Согласие старообрядцев с православною церковью получило начало в конце 18 стол. в Стародубских слободах. Ходатайство их о законном священстве связано было с вопросом об отыскании собственного епископа. Одним из деятельных по этому предмету лиц был молодой стародубский инок Никодим. Последния попытки в 18 в. получить архиерейство с востока закончились тем, что антиохийским патриархом был рукоположен в епископа стародубский инок Рафаил, – умерший на обратном пути с востока, а монах Иоасаф, возвратившийся в Стародубье, получил звание архимандрита. Никодим ясно сознавал незаконность бежавших от прав. церкви священников и, будучи человеком искренним, не скрывал этого и пред другими. В 1781 г. Никодим был в имении графа Румянцева, тогдашнего наместника Малороссии. В беседе с Никодимом граф подал мысль о том, чтобы старообрядцам просить у русского правительства законного священства, в чем и обещал свое содействие и ходатайство пред императрицею. Мысль эта пришлась по душе Никодиму, и он начал распространять ее между старообрядцами своего согласия (диаконовского), не принявшими перемазывания. В то же время он просил отправлявшегося в Петербург монаха Герасима Князева, – сочувствовавшего этой мысли, открыть их намерение членам св. Синода. Герасим, будучи в Москве, обращался к преосв. Платону, а в Петербурге являлся к митрополиту Гавриилу и псковскому архиепископу Иннокентию. Все они одобрили намерение Никодима. По возвращении Герасима в Стародубье, там образовались две партии: одни стали на сторону Никодима, но другие настолько ожесточились, что хотели убить его. Тогда Никодим и его друзья дали друг другу клятву не отступать от своего намерения. Никодим сам обратился письменно к м. Гавриилу и князю Потемкину, лично его знавшему, – прося его совета и содействия. Потемкин обещал свое ходатайство и обнадеживал, что Государыня и митрополит петербургский Гавриил согласятся уважить просьбу старообрядцев. Не довольствуясь таким ручательством, Никодим в 1782 г. сам отправился в Петербург, где был ласково принят митрополитом Гавриилом. Кроме того, Потемкин представил Никодима даже Государыне, которая выслушала слезные мольбы Никодима, была тронута его речами и одобрила его намерение. Заручившись обещаниями, Никодим возвратился в Стародубье и решился начать дело формальным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Путешествовать тогда было очень даже модно, при этом все дороги вели исключительно в Европу. А вот Алексей, в отличие от других, отправился сначала по России, исколесив ее в течение года вдоль и поперек - от Петербурга, Пскова и Новгорода до Астрахани и Малороссии, от Екатеринбурга и Тобольска до Могилева и Киева. На первый взгляд поездка носила чисто ознакомительный характер, однако слишком уж много места в ее программе занимало изучение географии и экономики страны, культуры и истории населяющих империю народов. Алексея и трех его однокашников сопровождал университетский профессор Н.Озерецковский. Невольно задаешься вопросом: а зачем, собственно, все это 20-летнему гвардии поручику? Неужели военное поприще могло потребовать от него столь обширных познаний? И вообще, откуда сама идея такого необычного по тем временам путешествия - необычного не только по содержанию, но и по форме, поскольку предполагало два этапа: сначала Россия и только потом Европа? Считалось, что эта идея принадлежит тогдашнему директору Кадетского корпуса, ближайшему соратнику Екатерины II И.И.Бецкому, поскольку именно от Бецкого Алексей перед отъездом получил детальную инструкцию и подробный план, расписанный по годам, месяцам и даже дням. На самом же деле ее впервые высказал Дени Дидро - имея в виду, однако, вовсе не Алексея Бобринского! Еще в 1773 году, находясь в России в качестве официального гостя императрицы, Дидро порекомендовал ей отправить Великого князя в длительную поездку с целью основательного изучения прежде всего своего отечества, а затем уже европейской культуры, экономики и политики. ?Проезжая по различным странам Европы, он в состоянии будет быстро схватить все то, что в нравах, обычаях, законах, науке и художестве их населения окажется приложимым к благу родного народа?5. Впоследствии полученные знания станут Великому князю - уже как императору - хорошим подспорьем в осуществлении государственного управления. Государыня любезно поблагодарила философа за совет, которому последовала, впрочем, только через девять лет, причем в предложенное Дидро путешествие отправился не Великий князь Павел Петрович, а Алексей Бобринский. Правда, в 1781 году цесаревич все же посетил Европу, но то был просто ?круиз?, не имевший ничего общего с планом Дидро.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Польская 1918-1939 гг. После польско-советской войны 1918-1920 гг. Галиция становится частью вновь возникшего польского государства. Украинская 1939-2006 гг. В результате раздела Польши между СССР и гитлеровской Германией в 1939 г. Галиция присоединена к Украине Эпоха русских князей в Галиции закончилась в середине XIV века присоединением королем Казимиром III Червонной Руси к Польскому королевству. В течение трех столетий польская шляхта Галиции и Литвы, кормясь из рук русского трудового населения, за это же и презирала его, не давая нигде и никаким образом проявиться русской жизни. К концу 18 века, времени раздела Польши, совершенно ополячилась и окатоличилась когда-то русская и православная шляхта края. По существу только селяне и духовенство сохранили русский язык, хоть и униатскую, но всё же не католическую, как её тогда называли русскую веру и память о своих русских корнях. Венский двор, особенно же сам Император Иосиф ІІ, не имел причины враждебно относиться к галицко-русскому народу, так как соплеменники того же народа в Венгрии, находившиеся с давних времен под скипетром Габсбургов, не давали австрийскому правительству ни малейшего повода к недоверию. К тому же Иосиф II стремился примириться с Россией для решения своих многочисленных международных проблем. Дружба Австрии и России благоприятствовала галицко-русскому населению прикарпатской Руси. А после упразднения в 1781 году крепостничества, русские крестьяне, а с ними и самое близкое им сословие - униатское духовенство, почувствовали себя в относительной свободе от польской католической шляхты. Венское правительство озаботилось и школьным просвещением населения вновь приобретённого края. И тут встал вопрос, на каком языке вести преподавание? В Вене решили, что будет несправедливо заводить для русских, составлявшим две трети всего населения Галиции, школы с немецким или польским языком обучения, но оказалось, что на русском преподавать нельзя по той простой причине, что никаких учебников на русском языке в Галиции на тот период не существовало. Только после издания в 1790 году в Вене русского букваря стали появляться и русские школы. Галиция того времени не имела никакого литературного, письменного языка, кроме церковно-славянского. А язык народный, язык устной речи значительно отличался от него. В Российской империи к тому времени имелся довольно развитый литературный язык, имелся и свой алфавит - петровская гражданка, но в 18 века не было никаких возможностей воспользоваться этими достижениями России.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/25/...

