В нулевые годы появилась – во многом благодаря усилиям Лейгоды и Чапнина – как лидеров своих редакций – такая «персоналистическая» православная журналистика..  Очень многие люди заговорили о себе в контексте веры. Вчера я прочел интервью с доктором Лизой Глинкой и подумал, как же она хорошо говорит, как просто. Ей не нужно говорить какие-то специальные слова лояльности в отношении к Церкви. Она просто живет и руководствуется верой, и видно, что для нее это не только что обретенная и необжитая вера, а уже спокойный, зрелый опыт. Опыт со своим языком. Ты читаешь и видишь, что вера – обжита, но при этом она остается постоянно проблемной. А иначе это и быть не может. Потому что «церковный триумфализм» – он если и уместен, то только на уровне «социальных коллективов», при военном воодушевлении дружин и засадных полков. А на уровне одной души, обращенной к Богу, вера – это всегда вопрос, а не ответ. Вопрошание, а не триумфалистское утверждение. Вера всегда проблематизирует жизненную ситуацию. И очень хорошо, что появляются разные люди, которые говорят о своем религиозном опыте. Так что я не думаю, что барочность возобладала в православной журналистике.  Проблема, пожалуй, в другом. В том, что апологетика остается слабой, мало авторов. И мы все ждем, ждем, что какие-то новые поколения выйдут из Тихоновского института, из Лавры. С уже более глубокой культурной базой. А остается один о.Андрей Кураев . Слишком уже долго. Вы были организатором и руководителем Гильдии религиозной журналистики. Да, был такой, ныне забытый, и в общем-то, совершенно незначительный проект. Дело в том, что в тот момент создавался кремлевский проект «Медиа-союз» как альтернатива союзу журналистов. В силу того, что в то время я приятельствовал с Сашей Щипковым – религиозным диссидентом и внештатным корреспондентом какого-то западного агентства. Мы оба были авторами «НГ-религии», и участвовали в подготовке первой конференции «Медиа-союза». Тогда возникла идея создать секцию религиозной журналистики, и мы ее создали. Надо заметить, что за год она ничего не сделала. Единственным ее результатом было то, что тогда удалось быстро получить федеральные гранты. Но это было и благодаря тому, что был создан портал «Религия и СМИ» и тому, что мы все работали в «Медиа-союзе».

