Николо-Павловское (Шайтанка). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты До 1872 года в посёлке Павловском своего храма не было. Жители посещали храм Воскресенский в 5 верстах в селе Воскресенском (ныне Шиловка) и Петропавловскую церковь в Черноисточинском заводе в 12 верстах или Входо-Иерусалимский и Введенский храмы в Нижнем Тагиле. В 1871 году жителями посёлка Павловский было возбуждено ходатайство перед епархиальным начальством об устроении церкви и образовании прихода. По благословению архиепископа Пермского и Верхотурского Антония, храм был заложен в сентябре 1871 г. Построен из материалов, безвозмездно уступленных заводовладельцами Демидовыми. Общество употребило на постройку до 2 тысяч рублей. Через год и три месяца храм был построен и в 1872 году 3 декабря был освящён благочинным протоиереем Алексеем Карпинским во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. С этого времени Павловский посёлок был переименован в Николо-Павловское село. В 1883 году в ночь на 6 января он сгорел в западной части (по небрежности церковного старосты). Алтарь уцелел. 25 марта 1883 года храм был снова освящён и открыт для богослужения. Прихожане решили строить каменный храм. Он был заложен в 1886 году 1 сентября по благословению преосвященного Нафаила, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Заложены и два придела. Постройка каменного храма обошлась в 33 тысячи рублей общественных денег. В 1893 году по благословению преосвященного Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, был освящён главный алтарь нового храма протоиереем благочинным Порфирием Славниным во имя Святителя Николая. В 1895 году последовало освящение и двух приделов по благословенной грамоте преосвященного Симеона, епископа Ектеринбургского и Ирбитского, тем же протоиереем Кушвинского собора, благочинным Порфирием Славиным: 16 января - левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 17 января - правый придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1899 году церковь обнесена каменной оградой на средства местного церковно-приходского совета.

http://sobory.ru/article/?object=01202

Письма Скачать epub pdf Аннотация Письма апостола Японии к известному русскому дипломату и китаеведу, ученику блистательно образованного и всемирно известного востоковеда В. П. Васильева – Павлу Андреевичу Дмитревскому (1852–1899 гг.), который состоял во главе императорской консульской службы России в таких городах Китая, как Ханькоу (1883–1892 гг.), Тяньцзин (1893–1896 гг.) и Шанхай (1897–1899 гг.). Также прилагается письма Николая Японского к архимандриту Никону (Рождественскому) и свщмч. Андронику (Никольскому) и статья «Россия и Япония». Археографическая справка Для настоящей публикации письма были любезно предоставлены из личного архива Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим МЕФОДИЕМ, Митрополитом Воронежским и Липецким. Адресатом писем является известный русский дипломат и китаевед, ученик блистательно образованного и всемирно известного востоковеда В.П. Васильева – Павел Андреевич Дмитревский (1852–1899 гг.), который состоял во главе императорской консульской службы России в таких городах Китая, как Ханькоу (1883–1892 гг.), Тяньцзин (1893–1896 гг.) и Шанхай (1897–1899 гг.). Письма относятся к тому периоду деятельности святителя Николая, когда в самом разгаре были работы по завершению строительства русского православного собора по проекту архитектора М.А. Щурупова на холме Суругадай в г. Токио. Этот собор стал олицетворением того миссионерского подвига, который сумел совершить святитель Николай во многом благодаря активной помощи, оказанной его многочисленными сторонниками и почитателями как в самой России, так и за ее пределами. Строительные работы, продолжавшиеся на протяжении семи лет, были завершены в 1891 г. и обошлись Японской миссии в 200–250 тыс. рублей. Благодаря деятельной и воистину неисчерпаемой энергии святителя Николая, миссии была оказана существенная благотворительная помощь в строительстве собора со стороны государственных и частных лиц, коммерческих компаний, о чем убедительно свидетельствуют данные переписки. К освящению собора приурочил свой визит в Японию наследник российского престола цесаревич Николай Александрович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Поучение новобрачным 7 . (14 февраля 1883 г.) Итак, друзья мои, вы сделались мужем и женою. Титул, по новизне своей, для всякого молодого слуха еще необычный, но в высшей степени почтенный и серьезный! Период зависимой опеки, период самодовлеющего и беззаботного детства для вас прошел навсегда. Период мечтательной и порывисто ищущей идеалов счастия юности, тоже остался у вас, можно сказать, уже назади, хотя прекрасная юность и остается еще в вашем полном и обоюдном пользовании. Но ваши мечты о счастии в полноте обоюдного супружеского бытия уже нашли свое осуществление друг в друге, как это вы давно себе сказали, предварительно обдумали и решили, а теперь