Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся. Читайте также — Кто такие святые? Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем. Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве. По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия. Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

http://pravmir.ru/nash-zashhitnik-veliko...

Каждый из друзей его находит в себе, в своих глубинах, силы на свой подвиг — через Димитрия и действующего чрез него Христа, воскресшего воистину из мертвых. Свидетели Христовы умирают для того, чтобы все воочию увидели — они живут. Живут они — и жив Христос Бог, свидетельствующий о них, так же, как и они — о Нем. Благословение Нестора Нестор выступает на смертный бой с силачом, высмеивающим слабаков-христиан. Лупп, раб патриция, становится равен своему господину и в благородной дружбе, и в страдании за Христа. Люди, окружающие Димитрия, заключенного, умирающего — вырастают в Церковь, которая несокрушима, стены ее не пробьёт ни один таран. Потому что Димитрий, вокруг которого они собрались, не бог сам по себе — он друг Христа Бога, Который возжелал, чтобы друзья Его были подобны Ему и творили дела, которые Он творит. …В Салониках 26 октября в воздухе каждый может обонять легкое, сладкое благоухание. Это открывают мощи великомученика, Димитрия Мироточивого Солунского. Аромат разносится над городом, и даже неверующие среди греков, махнув рукой, скажут вам, иностранцу, незнакомому с местными достопримечательностями: «Аромат? Вы спрашиваете, откуда аромат? Это же святой Димитрий!» Рака с мощами вмч. Димитрия, Фессалоники Он снова созывает всех ароматом ризы Христовой, которую надел в своем крещении кровью. И каждый может пойти по стопам его, как мученики Нестор и Лупп. Изображение казни вмч. Димитрия у раки с его мощами, Фессалоники   Вмч. Димитрий Солунский. Ватопед Мимо него проходят друзья императора. Он стоит, плача, рыдая, прячется, за каменной стеною темницы. …Это было давно — в Скифии, он — юный воин. Деметрий ему говорит — «Здесь нет места боязни! Мы наступаем! Скажи ребятам — пусть выше поднимут на копьях орлов!» Мимо проходят друзья императора, шутя и смеясь. …Он не боится крови — Она течет под его рубахой, теплая кровь Деметрия — все полотно пропитано кровью свидетельства… Друзья императора мимо проходят и говорят — «Пойдем с нами в баню, слышишь, Лупп? В баню с нами пойдешь?»

http://pravmir.ru/dva-demetriya-i-odin-b...

Оружие, оказывается, не столь редкий атрибут в иконописи. Саблями секут православных суздальцев ангел Господень и святые Борис и Глеб в композиции «Чудо от иконы “Знамение”», а житийное изображение вооруженного мечом архангела Михаила – просто иконографический канон. Можно видеть оружие и у других святых; это, как правило, копье, щит и меч. Причем святые применяют оружие по своему прямому назначению – для наказания грешников, не прибегая к другим видам орудий казни, ибо святые наказывают, а не пытают. Так, великомученик Димитрий Солунский поражает копьем болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году (табл. 4). Редко, но иногда святые убивают, будучи и вовсе безоружными (табл. 5). Табл. 5. Святой Нестор убивает Лия. Фреска из храма Христа Пантократора. Дечаны, Сербия. XIV в. Подобные примеры выглядят неординарно, особенно учитывая 55-е правило святителя Василия Великого. Ибо оно повелевает извергать из сана священника, даже во спасение своей паствы убившего вооруженного разбойника. На первый взгляд, явная несправедливость. Коль ангелы – служители небесной Церкви – по сообщению Библии, перебили много тысяч народа, а пророк Моисей совершил казнь трех тысяч человек в один день, то почему и чем продиктованы подобные суровые меры к священнику? Ведь даже на войне при любых обстоятельствах иерей не имеет права на убийство врага, а если же случайно и убивает, то опять-таки непременно извергается из сана. Матфей Властарь описывает ситуацию, возникшую на одном из Поместных византийских соборов, когда «различные священники и епископы признались, что они участвовали в битве с неприятелем и убили многих из них, то священный и божественный собор… повелел им престать от священнодействия, хотя некоторые, особенно из числа воинственных, и не соглашались с отцами сего собора» . Священников и епископов, попавших под запрет, легко понять, поскольку они могли руководствоваться словами святителя Афанасия Александрийского, писавшего в послании Амуну: «Непозволительно убивать; но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно» . К тому же, Андрей Анисин сообщает: «Запрет на убийство есть норма абсолютная на личном уровне, однако смертная казнь как “высшая форма социальной защиты” предусматривается в Библии всего на полстраницы ниже заповеди “не убий!”» . Дело здесь, на наш взгляд, не в «несправедливости» наложения наказания, а в факторе волеизъявления: архангел Михаил, ангелы, святые Борис и Глеб, Димитрий Солунский, пророк Моисей, святитель Николай Чудотворец исполняли волю Божию, а священник, случайно или специально убивший человека, ее нарушал или вообще поступал, руководствуясь только своими личными соображениями.

