Симеон Полоцкий Полоцкий Симеон (в миру Петровский-Ситнянович Самуил Гаврилович) (1629–1680) – поэт, переводчик, драматург, богослов. Уроженец Полоцка. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк, преподавал в школе православного братства. В двадцать семь лет принял монашеский постриг под именем Симеон, получив известность как «дидаскал» – поучительный поэт. В 1656 году приветствовал в Полоцке своими панегирическими виршами царя Алексея Михайловича. В 1660 году, будучи в Москве, вновь преподнес царю свои вирши, что и сыграло едва ли не решающую роль в его судьбе. В 1664 году, после того как Полоцк отошел к Речи Посполитой, он переселился в Москву, где уже вскоре вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. С 1667 года Симеон Полоцкий – учитель наследника престола Алексея Алексеевича, после смерти которого в 1670 году – Федора Алексеевича, для царевны Софьи и малолетнего Петра он тоже был наставником. Так что Симеон Полоцкий на этой ниве – предшественник Василия Жуковского. Два поэта воспитали русских царей-реформаторов. Но воспитанники Симеона Полоцкого , введя крепостное право, закабалили русский народ, а воспитанник Жуковского Александр II стал царем-освободителем. Симеон Полоцкий , оказавшись в эпицентре русского раскола XVII века, сыграл немалую роль в низвержении «староверов», для которого они были «иже умом дети». Но и последователи Аввакума не остались в долгу. Эта полемика между «славянофилами» и «западниками» того времени не утратила своей остроты ни во времена Жуковского, ни в наши дни. Строки из знакового стихотворения «К ненашим» Николая Языкова «Не любо вам святое дело//И слава нашей старины...» можно с полным правом отнести к Симеону Полоцкому . Но среди славянофилов того времени еще не было своего Хомякова, который смог бы на равных противостоять ему в риторике, философии, «пиитике», поскольку таковые считались на Руси ересью. Это «окно в Европу» начал прорубать царь, прозванный Тишайшим, с помощью Симеона Полоцкого ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Суджа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1799 и 1828. Адрес: Россия, Курская область, Суджанский район, г. Суджа, ул. Щепкина, д. 4 Координаты: 51.189181, 35.276448 Проезд:Церковь находится на пересечении ул. Щепкина и ул. Ленина Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В красивом живописном месте города, на перекрестке улиц Ленина и Щепкина (в прошлом Курской и Покровской) стоит маленькая и уютная церквушка во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Она ровесница городу. Воевода и стольник Герасим Рогозин в своей описи города Суджи, составленной в 1664 г., говорит: «...против Московских ворот за городом - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стоит средь слободы и в той слободе 118 дворов». Была церковь деревянная и небольшая по объёму. С течением времени начала ветшать, и прихожане решили выстроить новую на прежнем месте. Строительство завершилось в 1799 г. По обветшании этой церкви прихожане решили выстроить новую каменную, место для нее было избрано другое и именно то, где ныне она находится. Освящение церкви последовало в 1828 г. При церкви был одноэтажый домик - приходская школа. Приход храма: слобода Подол, улицы Покровская, Херсонская. В 1915 г. церковь была отремонтирована, о чем гласит надпись на фундаменте алтарной части храма. Передо мной интереснейший документ - церковная ведомость за 1916 г. Составил ее священник Покровской церкви о. Сергий (Руднев). В церкви тогда было три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, северный - во имя святого великомученика Пантелеймона, южный - во имя святителя Иосафа Белгородского. При церкви были огород и сад, доход от них составлял 25 рублей. В церкви хранились следующие документы: опись церковного имущества с 1858 г., копии метрических книг с 1774 г., исповедные росписи с 1809 г. и др. В приходской школе обучались 20 человек, занятия вели священник и учительница Ольга Ивановна Несмачная. Старостой храма был купец Алексей Иванович Шабельников.

