НАРТ, ф. 10, оп. 1, д. 1001, л. 2. Они были необходимым элементом наглядного материала для учебных занятий. 8 Книгами от Преосвященного Григория академическая библиотека пополнялась не только в бытность его архиепископом Казанским. К примеру, в 1855 г., являясь членом Св. Синода, он прислал 205 книг, в числе которых были и старопечатные. Даже по его духовному завещанию в 1867 г. библиотека получила 198 драгоценных рукописей и старопечатных книг. 9 Библиотека КазДА была на особом попечении казанских архипастырей. Материальная поддержка, личные пожертвования, контроль за репертуаром, которые делались архиереями, были неотъемлемой частью ее развития. Вклад преемника архиепископа Григория по казанской кафедре тоже можно назвать значительным. Преосвященный Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич) был архиепископом Казанским и Свияжским в 1856–1866 гг. Владыка являлся ревностным и просвещенным архипастырем своего времени. Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. В 1866 г. он пожертвовал в академическую библиотеку 1348 названий книг в 2105 томах. 10 Сверх того, в качестве дара П.В. Знаменский отмечает значительное количество географических карт и физических инструментов. Еще раньше, а именно в 1861 году, он пополнил раскольничий отдел несколькими рукописями, содержащими ответы старообрядцам. 11 Необходимо отметить, что особую группу среди частных жертвователей составляли ректора Академии. Каждый из них внес свой личный вклад в расширение библиотеки. Причин для этого было несколько. Во-первых, обязанности ректора исполняли высокообразованные личности, которые в течение жизни создавали домашние библиотеки. Они представляли собой важную часть культурного наследия. Личные книжные собрания давали богатый материал для определения мировоззрения, литературных влияний, творческих связей, характера их собирателя, а также книжной культуры определенного времени. Во-вторых, люди, возглавлявшие КазДА, не понаслышке знали о потребностях академической библиотеки и ратовали за ее пополнение. В-третьих, основная тематика книжных фондов определялась соответствующим учебным курсом и нередко контролировалась ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учебный комитет опубликовал рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2021 год 31.12.2021 12:10:04 МОСКВА Решением Священного Синода Русской Православной Церкви ( журнал 115 от 29 декабря 2021 года) Учебному комитету было поручено опубликовать рейтинг высших духовных учебных заведений за 2021 год. Представленный на сайте Учебного комитета рейтинг высших духовных учебных заведений 2021 года учитывает анализ представленных ими статистических отчетов за два последних календарных года, а также результаты выездных инспекционных проверок 25 учебных заведений. В 2020 году были проведены проверки Новосибирской, Воронежской, Нижегородской, Костромской и Хабаровской духовных семинарий; в 2021 году — Самарской, Белгородской, Тульской, Тобольской, Томской, Саранской, Иваново-Вознесенской, Рязанской, Таврической, Николо-Угрешской, Ярославской, Коломенской, Перервинской, Ставропольской, Смоленской, Казанской, Вологодской семинарий, Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий. Основными параметрами, подлежащими оценке, являются: нормативное обеспечение; материальное обеспечение; результаты обучения; спектр реализуемых образовательных программ; воспитательно-дисциплинарные показатели; информационно-библиотечное обеспечение; профессорско-преподавательский состав; учебно-методическое обеспечение; научно-исследовательская работа. Максимальная планка рейтинга достигает 100 баллов. Впервые рейтинг был утвержден на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года ( журнал 79 ), в дальнейшем Учебный комитет ежегодно проводил его обновление и представлял вниманию Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Критерии оценки рейтинга постепенно претерпевали изменения в связи с изменениями в государственном и церковном регулировании образовательной среды. Так, например, общая ценность и вес нормативного и материального обеспечения постепенно снижались в пользу результатов обучения, учебно-методического обеспечения и научно-исследовательской работы.

http://radonezh.ru/2021/12/31/uchebnyy-k...

