Глава 13 1–9. Притча о сеятеле. – 10–17. Цель притч. – 18–23. Объяснение притчи о сеятеле. – 24–30. Притча о плевелах. – 31–32. Притча о зерне горчичном. – 33. Притча о закваске. – 34–35. Пророчество об учении в притчах. – 36–43. Объяснение притчи о плевелах. – 44. Притча о сокровище, скрытом в поле. – 45–46. Притча о купце, ищущем хороших жемчужин. – 47–50. Притча о неводе. – 51–52. Заключение образной беседы. – 53–58. Пребывание в Назарете. Мф.13:1 .  Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. (Ср. Мк.4:1 ). В этом стихе точно определяется место, где были произнесены первые притчи Христа – это Галилейское озеро, хотя оно и не называется по имени. Сам рассказ об учении притчами следует у Матфея в том же порядке, как у Марка, и в той же связи. Но Лука притчи о сеятеле ( Лк.8:4 сл.), зерне горчичном и закваске ( Лк.13:19–21 ) излагает в другой связи. Христос вышел из дому в Капернауме, направился к Галилейскому озеру, вошел в лодку, сел в ней по обычаю тогдашних еврейских учителей и начал говорить народу притчами. На берегу собралась многолюдная толпа народа, которому удобно было поместиться здесь, потому что хотя озеро и окружено горами, но они только местами опускаются обрывисто прямо в воду, оставляя, особенно на западном берегу, более или менее широкие и отлогие береговые пространства. Число слушающих бывало так велико, что иногда ( Лк.5:1 ) они теснили Спасителя. Может быть, в настоящем случае Он первоначально не хотел входить в лодку и вошел в нее только по необходимости. На это указывают выражения Матфея и Марка, что Он сначала «сел у моря» и только затем перешел в лодку. В древнем мире мы не знаем других примеров подобной проповеди из лодки. Но несомненно, что это было весьма удобно как для Самого Христа, так и для слушавшего Его народа. На западном берегу озера горы отходят от него внутрь местности верст на 7–10, и таким образом получается довольно ровное место. Притчи, сказанные Спасителем, были первые. Евангелист, очевидно, представляет их первыми, причем, по словам Тренча, притча о сеятеле являлась как бы введением к этому новому способу учения, которого до сих пор не употреблял Божественный Учитель. Это явствует и из предложенного после учениками вопроса: «для чего притчами говоришь им?» (стих 10), и из ответа Христа, в котором Он оправдывает этот новый способ учения и цель, которая имелась при этом в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–13. Искушение Иисуса Христа в пустыне. – 14–15. Выступление Христа в Галилее. – 16–30. Проповедь Христа в синагоге Назаретской. – 31–44. Посещение Капернаума. Лк.4:1 .  Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Лк.4:2 .  Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Лк.4:3 .  И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Лк.4:4 .  Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. Лк.4:5 .  И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, Лк.4:6 .  и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; Лк.4:7 .  итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Лк.4:8 .  Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Лк.4:9 .  И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, Лк.4:10 .  ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; Лк.4:11 .  и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Лк.4:12 .  Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. Лк.4:13 .  И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. Историю искушения евангелист Лука, в общем, передает согласно с евангелистом Матфеем ( Мф.4:1–11 ). Но в порядке отдельных искушений евангелист Лука отличается от Матфея: на втором месте он ставит то искушение, какое у Матфея поставлено на третьем месте (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, существующего вообще между Евангелиями, но на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–7. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы. 8–37. Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка и воскрешение его последним. 38–41. Пророк обезвреживает ядовитую пищу. 42–44. Чудесно насыщает малым количеством хлеба большое число людей. 4Цар.4:1 .  Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. 4Цар.4:2 .  И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. 4Цар.4:3 .  И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, 4Цар.4:4 .  и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. 4Цар.4:5 .  