113 Недавно изданные юношеские опыты сочинений Макария в некоторых этюдах обнаруживают совершенно выдающийся ум, ум глубоко богословствующий уже в то время. Таковы этюды о том, «нужна ли наука Богословия при Свящ. Писании», или о том «спасутся ли язычники неверующие в И. Христа». Последний писан был еще в семинарии. 115 Слова и речи Филарета, изд. 1848 г., ч. I, стр. 258–259. – Заключительные слова приведенного места – о сетовании на скудость наставления современного – отвечают на «сетования» среди общества христианского в роде таких: «где ныне наставники, которые глаголали бы слово Божие с такою силою, руководствовали ко спасению с такою верностию, как Петр или Павел». 116 Прав. сб. 1883. т. II, стр. 518–519. Приведенные слова (И. С.) принадлежат, если не ошибаемся, одному из лиц, занимающему ныне высокое положение в иерархии церковной. 120 Личные воспоминания пишущего это обрываются на воспоминании о посещении покойным Владыкою экзамена в Московской Духовн. Академии по предмету истории проповедничества в Мае 1882 года, то есть, всего лишь за несколько дней до неожиданной кончины Владыки. Выслушав несколько ответов, из коих иные были совершенно удовлетворительны, на сколько могут быть удовлетворительны ответы на скоро приготовленные, Владыка, встав для прощального благословения присутствующих, обратился к студентам с следующими словами: «вижу, господа, что вы интересуетесь и занимаетесь предметом: благодарю вас! Это хорошо, имейте в виду, что скоро на это дело (проповедничества) будет обращено самое серьезное внимание, и занятия эти вам пригодятся». Что разумел Владыка под словами о серьезном внимании к делу проповеди, он не объяснил; но, кажется, имел в виду готовившиеся тогда мероприятия церковной власти к усилению русского церковного учительства, в виде установления обязательных внебогослужебных собеседований. 121 «Не одною ораторскою речью учил он нас, говорил тогда прот. С.К. Смирнов: он поучал нас и своими творениями, богословскими, историческими. Не менее велика была учительная сила приснопамятного архипастыря, проявившаяся в его жизни, в его церковной деятельности» (Прав. Обозр. 1882, 6–7, стр. 589–911).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н. Кропоткин; его сменил генерал фон Валь. Кропоткина убил Г. Д. Гольденберг (1855–1880). 251 Гамбетта, Л. (1838–1882) — французский политик, вождь умеренных республиканцев. 252 …слободским Лассалем окрестили…— подразумевается Ф. Лассаль (1825–1864) — немецкий мелкобуржуазный социалист. Слободской Лассаль — Лассаль с Харьковщины, так как старое название Харьковщины — «Слободская Украина». 253 Шпильгагенский Лео — герой знаменитого в свое время романа немецкого писателя Шпильгагена (1829–1911) «In Rein’ und Glied» (1866); в русском переводе — «Один в поле не воин». 254 Трензель — железная цепочка для удержания удил во рту лошади. 255 Московский Филарет — Филарет Дроздов (1783–1867), митрополит московский с 1821 по 1867 год, реакционер, имевший большое влияние на правительственные круги (см. наст. изд., т. 6, стр. 634). 256 Граф Дмитрий Андреевич — Д. А. Толстой (1823–1889), министр народного просвещения и обер-прокурор синода, с 1882 года и до смерти — министр внутренних дел; крайний реакционер. 257 Где стол был яств, Там гроб стоит…— строка из стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского». 258 …те трезвоны, что в Липецке отразились совсем не комедией князя Шаховского, а весьма опасным делом…— «Опасное дело» в Липецке — съезд землевольцев, ядра будущей «Народной воли», происходивший в нюне 1879 года; А. А. Шаховской (1777–1846) — автор многих драматических произведений, написал комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году. 259 Оцет — уксус (устар.). 260 Л. В. Дубельт (1792–1862) — с 1835 года начальник корпуса жандармов. 261 …подобно цирульнику Мидаса, не станет зарывать в ямку свой секрет…— Мидас — царь древней Фригии (VIII–VII b. до н. э.); существовала легенда о том, что у Мидаса были ослиные уши, о существовании которых знал только его цирюльник; цирюльник не смог удержаться, чтобы не рассказать эту запрещенную тайну где-нибудь, и рассказал ее в вырытую им ямку. На этом месте вырос тростник, который постоянно шептал те же слова, и таким образом открылась тайна Мидаса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Т. II. Казань. 