Приверженность Иосифа II идеям просвещенной монархии побуждала его заботиться о развитии народного просвещения: грамотность населения в Австрии, как и в соседней католич. Баварии, была существенно ниже, чем в протестант. гос-вах, а грамотность населения в Венгрии, Хорватии и Трансильвании находилась на особенно низком для Зап. Европы уровне. Император стремился повысить и качество образования католич. духовенства, ратовал за то, чтобы образование включало изучение новейшей философии и естествознания, чтобы оно было открыто научным достижениям протестант. библеистики, патрологии и церковной истории. 20 окт. 1781 г. Иосиф II запретил распространять Индекс запрещенных книг в своих владениях - впредь духовенство могло читать все, что не было запрещено гос. цензурой. Папская курия и австр. епископат не могли принципиально возражать против инициатив императора, однако имели иное представление о направленности духовного образования, поэтому отстаивали незыблемость тридентийской неосхоластики в духовных школах, опасаясь за конфессиональную чистоту богословских воззрений кандидатов священства. Имп. Иосиф поднял образовательный ценз для священнослужителей: запретил рукополагать лиц без богословского образования и ввел конкурс на замещение вакантных церковных должностей. 3 февр. 1783 г. император основал коллегию (Collegium germanicum et Hungaricum) в подчинявшемся ему итал. г. Павия взамен прежней Германской коллегии (Collegium germanicum) в Риме, в к-рой выходцы из герм. аристократии, избравшие духовную карьеру, обучались и проходили подготовку для занятия высших церковных должностей, включая и епископские кафедры. Новая коллегия не находилась под безраздельным влиянием папской курии, подобно прежней. Актом от 1 нояб. 1783 г. имп. Иосиф учредил в ряде городов подведомственные правительству генеральные семинарии, к-рые заменяли епископальные семинарии и были призваны воспитывать кандидатов священства в духе гражданской верности императору и преданности интересам своего гос-ва. Постановка обучения и идейная направленность воспитания студентов в новых семинариях вызывали глубокое недовольство Римского престола, и после смерти Иосифа II, при имп. Леопольде II, они были закрыты.

