Четвертая книга начинается с рассказа о совместных действиях Карла и Людовика. Нитхард не дошел в своем повествовании до Верденского договора: лунное затмение 20 марта 843 года – последнее упоминаемое событие. Сомнительно, что автор, являясь членом комиссии по выработке условий Верденского договора, намеренно обошел молчанием это событие. В 845 году Нитхард погиб в сражении с норманнами и был похоронен в Центуле рядом с отцом. «История» Нитхарда – важнейший источник наших знаний о сложной и противоречивой политической жизни франкского королевства в 20 – 40-х гг. IX в., о борьбе Лотаря, Людовика и Карла со своим отцом, а потом и друг с другом. Как приверженец Карла Лысого, автор сместил акцент своего повествования на то, что происходило с его государем. В языке Нитхарда много варваризмов и грамматических ошибок. Текст почти полностью лишен библейских цитат и заимствований из произведений античных авторов. Главный источник сведений для него – собственные наблюдения. Перевод текста хроники сделан по изданию: Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Berlin, n.d., Bd. V. S. 385–461. ВЕДАСТИНСКИЕ АННАЛЫ Ведастинские анналы впервые были обнаружены в середине XVIII в. французским исследователем аббатом Лебефом в библиотеке монастыря Сент-Омер и опубликованы им в 1756 году. В тексте анналов есть указание на то, что их автором являлся некий монах из монастыря св. Ведаста, расположенного возле Appaca. Во временном отношении анналы охватывают 874–900 гг. В территориальном плане наибольшее внимание автором уделяется событиям, происходящим в Австразии и Нейстрии. Однако, подобно Ксан-тенским анналам, в них достаточно фрагментарно говорится о том, что совершалось в Бургундии, Аквитании, Италии, а также на правом берегу Рейна. До 882 года Ведастинские анналы являются, по сути, лишь извлечением из Сен-Бертенских анналов, обогащенным заметками местного значения. Далее записи становятся самостоятельными. Они приобретают особую важность вследствие обстоятельного описания походов норманнских дружин в пределы франкского королевства. Анналист сообщает подчас уникальную информацию о боевой тактике норманнов, об их отношениях с франкскими правителями. Автор не обходит молчанием и важнейшие политические события того времени (борьбу королей Одо и Карла, партийное размежевание в среде франкской знати, политические контакты с Лотарингией и Восточно-франкским королевством и др.). Стиль автора отличается суровой монотонностью и большим количеством грамматических ошибок. Текст практически не содержит библейских реминисценций. Перевод сделан по изданию: Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Berlin, Bd. VI, S. 289–337. Читать далее Источник: Историки эпохи каролингов/[Сост. М. А. Тимофеев ; пер. с лат. и примеч. М. С. Петровой и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2000. – 287 с./Сидоров А.И. Взлет и падение Каролингов. 189-222 с. ISBN 5-86004-160-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Новая власть явно заручалась поддержкой армии, высших государственных сановников и Церкви. В первом манифесте самодержицы говорилось, что она взяла власть в свои руки, дабы изменить политический курс Петра III и покончить с угрозой Православной Церкви. «Опасаюсь, что перемена правительства отразится на общем ходе дел в Европе...» – писал Роберт Кейт сэру Г. Гренвилю в тот же день. Появились в депеше и следующие строки: «Теперь я должен поговорить с Вами о себе лично... Я не имею счастья пользоваться расположением императрицы; со своей стороны я имею точные основания не сомневаться в том. Это возлагает на меня как верного подданного Его Величества обязанность объявить Вам, что, по моему мнению, дела Его Величества, проходя через мои руки, пострадают от того, а потому я бы искренно желал, чтобы меня отправили отсюда как можно скорее и назначили бы другого министра на мое место... Мне ничего не остается прибавить к тому, что уже написал Вам в своем официальном письме, кроме того, что погибель несчастного императора произошла от той самой руки, которой я всегда опасался». В Лондоне с пониманием отнеслись к просьбе министра об отзыве на родину. Было очевидно, что новая правительница станет держать на почтительном расстоянии людей, близких к императору. В английском министерстве иностранных дел помнили о переписке великой княгини Екатерины Алексеевны с прежним английским посланником при русском дворе – сэром Чарльзом Ганбери Уильямсом и имели возможность составить суждение о ее характере и намерениях. 