сост. прот. Н. Смирнов Суть, иже оставиша имя, еже поведати хвалы: телеса их в мире погребена быта, а имена их живут в роды: премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть церковь. Прем. 44:8, 13–14 . «Строго и полно воспроизвести и оценить величественный образ архипастыря Димитрия, как человека и деятеля, может только внимательный суд времени, поколений и истории» (Рязан. еп. вед. 1883 г. 24). – «Невозможно пока очертить даже и то, как высказалась высокая и светлая личность Архипастыря Димитрия за последние полтора года, когда он вторично вступил в управление Херсонскою епархией. Еще труднее представить теперь краткий очерк его высокой жизни» (Херсон, еп. вед. 1883 г. 23). Так писали в «некрологах» вскоре после смерти преосвященного Димитрия. Прошло не мало времени, а сказанное тогда остается, пожалуй, в той же силе и теперь. Понятно, что писать полную биографию приснопамятного святителя Божия, всесторонне обнимающую его жизнь и могущую точно воспроизвести его привлекательный нравственный облик, возможно будет тогда, когда труд не одного строгого судьи пройдет по хартиям и книгам, в которых записано имя Димитрия, описаны его дела, или внесены личные труды его богопросвещенного ума. Будущий историк отечественной церкви XIX века, на основании письменных данных, воздаст, конечно, должное покойному Архиепископу Херсонскому, отведя ему надлежащее место в ряду других деятелей на ниве Божией. Но для биографа, который всегда должен иметь в виду главную свою цель – сохранить для потомства все черты, имеющие войти, в изображение отдельной личности, – наряду с письменными памятниками должны быть дороги и устный предания. К сожалению, люди – хранители преданий – уходят с жизненного поприща, едва переживая героев своих повествований. Немного осталось в живых учеников преосвященного Димитрия, очень мало – из его сотрудников, и почти никого – из свидетелей его детства. Желание сохранить дошедшие до нас достоверные воспоминания людей близких к нему и побуждает теперь же записать их на ряду и в сопоставлении с документальными данными, в виде предлагаемой «биографии», представляя будущему времени должные исправления и пополнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Справка Янышев Иоанн Леонтьевич (1826–1910) – известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Родился в семье диакона Калужской губернии, закончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию в 1849 г., с 1850 был в Академии бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником православной церкви в Висбадене. В 1856 г. Янышев определен в Санкт-Петербургский университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В 1864 г. Янышев был приглашен в Копенгаген преподавать Закон Божий невесте наследника русского престола принцессе Дагмаре, впоследствии Императрице Марии Федоровне. С 1866 по 1883 гг. Янышев был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. Янышев был назначен духовником наследника престола Николая, заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г. Янышев, по предоставлению Казанской духовной академии утвержден в степени доктора богословия. Янышев являлся одним из активных участников дела по старокатолическому вопросу. В 1874 г. Янышев был официальным представителем русской церкви на боннской конференции, в 1897 г. на четвертом интернациональном конгрессе старокатоликов. В 1890-е г. Янышев опубликовал ряд статей о старокатоличестве, об отношении старокатоликов к православию и пр. Принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу. Был одним из главных деятелей Петербургского Общества Любителей Духовного Просвещения. В 1908 году император Николай II наградил И. Л. Янышева орденом Св. Андрея Первозванного. Состав фонда Архив И. Л. Янышева был выделен из состава архива Санкт-Петербургской Духовной Академии. В фонде представлены материалы, касающиеся, главным образом, старокатоличества: переписка Янышева с деятелями старокатолического движения в Швейцарии, Германии и др. странах, представителями англиканской церкви, деятелями Общества Любителей Духовного просвещения, печатные материалы по старокатоличеству. Особый интерес представляет переписка И. Л. Янышева с А. А. Киреевым, охватывающая 1870-е – 1900-е годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ставрополь. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Свой храм жители ставропольского района под названием Ташла хотели построить еще в XIX веке, однако попытки 1867 и 1883 годов успехом не увенчались. Строительство началось лишь с третьего раза, в 1893 году. Храм в честь святой преподобномученицы Евдокии и церковно-приходская школа при нем были открыты в 1897 году. В 1936 году храм был закрыт. Церковное здание было разруше­но, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располага­ются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец». В 1990-е гг. более пяти тысяч человек подписали обращение к руководству Ставрополя с просьбой восстановить храм на Ташле. Администрация города отвела под эти цели участок на пересечении улиц Трунова и Бурмистрова, рядом с историческим местом расположения церкви преподобномученицы Евдокии. Строительство начали в 2000 году. Храм назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. Выбор пал на него, поскольку предполагалось, что храм будет окормлять военнослужащих. К 2007 году новый храм был построен. Примечательно, что архитектура воссоздает образ древнерусского зодчества, а в росписи на стенах церкви изображены фрагменты Невской битвы и Ледового побоища. http://stav26.livejournal.com/454475.html Попытки устройства храма на Ташле имеют давнюю историю. С самого начала заселения местности остро ощущалась нехватка православной церкви, но активные действия по ее устройству начались только в шестидесятые годы XIX века. В 1867 г. жители Ташлы составили прошение, в котором говорилось о желании иметь храм неподалеку от старого кладбища, где похоронены их предки, а также павшие воины. Церковь предполагали освятить во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительство так и не началось. Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной.

