1883 6 июля введен я был в Святейший Синод и приведен к присяге 1 , в присутствии Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященного Митрополита Новгородского и С-Петербургского Исидора 2 и Членов архиепископа Холмско-Варшавского Леонтия 3 и Духовника Их Величеств, Протопресвитера Василия Борисовича Бажанова 4 , а также г. Обер-Прокурора, Действ. Тайного Советника Константина Петровича Победоносцева , его товарища Тайного Сов. Николая Павловича Смирнова 5 и чиновников Синодальной Канцелярии. Затем, открыто было обычное заседание Св. Синода. Обер-секретари и секретари Синодской Канцелярии поочередно докладывали дела, каждый по своей части. На первый раз мне пришлось слушать, между прочим, дело по представлению Настоятеля Иерусалимской миссии, архимандрита Антонина 6 , о построении во граде Иудове (в Горней) домовой церкви, под названием: «Встретение Божией Матери праведной Елизаветой». Определено наименовать церковь : «Благовещение» и дозволено в 30-й день марта совершать службу Благовещения 7 . Вечером в тот же день был у меня Ключарь Казанского собора, протоиерей Павел Константинович Цветков, мой земляк, сын учителя моего по Шуйскому духовному училищу – Константина Николаевича Цветкова 8 . О. Цветков прежде состоял на службе в Финляндии; был предстоятелем тамошнего духовного Правления. Он рассказывал мне о положении православного духовенства в Финляндии и об отношениях к пастве. Содержание причтов в каждом приходе строго определено точными актами, утвержденными высшей властью. Были попытки и у нас в России обеспечивать материальное положение причтов мирскими приговорами; но эти приговоры, большей частью, не были прочны и ненадолго сохраняли обязательную силу. 8-го числа был у меня другой почтенный земляк, настоятель Владимирской церкви, протоиерей Александр Николаевич Соколов 9 . Родина его – село Кохма, Шуйского уезда, в 20-ти верстах от моей родины, села Гориц. Мы вместе с ними учились в Шуйском училище и во Владимирской семинарии, но он шел курсом впереди меня. Много лет не видевшись, мы взаимно обрадовались теперь друг другу. Беседа между нами на этот раз была самая искренняя и откровенная. Вспомнили мы , между прочим, об общем земляке, старшем нас, недавно скончавшемся придворном протоиерее и Члене Св. Синода, Иоанне Васильевиче Рождественском 10 . А. Н-ч говорил о нем, как о ревностном защитнике в Синоде интересов белого духовенства; сообщал, что он строго преследовал злоупотребления синодских чиновников и даже раскрыл какой-то подлог покойного Товарища Обер-Прокурора Ю. В. Толстого 11 ; и что не пользовался расположением митрополита. Но последнее, кажется не совсем верно. По крайней мере, владыка Исидор, во время пребывания своего в Москве на коронации, мне лично выражал свое сожаление о кончине Иоанна Васильевича и с благодарностью вспоминал о его прилежном и тщательном занятии делами синодскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1883-й год В начале года мы, по обычаю, обменялись приветствиями. Отец Павел писал мне: «Честь имею поздравить вас с Новым годом. В новое лето желаю вам обновления сил телесных и душевных, по слову Пророка: дух прав обнови во утробе моей. И не только в новое лето, но и в вечности да сподобить вас Бог благоугодным Ему быть и получить вечная благая. Старообрядцы собрались что-то делать. Из Петербурга к ним приезжал кто-то и советовал начать дело опять о распечатании олтарей Рогожского Кладбища, и уверял их, что можно надеяться на успех. Это и побудило их сделать собрание; но что было в собрании и как решили действовать, ничего еще не слышно. Может, какому-либо господину захотелось взять с них кусочек: вот он их и подстрекает. Доколе же это будет? Господи! Воля Твоя; Ты знаешь, что полезнее святой Твоей Церкви! Призываю на вас и семейство ваше Божие благословение». Между тем, по неоднократных совещаниях с отцом Павлом и другими, расположенными к нам и нашим трудам лицами, я решился начать дело о возобновлении “Братского Слова», и для этого съездить в Петербург. Хотелось, кроме того, лично представить митрополиту Отчет по Братству за десять лет его существования в замену требованной им записки о нашей деятельности и лично же объяснить ему нужды и потребности Братства. В Петербурге я пробыл с 10-го по 14-е января, и в эти четыре дня успел неоднократно видеться и беседовать с митрополитом Иоанникием и другими лицами, от которых зависело дело о журнале. Все они с полным сочувствием отнеслись к возобновлению «Братского Словая» и обещали мне содействие. Отчет по Братству и мои к нему объяснения не остались также без влияния на митрополита. Возвратившись из Петербурга, я виделся с о. Павлом и передал ему все о виденном и слышанном в Петербурге. Затем 19-го января он писал мне: «Путешествие ваше в Петербург не осталось бесполезным для Братства, но принесло уже плод. 15-го числа я был у отца председателя, и он прочитал мне резолюцию владыки-митрополита – из причитающихся ему сумм выдать Братству св. Петра митрополита 1000 руб., которые тут же отец председатель и передал мне. Из этого можно видеть, что у владыки есть ревность к деятельности против раскола. Теперь как бы достигнуть другой цели – этою щедростию владыки расположить и московское духовенство к Братству? Не нужно ли об оказанном владыкою внимании к Братству напечатать в каких-либо ведомостях? Это, кажись, не будет ласкательством, а будет иметь добрую цель – обратить на Братство и внимание духовенства. Впрочем, эту мысль я не выдаю за вполне обдуманную, а только предлагаю ее вам на обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