http://pravenc.ru/text/578232.html

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Однако Хоружий подчеркивает, что даже в православном богословии «принцип личности в течение долгих периодов пребывал плохо понимаемым и отодвинутым на задний план». Учитывая этот факт и то, что «классическая антропология Аристотеля-Декарта-Канта» должна быть «признана несостоятельной в своих концептуальных основах», 1768 необходимо «новое углубленное продумывание принципа личности и утверждение его заново в качестве верховного принципа православного Богоучения». 1769 Хоружий, признавая заслуги предшественников в этом направлении, в частности В. Н. Лосского , 1770 прот. Г. Флоровского , прот. И. Мейендорфа и других богословов двадцатого века, полагает, что актуальнейшей задачей современного богословия является «активное развитие христианской антропологии, богословия человеческой личности, идентичности, субъектности», «антропологизация богословия», 1771 развитие «теоцентрической персонологической парадигмы». 1772 Динамика личности и энергийные структуры в антропологии Хоружего Согласно видению Хоружего, человек есть личность в становлении и имеет задачу «возведения себя к Личности, Ипостаси». 1773 Хоружий говорит о «зерне личности-ипостаси в человеке» и о «взращивании начал личности в каждом человеке». Причем возможны как «рост», так и «обеднение личности» человека в зависимости от принятой им стратегии жизни. 1774 Опыт жизни может быть или «деструктивный», или «созидательный для личности». 1775 Ключевыми понятиями в антропологической динамике становления личности у Хоружего оказываются энергийные «структура», «строй» человеческой личности и «синергия» человека и Бога. «Конкретная личность, индивид, в каждый момент обладает определенным множеством разнородных энергий». 1776 Признавая принадлежность личности ее энергий и природы, под «структурами», «строем», 1777 «уникальным рисунком личности» 1778 или «конституцией личности» 1779 можно понимать структуры ее природы и энергии. 1780 Именно поэтому становится возможным для Хоружего сказать, что, «быть может, подобно лицу, личностные содержания несет», например, «и рука человека». 1781 То есть можно говорить о «духовно-телесной тварной личности» 1782 в плане ее сложной природно-энергийной картины. Человек, согласно Хоружему, есть личностный самодеятельный «центр», «энергии – разнонаправленные и взаимосвязанные, взаимодействующие выступления, «ростки деятельностей» этого центра, в совокупности образу­ющие подвижную систему, меняющуюся конфигурацию». 1783 Синергийная антропология и категория общения