И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. 4Цар.4:6 .  Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. 4Цар.4:7 .  И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими. Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств, следовательно институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия ( 3Цар.18:3 и далее), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона ( Лев.25:39 ; Исх.21:2 ) и жестокой практикой жизни ( Мф.18:25 ). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы ( 3Цар.17:8–16 ), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Взирая на Распятие 13.11.2017 658 Время на чтение 7 минут Можно ли избежать провокаций современного мегаполиса? Как прощать боль, причиненную самыми близкими людьми? Как женщинам быть женщинами, а мужчинам - мужчинами? На вопросы читателей отвечает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич). - Как простить отца, который бросил мать с тремя малолетними детьми на руках? Мы уже взрослые, а обида остается. - Раньше, когда души наших прародителей находились в непрестанном Богообщении, человек был полноценным. Он был причастником Божественной любви. После грехопадения Господь отступил от человека. Об этом говорит святитель Феофан Затворник: «Человек опустел от Бога». Душа человека осталась наедине с его биологической природой, и в нем стали доминировать животные инстинкты. Нас кусают - мы кусаемся. Господь заповедовал нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Однако эта заповеданная любовь не наша, невозможная для биологического существа, подчиняющегося инстинктам самозащиты, самосохранения, - это Божия любовь. Которую явил Господь на Кресте. Когда мы возлюбим Распятого за нас Господа больше, чем свою ветхую душу, так что сможем отвергнуться ее, очистим свое сердце так, чтобы Господь смог вернуться в него, тогда мы станем причастниками Божественной любви и будем относиться к людям по-Божьи. А пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид. Только достигнув главной цели христианской жизни - соединения с Богом, когда Господь будет присутствовать в нашем сердце Своей благодатью, мы реально сможем простить тех, кого по-человечески, как нам представляется, простить невозможно. И надо понять, почему ваш отец так поступил. Речь идет не о конкретных причинах: мы не знаем в данном случае, какие отношения были у него с матерью, что послужило причиной ухода, кого он встретил и т.д. Надо понять, что вне опыта Богообщения все мы испорчены, человеческая природа повреждена грехом, который дает власть над душами демонам и бесам. Человек - раб страстей, он беззащитен перед сатаной и его слугами, если не находится под покровом благодати Божией. Все мы имеем какие-то свои зависимости. У кого-то это алкоголь, у другого - блудная страсть, у третьего - властолюбие. Важно понять, насколько мы все порабощены, что мы - братья по несчастью.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/13/vz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело не в коронавирусе - а в нас самих Размышления о преодолении озлобления в нынешние времена 30.06.2021 1973 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.Ru Сейчас многих борет озлобление. Тому, как с ним бороться и найти силы любить, в том числе и своих врагов, посвящены размышления духовника Донской обители иеросхимонаха Валентина (Гуревича). Фото: pravoslavie.ru Как простить тех, кого по-человечески, кажется, простить невозможно Изначально, когда души наших прародителей находились в непрестанном Богообщении, человек был полноценным. Являлся причастником Божественной любви. После грехопадения Господь отступил от падшего. Вот как об этом сказал святитель Феофан Затворник : «Человек опустел от Бога». Душа человека осталась наедине с его биологической природой, и в нем стали доминировать животные инстинкты. Например, инстинкт самосохранения, самозащиты: нас кусают – мы кусаемся, озлобляемся, боимся и т.д. Господь заповедовал нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид, страхов Однако эта заповеданная любовь – не наша, невозможная для биологического существа, подчиняющегося инстинкту самосохранения, – это Божия любовь, которую явил Господь на Кресте. Когда мы возлюбим Распятого за нас Господа больше, чем свою ветхую душу, сросшуюся с плотью и ее похотями, так, что сможем отвергнуться ее, очистим свое сердце так, чтобы Господь смог вернуться в него, тогда мы вновь и станем причастниками Божественной любви и будем относиться к происходящему и ко всем людям по-Божьи. А пока мы не имеем Бога в сердце, мы не можем избавиться от обид, страхов и пр. Итак, только достигнув главной цели христианской жизни – соединения с Богом, когда Господь будет присутствовать в нашем сердце Своей благодатью, мы реально сможем изжить все свои страхи, злобу и простить даже тех, кого по-человечески, как нам представляется, простить невозможно.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/30/delo_n...

