вы добавляете новый критерий: возможно участие в войне, но только не агрессивной и братоубийственной”. Обратите внимание на моё первое сообщение в этой теме, 2й пункт: “Война должна быть не захватнической и братоубийственной”. Житие святого великомученика Евстафия Плакиды не имеет отношения к нашей дискуссии. Цитата из жития: “Так беседовал святой Евстафий с невидимым Господом и, исполняясь Божественной благодати, принимал от Него откровения”. “Вслед за тем Евстафий отправился на войну с иноплеменниками и победил их силою Христовою”. Здесь речь о прямом божественном руководстве. Вы пишете: “…осуждение агрессии вообще не означает осуждения воинов, исполняющих свой воинский долг”. Т.е. христиане из нацистской Германии ныне блаженствуют в раю, правильно я понимаю? Православные христиане выстраивают свое мировоззрение не на основе собственного вольного толкования взятых вне контекста цитат из Писания, а на основе учения Церкви. Посмотрите в Житиях святых, сколько воинов канонизировано для почитания в качестве святых, и у вас не будет возникать подобного рода вопросов. Следует заметить, что эти воины не отказывались и не отрекались от своей профессии и даже на иконах изображаются в доспехах и с оружием. Разумеется, далеко не все воины спасаются, но факт в том, что данное служение как таковое не является помехой в спасении и даже в достижении святости. С уважением, Максим, можешь привести в пример воина, причисленного к лику святых за воинское служение? Кирилл, я не имел в виду, что воинское служение спасительно само по себе. Хотя, “на вскидку”, могу привести примеры тех, кто был прославлен как святой преимущественно за воинские подвиги: Александр Пересвет, Нестор Солунский. Но я имел в виду, что воинское служение как таковое не препятствует спасению. Если воин ведет жизнь благочестивого христианина и при этом добросовестно выполняет свой воинский долг, то он спасется.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-dusha-...

По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого. Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам; подвижники, оставив города, уходили в пустыни и жили там в полном одиночестве (отшельники). Особым видом христианского подвижничества было столпничество, при котором святой обитал долгие годы на вершине каменной башни – столпа, а в монастырях подвижники могли затворяться в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти. Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др. Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы – с XI по XVII век. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев: княжеские, Жития церковных иерархов, строителей монастырей, подвижников во славу церкви и мучеников за веру, жития юродивых. Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.). Об авторстве тех или иных житий в ряде случаев мы узнаем из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Нестор Летописец (XI–XII), Епифаний Премудрый (XIV–XV), Пахомий Логофет (XV) – вот наиболее известные из авторов русских житий.

http://pravoslavie.ru/119869.html

Когда император узнал о своей ошибке, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода, бывшего в Причерноморье, он повел войска через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом-христианином. Святой Дмитрий, узнав, что император приближается к городу, велел слуге раздать все свое богатство нищим со словами: «Раздадим богатство земное и будем искать себе богатства небесного». Перед императором святой Дмитрий также объявил себя христианином, открыто обличал язычество, за что был отправлен в тюрьму дожидаться казни. Император любил тешить себя гладиаторскими боями. Особенно его восхищала сила и красота германца Лия, который легко расправлялся с соперниками-христианами, сбрасывая их на копья. К святому Дмитрию в тюрьму пришел его ученик, юноша-христианин Нестор, который просил святого Дмитрия молиться о нем и благословить сразиться с гладиатором Лием. На арене Нестор не просто одолел гладиатора, но передал его смерти, сбросив на копья. Император вознегодовал и немедленно казнил Нестора. А узнав, что его наставником был святой Дмитрий, отправил к последнему убийц. Утром 8 ноября (26 октября по ст.стилю) 306 года воины закололи копьями безоружного Дмитрия. Его слуга Лупп собрал кровь святого полотенцем, а императорский перстень, снявши с руки святого, омочил в крови мученика. Впоследствии от этих вещей совершалось немало чудес и исцелений. По приказанию императора тело святого Дмитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христианам удалось спрятать тело святого и тайно похоронить. Много лет спустя Император Константин повелел воздвигнуть над могилой святого Дмитрия храм. А еще через сто лет, при строительство уже новой церкви, мощи святого Дмитрия Солунского были обретены нетленными и помещены в раку. В VII веке мощи неожиданно стали источать миро. С тех пор в церковной традиции принято именовать Великомученика Дмитрия Солунского Мироточивым. Дмитриевская суббота Дмитриевская суббота - это день (накануне 8 ноября, когда совершается память св. Дмитрия Солунского) всеобщего поминовения «от века преставльшихся православных христиан» и прежде всего воинов. В народном календаре Дмитриевская суббота считалась последней в году и главной родительской субботой. Считается, что поминать погибших воинов в этот день стало принято благодаря князю Дмитрию Донскому, обратившемуся к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой служить впредь панихиды по погибшим на Куликовом поле воинам. Впрочем, прямых документальных доказательств тому нет, если не считать сюжета о княжеской просьбе в «Сказании о Мамаевом побоище». Это «Сказание» находится в составе Никоновской летописи, датированной серединой XVI века. Однако в уставных новгородских книгах уже в XV веке мы встречаем дмитриевскую субботу, как день всеобщего поминовения воинов, что косвенно подтверждает теорию об установлении такого ее значения еще во времена благоверного князя Дмитрия Донского. Как бы то ни было, поминовение усопших воинов в дмитриевскую субботу было как минимум народной традицией.