Благодаря реализованным в рамках конкурса проектам созданы центры поддержки материнства, малоимущих и многодетных семей, службы ресоциализации. Открыты воскресные школы, просветительские молодежные и семейные клубы, профессиональные мастерские. Укреплена учебно-методическая база в епархиях, повышен уровень преподавания курса теологии в вузах, основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях. Появились отделы православной литературы в библиотеках, приложения православной тематики в светских СМИ, православные интернет-сообщества, радио- и телепередачи, фильмы, транслирующие традиционные православные ценности. В декабре 2013 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла организацию конкурса стал осуществлять Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». С 2010 по 2018 гг. участие церковных организаций в конкурсе увеличилось с 14% до 30%. За это время конкурс «Православная инициатива» стал организовываться в нескольких форматах: ежегодный конкурс «Православная инициатива» («большой конкурс»); конкурсы малых грантов «Православная инициатива»; региональные конкурсы «Православная инициатива». С 2011 по 2018 гг. финансирование во всех видах грантового конкурса получили 3042 заявителя. Региональные конкурсы проведены в Забайкальской (2015 г.), Вологодской (2016 г.), Марийской (2017 г.), Новосибирской (2017 г.), Пензенской (2017 г.), Чувашской (2018 г.), Бурятской (2018 г.) митрополиях. С 2019 г. по 2023 г. в рамках программы было проведено 15 конкурсов: 4 основных ежегодных конкурсов, 2 конкурса малых грантов, 5 региональных конкурсов при софинансировании со стороны регионов, 4 тематических конкурса (конкурс «Мы говорим по-русски!» в 2019 году; специальный конкурс поддержки организаций в период пандемии в 2020 году; конкурс проектов, направленных на деятельность среди детей и молодежи в 2022 году; конкурс для регионов Севера в 2023 году). Суммарно на конкурсы было подано 5984 заявок, из которых 924 получили финансирование. Основными направлениями конкурса являются следующие: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». При этом ежегодно определяются отдельные темы-номинации, получающие преимущество при экспертизе. За 2019-2023 год такими номинациями стали в разные годы: «Приюты для беременных»; «Малые города и села»; «Развитие северных территорий»; «Духовно-нравственное воспитание»; «Экология»; «Региональные традиции и наследие народов»; «Наставничество»; «Воспитание детей в духе любви к своей семье и духовно-нравственным традициям, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей в обществе».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2577530...

Подвиг добрый и венец правды Именно ее стиль — сочетание глубокой церковности и интеллекта, укорененность в обеих традициях — церковной и академической, и определяла лицо журнала. Тогда я еще не знал ее лично, а просто радовался этому изданию и ждал каждого его выпуска. 5 октября, 2013 Именно ее стиль — сочетание глубокой церковности и интеллекта, укорененность в обеих традициях — церковной и академической, и определяла лицо журнала. Тогда я еще не знал ее лично, а просто радовался этому изданию и ждал каждого его выпуска. Завершение земного пути человека — это всегда момент тишины и размышления над тем, что в нашей жизни обладает подлинной ценностью и серьезностью, над тем, как нить каждой жизни вплетается в таинственную ткань Божиего промысла. Это особенно верно в отношении некоторых людей, жизнь которых принесла обильные плоды и повлияла на многих других. Это верно в отношении Марины Андреевны Журинской. Ее труды стали оказывать на меня влияние задолго до того, как я узнал ее саму. Еще в первые годы моей церковной жизни мне в руки попал журнал «Альфа и Омега» — и его роль в становлении моей христианской веры невозможно переоценить. Его духовный и интеллектуальный уровень был на две головы выше моего потолка, и именно поэтому я читал его с таким вниманием — не все понимая, но чувствуя, на этих страницах меня встречает глубоко продуманное, прочувствованное, пережитое, и главное, абсолютно подлинное переживание истины Православной Веры. Дело было не только в подборе авторов, но в том человеке, который стоял за всем проектом и обеспечивал его высочайший уровень — Мариной Андреевной. Именно ее стиль — сочетание глубокой церковности и интеллекта, укорененность в обеих традициях — церковной и академической, и определяла лицо журнала. Тогда я еще не знал ее лично, а просто радовался этому изданию и ждал каждого его выпуска. Шли годы, я стал из продавца книг в электричках сотрудником христианской библиотеки, потом — христианским журналистом, и однажды Марина Андреевна предложила мне писать для «Альфы и Омеги».

http://pravmir.ru/podvig-dobryj-i-venec-...

Специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонии формы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых нужно быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления. Задачи Церкви стоят выше задач искусства и творчества. Поэтому создание проектов в сфере культуры не относится к непосредственным обязанностям епархий или приходов. Вместе с тем, такие проекты могут стать средством проповеди о Христе. Соборным постановлением 2013 года епархиям, " где это возможно " , было предложено " создавать культурно-просветительские и духовно-образовательные центры " и " разрабатывать программы епархиальных мероприятий, способствующих развитию отечественной культуры " . Согласно поступившим из епархий отчетам на сегодняшний день создано 103 таких центра. Вместе с тем, их деятельность весьма различна, а участие в культурной жизни региона во многом зависит от степени внимания епархиального архиерея к культурным проектам. Рад буду услышать ваши соображения по этой теме. Со своей стороны, полагаю, что, не форсируя работу в этом направлении, каждому архиерею следует держать ее в поле своего зрения. В частности, стоить обратить внимание на довольно успешный проект Издательского совета по поддержанию и открытию православных библиотек. С искусством и творчеством неразрывно связано книгоиздание. Соборное поручение создать централизованную систему распространения книжных изданий по епархиям столкнулось с кризисом в отрасли. По этой причине, а также в силу ряда других обстоятельств, которые выявил Издательский совет, было принято решение отказаться от создания упомянутой централизованной системы как неэффективной. Адаптируясь к современным условиям, нам следует искать другие формы популяризации книжной продукции. В частности, Издательским советом создан информационный портал " Правчтение " , на площадке которого собирается информация об издательствах, о книжной продукции и о ее распространении. Кроме того, в условиях, когда творчество писателей, в том числе религиозного содержания, вызывает умеренный интерес в широких кругах современного общества, важной задачей остается популяризация в епархиях Патриаршей литературной премии .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Сборник «Афон и славянский мир» размещен в сети Москва, 3 июня 2014 г. В сети была размещена электронная версия научного сборника «Афон и славянский мир» , посвященного 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон, сообщает Седмица.Ru . Книга издана Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) и иждивением Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. В научный сборник вошли материалы первой международной конференции «Афон и славянский мир», прошедшей в столице Сербии Белграде 16-18 мая 2013 г. Тираж – 1000 экземпляров. Книга содержит 347 страниц. В ней представлены научные статьи 28 исследователей из Сербии, Болгарии, Греции, России, Украины, Литвы, Италии и Норвегии. В сборнике освещены многогранные афонско-славянские связи с древнейшего периода до ХХ в., включая переломные эпохи исихазма и филокалического возрождения. Отражено влияние Афона на формирование самобытных славянских культур и духовности. Особое внимание уделено литературным связям, рукописному наследию, литургической и агиографической традициям. Как отметила составитель и научный редактор сборника Жанна Левшина, «это издание, куда вошли работы представителей православного духовенства и ученых, занимающихся изучением Афона, несомненно, будет способствовать восстановлению и сохранению накопленного русским и славянским монашеством афонского наследия». Заведующий библиотекой и архивом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия) также отметил особую важность представленного сборника. По его словам, в течение своего многовекового подвижничества на Святой Горе русскими и славянскими насельниками православных афонских обителей был накоплен уникальный исторический и духовный опыт, созданы неповторимые образцы восточнохристианской культуры. Их изучение, раскрытие истории афонских обителей, взаимоотношений друг с другом и с внешним миром, отражение вклада славянских народов в общую культуру Афона и православного мира, популяризация этого наследия имеют важное значение в деле возрождения православной духовности и культуры. Материалы сборника окажут помощь заинтересованному читателю глубже разобраться в истории и наследии славянского монашества на Афоне, влиянии Святой Горы на формирование самобытных культур и духовности славянских народов. Книга рассчитана на специалистов – исследователей истории и духовно-культурного наследия Афона, а также на широкий круг читателей. Издание осуществлено в рамках подготовки к празднованию юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. 3 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71211.html