говорите это пред св. церквию и всем нам. Ради этого серьезного и священного слова церковь , благословила вас на совокупное и нераздельное житие, низвела на вас таинственное благословение самого Господа Бога, и отселе сделала вас одною плотию. Как здесь в храме Божием, так и по выходе из него, вы осыпаны будете, конечно, поздравлениями и благожеланиями счастия, столь естественными при виде вашего теперешнего необычайного положения и радостного настроения. Чувствую потребность и я, совершитель над вами брачного таинства, сказать вам свое поздравительное и благожелательное слово. Но прошу вас отнестись к нему с большею долею внимания и серьезности, чем к обычным брачным приветствиям; ибо я хочу говорить вам со слов апостольских, и скажу вам только то, что бы сам апостол Павел сказал вам, – и скажу для того, чтобы в уме и сердце своем вы понесли отсюда христианскую идею брачных отношений, которая должна лечь в основу вашего взаимного супружеского счастия на всю последующую вашу жизнь; ибо есть, как может быть вам небезизвестно, разные ученые и практически житейские теории брака и бродящие у современных людей идеи о браке либо неполные и односторонние, либо прямо фальшивые, которые не созидают и не устрояют семейного счастия, а только расшатывают его и подкапывают. Известная и неоспоримая кажется истина, что когда несколько людей собираются жить вместе для какой-нибудь одной и общей цели; то в силу же этого самого объединения они по необходимости выделяют из себя вперед и во главу одного или нескольких членов с правами руководительной и начальственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям Книги на русском языке 1. Беседа Ф. Е. Мельникова с беспоповским начетчиком А.А. Коноваловым о крещении митр. Амвросия и о 500 червонцах. М., 1913. 2. Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин/Житие и чудеса от святых мощей их. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1879. 3. Житие преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. СПб., Типография Дома презрения малолетних бедных. 1886. 4. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исайи, Игнатия. Ярославль. Типография губернского правления. 1884. 5. Житие святые благоверные равноапостольные великие княгини Ольги, нареченные во святом крещении Елены. Псков. Славянская типография. 1883. 6. Житие и труды преподобные матере нашея Феодоры, иже в мужестем образе подвизася. Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1886. 7. Житие и чудеса святителя Николая. М., 1901. 8. Летопись раскола за 1876–1879 г. М., 1880. 9. Н. Н. Блаженный Петр ордынский царевич, Ростовский чудотворец. Ростов. Типография губернской земской управы. 1880. 10. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебско го монастыря. Ярославль. Тип. Г. В. Фальк. 1884. 11. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., Губернская типография. 1800. 12. Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г. СПб., 1890. 13. Святой Леонтий, епископ Ростовский/Житие и чудасе от святых мощей его. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1877. 14. Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкий собор 1869 г. и относящиеся к нему акты и письма. М., Университетская типография (Катков и К°). 1869. 15. Терновский Ф.А. Терновский С. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) с приложением русской и иностранной библиографии по предметы чтения. Киев. Университетская типография. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979 Печатается по изданию: Журнал Московской патриархии. 11 августа 1979 г. в Принстоне, США, скончался на 86-м году жизни русский православный богослов, историк богословской мысли и экуменический деятель профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский. Вечная ему память! О протоиерее Георгии Флоровском как богослове в наших церковных кругах стало известно со времени вхождения Русской Православной Церкви в широкую экуменическую деятельность. Представители нашей Церкви, участвовавшие в экуменических конференциях, знакомились с его докладами и выступлениями. Некоторые из докладов, напечатанных на английском языке, были, заботами редакции «Журнала Московской патриархии», переведены на русский язык, и неожиданно сложилось так, что переводчицей оказалась родная сестра отца Георгия, проживавшая под Москвой 969 . Помнится, именно она послужила для нас первым источником биографических сведений о своем брате, труды которого сразу же привлекли внимание многих богословов нашей Церкви. Теперь, с кончиной отца Георгия, нам надлежит поминать его в молитвах, воздавая ему должное и усвоением оставленного им на общую духовную пользу богатого богословского наследия. Но прежде, почтим память почившего кратким обзором его земного пути. Происходил отец Георгий из священнического рода, крепкого своей православной церковностью. Он был младшим из четырех детей протоиерея Василия Флоровского, который служил на приходе под Одессой, а затем был