Двукратным отказом Св. Синода, очевидно, дело не кончилось. Заправилы Славяно-Сербии, поддержанные Сенатом, стояли на своем. Воронежский епископ, отстаивая свои права действовал заодно с Синодом. В сентябре 1756 г. он представил Синоду копии высочайших грамот о приписке к Воронежской епархии из Патриаршей области крепостей и казачьих донских городков по рр. Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, крепостей Бахмутской и Хоперской и казачьих городков по другим речкам, в том числе Лугани, а также церквей, монастырей и часовен, да из Белоградской епархии г. Острогожска с уездом. Ничто не помогло епископу Феофилакту. 22 окт. 1756 г., по требованию Правительствующего Сената и по просьбе командующего в Славяно-Сербии генералитета, славяносербские поселения, по близости их расстояния от Белограда, по духовному управлению перечислены Св. Синодом в ведомство белоградского архиерея, т. е. приписаны к Белгородской епархии (Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XXXIV, 448 и приложение к делу XXXVI. Копии жалованных грамот, представленные еписк. Феофилактом Св. Синоду). К стр. 421 – 431 примеч. По высочайшему повелению от 11 марта 1754 года «О сочинении ясных и понятных законов была составлена особая Комиссия с участием духовных лиц, в виду того, что деятельность этой Комиссии касалась церковных законов и управления. 24 окт. 1754 г. она потребовала от Св. Синода известия о том, какие епархии, архимандрии и обители вновь прибыли или выбили, или какие оные между собой степени имеют со времени Уложения царя Алексия Михайловича 7157 (1649 г.). По этому требованию в Св. Синоде были собраны самые краткие и не полные (хронологически) сведения о степенях епархий и о постепенном открытии их, начиная со времени учреждения патриаршества на Руси до 1750 г., а также о монастырях, которые не названы в прежнем Уложении. Эти сведения напечатаны в приложениях XXVII – XXXVIII к 454 в Опис. Док. и Д. Св. Синода т. XXXIV; они слишком общего характера и имеют в виду, главным образом, титлы архиереев по степеням епархий и определение собора 1667 г. об открытии епархий, причем указано, где проектируемые епархии были открыты к 1750 г. и где нет. Тут названо большинство мужских монастырей по епархиям, существовавших в 1750 г., с разделением их на архимандрии, игуменские и строительские.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

15 января 1750 года между Испанией и Португалией был заключен договор о разграничении американских владений, по которому первая из этих держав передавала Бразилии семь областей иезуитского государства в Парагвае, расположенных на востоке от Уругвая. На основании этого договора испанское правительство приказало иезуитам вместе с 30000 индейцев в течение одного года покинуть эти области, оставив свои поселения, и основать новую колонию на другом берегу реки, на испанской территории, то есть начать все заново в пустыне. Этот приказ не только доказывал, что иезуиты потеряли свое преобладающее влияние в Мадриде и Лиссабоне, но показывал также, что в колониальной политике Испании одержала верх система бессмысленного, грубого насилия, которая грозила худшими катастрофами для огромной колониальной империи. Но случилось то, что должны были бы предвидеть оба правительства заранее. Не только индейцы, но и некоторые иезуиты оказали сопротивление португальской комиссии, которой было поручено провести новые границы. Когда обе заключившие договор державы ввели в 1756 году на территорию Уругвая две небольшие армии, краснокожие христиане выступили с оружием в руках против солдат. Произошла настоящая битва, в которой, как и следовало ожидать, победа досталась европейцам. Однако индейцы начали упорную партизанскую войну, от которой страдали главным образом португальские войска. Истощенные, деморализованные, сильно поредевшие, они были вынуждены отступить, а так как оба правительства были по разным причинам недовольны условиями договора, то в 1760 году они отказались от попытки урегулировать границы и территория уругвайской миссии была возвращена Испании. Эти события составляют исходный пункт крушения не только иезуитского государства в Парагвае, но и самого иезуитского ордена. Помбал, давно уже возмущенный влиянием иезуитов на двор и правительство, решил уничтожить орден в Португалии. 