11 августа 1756 года, во время случившейся опасной болезни императрицы Елизаветы Петровны, великая княгиня в письме к сэру Чарльзу Ганбери Уильямсу сообщала, что имеет готовый план утверждения у власти своего супруга Петра Федоровича и себя в случае неожиданной смерти императрицы. Екатерина Алексеевна не скрывала, что занимается привлечением разного рода пособников... «В моей голове сумбур от интриг и переговоров», – писала она. Сэр Чарльз Ганбери Уильямс, заинтересованный в том, чтобы великая княгиня создала вокруг «молодого двора» свою партию, передал ей 10000 фунтов стерлингов. Одновременно Екатерина Алексеевна стремилась получить – и получила – финансовую поддержку не только от своего главного корреспондента сэра Чарльза, но и от послов Дании и Австрии. Но императрица Елизавета Петровна выздоровела в тот год.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Что касается до порученных ему дел, изволите кому поручить, а о его удостоении и самочестнейшие к нам требователи, от коих отговорится нельзя.» 322 Несмотря на то, что о предположенном новом назначении Софрония Тернавиота Киево-Печерского архимандрита извещал не только сам он, но и другие лица, архим. Лука, по-видимому, ли не придавал особенно серьезного значения подобным сообщениям, или же надеялся, при помощи своих сторонников, изменить принятое намерение относительно назначения Софрония Тернавиота в Кострому. Сохранилось, между прочим, письмо бывшего рязанского епископа Димитрия Сеченова к Киево-Печерскому архимандриту Луке от 19 июля 1756 года, которое показывает, что архимандрит Лука, действительно, предпринимал шаги в св. синоде к задержанию предположенного назначения Софрония Тернавиота в Кострому. Преосв. Димитрий писал следующее: «Правда, что есть наш грех пред вами, которой ваше ясне в Богу преподобие в сомнение приводит о произведении без вашей воли отца Софрония. Но не так от нас, как от ваших 323 крайнее об нем старание было, которие достоинство и добродетель ево засвидетельствовали, а мы, толко для прекращения ссори, нескоро согласились» 324 . Кроме того, в особом дополнении к тому же письму Димитрий Сеченов сообщал еще следующие подробности о назначении Софрония Тернавиота в Кострому: «О Софронии доношу: желание преосвященного С.-Петербургского и знатных персон о производстве ево в архимандрита более трех месяцев было удержано, о чем к вам и писано; а потом призыван я был к графине, известной вам, и к духовнику 325 , с тем, чтоб конечно был произведен. Напоследок, по учинившейся мне болезни, от которой долгое время в присудствии не был, он, Софроний, произведен, с тем от присутствующих лиц обявлением, что имели от показанных духовника и от знатных усилную просьбу. По вашему ж доношению, о надобностях, писанных в нем, что станет чинится впред, донесу; сюда ж (советую) прислать человека такова, который би более имел попечение о делах порученных, ему, а не охотного часто быть в компании 32 знатными» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

В наиболее общем виде борьба отражалась в становлении и соотношении понятий словесности и литературы. Первые русские академики Ломоносов и Тредиаковский в ходе этой борьбы уточняли научные выражения. Ломоносов попытался возродить древнее отечественное понятие о слове и соответствующие «речения». В своей «Российской грамматике» (1754–1755) он употребляет выражения «в российском слове упражнение», «российского слова исправность» , «сочинения разных слов» , подразумевая все виды словесных произведений. В 1756 году то же самое он называет «словесными науками» («О нынешнем состоянии словесных наук в России»). «Словесное» в его понимании наделяется оттенками отечественного, связанного с преданием, положительного, а «литературное» – наносного, нового, чуждого. В написанном (не позднее 1754 года) на латыни и напечатанном в переводе на французский в 1755 году рассуждении об обязанностях журналистов он говорит о «литературном потоке» , подразумевая все виды словесных произведений. Здесь же упоминает журнал «Литературные акты». Однако в данном случае он мыслит и пишет на основном «литературном» языке Запада и для западного читателя. Самым удачным, а потому и прижившимся стало выражение «словесность». Возможно, первым о словесности как отвлеченном понятии заговорил В.К. Тредиаковский, который в 1763 году в «Предуведомлении» к 7-му тому переведенной им «Римской истории» Шарля Роллена и Жана Кревье поместил свое рассуждение «О слове, или словесности» . Тредиаковский ввел это понятие в пору своего увлечения возрождением духовно-языковых начал русского самосознания . Следуя логике, заданной Тредиаковским, понятие словесности стремились применить для осмысления всего круга словесных произведений. В последней трети XVIII века продолжались попытки в духе Ломоносова и Тредиаковского возрождать отечественное понятие о художественном слове в целом и о его частных проявлениях (например, у Байбакова в 1774 году ). Братья Мочульские вводят в 1790 году не вполне удачное выражение «словеснословие» .

