Сцена в «Кроткой» названа «шедевром» — и это безусловно мнение самого Достоевского, неоднократно ее припоминавшего в странных житейских из литературных обстоятельствах, Достоевский писал А. Е. Врангелю 14 июля 1856 рассказывая о происшедшем между ним и М. Д. Исаевой недоразумении «Со мной то же случилось, что с Gilblas’oм и Archeveque de Grenade, когда он сказал ему правду». К тому же литературному сравнению прибегает Достоевский и в письме от 5 сентября 1873 г. к Д.Д. Кишенскому: «…я убедился, что между нами произошла классическая и вековечная история Жиль Блаза с архиепископом Гренадским». 620 Говорят, солнце живит — разве оно не мертвец? Образ мертвого солнца навеян ассоциациями из Апокалипсиса. Солнце из «источника жизни» превращается в символ смерти: «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами…» (гл. 16, ст. 8–9); после снятия шестой печати: «…я взглянул. и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (гл. 6, ст. 12). 621 «Люди, любите друг друга» — кто это сказал? чей это завет? — «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 17). Там же: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (гл. 15, ст. 12). 622 …была совершенно оправдана одна престранная преступница-убийца, Кирилова. — Двадцатисемилетняя кронштадтская мещанка Анна Кирилова, бывшая около полутора лет на содержании у директора Сампсоньевского машинно-вагонного завода, инженера-технолога Семена Францевича Малевского, которому было около тридцати лет, убила его сонного утром 2 августа 1876 г. двумя выстрелами из револьвера в голову. Дело слушалось 2 ноября 1876 г. в С.-Петербургском окружном суде. Подсудимая объяснила, что поздно вечером 1 августа, придя к Малевскому на квартиру, она застала у него в спальне женщину, но не ушла, как он требовал, а сидела под дверью. В это время ей попался на глаза револьвер, и она сделала из него несколько выстрелов, «сама не зная куда и зачем». После ухода женщины Малевский объявил ей о разрыве отношений и отобрал револьвер, посмеявшись над нею, что она стреляла, ни в кого не целясь. Тем не менее она провела у него ночь, а на утро, проснувшись и одевшись, подошла взглянуть на спящего Малевского. Тут ее внезапно поразила мысль, что ей нужно будет уйти навсегда; не помня себя, она взяла револьвер и выстрелила Малевскому в голову (Петербургская газета. 1876. 3 нояб.). 623

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Многие молитвы иудеев, излагаемые здесь, выражают или смиренную покорность воле Божией, наказующей их за грехи (1:13–25; 5:33–36), или непоколебимую надежду на помощь Его и спасение их от угрожающей опасности (5:4, 16). Полна веры и упования на Бога молитва первосвященника Симона перед входом в Иерусалимский храм Птоломея: Господи, Господи, Царю небес и Владыка всякого создания, Святый во святых, Единовластвующий, Вседержитель, призри на нас… Ибо Ты все создавший и всем управляющий Праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо дерзостно и с превозношением… Ты верен и истинен. Вот мы, Святый Царь, за многие и великие грехи наши бедствуем, изнемогли от скорбей, оставь грехи наши, отпусти неправды наши, яви милость Твою в час сей, скоро да предварят нас щедроты Твои, дай хвалу устам упадших духом и сокрушенных сердцем, даруй нам мир ( 3Мак.2:1–15 ). Кажется, в христианском богослужении подобная молитва и то очень уместна и может быть сердечно влиятельна и умилительна. Может быть подобные отделы из этой книги имелись в виду в Апостольских Правилах и за них эта книга назначалась для чтения христианам, при безразличном отношении к месту и времени их произнесения в историческом повествовании книги. На них и современный православный богослов и всякий православный читатель книги должен сосредоточивать свое внимание. Специальных изданий текста Маккавейских книг не существует в западной литературе, кроме общих на неканонические книги. Экзегетических трудов на Маккавейские книги, как в древности, так и в новое время было немного. В отеческий период было лишь несколько гомилий: Григория Богослова (М. 35 t. по рус. пер. 2 т.), Григория Нисского (В. Чт. VII, 149), Иоанна Златоуста (М. 50 t. по рус. пер. 3 т.), Августина (М. 39 t.), и преимущественно на 2Мак.7 гл. – в похвалу «мученикам Маккавеям». В новое время: Gillet. Les Machabйes. Par. 1860. Patrizi. De consensu utriusque libri Maccabaeorum. 1856 (Библиологич. – апологетич. исслед.). Scholz. Die Вьснег d. Makkabaer ubersetzt und erklдrm.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Приложение. Ученые, писатели Св. Т. Буткевич – протоиерей Тимофей Иванович Буткевич (1854–1925), русский православный богослов, экзегет, церковно-общественный деятель. Юнгеров П. А. – Юнгеров Павел Александрович (1856–1921), русский православный библеист-ветхозаветник, переводчик книг Ветхого Завета на русский язык. Делич – Делич (Delitzsch) Франц Юлиус (1813–1890), немецкий протестантский богослов, библеист и востоковед.