1868. Стр. 274 и след. 247 «Страшна так называемая естественная смерть,– говорит также и Ульриш (Бог и природа, Т. П. Казань. 1863. Стр. 270), тем более, что у миллионов людей она сопровождается мучительными, нередко ужасными страданиями»... Картина смерти «располагает нашу душу в печали, не смотря на то, что рассудок старается показать обратную, светлую сторону дела, и успокоить нас мыслью о необходимости законов природы». 248 Ер. 36, 12. Срв. Вера и Разум 1884. т. II. ч. II. Стр. 283; Weiss Apologie des Christenthums. В. II. Стр. 508. 252 Baumstark, Das Christenthum in seiner Begründung und seinen Gegensätzen. B. III. Heidelberg. 1889, стр. 176–177. 259 «Мир – говорит Гераклит, – не создан ни Богом, ни человеком, но был, есть и будет вечно живым огнем, который самопроизвольно в должной мере возжигается и угасает». Срв. Дж. Г. Льюис, История философии. Спб. 1892, стр. 82 – 83. 260 Срв. Diogenis Laërtii de vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarorum philosophorum. Amst. 1692. Lib. IX, I, стр. 552–555.–Zeller, Die philosophie der Griechen. Th. I. Leipzig. 1869, стр. 630–534. A. Вебер, История европейской философии. Киев. 1882, стр. 20. 262 Срв. Zeller, Die Philos d. Griech. Th. I, стр. 551; A. Вебер, История европ. философии, стр. 21. 266 См. об этом у Диогена Лаэрция De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarorum philosophorum. Amst. 1692. IX, 34, стр. 573. 267 Müllach, Democriti Abderitae operum fragmenta. Berlin. 1843. Fr. 13 срв. Zeller " s Die Philosophie der Griechen. 1-ter B. 1869, стр. 749 подстрочное примечание 2; а также Вера и Разум 1885, т. II, ч. 2, стр. 43. 280 Вот как, напр., он поступил с нею, по свидетельству Платона, даже при последней разлуке. «Утром в день её смерти застали мы Ксантиппу с ребенком сидящую в темнице возле его постели. Завидев нас, она подняла вопль и начала причитать по обычаю женщин: о, Сократ, в последний раз беседуешь ты с друзьями и они с тобою!.. При этом Сократ, указав глазами па Критона сказал: Критон, отведи ее домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

449 Греч. текст и рус. пер. этой молитвы см.: Дмитриевский А.А. Евхологион IV века Сарапиона, епископа Тмуитского//ТКДА. 1894. 2. С. 259–260. 451 Эта молитва в славянском Требнике помещается под заглавием «Молитва святых крещений вкратце». См.: Требник. М., 1882. Л. 58–59. 456 Ysebaert J. Greek Baptismal Terminology: Its Origins and Early Development. Nijmegen, 1962. P. 221. 459 Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales inédites/Éd. et trad. A. Wenger. P., 1957. (SC; 50). P. 161; ср. Ioan. Chrysost. Hom. in In. 85. 3//PG. 59. Col. 463. 460 «Мы называем это даром, Крещением, помазанием, просвещением, одеждой нетления, баней возрождения, печатью [Духа Святого]; всеми благочестивыми именами» (Greg. Nazianz. Or. 40, In S. Bapt. 3–4). 461 Библиография огромна. Сегодня имеется большое количество источников по этим вопросам: Kretschmar G. Die Geschichte des Taufgottesdienstes in der alten Kirche//Leiturgia: Handbuch des evangelischen Gottesdienstes. Cassel, 1970. Bd. 5. S. 1–348; Kleinheyer Br. Die Feiern der Eingliederung in der Kirche. Ratisbonne, 1989; Cabié R. L’Initiation chrétienne. P., 1984. P. 21–114; Saxer V. Les rites de l’Initiation chrétienne du lie au VIe siècle: Esquisse historique et signification d’après les principaux témoins. Spolète, 1988; Leijssen L. Confirmation: Status quaestionis: With an Overview of the Literature//Questions liturgiques. 1989. T. 70. P. 1–28 (– номер полностью посвящен конфирмации); De Clerck P. Confirmation//Dictionnaire critique de théologie. P., 1998. P. 251–254; Lamberts J. The Origins of Confirmation Revisited//Questions liturgiques – Studies in liturgy. 2003. T. 84. P. 98–127; Revel J.-Ph. Traité des sacrements. P., 2006. Vol. 2: La Confirmation: Plénitude du don baptismal de l’Esprit; недавно вышедшая книга: Carr E. La Cresima: Atti del VII Congresso internazionale di liturgia, Roma, maggio 2004. R., 2007. (Studia anselmiana; 144. Analecta liturgica; 26). Сборник текстов представлен Полом Тернером: Turner P. Sources of Confirmation from the Fathers through the Reformers. Collegeville, 1993. 54-я неделя литургического курса Свято-Сергиевского Богословского института в июне 2007 года была посвящена вопросу конфирмации; тексты по этому вопросу опубликованы в римском издательстве Edizioni Liturgiche в 2008 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

