Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Борисоглебский монастырь Карта и ближайшие объекты Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 г. Небольшой пригородный, он поддерживался вкладами удельных князей, затем московских государей и частных лиц. С 1652 по 1664 г. был приписан к новгородскому Архиерейскому дому, с 1682 г. - к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Первое каменное сооружение - собор - появилось в монастыре в первой трети XVI в. Остальные постройки до 70-х гг. XVII в. оставались деревянными. Сформировавшийся к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию. Утрачены лишь обветшавшие хозяйственные строения, восточные кельи и сильно перестроенная в 1791 г. больничная Покровская церковь 1702 г., стоявшая у северной монастырской стены. В XIX в. появился новый дом настоятеля, в начале XX в. - скромный административный корпус. Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И.Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х гг. Под наблюдением И.П.Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие. Кирпичный на белокаменном подвале собор, яркий образец московской школы начала XVI в., представляет собой четырехстолпный, ныне одноглавый крестовокупольный храм с тремя пониженными апсидами равной высоты. До середины XVIII в. он имел вторую главу над Вознесенским приделом, находившимся в южной апсиде. Собор перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, подвал - крестовыми. Фасады расчленены лопатками на три неравные, обрамленные филенками прясла. Полукруглые закомары с тонким профилем отделены от поля стен нарядным карнизом с " городками " и геометрическим орнаментом из круглых отверстий. Эти мотивы, частью переходящие на объем колокольни, были повторены в завершении барабана и апсид. Входы обрамляют белокаменные перспективные порталы с килевидным верхом, " дыньками " и сноповидными капителями. Возле западного портала в стену был вмонтирован надгробный резной каменный крест 1467 г., ныне переданный в местный историко-художественный музей.

http://sobory.ru/article/?object=00399

Домница. Монастырь Рождества Богородицы. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1696. Адрес: Черниговская обл., Корюковский р-н, с.Домница Координаты: 51.487165, 31.785797 Проезд:недалеко от местечка Березны на берегу реки Думницы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь основан в начале 60-х годов XVII века пустынником отцом Климентием. Он был из монахов, возрождавших Черниговскую кафедру после польского нашествия. Приблизительно в 1658 году отец Климентий срубил первую келию в глухом сосновом бору. Так возник уединенный скит, который в 1662 году разорили татары Крымской орды. Странствующий монах Дионисий возродил пустынножительство в домницких лесах в 1663-1664 годах. Первая половина XVII столетия — времена борьбы Православия с католицизмом. Часть Черниговщины принадлежала Польше. Православные подвергались гонениям со стороны Унии. В это суровое время на черниговской земле в 1680 году явила Знамение благости и покровительства Пресвятая Богородица через свой чудотворный Образ в лесной глуши, отдаленной от врагов православия. На том месте построили тесовую часовню. Предание гласит, что слепой девочке по имени Домна во сне было сказано пойти в лес и найти икону Божией Матери. После усердных поисков она обрела указанный Образ и получила исцеление. В 1683-1685 годах иноки перенесли келии скита к месту явления чудотворного Образа Божией Матери. Свое название монастырь получил от реки Домница, протекавшей среди сплошного леса, где явилась чудотворная икона на дереве, пень от которого до 1798 года находился в алтаре церкви святой Параскевы. В 1693 году архиепископ Черниговский Святитель Феодосий Углицкий благословил строительство нового монастыря с корпусом келий и собором Рождества Богородицы. Работы велись старательством бывшего гетмана Малороссийского Ивана Мазепы. Следуя его примеру, гетман Иван Скоропадский строит новую часовню для чудотворной иконы Богородицы Домницкой, а позже и храм Преображения Господня с братской трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=26599

