Подпишитесь на наш Телеграм Есть такая шуточная народная примета: если начинается Великий пост, значит, скоро Пасха. Точно так же начало Рождественского поста говорит нам о том, что приближается Рождество. Дни промелькнут незаметно, и когда мы доживем до праздника, то пойдем на ночную службу, а потом будем дарить друг другу подарки, есть гуся (утку, свинью), радоваться тому, что пост наконец-то закончился. И всё это хорошо и правильно. Вот только не забывать бы нам о том, чьё рождение мы празднуем, к кому мы пришли в гости. Да и подарки-то гости дарят обычно не друг другу, а виновнику торжества. Ну или, по хоббичьей традиции , деньрожденник одаряет гостей. Празднуем мы, конечно, рождение Иисуса Мессии, нашего Творца и Спасителя, Бога и Человека. И вот Ему-то в первую очередь и должны принести мы дары. Но что бы это могло быть? Что приятнее всего для нашего Учителя, что для Него всего драгоценее? Как и для любого учителя – видеть, что его труды не напрасны, что ученики усвоили теорию и могут применять ее на практике. В прощальной беседе с апостолами Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34–35). Казалось бы, не такое уж неисполнимое требование: все мы, христиане, – ученики одного Учителя, следовательно – единомышленники; так что бы нам друг друга-то и не любить? Это ведь должно быть гораздо более легким делом, чем, скажем, любить врагов (да, Христос ждет от нас еще и этого: Мф 5:44, Лк 6:27). Но любить других христиан, даже если это наши ближайшие родственники, оказывается, очень непросто. Еще бы: они всё делают не так, как надо. Не так говорят, не так одеваются, не так постятся и не то постят. Им подсказываешь, поправляешь, наставляешь на путь истинный, обличаешь, наконец, – но нет, в ответ никакой благодарности, только обиды, ругань и злоба. Так проходят за годом год – и однажды православный (сиречь правоверный) христианин задумывается: а как же так? Вроде бы я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи: пощусь два раза в неделю, хожу на всенощную, причащаюсь чуть ли не каждое воскресенье, регулярно исповедуюсь, на храм жертвую, жене не изменяю, с еретиками не молюсь. Почему же не происходит никаких изменений к лучшему в моей душе? Почему я так же зол, завистлив, упрям и глуп, как и десять, двадцать, тридцать лет назад? Да, пожалуй, еще и хуже сделался.

