А.А. Половцов Гамалея, Григорий Михайлович Гамалея, Григорий Михайлович, полковник Лубенский и генеральный есаул, один из заметнейших людей Малороссии второй половины XVII века; по своему происхождению Г. принадлежал Подолии, откуда вышел в Левобережье при Богдане Хмельницком и довольно быстро занял видное положение в войске; отец его еще в 1649 году был записан в казацкий реестр Черкасской полковой сотни, а затем был и Черкасским полковником (1662). По позднейшему преданию, не подтвержденному, впрочем, документами, уже Богдан Хмельницкий посылал его в Турецкому султану в Царьград, где его будто бы за громадный рост и прозвали Гамалеей («что, по уверению знающих турецкий язык, значит великого возрастом»). Григорий Г. впервые появляется в 1659 г., когда был послан от гетмана Выговского к Турецкому султану. Вскоре способности Г. выдвинули его из среды прочих казаков настолько, что он занял уряд Пирятинского сотничества (1663), а затем получил от гетмана Брюховецкого Лубенское полковничество (1664). С этого момента Г. принимает самое деятельное участие во всех почти военных действиях того времени, являясь одним из главных приверженцев Брюховецкого. Весной 1664 года Г. послан был гетманом на правый берег Днепра к городу Черкасам, жители коего держались польской стороны и признавали гетманом Тетерю и не желали подчиниться Брюховецкому; Г. сжег свой родной город и затем подверг такой же участи еще несколько городков и селений, не желавших подчиниться власти левобережного гетмана. Однако, в конце этого года Г. потерпел неудачу: вместе с отрядом воеводы Косагова он был осажден Чарнецким в местечке Медвине (ныне Каневского уезда Киевской губернии) и принужден был выдерживать осаду, отбиваясь от польских приступов в продолжение целых четырех недель. Весною следующего 1665 г. Г. одержал весьма важную для Брюховецкого победу в Корсуне. Отправленный сюда гетманом и воеводой Протасьевым с отрядом всего лишь в полторы тысячи человек из великороссиян и малороссиян, Г. в ночь с 3 на 4 апреля внезапно напал на стражу, охранявшую город, и взял его, избив при этом около 700 человек поляков и державших их сторону казаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Григорий Котошихин. О Московском государстве в середине XVII столетия Григорий Карпович Котошихин, автор сочинения, условно называемого «О Московской государстве в середине XVII столетия», родился, по-видимому, в Москве ок. 1630 г., служил в Посольском приказе – сначала писцом, а примерно с 1658 г. подьячим; участвовал в посольствах и переговорах с поляками и шведами, с которыми в 50–60-х гг. XVII в. попеременно воевала Московская Русь. За пропуск слова «государя» в царском титуле в одном из посольских отчетов, датированной 19 апреля 1660 г., был бит розгами. Неприятности случились и у него дома: его отец, монастырский казначей, был обвинен в растрате, и хотя, как оказалось, она не превышала пяти алтын, дом и имущество Григория были конфискованы. На карьеру его, однако же, это не повлияло, и в 1661 г. ему было доверено ехать послом в Стокгольм для передачи Карлу XI послания о ратификации заключенного в Кардисе мира. Не позже лета 1663 г. Котошихин начал через шведского дипломата Адольфа Эберса передавать шведам за деньги (по его словам, за 40 рублей, Эберс же писал, что за 100) секретную информацию. Но в конце 1663 г. он был послан в Брянск, в армию, которой командовали тогда князья Я. К. Черкасский и И. С. Прозоровский. В августе 1664 г. на их место в качестве командующего в польской кампании был прислан из Москвы князь Ю. А. Долгорукий, и он потребовал от Котошихина – тот позже этим объясняя свое бегство к полякам – обвинить князя Черкасского в неправильной ведении войны, за что обещал ему помочь в продвижении по службе и возвращении конфискованного имущества. Не желая якобы клеветать на Черкасского и боясь мести Долгорукого, но, вероятно, также опасаясь разоблачения своей изменнической деятельности в Москве, 1 сентября 1664 г, Котошихин бежал в Польшу. Через четыре месяца он направил письмо королю Польши Яну Казимиру, из которого ясно, что король дал ему жалованье 100 рублей в год и постоянное место при литовском канцлере, но Котошихин не был этим удовлетворен и просил у короля информацию о том, «что делается на Москве и меж Москвою и Шведами, также и на Украйне и меж Татарами», желая давать королю «пристойные и годные» советы в военных делах. Вскоре затем он переменил свое имя на польский лад, назвавшись Яганом Александрой Селицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело о Кольском раскольнике стрельце Ивашке Самсонове с товарищи (1664 г.) А в списке из дела, какое прислал, в Новгородский приказ из Кольского острога стольник и воевода Василий Эверлаков с тою отпиской написано: Кольский стрелец Ивашко Самсонов против навета дьякона Ивана Григорьева