Вопрос: Я живу в Венгрии. Читал в местных церковных (неправославных) газетах, что в этом году православная (и западная) Пасха впервые за десять последних лет совпадает с еврейской Песах. Еврейский праздник в этом году празднуется с 30 марта по 6 апреля, а православная Пасха – 4 апреля. В газетах совпадение двух праздников преподносится как великое событие, пишут о единых корнях двух религий и т.п. В негативном тоне при этом пишут о Никейском Соборе, который разграничил христианство и еврейство. Это, конечно, искажение, но тяжело дать на это внятный ответ, который бы поставил все на свое место. Я хотел бы спросить, действительно ли можно считать, что Песах и Пасха в этом году совпадают, а если нет, то почему. Я до сих пор думал, что такое совпадение по канонам не может быть. С уважением, Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Совпадения нет. В этом году еврейская Пасха празднуется 30 марта (14 нисана по еврейскому лунному календарю), а православная Пасха – 4 апреля (22 марта по старому стилю). Надо различать праздник и попразднство. Праздник – это молитвенное и обрядовое воспоминание определенного священного события, которое всегда приходится на конкретный день календаря. Днем еврейской Пасхи (евр. Песах; от глагола passah – «переходить») всегда является 14 нисана, когда ангел Господень поразил всех первенцев египетских и прошел мимо домов евреев: «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его» (Исх. 12: 12, 14). Именно в этот день (14 нисана) совершается главное событие этого праздника – вкушение пасхального агнца. Он должен быть съеден до утра. После дня Песах продолжением торжеств является праздник опресноков. Это законодательно закреплено в книге Левит: «В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки» (Лев. 23: 5–6). Именно за первым днем закреплено название йом тов – «праздник», букв. – «добрый, хороший день». В йом тов запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи. Следующие дни называются хол ха-моэд – «праздничные будни», то есть дни эти не имеют статуса праздника, но это и не будни. Последний, седьмой, день тоже называется йом тов. Но он не повторяет пасхальный обряд. В этот день вспоминается чудесный переход через Чермное (Красное) море.

http://pravoslavie.ru/34634.html

Чтобы верующий не погиб В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. 25 сентября, 2010 В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. В неделю пред Воздвижением – Ин 3:13–17 (зач. 9): Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. В этом году, как мы помним, была самая ранняя Пасха , и все воскресные чтения из Евангелия от Матфея, положенные от праздника Пятидесятницы до Воздвижения Креста Господня , уже прочитаны. Но в нынешнее и в следующее воскресенье – в неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении – положены свои, особые чтения. О них и пойдет речь. В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. В этих нескольких строчках, буквально в соседних стихах, мы дважды встречаем такие слова: дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную . Для этого, говорит Спаситель, должно вознесену быть Сыну Человеческому , для этого Бог, возлюбив мир, отдал Сына Своего Единородного . Вот цель пришествия Спасителя на землю, вот – смысл Его земной жизни, Его крестной смерти и воскресения. Сын Божий, Сын Человеческий, по Его собственному свидетельству, – единственный, Кто взошел на небеса, т. е., по изъяснению епископа Михаила (Лузина), познал Отца . И именно Он сошел с небес, стал человеком и должен был претерпеть смерть на кресте , чтобы спасти от смерти уверовавших в Него.

http://pravmir.ru/chtoby-veruyushhij-ne-...

Внутренний чиновник Неспособность удивляться чуду, нежелание видеть человека, связанность пунктами и параграфами — удел не одного лишь несчастного начальника синагоги. Во многих из нас сидит внутренний чиновник, который исправно напоминает своему хозяину и окружающим о разного рода запретах, ограничениях и предписаниях. 11 декабря, 2010 Неспособность удивляться чуду, нежелание видеть человека, связанность пунктами и параграфами — удел не одного лишь несчастного начальника синагоги. Во многих из нас сидит внутренний чиновник, который исправно напоминает своему хозяину и окружающим о разного рода запретах, ограничениях и предписаниях. В неделю 27-ю по Пятидесятнице — Лк 13:10–17 (зач. 71): В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Заповедь о субботе, в отличие от многих «преданий старцев», была божественным установлением: это — четвертая из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай . И если Богочеловек нарушал собственное повеление, то это, конечно, имело вполне определенную цель. Ученики срывают в субботу колосья и растирают их руками, слышат за это укоризны — и вот, сразу же после этого, Христос исцеляет сухорукого. А в другую субботу Спаситель дарует исцеление человеку, больному водянкой.