настоятелем соборного храма в этом городе и ректором духовной семинарии. Вместе с церковным воспитанием, в семье отца Георгий получил основательное образование в классической гимназии и затем на историко-филологическом факультете Новороссийского университета (в Одессе). Склонный к отвлеченному мышлению и естественным наукам, он, благодаря своим выдающимся дарованиям и трудолюбию, рано приобрел все данные к тому, чтобы достичь больших успехов в качестве ученого физиолога и философа. Но в 1920 г. 26-летний магистрант, приват-доцент Одесского университета и автор отмеченных наградами научных работ вместе с родными покинул Родину, за пределами которой началось его многолетнее странствие по городам и весям Западной Европы и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания. В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?.. Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

С XIII в. источники позволяют проследить формирование агиографического предания о К. как об основателе Нантской епископской кафедры. В ординале (чиновнике) Илии, кантора кафедрального собора в Нанте (1263), сообщается, что К. был направлен в Галлию папой Римским (имя не названо) для проповеди христианства. Святой привез с собой один из гвоздей из креста ап. Петра. По свидетельству Илии, память К. торжественно отмечалась в кафедральном соборе, хотя посвященного ему оффиция не было (совершалась общая служба епископу-исповеднику) ( La Borderie. 1884. P. 3-4). Особый оффиций в день памяти К. содержится в Нантском бревиарии 1-й пол. XV в. ( Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 2. P. 278-281; см. также: Duine. 1906. P. 79). В чтениях оффиция приведены дополнительные сведения о К., к-рый был якобы учеником апостолов (sanctorum apostolorum consorcia consecutus), основал христ. общину в Намнетах и построил базилику во имя Пресв. Девы Марии и св. апостолов Петра и Павла; в церкви он поместил гвоздь из креста апостола и др. привезенные реликвии (BHL, N 1824; изд.: Cahour. 1883. P. 58-62; Richard. 1885. P. 31-34). Эти чтения (по-видимому, в них представлена лишь начальная часть предания о К.) сохранились также в др. богослужебных книгах XV в.: в лекционарии-легендарии еп-ства Трегье (Paris. lat. 1148) и в бревиарии аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108). В чтениях оффиция св. Феликсу (8 янв.) из Нантского бревиария упоминается помощник К., диак. Деодат (Адеодат), а также говорится о том, что ни К., ни его преемники из-за притеснений язычников не могли построить церковь внутри городских стен; только после обращения в христианство имп. Константина I в Намнетах был сооружен храм во имя св. апостолов Петра и Павла ( Cahour. 1883. P. 63; La Borderie. 1884. P. 4-7). Пьер Ле Бо в «Истории Бретани» (редакция 1505 г.) также утверждал, что К. был учеником апостолов и отправился для проповеди христианства в Арморику (Бретань). Он основал епископскую кафедру в вымышленном г. Лексовия и назначил на нее Дреннала ( Le Baud P. Histoire de Bretagne, avec les chroniques des maisons de Vitré et de Laval. P., 1638. P. 108).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

Скачать epub pdf Евфимий Александрович Малов (1835 – 1918), протоиерей, профессор Казанской духовной академии, миссионер, духовный писатель Родился 23 января 1835 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священнослужителя. Обучался в Симбирском духовном училище, в 1858 году окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1862 году – Казанскую духовную академию. В 1862–;1863 годах был преподавателем Казанской духовной семинарии, на должности помощника ректора, в 1863 году был переведен в академию, где преподавал татарский и еврейский языки. 2 сентября 1863 года был утвержден в степени магистра, позже состоял профессором по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Был лучшим учеником профессора Г. С. Саблукова . С 1865 года занимал должность профессора на кафедре еврейского языка, в 1867 году он был одним из основателей Братства святителя Гурия. В 1868 году ему было присвоено звание экстраординарного профессора. Вступил в брак. Его сын, Сергей Ефимович Малов (1880 – 1957), стал тюркологом, доктором языковедения, членом-корреспондентом АН СССР (1939). В 1869 году был рукоположен во священника к Богоявленской церкви города Казани. В 1870 – 1884 годах был заведующим кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии. 6 ноября 1875 года на него возложено руководство «Частным миссионерским приютом при Спасо-Преображенском монастыре». Проживал в г. Казани по ул. Академической, д. 10, недалеко от академии. 13 мая 1880 года он купил одноэтажный дом за 1500 руб. у вдовы Дмитриевой, переехал 5 июля. А в сентябре 1883 года за 2000 руб. возвёл второй этаж. В 1881 году возведен в сан протоиерея. В 1883 – 1895 годах являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии» . В 1884 – 1912 годах был профессором на противомусульманском отделении по кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. В 1886 году переведен в Благовещенский кафедральный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Слово в день совершения Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны, произнесенное 16 мая 1883 г. Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о сотворшем его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем, яко благоволит Господь в людях своих. ( Псал. 149, 1,2, 4 ). Псалом 149, из которого взяты нами эти слова, написан, по-видимому, по поводу нового события в жизни народа Израильского, весьма сходного с тем, какое совершилось вчера в первопрестольной Москве. Псалмопевец приглашает народ воспеть Господу „новую песнь“, хвалить имя Его с ликами, петь Ему на тимпане и гуслях, веселиться о Создателе и радоваться о Царе своем, так как благоволит Господь к народу Своему (ст. 1 – 4). Из псалма этого видно, как богопросвещенные мужи народа избранного смотрели на знаменательный и радостный события своей истории и с какими мыслями соединяли свои восторженный чувствования по поводу празднования этих событий. Возьмем у вдохновенного певца несколько уроков, чтобы и нам достойно отпраздновать наш настоящий светлый отечественный праздник. „Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых!“ Восшествие на Престол и помазание на царство нового Царя есть событие, требующее новой песни славословия и благодарения Богу. При естественной смене поколений в народах и при постоянных переменах в направлении умов и событий в роде человеческом к каждому новому царствованию созревают новые вопросы, являются новые нужды и условия в народной жизни, требующие от новых царей новых взглядов и мероприятий для устроенья счастья подданных. Что касается до нашего отечества, то благотворные дела и начинания прошедшего царствования и явленные нам в течение его знамения милости Божьей служат добрым основанием сколько для новой деятельности нового Царя, столько же и для нашей надежды, что и в будущем Господь продолжит к нам Свое благоволение. Много было у нас светлых дней в прошедшее благословенное царствование в Бозе почившего Императора Александра Николаевича. „В собрании святых“, в наших храмах и на стогнах градов и селений мы пели благодарственным песни Господу за невиданную в истории благость и любовь Царя к народу, за разрешение уз, стеснявших свободу народной мысли и жизни, за восстановление крепостных людей в правах свободных граждан, за освобождение братьев наших по вере от ига неверных, за расширение пределов нашего государства, за дивные знамения попечения Божья в охранении жизни самого Царя от покушений людей злонамеренных, – до последней минуты возведшей подвижника любви путем мученической кончины к вечному воздаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

сост. Кристоф Гестрих Эрнст Трёльч (1865–1923) Эрнст Трёльч родился 17 февраля 1865 г. в городке Хаунштеттен под Аугсбургом, в семье врача. После обучения в католической гимназии св. Анны г. Аугсбурга (1874–1883) и одного года военной службы (1883/1884) он поступает на богословский факультет университета г. Эрланген. Свой выбор позже он объяснил следующим образом: «В то время изучение богословия было единственной возможностью получить доступ к метафизике и крайне увлекательным историческим проблемам». Такая соотнесенность склонности к метафизическому мышлению, с одной стороны, и интереса к методологическим проблемам истории – с другой, характерна для всего творчества Трёльча. С 1885 г. он продолжает изучение богословия в Берлине, а годом позже переезжает в Гёттингенский университет, где учится у Альбрехта Ричля. После окончания университета в 1888 г. Трёльч становится пастором и начинает проходить пасторскую практику в проповеднической семинарии г. Мюнхена. Однако через год он обращается к своей Земельной церкви с просьбой освободить его от обучения в проповеднической семинарии, чтобы иметь возможность заняться научной работой. В 1891 г. Трёльч защищает диссертацию в Гёттингенском университете по кафедре Церковной истории и истории догматов на тему «Разум и откровение в богословии Иоанна Герхарда и Меланхтона». В названии этой работы молодого Трёльча уже отражена та проблематика – соотношение веры и разума, религии и науки, – которая будет сопровождать всю его дальнейшую научную деятельность в качестве профессора богословия (в университетах Бонна и Гейдельберга) и профессора философии (в Берлинском университете) В своих работах Трёльч постоянно обращается к вопросу – как современный человек, обладающий историко-научным сознанием, может и должен относиться к свойственной христианству сверхисторической истине. В написанной в 1900 г. и опубликованной в настоящем сборнике работе Трёльч анализирует эту проблематику на примере тех трудностей, которые, на его взгляд, вызывает сосуществование в богословии «исторического и догматического методов», Эрнст Трёльч умер 1 февраля 1923 г. в Берлине.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010