Действительно, призвав на помощь «Бога Димитриева», Нестор одолел силача и сбросил его сверху на копья, как прежде тот сам сбрасывал других. Но за это немедленно был предан казни по повелению императора, разгневанного за погибель своего любимца от руки ненавистного христианина. Вслед затем, узнав, что это Димитрий благословил на победу юного Нестора, император приказал и его подвергнуть такой же смерти, от которой погиб знаменитый гладиатор Лий. И вот, рано утром, 26-го октября, воины отправлены были в темницу, чтобы убить Димитрия; они нашли его молящимся и, безжалостно с копьями бросившись на него, мученически умертвили. Ночью христиане тайно унесли из темницы тело св. мученика и предали его погребению. Святой Димитрий Солунский пострадал в 306 году. Вскоре после него был предан смерти и верный слуга его Лупп, который, быв при кончине своего господина, прибрал и сохранил одежду, обагрённую его мученическою кровью, и, возлагая её на больных, увидел, что от неё совершаются чудные исцеления. Это повлияло на обращение многих к вере в Бога христианского мученика, но обратило внимание гонителей на Луппа, распространявшего таким образом обращение в христианство язычников, и он был мученически умерщвлён. Когда гонение прекратилось, то усердием верующих был сооружён небольшой храм над могилой великомученика Димитрия, при которой совершались многие чудесные исцеления от болезней. Когда же, между прочими, получил исцеление один Иллирийский воевода, по имени – Леонтий, то он пожелал вместо бывшего малого построить большой и великолепно-украшенный храм; при копании рвов обретены были мощи св. Димитрия нетленными и положены в ковчеге, украшенном золотом и серебром. На содержание храма, сооружение которого относится к началу V века, приобретены были земли и виноградники. И с этих пор жители Солуня не переставали почитать память своего великомученика, который действительно много раз проявлял несомненные знамения своего заступничества и охранения им места своей земной жизни, подобно и многим другим святым, которые, переселившись в блаженную вечность, не оставляют их земного отечества, продолжают принимать участие в нуждах и скорбях своих земных соотечественников и не оскудевают в ходатайстве за них перед Богом и в проявлении им нередко истинно-чудной, неожиданной помощи, на которую нельзя было и рассчитывать при одних человеческих, естественных соображениях...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

имп. Максимиана (имеется в виду Галерий ) начались преследования христиан. Накануне гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать Д. С., проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор . Разгневанный император вернулся во дворец, и, когда ему сказали, что Д. С. напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело Д. С. и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса, и эпарх Иллирика Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя Д. С. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение Д. С., ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником, как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью Д. С. вообще отсутствует). Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») Д. С., сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184), содержит значительно больше сведений о Д. С. и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение к-рых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Д. С. носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Д. С. открыто проповедовал слово Божие, и мн. эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников» (ν τ κεσε Χαλκευτικ λεγομν στο). Он был схвачен солдатами и приведен к императору, к-рого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием ( Максимиан , правивший в 286-305 и 307-310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

– Помолись обо мне, угодник Божий, – говорил он, – чтобы по твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом, одолею его и сниму поношение с христиан. Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное знамение, благословил его и предсказал: – Лия ты победишь и будешь мучим за Христа. Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил: – Я хочу бороться с Лием! Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему: – Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем. Нестор ответил на это: – Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином. Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул: – Боже Димитрия, помоги мне! Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом: – Велик Бог Димитрия! Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев.

http://pravicon.com/info-3013

В 1917 году епископ Феофан стал членом Поместного Собора. В 1918 году возведен в сан архиепископа. Поддержал избрание Петра Врангеля главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. В ноябре 1920 году вместе с другими архиереями Юга России архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан эмигрировал в Константинополь. С 1921 года — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, член Русского Всезаграничного Церковного Собора, заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . Жил в русском монастыре в городе Эрцегнови, с 1925 года служил в Александро-Невском соборе в Софии, в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении. В 1931 году переехал в маленькую деревню Моун близ города Амбуаза на Луаре, а в конце жизни поселился в местечке Лимре, где вел образ жизни настоящего затворника. Скончался 19 февраля 1940 года; погребен на общественном кладбище на окраине Лимре.  В 2016 году Архиерейский Синод РПЦЗ в ответ на письмо руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония  согласовал просьбу родственников и последователей архиепископа Феофана о перенесении его останков с общественного кладбища в Лимре в Санкт-Петербург. 21 июля начался процесс перезахоронения праха архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана. После извлечения останков на кладбище города Лимре была отслужена панихида, которую совершил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор , временно управляющий Корсунской епархией . В тот же день останки архиепископа Феофана были отправлены в Санкт-Петербург . Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/5946566.ht...

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов. Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм. Читайте также — Два Деметрия и один Бог При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

http://pravmir.ru/nash-zashhitnik-veliko...

Как было глубоко его собственное смирение видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он не называет себя иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия. В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем мученика Нестора Солунского, принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием Солунским (+ 8 ноября 306 г.) Память Нестора Солунского Церковь отмечает 9 ноября. Эта дата стала днем тезоименитства Печерского Летописца. По мнению церковных историков память преподобного Нестора Летописца установлена также 9 ноября ввиду дня его тезоименитства. День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. Нам мало известно о его жизни, в «Патерике Печерском» сказано только, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах Летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере». Мощи прп. Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Нет «Повести...» прекраснее на свете Имя преподобного Нестора Летописца со школьной скамьи известно всем и каждому на Украине , России и Беларуси. Его чтут как былинного героя, первого отечественного историка и агиографа, запечатлевшего для последующих поколений устроение промыслом Божиим великой державы, ставшей оплотом православной веры на одной шестой части планеты. Девять столетий назад преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд «Повесть временных лет», основу наших знаний о Руси, летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры. «Повесть временных лет» является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории. Летопись святого Нестора - это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/08/...

