Гл.2, ст.3 и 4. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Познайте из этого повествования о сошествии Святого Духа все народы, племена и языки, кто вы и откуда вы. Вы – слабые твари (слабые, говорю, потому, что есть твари сильнии крепостию – Ангелы), создания Духа Божия, движимые и оживотворяемые Им; ваша мысль выражается таким или другим языком не оттого только, что родители и соотечественники ваши говорят таким, а не другим языком, так как в этом случае все-таки надобно предполагать еще другую причину, почему именно таким, а не другим языком говорят они, – а оттого, что Духу Божию, всезиждущему и всеустрояющему, угодно было облечь ваши мысли в такую, а не другую форму. Язык есть внешняя оболочка нашей мысли – так, как тело есть внешний, вещественный покров невидимой, духовной природы нашей души. Мысль есть чадо души, во всем похожее на свою мать, – само в себе такое же духовное, неосязаемое, вообще не подлежащее ни одному внешнему чувству; слово, или язык, есть одежда, покров мысли, которая делается в нем как бы видимою и осязаемою. Дух Божий есть Творец нашей души разумной, мыслящей, свободной. Он мог сделать (как и действительно сделал вначале), чтобы все люди говорили одним языком и, таким образом, единством самого языка показывали единство своего происхождения – от одного Творца. Но так как это единство послужило людям во вред по их испорченности, то Дух Божий отнял у их мысли однообразную одежду и дал пеструю, разноцветную, так что по этой пестроте они не могли узнавать родной, общей и тожественной у всех по существу своему мысли. Так, если простолюдина в простой одежде одеть в одежду воина, то в нем весьма трудно узнать прежнего простолюдина, хотя от прежнего вида его и остаются – лицо, вся голова и, может быть, другие приметы. Но мысль закрывается совершенно своею оболочкою – языком, так что, если можно так выразиться, она скрывает под нею и лицо свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

[Гл.] 2. Апостолы на разных, богодарованных языках говорили о великих делах Божиих [ст.11]. Из этого научись, что языком своим мы должны также прославлять величие, благость и любовь Божию. Гнилые слова не должны никогда выходить из уст наших. Слово есть выражение мысли разумно-свободной, бессмертной души: пусть же оно будет всегда благоразумно, свободно не на зло, а на добро и бессмертно, то есть чтобы оно не умирало по тому духу любви, святости и назидания, с каким произносится, подобно всесозидающей мысли Духа Божественного. Гл.3. Об исцелении хромого. 6 ст. Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Дары Божии и святых Божиих человеков несравненно выше наших человеческих даров. Но и милостыня весьма много значит в очах Божиих. Речь апостола Петра к дивившимся об этом исцелении... О силе веры в Иисуса Христа. Ст.19. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Гл.4, ст.12. Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Гл.5, ст.29. Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Гл.7, 48[-50] ст. Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Гл.8. Савл, будущий Павел апостол, соизволял убийству святого мужа, каков был Стефан. Какие чудные превращения! Мир нравственный богат такими примерами. Ст.5 и далее. Апостол благовествует в Самарии, творит чудеса. О Симоне волхве. Верующие в Самарии; волхв сам верует, крестится и живет у Филиппа; в ужасе от сил и знамений, творимых руками апостолов, дивится. Апостолы Иаков и Иоанн низводят на жителей Самарии – верующих – Духа Святого. Безумие Симона, думавшего купить за деньги дар Духа Святого. Слова Ангела Филиппу. Он на пустой дороге из Иерусалима в Газу. По слову Духа Святого Филипп подходит к колеснице возвращавшегося из Иерусалима евнуха Эфиопской царицы Кандакии, и пристает к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А вот точное время Воскресения остается тайной. В Евангелии от Марка сказано лишь, что Иисус воскрес рано в первый день недели (Мк 16:9). Настолько рано, что еще не начало светать: апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Мария Магдалина пришла ко гробу затемно — и камень, закрывавший