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Постоянство Постоянство необходимо для спасения: Претерпевший до конца спасется ( Мф.10:22 ). Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). Пример Иисуса Христа должен поощрять нас к постоянству: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который претерпел крест. Помыслите о Претерпевшем, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр.12:1–3 ). Верные должны иметь постоянство а) в искании Бога и служении Ему: Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его ( 1Пар.16:11 ; Пс.104:4 ). Бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего ( 1Цар.12:24 ); б) в научении евангелию: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики ( Ин.8:31 ). Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен; ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение ( 2Тим.3:14–15 ); в) в вере: Апостолы, утверждая души учеников, увещевали пребывать в вере ( Деян.14:22 ). Стойте в вере, будьте тверды ( 1Кор.16:13 ). Трезвитесь, бодрствуйте, противустойте диаволу твердою верою ( 1Петр.5:8–9 ); г) в любви Божией: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей ( Ин.15:9–10 ); д) в сохранении твердой надежды: ( Ос.12:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен обещавший ( Евр.10:23 ); е) в благодати Божией: Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ); ж) в молитве: Должно всегда молиться и не унывать ( Лк.18:1 ). В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ( Рим.12:12 ). Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); з) в послушании заповедям: Буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки ( Пс.118:44 ). Кто вникнет в закон совершенный и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:22–25 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Христос Воскресе! Нужно ли мне молиться за тех людей, с которыми грешила (блудила) до брака? И если нужно, то как? Какие молитвы читать? И можно ли упоминать этих людей на Псалтири? И ещё вопрос: у меня сейчас сложные отношения в семье (разногласия и частые ссоры с мужем, нет взаимопонимания с дочерью). Правильно ли я понимаю, что всё это следствие моих блудных грехов? Спаси Господи за ответ. P.S. Пришла к вере (воцерковилась) я только в браке, до этого пребывала в неведении и невежестве относительно этого страшного и разрушительного греха. Многое бы отдала за то, чтобы вернуть свою чистоту и целомудрие. Похожие вопросы 4 Ответа Сложный вопрос… Не приведет ли поименное поминание бывших партнеров по греху к разжиганию воспоминаний о самом грехе? Может быть, лучше поминать как-то обобщенно, типа “всех людей, которых я знала”? А еще лучше обсудить этот непростой сакральный вопрос с опытным священником. Вряд-ли можно свести семейные неурядицы просто к прошлым грехам. Для семей советского менталитета, где нет ни положительных традиций, ни укоренившейся духовности, ставшей образом жизни, такие неурядицы — обычное дело. Тут надо молиться, сдерживаться и многолетним трудом вырабатывать свой уклад, который позволит придти к пониманию и подлинной любви. Совершенно бесценны здесь бывают советы духовника. С уважением, Воистину Воскрес! Ничего страшного в молитве за людей нет. Сказано: Мф.5:44 говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас Если за врагов молимся, то и тут нужно. Но если “партнёр” хулит открыто на Бога, то молиться не нужно, чтоб самой не пострадать. Молитва за Ваших “партнёров” при искреннем собственном покаянии излечит не только Вас, но им поможет, и бесам навредит. Как молиться. Запишите их в помянник, и просто, как родителей и детей произносите, так и их поминайте. Тоже и при чтении Псалтири, если благословили. Если они некрещенны, то в храме записок не подавайте.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-molits...

§ 44. Падение в мире ангельском По учению св. писания высший и первый из всех ангелов отпал от Бога и через это сделался злым и в своей вражде против Бога настолько утвердился, что сталь уже неспособен к исправлению. Вместе с высшим ангелом пали и некоторые подчиненные ему духи. Что же было побуждением к падению духа? Ясного указания на это нет в св. писании, но можно только заключать об нём на основании слов ап. Павла (в 6 ст. 3 гл. 1-го посл.) к Тимофею. Ап. Павел говорит здесь, что епископ не должен быт из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Одинаковость осуждения предполагает одинаковость преступления. Если же епископ, поставленный из новообращенных, может подпасть одинаковому с диаволом осуждению за гордость, которая при этом может в нём возникнуть, то значить, и грех диавола, за который он, со своей стороны, подпал осуждению, есть также гордость. Таким образом, побуждением к падению диавола, как можно заключать из указанного места посл. ап. Павла к Тимофею, была гордость, которая выразилась, вероятно, в недовольстве диавола своим состоянием и в высокомерном желании сравняться с самим Богом. Что диавол пал по гордости, вследствие своего высокомерия, в этом уверяют нас также и св. отцы церкви. Падшие духи образуют из себя особое царство (Апк. 11:18; Мф.12:26 ). Во главе его стоить высший падший ангел, называемый различными именами, как: сатана, т.е. льстец (Апк.12:9; Пар.22; Иов.2,7 ; Мф.4,10;12, 26 ), диавол, т.е. клеветник ( Мф. 4:1:5: 8; 9: 34 ), противник ( Мф 1:2:5:8 ; Иов.16:9 ), Велиар, т.е. гнусный ( 2Кор.6:15 ), Вельзевул, т.е. злодей ( Еф.6:16 ; Лк.11:15:19 ), змей, дракон, отец лжи, ( Ин.8:44 ) – и другими именами. Царство сатаны очень великое. В стране Гадаринской И. Христос изгнал из одного человека целый легион бесов ( Лк. 8:10 ). Царство сатаны стоит в непримиримой вражде к царству Божию ( Быт.3:15 ; Еф.6:12 ; Кол 11:15 ); эта вражда к царству Божьему или добру и соединяет только злых духов в единодушном повиновении начальнику зла и делает из них тесно сплоченное против добра царство ( Мф.12:26;25:41 ) Вся деятельность этого царства и заключается именно в этой упорной и ожесточенной борьбе с царством Божьим, воплощающим всякое в себе добро; задача его – дать торжество злу над добром, диаволу над Богом. По своей неустанной жажде зла, диавол, это – «лев рыкаяй, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Вопрос: Вера в Бога должна быть в сердце. Обряды, молитвы, посты - всё это придумали люди. Нуждается ли Господь в этом? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):   В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4). После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.   Иисус Христос, принес Себя на Голгофе за грехи всего мира. Этой единственной (в силу Божественного достоинства Христа) Жертвой  Спаситель мира отменил все ветхозаветные вещественные жертвоприношения, но духовные жертвы в Новом Завете остались. Первоверховный апостол призывает: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:5). Другой апостол, которого Господь назвал Мой избранный сосуд (Деян.9:15), говорит: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15).   Теперь о молитве. Вновь обратимся к Священному Писанию. «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения < …> Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:12-16). Священная история имеет множество примеров молитвы праведников к Господу. В Новом Завете все живет и дышит молитвой. Сам Господь дал образец совершенной молитвы: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!...» (Мф.6:9-13). Она так и называется - молитва Господня. Спаситель наш постоянно побуждает нас к молитве: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44); «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ((Мф.26:41); «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Задумаемся: если святые апостолы, которым были открыты тайны духовной жизни, постоянно молились, можем ли мы что-нибудь возразить против их опыта: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).