98–99; Велишский “Быт Греков и Римлян” Прага, 1878, стр. 388–395; Adam “Antiquités Romanes” t. II, Paris, 1818, p. 339–360; Hultsch “Griechische und Römische Metrologie” Berlin, 1882, S. 155–161, 304–348; Saglio “Dictionnaire des Antiquités Greques et Romaines” Paris, 1904, t. III, part. 2, p. же касается вопроса о возможности для римского чиновника, хотя бы и высшего, уплатить штраф в 30–40 libr’ золота, то необходимо сказать, что и до сих пор остается сравнительно открытым, сколько определенного жалованья получали чиновники, так как последним жалованье было определено более натурой, чем деньгами (Хвостов “История римскаго права” 5-е изд., Москва, 1910, стр. 159). Известно, напр., что содержание проконсула Африки во времена Септимия Севера обошлось в 250.000 драхм, а на наши деньги – около 90 тысяч рублей (Фюстель де Куланж “Римская Галлия” СПБ, 1901, стр. 255, прим. I). Во всяком случае, римские чиновники во времена империи не были бедняками, так как общественные должности в это время не были средством обогащения и поручались обыкновенно богатым людям (Фюстель де Куланж Op. cit. стр. 255). Мало того, сравнительно бедные чиновники не брезговали поборами, взятками (имя, напр., Верреса стало синонимом взяточничества), и многие правители провинции успевали наживать крупные капиталы (Гиро “Частная и общественная жизнь Римлян” СПБ, заключение считаем не лишним высказать и то соображение, что императоры, налагая чрезвычайные штрафы, не справлялись с экономической правоспособностью лиц уплатить эти штрафы, а имели в виду, думается, прежде всего и главным образом, пресечение преступлений. 259 Напр., Феодосий простил Симмаха, которому грозила смерть за его панегирик Максиму (Socr. V, 15) и Феофила Александрийского, который послал в Рим Исидора с двумя письмами и подарками, предназначавшимися победителю, т. е. Максиму (Socr. VI, 2). 260 По данному вопросу Феодосием были изданы два закона: 1) 22 сент. 388 г. в Аквилее (Cod. Theod. XV, XIV, 6) специально для Италии и Иллирии; 2) 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Здесь Rev. James Moffatt указывает (Two Classical Parallels в „The Expository Times» XX, 4 [January 1909], p. 184b) параллель у Тита Ливия V, 4. 2 По вопросу о трихотомии и против усвоения ее Апостолу Павлу ср. у о. Ф.А. Стукова, Заметка относительно смысла учения Священного Писания о трехчастном составе человека в „Православном Собеседнике» 1885 г., ч. I, стр. 255–262, а для библейской психологии ср. у Ив. А. Олесницкого , Учение Ветхого Завета о бессмертии души в „Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1882 г., кн. III, стр. 259–298; кн. XI–XII, стр. 381–447; Ulysses G. В. Pierce, The Soul of the Bible, London 1907. 4 Это подчеркивает † Prof. Gustav Teichmüller, Aristotelische Untersuchungen III: Geschichte des Begriffs der Parusie (Halle 1873), S. 145. 5 Здесь сближения с философскими, стоическими идеями, а равно и об универсальной гуманитарности допускает еще, напр., Henry Berguer, Le milieu gréco-romain a-t-il fourni un des éléments constitutifs de la pensée et du caractère de saint Paul? в “Revue de théologie et de philosophie” 1908, N 6 (Novembre), p. 468–469; 466 suiv. 6 См. у † проф. П.И. Линицкого, Идеализм и реализм в журнале „Вера и Разум“ 1884 г., 17, стр. 184, 189, 193. 7 Трифон Джапаридзе, Влияние христианства на положение рабов в римском государстве (Ставрополь 1904), стр. 93 сл. 8 См. о сем даже у Prof. Dr. Wilhelm Soltau, Ursprüngliches Christentum in seiner Bedeutung für die Gegenwart (Lpzg 1902), S. 127 ff. 9 Так Lic. Paul Krüger (Hellenismus und Judentum im neutestamentlichen Zeitalter mit einem Geleitwort von Prof. Rud. Kittel, Lpzg 1908, S. 12) говорит, что циники и стоицизм подготовляли почву для христианских семян, но общее у них явилось не вследствие заимствования, а было тогда распространенным духовным достоянием. Посему † Prof. D. Otto Pfleiderer (Die Entstihung des Christentums, München 1905, S. 129) думает, что Апостол Павел и Сенека, во многом совпадая между собою, взаимно не знали друг друга и одинаково почерпали сходные элементы в тогдашнем образовании, проникнутом стоическими стихиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