вход в пещеру, был уже отвален. Какое значение это событие имеет для нас Основополагающее! Как пишет апостол Павел: … если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:17—19). Именно абсолютная уверенность в Воскресении Христовом сделала Его учеников апостолами — смелыми и вдохновенными проповедниками и строителями Церкви. Для христиан факт Воскресения Христова — залог того, что и наша земная смерть не станет завершающей точкой, конечной правдой о нашем существовании. Если воскрес Христос — воскрес как Человек (ведь как Бог Он не умирал), — значит, воскреснем и мы, значит, и наша человеческая природа преобразится и станет бессмертной. На Воскресении Спасителя основывается вера христиан во всеобщее воскресение, после которого душа каждого вновь соединится с телом, преображенным по образу воскресшей плоти Христа. И этот опыт предстоит пережить каждому из нас! 2. ВСТРЕЧИ ЖЕН-МИРОНОСИЦ С ВОСКРЕСШИМ СПАСИТЕЛЕМ Что мы об этом знаем Евангелисты повествуют об этих встречах по-разному. У Иоанна первой воскресшего Христа видит одна Мария Магдалина, у Матфея — Мария Магдалина и другая Мария (в которой толкователи часто видят Богородицу), у Луки жены-мироносицы вообще только слышат о Воскресении от Ангелов, а Самого Христа не встречают… Одну из возможных попыток согласовать их рассказы предпринял в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский; 1856–1898): у него получается, что разные группы женщин приходили ко гробу Господа в разное время, а некоторые приходили даже по несколько раз, отсюда и разница в повествованиях. Самый подробный рассказ о встрече с воскресшим Господом мы находим в Евангелии от Иоанна. Мария Магдалина приходит к пещере раньше всех, еще затемно, обнаруживает, что гроб пуст, и бежит за апостолами Петром и Иоанном. Придя, те убеждаются, что она сказала правду, и в недоумении уходят. Мария же остается плакать у гроба — и сподобляется видеть сначала Ангелов, а потом Самого Господа, Которого поначалу не узнает (Ин 20:11–17). Она хотела бы дотронуться до Него, но Господь запрещает: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Мария бежит исполнить порученное, а между тем (об этом рассказывают уже другие евангелисты) к пещере приходят Саломия, Мария Иаковлева и другая Мария . Они тоже видят Ангела, узнают от него, что Господь воскрес, и спешат поделиться радостной вестью с учениками.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

В самом деле, кровь животного есть как бы душа его: выпустите кровь его, и оно верно умрет. (17 глава – о заколении жертвенных животных не в ином месте, а пред скиниею. О неядении крови.) 18 глава и 19. Законы нравственные и судебные: о запрещенных для брака степенях родства; о непринесении детей Молоху 49 и противоестественном разврате. 19 глава. О святости жизни; о почитании родителей; против идолослужения; о благодарной жертве; о жатве и собирании винограда; против воровства, ложной клятвы, обмана, жестокости над наемниками, глухими и слепыми; пристрастия в суде, клеветы, мстительности; смешения разнородных животных; насилия с рабыней, обрученной кому-либо постороннему; о плодах новонасажденного древа; о волхвовании; нестрижении бороды и волос вокруг головы; ненадрезывании тела во время плача об умерших; об уважении к старости; о справедливости к чужеземцам; о верности в мере и весах. Глава 21. Законы о жрецах: а) о их чистоте, и 22 гл. – их пропитании и принесении в жертву чистых и без недостатков [животных]. 23 глава. Законы о праздниках. 10 ст. Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение. Господь все произращает, поэтому долг благодарности со стороны человека требует, чтобы начатки всякого плода приносить пред Господа и исповедать пред Ним Его благость и благодеяния к нам, грешным. Если поселяне наши делают это – прекрасно: они исполняют заповедь Божию. Так приносятся Господу начатки винограда и виноградного вина и других плодов; первенцы животных, человека и пр. Здесь везде мы исповедуем Бога Творцом и благодетелем нашим и всего мира. 24 гл. Закон о елее для светильника: елей от маслины чист, исцежен. 25 глава. Законы о субботе и юбилее. 18 ст. и далее. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта... Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