http://pravoslavie.ru/30951.html

1755 . Особенно много иноков прославилось высоконравственной жизнью на Горе Афон. Эта Гора была центром самого строгого аскетизма, самой высокой религиозно-созерцательной жизни не только Византии, но и вообще всех православных государств мира. Император Алексей Комнин справедливо назвал святогорских монахов светом и солью вселенной. Они вели поистине ангелоподобное житие, которое было предметом удивления и радости многих народов. Они всецело отрешились от всего земного, не заботились ни о чем телесном и тленном. Их ежедневным занятием были молитвы и слезы; ум их всегда был устремлен к Богу. Более других славились своим подвижничеством анахореты. Из них одни жили в тесных каливах, поросших травой и оглашаемых только шумом деревьев да пением птиц, побуждавших их к прославлению Бога; другие гнездились в ущельях, земных пропастях и на морских утесах, обуреваемые ветром и дождями, палимые солнцем, покрытые лишь одними рубищами. Пищей им служили хлеб, древесные плоды и дикие травы, а питьем – текущая из под камней вода. Все они, отрекшись однажды от мира, совершенно забывали о нем и вспоминали его только в своих молитвах, даруя ему тем неоценимый подарок. 1756 Словом, Афон был «вторым раем», монашеским «небесным царством» на земле, «убежищем и мастерской всех добродетелей», Горой святой по преимуществу. Его обитатели, как яркие звезды, блистали чистотой жизни и существованием вне мира и плоти. Они постоянно мудрствовали горняя, услаждались этим, как единым на потребу, и воздыхали только о том, чтобы разрешится и быти со Христом. 1757 Как многочислен был сонм святых подвижников на Афоне, это видно из следующего афонского предания. Однажды один из афонских иноков в молитве просил Божью Матерь открыть ему, как велико число иноков, спасшихся на Афоне. Ночью неизвестный голос повелел ему выйти из келлии и посмотреть на соседний холм. Он вышел и увидел над холмом Царицу Небесную, сияющую несказанным светом и окруженную бесчисленным множеством огненных столпов. И вторично был ему голос: «Бесчисленные огненные столпы, которые ты видишь, суть афонские отцы: если ты можешь сосчитать небесные звезды, то исчислишь и афонских преставившихся святых». 1758

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Храмы занимали весьма скромное место в архитектурном процессе, хотя строилось их немало. По качеству своей архитектуры протестантские храмы превосходят католические, поскольку строительство последних активно не поощрялось, в то время как на протестантские выделялись государственные средства. В первые десятилетия XVIII b., после принятия в 1707 г. специального акта парламента И. (подобный акт был принят и в Лондоне в 1711) возводится сразу несколько церквей в Дублине. Они имеют типичный протестантский план — основное пространство окружено галереями с 3 сторон и небольшим алтарем с востока. Фасад ц. св. Вербурги (1715, Томас де Бург, Гл. инспектор 1700–1730), утратившей деревянный купол и шпиль, возможно принадлежит Галилеи. Неоконченная ц. св. Анны (1720, Исаак Уиллс) имеет удачный интерьер в рим. духе. В 20-е гг. XVIII в. строится сразу 5 храмов в быстро растущем Корке; среди них следует отметить ц. св. Анны Шендон (1722) с ее квадратной массивной зап. башней, дополненной в 1749 г. 3 ярусами, вероятно, по образцу минарета Большой мечети в Кайруане, Тунис ( Craig. 1982. Р. 207). Среди храмов др. городов стоит отметить ц. в Мойре, гр. Даун (1723) с ее зап. башней и несколько наивным палладианским фасадом, крестообразную ц. в Кнокфреда близ Белфаста (1737, Р. Касселс), со скругленными рукавами трансепта, и ц. в Балликасле, гр. Антрим (1756), со строгими палладианскими деталями из натурального камня. Неоклассицизм . Большое значение для И. имело возведение нескольких построек по проектам одного из крупнейших архитекторов англ. неоклассицизма («стиль Роберта Адама») Уильяма Чемберса — Чарлмонт-хауса в Дублине (1763), очаровательного казино в Марино близ Дублина (1759- до 1770) и актового зала (1787) и капеллы (1798) дублинского Тринити-колледжа, с ее элегантным колонным портиком. По проекту др. известного англ. архит. Джеймса Уайета был построен дворец Касл-Кул, в гр Фермана (1789–1798). Крупнейшими представителями неоклассицизма собственно в И. были Томас Кули — автор ротондальной Биржи (1769–1779, ныне городская ратуша), а также зданий Таможни (1781–1791) и Четырех судов (1786–1802),— и его ученик Джон Гэндон, окончивший два последних здания, а также реконструировавший Парламент (1785–1789) и начавший строить Королевский суд (1795–1816, после 1808 — Генри Арон  Бейкер). Гэндону принадлежит проект однонефной ц. в Кулбанагер, гр. Лиишь (1785).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