http://pravoslavie.ru/6631.html

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

5. Пример кротости (Из жития преподобн. Евфимия новоого Фессалонитского. Афон. патер. Ч. 1, стр. 44–45). В ряду ступеней лествицы, ведущей к небу, занимает необходимое место и добродетель кротости. Что она необходима нам, в этом убеждает нас Сам Господь, призывая к ней и говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); а что она ведет нас к венцам, это видно из того, что Господь обещает награду кротким: Блажени, говорит, кротцыи, яко тии наследят землю. Что такое кротость, и что значить быть кротким на самом деле. Это вы увидите из примера. Когда преподобный Евфимий Фессалонитский, по уда- лении из дома родительского, обошедши многия места, пришел наконец к Великому Иоанникию, просиявшему ангельскими своими подвигами, тогда Иоанникий, однажды, в присутствии многих отцов, указывая на Евфимия, притворно спросил: кто это между ними такой, что, в образе мирском, так смело обходится с другими. Когда же все отцы отвечали, что не знают, – чудный Иоанникий, с притворным гневом, закричал: „Этот юноша–дурной человек и чело- векоубийца,–возьмите его и свяжите». Тут отцы стали спрашивать Евфимия, подлинно ли он убийца. Святый, еще прежде иночества стяжавший кротость, объявил себя действительным убийцею, достойным всякого наказания, и потому с усердием готов был принять узы. Старцы с удивлением смотрели на юношу. Но Великий Иоанникий вдруг говорит: „Оставьте; я обвинил его пред вами, как убийцу, только для испытания. Если и в юности, и в мире, не испытав еще нашего жития, он ради кротости и послушания, признал себя виновным в таком преступлении, то какого вида добродетели не совершит он, когда сделается иноком (стр. 43–44). Слова Иоанникия оправдались; ибо в последствии подлинно Евфимий чрез христоподражательныя смирение и кротость сделал даже выше страстей, изгнал из души своей уныние, покорил себе чрево, обуздал язык, очистил слух и руки, так что преподобно воздевал их на молитву, и приготовил ноги свои, чтобы невозбранно идти во дворы Бога нашего (стр. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Взойдя на кафедру, 122-й Митрополит Киевский и всея Украины, Блаженнейший Онуфрий, со свойственным ему смирением призвал многомиллионную паству Православной Церкви к посту и молитве. Как христианин и архиерей, он напомнил в первой проповеди, что враг рода человеческого – диавол, который не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44), и враг рода человеческого стремится разъединить людей до пролития крови. Как победить грех, посеянный диаволом? Митрополит Онуфрий обращает паству к Евангелию, к словам Христа: Род сей (диавольский) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). На каждой проповеди новоизбранный иерарх, преемник своего предшественника Блаженнейшего Митрополита Владимира, продолжая его миротворческую миссию, говорил о причинах всех невзгод и несчастий нашего времени: «Мир сегодня вместо любви исполнен ненависти и злобы. Культивирование агрессии и ненависти стало частью технологий для достижения богатства и власти. Бесконечные распри сжигают духовные мосты, которыми соединяются семьи, общества, государства. Но тот, кто стремится достичь своей цели, сея раздор, жестоко ошибается. Он будет посрамлен историей, потому что на призывающих к вражде никогда не будет Божьего благословения. Ведь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Сегодня мы видим, что без Божьей любви перед враждой этого мира бессильны самые мудрые человеческие слова. Жертвы десятков тысяч наших соотечественников, слезы вдов и сирот призывают всех, кто враждует, – сойти с дороги войны и стать на путь мира. Мир на украинскую землю снова придет только после прощения. Прощение – это не поражение. Прощение – это единственная настоящая победа, которой уничтожается грех и исцеляются его последствия. Бог на Кресте простил мир. И Его Божественная смерть открыла путь всепобеждающего Воскресения. Пусть не только один день в году, а вся наша жизнь станет Прощеным воскресеньем. Тем самым каждый из нас приложит усилия для того, чтобы мир и благословение Божие вернулись на Украинскую землю».

