Вопрос 51. Как мы должны изображать на себе знамение честнаго и животворящего креста? Ответ. Должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «Во имя Отца»; потом, опустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе перенося руку на правое плечо, и провождая до левого, говори: «и Святаго Духа». Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Аминь». О пятом члене Символа веры Вопрос 52. Какой пятый член веры? Ответ. «И воскресшаго в третий день по Писанием» Вопрос 53. Чему учит сей член веры? Ответ. Двум истинам. Во-первых, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у Пророков и в Псалмах ( Лк. 24, 7 ). Во-вторых, что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Вопрос 54. По каким Писаниям Христу надлежало пострадать, умереть, и в третий день воскреснуть? Ответ. Священное Писание двоякого рода: одно Ветхого, другое Нового Завета. В первом предсказано то, что Христос придет, и каким образом спасет род человеческий, именно, что Он постраждет, умрет и воскреснет из мертвых. По сему Писанию Христу надлежало все сие исполнить. Писание же Нового Завета открывает, что Он все то исполнил, и пришел точно так, как было о Нем писано; ибо Он Сам о Себе говорит: «Сын убо человеческий идет, якоже есть писано о Нем» ( Мк. 14, 21 ). Также по воскресении Его из мертвых Он сказал на пути двум ученикам Своим: «не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; и начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех Писаний, яже о Нем» ( Лк. 24, 26–27 ). А что Писание Ветхого Завета должно также иметь у нас важность и силу, сему дает свидетельство Апостол, когда говорит о нем: «имамы известнейшее Пророческое слово: емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших» ( 2Пет. 1, 19 ). И что все в точности исполнилось по сему Писанию, то подтверждают нам все Евангелисты. И Апостол говорит: «Христос умре грех наших ради, по Писанием, и яко погребен быст, и яко воста в третий день, по Писанием, и яко явися Кифе, таже единонадесятим: потом же явися более пяти сот братиям единою, от них же множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша: потом же явися Иакову, таже Апостолом всем: последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне» ( 1Кор. 15, 3–8 ). Так же Воскресение Христово прообразовал Пророк Иона, каковый образ Господь наш Иисус Христос Сам к Себе прилагает. Он говорит Иудеям: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы Пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» ( Мф. 12, 39–40 ). О шестом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

153 здесь прибавлено ещё указание недельных гласов и Евангелий. В чтениях от Матфея, по списку 21, счёт недель идёт с субботы по Пятидесятнице, а в неделю 16-ю с понедельника до пятка Евангелия теже, какие ныне читаются, т.е. Мк. зачала 48. 50. 51. 52. 53. Двенадцать страстных Евангелий положены въ великъіа. пто. на за (тогда как в предыд. рукописи – в вечер великого четвертка), и на литургии нынешнее вечернее. Из особенных случаев, на которые положены чтения, кроме помянутых в сп. 21, пишутся ещё на бездождь. исти нели. въ среду вечера, на все сие – Мк. зачало 51. Между 48 и 49 л. также 52 и 53 нескольких листов в ркп. недостаёт. На л. 97. мельчайшим полууставом внизу строк писцом написано: ги помозн рабу своему.... фонасевию даи бъ ему здоровье; на об. полнее: ги помози рабу своёму лениду зъіковицю даи му бе. въ здравьи. спнь. добъіти. лихои перо. неволно мъ писати. рабу многогршному. лениду фонасовию. После помянутого указания гласов, перед месяцесловом, на об. 153 л. крупным уставом приписано а кк. дд. лк. ъ. Чрез переложение общего числа соединённых букв на Славянские числительные буквы получается слово: аминь. На об. последнего листа читается: В л г г. написано въі англи се повелньмь болюбнваго архиппа новгороского монс. а рукою многогршьнъі. кі. гв. . кл. д д. бв. а. е е. в а. н н. д д. в в. мл. н н. ь. (т.е. Леонида и Гридорья) аще будемь грубо написали. или кде переступил. или въ глании съ дргомъ. или бъ дремании. а бъі прпбнии оци игуменъі и попове собою исправе тите а насъ гршнъіхъ. не поклнте ба дл. занеже сть зла сщниьска клтва. а добро сть блгниє а. кк дд лкъ. і і. вав. инь. гв. ік. . дд. рр. а. лнъ (т.