http://sobory.ru/article/?object=12809

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1352. Адрес: Россия, Владимирская область, г.Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.432, 40.44145 Проезд: монастырь находится в черте г. Суздаля, в северной его части. Из Москвы до Суздаля автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново», от Щелковского автовокзала. Кроме этого — на любых автобусах до Владимира с пересадкой на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля. На автомобиле следует ех ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда монастырь находится в черте г. Суздаля, в северной его части. Из Москвы до Суздаля автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново», от Щелковского автовокзала. Кроме этого — на любых автобусах до Владимира с пересадкой на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля. На автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 до Владимира. Непосредственно после въезда во Владимир объездная дорога с указателем на Иваново уходит влево; по ней 12 км до указателя на Суздаль, снова повернуть налево. От Владимира до Суздаля 37 км. На поезде из Москвы можно доехать только до Владимира, с Курского вокзала, далее до Суздаля — автобусами. Изменить описание объекта Иллюстративный материал к статье " История Одиннадцатой башни " . На техническом фото 1987 года запечатлён момент реставрационых работ по выпрямлению падающего прясла стены. Склон реки Каменка в наиболее опасном по расчётам месте отсыпан для предупреждения оползневых процессов и обрушения ограды монастыря. Олег Щёлоков 15 июля 1987 Карта и ближайшие объекты История Одиннадцатой башни Возведение каменной монастырской ограды Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале закончено в 1664 году. Таким образом, деревянный тын, которым был окружен монастырь, был заменён на кирпичные стены с двенадцатью башнями. В 1733 году одна из башен упоминается как наугольная, 12-тигранная. Согласно проекта реставрации 1975 года, эта угловая юго-западная башня стен монастыря, стоящая на высоком обрыве реки Каменки, получила номер одиннадцать.

http://sobory.ru/article/?object=00200

Супонево. Свенский Успенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1288. Ссылки:   Адрес: Россия, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. Фрунзе, д. 1Б Координаты: 53.206009, 34.329143 Проезд: От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных такси и 45. Подробную схему проезда к монастырю на собственном автомобиле вы найдете на сайте Свенской обители . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-ro века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-мy веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00662

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава девятая. Расположение к молитве Подготовка к молитве Истинная молитва, утверждают все православные авторы, – это дар Божий. «Ее возбуждает наш Ангел Хранитель, – пишет св. Феофан Затворник , – и она приходит и отходит... приходит она, когда кто трудится в молитве» 1658 . Так всегда полагали Отцы, в том числе св. Макарий Египетский и св. Иоанн Лествичник 1659 . После слов о том, что всякую добродетель можно обрести лишь путем усилий, Макарий добавляет, что то же самое относится и к молитве 1660 . А у того, кто слишком уверен в том, что уже преуспел в молитве, чаще всего молитва не идет 1661 . И напротив, «самый труд молитвенный, с терпением продолжаемый, доведет и до высших степеней молитвы» 1662 . В современных трудах о молитве различают подготовку непосредственную и предварительную. Эта последняя состоит в очищении души и в соблюдении всех заповедей истинно христианской жизни. Именно о такой подготовке древние аскеты говорили больше всего. А наставления к внутренней молитве, получившие распространение на Западе начиная с XVI в., прежде всего настаивали на «непосредственной» подготовке и предлагали различные методы сосредоточения. Методы, которые, несомненно, были известны и на Востоке, но там им придавалось значение вспомогательных средств. Нашу внутреннюю жизнь, по словам Феофана Затворника , можно сравнить с ненастроенным музыкальным инструментом. Прежде чем начать играть на нем, следует настроить его струны 1663 . Но можно ли подготовить сердце так, как настраивают арфу? Существует ли такое искусство? Каким образом сделать это? Феофан Затворник считает, что это возможно, поскольку Отцы разработали целый ряд «правил» для упражнения в благочестии 1664 . Однако надо быть очень осторожным при использовании таких методов, чтобы избежать превращения в «духовную Марфу», т. е. слишком ревностной сосредоточенности на поисках наилучшей системы. В Москву ведут различные дороги, но, выбрав одну и начав двигаться по ней, не следует поворачивать назад, чтобы пойти по другой 1665 . Кроме того, слишком скрупулезный метод ничуть не поможет на пути к благочестию. «Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй... Система будет ему только мешать и даже охлаждать дело молитвы» 1666 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Туруханск. Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий Туруханский Мангазейский монастырь, 3 класса, в 30 верстах от города Туруханска, на берегу реки Енисея. Основан в 1660 году иеромонахом Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский. При монастыре одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как и он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы. Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря. Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенно укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода. Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах приенисейского Севера.