7 и 8 ст. Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него [церк.-слав.: Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек; не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея]. От суда Божия никто не защитит нас: ни брат, ни отец, ни вообще никакой человек. Потому что они даже за себя не могут дать Богу выкупа, цены избавления души своей, не только за других. 11 ст. Невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами [церк.-слав.: безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях]. Действительно, безумны богачи, богатеющие не в Бога, а в себя, в плоть свою, потому что целую жизнь собирают они богатство свое для того, чтобы по смерти оставить его, против своей воли, часто – чужим людям. Жилища их – как гробы во все время их жизни. Со своею страстию они постепенно тлеют в них и зловонием алчности и скупости заражают ту сферу общества, в которой они живут и действуют. Гробы обыкновенно тесны, и богачи утесняются, по апостолу, во утробах своих. Но как неисследимы судьбы Божии: селения таких людей бывают часто долговечны и по их имени называются селения и земли! Значит, окончательное воздаяние по заслугам каждого будет в другом свете, или на другой земле, земле живых. 17 ст. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою [церк.-слав.: Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Яко душа его в животе его благословится]. Ты кланяешься, раболепствуешь пред богачом. Что это значит? Для чего это? Ты ожидаешь от него себе покровительства, пособия? Так; но если он гордый, бесчувственный богач, оставь его, пусть его серебро будет с ним на погибель его! Разве только он один, как какое божество, богат всем, хотя не богат одною милостию. Обратись к Богу, или к честным трудам, или к тому и другому вместе, или же к добрым и милосердным богачам. Беда, если человек богатый не богат одною милостию. Он сам это увидит на одре болезни своей, особенно же на одре смерти: личина спадет тогда с его богатства, и он увидит его так, как оно есть само в себе – грудою бездушного, ни к чему уже теперь не годного для него металла. Только в животе его душа его не знала, как ублажить себя; но вот настал страшный час смерти: и он не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но – непонятная неблагодарность и своенравие: часто, чем больше благодетельствует нам Бог, тем скорее мы отвергаемся Его, забываем Его. Отче Небесный, Отче любви и щедрот! Как много оскорбляют люди Твою благость и Твое величие! 21 ст. и далее. Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Когда благодеяния не вразумляют нас обратиться к Богу всем сердцем, когда они бывают причиною даже удаления нашего от Бога, тогда Бог вразумляет нас противоположным средством – отеческим жезлом, посещая нас бедствием, чтобы, когда мы не умели благодарно почивать на лоне отеческой любви, вспомнили о счастии быть в Его любви в минуты тяжких бедствий. Часто и из наших уст слышен бывает глас плача и моления после того, как мы забывались в своем счастье, беззаконничали в путях своих и забывали Господа Бога Святаго своего. Человек! В том и жизнь твоя должна состоять, чтобы постоянно помнить Бога. Кого тебе и помнить больше! 22[ – 23]ст. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево [церк.-слав.: Возвратитеся, сынове возвращающиися (ирония в слове: возвращающийся), и исцелю сокрушения ваша. Се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Истинно лживи быша холми и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Израилево]! Бог призывает нас, грешных, к Себе и обещает исцелить сокрушение наше, болезнь сердца нашего, которая неизбежно удручает каждого грешника. Мы, со своей стороны, должны обещать Господу совершенную покорность как творения рук Его: се, раби мы будем Тебе, Ты бо еси Господь Бог наш. Обратившись к Богу, Который есть Свет, мы узнаем, что прежняя жизнь наша, прежние лица и предметы, которыми мы занимались до забвения Бога, прежние страсти, которым мы поработили