19 сентября 1756 года он приказал изгнать всех находившихся при дворе иезуитов. Некоторое время спустя, в 1757 году, опубликовал свой знаменитый «Краткий отчет о государстве иезуитов в Парагвае», представлявший собой, несмотря на официальную сдержанность стиля, объявление войны опасному обществу, которое осмелилось основать собственное государство вне всякого контроля светских властей и тем самым ясно обнаружило руководившие им всюду и всегда политические расчеты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Привилегия подготовки и издания календарей в России с 1721 по 1865 г. принадлежала Академии наук. Привилегия подготовки и издания календарей в России с 1721 по 1865 г. принадлежала Академии наук. Зарубин П. А. (1816–1886) — публицист, прозаик, с 1871 г. до кончины редактор газеты «Петербургский листок». Зарубин П. А. (1816–1886) — публицист, прозаик, с 1871 г. до кончины редактор газеты «Петербургский листок». Оракул — здесь: гадательная книга. Оракул — здесь: гадательная книга. Ботвинья — холодное кушанье из кваса, вареной зелени и рыбы. Ботвинья — холодное кушанье из кваса, вареной зелени и рыбы. Пенное — крепкое хлебное вино. Пенное — крепкое хлебное вино. Дворянский институт — закрытое среднее учебное заведение для мальчиков дворянского происхождения; Екатерининский институт — то же для девочек. Дворянский институт — закрытое среднее учебное заведение для мальчиков дворянского происхождения; Екатерининский институт — то же для девочек. Васильев день — 1 января. Васильев день — 1 января. «Московские ведомости» (Москва; 1756–1917) — одна из старейших российских газет; «Полицейский листок» — обиходное название газеты «Ведомости московской городской полиции» (1838–1917). «Московские ведомости» (Москва; 1756–1917) — одна из старейших российских газет; «Полицейский листок» — обиходное название газеты «Ведомости московской городской полиции» (1838–1917). «Современник» — журнал, издаваемый в 1847–1866 гг. Н. А. Некрасовым. «Современник» — журнал, издаваемый в 1847–1866 гг. Н. А. Некрасовым. «Три страны света» — роман Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой, печатавшийся в «Современнике» (1848–1849). «Три страны света» — роман Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой, печатавшийся в «Современнике» (1848–1849). Вяземский Петр Андреевич (1792–1878), князь — поэт, в 1846–1848 гг. управлял Государственным заемным банком; Кавелин Александр Александрович (1799–1850) — губернатор Санкт-Петербурга. Вяземский Петр Андреевич (1792–1878), князь — поэт, в 1846–1848 гг. управлял Государственным заемным банком; Кавелин Александр Александрович (1799–1850) — губернатор Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В рассматриваемое время обращено было особенное внимание на приучение студентов богословия к проповедованию. В этом они упражнялись под руководством четвертого, экстраординарного, профессора. Им вменено также в обязанность произносить проповеди в соседних с Тюбингеном селениях. С наступлением следующего, шестого, периода (1690–1720 г.) становится заметным оживление в жизни и деятельности богословского факультета в Тюбингене. Господство обличительного богословия, которому служили в предыдущий период прочие науки, приходит к концу. Экзегез ветхозаветных и новозаветных книг занимает первое место в ряду наук. Библейская наука получает новую жизнь. Толкование производится по лучшим герменевтическим правилам; видно стремление изучать текст беспредвзято, с научными приемами. Правда, еще по-прежнему в программе остается обличительное Богословие, но ему дается лучшая постановка: оно направляется исключительно против современных заблуждений. Программа расширяется через введение в курс наук – церковной истории. Ее, на первый раз, читает сверхштатный экстраординарный профессор. Корпорация профессоров обновляется, благодаря поступлению в нее людей с новым направлением. Замечательно, что факультет неприязненно встречал подобных людей и противодействовал их назначению, но правительство, которое не стеснялось мнением факультета, решительно назначало в профессора таких лиц, которые могли оказать услуги науке в качестве представителей новых идей. Так случилось при назначении профессора Ферча. В то же время происходит выделение обязанностей профессора от обязанностей духовного лица, так как доселе профессор нес на себе и эти последние обязанности. Некоторые профессора, например, отказываются от проповеди , и им делаются уступки в этом отношении. Периоды седьмой (1720–1756) и восьмой (1756– 1785) могут быть обозреваемы вместе, по тесной связи их между собою. Модным учением в это время была Лейбнице-Вольфианская философия. О ней много пришлось рассуждать Тюбингенским богословам. В 1725 году герцог пожелал выслушать мнения философского и богословского факультета по вопросу: насколько Лейбнице-Вольфианская философия может иметь отношение к догматам, и распространение ее нужно ли признать полезным или вредным? Мнения факультетов были против этой философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но главная причина охлаждения Софрония Тернавиота к интересам лавры заключалась все-таки не во внешних событиях, о которых у нас была выше речь, а в наступившей перемене в положении самого лаврского «стряпчего». Еще в начале 1756 года, когда Софроний Тернавиот явился в С.