Заборовье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Троицы в селе Заборовье Село Заборовье не расположено на берегах Тьмы, но оно было достаточно тесно связано с монастырями вдоль этой реки. Оно стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Вокруг него было в старину множество деревень, основным занятием жителей было хлебопашество. Храм объединял все деревни в одно целое, “держал” обширную площадь. И ныне, подъезжая к селу, издалека видишь среди полей обветшавший купол каменной Троицкой церкви и шатер колокольни, на котором еще держится старая главка с остатками креста. Село получило свое название в XV в., когда оно стало вотчиной бояр Заборовских, выходцев из Литвы. Старинное название села - Воскресенское, по названию церкви Воскресения Христова или Уверения Фомы (в первое воскресенье после Пасхи, когда Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, в храмах в честь Воскресения Христова бывает престольный праздник). Заборовские владели селом до конца XVI в., после чего оно частично было вложено ими в Троице-Сергиев монастырь, а окончательно отошло к нему уже в начале XVII в., после Смутного времени. Древнейшим письменным памятником, в котором упоминается Заборовье, является Писцовая книга 1548 г., упоминающая большой род Заборовских, отличавшийся большим благочестием - многие его представители приняли монашество перед смертью. В синодике Тутанского монастыря род записан так: “Помяни, Господи... род Заборовских Андрея, во иноках Андриана, Захария, Семена, Василия, Петра, Дея, во иноках Дионисия, Алексея, во иноках Александра, Иоанна, Димитрия, во иноках Дамиана, Исайя, во иноках Сергия, Стефана, Анны, во инокинях Анастасии, Мавры, во инокинях Марии, Домники, Димитрия, инока Симеона, Петра, инокиню Геласию, Наталью”. Помимо Тутани, помянники этого рода находятся в синодиках Иосифо-Волоколамского и Троице-Сергиева монастырей. Из этого рода особым благочестием отличались супруги Андрей и Анна Заборовские (+кон. XVI в.), принявшие перед смертью постриг. Анна, во иночестве Анастасия, похоронена в родовом селе под деревянной церковью Воскресения Христова. Место, где она приняла постриг, неизвестно, возможно, это Рождественский на устье Шостки, монастырь, откуда после его разорения престол был перенесен в Тутань. Но, не исключено, что постриг бояре приняли в селе Заборовье и жили здесь до своей смерти. После Смуты от села осталось лишь пустое место, но церковь (тогда она была шатровой) уцелела, вскоре и село было восстановлено усилиями властей Троице-Сергиевой Лавры, приказчика Андрея Иванова (о нем в главе о Тутанском монастыре), и крестьян. В 1664 г. старец Аверкий вложил в церковь села Заборовье Евангелие. На колокольне среди колоколов висел привезенный, видимо, из Ливонии колокол с латинской надписью “O, Santa Maria, Deum cum coelestis, ora pro nobis” (О, Святая Мария, предстоишь Богу, молись за нас”). Долгое время срубленный заново в 1634 г.

http://sobory.ru/article/?object=04407

Записка об Архангельском кафедральном соборе Собор в городе Архангельске существует уже около 290 лет; ибо первая церковь была устроена 1588 году, по благословенной грамоте Иова Митрополита Московского. Первоначальная церковь была деревянная во имя Преображения Господня, с колокольнею также деревянною, устроенною на столбах. Церковь стояла на месте, занимаемом ныне переднею к реке стеною Коммерческого Банка, а колокольня на передней к Двине половине бывшего корпуса Народных уездных училищ. В 1614 году при сей церкви был устроен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Этот придел был памятником исторического события; потому что устроен стрельцами и другими прихожанами в благодарность за прогнание Польских и Литовских людей, приходивших в том же году к Холмогорскому острогу. Сколько времени существовала эта церковь , определительно сказать нельзя, потому что время пожара, которым истреблена она, неизвестно, но как вновь выстроенная на место её церковь освящена по грамоте Никона, митрополита Новгородского, то принимая во внимание время пребывания его на сей митрополии, можно с вероятностью заключить, что она существовала не много более 60-ти лет, т. е. до 1650 года. Но выстроенная на месте её новая церковь существовала еще менее, потому что менее, нежели чрез 15-ть лет, также сгорела. Посему в 1664 году, между патриаршеством, по грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, приступили к третьему устроению; при сем случае сооружены уже были два храма: 1-й холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Богородицы и Святителя Николая на прежнем погоревшем месте; 2-й теплый во имя Богоявления Господня на погорелом же колоколенном месте, а колокольня отнесена далее к востоку, что занимает вторая половина бывшего Народного училищного корпуса. Но и эти нововыстроенные храмы чрез 18-ть лет, именно в 1681 году на 20-е число октября, сгорели. На место их опять вскоре устроены новые храмы: 1-й во имя Богоявления Господня в 1682 году по грамоте Корнилия, митрополита Новгородского, а 2-й по благословению преосвященного Афанасия, во имя Преображения Господня, освящен 1692 26-го августа в 11-е лето пребывания его в Холмогорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Зелёные Горы. Спасо-Зеленогорский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1800. Адрес: Нижегородская область, Вадский район, село Зелёные Горы Координаты: 55.613814, 44.216556 Проезд:Из Вада по шоссе через 12 источников, с трассы Р-158 - через Крутой Майдан и Борисово Поле Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты «Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному». В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».