себя, истинно лживы, что токмо Господем Богом нашим спасение наше. Холмы и множество гор, о коих говорит пророк, суть места, на коих израильтяне приносили жертвы идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С верблюдами и богатыми подарками он отправляется в Месопотамию, в город Нахоров. Здесь остановился с своими верблюдами за городом у водяного колодца вечером, когда женщины и девицы выходили черпать воду, и сказал в себе: Господи Боже господина моего Авраама, устрой Ты ныне дела мои и сделай милость господину моему Аврааму. Вот я стою у водяного колодца, а дочери жителей города выходят теперь черпать воду. Пусть будет знаком, что та девица, которой я скажу: наклони водонос свой, чтобы напиться мне, и которая скажет мне: пей, я напою и верблюдов твоих досыта, – есть суженая Тобою рабу Твоему Исааку. Пусть по этому я узнаю, что Ты сделал милость господину моему Аврааму. Прежде чем он кончил это в уме своем, вот уже шла Ревекка, дочь Вафуила (который был сын Мелхи, жены Нахора (а Нахор был брат Авраама)) с водоносом на плечах. Девица была очень красива собою: она была дева в собственном смысле; мужчина не знал ее. Спустившись к колодцу, она налила водонос свой и опять поднялась. Раб Авраама пошел к ней навстречу и сказал: напой меня водою из своего водоноса. – Напейся, господин, – сказала она и поспешно сняла водонос (под мышки), напоила его и сказала: я налью и верблюдам твоим: пусть они все напьются. И с поспешностию вылила водонос в пойло, и опять пошла к колодцу за водою и налила воды всем верблюдам. Человек слагал это в уме своем и молчал, чтобы увериться, устроил ли Бог дела его или нет. Когда верблюды перестали пить, он взял золотые серьги весом по драхме и два браслета (запястье) на руки ее (они весили десять златниц) и спросил ее: чья ты дочь? Скажи мне, есть ли у отца твоего место для нас? Она сказала: я дочь Вафуилова. Раб сказал ей: плевы 31 и сена у нас много. Благословясь, поклонился Господу, сказав: благословен Господь Бог господина моего Авраама, не оставивший господина моего правдою и истиною Своею; да и меня благоустроил Господь в доме брата господина моего. И пошла девица в дом матери своей и сказала ей все. У нее был брат Лаван, и пошел он к человеку, остановившемуся у колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О Боже всемогущий! Дивлюсь я – и сладко мне дивиться – делам Твоего всемогущества и Твоей благости к роду смертных. От Измаила, сына рабы, поверженного в пустыне под елью, слабого, плачущего, почти умирающего, чего бы ожидать доброго, если бы смотреть на него нашими, человеческими глазами! Помрет он в сухой и бесплодной пустыне, подумали бы мы. Но Ты не только сохраняешь его жизнь, но, как Всемогущий и Всеблагий, обещаешь произвесть от него, от этого слабого, почти умирающего дитяти, многочисленный народ; Ты видишь этот народ в то самое время, когда еще только обещаешь его. Слава Твоему всемогуществу и благости, Отче рода человеческого! Мне, сосуду глиняному, земле и пеплу, приятно мыслить и рассуждать о моем Творце и Господе, Который бесконечно выше меня во всех отношениях. Гл.22, 16–18 ст. Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело (принести Исаака в жертву Богу), и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Какое благоволение Божие к Аврааму! Но и как сильно предшествовавшее искушение! Чем большее благодеяние Господне, тем большему подвергается человек искушению... Родители Богоматери. 23 гл. Авраам погребает Сарру. 24 гл. Авраам завещавает старейшему рабу своему взять жену для Исаака, сына своего, от племени своего, но никак не из земли Ханаанской. А если, говорит раб, она не захочет оттуда переходить в землю Ханаанскую, оставить ли там сына твоего? Нет, говорит Авраам. Господь, Бог небеси и Бог земли, Который взял меня из дому отца моего и из земли, в которой я родился, говорил мне с клятвою: тебе дам землю сию и семени твоему. Он пошлет к тебе Ангела Своего, и ты возмешь жену сыну моему Исааку оттуда. Раб клянется сделать по воле своего господина и в знак верности кладет руку свою под стегно 30 Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