http://bogoslov.ru/article/1243050

 Что это гуманное начало не выдерживается во всей последовательности, разумеется, само собой. Мусульманские юристы умеют уклоняться от последствий высказанных ими же положений, и под их пером человечное начало входит в позорные сделки с варварской манерой сражаться на пути Божием. Запрет убивать пленных ясен, но он дает совсем неожиданные результаты. «Так как запрещается [после победы над неверными] убивать женщин и детей, то тех, которых невозможно отправить в дар-уль-ислам, должно покинуть в пустынном месте, где-бы они умерли с голода и жажды. «Если мусульмане, будучи в дар-уль-харбе, найдут в багаже змею или скорпиона, то они должны довольствоваться тем. что они вырвут зубы змее и хвост скорпиону, оставляя их живыми для размножения». Если в основе последнего распоряжения лежит человеческое рассуждение, что даже ядовитой гадине не следует вредить больше того, сколько требуется прямыми интересами самозащиты, что даже и змее можно предоставить безвредное существование: то это правило, как яркий контраст, подчеркивает вышеприведенное распоряжение о женщинах и детях. Но может быть последнее предписание клонится лишь к тому, что муслим, даже и защищая самого себя, должен заботиться, как бы не сделать чего-нибудь полезного и для кафира, что правоверные обязаны сберечь для неверных все возможности вреда полностью: бесхвостый скорпион не ужалит вторгшегося в дар-уль-харб муслима; но пусть этот гад в будущем вредит гяурам чрез свое потомство. Если таков смысл этого правила, то оно конечно гармонирует с вышеприведенным, но за то весьма отчетливо рисует те чувства, с которыми правоверные вступают в неприятельскую землю, всю интенсивность их неприязни, которая может внушить подобную предусмотрительность. Впрочем, Гаури (Нг. 261) и самые военные предписания передает иначе. «Во всяком случае, мусульманское военное право дозволяет правоверным убивать взятых в плен неприятелей, и многие законоведы распространяют это дозволение и на стариков, отшельников и монахов; напротив, запрещено убивать детей, женщин и рабов, если только они не участвовали в войне». Отдаем предпочтение изложению Гиргаса (в тексте) единственно на том основании, что он основывается на правовых сборниках вполне авторитетных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В первую очередь, такие явления спонтанности фиксируются в практике молитвы, которая на завершающей стадии Духовных Врат уже достигает довольно развитых форм; однако достоверная идентификация их, устанавливающая безусловное отличие от «естественного» процесса», — особая и непростая проблема. Возникающие здесь вопросы критериологии и герменевтики Духовной Практики рассматриваются нами в книге «К феноменологии аскезы», ч. II. 1 Интервью опубликовано в газете «НГ Религия» от 07.12.2005. 1 Лекция, прочитанная на Философском Факультете Белградского Университета 23 апреля 2007 г., в рамках Недели России в Сербии и Косове. 2 А.С.Хомяков. К сербам. Послание из Москвы//А.С.Хомяков. Полное собрание сочинений. Т.1. Изд.3. С.377,407, 384-386. 1 Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988. С. 159. 2 Между терминами «бытие-в-действии» и «бытие-действие» имеется небольшое, но уловимое различие. Первый термин подразумевает единое и единственное бытие, выступающее или рассматриваемое в определенном аспекте или самопроявлении. Второй же термин подразумевает менее конкретизируемую и ограничительную, более апофатичную идею бытия: он лишь фиксирует некоторый способ, образ бытия и не несет никаких имплицитных допущений о «самом бытии». Мы находим это более предпочтительным. 3 Ахутин А. В. Цит. соч. С. 160. 4 С другой стороны, требуемая нами «определенность» энергии означает ее некую содержательность, окачествованность. И здесь встают далеко не формальные вопросы. Если «свободная энергия» непричастна форме, телосу и любым эссенциальным началам — какою иной окачествованностью она может обладать? Надо искать некие специфически энергийные способы окачествования — или, быть может, корректнее говорить, что свободная энергия, энергия вы-ступления, причастна некой «возможной форме»? Или, напротив, следует полагать эту энергию именно никак не окачествованной, «абсолютно чистой» — что опасно смахивает на фикцию или архаичную метафизику, трактовавшую о «первичной слепой воле», «чистом порыве» и т. п. В любом случае, набросанный нами энергийный план вечной проблематики Начала еще требует анализа, и одна из его первых тем — проблема окачествования энергии и возможности (ср. проблематику понятия «дхармы» в буддизме). 5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

— Достоинство – в том, что эта инициатива, независимо от ее цели (воспитать молодое поколение в православном духе), пробудила у многих граждан РФ осознание необходимости специального религиоведческого образования в школе. «Инициаторам», уловившим в период усиления религиозных распрей (это фиксирует любой номер НГ-Ех libris), что проблема назрела, — низкий поклон. Недостатки: какой бы модуль (кроме, может быть, «Истории религий» — и не только мировых) ни выбрал ученик, целостного представления о религии он не получит, а вот возможность признания превосходства своей религии над другими не исключена. Если же он выберет светскую этику, то вообще не будет иметь знаний о религиях. Но ведь, помимо образовательной цели, «инициатива» ставила и воспитательную цель. Увы, ни преподавание одной («своей») религии или даже сразу трех, ни преподавание этики сами по себе к повышению нравственного уровня не приведут — для этого нужно менять основы социально-политического устройства общества. Но научные знания о религии ученик приобрести должен, чтобы уметь разбираться в разных жизненных ситуациях, имеющих отношение к религии, и,  соответственно, вести себя в них адекватно. Что можно было бы предложить в связи с этим? 1.  Совершенно очевидно: понятия «Основы религиозной культуры» и «Основы светской этики» несоразмерны.  «Основам религиозной культуры» должны бы соответствовать «Основы светской культуры», а если конкретнее – «Основы атеистической культуры», — предмет, в котором с научно-критических позиций отражается религия и ее история. Это соображение не столь уж утопично, если принять во внимание, что довольно многие родители в РФ предпочитают религиозной культуре светскую, то есть нерелигиозную, этику. 2.  Без представления о том, в каких общественных условиях возникла и развивалась та или иная религия, получить научные знания (а государственное образование обязано быть по сути научным) о религии во всех ее многообразных формах, мягко говоря, нереально. Но ведь можно те часы, которые предполагаются на реализацию «модулей», передать одной из фундаментальных школьных дисциплин – истории, то есть  расширить содержание ее религиоведческого аспекта за счет увеличения часов в разделах о культуре тех или иных народов. Год за годом, последовательно, перед учащимся будет раскрываться картина закономерно возникающих, развивающихся и угасающих религий. И религия найдет свое достойное естественное место среди других форм духовной деятельности.