http://sobory.ru/article/?object=14046

Тамбич-Лахта. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская часовня Карта и ближайшие объекты Деревня Тамбич-Лахта находится в конце залива Тамбич-лахта в южной части Долгого озера. Южнее деревни – часовня Пресвятой Богородицы с " небом " , 1804 г., священная роща. Деревня в XIX в. именовалась Тамецкая лахта. В 1843 г. в одиннадцати крестьянских хозяйствах числилось 96 чел. Сейчас в Тамбич-Лахте стоит несколько домов, часть из них полуразрушена. В целых избах живут только во время сенокоса. Часовню построили местные крестьяне без разрешения духовных властей. Часовня находится в Священной роще, примерно в 1 км от деревни. Высокие сосны стоят близко к часовне. Звонница стремится ввысь вслед за соснами, ее столбы подчеркивают взлет часовни, а сама площадка звонницы еще приподнята над опорным четвериком. " Небо " в часовне предположительно создано во время ремонта в 1883 г., о чем есть запись на косяке двери. Сохранилось полностью. Состоит из 15 граней и четырех парусов. На гранях - четыре архангела, евангелисты, распятие с престоящими и святые Андрей Критский и Федор Стратилат. На парусах - трубящие ангелы. В медальоне - Вседержитель. Специалисты предполагают, что Андрей Критский и Федор Стратилат были духовными покровителями крестьян деревни. Еще одно предположение специалистов: это " небо " расписывали те же иконописцы, что расписали " небо " в Немяте (а возможно и в Рыжково). И называют даже, что это артель Катиновых: отец и два сына. Сейчас часовня, особенно колокольня, требует хорошего ремонта. Священная роща выделяется издалека и доминирует над заливом Тамбич-лахта. Тропа к ней начинается за деревней, уходит влево, в кустах переходит через ручей и затем направляется к роще. Дорога в деревню – по озеру. Источник: сайт kenozerjelive.ru Деревня Тамбич-Лахта расположена на мысе в южной части залива Тамбичлахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В 19 в. она именовалась Тамецкая Лахта. В 1804 г. крестьяне деревни построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Существующий архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 г. (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновленный вид значительно отличается от первоначального, в 1804 г. Компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединенных двускатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молельное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