http://pravmir.ru/vnutrennij-chinovnik/

Пророчества о Рождестве Христовом И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть… 6 января, 2010 И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть… Одно из первых пророчеств о Рождестве Христовом содержится в книге Чисел и принадлежит, как ни странно, язычнику по происхождению – пророку Валааму. Мы не можем сказать точно, к какому племени он принадлежал, но зато мы знаем, что к нему с большим почтением относились и обращалась за помощью враги Израиля моавитяне. Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог! …Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 23:21-23, 24:15-17). Здесь предрекается не только грядущее величие израильского царства, не только чистая вера в истинного Бога («нет волшебства… нет ворожбы»), но и что-то значительно большее. А именно: из контекста фразы очевидно, что Валаам видит в будущем («но ныне еще нет») Самого Бога. В христианской традиции эти и следующие слова понимаются как относящиеся к рождению Христа. В восточно-христианском богословии точно такого разбора пророчества Валаама нет. Преподобный Ефрем Сирин считал, что Валаам говорит не о самом Христе, а о Зоровавеле – вожде иудеев, который через много веков после сказанного пророчества выведет свой народ из другого плена, вавилонского, будет трудиться над восстановлением Иерусалимского Храма и успешно воевать с врагами израильтян. Однако и святой Ефрем полагал, что сам Зоровавель, спасший иудеев, является образом Христа – Спасителя всех народов: «Это – Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов» .

http://pravmir.ru/prorochestva-o-rozhdes...

Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. 2 октября, 2010 Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. В неделю по Воздвижении – Мк 8:34 – 9:1 (зач. 37): Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Тиноретто Якопо. Несение креста Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста.

http://pravmir.ru/nesenie-kresta/

Блажен муж, который… Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны? 22 июля, 2010 Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны? Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны В библейские времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что никакого «автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия были долголетие, потомство и богатство — праведник уходил в мир иной, «насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще одно понятие, которое превосходит все эти простые дары свыше: оно называется словом «блаженство». «Блажен муж, который…» — этими словами начинается Псалтирь. Значит, не только первый псалом, но и вся книга Псалтырь, по сути, говорит о блаженстве — вот только в ней мы не встретим советов, как вести свои дела, как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы были недостойными упоминания в Священном Писании — книги Премудрости (прежде всего Притчи Соломона) очень подробно говорят как раз об этом. Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным. Блаженство для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами, от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь — не продашь», «все так живут» — эти и подобные оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых и от пути грешных. А положительная программа очень проста: «…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (1: 2-3). Такое дерево никуда не торопится, ни о чем не беспокоится — оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося добрые плоды. Следующий, 2-й псалом, говорит еще проще: «Блаженны все, уповающие на Него» (12). Вообще, в Псалтири говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах, вместе взятых, — если внимательно прочитать ее, все самое главное станет ясно.

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

Рубрики Коллекции НА САМОМ ДЕЛЕ. Послушание Христа 2 мин., 01.08.2009 Поделиться В Священном Писании Господь говорит о Себе как о смиренном исполнителе воли Отца, говорит: «Отец мой более Меня». Так почему же Церковь настаивает на Его равенстве с Отцом? Сын действительно по природе равен Отцу, и упомянутые слова Евангелия относятся к Его личному смирению, а не к какой-то «низшести» по природе. Рассмотрим, например, часто упоминаемый стих: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор 11:3). Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена — существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек, сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание — не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. В другом месте Апостол говорит: Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил 2:3). Христианин должен почитать брата большим, чем он сам. Исповедует ли он себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен поступать так «по смиренномудрию», а не потому, что он низший по природе. Так, послушание, признание другого высшим себя вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного. Именно таково послушание Иисуса — это послушание не того, кто ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца, это проявление не более низкого статуса, а морального совершенства Его личности. Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил 2:7-8). Священное Писание — и когда оно говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании — описывает одну и ту же реальность: Сын Божий, совечный Отцу и равный Ему, добровольно уничижил Себя Самого и смиренно исполнил волю Отца, до смерти, и смерти Крестной, чтобы искупить нашу гордыню и наш мятеж. На заставке фрагмент фото:  flickr.com/Art4TheGlryOfGod by Sharon Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также ЧУЖОЙ КРЕСТИК 29.01.2011 31.01.2010 02.10.2009 01.09.2009 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/na-samom-dele-poslushanie...