http://sobory.ru/article/?object=09572

Ивантеевка. Церковь Георгия Победоносца в Новосёлках. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о церкви Георгия в Новоселках появилось в 1585 г. и было это упоминание о том, что она развалилась. К концу 1590-х годов церковь была выстроена заново. В 1664 г. Московская патриархия дала Бирдюкину-Зайцеву Ивану Ивановичу и его брату Киприану разрешение на владение селом, его землями и на строительство новой деревянной церкви. В 1678 г. церковь освятили, и в ней уже совершались богослужения. К концу 1720-х годов Георгиевская церковь обветшала. 3 июля 1730 года Ирина Федоровна Шереметева подала в Казенный приказ прошение о строительстве новой церкви, тоже деревянной, которое было одобрено, и храм был построен. С той поры церковь больше не перестраивалась. В советское время храм не закрывался, и в нем регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Из таблички, висящей на фасаде церкви следует, что она была построена в 1737 году, однако на самом деле нынешнее здание гораздо более позднее - конца XIX века. В каталоге " Памятники архитектуры Московской области " (1999 г., под ред. Е.Н. Подъяпольской) указано, что " ...общая объемно-пространственная композиция и художественные формы памятника с чертами псевдорусского стиля позволяют датировать его концом XIX в. " На сайте храма (http://pobedonosec-georgy.ru/) приводятся воспоминания старожилов и прихожан о строительстве церкви в конце XIX века и называются вероятные даты начала строительства - 1886-1887 гг. и освящения храма - 1892 г. Церковь Георгия Победоносца в с.Новоселки (Ивантеевка) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). В советское время не закрывалась. В 1957-1959 гг. храм расширен обширной пристройкой с севера. Кресты на главах - XVII в. Иконостас современен постройке. Роспись потолков - сер. ХХ в. Имеется чтимая икона Черниговской Божией Матери. Источник: Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники. - М., УКНО " Духовное преображение " , 2008 г.

http://sobory.ru/article/?object=03504

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов) Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря. Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киев. Выдубицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 11 веке сыном Ярослава Мудрого - князем Всеволодом. Сегодня архитектурный ансамбль монастыря состоит из церкви Архангела Михаила (1070-1769), Георгиевской церкви (1696-1701) и Спасской церкви (1696-1791), построенной в стиле украинского барокко. Михайловский собор небольшой, практически не изменился с 11 века. В 1664 году Святого Феодосия назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосии посылал своих певчих в 1685 году. Для успешного возрастания иноков в духовной жизни святой игумен основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, куда могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители - иеромонаха Иова (Опалинского). Вышеприведенная информация взята из жизнеописания Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Некоторые источники сообщают, что сейчас территория и строения монастыря находятся под контролем одной из групп, образовавшихся во время " раскола " конца 80х - начала 90х годов в Украинской Православной Церкви. Замечательный архитектурный и исторический ансамбль Выдубицкой обители находится в урочище Выдубичи. Название урочища связано с легендой о том, что именно здесь " выдыбал " , т.е. выплыл на берег языческий идол Перуна, поверженный в Днепр князем Владимиром. Монастырь пользовался широкой известностью еще во времена Киевской Руси. Его игумен Сильвестр редактировал здесь летописный свод " Повесть временных лет " . Первоначально главным храмом монастыря был собор св. Михаила, заложенный в 1070 г. князем Всеволодом Ярославичем.

http://sobory.ru/article/?object=00352

Козьмодемьянск. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты На козьмодемьянской Пугачевой горе словно каменный цветок радует глаз белокаменная Троицкая церковь — один из старейших храмов города на Волге. В начале XX века эту церковь называли лучшей в городе, и сегодня она остается одной из главных достопримечательностей Козьмодемьянска. Храм был построен в 1733 году в архитектурных формах XVII столетия. Основной куб храма, украшенный у завершения каменным пояском в виде гирек, венчает ряд декоративных закомар. На четырехскатном покрытии широко и свободно расставлено традиционное пятиглавие, декоративное оформление которого в виде закомар, очень гармонирует с закомарным рядом на четверике. Центральный барабан световой, остальные — глухие. Они крыты куполами красивого рисунка из железа. Граненые главы возносят ажурной формы кресты. С запада к церкви примыкает трапезная, завершающаяся трехъярусной четырехгранной колокольней, выстроенной уже в строгих формах позднего классицизма и в более позднее время. Троицкая церковь в начале XX века была трехпрестольной: главный храм во имя Святой Троицы, приделы: правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и левый — во имя иконы Божией Матери “Страстная”. В храме имелся чудотворный список этой иконы. Ежегодно 4-18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. Первоначально ход совершался только со свечой, которая покупалась на средства прихожан и которая по приходе ставилась перед Палецкой иконой. Со временем крестный ход стал совершаться с иконой Одигитрии “Страстная”. Кроме того, в Троицком храме имелись местночтимые иконы святителя Николая Чудотворца; Архистратига Михаила и Божией Матери Троеручицы. Последняя икона была списана с чудотворного образа, хранящегося на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим изографом и принесена архимандритом Феофаном в октябре 1664 года в монастырь Новый Иерусалим патриарху Никону, а затем перенесена в Козьмодемьянск.

http://sobory.ru/article/?object=05914

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010