http://pravoslavie.ru/35081.html

Мч. Нестор Солунский. Роспись парекклесиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Георгий Критянин Мч. Нестор Солунский. Роспись парекклесиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Георгий Критянин Примером программной связи образов Н. и вмч. Димитрия в контексте почитания неск. Солунских святых, которые вместе с главным патроном античной Фессалоники были изображены как воины, является серебряный позолоченный ковчег-реликварий, изготовленный по заказу придворного чиновника Иоанна в правление имп. Константина X Дуки (1059-1067, ныне в ГММК; см.: Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 32. Рис. 23; The Glory of Byzantium. 1997. Cat. 36; Стерлигова. 2013. Кат. 7. С. 114-119, ил. на с. 117). Форма и декор ковчега воспроизводили в миниатюре место погребения вмч. Димитрия Солунского в его базилике-мартирии в Фессалонике. Н. изображен на одной из створок в полном воинском облачении рядом с мч. Луппом, слугой вмч. Димитрия. Н. молод, не имеет ни усов, ни бороды; короткие волосы, заправленные за уши, вьются 2 небольшими прядями. Его пластинчатый доспех закрывает руки и нижнюю часть торса, грудь прикрыта дополнительно подобием кирасы, в его правой руке - копье наперевес, левой он сжимает край плаща. Вместе Солунские святые, Димитрий и Н., как воины представлены на медальоне оклада иконы с рельефным эмалевым изображением арх. Михаила (2-я четв. XI в., ныне в соборе Сан-Марко, Венеция), а также в лицевых рукописях, напр.: в минологиях визант. Евангелий из Австрийской национальной б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) и из б-ки в Ватикане (Vat. gr. 1156. Fol. 263r, кон. XI в.). Довольно рано пара Солунских св. воинов могла быть дополнена др. фигурами того же чина святости, напр. вмч. Прокопия, как на бронзовой иконе XI в. из Музея Майер ван дер Берг в Антверпене (Splendori di Bisanzio: Testimonianze e riflessi d " arte e cultura bizantina nelle chiese d " Italia: Exib. Cat. Palazzo Ducale, Venice. Mil., 1990. P. 186. Br. 23; Тотев К. Реликварий св. Димитрия из региона Велико Тырново//АДСВ. 2009. Вып. 39. С. 319). В лицевых поздних рукописях образ Н. встречается в греко-груз. лицевой рукописи кон. XV в., где медальон с его бюстом включен в чин мучеников (РНБ. O.I.58. Л. 54v), а парное изображение Н. с вмч. Димитрием как воинов на л. 83 входит в минейный цикл празднований 26 и 27 окт. ( Евсеева. Афонская книга. С. 214, 245).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи прп. Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 гг. Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба». Нестор участвовал в изгнании беса из Никиты затворника О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного иудейским мудрствованием. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание. Он любил читать, изучал творения Святых отцов и назидал в этом других: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Как было глубоко его собственное смирение, видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он называет себя не иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия. В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем мученика Нестора Солунского, принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием (+ 26 октября/8 ноября 306 г.). По мнению церковных историков, память преподобного Нестора установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства (27 октября/9 ноября). День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году.