http://sobory.ru/article/?object=11233

Четвертый из 12 детей С. П. Боткина, проф. Медико-хирургической академии, лейб-медика императоров Александра II и Александра III , племянник писателя В. П. Боткина и П. П. Боткина, возглавлявшего купеческую фирму Боткиных с 1855 г., в 1883-1907 гг. являвшегося старостой храма Христа Спасителя. Получил начальное домашнее образование, в 1878 г. поступил в 5-й класс 2-й петербургской классической гимназии, к-рую окончил в 1882 г. Проучившись год на математическом отд-нии физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, в 1883 г. перешел на открывшееся младшее отд-ние приготовительного курса Военно-медицинской академии, к-рую окончил в 1889 г. В янв. 1890 г. поступил врачом-ассистентом в Мариинскую больницу для бедных, 20 дек. того же года был на собственные средства командирован с научной целью за границу; занимался у ведущих европ. ученых, знакомился с устройством берлинских больниц. С мая 1892 г. работал врачом придворной капеллы. 8 мая 1893 г. защитил диссертацию на степень д-ра медицины. С янв. 1894 г. вновь сверхштатный ординатор Мариинской больницы. Весной 1895 г. командирован от больницы за границу на казенный счет, 2 года провел в медицинских учреждениях Хайдельберга и Берлина, слушая лекции и занимаясь практикой у известных нем. врачей проф. Г. Мунка, Б. Френкеля, П. Эрнста и др. Научные труды и отчеты заграничных командировок Б. были опубликованы в «Больничной газете Боткина» и в «Трудах Общества русских врачей». 12 мая 1897 г. Б. был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. В 1904 г., после сообщения о начале войны с Японией, добровольцем отправился в действующую армию, заведовал медицинской частью Красного Креста в Маньчжурской армии, осенью 1905 г. вернулся в С.-Петербург, издал кн. «Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 гг.». Награжден боевыми орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени с мечами. В 1907 г. состоял главным врачом общины св. Георгия. В апр. 1908 г. назначен лейб-медиком имп. Николая II, исполнял обязанности домашнего врача царской семьи. В дек. 1914 г. потерял старшего сына Дмитрия, хорунжего лейб-гвардии Казачьего полка, погибшего в бою с немцами. В 1916 г. получил потомственное дворянство.

http://pravenc.ru/text/153257.html

11-летний К. П. в начале правления полностью находился под контролем своих советников. Помимо родственников клана Ираклидов значительную часть аристократии К-поля и ядро военного командования при К. П. составляли представители знатных арм. фамилий, служивших еще имп. Ираклию. Союз с Арменией превратился в важнейший фактор вост. политики империи и стал условием для выживания византийцев и армян в период мусульманской экспансии. Наиболее сильные позиции при дворе К. П. занимал Валентин Аршакуни. Он возглавил партию императора и имел самые честолюбивые планы. Валентин женил К. П. на своей дочери Фавсте (ее офиц. тронное имя было явной аллюзией на жену имп. Константина Великого). В 644 г., вероятно посчитав свое положение достаточно прочным, Валентин попытался сделать следующий шаг к верховной власти и фактически совершил военный переворот. Как главнокомандующий на Востоке он потребовал от визант. синклита признать за ним имп. достоинство и короновать его. В К-поль вошли неск. тысяч верных ему солдат. К. П. издал указ и признал тестя соправителем. Прп. Максим Исповедник писал, что Валентин восседал на троне в имп. одеждах рядом с К. П. Неизвестно, сколько времени продолжалось соправительство. Однако столь быстрое возвышение Аршакуни вызвало возмущение в К-поле; против Валентина выступил патриарх Павел. Население города во главе с патриархом, собравшись в храме Св. Софии, потребовало низложить узурпатора, но военный отряд некоего Антонина окружил их и уже был готов расправиться с недовольными. Патриарх Павел пытался остановить кровопролитие, указав Антонину на недопустимость осквернения святого места, но тот в ответ ударил его по лицу. Произошло массовое побоище, в котором горожане неожиданно оказались сильнее военных. Антонин был убит на месте, а восставшая толпа ворвалась во дворец, схватила Валентина и убила его. Трупы сожгли на площади перед храмом ( Себеос. 1939. C. 96–97; Ioan. Nic. Chron. 1883. P. 582; Theoph. Chron. P. 343). Несмотря на эти события, брак К. П. с Фавстой не распался, в семье родились 3 сына: Константин IV (ок. 652; император в 668–685), Ираклий и Тиверий (близнецы, род. ок. 659). Все дети К. П. короновались как его соправители в младенческом возрасте.