http://sobory.ru/article/?object=20849

Успенский Погост. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1740 - 1799. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Успенский Погост Координаты: 56.102247, 42.169758 Проезд:Южный выезд из райцентра Вязники от южной объездной дороги, 13км. Асфальтированная дорога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи». По писцовым книгам 1653 г., при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен. В приход входило 36 населённых пунктов с общим количеством жителей – 6700 человек. В Успенском Погосте находился центр Ждановской волости (одной из пятнадцати вязниковских волостей). Из дела за 1751 г. 506 видно, что Христофор, митрополит Грузинский, в 1729 г. посвятил во священника в приход Яропольской десятни Успенский погост к церкви Живоначальной Троицы. Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях. В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине XIX столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.

http://sobory.ru/article/?object=04194

Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник Ныне существующая в Большом Кремлевском Дворце церковь в честь Словущего Христова Воскресения была устроена при царе Феодоре Алексеевиче на месте бывшей церкви во имя св. преподобномученицы Евдокии. Этот же храм, «что у Государыни Царицы на сенех», был устроен в 1627 г., без сомнения, в честь ангела второй супруги царя Михаила Феодоровича, царицы Евдокии Лукьяновны 1 . Посему представление сей церкви на рисунках, изображающих венчание на царство царя Михаила Феодоровича, пятиглавой, хотя и соответствует действительности, но страдает явным анахронизмом, так как в 1613 году Евдокиинского храма еще не было. О реставрациях, происходивших в храме до времени царя Феодора Алексеевича, сохранилось мало сведений. В чем состояло первое возобновление церкви в 1654 году, даже совершенно неизвестно, хотя оно, несомненно, было, так как в сем году, было совершено освящение ее, вероятно, малое 2 . В 1660 г. Ушаков с товарищами писал в Евдокиинской церкви царские двери 3 , а московский кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотил киоты 4 . В сем же году двери и ставни в окнах были обиты красным сукном 5 . В 1664 году кормовой иконописец Иван Владимиров с товарищами расписывал в церкви травы 6 , а Симон Ушаков с другими написал образа: Спасителя, Богоматери, И. Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, двенадцати апостолов и 17 икон господских праздников 7 и стенное письмо 8 . В 1673 и 1674 гг. Симон Ушаков с другими иконописцами чистил, олифил и вновь починивал иконы, которые были снесены из церкви преподобной Евдокии 9 , а иконописец Иван Филатьев реставрировал деревянный аналой 10 и, наконец, в 1677 г. к празднику Пасхи были вновь обелены стены в церкви, причем левкасные работы производили Ивашка да Матюшка Афанасьевы 11 . Как домовый храм, Евдокиинская церковь была часто посещаема запросто царями и царицами. Особенно же часто посещала ее царица Евдокия Лукьяновна, в честь ангела которой церковь была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Часть I. Период первый (867–1664 гг.) Проповедничество греческое Для у разумения характера проповедничества греко-русского необходимо ознакомиться: а) с характером проповедничества греческого, от которого русское получило свое начало и направление; б) со способом проникновения его в Россию, и средствами, которыми оно поддерживалось в русской Церкви; в) с бытом и характером русского народа, на который влияла греко-русская проповедь, и от которого, в свою очередь, получала особое настроение; г) и наконец с проповедничеством русским, показав в составе его черты заимствованные, подражательные, и черты самостоятельные, служившие выражением русской национальности. 1) Характер проповедничества греческого Проповедничество греческое по характеру своему отвлеченно, далеко от жизни действительной, ее тревог, запросов и недоразумений. В отношении содержания своего оно должно быть названо догматическим вообще, как совокупность правил веры и деятельности христианской. Направление этого содержания есть по преимуществу истолковательное, состоящее в изъяснении текста Св. Писания. Причина такого направления заключается в том, что греки первые из цивилизованных народов приняли христианство , и на них лежала обязанность изъяснить Св. Писание, как источник христианского вероучения. Проповедническая форма (или прием), при тогдашнем состоянии науки, была самым удобным средством для проведения богословских знаний в литературу и жизнь. Главным пособием истолковательного проповедничества служило сочинение Оригена : «Толкование на библию». В этом сочинении Ориген изъясняет текст писания трояким способом, – в смысле буквальном, нравственном и иносказательном. Он учит, что «во всех тех местах (Св. Писание), где есть смысл буквальный, надобно искать смысла таинственного». Сочинение Оригена имело значительное влияние, между прочим, и на развитие символизма в истолковательном проповедничестве. Проповедничество истолковательное в четвертом веке достигло полного своего развития и законченности, особенно в сочинениях Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010