http://pravmir.ru/religiovedcheskoe-obra...

Наконец, в-третьих, необходимо давать четкий, богословски аргументированный, интеллектуальный ответ вызовам ислама со стороны Церкви. Мусульманская антихристианская пропаганда должна встречать не молчание, а блестящую апологетику. В богословских учебных заведениях следует больше внимания уделять вероучению ислама и традиции христианской противомусульманской апологетики и истории миссии среди мусульман. Аноним. Почему женщины Великобритании принимают ислам?//Исламское сознание. 1994. 338. Ахунов А. Почему русские принимают ислам?//НГ-религии. 2001, 25 апр. 8 (79). Каширский Е. Привлекательность ислама для европейцев//Теологический листок общества «Реформация». 2000. 8. Лакар Л. К. Христиане, обращенные в ислам на Филиппинах. 1970–1998//www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/news» 1999/06_99/23/abstrakti/new_page_17.htm. Холстинин Э. Д. Вызов зеленого знамени//Община XXI век. 2001, июнь. 4–5 (6–7). Припожение 3. «Русский ислам» в интернете – школа новых янычар? На фоне ярко-синего неба сверкает золотом купол храма Христа Спасителя с полумесяцем вместо креста, поверх всего недвусмысленная надпись: «РУССКИЙ ДЖИХАД». Это – картинка с сайта www.koran.ru. Сбоку умилительная ссылка: «Имам Хаттаб стал шахидом». Сайт примечателен тем, что создается он целиком «русскими мусульманами» – нашими единоплеменниками, зачастую даже не скрывающими факта своего Крещения, ныне совратившимися в ислам. Эта община находится в Петрозаводске, и история ее довольно занятна. Несколько лет назад прибыл в Петрозаводск принявший ислам в степях Казахстана Олег Стародубцев с «РУССКИЙ ИСЛАМ» В ИНТЕРНЕТЕ целью прозелитизма среди местной творческой и технической интеллигенции. В чем немало преуспел, «обратив» несколько сотен русских и карел и сколотив активную общину. Мулла у них – араб, перешедший в ислам из Православия. Ныне община готовит перевод Корана на карельский язык, строит себе огромную мечеть на въезде в город. Это образец, по которому задуман проект исламизации России. Есть и другие общины такого рода, крупные русские мусульманские общины имеются в Нижневартовске, Астрахани, Ульяновске. По всей России сейчас массово строятся мечети – от Пензы до Вологды; в Самаре построена самая крупная в Европе мечеть, в Нижнем Новгороде открыт исламский университет. Очевидно, что деньги, а тем более такие, просто так вкладывать никто не станет: мечети должны быть полны молящихся, медресе и университет – учащихся. И эта задача планомерно выполняется. В настоящее время, по приблизительным подсчетам, на территории Российской Федерации проживают не менее 30 000 русских, перешедших в ислам. Причем идут в ислам зачастую представители самого активного слоя населения, нередко бизнесмены, деловые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Статистика показывает, что некоторые формы рака пошли на снижение в странах, где антитабачное законодательство работает. В России, к сожалению, это пока очень серьезная проблема, затрагивающая не только взрослых мужчин, но также женщин и детей. Еще один фактор, с которым надо бороться — избыточное потребление крепких алкогольных напитков, увеличивающее риски развития рака полости рта, пищевода, печени и некоторых других органов. Отказ от злоупотребления спиртным, наряду с отказом от курения, поможет существенно снизить онкологическую заболеваемость. В целом, проблема снижения риска онкологических заболеваний является очень серьезной, и ее надо решать комплексно, не только врачам, но и обществу в целом. Проходите медосмотр! В этой связи надо упомянуть и проблему ранней диагностики. Ни для кого не секрет, что болезнь на ранней стадии всегда лечится быстрее и эффективнее, чем на поздней. Поэтому нельзя пренебрегать хоть и скудными (это слово не будет работать на раннюю диагностику) , но уже имеющимися возможностями ранней диагностики. Мужчины старше 50 лет должны регулярно (раз в год) делать анализ крови на содержание белка — простатоспецифического антигена (ПСА). Если регистрируется повышение его концентрации в крови (выше нормальных 4 нг/мл) при двух близких по времени исследованиях, надо немедленно обращаться к врачу. Раннее обнаружение рака предстательной железы является залогом полного выздоровления. Это же относится к женщинам, которые имеют шанс выявления опухоли молочной железы на ранней стадии, если будут регулярно посещать гинеколога, а после 40 лет еще и регулярно делать маммографию. После 50 лет также рекомендуется делать раз в 3–5 лет колоноскопию, (оптическое исследование толстого кишечника), чтобы можно было выявить опухоль на ранних стадиях. К сожалению, эта практика распространена не везде. О преимуществе ранней диагностики свидетельствует известный факт из истории японской медицины. В силу особенностей образа жизни, включая питание, в Японии распространен рак желудка. У них долго была национальная канцерофобия из-за этого. Однако, система здравоохранения нашла ответ. По всей стране стали ездить диагностические автобусы с необходимой аппаратурой и проверять население даже в деревнях. При этом им удалось выявить немало бессимптомных раков и затем провести лечение пациентов. В результате — существенное сокращение смертности от рака желудка. Такую систему неплохо было бы взять на вооружение и другим странам… Как себя ведет злокачественная опухоль?