http://pravoslavie.ru/94668.html

Вопрос: Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Анава Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4). Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель. «Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство.

http://pravoslavie.ru/7042.html

Почтеннейшие о Христе сестры и матери! Матушка А., В., П. и А. У–на! Чувствительно сожалею, что вы упадаете духом от козней вражих, строющихся от известных лиц. Но как хлеб укрепляет наше тело, тако и хлеб слова Божия да укрепит ваши души, и дарует вам истинный разум – принимать от десницы Божией посылаемые прискорбные случаи, и вменять себя их достойными. О сем многократно и беседовал, и писал вашей любви, что без воли Божией ничто же бывает, и все скорби посылаются нам от Бога на пользу к исправлению нашей нравственности, или во очищение грехов, или возбранению от оных, или ко испытанно веры нашей и любви к Богу; то, аще бы и хотели отвратить, но не можем; и ропща и пренемогая, других обвиняя, более наносим себе тягости. Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отеческие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию – терпение и смирение. Но как то, так и другое между собою согласны; одно вменяет себя достойным скорбных, а другое приемлет и несёт мужественно. Сим путём достигали отцы и матери такового устроения, что даже радовались, когда их укоряли, поносили и другие скорби причиняли. Святой Илия пишет: «дом души есть терпение, а смирение – имение; питается бо сим, а в том обдержится». Еще другие отцы: «на всякое искушение победа – самоукорение и терпение». Но мы, осуждая других, себя мним, нечто быти, и лишаемся спокойствия; вы знаете Господнее слово: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ); то, аще не имеем спокойствия душевного, значит, не имеем смирения и кротости. А кротость есть, по словам св. Петра Дамаскина и Иоанна Златоустог о, такое души состояние: как в бесчестии и славе, в скорби и радости, в скудости и изобилии, быть равнодушным; во всяком случае старайтесь исполнять евангельскую заповедь о любви: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть ( Мф.5:44 ); также помните Царя-Пророка: с ненавидящими мира бех мирен ( Пс.119:6 ). Подвизаясь по заповеди, и видя свою немощь, более и более смиряйтесь, и просите Бога послать вам помощь не врагов победить, но нести с благодарением от них скорби; сей есть путь святых, им же ходиша и нам оставиша образ. Св. Исаак пишет: «посему разумеем, яко от Бога промышляемы есмы, егда послет нам присно печали, и путь Божий – крест повседневен есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010