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Апостолам ли не бояться было оскорбить Живого Бога восхищением себе Его чести! Еще замечательно то обстоятельство, что апостол Павел решился исцелить хромого потому, что видел, что он имеет веру для получения исцеления, и сам исцеляет его с крепкою верою во всемогущество и благость Христову, выражая ее гласом велиим: тебе говорю... Все делается по вере в Господа Иисуса как Творца и Начальника всего: и болезни врачуются, и природа побеждается, и демоны прогоняются. Как какой-нибудь сложный механизм, построенный рукою искусного механика и от чего-нибудь попортившийся, незнающему нельзя привести в полное и правильное действие и он легко может повредить в нем рычаги, колеса и пружины, если бы он захотел исправить его без самого механика, который один знает законы своей машины, – так и вообще всякому человеку невозможно свободно и с полным знанием дела исправлять недостатки в человеческой природе, этом премудром механизме Небесного Творца, без Его всемогущего участия, а для того, чтобы удостоиться этого участия, нужно иметь веру Божию, живую и деятельную, которая не признает ничего невозможным для Бога и которая есть самое дело. 22 ст. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. 15 гл., 18[-19] ст. Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников (слова апостола Иакова). Вот где начало нашего спасения [...] прежде же всего, разумеется, в предвечном совете Божием. Бог от века предопределил нас ко спасению: ведомы Богу от вечности все дела Его. Гл.16, [ст.] 18. Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Такова сила страшного для демонов имени Господа Иисуса. 26 ст. Вдруг (в темнице, где были Павел и Сила, закованные в кандалы) сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Сторож покушается на самоубийство, думая, что узники убежали. Святой апостол Павел ободряет его, говоря, что они – тут. Сторож крестится со всем домом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ст.14 [-15]. Он (кумироделатель) рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Ст.18 [-19]. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Как слепы язычники! Вот они посекают в дубраве дерево: как не заметить, что дерево так дерево и есть – мертво, бездушно, не может переменить места своего и, кроме того, от действия рук человеческих и металла валится на землю, как глыба земли. Но они не замечают этого: посекают в дубраве дерево, которое насадил не ихний же какой-нибудь бог, а Бог Живой, Единый, вырастил дождь Творца земли, а не языческого бога, с тем, чтобы люди могли жечь что-нибудь, согреваться и печь себе на нем пищу, – и, взяв часть его и положив на огонь, согрелись, на угольях его испекли хлебы, а из остального сделали богов и покланяются им. Ну где тут ум? Как бы не сообразить, что никак не может быть богом дерево, которое сам же человек срубил и ясно видел, что оно – мертвая вещь, которую сам же расколол, сжег и видел от нее одно уголье и пепел? Нет, он не может сообразить: из остатков сожженного дерева он устрояет идолов и кланяется им. Боже живый и дивный! Как Ты премудр! Чтобы люди могли согреваться в ненастье и готовить себе удобно и приятно снедомую пищу, Ты дал им стихийный огонь. Но как он не может существовать и поддерживаться, если нет у него пищи, то Ты создал для него бесчисленное множество пищи, соразмерно с потребностями человека и приспособительно к алчности и свирепости огненной стихии: как толстыми волосами какими Ты покрыл большую часть земной коры лесом. Но не как только пищу для огня создал ты различные деревья, например, кедры ливанские и другие (красоту и славу горных растений), а и как материал для постройки жилищ человеческих, их судов водоходных и даже святых Твоих храмов. По множеству сынов человеческих и по множеству их потребностей Ты умножил деревья в лесах непроходимых. Слава Тебе, премудрый Боже!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Однако большую проблему в библейской хронологии составляют периоды совместного правления отца с сыном и то, что нужно отчислить на время междуцарствия. Заканчивая рассуждения о библейской и исторической хронологии следует отметить, что эта наука не в состоянии ещё окончательно раскрыть все проблемы абсолютной хронологии. А потому большинство учёных вынуждены придерживаться так называемой «средней хронологии», в которой за опорную точку («привязку») взята дата правления вавилонского царя Хаммурапи – 1792 –1750 гг. до Р.Х. По изложенным выше причинам дата эта – условная, с возможной ошибкой ± 64 года. Однако некоторые авторитетные исследователи предпочитают даты 1856 или 1842 г., а в последнее время было проведено несколько довольно веских аргументов в пользу даты 1728 г. до Р.Х. с.313]. В генеалогии колена Иудина библейский летописец упоминает четырёх сыновей Иосии – 16-го царя Иудейского царства: «Сыновья Иосии: первенец Иоахаз, второй Иоаким, третий Седекия, четвёртый Селлум» ( 1Пар.3:15 ). После смерти Иосии царский престол наследовали трое его сыновей – Иоахаз, Иоаким, Седекия и внук Иосии – Иехония, сын Иоакима. Присмотримся более внимательно к этим последним правителям Иудейского царства. 