-Петербург, возникла мысль о назначении его на высшую должность. Весьма возможно, что подобный проект мог явиться и помимо желания, или домогательства Софрония Тернавиота. Академическое образование практические способности, такт и умение держать себя в обществе, – все это, без сомнения, выделяло Софрония Тернавиота из среды других молодых иноков и обращало на него внимание. Со своей стороны, и сам Софроний Тернавиот, без сомнения, мог идти навстречу желанию его высоких покровителей доставить ему более почетное самостоятельное место в духовном мире. Особенно это должно сказать относительно светских лиц, среди которых Софроний Тернавиот приобрел много влиятельных знакомств во время своих командировок в столицы по лаврским делам и которых он мог просить о содействии ему в получении высшего назначения. Помощь со стороны этих последних могла оказаться для него весьма важной в то время, когда св. синод и вообще духовные власти, среди которых имел связи и архим. Лука могли бы воспротивиться назначению Софрония Тернавиота, как это в действительности потом и случилось. Впервые зашла речь о новом назначении Софрония Тернавиота в конце марта 1756 года. 28 марта сам Софроний Тернавиот писал Киево-Печерскому архим. Луке, между прочим, следующее: «вашему ясне в Богу високопреподобию, милостивому моему отцу, донесть не оставляю. Святейший правительствующей синод благоусмотрением своим к знатному намеревает позвать мене послушанию и уже между собою согласились к вашему ясне в Богу високопреподобию писать. Я же, как син святыя лавры и вашего ясне в Богу високопреподобия верный послушник, чувствуючи всегда отеческую милость, которой по смерть мою не лишен быть хощу, уповая паче что оставлен не буду, чрез сие всепокорнейше прошу, не отдаляя мене матери нашей, святой лавры, усиновления, в то богоугодное звание архипастирское прислать благословение, которое получивши, синовски старатимус ревность и услугу чинить, дабы болшое усиновление от матери нашей, святой лавры, и временное и вечное получить удостоился» 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года С тех пор, как Петр Великий довел степень развития Российского государства до уровня Европейских государств, Россия приобретала с каждым годом все больше и больше влияния на их судьбу. При Елизавете Петровне это влияние стало еще сильнее и заметнее, и для того чтобы иметь полное понятие о событиях, происходивших во времена ее царствования, надо посмотреть на тогдашнее состояние Европейских государств. Оно было весьма сложным. В 1740 году умер Римский император Карл VI. Не имея сына, он в духовном завещании оставил престол своей дочери Марии-Терезии, о которой вы уже немного знаете из нашего рассказа о правительнице Анне Леопольдовне. Богатое наследство редко достается без спора: принцесса Мария-Терезия еще не успела принять его, как со всех сторон появились искатели, одни из которых объявили, что имели больше прав на корону отца ее, чем она сама; другие требовали только отделения некоторых областей от империи. В числе первых были дворы, соединенные родством с Австрийскими императорами: Баварский , Саксонский и Испанский; в числе последних опаснейшим был знаменитый в то время Прусский король Фридрих II, о котором впоследствии мы будем говорить подробнее: этот государь назван в истории великим и поэтому заслуживает особого нашего внимания. Управляя с редким искусством своим королевством, он первый возвел Пруссию на ту высокую ступень, которую она с тех пор занимала между Европейскими государствами. Он считал нужным для безопасности своих владений, присоединить к ним Силезию , принадлежавшую наследнице Немецкого престола. Фридрих II предложил Марии-Терезии свою самую деятельную помощь против всех врагов, если только она согласится уступить ему Силезию. Но Мария-Терезия была одарена необыкновенной твердостью: еще не считая свое положение безнадежным, она не согласилась на предложение Фридриха, хотя в это самое время число врагов ее увеличилось, и они уже войной опустошали прекрасные области наследницы. Особенно опасен для нее был Французский король, который с таким усердием помогал Баварскому герцогу Карлу, что даже успел короновать его как Немецкого императора под именем Карла VII.