258 Там же, стр. 66. 259 Г.Риккерт, Границы естественно-научного образования понятий. Перев. А.Водена, стр. 66 - 97, стр. 164 - 185. 260 Ueberweg, System der Logik, 5 изд., стр. 189. (Ибервег Фридрих (1826 - 1871) - нем. историк философии. Цитируется его работа 1857 г. " Система логики и история логических учений " (5-е изд. Bonn, 1882). - В.Ф.). 261 Ch.Sigwart, Logik, 3 изд., I т., стр. 103. (Зигварт Христоф (1830 1904) - нем. философ. Л. ссылается на его книгу: Logik. Bd. 1 - 2, Freiburg, 1889 - 1893. Русск. пер.: Зигварт Х. Логика. 7. 1 - 3. СПб., 1908 - 1909. В.Ф.). 262 Виндельбанд. К учению об отрицательном суждении, см. перев. С.Франка в приложении к " Прелюдиям " , стр. 351. 263 Там же, стр. 153. 264 Риккерт " Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания " . Перев. Г.Шпетта, стр. 131 с. (Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904. - В.Ф.). 265 Там же, стр. 169 с. 266 Там же, стр. 128. 267 Там же, стр. 134. 268 Предмет познания, стр. 144 с. См. также " Границы естественно-научного образования понятий " , стр. 567. 269 Там же, стр. 182. 270 Там же, стр. 179. 271 Там же, стр. 164. 272 Rickert, стр. 204 - 205; по-русски стр. 218. 273 Г.Риккерт " Границы естественно-научного образования понятий " , Перев. А.Водена, стр. 611. 274 О том, что в суждении субъект есть основание, а предикат следствие, см.: Липпс, Основы логики, стр. 53 сс. 275 Гегель, собр. соч., VI, Logik, стр. 49. 276 См. выше, глава IX. (См. сн. 138 настоящего издания. - В.Ф.). 277 Каринский " Об истинах самоочевидиых " , 6, стр. 31. 278 Об этом различии между индивидуальным психологическим составом акта суждения и " идеальным " вечно тожественным значением суждения Husserl в своих исследованиях по феноменологии знания говорит следующее: " То, что высказывается, напр., словами " ( есть трансцендентное число " , то, что мы при чтении и разговоре понимаем и имеем в виду под этими словами, не есть индивидуальная, только лишь постоянно возвращающаяся черта нашего познавательного переживания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Письма к М.М. Евреинову (семь писем)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1886. Кн. 4, стр. 93–99. Письма к преосвященному Николаю, епископу Дмитровскому, впоследствии Калужскому (1831–1834)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 32; кн. 9, стр. 29; 1870; кн. 10, стр. 25–42. Письмо к преосвященному Нилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, впоследствии Ярославскому (13 мая 1840)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 259. Письма к Е.В. Новосильцевой (1822–1849). М. 1911. Письма к игуменье Евгении Озеровой//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Смесь. М. 1877, стр. 130–136. Письма гофмаршалу В.Д. Олсуфьеву (1851)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 146–147. Письма к преосвященному Парфению (Черткову) , епископу Воронежскому//Православное обозрение. М. 1872, сентябрь. Письма Филарета, митрополита Московского к своему другу, священнику Пономарёву Г.//Московские Церковные ведомости. М. 1907, 48, стр. 1475–1479; 49, стр. 1512–1516. Письмо митрополита Филарета к синодальному обер-прокурору графу Н.А. Протасову (2 мая 1839 года)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 102–103, 472 (9 апреля 1841 года). Письма митрополита Филарета к княгине Е.Р. Вяземской//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 76–80. Письмо ректора Санкт-Петербургской Академии архимандрита Филарета к графу А.К. Разумовскому, с примечанием на примечание о характере Давида, как творца Псалмов (29 мая 1814 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. -Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 26–31. Письма митрополита Филарета к одному из друзей капитану Ф.Я. Репнинскому. (1828–1842)//Русский архив. М. 1891. Кн. 1, стр. 285–288. Письма митрополита Филарета к родным (1800–1866). М. 1882. Письмо преосвященному Савве, епископу Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