В Институте перевода Библии вышло в свет Евангелие от Луки на корякском языке с параллельным русским текстом и аудиоприложением 26 сентября 2012 г. 13:49 Институт перевода Библии выпустил первую книгу из серии северных диглотт — изданий переводов Евангелия от Луки на языки коренных народов Севера и Дальнего Востока (корякский, ительменский, чукотский, нанайский, эвенкийский, эвенский) с параллельным текстом Синодального перевода. Серия была инициирована обращениями в ИПБ правящих архиереев Петропавловской и Камчатской , Хабаровской , Анадырской и Чукотской епархий Русской Православной Церкви. Планируется, что все издания выйдут в комплекте с аудиозаписью текста. Недавно вышедшие красочные детские издания «Рассказов об Иисусе Христе» на корякском и долганском языках с параллельным русским текстом оказались востребованными и уже распространяются в регионах. Издание Евангелия от Луки на корякском языке, предваряющееся вступительным словом   епископа Петропавловского и Камчатского Артемия , в ближайшее время будет отправлено на Камчатку в распоряжение Петропавловской и Камчатской епархии . Тираж, осуществленный на средства российского жертвователя, поступит в церкви, библиотеки и школы на благотворительной основе. Текст книги также доступен в электронном формате на сайте Института. Планируется, что другие издания серии поступят к читателям в 2012-2013 гг. В ближайших планах Института — печать Евангелия от Луки на нанайском языке. Перевод Священного Писания на языки коренных народов российского Севера — важное направление деятельности ИПБ. В сентябре 2012 года коллектив института и его директор д-р Марианна Беерле-Моор были награждены дипломами Фонда компенсации в пользу народов Севера «за перевод и издание книг на корякском и ительменском языках, за работу по сохранению и развитию национальной культуры народов Камчатского Приполярья». Фонд был создан в 1991 году для поддержки коренных народов Севера и сохранения их духовного наследия и культуры. Председателем Фонда является Артур Изосимович Белашов, известный камчатский общественный деятель, издатель, писатель, директор Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, автор трехтомной «Истории Петропавловской и Камчатской епархии». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2492946.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Калуге открыли синагогу и общинный центр 09.10.2015 Торжественное открытие синагоги и общинного центра состоялось в Калуге . Главный раввин России Берл Лазар вместе с председателем попечительского совета местной еврейской общины Владимиром Черниным и почетными гостями перерезали красную ленту у главного входа, после чего была установлена мезуза (небольшой свиток с отрывками из Торы, прикрепляемый на дверных косяках в еврейских домах) на центральной двери здания. " Открытие синагоги символизирует подъем духовной жизни во всей Калуге, и это большой праздник для всего города " , - заявил Б.Лазар. В церемонии также участвовали замгубернатора Калужской области Александр Авдеев, помощник полпреда президента РФ в ЦФО Александр Пискунов и члены еврейской общины. В свою очередь президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, которого цитирует его пресс-служба, заявил в своем обращении, что открытие синагоги в Калуге - новый исторический этап в развитии еврейской жизни не только региона, но и всей страны. Как отметил он, более 15 лет верующие арендовали помещение, " и вот сегодня евреи города могут снова молиться в здании, построенном благодаря усилиям их предков более века назад " . Новый центр, который открылся в отреставрированном историческом здании синагоги, объединит в себе религиозную и социальную жизнь еврейской общины Калуги. Кроме молитв и религиозных праздников, люди смогут посещать образовательные программы и благотворительные акции, будут также организовываться мероприятия для детей и молодежи. Здание синагоги является объектом культурного наследия регионального значения. Оно было построено в 1912-1913 годах, после 1926 года использовалось как клуб профсоюзных организаций, а с 1947 года там расположилось Калужское областное училище культуры и искусств. В 2013 году решением администрации области синагогу вернули еврейской общине. Сегодня еврейское население Калуги составляет около 2 тыс. человек. После реставрации синагога полностью восстановила свое первоначальное предназначение: на втором этаже расположен просторный молельный зал, в здании также разместят детскую воскресную школу, благотворительный центр для пожилых людей, кошерную столовую и библиотеку еврейской литературы. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.10.2015 08:08:10