http://pravmir.ru/onkologija-pravda-i-mi...

Но " датская юстиция не поверила российским свидетелям " , сообщает " Страна.Ru " . " Ахмед Закаев освобожден из-под стражи и может покинуть Данию " , говорится там же. И хотя другие страны, например Бельгия, посчитали доказательства противоправной деятельности Закаева более чем убедительными, Дания сочла возможным отпустить Закаева. По сообщению " Интерфакса " , Закаев " не боится, что его задержат в других странах - отказ Дании принять российские доказательства его причастности к террористической деятельности заставит другие страны сделать то же самое " , за что, наверное, отдельное " спасибо " он может сказать газете " Известия " . Проблема расколов и разделения снова была актуальна на этой неделе. Константинопольский Патриархат официально отмежевался от неканонической организации, именующей себя " Украинской автокефальной соборноправной церковью " и претендующей на духовную власть в России и на Украине, сообщает " РИА-Новости " . Письмо Константинопольского Патриархата стало ответом на запрос Московского Патриархата относительно информации, распространенной по итогам состоявшейся 24 ноября в Киеве пресс-конференции руководителя " Украинской автокефальной соборноправной церкви " Моисея Кулика. Ряд украинских СМИ, в частности, сообщил, что Патриарх Константинопольский Варфоломей якобы назначил Моисея " митрополитом Киевским и всея Руси - Украины " О ситуации, сложившейся в Русской Зарубежной Церкви в интервью " НГ-Религиям " рассказывает известный деятель русской эмиграции Глеб Рар в материале " У Карловацкой церкви будущего нет " . По его словам, отделение Зарубежной Церкви от Московского Патриархата произошло тогда, " когда начались гонения в самой России, это вынудило эмигрантов по чисто политическим, а не каноническим причинам отказаться от церковного подчинения Москве " . На вопрос журналиста Марка Смирнова о единстве Русской Церкви в наши дни, Глеб Рар говорит: " Конечно, дальнейшее разделение - это абсурд и грех. Мы надеялись, что в 1991-1992 годах воссоединение РПЦ и Русской Православной Церкви Зарубежом произойдет автоматически.