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Обсуждаемая монография состоят из трех глав и параграфов (хотя по объему материала было бы более естественным преобразовать главы в части, а параграфа – в главы). Первая глава посвящена раннему Просвещению – Христиана Томазия (1655 – 1728), пиетистов, Христиана Вольфа (1679 - 1754), Христиана Августа Крузия (1715 - 1775); вторая – зрелому Просвещению неологов, преимущественно Иоганна Иоахима Шпальдинга (1714 – 1804), но также Германа Самуила Реймария (1694 - 1768) и Готхольда Эфраима Лессинга (1729 - 1781); третья – позднему Просвещению, представленному Моисеем Мендельсоном 1729 - 1786) и Иммануилом Кантом (1724 – 1804) .         Всячески рекомендуя ее читателю, предупредим заранее, что ему понадобится немалый труд и терпение. Монография представляет собой фактически энциклопедию по религиозной составляющей германского Просвещения и в не меньшей степени по его отражению в современной историографии, и только тот, кто сможет и захочет почти постоянно находить баланс между основным текстом и самыми разнообразными документирующими примечаниями (нередко почти в целую страницу), достигнет своей познавательной цели. Зато он получит очень ясное и четкое представление о деле из заключения к книге. Вот представленные в нем конечные вердикты. Эти выводы не являются совсем неожиданными для тех, кто представляет себе хотя бы в общих чертах религиозность эпохи Просвещения. Но у Л. Э. Крыштоп они, если можно так выразиться, текстологически выверены, а пункт 3, при соответствующей выверенности, заставляет пересмотреть модную сегодня концепцию постсекулярного общества (см. выше) как основывающуюся на малопродуманном понимании феномена самой секулярности и недостаточном понимании того, что сама религиозность может быть весьма вариативной. В другом месте я, критикуя религиозный фундаментализм (которому противопоставлял в определенном смысле фундаментализм эпистемологический), отмечал, что «тот фундамент, который, как им кажется, обретают фундаменталисты (на деле редукционисты), должен иметь конфигурацию не «одноугольника», а скорее уже четырехугольника, в котором длинные (поскольку они универсальные) линии Писания и Предания “стягиваются” короткими — индивидуального религиозного разума и индивидуального религиозного опыта, и из того, что какие-то стороны “длиннее” других, не следует, что те менее необходимы, поскольку не каждый четырехугольник — квадрат» .

http://bogoslov.ru/article/6175957

Written by admin - 04.09.2020 - 1887 Views Цели и задачи Курс призван познакомить студентов с грамматикой классического сирийского языка. Задача курса – ознакомление студентов с фонологией, морфологией, синтаксисом классического сирийского языка, формирование навыков чтения, перевода и филологического анализа текстов. Базовые требования Предварительно студент должен прослушать курс древнееврейского или другого семитского языка и обладать навыками чтения текстов. Также желательно знание английского языка для […] Written by admin - 02.09.2020 - 2361 Views Основная задача проекта – сохранение и популяризация наследия классической христианской культуры Востока. Не всем известно, но обширные регионы, ныне заселенные арабским мусульманским населением, прежде были заселены христианами. В настоящее время от древней христианской культуры этих регионов почти ничего не осталось. Время и войны, катаклизмы и гонения почти полностью уничтожили следы этого присутствия. Увы, текущие политические […] Written by admin - 02.09.2020 - 2512 Views Победители второго конкурса на предоставление грантов президента РФ на развитие гражданского общества в 2020 году определены 15 июня на заседании координационного комитета, которое провел первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Оно впервые проходило в режиме видеоконференции. На конкурс в период с 26 февраля по 6 апреля было подано рекордное количество проектов — 11 […] Written by admin - 15.06.2020 - 971 Views Священник Алексий Волчков, специалист по Ветхому Завету, размышляет о том, может ли Бог гневаться. В еврейском языке, на котором написаны ветхозаветные тексты, слово (‘aph, af) обозначает как «гнев, негодование, ярость», так и «нос, ноздри». Таким образом вопрос «есть ли у Бога ноздри» можно понимать как «может ли Бог гневаться?». Анализируя различные места Ветхого Завета, […] Written by admin - 19.11.2019 - 1781 Views На лекции разбираются главы книги Левит, в которых содержится подробное перечисления того, что может и не может есть настоящий израильтянин. Почему в Библии есть учение о чистой и нечистой пище? Что в этом учении не нравилось Иисусу Христу? Как «диетические пассажи» Ветхого Завета интерпретируются в христианстве? Лектор: священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора С.-Петербурга, директор […]