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Больше всего рукописей находится в фонде Additional, к-рый с 1756 г. постоянно пополняется новыми (собр. Add.). Много рукописей приобретено на средства Бриджуотерского фонда, основанного Фрэнсисом Генри Эджертоном (1756-1829), вложившим в него 12 тыс. фунтов стерлингов, он также передал в дар Британскому музею 67 ценнейших рукописей, ставших основой собр. Egerton. Уникальные и особо ценные рукописи В Б. б. находятся древнейшие кодексы Библии на греч. (Codex Sinaiticus, IV в., и Codex Alexandrinus, V в.) и лат. (Codex Palatinus, V в.), Линдисфарнские Евангелия (Lindisfarne Gospels) (Cotton MS. Nero D. 4, VII в.), Евангелие 1355/56 г. последнего христ. правителя Болгарии царя Ивана Александра (1331-1371), копия Самаритянского Пятикнижия, 4 из 6 основных рукописей Англо-саксонских хроник XI в., единственная рукопись XI в. англо-саксонской поэмы «Беовульф», 2 экз. «Великой хартии вольностей» 1215 г. (Magna Charta), оригинал романа Т. Мэлори «Смерть Артура», геральдические свитки (Камденский свиток, 1280), «Поэма об осаде Карлаверока», 1300), записные книжки Леонардо да Винчи и мн. др. Большой интерес для исследователей представляет собрание греч. и лат. текстов на папирусах и остраконах, содержащих библейские, литургические, святоотеческие, светские и др. тексты (напр., папирусные фрагменты неизвестного апокрифического Евангелия II в., греч. Евангелие Фомы из Оксиринха; при этом древнеегип. папирусы хранятся в Британском музее, а коптские - в Восточной коллекции). В XX в. поступление новых рукописей значительно сократилось, но тем не менее за последние 20 лет Б. б. приобрела такие ценные рукописи, как Шерборнский Миссал, письма герц. Эссекского кор. Елизавете I, архив графов Спенсеров и др. Восточная коллекция Включает собрание книг и рукописей библиотеки Восточно-Индийской компании (1600-1858), к-рая в 1858 г. была передана мин-ву Индии (The India Office Library). Однако систематическое коллекционирование почти прекратилось в 30-х гг. XX в. и было возобновлено лишь в 60-х гг. До 1982 г. б-ка мин-ва Индии и б-ка Британского музея собирали материалы по отдельности. Помимо изданий из Юж. и Юго-Вост. Азии в Б. б. хранится много книг на иврите (ок. 100 евр. инкунабул), а ее коллекция арм. печатных изданий входит в число 5 самых крупных в мире.

http://pravenc.ru/text/153447.html

Америке не прекратилось. Между англичанами и французами развернулась борьба за долину р. Огайо, принадлежавшую французам. К 1755 г. столкновения переросли в полномасштабный конфликт, в 1756 г. боевые действия продолжились, в Европе началась война, позже получившая название Семилетней (1756-1763). Британское правительство, возглавлявшееся У. Питтом Старшим, поставило перед военными задачу сокрушить морское и колониальное могущество Франции. Одной из главных целей Лондона стало завоевание К. и полное изгнание французов из Сев. Америки. В колонии были переброшены крупные воинские соединения. Франция, вынужденная защищать свои границы от прусских войск, союзников англичан, не могла (да и не хотела) отправлять в К. значительные контингенты. В 1757-1758 гг. французы под командованием маркиза Л. Ж. де Монкальма одержали победу при Карийоне, а англичане снова взяли Луисбур. Лишь в 1758 г. англ. экспедиционным силам ген. Дж. Вулфа удалось победить французов под Квебеком и захватить «столицу» Нов. Франции. В 1760 г. К. была окончательно оккупирована англичанами. При подписании Парижского мирного договора (1763) франц. правительство легко пошло на уступку К. (к-рую Вольтер тогда называл «несколькими арпанами снега» (арпан - франц. мера площади)), в ней тогда проживало не более 80 тыс. чел. Англ. завоевание Нов. Франции стало отправной точкой возникновения франко-канадской, а затем квебекской проблемы, связанной с наличием в К. значительного франкоязычного сообщества. Эпоха британского колониального господства (1760-1867) После 3 лет оккупационного «Временного режима» (1760-1763) завоеванные у Франции территории были реорганизованы. Долина р. Св. Лаврентия, где проживало большинство франко-канадцев, стала колонией Квебек, а остальные земли частично были объявлены Индейской территорией, частично включены в состав др. англ. колоний. В колонии Квебек англ. власти сохранили сеньориальную систему и разрешили жителям свободно исповедовать католицизм, однако занимать адм. должности имели право только протестанты.