http://pravoslavie.ru/75010.html

Принимая во внимание должность Македонского Проконсула, которой облечен был св. Димитрий, и его любовь к отечеству, можем считать за вероятное, что св. Димитрий принимал живое участие в счастливой войне с Дунайскими врагами Империи. Но для Галерия ни заслуга, ни сан, ни высокое происхождение не значили ничего, коль скоро дело шло о Христианине. В глазах Галерия св. Димитрий в то же время сделал еще новую вину. После кровопролитной войны, на которой столько подданных лишилось жизни и столько других оставались без отцов и мужей, Галерий тешился тем, как великан гладиатор, Вандал, убивал людей. А Димитрий отнял у него эту забаву. Дело происходило так: «Один из гладиаторов, Лией, был первым любимцем мучителя, потому что лучше всех умел бороться. Тот, кто вышел в тот день против него для борьбы, был молодой человек, из простого звания, по имени Нестор. Мучитель, хотя дышал убийством, желал пощадить его юность, и думая, что он для корысти хочет сразиться с таким противником, обещал дать Нестору денег, с тем, чтобы оставил свое намерение 17 . Для Галерия не было ничего великого, что не зависело от его богов; любимец и великан его состоял, по его мнению, также под особенным покровительством богов его, почему вызов Нестора на борьбу с Лиеем казался Галерию безрассудным порывом молодости. Но Нестор не для денег и не для славы земной вступал в борьбу с Вандалом; он вступал в нее с теми же чувствами, с какими юный Давид сражался с Голиафом, желал прославить крепость Христа Господа, коего поклонники предавались позору Галерием. Нестор был один из тех, которые посещали Димитрия в его заключении; он усердно изучал наставления Димитрия в вере, и слова великого Страдальца возжгли в нем ревность страдать за Христово имя. «Раб Божий Димитрий! Я хочу сражаться с Лиеем, моли о силе Христа,» говорил юный Нестор. «Святой, назнаменовав на челе и на груди его крест, отпустил его со словами: и победишь Лиея, и примешь мученичество за Христа». 18 Великан Лией получил смертный удар и тотчас умер. Галерий крайне пристыжен и оскорблен был тем 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Царь же, придя на стадион, воссел, приказал ввести Луя, и воззвал через глашатаев к народу, приглашая желающего с ним бороться и предлагая победителю дары и много золота. И тут один юноша из толпы, прекрасный видом и еще юный годами, по имени Нестор, едва начавший обрастать бородой, известный славному мученику Димитрию , пришел в то место, где сидел под стражей святой, и, припав к ногам его, сказал: «Раб Божий Димитрий! Хочу с Луем бороться, так помолись же обо мне Христу!» Святой же осенил знамением Христовым и чело его и грудь и отпустил его, сказав: «И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен». Направился на стадион и, сбежав по ступеням, сбросил с себя одежду и предстал перед Максимианом; удивленный же царь подозвал к себе выскочившего юношу и стал уговаривать его, говоря: «Юноша! Понимаю я, что скудость средств твоих разбудила в тебе такую дерзость, что или – победив – в тот же час получишь богатство, или же, потерпев неудачу, и нищеты, тебя терзающей, лишишься и жизни. Я же, жалея молодость твою и юность, за одну отвагу твою дам тебе почетную и достаточную награду, и иди, сохранив жизнь и обретя злато. Лую же не противься, ибо убил он многих более сильных, чем ты». Услышав это, Нестор не взял даров царских и не испугался похвал Лую, а ответил царю: «Не золота хочу, – сказал, – и не из-за него вышел на поединок, а хочу погубить Луя. Не хочу я жить, и не за богатством пришел, но хочу сокрушить Луеву славу». Тогда царь и приближенные его возмутились, услышав это, не стерпели дерзости юноши, и воззвал царь и возопил, подбодряя Луя. Нестор же, осенив грудь свою знамением животворящего креста, взял сулицу, и возвел глаза к небу, и произнес: «Бог Димитрия, раба твоего, ради возлюбленного твоего сына Иисуса Христа, ты, покоривший иноплеменника Голиафа верному тебе Давиду, ниспровергни дерзость Луя и Махсимиана мучителя!» И выскочил на середину арены, и начался поединок, и смертельную рану в сердце получил Луй, и был убит. Немалую душевную травму он нанес тем царю. А Нестор прославил Бога, ибо молитвой святого Димитрия убит был иноплеменник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочечтивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.  Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм. При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них исекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым. Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

http://pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik...

В 1646 г. «в селе Павлове церковь вмч. Димитрия, да вмч. Георгия, да Парасковеи, нарицаемой Пятницы, у церквей во дворе поп Иван, во дворе другой поп Иван же, во дворе дьячок Федка Остафьев, во дворе пономарь Данилка Тиханов, во дворе просвирница Ирина; на церковной земле 3 двора бобыльских, крестьянских и бобылей 44 двора»; в 1678 г. в селе числилось 63 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 196 чел. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. «в селе Павлове, что на речке Вохонке, на погосте церковь св. Димитрия Солунского деревянная, у церкви во дворе поп Патрикей Шитов, во дворе поп Яков Иванов, во дворе дьячок Алешка Ильин, во дворе пономарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница; церковной пашни по 8 чети в поле, сена в полях, да на пустоши Зимнице и в отхожих лугах на 100 копен, да на лужке Барановском по реке Клязьме пашни паханные 2 чети». В книге под 1686 г. отмечено: «в селе Павлове церковь Воскресения, да в приделе св. Димитрия Солунского, дани 3 руб., 24 алтына, 2 деньги, заезда гривна». 12 июня 1703 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в новопостроенную церковь во имя Воскресения Христова с приделы в село Павлово, той же церкви попу Игнатию Патрикееву. В 1704 г. в селе Павлове церковь Воскресения Христова каменная. 9 августа 1710 г., по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Воскресения Христова в Московский уезд, в село Павлово, под расписку попа той же церкви Игнатия. При церкви Воскресения Христова были священники: Игнатий Патрикеев 1704 – 10 гг., Семен Игнатьев 1704 – 22 гг., Алексей 1704 г., Петр Яковлев 1700 – 15 гг.; диакон Григорий Игнатьев 1704 – 22 гг., дьячки: Степан Ильин 1704 – 09 гг., Иван Степанов 1715 – 22 гг., пономарь Нестор Андреев 1715 – 22 гг. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Храм Воскресения Словущего (бывший Воскресенский собор) ведет свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма, который был возведен над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящен во имя великомученика Димитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=00567

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010