расспрошен трижды и пытан, а на пытке дано ему 15 ударов. А в расспросе на пытки он Ивашко говорил: называет де он Ивашко крестное знамение – что 3 перста первыми, антихристовою печатью для того, что его Ивашку учил так называть антихристовою печатью Пронка Макарьев, который сослан с Москвы в Кольский острог и говорил де ему Ивашку он Пронка: в нынешнее де лето возлюбят за то крестное знамение, что возлагают крест тремя перстами антихриста и его антихристову печать; да он же Ивашко говорил, что он Ивашко впредь 3-мя первыми перстами воображать на лице крестного знамения не хочет, а воображает он крестное знамение двумя перстами, а что дьякон Иван Григорьев поучал их творить крестное знамение 3 перстами и то де есть антихристова печать, а Пронка де Макарьев, который его Ивашку на то дело поучает, живет на подворье у ссыльного человека у Мартынки Васильева, да к нему ж Мартынке для учения приходит Кольский стрелец Матюшка Левонтьев прозвище Кеда. А ссыльные люди Пронка Макарьев, Мартынко Васильев, Кольский стрелец Матюшка Левонтьев расспрошены порознь, а в расспросе сказали: «полагают де они крестное знамение на лице своем двумя перстами, а что де ныне православные христиане воображают крестное знамение тремя первыми перстами, то де есть антихристово учение, а Ивана Самсонова учил тому воображению Пронка Макарьев, а иных никого в том совете с ними нет. Да они ж в расспросных своих речах сказали: Пронка Макарьев сказал: «ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат. Мартынко Васильев сказал: ныне де антихрист на земле а житие его антихристово ныне, где христианство мучат». Матюшка Левонтьев сказал: «антихристами стали все, которые 3-мя перстами воображают крестное знамение и печать».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 40 , С. 661-676 опубликовано: 19 июня 2020г. Содержание Происхождение и образование От философского гуманизма к евангелизму (1480-1521) Л. д " Э. как философ и издатель философских текстов Отношение Л. д " Э. к магии и герметизму Издание богословской и религиозно-мистической литературы Библейская текстология и экзегеза: «Пятичастная Псалтирь» (1509) и Послания ап. Павла (1512) Полемика 10-20-х гг. XVI в. Реформаторская деятельность в Мо (1521-1525) Последние годы жизни (1525-1536) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ [Франц. Lefèvre d " Étaples; лат. Faber Stapulensis, Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536, Нерак, Франция), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гуманизма . Происхождение и образование Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра. 1664 г. Мастер М. ван Зоммер Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра. 1664 г. Мастер М. ван Зоммер Точная дата рождения Л. д " Э. неизвестна; опираясь на неск. косвенных свидетельств, исследователи полагают, что он род. между 1450 и 1460 гг. (см.: Carri è re. 1947. P. 110; Bedouelle.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНН У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) [Англ. Penn] Уильям (14.10. 1644, Лондон - 30.07.1718, Раскум, графство Беркшир), англ. квакер , основатель колонии Пенсильвания (ныне штат США). Старший сын адмирала Уильяма Пенна (1621-1670), служившего О. Кромвелю , а после его смерти - кор. Карлу II . Благодаря военной карьере отца П., принимавшего участие в завоевании Ирландии, захвате Ямайки и англо-голл. войне 1665-1667 гг., семья стала обладательницей крупного состояния (адмирал был одним из кредиторов королевской семьи, получил рыцарское звание в 1660). В 1660-1662 гг. П. обучался в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, но был исключен за радикальные пуританские взгляды. В 1663-1664 гг. обучался в гугенотской академии в Сомюре (Франция), где учил теологию у М. Амиро. В авг. 1664 г. П. вернулся в Лондон, где изучал право в Линкольнсинн. В начале англо-голл. войны принимал участие в военных действиях и в апр. 1665 г. в качестве курьера доставил Карлу II донесение отца о морском сражении с голландцами при банке Ганфлит. В 1666 г. отец отправил П., так и не получившего юридического образования, в Ирландию управлять семейным замком Шангарри. В окт. того же года П. участвовал в подавлении бунта англ. гарнизона в замке Каррикфергус, за что получил чин капитана. В 1667 г. под впечатлением от проповедей Томаса Лоу вступил в Об-во друзей (квакеров), приняв «истинную веру Сердца и Света Святого». После этого П. уже не мог следовать обычным для дворянина путем, выбрав военную, политическую службу или карьеру государственного служащего. Для вступления в любую офиц. должность необходимо было поклясться на Библии и принести присягу королю, что для квакера было невозможно, так же как носить оружие и пользоваться им, употреблять местоимение «Вы» и обнажать голову в знак уважения перед кем-либо (включая короля).