17. И о а х а з (609) – «И взял народ Иоахаза, сына Иосиина и воцарили его вместо отца его. 23-х лет был Иоахаз, когда воцарился, и 3 месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны» ( 4Цар.23:30–31 ). – «И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и воцарили его вместо отца его в Иерусалиме. 23-х лет был Иоахаз, когда воцарился, и 3 месяца царствовал в Иерусалиме» ( 2Пар.36:1–2 ). – «Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии»... ( Иер.22:11 ). 18. И о а к и м (609–597) – «И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосии, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима... 25-и лет был Иоаким, когда воцарился, и 11 лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федани, из Румы» ( 4Цар.23:34:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794–1856) признавал, что «те много ошибаются, кто пророчества Священного Писания почитают простыми предсказаниями, предвещанием будущего, и ничего больше. – В них заключается учение, учение, относящееся ко всем временам». При чтении пророческих книг нельзя не обратить внимания на тот факт, что истинные пророки, вдохновлённые Духом Святым, произносили слова Божии с силой и властью, при полной уверенности о дарованных им откровениях. Биографические сведения о личной жизни пророков, пророчествовавших во время царствования Иосии, крайне ограничены, несколько больше мы знаем о Иеремии, деятельность которого относится к периоду между 627 и 586 гг. до Р.Х. Иеремия. На 13-м году царствования Иосии в столичном Иерусалиме появился один из величайших пророков Ветхого Завета – Иеремия, которого в то же время можно назвать самым несчастным персонажем Библии . Слово «иеремиада», образованное от его имени, вошло во многие языки мира как обозначение горестных жалоб и сетований. Иеремия родился в конце мрачного правления Манассии между 650 и 640 гг. в семье священника Хелкии, в маленьком городке Анатоте (совр. Анаты, библ. Анафоф), примерно в 4–5 км. на северо-восток от Иерусалима. Иеремия лично сообщает о том, как он стал пророком: к нему было «слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его... От тринадцатого года Иосии... было ко мне слово Господне...» (1:2 и 25:3). 13-й год правления Иосии – это 627 год. Иеремии было сказано, что ещё до рождения Бог «освятил его пророком для народов» с вполне определённой целью. «Господь сказал мне: не говори: „я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь... И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (1:7:9). На протяжении четырёх десятилетий, вплоть до разрушения Иерусалима и храма, выступал Иеремия со своими пророчествами. Он пророчествовал при сыновьях Иосии Иоахазе, Иоакиме, Седекии и его внуке – Иехонии, которые «делали неугодное в очах Господних» ( 4Цар.23:32,37. 24:9:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Священная книга христиан – Библия, с первых же глав вводит читателя в тайну создания человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ‹…› и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. [Быт. 1.26-27] «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» [Быт. 2.7]. Эти, известные каждому образованному европейцу с детства строки Священного Писания, казалось бы проводили непереходимую грань между человеком и всем прочим творением, которое никогда не называлось ни «образом» ни «подобием» Творца. Именно желая разрушить «религиозные предрассудки», французские просветители XVIII века настаивали на том, что человек произошел от обезьяны, вышел из животного мира. Научный, зоологический анализ этой возможности предложил в 1809 году в своем известном труде «Философия зоологии» французский ученый Жан Батист Ламарк . Ему принадлежит мысль, что при определенных природных обстоятельствах высшие обезьяны могли обрести способность ходить на двух конечностях, получить «человеческую» стопу и кисть руки, человекоподобное лицо вместо морды зверя. Когда «Философия зоологии» вышла в свет, Франция вела победоносные войны против старой христианской Европы. Но Европа победила революционную «безбожную» империю Наполеона. На континенте началась борьба с революционной заразой. Взгляды Ламарка подверглись осуждению коллег и Церкви. Однако свободомыслие исподволь разрасталось. И когда в 1856 году близ впадения реки Дюссель в Рейн в долине Неандер были обнаружены какие-то странные человеческие кости, ряд ученых объявили их останками человека вымершего типа. Так предположил первый исследователь скелета Иоганн Карл Фульротг, так считал и анатом Шаафгаузен, сделавший сообщение о находке весной 1857 года на съезде естествоиспытателей в Бонне. Но как совместить эту находку с верой, что Бог сотворил человека «по Своему образу и подобию»? Разве мог считаться такой «примитивный» древний человек «образом» Творца? Одни ученые радовались находке, видя в ней аргумент в пользу происхождения человека от обезьяны, а не «от Бога», другие были весьма смущены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010