I. Краткий исторический очерк С.-Петербургской епархии 1 с 1770 г. до позднейшего времени (1770 –1883) I. Управление С.-Петербургской епархии Епархиальный округ В 1770 году Петербургская епархия состояла из двух провинций: 1) Петербургской, простиравшейся с одной стороны до Финляндии, а с другой – до пределов Новгородской и Псковской области; и 2) Выборгской, обнимавшей восточную часть Финляндии, от реки Сестры до Кюмени. В Петербургской провинции были города: С.-Петербург, Шлиссельбург, Рождествено (ныне село), Ямбург, Копорье и Кронштадт. В Выборгской: Выборг, Кекзгольм, Фридрихсгам, Вильманстранд, Пейшлот и крепости Давидова и Роченсальмская. В Финляндии было около пяти сельских приходов и, кроме их, к Петерб. епархии причислялись приходы Либелицкий и Иломанский, находящиеся в Шведской Карелии. В 1780–81 году, с учреждением Петербургской губернии, изменились границы Епархии, по церковному закону, повелевавшему согласовать церковное деление с гражданским. В это время к Петербургской епархии отнесены от Новгородской области некоторые монастыри и приходы Новоладожского, отчасти Гдовского, Тихфинского, Олонецкого и Новгородского уездов, а от Псковской – часть Гдовского уезда и Лугский. В 1809 году, с присоединением Финляндии до р. Торнео, к Петербургской епархии отошли православные жители, – торговцы и военные чины, поселенные в финляндских городах. В 1864 г. от Петербургской епархии отделена была к Рижской губерния Эстляндская. Вне пределов здешней губернии, к Петербургской епархии принадлежали православные церкви при заграничных миссиях, как в Западной Европе, так и на востоке – в Греции, Константинополе, Японии, Китае, Америке и пр. Кроме перемен внешних, округ Петербургской епархии изменялся во внутреннем составе, как от множества смешанных браков, так и от обращения в православие иноверцев, особенно протестантов. С переходом многих в раскол уменьшалось число членов прав. церкви, но с учреждением единоверия, эта убыль восполнялась. Правительственные учреждения и лица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

I. Слова и речи 1 . О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от церкви. Слово, произнесенное 5 октября 1874 года. 1875, кн. I, отдел III, стр. 3. 2 . К русским православным людям и глаголемым старообрядцам – в день священного венчания и помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. 1883, отд. I стр. 8. 3 . Слово на обновление храма в Никольском единоверческом монастыре. Арх. Павла. 1875, кн. I, отд. III, стр. 3. 4 . Слово в неделю сыропустную о древе жизни. Его же. 1885, т. I, отд. I, стр. 145. 5 . Слово на праздник Рождества Христова. Его же. 1893,т. I, стр. 5. 6 . Слово, сказанное при погребении переплетчика Николая. Его же. 1895, т. I, стр. 664. 7 . Слово, сказанное при гробе московской купчихи Екатерины Горбуновой. Его же. 1895, т. I, стр. 667. 8 . Об участии мирян в деле пастырского вразумления уклонившихся от истины (Слово, произнесенное 5 октября 1875 г.). Свящ. И. Г. Виноградова. 1875, отд. II, стр. 237. 9 . Слово в день коронования Их Императорских Величеств. И. Арсеньева. 1889, т. II, стр. 5. 10 . Против учения глаголемых старообрядцев о мнимом изменении веры в новоисправленных церковных книгах. Слово Свящ. С. Спиглазова. 1887, т. II, отд. I, стр. 424. 11 . Речь при открытии Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 8. II. Статьи исторического содержания 1. История раскола вообще и раскольнических сект 12 . О происхождении раскола. Инока Варнавы. 1892, т. I, стр. 331. 13 . Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. 1875, отд. II, стр. 257. 14 . К материалам для истории раскола. 1886, т. II, отд. I, стр. 489. 15 . Краткие известия о существующих в расколе сектах. Архим. Павла. 1885, т. I, отд. I, стр. 206, 343, 423, 487, 555. 16 . Св. Димитрий Ростовский , как деятель против раскола. Н. Феофилова 1895, т. II, стр. 495, 580, 724. 17 . Странническое согласие Михаила Кондратьева. Н. И. Касаткина. 1876, отд. III, стр. 235. 18 . Нечто о безпоповских сектах: «Покрещеванцы, Нетовцы, Отрицанцы». Е. А-ва. 1884, т. I, отд. I, стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