   В 1747 г. положено начало созданию СПБ Университета в виде Курсов университетского характера. Велено набрать 50 студентов из семинарий СПБ-ой, Новгородской и из Московской Дух. Академии. Синод опять распорядился — уступить учеников из разночинцев и в крайнем случае из причетнических детей. От Архиепископа СПБ-го поступило в Академию Наук даже ходатайство не «обирать» так одну столичную семинарию, а вызывать учеников и из провинциальных семинарий. По малолюдству духовенства в новом СПБ крае, местные ученики крайне нужны для церковной службы на месте. Но президент Академии Наук граф Разумовский прислал на это «строгий» ответ, что он мог бы и всех 30 студентов взять из одной СПБ семинарии, но лишь «по снисхождению» соглашается на вызов учеников и из других семинарий. Пришлось столичной семинарии своих учеников уступить.    На выносливом хребте учеников семинарий, еще далеко не развившихся до своей нормальной полноты и высоты, одновременно в XVIII веке строился рост и других специальных и высших школ. При замкнутом сословном строе, как духовенство вообще вынуждено было отдавать «штатные избытки» своей «рабочей силы» в крепостную кабалу, так и мнимые «избытки» своих школьников — на строительство всех других высших специальных школ. В 1754 г. последовал вызов в СПБ Медико-Хирургическую Академию. Синод ответил, что он может уступить только сыновей разночинцев. Но их оказалось мало. В 1755 г. Мед.-Хир. Академия просила Синод отпустить ей в студенты и из детей духовенства. Но Синод отказал. Тогда в 1756 г. поступило от М.-Х.-Академии новое слезное ходатайство, в виду крайней нужды в медиках, дать из всех духовных школ по крайней мере до 50 учеников. Синод на этот раз уступил, видя, что нет еще во всей России такого рода средних школ, которые бы давали специально латинистов. А какая-нибудь сотня киевских выучеников, разбросанная по епархиальным архиерейским школам, натаскивала всероссийских семинаристов на практическое усвоение латинского языка для чтения учебников, кропания школьных сочинений и даже разговорной латинской речи. Такого рода подготовки для медицины не могла тогда дать ни одна средняя школа в России.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В словесных науках. 1) Сочинил и говорил в публичном собрании слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому. 2) Сочинив большую часть грамматики, привел к концу, которая в нынешнем году печатью к концу приходит. 3) Сочинил письмо о сходстве и переменах языков. В 1756 году. В химии. 1) Между разными химическими опытами, которых журнал на 13 листах, деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать: прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере. 2) Учинены опыты химические со вспоможением воздушного насоса, где в сосудах химических, из которых был воздух вытянут, показывали на огне минералы такие феномены, какие химикам еще не известны. 3) Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звездки. В физике. 1) Изобретен мною новый оптический инструмент, который я назвал никтоптическою трубою (tubus nyctopticus); оный должен служить к тому, чтобы ночью видеть можно было. Первый опыт показывает на сумерках ясно те вещи, которые простым глазам не видны, и весьма надеяться можно, что старанием искусных мастеров может простереться до такого совершенства, какого ныне достигли телескопы и микроскопы от малого начала. 2) Сделал четыре новоизобретенные мною пендула, из которых один медный, длиною в сажень, однако служит чрез механические стрелки против такого, который бы был вышиною с четвертью на версту. Употребляется к тому, чтобы узнать, всегда ли с земли центр, притягающий к себе тяжкие тела, стоит неподвижно или переменяет место. 3) Говорил в публичном собрании сочиненную мною речь о цветах. В истории. Собранные мною в нынешнем году российские исторические манускрипты для моей библиотеки, пятнадцать книг, сличал между собою для наблюдения сходств в деяниях российских. В словесных науках. 1) Сочиняю героическую поэму, именуемую: «Петр Великий». 2) Сделал проект со стихами для фейерверка к 18 декабря сего года.