В 1930 году Иван, его старший брат иеромонах Пантелеимон, Василий Орос и другие, продав свои земельные участки в Изе, купили в Городилове землю под скит, посвятив его Святой Троице. Из Пантелеимонова монастыря на Афоне в дар новообразованной обители была прислана частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Первым настоятелем обители стал архимандрит Алексий (Кабалюк ; прославлен Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 2001 году). 22 декабря 1938 года он постригает Ивана Кундрю в монахи с именем Иов. В 1939 году Подкарпатскую Русь оккупировала Венгрия. Отец Иов решает эмигрировать в Россию. В 1940 году он вместе с десятками тысяч карпатских русин по надуманному обвинению был арестован советскими властями, осужден как шпион на 25 лет лагерей и отправлен в воркутинские лагеря, где лишь чудом избежал смерти. Его переводили из лагеря в лагерь: после Воркуты – Колыма, Норильск… В 1942 году тюремное заключение было заменено отправкой на фронт. Как гражданин Чехословацкой республики, он служил в чехословацкой добровольческой бригаде генерала Людвика Свободы, в артиллерии. А после войны некоторое время отец Иов охранял Чехословацкое посольство в Москве. «Егда из заточения в свое отечество возвратился еси» В 1945 году отец Иов вернулся в родную обитель. 14 ноября 1945 года архимандрит Алексий (Кабалюк) обратился к епископу Мукачево-Ужгородскому Нестору (Сидоруку): «Прошу рукоположить в иеродиаконы монаха отца Иова (Кундрю), который является моим заместителем в ските Городилово». 16 ноября 1945 года владыка Нестор удовлетворил это прошение. «И вся братия единогласно избра тя в настоятеля себе и духовнаго руководителя» 10 декабря 1945 года братия Городиловского скита просила епископа рукоположить отца Иова уже в сан иеромонаха. Рукоположение состоялось 7 апреля 1946 года. На монастырском собрании братия избрала отца Иова настоятелем. В 1947 года настоятель обители отец Иов был возведен в сан игумена. При его настоятельстве обитель стала расширяться и богатеть. Монахи построили трапезную, братский корпус, кухню. Ныне покойный архимандрит Ефрем (Молнар), хорошо знавший отца Иова, писал о нем так:

http://pravoslavie.ru/28438.html

Обращаясь к народу с архипастырским словом, владыка Амфилохий особо подчеркнул, что только благодаря единству и согласию сербы могут продолжить свое существование, а любой раздор, разделение этого единства смертоносны и пагубны для них . К верующим обратился и епископ Феодосий, который также призвал твердо исповедовать свою веру и не отрекаться от духовных ценностей, унаследованных от предков. – Пусть и сегодня, – сказал владыка Феодосий, – святой Димитрий посмотрит на народ, на этот город, на наше Косово и Метохию и подаст силу и мудрость, чтобы мы и сегодня исповедовали свою веру, сохраняли свое имя и то, что должны сохранить. После преломления Славского колача архиереи и священники возглавили торжественный крестный ход по улицам города, призывая тем самым Божие благословение на всех его жителей. В конце праздника местная церковная община приготовила торжественный обед для дорогих гостей. Предоставляем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж о торжествах в Косовской Митровице. Материал подготовлен совместно с сайтом Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии. 12 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Комментарии евгений 8 ноября 2020, 15:55 Да сохранит Господь,молитвами Великомученика Димитрия народ Сербский,сугубо же,Косово++++++++++++++++ Милан 8 ноября 2016, 23:27 Благословен праздник Светога Сирмиумского. Диитрие бил диакон во Сирмиуме (Сремска Митровица, и там и дал жизн за Христа как и Епископ Мученица Мученик Нестор как и мученици на планини Фрушка Гора близу Сремске Митровице. Ети вси Сирмиумски и сремски мученици. Сремска Митровица город ви севернеи Сербии ( Срем, и во римско време город имел Sirmium и бил один од четири престолнице Римского царства и там живело 100 000 до 200 000 человек, а тепер око 40 000. Ето город и хочу поделит сие податке з всеми вами, потому что в Сербии тоже что Димитрии бил Солунски воевода, нетж он толко там почивает, он бил диакон во Сирмиуму. Наш город с етим великим Христовим и Мучеником и ми наш город називаем и град Светог или Civitas Sancti Demetrii. Спасибо болшои, Спаси Бог. На и

http://pravoslavie.ru/42743.html

В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается под 25 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 78). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в славянских рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 160, XII в.- под 27 окт. содержится служба Н., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 25; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 190-195). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему собой малоазийскую редакцию Студийского устава , 27 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; богослужебное последование Н., содержащее тот же набор песнопений, соединяется с рядовой службой Октоиха (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301). В южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. допускается соединение службы Н. с попразднством вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.) (см.: Arranz. Typicon. P. 45). Служба с «Аллилуия» совершается в день памяти Н. 27 окт. и в древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе Сербского архиеп. Никодима, 1319 в. ( Lossky. Typicon. P. 180; Миркович. Типикон. Л. 54 б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 27 окт. последование Н. соединяется с рядовой службой Октоиха; помимо минимального набора песнопений указан также кондак Н. 2-го гласа Αθλσας καλς (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 27 окт. не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); Н. назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа      , а также светилен. В пореформенном московском Типиконе 1682 г. и последующих его изданиях (в т. ч. в современном) стал печататься тот же кондак Н., что и в греч. Типиконе,-     в остальном указания остались без изменений. В совр. греч. богослужебных книгах 27 окт. на вечерне помимо песнопений Н. и Октоиха помещены также песнопения в честь вмч. Димитрия Солунского, память к-рого отмечалась накануне (26 окт.).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010