http://pravenc.ru/text/2454849.html

17 апреля этого года он был Высочайше определен помощником попечителя Казанского учебного округа, а 5 февраля 1865 года Именным Высочайшим указом Всемилостивейше назначен был попечителем этого округа. В последней должности он состоял до 1883 г. 18 июня этого года П. Д. согласно прошению был Всемилостивейше уволен от должности попечителя округа, которую он нес бессменно в течении восемнадцати лет. Не вдаваясь в оценку весьма продолжительной и плодотворной учено-литературной и педагогическо-служебной деятельности, которая, по общему голосу, была «высоко-мудрою и истинно блестящею», мы скажем несколько слов о религиозно-нравственных убеждениях Петра Дмитриевича. По своим воззрениям П. Д. был глубоко-убежденный православный христианин. Получив первоначальное религиозно-нравственное воспитание под руководством замечательно набожных матери и бабушки, П. Д. до конца своей жизни оставался непреклонно-верным сыном Православной церкви. Стоя в последние годы в весьма близких отношениях к нему, мы лично были свидетелем его примерной христианской жизни. Библия была для него настольною книгою в полном смысле этого слова. Чтением ее он начинал и кончал день. В ней он находил утешение и во всех трудных обстоятельствах своей жизни. Не получивши специального богословского образования в школе, он приобрел его путем чтения лучших богословских сочинений и журналов. Богословская и церковно-историческая литература интересовала его нисколько не меньше, чем литература светская. В числе его многочисленных, могущих составить несколько обширных томов сочинений, есть целый ряд статей и ученых работ церковно-исторического характера, которые, по отзывам компетентных в истории лиц, имеют высокую цену по своим научным достоинствам. Помимо трудов литературных, П. Д. Шестаков служил Православной Церкви и другим путем. В 1867 году в Казани, при кафедральном соборе, было открыто православное церковное Братство во имя Святителя Гурия. П. Д. Шестаков был одним из главных учредителей и организаторов этого Братства и одним из первых его председателей.

http://azbyka.ru/deti/mysli-o-vospitanii...

1 В 1905 году высокоученый гёттингенский профессор-филолог Эдуард Швартц в 4-м из своих «Сообщений» (Mittheilungen) «К истории Афанасия» (Zur Geschichte des Athanasius) издал 1 по сирийской рукописи Codex Parisinus 62, с переводом на греческий язык, совершенно неизвестное дотоле послание многочисленного (из 56-ти епископов) антиохийского собора к «Александру, епископу Нового Рима». Как показывает само содержание этого новооткрытого послания, оно может принадлежать только доникейскому антиохийскому собору. В нем епископы самым решительным образом высказываются против Ария, в заключение своего вероизложения предают анафеме его учение и даже троих из его сторонников, присутствовавших на этом соборе, – Феодота Лаодикийского, Наркисса Нерониадского и Евсевия Кесарийского – подвергают отлучению; но в своем вероизложении не употребляют никейских терминов κ τς οσας и μοοσιον. В списке епископов этого собора (в заголовке послания) стоит – на 39-м месте – Λοπος – очевидно, епископ Тарсский, присутствовавший на анкирском и неокесарийском соборах, но к 325-му году уже умерший: на никейском соборе присутствовал Феодор, епископ Тарсский – видимо приемник Лупа. Но – самое главное – отцы этого антиохийского собора, подвергнув отлучению трех епископов – сторонников Ария, не решились, однако, низложить их, предоставляя окончательное решение вопроса о них «великому и священному собору в Анкире». Что это за собор в Анкире, прекрасно разъясняет другой документ, тоже сохранившийся только в сирийском переводе, изданный еще в 1857 году Cowper " ом и затем в 1883 году аббатом Мартеном 2 , но не обращавший на себя внимания и – как одинокий – возбуждавший сомнения относительно подлинности. Швартц и этот документ дает в греческом переводе 3 и признает за подлинный. В рукописях документ этот не вполне точно озаглавливается, как «письмо императора Константина к собору 318 отцов». Но из самого этого письма видно, что оно написано раньше, чем собор никейский собрался. Константин Великий говорит здесь, что раньше состоялось соглашение, чтобы собор епископов собрался в Анкире галатийской; теперь же по многим причинам и в частности потому, что идут епископы из Италии и остальных частей Европы, решено перенести этот собор в Никею вифинскую, куда император и приглашает епископов прибыть без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

69 святынь Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» находится для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. «Невская Скоропослушница» была написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афо­на (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора по­жертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императо­ра Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часов­не, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма. Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления. Вскоре часовня сгорела, и на пе­пелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом об­раз Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010