http://pravoslavie.ru/press/obzor23.htm

Имеются все основания утверждать, что " НГ-Религии " последовательно отстаивают идею создания квазиправославной " Украинской Поместной Церкви " и ссылки на плюрализм выглядят неубедительно. Достаточно вспомнить крупные, программные, приуроченные к датам принятия важнейших церковно-политических решений публикации " НГ-Религии " на эту тему. Поразительно хронологично, на следующий день после встречи Кучмы с раскольниками, в московской газете " НГ -религии " 25 октября опубликован пространный доклад Джеральдины Фейган - научного сотрудника Кестонского института и Александра Щипкова, редактора религиозных программ " Радио России " , " Рим нам не отец, но и Москва - не мать " . То, что Москва - явно не мать авторам доклада, становится ясно из его содержания. Перед Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года в " НГ-Религии " была опубликована статья В. Тимошенко не просто в поддержку автокефалии, там имели место странные намеки: те священнослужители УПЦ Московского Патриархата, которые будут выступать против украинской государственности, будут иметь серьезные проблемы с украинским государством. Некоторые украинские деятели очень широко понимают " антигосударственную деятельность " , причисляя к таковой и неприятие идеи автокефалии. К счастью,влияние " НГ-Религии " на решения московского Собора было нулевым, архиереи заняли принципиальную позицию против автокефалии на Украине. Эти авторы пишут в концовке цитируемого доклада буквально следующее: " на наш взгляд, логика развития религиозно-политической ситуации на Украине неизбежно приведет Леонида Кучму к синодальному варианту церковного устройства. Коллегиальный орган во главе единой Украинской Церкви, во-первых, снимал бы часть внутренних противоречий, во-вторых, облегчал диалог с УПЦ, в-третьих, подчеркивал бы общие демократические тенденции в стране… " Такие вот " демократы " . Подчеркну, что отнюдь не только автор этих строк констатирует, мягко скажем, тенденциозность НГР. Так, епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько) в интервью интернет-журналу Православие.Ру прямо заявил: " Сторонники папского визита на Украину выдвинули совершенно циничную версию, озвученную Александром Щипковым в московской газете " НГ- Религии " (меня не удивляют панегирики униатам и папе в львовских шовинистических изданиях, но шокирует пропаганда аналогичных взглядов в московской либеральной прессе.

http://zavet.ru/a/post_1016868833.html

Нужно отдать должное Виталию Товиевичу Третьякову, тогда – главному редактору «Независимой газеты»: он принял идею Максима, редакторским чутьем понял, что это важнейшая тема, что об этом никто ничего не знает, что нужно делать это издание представительным и позволить ему быть политически острым, а не провокацией против чувств верующих. — Если говорить о религиозной журналистике, что писали в СМИ о религии в это время? — Были заметки Александра Нежного в «Огоньке» — своего рода большевистский налет на плохишей в Церкви — и больше ничего. Возможно, я не читала газет, где об этом писали как-то иначе. Мы вообще не говорили о «религиозной журналистике», она сегодня превратилась в очень узкий сегмент. Огородников же был тем человеком, который раздвигал рамки, границы, горизонты. «НГ-религия» была интересна не потому, что там говорили о духовных исканиях, а тем, что там давали верующим людям высказывать суждения о политических предметах. — Что было в «НГ-религии», настолько разительно отличавшее ее от всех последующих религиозных изданий? И что заставляло, как рассказывают сегодня, стоять в среду утром в очереди, чтобы купить новый номер? — «НГ-Религии» было первым изданием. Причем первым изданием в мире (!), провозгласившем, что религия интересна не с точки зрения нашей личной веры – это все же не газетная тема, — а когда она является элементом политики. Разворачивалась реальная драматургия мысли. Не так, как пишется большинство заметок на Западе, когда у вас есть калька, которую вы написали в офисе, а потом приезжаете и вставляете в готовый текст два слова одного человека и два слова другого. В «НГ-религии»  не было оскорбительного тона. Она занималась не чувствами людей, а их взглядами. — Какие были самые сложные события, которые обсуждались на страницах «НГ-религии»? — Самые острые события были связаны с исламом на Кавказе и скандалом с акцизами на алкоголь и сигареты. Впервые в либеральной прессе прозвучали внятные слова в защиту Церкви. Это важно. Церковь в защите не нуждается, но читатель нуждается в словах, вносящих ясность.