  Культура Трагическая подмена. Православная Вера и кантовско-гегелевский идеал Русской литературы второй половины XIX – ХХ века Выступление на XX Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа»: наследие русской словесности и проблема идеала. 23 ноября 2010 г. Протоиерей Владимир Переслегин   Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Ин. 12:36,46 Проблема идеала, вера в идеал… Откуда она? Идеал есть недостижимая цель, идеал есть то, чего нет в реальной действительности. Согласно Эммануилу Канту, идеал рождается в голове конкретного человека – и этим отличается от Платоновской идеи. Идеал немецкой классической философии – «поведение божественного в нас» Канта – хорошо понятен современному человеку, с легкостью произносящему: «Бог у меня в душе». Но Свет, который проповедует Церковь, не является идеалом, а Существующей в действительности Личностью Бога. Аз есмь Свет миру. Аз есмь Путь и Истина и Живот . Аз есмь – глаголет Господь. Бог есть совершеннейшая Сущность, Тот, Кто есть. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает , – учит устами Апостола Павла Святая Церковь (Евр. 11:6). Вера же есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого (Православный Катехизис. Часть первая. О вере). Вера Пушкина была соответствующей этому Православному Исповеданию религиозной верой «во области заочны». Великому поэту в голову не приходило вторгаться в эти области или спасать кого-то своей поэзией и прозой. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал . Пробуждение добрых чувств. Призыв милости к падшим. Чем не высокая цель в искусстве? Или: Цель поэзии – сама поэзия , – написал он в другой раз (письмо Вяземскому). В этом он созвучен Моцарту, считавшим задачей своей музыки «просто» доставлять удовольствие слушателю. Какая благородная простота, смирение, человеколюбие и высокий аристократизм слышатся в этих «скромных», вполне «земных» задачах великих гениев искусства, никогда не мысливших о себе как о духовных вождях и спасителях заблудших душ, как о поводырях и учителях человечества.

http://moral.ru/ideal.html

Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? …Совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, «весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара», пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. 6 апреля, 2010 …Совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, «весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара», пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. «… Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих ». Вера – это всегда призыв к действию. Поэтому, совершая первые шаги в храме, я уже чувствовал тяготение к священству. Восемь лет я учился в Англии; вспоминаю свои приезды в Москву, « весну, весенний разговор, и воздух с привкусом просфор и вешнего угара », пасхальный крестный ход вокруг храма св. Екатерины на Ордынке. Я приезжал к отцу (ныне митрополиту) Илариону Алфееву, настоятелем храма был о. Даниил Губяк, друг отца Александра Шмемана — с его книгой о Евхаристии я и пришел в Церковь. Тогда подворье Православной Церкви в Америке было островком вселенского Православия в Замоскворечье. Взят в руки целый мир, как яблоко простое. Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия, как вечный полдень, длится. « Приимите, ядите, сие есть тело мое…». Если ты можешь, предстоя престолу Бога Вышнего, произнести со Христом эти слова, стоит ли заниматься чем-то еще? И вот, я стал священником через несколько месяцев после венчания. То есть, по сути, вся моя взрослая жизнь – это попытка приблизиться к тому, что когда-то сказал мне в алтаре Успенского собора в Лондоне митрополит Антоний: « Я только сейчас начинаю понимать, что такое священство…»

http://pravmir.ru/simon-ionin-lyubish-li...

Возьми крест свой В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». 3 октября, 2010 В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее  бесконечными «зачем» и «почему». Она тебе больше не нужна – есть духовник, священноначалие, катехизис, номоканон и свв. отцы, давшие ответы на все вопросы) и терпи, терпи, терпи до самой, Марковна, до смерти («Житие протопопа Аввакума»). В пору моего «неофитства» мне довелось услышать от одного популярного среди московской молодежи тогда еще молодого священника, что христианская мудрость – это мудрость салтыковского премудрого пескаря и чеховского «человека в футляре». В общем, залепи уши ватой, надень темные очки, заберись поглубже в свою нору, никогда не езди на велосипеде и пусть все тебе будет божья роса. Послушание паче поста и молитвы, то есть: постись, молись, но главное – слушайся и не мудрствуй: где просто там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного. Сиди и не питюкай, и спасешься и ты, и дом твой. Но в этом ли состоит Христом свобода , стоять в которой призывает Павел? В осознанной необходимости беспрекословного повиновения «системе»? Воля отсечена, голова отключена, т.е.

http://pravmir.ru/vozmi-krest-svoj/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010