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Шпиль собора сначала был деревянным и страдал от штормовых ветров. В 1756 году он сгорел от удара молнии. Начавшийся пожар серьезно повредил колокольню. Спустя десять лет она была восстановлена в прежнем виде. В 1857 – 1858 годах деревянные конструкции шпиля заменили металлическими, спроектированными архитектором Д.И. Журавским. В 1858 году на Воткинском заводе на Урале был сделан металлический каркас нового шпиля. В Петербург этот каркас доставили в разобранном виде. Монтаж производился на колокольне собора. Внутри каркаса на две трети его высоты была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от которой на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка для восхождения до основания креста. Общая высота колокольни от земли до креста составляет 122,5 м. Это и сейчас самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Ангел первоначально был закреплен на шпиле неподвижно, из-за чего 10 сентября 1777 года его сломала буря. В том же году по рисунку архитектора А. Ринальди изготовили новое изображение ангела, только меньших размеров (высота ангела 3,» м, размах крыльев 3,8м). На этот раз фигура была закреплена на шпиле таким образом, что она не оказывала сопротивления напору ветра, а свободно вращалась, как флюгер. В 1778 году под руководством академика Л.Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом. В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Кровельщик Телушкин, ловко пользуясь приспособлениями из веревок, поднялся на верхушку шпиля и отремонтировал флюгер. При реставрации в 90-х годах ХХ века для снятия ангела со шпиля и его установки использовали вертолет. Внутреннее пространство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные пилоны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа. Необыкновенно величественный иконостас в виде триумфальной арки исполнили в 1722 – 1726 г.г. московские резчики и позолотчики, трудившиеся под руководством И.П. Зарудного. Иконостас относится к числу наиболее совершенных образцов русской резьбы, с которой удачно сочетается богатство барочной орнаментики. Образа для иконостаса писал иконописец А.М. Поспелов и его помощники. В стиле московского «нарышкинского» барокко исполнена алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=03750

30 О мечетях в астраханской губернии мы узнаем по поводу челобитной, поданной от татар казанского и сибирского уездов. „Правительствующий сенат, слушав экстракт, учиненный по челобитью казанской губернии от всех служилых мурз и татар поверенного от казанского и сибирского уездов на горной стороне; деревни Верхних Чипках, служилого татарина Якуба Биметева, в котором явствует, что в 1744 г. апреля 13 дня (далее следует содержание указа 1744 г., который нам уже известен, см. выше стр. 296–299). А присланными в сенат ведомостями показано, а именно: из казанской губернии, что в Казани и в казанском уезде прежде было 536 мечетей, сломано 418, оставлено 118; а при скольких душах, того не показано; из сибирской: в Тобольске, в Таре и в уездах было 133 мечети, сломано 98, оставлено и вновь построено 35, при оных мужеска пола 8.535 душ ; из астраханской: при Астрахани де и в степных местах, в татарских юртах было 40 мечетей и из них сломано 29, оставлено 11, при них татар и прочих магометанцев 3.245 душ. А ныне (в 1756 г.) поданным в сенат казанской губернии от всех служивых мурз и татар поверенный служивой татарин Якуб Биметев челобитьем просит, чтоб в их татарских больших и малых деревнях, в коих они жительствуют, а мечетей не построено, повелено было мечети для моления по закону их вновь по-прежнему построить; а находящихся в тех деревнях новокрещеных, коих находится по малому числу душ, а именно человек от двух до шести, из тех их жительств вывесть и поселить с прочими новокрещеных или с русскими. А по состоявшемуся в 1740 г. сентября 11 именному (Анны Иоанновны) указу, в 6 пункте, между прочим велено: новокрещеных иноверцев, которые живут с некрещеными, перевести в другие деревни и поселить вместе с крещеными.... А в 1743 г. сентября 28 по именному ж ее императорского величества указу, подписанному на докладе сенатском, по представлению св. синода, а в оный по доношению бывшего у новокрещеных дел архимандрита (что ныне преосвящ. епископ рязанский) Димитрия, между прочего 3 пунктом велено: понеже по вышеписанному 1740 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010