http://foma.ru/znachenie-imeni-dmitrij.h...

Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυς σου Κριε (      ); кондак 2-го гласа Αθλσας καλς (    ) с икосом; иной кондак 4-го гласа      (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Αρματι φλογερ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τν πανοπλαν το σταυρο (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа Ως το Χριστο τν παθημτων (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβλοις λμψεσι (    ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμ σε πιστς, μρτυς γλασμνε Ιωσφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τν θεαν επρπειαν περιφανς στολισμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1938. Σ. 479-480). Е. Е. Макаров Иконография Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Обстоятельства, влекущие церковное прославление, невозможно признать за случайные. Евангелие и феноменология святости есть органичное целое. Так же, как Слово Божие даёт указание пути для подвижника, так его опыт, переживаемые обстоятельства и предпринимаемые усилия служат дальнейшему уточнению и раскрытию содержания новозаветного откровения. Важнейшим поэтому является вопрос о том, является ли почитание Пересвета и Осляби казусом èxtra jus, вне правил, и в каком соотношении с традицией таковое находится? Исключение, подтверждающее правило Небольшая подробность позволяет пролить свет на тайну. Перед битвой Пересвет молится в часовне святого великомученика Димитрия Солунского. Впоследствии на данном месте, в 7 км от Скопина, будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, одной из реликвий которого станет яблоневый посох, оставленный Пересветом. Сейчас посох хранится в краеведческом музее Рязани. Святые Димитрий и Нестор Солунские      Кто же такой Димитрий Солунский? Небесный покровитель московского князя Димитрия Донского, святой, почитание которого было весьма велико в Греции и скоро разошлось по Руси. Незадолго до Куликовской битвы состоялось торжественное перенесение из Владимира в Москву иконы Солунского великомученика, написанной на доске гроба святого. Для неё в главном Успенском соборе Московского Кремля великим князем был построен особый придел. По возвращении с Куликова поля в Москву великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября) особое молитвенное поминовение павших христианских воинов — Димитриевскую родительскую субботу. Следовательно, памятью Димитрия Солунского овеяны основные вехи в истории похода. Образ святого постоянно находился перед духовным взором русских на Куликовом поле. Великомученик жил в конце III — начале IV в. Во времена императора Галерия Максимиана он являлся проконсулом Фессалоник. За открытое исповедание себя христианином Димитрия заточили в тюрьму и казнили. Житие святого, помимо прочего, включает в себя интереснейший фрагмент о состязании юноши Нестора с богатырём-язычником Лием. Лий — любимец императора, и из всех способов мучить христиан Максимиану более всего нравилось отправлять их на арену цирка, в лапы сурового и жестокого германца. Варвар истязал и сбрасывал каждого с помоста, на специально установленные копья, понося Бога христиан. Тогда христианин Нестор в чистоте сердца, будучи не в силах снести публичное поругание Христа, стал просить у Димитрия позволения сразиться с Лием. Димитрий поддержал юношу. Поединок завершился победой Нестора. Германец был сброшен на копья, юношу же по приказанию разгневанного императора предали смерти. Святой Нестор почитается как мученик за Христа, память его совершается 27 октября/9 ноября, на следующий день после памяти св. Димитрия Солунского.

http://pravoslavie.ru/98436.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010