http://pravenc.ru/text/2579954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬБРАНШ [Франц. Malebranche] Никола (5.08.1638, Париж - 13.10.1715, там же), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Жизнь, деятельность, сочинения Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Родившийся в многодетной дворянской семье, М. получил домашнее образование: он рос болезненным ребенком, что повлияло на соответствующее решение родителей. Замкнутый домашний образ жизни, почти полная изоляция от сверстников, воспитание в религ. духе - все это в немалой степени способствовало возникновению склонности к уединенным размышлениям, наложившей отпечаток на весь последующий жизненный путь М. К 16 годам здоровье М. несколько поправилось, и родители сочли возможным направить его для продолжения образования в парижский коллеж Ла-Марш. В окт. 1656 г. М. приступил к углубленному изучению теологии в Сорбонне, которое продолжалось 3 года. В 1658 г. в жизни М. произошло одно из переломных событий: он потерял родителей, что во многом повлияло на его решение вступить в католическую конгрегацию Оратория Иисуса (Société de l " Oratoire de Jésus). С 18 янв. 1660 г. М. как послушник Оратории изучал Свящ. Писание, библейскую экзегетику, сочинения отцов Церкви, теологию, церковную историю; значительного интереса к философии в этот период он не проявлял. В 1664 г. М. был рукоположен во пресвитера. В том же году произошло еще одно переломное событие в его жизни: он познакомился с сочинением Р. Декарта (1596-1650) «Трактат о человеке» (L " Homme), которое было написано в 30-х гг. XVII в., но впервые опубликовано лишь посмертно (на франц. языке - в апр. 1664). Чтение трактата, посвященного гл. обр. проблемам механистической физиологии, произвело на М. сильнейшее впечатление и пробудило интерес к одной из основных проблем философии Декарта, связанной с попыткой объяснить взаимодействие «телесной машины» и души.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

Скачать epub pdf Виктор Витенский. История гонений в африканской провинции Сегодня известно 12 рукописей этой книги. Лучшей считается Бамбергская (IX в.). Долгое время (особенно в XVII– XVIII вв.) наиболее авторитетными считались манускрипты из Кольбертинской библиотеки (в ней было три рукописи «Истории», самая полная – Парижская 2015, датируется Х в.) и экземпляр из клюнийского монастыря Святого Мартина в полях (XII в.). Впервые это сочинение Виктора было издано в 1500 году Жаном Пти; второе издание (долгое время считавшееся первым) увидело свет в 1535 году в Базеле (Беат Ренан); далее последовали издания Рейнхарда Лориха (1537, Кельн; переиздано в 1541 году в Базеле), Фр. Бальдуини (1569, Париж; первое комментированное издание), М. де ла Биня в «Bibliotheca Patrum» (1576, Париж), Франсуа Шифле (1664, Дижон), Тьерри Руиньяра (1694, Париж; напечатано вместе с исследованием о преследованиях вандалов). Последнее издание было повторно воспроизведено в 1732 году в Венеции и (вместе с упомянутой монографией) в латинской серии знаменитой Патрологии аббата Ж. Миня (1862, Париж, т. 58, кол. 125–434). В 1879 году Карл Хальм опубликовал новое, хорошо подготовленное научное издание этого произведения Виктора, правда с несколько измененным заголовком – Victoris Vitensis historia persecutionis Africanae provinciae sub Geiserico et Hunirico regibus Wandalorum (MGH. AA. T. III, pars II). Однако в нем не полностью были сверены все имеющиеся списки, поэтому буквально через два года последовала еще одна публикация текста в составе Венского корпуса церковных латинских писателей, подготовленная Михаэлем Печенигом, – Victoris Episcopi Vitensis. Historia persecutionis africanae provinciae. Rec. M. Petschenig. Vindobonae, 1881 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol. VII). Это издание до сегодня считается наиболее авторитетным. Первый перевод сочинения Виктора Витенского был осуществлен во Франции в 1563 году (второй раз – в 1664 г.), на английский язык «История» переведена в 1605 году. Наиболее известные переводы на другие языки – немецкий (Zink М. Bischof Victors von Vita Geschichte der Glaubensverfolgung im Lande Afrika. Bamberg, 1883; Mally М. Des Bischofs Victor von Vita Verfolgung der afrikanischen Kirche durch die Vandalen. Wien, 1884), итальянский (Vittore di Vita. Storia della persecuzione vandalica in Africa. Traduzione introduzione e note a cura di Salvatore Costanza. Rom, 1981 (Testi patristici XXIX)). Есть и французский перевод, выполненный Анри Леклерком (Leclercq H. Les martyrs. Recueil des pieces authentiques sur les martyrs depuis les origines du christianisme jusqu’au XX e siecle III. Paris 1904. Р. 348–407). Последний новый английский перевод был выполнен Дж. Мурхедом: Victor of Vita. History of Vandal Persecution. Liverpool, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Потоцкий, Федор Павлович Потоцкий, граф Федор Павлович, примас польский, архиепископ Гнезненский и сенатор Польского королевства; родился в Москве в 1664 году, умер в Варшаве 12-го ноября 1738 года. Отцом его был Павел Стефанович Потоцкий (см.), матерью – Елена Петровна, урожденная Салтыкова, – оба пользовавшиеся большим расположением царя Алексея Михайловича, который сам вызвался быть восприемником их сына и повелел совершить таинство крещения патриарху Никону . По переезде родителей в Польшу, Федор П. стал посещать иезуитские училища, затем обучался в германских и итальянских университетах. В 1683 году он был посвящен в духовный сан и вскоре назначен Краковским каноником. Призванный к королевскому двору, П. снискал себе симпатии королевской семьи и занял пост канцлера супруги королевича Иакова. С избранием Августа II на престол, Федор Потоцкий, по представлению Феликса Потоцкого, получил Холмскую епископию, хотя утверждение его в звании епископа состоялось лишь два года спустя по избрании: рождение его от православной и крещение православным патриархом возбудили против него интриги. Назначенный затем сенатором и членом Государственного Совета Польского королевства, Потоцкий стал принимать деятельное участие в исторической жизни Польши, особенно после того, как в 1722 году был избран Гнезненским архиепископом. Горячий патриот, Потоцкий в 1724 году, когда русские послы в Варшаве, князья Сергей Григорьевич и Василий Лукич Долгорукие старались сорвать сейм, чтобы помешать ему принять решение, несогласное с видами нашего правительства, грозил депутатам конфедерацией, если они допустят что-либо подобное. Совершенно иначе отнесся он к предложениям России в 1729 году, во время переговоров между ними и нашим посланником князем С. Г. Долгоруким об утверждении избранного в епископы Белорусские Арсения Берла: добившись обещания нашего посла, что в случае, если будет сделано какое-либо насилие при избрании короля, Россия будет заодно с Речью Посполитой, П. стал высказывать свои симпатии к России и вообще склоняться на сторону ее интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Сильвестр (Медведев), строитель Заиконоспасского монастыря Сильвестр (в мире Семен Медведев), по предположению г. Прозоровского, сын подьячего Агафоника и жены его Стефаниды Медведевых, родился, по показанию книги «Остен», в Курске 27 января 1641 года. Относительно юности и первоначального образования С. мы не имеем точных сведений, знаем, что до 1663 или 1664 г., когда он назначен подьячим приказа Тайных дел, он почти все время жил в Курске, научился чтению и письму, и служил уже на родине подьячим или «писцом гражданских дел». Некоторая начитанность, вероятно, была приобретена С. уже в этот период его жизни, благодаря рано обнаружившейся любознательности. Наряду с этим проявлялись и его способности к диалектике: по крайней мере, по свидетельству книги «Остен», он «от юности возраста был многоречив, и остроглаголив, и любоприв..., уста имея бездверна и гортань изжигающий яд душегубительный лжесловия, и язык непремолчно блядущ, яко всему телу его языку мнетися быти». Первые сведения о службе