http://drevo-info.ru/news/19593.html

Тематика книг, подаренных литовским викарием, была многоотраслевой. В основном, были переданы богослужебные, святоотеческие, полемические, учебные издания на старославянском, латинском и польском языках, которые печатались в братских типографиях. В их перечне чаще всех встречаются экземпляры, созданные в виленской, могилевской, и особенно львовской братских типографиях. Ценной собственностью библиотеки стали труды античных и средневековых философов, значительная часть которых издавалась в Литве, Чехии, Польше. 16 В КазДА всесторонне изучались греческий и латинский языки, знание которых включалось в обязательные атрибуты высокой гуманистической образованности. Поэтому рассматриваемое пожертвование стало одним из наиболее значимых в истории академии. К числу крупных книжных поступлений в первый дореформенный период относится также дар коллежского советника И. Г. Калашникова. Он был сделан в 1847 г. Фонд единовременно увеличился на 1523 тома. Большая часть из них была на русском языке. Книги XVI–XVIII вв. составляли 40–45 % от общего числа. В дальнейшем из 1084 названий книг 33 были исключены, вследствие того, что правление академии признало их вредными. Главным образом, это были сочинения французских просветителей. В следующем году по требованию духовно-учебного управления их отправили в Петербург. Данный случай благотворительности стал общеизвестен. Св. Синод изъявил жертвователю свою признательность. По традиции книги Калашникова были обозначены именными надписями. В библиотеке КазДА хранились книги и рукописи из частных библиотек. Многие архипастыри передавали в дар академической библиотеке издания, которые имелись в их личных собраниях. Наряду с ректорами в пополнении фондов участвовали инспектора академии. Так в 1853 г. собрание книг 18 века пополнилось благодаря пожертвованию бывшего инспектора Архимандрита Макария. 17 Митрополит Макарий (Булгаков) являлся епископом РПЦ, в 1879 г. возглавил Московскую епархию. Святитель всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук. Экземпляр фундаментальной работы был также подарен академии. 18 Наибольшую известность архиерей получил как учёный, автор капитальных трудов в области богословия и истории. Именно это стало основанием к его канонизации. В 1997 г. была учреждена премия памяти Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) . Ее присуждение осуществляется в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций. 19

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди профессоров и преподавателей духовных академий, представляющих русскую патрологию, следует выделить профессора МДА И. В. Попова , который, как представляется, удачно сочетал усвоение достижений западной научно-­образовательной традиции и верность православию и Последнее он подтвердил не только своими научными трудами, но и – прежде всего – мученическим подвигом. Живым соприкосновением И.В. Попова с европейской наукой оказалась его заграничная командировка в Германию, предпринятая в 1901–1902 уч. г. Эта командировка дала И.В. Попову возможность не только оценить плюсы и минусы российской и европейской богословской – прежде всего, конечно, патрологической, – науки, но и внести творческие предложения по совершенствованию российской высшей духовной школы и ее патрологической составляющей. В данном докладе постараемся показать, насколько полезны оказались полученные И.В. Поповым знания с научной и методологической точек зрения. Командировка профессора И.В. Попова была задумана им, с одной стороны, для ознакомления с последними достижениями западной патрологической науки; с другой стороны, для возможного изменения существовавшей системы преподавания патристики. Сам профессор в записке, обосновывавшей необходимость командировки, отмечал: «Хорошо понимая, как легко повредить этому благому делу в самом начале различными ошибками в его практическом осуществлении, я желал бы предварительно воспользоваться обширным опытом страны, где этот метод преподавания приносит такие обильные И.В. Попов пробыл в командировке весь 1901–1902 учебный год. Время своего пребывания за границей он решил разделить между двумя важнейшими университетами Германии – протестантским в Берлине и католическим в Мюнхене. Это давало возможность составить ясное представление о направлении и духе преподавания богословия в том и другом университете. В Берлинском университете протестантское богословие наиболее ярко было представлено известным церковным историком и богословом Адольфом практические занятия которого посещал И.В. Попов . Следует также отметить, что Берлинский университет в это время сконцентрировал не только лучшие умы, но и богатую инфраструктуру науки (библиотеки, музеи, лаборатории и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010