Много было мучителей которые изобретали разнообразные способы мучений. Так, одни из них употребляли меч, другие – огонь, третьи – раскаленных волов и сковороды, иные – кипящую смолу и масло и некоторые – утопление в водах. «Проидохом сквозь огнь и воду», – говорили св. мученики. Но ни один мучитель так не свиреп, как диавол, и самая страшная казнь слабее муки духа лукавого, который, чтобы погубить человека, многократно ввергает его в огнь и в воду. Немалочисленны, утверждают, будут адские мучения, а именно – огонь неугасимый, скрежет зубов, червь неусыпающий и др. Но и сии не дают еще подходящего понятия о демонах, ибо говорится, что одно видение их хуже всякого мучения. Кто же может умучить сих страшных и злых мучителей, а также избавить от истязаний их? Может Пресвятая Дева Мария. Ярился Авимелех на братьев, – и избил их ( Суд.9:5 ), на Сихем, – и сожег его ( Суд.9:49 ), на Фивис, – и обложил его ( Суд.9:50 ), и кто не побоялся его гнева, когда все, разбежавшись, скрылись и, взойдя в укрепления, защищались? Не убоялась одна женщина, которая потом укротила и попрала его ярость: жена сия сверже умолок жерновный на главу Авимелеха, и сокруши ему темя ( Суд.9:53 ). Вот образ Благословенной в женах, Которая камнем – Христом поразила голову адского Авимелеха, нас убивающего, – ибо он человекоубийца искони ( Ин.8:44 ), и опаляющего нас огнем искушений, – ибо от юности нашей искушает нас враг и распаляет страстями, и окружившего нас своим уловлением чрез положение сетей соблазнов при путях наших. Умалчиваю я здесь об Иаили, которая пробила голову Сисарре ( Суд.4:21 ), не беседую и об Иудифи, обезглавившей Ассирийского вождя Олоферна ( Иуд.13:8 ). Обе сии жены были прообразами Девы Марии, стершей голову мучителя. Иным бес – язва, а Дева Мария бесам – рана: радуйся, бесов многоплачевный струпе (Акаф. Ик. 2); иных смущают лукавые духи, а Она, осененная Святым Духом, мучит их самих, ибо они вопили к Сыну ее пришел еси прежде времени мучити нас. ( Мф. 8:29 ) – Итак, все, боясь бесовского мучения, прибегнем к Ней, взывая «О Всепетая, грядущего нас изми мучения! " Нравоучение 9-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Особенная трудность понимания пророчеств заключается в том, что рядом с видением далекого священного будущего, пророки обнимают духовным взором и прошедшее и современное им настоящее жизни народа и произносят пророчество, в котором далекое будущее связуется с прошедшим, как последствие связуется с причиной. Стихи 3 и 4 несомненно, по мнению важнейших авторитетов, предсказывают глумление, хулы и жестокосердые насмешки, которым, подвергался Спаситель и во время Своего хождения по земле и во время страшных страданий своих на кресте; а стих 5-й и следующие до 11-го как бы указывают на те причины, которые довели народы до низкого уровня нравственности и до полного отсутствия веры. Рассматривая каждый стих отдельно, мы заметим, что стих 3-й находит свое исполнение в словах Господа о неверующих Иудеях: „род лукавый и прелюбодейный“ ( Мф. 12:39, 16:4 ). Очень замечательно в 3 стихе выражение: „семя прелюбодея и блудницы“. Что блудница есть Иерусалим и народ Израильский, то подтверждается многими текстами ветхого завета 1714 ; но кого разумеет пророк под именем прелюбодея? В пророчествах, приведенных нами в последнем примечании и в других, неоднократно говорится Израилю, символизированному под именем неверной жены „ты: блудодействовала со многими мужами“. Все окружающие Палестину народы имели развращающее влияние на народ Израильский, и Моавитяне, и Мадианитяне, и Аммонитяне, и Египтяне, и Идумеяне, и Финикияне, и Хеттеи, и Ассур, и Вавилон (см. гл. X и XIV Исаии). Последние два народа были и развратителями и орудиями наказания народа, и они более всего, как мы говорили выше, были представителями лжи и злой силы, борющейся против правды Божией. Они и представляются в указанных нами главах Исаии типом сатаны. Поэтому, по