[Ст.9]. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. И так каждый раз: как только согрешишь, исповедай пред Богом искренно грех твой – и тебе оставится он. Вздохни, поскорби – и исцеление верно. Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися 18 . Гл.2, ст.17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Ст.25. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Посланник Самой воплощенной Истины свидетельствует, что эта Истина, Бог Слово обещал нам жизнь вечную после смерти на небесах. Какое утешение для всякого добродетельного человека: после трудов и подвигов настанет вечное утешение, вечный покой! Гл.3, [ст.1–2]. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его... Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. То должно быть несомненно, что мы будем подобны Ему, когда Он явится нам: дети должны быть подобны Отцу, с Которым они будут вместе; иначе как же можно видеть незримое и неописанное Божество! Видеть такое Существо может только тварь, одаренная некоторым подобием с Ним. Чтобы видеть, например, человека, нужно иметь орган зрения, способный переводить в нашу душу черты видимого человека, по которым мы составляем понятие об нем; или чтобы видеть инфузорию, нужен микроскоп, или такой инструмент, который ничтожную, незримую простым глазом тварь делал бы заметною и удобозримою; словом, каков предмет, таково должно быть и орудие зрения, то есть нужна сообразность между предметом зрения с самым органом зрения. Так как Бог есть Чистейший Дух, то естественно, что для созерцания Его нужен не вещественный дебелый глаз, а совершенно другое зрение – духовное; а как это духовное зрение закрывается теперь телесною нашею оболочкою, которая материальна и груба, то необходимо верить, что эта оболочка утончится до того, что не будет препятствовать нам созерцать предметы мира духовного, будет сама духовною. Итак, когда Бог явится нам опять, мы непременно подобны Ему будем, ибо увидим Его, как Он есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Истовость и разумность богослужения не замедлит дать результаты. «В самих себе будем иметь свидетельство о дивных делах Бога живого, вселяющегося и ходящего в своих рабах» (ср. 2Кор.6:16 ). На себе познаем мы силу слова: «Если служение смертоносным буквам, начертанное на камнях было так славно, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» ( 2Кор.3:6–7 ). Аминь. О чтении литургийных молитв вслух «Как в предшествовавшее время, так и в III веке, все молитвы читались вслух». (Собрание древних литургий восточных и западных с переводами на русский язык составлен, редак. «Христианское чтение» изд. при С.-Петербург. Дух. Акад. 1875 год. выпуск 1. стр. 10.). " Молитвы, совершаемые в литургии, у древних читаемы были священником не тайно, как ныне; но во услышание всего народа. Ибо при заключении каждой ектении возглашает дьякон: «премудрость!» Сие возглашение явно показывает, что люди должны себя только приуготовить к слышанию чего-либо важного; но в сем месте иного, ни в древних, ни в нынешних литургиях не обретается, как только сии священнические молитвы». (Историч. догматич. и таинствен, изъяснение на литургию. Собран. Проф. Иваном Дмитревским изд. четвертое. Москва 1856 г. § 75 стр. 220.). Законоположение Императора св. Иустиниана (529 г. По Р. Х. память 14 ноября) «Повелеваем всем епископам и пресвитерам не в молчании (тайно); но с возглашением, во услышание православною народа Божественное возношение (Евхаристию) совершать, что бы тем души слушающих, к большему восстановлены были умилению и славословию Божию. Тако бо и божественный Павел учит, говоря: «если ты будешь благословлять духом (тайно), то стоящий на месте простеца как скажет «Аминь», при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается». ( 1Кор.14:16–17 ) «сих убо ради, прилично есть, чтобы святое возношение и прочие молитвы с возгласом от святейших епископов и пресвитеров, произносимы были Богу нашему Иисусу Христу со Огнем и Святым Духом». (Кодекс Иустиниановских «Новых заповедей» гл. 137).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010