http://pravmir.ru/nadezhda-kevorkova-cer...

Закрыть Какие темные силы разжигают гражданский конфликт в Карачаево-Черкесии 19.06.2021 978 Время на чтение 9 минут Аланский храм Пресвятой Богородицы возле горы Шоана, КЧР. Фото предоставлено EADaily жителем КЧР. На июль в Турции назначен съезд карачаевских и балкарских активистов. Ожидается, что под эгидой турецких спецслужб будет создана международная карачаевско-балкарская ассоциация. Ее задачей, помимо других, будет проталкивание на постсоветском пространстве повестки, которая выгодна пантюркистским и исламистским кругам, но не отвечает стратегическим интересам Российской Федерации. На этом съезде в Турции обещали быть определенные люди из Карачаево-Черкесии. Делегаты из КЧР не преминут рассказать о медленно разгорающемся сейчас в их республике гражданском конфликте, который делегаты сами же и раздувают. Союзником этих сил в КЧР оказалось федеральное российское издание… Союз врага и либерала В середине июня Пятигорскую епархию Русской православной церкви атаковало «НГ-Религии» — приложение к либеральной «Независимой газете» (НГ). В статье «Кавказ защищает своего Бога от РПЦ» заместитель главного редактора НГ Андрей Мельников обвиняет Пятигорскую епархию в том, что она якобы незаконно посягает на аланские храмы в КЧР, не считаясь с интересами нехристианских народов республики. Тайную войну против Пятигорской епархии с мая ведет организация «Конгресс карачаевского народа» (ККН). Яблоком раздора послужили древние аланские храмы в КЧР, о трагическом положении которых год назад сообщало EADaily . 6 мая архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ( Курьянов) совершил православную литургию в аланском храме близ горы Шоана, который в годы существования Аланского царства носил имя Пресвятой Богородицы. «НГ-Религии» сообщает, что литургия прошла при большом стечении русских, осетин, представителей Терского казачьего войска, других прихожан РПЦ и жителей КЧР, которые не исповедуют православие, но их привлекла красивая церковная служба. Иллюстрация: riakchr.ru Выждав время, карачаевские националисты из ККН через вещающий из Турции русскоязычный телеканал для мусульман «Алиф» обвинили архиепископа Пятигорского в рейдерском захвате аланского храма. ККН потом пошел дальше, отправив генпрокурору России Игорю Краснову донос на Феофилакта. Актив ККН указывал, что аланские храмы принадлежат всем жителям КЧР, а не только православным русским или осетинам. Поскольку храмы юридически — музейный комплекс, молиться Богу РПЦ там может только по согласованию с государственными органами КЧР, сообщали активисты ККН. С 2018 года, говорилось в письме к Краснову, Пятигорская епархия совершает в аланских храмах-музеях несогласованные с государством, то есть незаконные богослужения. «Незаконные» молитвы на церковнославянском языке, говорилось в письме, провоцируют межнациональную рознь в КЧР, тем самым в действиях Пятигорской епархии содержатся признаки «намеренного разжигания экстремистских настроений» в КЧР.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/kakie_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010