233 Rev. Prof. William Sanday and Rev. Arthur C(ayley) Headlam, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans (Edinburh 1895), p. 303. 234 Prof. Dr. August Clemen, Der Gebrauch des Alten Testamentes in den neutestamentlichen Schriften (Gutersloh 1895), S. 214. Cp. на стрн. 43 и 68. 235 Chrismiani Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae in universum Novum Tastamentum II (Dresdae et Lipsiae 1742), p. 48 Jesus der wahre Messias, aus der alten und reinen judischen Theologie dargethan und erlautert (Lpzg 1748), S. 82. 236 Dr. H. Graetz, Geschichte der Juden von der altesten Zeiten bis auf die Gegenwart III (von dem Tode Juda Makkabi’s bis zum Untergang des judischen Staates). Lpzg 1856. S. 340 – 341. 240 Prof. John Gibb в (отчете о книге H. E d. Ryle, Philo and Holy Scripture) «The Critical Review» VI (1896), 1, p. 43. 249 См. Ferd. Chr. Baur, Paulus, der Apostel Jesu Christi. Sein Leben und Wirken, seine Briefe und seine Lehre.Ein Beitrag zu einer kritischen Geschichte des Urchristenthums. II (Lpzg 1867). S. 311 – 312. 313. 254 Эта мысль высказывалась издавна, а в последнее время поддержал ее и Prof. W. M. Ramsay. A Historical Commentary on the Epistle to the Galatians в «The Expositor» 1899, VII, p. 26. 24. 255 Ранее она высказывалась у Prof. Dr. J. Chr. K. v. Hofmann, Die heilige Schrift neuen Testaments zusammenhangend untersucht II, 1: Der Brief Pauli an die Galater, Nordlingen 1872 (zw. Auflage), S. 128. 227 – 228, и у Prof. Friedrich Zimmer, Neutestamentliche Studien I: Exegetische Probleme des Hebraer – und Galaterbriefs (Hildburgshausen 1882), S. 161 u. Anm. 259 Prof. John Massie, Art. «Allegory» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II (Edinburgh 1898), p. 65. 261 См. G. B. Winer’s Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms, siebente Auflage von Prof. Dr. Gottlieb Lunemann (Lpzg 1867), S. 187 – 188 (§ 30, 7). Prof. Friedrich Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch (Gottingen 1896), S. 101 – 102 (§ 36, 5). 262 Это суждение справедливо выражает и Hans Vollmer, Die Alttestamentlichen Citate bei Paulus, S. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В отличие от грубого материализма, более философский, то есть умеренный материализм, не отрицает в известном смысле и реальности психических явлений, но не придавая им характера самостоятельности, рассматривает их лишь как следствия первичных свойств материальных атомов, подобные (следствия) явлениям электрического тока, вызываемым вследствие взаимного соприкосновения двух материальных предметов 410 . Рассматривая, таким образом, психические явления, философский материализм, как видно, сходится с Тертуллиановским воззрением на душу человека как материальную sui generis. Очевидно, психическая жизнь – от ее простейших элементов (ощущений) до высших фактов мысли и воли, осталась неразрешимой для материалистов. И действительно, как из взаимодействия материальных частиц, из сцепления или разделения атомов материи могло возникнуть какое-нибудь психическое состояние – это совершенно ускользает от нашего наблюдения. Но если психическая жизнь для материализма остается неразрешимой мировой загадкой 411 , то наш мыслящий разум, привыкший требовать для каждого действия соответствующей причины, принуждается допустить в качестве основы психических состояний начало, отличное от материи. Это начало мы называем душой. Итак, евангелие духа и у материалистов, так называемого, «научного» направления имеет только второстепенное, добавочное значение при евангелии плоти. Особенно ярко выступает несостоятельность морально-социологических воззрений научного материализма, коль скоро последний начинает трактовать о нравственности животных, о самоотвержении обезьян, о семейных добродетелях птиц, о торжестве «женского вопроса» в пчелиных ульях, о стратегических талантах красных муравьев и т.д. 412 167 «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Изд. 2. СПб., 1888. С. 114. 170 См. его «Philosoph. Sitte». Изд. Кирхмана, 1882. § 259, р. 352, 374, 408 и др. О христианском нравоучении Шлейермахера см. статьи И. Розанова. Вера и Разум, 1895. 15, 18, 20, 21 и 24; 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010