Горячкино. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1781 и 1782. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Можайский район, село Горячкино. Координаты: 55.567225, 35.697754 Проезд:От Можайска через Бородино до села. Церковное место находится на кладбище. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На дороге из Старого Села в Никольское остатки кладбища указывают место, где до 1960-х гг. стояла Преображенская церковь с. Горячкино, построенная в 1782 г. В 1980-х гг. место храма можно было определить только по нескольким поваленным надгробным памятникам. 22 февраля 1781 г. в Крутицкую Духовную Консисторию подано прапорщиком лейб-гвардии Василием Дмитриевым Камыниным прошение, в котором он представлял, что в селе его Горячкине деревянная церковь Преображения Господня пришла в ветхость и к священнослужению неспособна; что он имеет желание по усердию вместо ветхой деревянной построить на том же месте вновь каменную церковь в прежнее именование, приготовил материал, и просил дозволения на постройку новой церкви. По присланным из Можайского Духовного Правления в 1778 г. формулярным ведомостям, церковь показана деревянной в ветхости, при ней приходских 77 дворов, церковной земли усадебной одна, пашенной и сенокосной 33 десятины, на лицо «священник, дьячок и пономарь. Так как указами Святейшего Синода 1742 г. от 9 октября и 1770 г. от 10 декабря дозволено вновь строить церкви там, где прежде они были, но обветшали или сгорели, то Крутицкая Консистория представила прошение Камынина на рассмотрение Синодальной Конторы, и последняя 5 марта 1781 г. дала разрешение на постройку в с. Горячкине вновь каменной церкви. По указу Синодальной Конторы, присланному в Крутицкую Духовную Консисторию 9 марта 1781 г., дозволено в с. Горячкине Можайского уезда, по прошению вотчинника лейб-гвардии прапорщика Василия Дмитриева Камынина, разобрать ветхую деревянную церковь Преображения Господня и построить вновь каменную.

http://sobory.ru/article/?object=46029

Чадобец. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1781. Год утраты:Не установлен. Адрес: Красноярский край, Кежемский район, деревня Чадобец (село Чадобское) Координаты: 58.66099, 98.858713 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Чадобский Спасский приход открыт в 1761 году, выделившись из Богучанского прихода. В приходе семь деревень: Заледеева в 2 верстах, Климина в 8 верстах, Пашутина в 32 верстах, Голотявина в 44 верстах, Сыромолотова в 6 верстах, Юрокта в 40 верстах и Яркина в 80 верстах. Церковь в приходе одна, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1781 году. Часовни имеются в Пашутиной (очень древняя), в д. Яркиной (тоже древняя), в д. Юрокте и в д. Голотявиновой. http://kras-hram.ru/page417/ В фондах Кежемского историко-этнографического музея им. Кулаковой оказалась небольшая папка с документами, рассказывающими о деятельности причта церкви в селе Чадобец. Материалы уникальны прежде всего потому, что здание было разрушено в 1930-е годы. Это был второй по величине и один из старейших церковных ансамблей в Нижнем Приангарье, куда входили две часовни — в деревнях Яркиной и Пашутиной. Документы обнаружили случайно во время уборки на чердаке жилого дома, где они пролежали, судя по всему, более восьми десятков лет. Однако это не помешало им хорошо сохраниться. Хотя храм и часовни не дошли до нас, их историю и внешний облик можно восстановить, опираясь на материалы Красноярского краевого краеведческого музея и архивные данные. Как следует из данных музея, каменная, двухпрестольная, с приделом в честь Покрова Божией Матери церковь в селе Чадобец (Чадобское) Богучанской волости Енисейского уезда была построена в 1781 году. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм относился к стилю сибирское барокко. Документы Енисейской епархии свидетельствуют о том, что церковь построили по инициативе ссыльных поляков. Среди них большинство, как ни странно, были православными.

http://sobory.ru/article/?object=38370

Большая Колпеница. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1781. Год утраты:приблизительно 1979 (сгорела) Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Брестская область, Барановичский район, дер. Большая Колпеница Координаты: 53.169215, 26.030586 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сегодня мало кто знает, что когда-то на кладбище у перекрестка шоссе Минск - Барановичи с дорогой до Новогрудка стояла церковь. Храм относился к бывшей деревни Большая Колпеница. Ничем особенным памятник народного зодчества конца XVIII века не отличался, а ближе к Олимпийским играм 1980 года в Москве и вообще сгорел. Но тот пожар 40-летней давности и до этих дней местные жители считают загадочным и вовсе не случайным. Церковь, которая находилась между двумя Колпеницами - Малой и Большой, - не дожила до своего 200-летия несколько лет. Храм, который построили в 1781 году, застал еще времена Речи Посполитой, ее последние годы и разделы. Несмотря на то, что пик борьбы с религией в Советском Союзе был пройден, и в большом, и в Малой Колпенице до сих пор считают, что местные власти имеют непосредственное отношение к уничтожению храма… Свято-Иоанно-Предтеченская церковь возводилась на средства виленского римско-католического духовенства. Около храма имелась и колокольня. Сегодня, благодаря усилиям заинтересованных лиц, известны даже имена священников церкви за определенные периоды. Постепенно у церкви начали хоронить людей, а дворик при храме превратился в погост. Надо отметить, что в культовую постройку в Колпенице нередко наведывались и жители Барановичей. Об этом свидетельствует протодиакон Андрей Горбунов в своей книге «История православных храмов города Барановичи». Он ссылается на заключение комиссии по делу о введении Городового положения 1892 года, которое датируется 1903 годом. В положении отмечается, что в Барановичах не было ни нужного храма, ни кладбища, и позже покойников из городка хоронили уже тоже здесь.