Алексий (Молчанов Алексий), Экзарх Грузии, архп. Карталинский и Кахетинский Родился 5 октября 1853 года в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью, и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однакож отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Иранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 года по август 1883 года. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий (Молчанов), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский Скачать epub pdf Родился 5 октября 1853 г. в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однако ж отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архитектор Федор Николаевич Малиновский Малиновский Федор Николаевич. Родился в Одессе, примерно в 1864 году. Из дворянского сословия. В Казанскую губернию Федор Николаевич приехал в возрасте 29 лет из Тверских краев, вероятно по направлению, для назначения на должность губернского архитектора. В Терской губернии Малиновский – дослужился до младшего инженера строительного отделения Тверского губернского правления. Учувствовал в проектировании военных, гражданских, промышленных, и культовых объектов. С 1893(95) по 1907 – Казанский губернский архитектор, Казанский епархиальный архитектор; 1902-1907 – преподаватель Казанского промышленного училища. За это время в губернии построено, либо начато строительство большого количества объектов. В возрасте 43 лет назначается губернским инженером, и работает на этой должности до 1911 года. Список храмов, которые построил Федор Николаевич Малиновский (или с его участием) Республика Марий Эл Республика Татарстан Церковь Троицы Живоначальной Спасский район, Танкеевка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Красноярска, Ф.Н. Малиновский (колокольня) Год постройки: 1859. Колокольня - 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной (утрачена) Спасский район, Порфировка, урочище Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: 1895 Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: Между 1898 и 1906 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанно-Предтеченский монастырь. Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: приблизительно 1897 - 1905 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Собор Николая Чудотворца Казань, город, Вахитовский район Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка 1883-1885 гг.), М.П. Коринфский (иконостас в главном храме- нач. 19 в.) Год постройки: Между 1703 и 1711. В 1883-1885 перестроен обширный южный Никольский придел

http://sobory.ru/architect/fnmalinovskiy

Бежецк. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Спаса Нерукотворенного образа был построен в 1895 году на месте маленькой кладбищенской церкви 1795 года. Трапезную закончили немного позже основного объема, отдельно стоящую трёхъярусную колокольню (не сохранилась) возвели в 1902 году. Примерно тогда же рядом возвели здания богадельни, просфорной, церковно-приходской школы (основана в 1890 г.). Они примыкают к западной стороне ограды. По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчеркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. Храм имеет пять св. престолов, освященных в нижеследующие дни: 16 октября 1883 года был освящен престол в правом приделе “зимней церкви”, во имя “Всех святых”. 13 ноября 1883 года – освящён престол в левом приделе во имя Св. Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи); св. Иоанна Новгородского; вмч. цел. Пантелеимона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол во имя Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме во имя иконы Божией Матери, именуемой “Черниговской” и прп. Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапп. вел. кн. Владимира и вел. кн. Ольги, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского. В годы гонений все престолы были нарушены (св. мощи из-под престолов были вынуты), появилась путаница с почитанием означенных праздников (в некоторых антиминсах не все святые указаны, в честь которых освящены престолы). Архитектура пятиглавой Спасской Церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е гг. под руководством К.А. Тона в русско-византийском стиле. Основной объем храма, прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скругленными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчеркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Наряду с элементами декора, свойственными церковному строительству периода эклектики (килевидные кокошники, перспективные архивольты порталов, ширинки, поребрик, опоясанные колонки с кубоватой капителью), в декор включены наклонная пила, косые рельефные кресты в стойках очень высоких наличников, треугольные капители.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Вахитовский район. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход на этом месте существовал уже в 1565 году. Новый храм, заложенный 1 октября 1868 года. В 1874 году он был вчерне закончен: 23 апреля был поднят крест на колокольню, 28 апреля - на храм. Автор проекта – много лет бывший старостой храма архитектор П. Е. Аникин – предлагал два варианта: первый – копию собора Витберга в Вятке, второй – собор в Кузнецке Саратовской губернии – собственного «сочинения». Именно по его проекту и был построен пятипрестольный храм. Главный престол – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы - Архангела Михаила, Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского, Тихона Амафунтского и Тихона Задонского. В 1880 году архитектор Х. Г. Пашковский представил проект иконостаса по рисунку из Санкт-Петербурга. Собор был освящен в 1883 году. Рядом стоял старый храм, по преданию – XVI века. В нем была устроена библиотека читальня в память равноап. кн. Владимира и 900-летия крещения Руси. Храм совершался большим куполом. Новый храм был построен в византийском стиле – пятиглавный, с многоярусной колокольней. Все строения были обнесены кирпичной оградой. В советское время оба храма были уничтожены, на их месте построен «дом чекиста» - жилой дом для сотрудников НКВД. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов, - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Покровская церковь каменная, построена в 1883 г. на средства прихожан, пятипрестольная: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приделы в передней части храма: с правой стороны – во имя Архистратига Божия Михаила, с левой – во имя св. Николая Чудотворца, в западной части храма с правой стороны – во имя Св. Благ. Князя Александра Невского, с левой – во имя свят. Тихона Задонского и Тихона Амафунтского Чудотворцев. Старый храм также каменный, построен неизвестно когда, однопрестольный, в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в трапезной части этого храма помещается библиотека-читальня в память Св. Князя Владимира и 900-летия крещения Руси. Местночтимая храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=32396

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010