С. в приказе тайных дел имеются в расходных книгах этого приказа за 1665 г., но судя по тому, что С. получает уже не низший подьяческий оклад, можно предполагать, что служба эта началась за 1 или 2 года ранее. Остается С. в приказе до 1670 или 1672 г., а в это время он продолжает свое образование. В июле 1665 г. С., вместе с двумя дворцовыми подьячими, Симеоном и Ильей Казанцами, определяется для научения, «по латыням и грамматики» во вновь отстроенные «хоромы» при Заиконоспасском монастыре; здесь он живет вместе с учителем, Симеоном Полоцким , «в единой келлии» до 1668 г. При помощи «устоглаголанных словес» своего учителя, систематического прохождения курса и обширного чтения С. за это время усваивает языки польский и латинский, изучает риторику, пиитику, историю, философию и богословие; впоследствии этот круг знаний был расширен изучением греческого и, может быть, немецкого языков: по крайней мере недаром С. приобретал немецкие книги. Влияние Полоцкого на С. было очень сильно, и последний всегда высоко ставил авторитет своего учителя. Так, в 1676 г. он писал Полоцкому: «аз превелиим душевным веселием возвеселихся и Его Бога, всяких благ Дателя о таковой ми присножелательной радости благодарил, яко сподобивый мя Он, дивный во избранных своих церковных учителях, в твоем преподобии первую учительскую должность зрети». Благоговейное отношение к учителю сказывается и в тех заботах, какие мы видим впоследствии у С., о сохранении научно-литературного наследия Симеона Полоцкого . 1668–69 гг. вместе с другими подьячими Приказа тайных дел, С. проводит в Курляндии при Ордине-Нащокине, отправленном для переговоров с польскими и шведскими уполномоченными. Подьячие посылались, кроме своей прямой канцелярской обязанности, и «для научения», и в этом отношении поездка принесла С. немало пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Тиммерман, Франц Федорович Тиммерман , Франц Федорович, голландский купец, учитель Петра I по геометрии и фортификации, корабельный мастер. В историях Бергмана, Галема, Полевого Т. назван уроженцем Страсбурга, но вернее, что он был родом из Голландии, так как сам Петр в предисловии к морскому регламенту называет его голландцем. Время приезда Т. в Россию неизвестно, но есть основание полагать, что это было задолго до знакомства его с Петром, ибо голландский посланник Борель, приезжавший в Москву в 1664 г., называет и Т. в числе живших здесь голландских купцов. Во всяком случае, как на это указывает Устрялов, о долголетнем пребывании его в России свидетельствуют и сохранившиеся учебные тетради Петра, в которых задачи записаны рукой учителя довольно правильным русским языком и твердым почерком. Существуют две версии о времени и обстоятельствах, при которых T. сделался учителем Петра. По одной из них, основанной на воспоминаниях Крекшина и повторяемой Голиковым, Забелиным и др., знакомство Петра с T. произошло в 1684 г. После одного из упражнений в пушечной стрельбе и в метании бомб Петр попросил начальствующего пушечным двором указать ему искусного в артиллерийской стрельбе офицера; на следующий день в качестве такого ему представлен был Т. (тогда будто бы поручик), с которым Петр долго разговаривал, остался им доволен, сделал его своим учителем и повелел отвести ему во дворце комнату. У Голикова рассказывается также, что вскоре за тем в, том же 1684 г, Петр «повелел ему, Тиммерману, в рощах Преображенских, при реке Яузе, сделать малую регулярную крепость... и назвал крепостницу свою Пресбург», – рассказ маловероятный, не подтверждаемый данными, какие имеются о построении потешного городка Пресбург: о Т. в них не упоминается; к тому же нигде в сохранившихся делах он не именуется поручиком. Между тем в Государственном архиве (кабинетные дела, отдел I, книга 38) сохранился собственноручно Петром написанный рассказ (принятый и в школьных руководствах) о своем знакомстве с T., изданный в виде предисловия к морскому регламенту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010