прекрасному замечанию Шмидера, под именем прелюбодея надо разуметь сатану, как под именем блудницы народ; семя их и есть тот народ, который пошел в плен Вавилонский и который, хотя возвращен частию в Палестину, но до конца своего существования, как народ, удержал ту печать осквернения сердца, которую он получил в наследие от предков своих и более всего от сатаны, отца лжи ( Ин. 8:44 ) которая и отразилась на всей жизни Израиля, как ясно видно и из первой главы Исаии и из Евангельских повествований. Идолопоклонство заменилось лицемерием и обрядностью без духовного значения (Ср. I гл. Исаии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Псалом 44 Торжественный брак, царя Соломона есть прообраз таинственного союза, Христа с Церковью . 1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о Возлюбленнем. Выражение о изменяемых, по переводу с греческого языка (πρ τν λλοιωθησομνων, от λλοιω переменяю, переиначиваю), значит – о том, что должно понимать в ином, т. е. переносном смысле, или иносказательно, разумеется – потому, что содержание псалма есть собственно пророчество, изображаемое под покровом исторического события боговдохновенным писателем (ст. 2). – Как песнь и вместе боговдохновенное учение разума, псалом принадлежит благочестивым левитам, – сыном или потомкам левита Корея, которые были писателями и певцами псалмов при скинии, а потом при храме. – Выражение о Возлюбленнем дает определенное понятие о лице, которое есть главный предмет псалма, как в его историческом значении, так и в иносказательном или пророческом. Прежде всего, наименование Возлюбленный Богом (по-еврейски iedidia) принадлежит сыну Давида Соломону, так назвал его пророк Нафан ( 2Цар.12:25 ); а в высшем и совершеннейшем смысле наименован возлюбленным Иисус Христос, как Сын Божий Единородный, Самим Богом Отцем, при крещении и преображении Его ( Мф.3:17;17:5 ). 2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Сия песнь о Возлюбленном есть боговдохновенное пророчество. Об этом свидетельствует сам псалмопевец, говоря: Сердце мое отрыгнуло слово, т. е. невольно высказало, под неотразимым влиянием внешней силы Духа Божия излилось из сердца моего слово, именно – слово или откровение – пророчество в слове, разумеется, в форме сего псалма. Слово это благо, как по своему происхождению от Духа Божия, так и по предмету, ибо оно есть пророчество о Мессии. Как такое, оно отрадно, оно есть благовестие или Евангелие псалмопевца: глаголю аз, говорит псалмопевец, дела моя цареви, точнее – слова о делах Царя (ср. Пс.118:171–172 ), именно – о будущем благословенном, славном и вечном царствовании Его (ср. – ст. 3–8). Как пророчество о будущем и вечном, это слово могло быть вдохновлено только от Святого Духа; посему псалмопевец говорит: язык мой трость книжника скорописца, разумеется – писатель, коему принадлежит содержание пророчества, есть собственно Дух Святый, а язык псалмопевца есть только орудие того Писателя, как бы трость тростниковая палочка, какой обыкновенно писали в древности на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Скачать epub pdf Беседа 42 5. Распятие, смерть и погребение (Мк.15,20–47). Продолжение. c) Погребение Иисуса Христа (Мк.15,42–47; Мф 27,57–61; Лк 23,50–56; Ин 19,38–42). 42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. Высший Совет, как мы уже знаем, обосновал свое требованеие смертной казни Иисуса Христа ссылкой на богохульство. «Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета», благочестивый иудей, «который ожидал Царствия Божия», очевидно не разделял решения Синедриона. Таким образом, когда он просил у Пилата тело Иисуса, он ставил себя в опасное положение прослыть сообщником казненного преступника. Чем Иосиф мог обосновать свою просьбу перед Пилатом? Может быть, нежелательностью оттягивать погребение из климатических соображений; может быть, ссылаясь на ветхозаветную заповедь, не позволявшую оставлять казненного на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» ( Втор 21,22–23 ). Возможно, Иосиф хотел предотвратить захоронение Иисуса в общей могиле. Как бы то ни было, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Надо сказать, что часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной, то есть Черепа, что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф, будучи праведным и тайным почитателем Иисуса, решился на Его захоронение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010