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Но до 1756 г. в столице не было отдельного театра для русских представлений; представления давались при Кадетском корпусе, на придворном театре, в комнатах самого дворца, и первый отдельный театр явился не в столице, а в провинции–в Ярославле. Сын костромского купца, Волков, разыгрывавший сначала духовные драмы в Московской академии, видевший потом в Петербурге итальянскую оперу и представления трагедий Сумарокова кадетами, составил в Ярославле труппу из своих братьев и детей купцов и подьячих и в кожевенном сарае своего вотчима представил драму «Эсфнрь». Представление так понравилось тогдашнему ярославскому воеводе, Мусину-Пушкину, и помещику Майкову, что они убедили ярославских купцов и дворян построить в Ярославле театр. Театр был построен в широких размерах, так что мог вмещать в себе до 1000 зрителей. Когда узнали об этом в Петербурге, то вытребовали сюда Волкова с его труппой и заставили сыграть при дворе Сумарокова, в присутствии императрицы. Игра ярославских актеров понравилась; но, так как они не имели надлежащего образования, то лучших из них, Волкова, Дмитревского, Шумского и Попова, поместили в Кадетский корпус, для обучения иностранным языкам и словесности. Между тем, в 1756 г. открыт был в Петербурге постоянный русский театр. Первым директором его был назначен Сумароков, а первыми актерами два брата Волковы – Федор и Григорий, трагик Дмитревский и комик Шумский. Сумароков, еще до открытия театра, с 1750 г. управлял театральными представлениями в кадетском корпусе и при дворе; в это время, после Хорева, он написал четыре трагедии: «Гамлет», «Сикав и Трувор», «Артистона» и «Семира». После назначения директором, он должен был усилить драматическую деятельность; должность директора театра в первое время состояла не в том только, чтобы управлять театром, но и в том, чтобы поставлять на сцене пьесы своего сочинения. Сумароков написал еще четыре трагедии: «Ярополк и Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец» и «Мстислав». Всех комедий он написал 12: «Опекун», Лихоимец», «Три брата совместника», «Ядовитый», «Нарцисс», «Приданое обманом», «Чудовищи», «Трессотиниус», «Пустая ссора», «Рогоносец по воображению», «Мать, совместница дочери», «Вдорщица».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

И. Г. Зульцера. В этот период вокруг Л. сформировалась группа единомышленников, куда вошли будущие идейные лидеры нем. Просвещения К. Ф. Николаи и М. Мендельсон , а также К. В. Рамлер и Э. фон Клейст. Виртуозное владение аргументацией и широкая образованность в сочетании с полемическим даром и живостью стиля выдвинули Л. в число ведущих публицистов и критиков. Особую известность приобрел созданный Л. жанр «спасений» (Rettungen) - историко-филологических эссе, направленных на развенчание предрассудков в отношении неверно понятых или превратно истолкованных писателей прошлого, напр. Горация, Симона Лемниуса, Джероламо Кардано (см.: Multhammer M. Lessings «Rettungen»: Geschichte und Genese eines Denkstils. B.; Boston, 2013). Широкий резонанс имела также полемика с пастором С. Г. Ланге о переводах од Горация. Одновременно Л. включился в идейно-художественную борьбу вокруг нем. театра. В 1749 г. он совместно с Милиусом основал первый нем. театральный ж. «Beyträge zur Historie und Aufnahme des Theaters» (Труды по истории и восприятию театра), продолженный им уже самостоятельно в 1754 г. под названием «Theatralische Bibliothek» (Театральная библиотека). В этих изданиях Л. резко критиковал театральную эстетику франц. классицизма и ратовал за создание национального нем. театра. Творческая продуктивность и растущая известность позволили Л. уже в 1753-1755 гг. выпустить первое собрание сочинений. Покинув Берлин, Л. в 1755-1756 гг. посетил Потсдам, Франкфурт-на-Одере, Гамбург и Дрезден, а затем переехал в Лейпциг, где надеялся наладить сотрудничество с театральной труппой. Весной 1756 г. Л. представилась возможность совершить путешествие в Англию в качестве сопровождающего сына лейпцигского купца И. Г. Винклера. Однако из-за начавшейся Семилетней войны поездку пришлось прервать в Амстердаме. В ходе поездки Л. встречался в Хальберштадте с поэтом И. В. Глеймом, в Гамбурге - с поэтом Ф. Г. Клопштоком и актером К. Экхоффом. Большое значение для развития философско-эстетических воззрений Л.

http://pravenc.ru/text/2463601.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010