http://sobory.ru/article/?object=49403

Большие Белыничи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Белыничи в 15 верстах от уездного города Зарайска. Богородицерождественская церковь в с. Белыничах упоминается в писцовых Рязанских  книгах  князя Ивана Львова и подьячего Ивана Русинова 1628 – 29 гг., где при оной церкви земли  значится  12 четвертей в поле, сенных покосов  на 20 копен. По окладным книгам 1676 г. приходских дворов было 98, в числе коих упоминается двор монастырский. Первоначальное построение Богородицерождественской церкви относится к 1597 г. Вместо деревянной, построенной в 1781 г. и возобновленной в 1825 г. старанием священника Петра Алексеевича, а в  1863 г. сгоревшей, существующая деревянная церковь начата строением в 1864 г. и  окончена в 1876 г. При церкви находится церковно-приходская школа и часовня. Церковной земли значится 34 десятины 2022 кв. сажени, 664 муж. пола, 720 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии»   1884 г. том 1  стр. 216. Село Белыничи расположено при речке Осетр, в 17 верстах от Зарайска и в 55 - от Рязани. Свое название оно получило, по народному мнению, от белого известкового камня, в изобилии встречающегося по берегу Осетра. В старину это село было помещичьим, но потом помещица, постригшись в инокини Михайловского монастыря, отпустила крестьян этого села на волю. Вместе с селом Белыничи в состав прихода входит деревня Малые Белыничи, прежде принадлежавшая тому же владельцу, какому и село. Построение первоначальной церкви в селе Белыничи во имя Рождества Пресвятой Богородицы относят к 1597 году. Около 1781 года была построена новая деревянная же церковь, которая в 1825 году была возобновлена. В 1864 году на ее место была заложена и в 1876 году окончена ныне существующая каменная церковь с каменной же колокольней. На месте старой деревянной церкви стоит деревянная часовня. Ныне существующая церковь имеет один престол, внутри расписана живописными изображениями. Иконы в иконостасе большей частью взяты из старой церкви. Замечательных по древности предметов в церкви нет. Ризница достаточна, но церковной утвари не достаточно. Библиотека также очень незначительна.

http://sobory.ru/article/?object=22505

Большое Мурашкино. Собор Рождества Христова. Рождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1781. Год утраты:1937 Адрес: Россия, Нижегородская область, Большемурашкинский район, пгт. Большое Мурашкино Координаты: 55.781341, 44.772727 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Структуру правобережной, центральной части села задают три крупные параллельные улицы, соединенные более короткими поперечными, играющими второстепенную роль. Главные площади как бы нанизаны на эти три основные оси. Определяющими в облике площадей были храмовые ансамбли, сосредоточенные на сравнительно небольшой площади, что зрительно увеличивало присущую центру компактность. Вертикали глав и колоколен формировали богатый силуэт поселения. Большое количество церквей в Мурашкине (семь православных и две единоверческих) связано, возможно, со стремлением официальных властей искоренить издавна прочный здесь дух раскола. По оси улицы Советской располагалась главная торговая площадь села – Базарная с ансамблем Спасо-Преображенской, Троицкой и Ильинской церквей XVIII и XIX столетий, где архитектурные формы классицизма переплетались с отголосками барокко. Ансамбль Троицкой церкви, 1805 г. (Базарная площадь). Сочетает в своей архитектуре черты уходящего барокко с формами классицизма. Объект культурного наследия регионального значения. На той же оси находилась меньшая по размеру площадь с церковью Благовещения, построенной в 1831 году также в духе классицизма. По оси улицы Свободы (ближайшей к Сундовику) была еще одна крупная квадратная площадь с собором Рождества Христова, выполненным в 1781 году в стиле барокко. Поперечный переулок в восточном направлении от площади был ориентирован на ансамбль Покровской единоверческой общины, включающий Покровскую и Никольскую церкви. Никольская единоверческая церковь, 1881-1885 гг. (пер. Первого Мая). Являлась частью ансамбля Покровской единоверческой общины. Интересный пример так называемого византийского стиля в русской архитектуре второй половины XIX в. Ныне действует как старообрядческая Аввакумовская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=52554