http://texts.aquaviva.ru/page/4/

В кон. зимы 1733 г. из-за эпидемии большинство учеников И. П. покинули уч-ще в Триполи. По приглашению патриарха Сильвестра в марте 1733 г. И. П. с оставшимися учениками переселился в Дамаск. Дидаскал выступал с проповедями в кафедральном соборе, обличая лат. вероучение, однако его попытки остановить католич. натиск ввиду разительного неравенства сил не увенчались успехом. Положение самого Сильвестра в Дамаске было шатким, значительная часть местных христиан симпатизировала унии. Вскоре патриарх направил И. П. в проповедническую поездку по сир. епархиям. В его отсутствие школа пришла в упадок, уровень образования резко снизился. По возвращении в Дамаск И. П., разочарованный безуспешностью проповеди, не возобновлял активной преподавательской деятельности. В 1735 г. он посетил св. места Палестины, где установил контакты с греч. духовенством Иерусалимского Патриархата. В нояб. 1735 г. И. П. навсегда покинул Сирию и уехал на Кипр в свите патриарха Сильвестра. Весной следующего года дидаскал перебрался на Патмос. Однако вскоре знания И. П. снова оказались востребованы на христ. Востоке. В кругах Святогробского братства созрела идея открытия в Палестине богословской школы. Иерусалимский патриарх Мелетий , пребывавший в К-поле, обратился к И. П. с просьбой занять пост схоларха. В авг. 1736 г. И. П. отбыл в Палестину и в конце того же года (по др. сведениям, в сент. 1737) начал занятия в новосозданной школе. Училище имело 2 направления деятельности: начальное образование правосл. араб. молодежи и подготовка клириков для Святогробского братства. В программу обучения входили греч., лат. и араб. языки, изучение Свящ. Писания и святоотеческого наследия, античная, визант. и пост-визант. греч. лит-ра, логика, философия и математика. Особое внимание уделялось подготовке выпускников к проповеднической деятельности. Как и прежние учебные заведения, к-рыми руководил И. П., школа в Иерусалиме привлекала учеников со всего Вост. Средиземноморья. Преподаванием занимались И. П. и неск. его помощников, гл. обр. греков. Из учеников и сподвижников И. П. в палестинский период его деятельности наиболее известны диак. Софроний аль-Килизи, возможно обучавшийся у И. П. еще в Сирии (впосл. Иерусалимский и К-польский патриарх († 1781)), выпускник Патмосской академии дидаскал Ефрем (впосл. патриарх Иерусалимский Ефрем II (1766-1770/71)), Анфим (впосл. патриарх Иерусалимский (1788-1808)). Став советником Иерусалимского патриарха Парфения (1737-1766), И. П. участвовал в разрешении спора о перекрещивании латинян.

http://pravenc.ru/text/200343.html

Прошло сто лет, в течении которых хивинцы молчали и не причиняли пограничному русскому народу особого вреда. В этот же период – в начале XVIII века – начался процесс вхождения трех киргиз-кайсацких орд в Российское подданство. Тогда хан Малой орды Абулхаир в целях обеспечения благополучия своего народа, пошел навстречу завоевательным стремлениям русского правительства. Это решение хана Абулхаира было вызвано теми обстоятельствами, что внутри орды среди киргизских родов начались взаимные несогласия и междоусобия, чем не замедлили воспользоваться соседние народы. На киргизов обрушились с разных сторон: с запада – Волжские калмыки, с севера – башкиры, а с востока – джунгары, руководимые Галдан Цыреном, наводившие страх и трепет на своих соседей. Тогда через своих посланцев Абулхаир стал просить покровительства России для Малой орды. Но не сразу вольные и свободолюбивые степняки, привыкшие кочевать по бескрайным раздольем и совершать набеги на приграничные поселения, грабя, убивая и уводя в плен русских жителей, успокоились под крепкой рукой России. Вступление в русское подданство киргизов Малой орды нужно считать окончательно совершившимся лишь 3 августа 1738 года, когда в г. Оренбурге состоялась встреча действительного Статского Советника Татищева и хана Абулхаира, на которой Абулхаиром была (правда, не первый уже раз) принесена присяга на верность его и всех родов Малой орды Державнейшей Императрице и Самодержице Всероссийской Анне Иоанновне. На следующий день, 4 августа, принял присягу ханский сын султан Эрали. В один день с султаном Эрали присягали на русское подданство и представители Средней орды. Но последняя, хотя и считалась вступившей под покровительство России одновременно с Малой, по отдаленности кочевий главных родов, и благодаря двусмысленным действиям главного властителя Средней орды султана Аблая долгое время оставалась совершенно независимой от России до самой смерти Аблая, последовавшей в 1781 году. Он умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому, а при удобном случае беспощадно грабил и разорял своих соседей.

http://pravoslavie.ru/36355.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010