Великие Луки. Троице-Сергиев мужской монастырь. /// Объект утрачен Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в XIV–XV веках. Располагался у слияния рек Коломенки и Ловати. К началу 16-го столетия монастырь находился в полнейшем упадке, но уже к середине века, благодаря стараниям инока Боголепа и помощи местных жителей, началась эра процветания Троице-Сергиева монастыря. Изначально все монастырские здания были деревянными, а в 18-м веке в монастыре появились первые каменные постройки. Первой обновляется главная церковь – Троицкий собор. Новый пятиглавый храм Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящён в 1712 году. Церковь имела двухъярусную колокольню высотой 35 м (при перестройке 1781 года высота колокольни достигла 45 м). Подробнейшее описание Троицкой церкви монастыря, также именуемой собором, было сделано священником Успенской церкви протоиереем И.М. Пульхеровым в книге «Великолуцкий Троице-Сергиев мужеский третьеклассный монастырь». «Собор заключал в себе алтарь, церковь: трапезу и притвор. Освещался 9-ю окнами. С обеих сторон собора в 1785 году были пристроены два крыльца для богомольцев. Над притвором возвышалась двухэтажная восьмигранная колокольня, с 8-ю окнами, и 9-ю колоколами, надстроенная в 1781 году на сумму, подаренную монастырю Екатериной II во время посещения её Великих Лук. С южной и западной стороны к собору примыкали 3-х этажные кельи, а с северной – 2-х этажная трапезная. Под собором были устроены усыпальницы. Примечательно внутренне убранство собора. В нем был установлен позолоченный иконостас Византийской архитектуры. Собор расписан греческим письмом с позолотою. В центре, на мраморном пьедестале, установлен деревянный ковчег, обшитый черным бархатом – место хранения 20 частиц святых мощей Чудотворца Сергия Радонежского». В 1754 году в монастыре освятили кирпичную однопрестольную надвратную церковь Иоанна Воина, выстроенную в память о пожаре, случившемся в Великих Луках 30 июля 1738 года.

http://sobory.ru/article/?object=39862

Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

Гайна. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1781 и 1788. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Логойский район, д.Гайна Координаты: 54.250908, 27.696853 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Успенская церковь была устроена в 1867 г. из упраздненного римско-католического костела. У костела давняя история. Католический приход в Гайне - самый старый на территории современной Минской области, был основан в 1387 году королём Ягайло в числе первых семи католических приходов на территории Великого княжества Литовского. Величественный каменный Успенский костёл был построен в 1781 г. вместо деревянного (по другим сведениям в 1796 г.). Его образы дошли до нас благодаря рисунку Наполеона Орды 1876 г. и фотографии Яна Балзункевича нач. XX столетия. В архивных документах отмечается, что на момент передачи бывшего костёла православным здание находилось в плохом состоянии и требовало основательного ремонта, что и было со временем сделано. По описанию 1879 г. Гайненская Свято-Успенская церковь уже имела достойный вид православного храма. Архивные данные содержат следующую информацию о храме и приходе в д. Гайна на конец 19 века: «Внутреннее пространство вместительности заключает в себе около 70 квадратных сажень, своды поддерживаются четырьмя столбами, стены выбелены, пол на самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на три ступени. Иконостас нового устройства, с пилястрами, покрашенный в светло-голубой цвет, с золочёными карнизами, рамами и резьбой, состоит из 30 икон, расположенных в пять ярусов. К другим иконам, замечательным по достоинству и ценности, относится икона Казанской Божьей Матери, величиною в восемь вершков, присланная в сию церковь от его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича при преобразовании сей церкви из римско-католического костёла в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=41697

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.- Вятская и Слободская, с окт. 1918 г.- Вятская и Глазовская, с лета 1922 г.- Вятская и Слободская, с 27 дек. 1934 г.- Кировская и Слободская, с 21 апр. 1994 г. имеет совр. название. Территория епархии совпадает с границами Кировской области Кафедральный город - Киров (до 1781 Хлынов, в 1781-1934 Вятка), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Правящий архиерей - митр. Марк (Тужиков ; с 22 марта 2011). Епархия разделена на 19 благочиний: 1-е и 2-е Вятские, Вятско-Полянское, Кикнурское, Кильмезское, Кирово-Чепецкое, Котельническое, Кстининское, Мурашинское, Нолинское, Омутнинское, Подосиновское, Санчурское, Слободское, Советское, Уржумское, Шабалинско-Свечинское, Унинское, Яранское. В нач. 2005 г. в В. е. действовали 175 приходов, 9 мон-рей (3 муж., 6 жен.), в клире епархии состояли 192 священнослужителя (162 священника, 30 диаконов). 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода из состава Вятской еп. были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. [История] 1657-1917 гг. Решение об открытии В. е. было принято на Соборе в окт.

http://pravenc.ru/text/161163.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010