е. аминь керь елеисап). Правописание сходно с предыдущими двумя 21 и 22 рукописями. По новгородскому наречию ц иногда меняется на ч: л. 5. нариамъіи. Над гласными чистыми ставится знак , две точки или одна . В месяцеслове Фев. 2. стртени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Восхотел идти в Иерусалим». Точнее: «обратил лицо Свое к Иерусалиму» ( τ πρσωπον ατο στριξε – гебраизм; ср. Иер.21:10; 42:15 ). Таким образом, Иерусалим делается с этих пор тем пунктом, куда постоянно обращен взор Христа. «Приготовить для Него» (стих 52), т.е. подготовить самарян к Его прибытию, так как самаряне, как видно из следующего 53-го стиха, неодобрительно относились к путешествию Христа в Иерусалим, где, как они полагали, Христос объявит себя царем. Им было в высшей степени неприятно, что их враги – иудеи удостоены будут такой великой милости от Того, Кого они признали уже раньше ( Ин.4 ) Мессиею (ср. Мф.11:3 ). «Видя то» (стих 54), т.е. узнав об этом от возвратившихся «вестников». На гневное заявление сынов Зеведеевых, которых сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в Себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа. «Какого вы духа» (стих 55). Слово «Духа» должно писаться с прописной буквы, а не со строчной, как в русском переводе, потому что греческое выражение εναι πνεματος – значит стоять, находиться в зависимости от Духа, – конечно, Божия. Ср. Мк.9:41 . «Другое селение» (стих 56) – всего вероятнее, уже не самарянское. Господь идет, вероятно, по Галилее и Перее, где обыкновенно ходили богомольцы с севера в Иерусалим. Лк.9:57 .  Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Лк.9:58 .  Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9:59 .  А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Суетная глагола кийждо ко искреннему своему; устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая» ( Пс.11:2, 3 ) 1006 . Об изба­влении от злобы и безумия Иудеев пророк молится от лица Христа и в словах: «избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою, спаси Мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение Мое» ( Пс.21:21–22 ) 1007 . Наконец, по мнению св. Киприана Карфагенского , о том, «что они (Иудеи) и не познают, и не уразумеют, и не приимут Господа», Псалмопевец говорит даже как бы уже о случившемся: «не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят» ( Пс.81:5 ), почему и молится: «воздаждь воздаяние их им, яко не разумеша в дела Господня» (27:4, 5). Точно также говорится об этом и в притчах Соломона: «взыщут Мене злии и не обрящут. Возненавидеша бо премудрость, словесе же Господня не прияша» ( Притч.1:28, 29 ) 1008 . То, «что одни удивлялись Ему (Мф. 9:33; 27:54), а другие имели к Нему презрение ( Мк.6:3 ), считали имеющим демо­нов ( Ин.7:20; 8:48, 52 ), неистовым, соблазнителем народа ( Лк.23:2 )», по мнению св. Иоанна Златоуста , предсказывал и прор. Исаия, когда говорил: «якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сы­нов человеческих» ( Ис.52:14 ) 1009 . А так как «Он терпе­ливо переносил такую слабость умов», то тот же пророк и говорит о Нем: «человек в язве сый и ведый терпети бо­лезнь» ( Ис.53:3 ) 1010 . Особенно ясно прор. Исаия предсказывал во­обще о чувствах упорного неверия, вражды, злобы, ненависти ко Христу Иудейского народа, соединенных с злословием и клеветою на Него. Сам Иисус Христос ( Мф.13:14, 15 ; ср. Мк.4:12 ; Лк.8:10 ), а за Ним и Евангелист Иоанн ( Ин.12:40 ) 1011 , «повествуя о том, что Иудеи видели чудеса Христовы и не ве­рили, слышали учение и не принимали его» 1012 , обличают иудеев в упорном противлении истине словами сего пророка: «слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своими тяжко слышаша», т. е. «отягчили слух свой, чтоб не слышать им словес Господ­них» 1013 , и «отвращались Его учения» 1014 , «и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердцем уразу­меют и обратятся, и исцелю я» ( Ис.6:9, 10 ), ибо этими словами, по объяснению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Сам спрашивает: «Кого ищете?» Спрашивает, зная, что ищут Его, ищут, чтобы смерти предать. С чем боролся Он, Одинокий, в тот момент в душе Своей?.. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». О, зря Иуда указал на Него! Он не дрогнет, не отступит в той борьбе. Он Сам скажет: «Это Я». И от одних этих слов Великого Борца вся вооружённая рать отступила назад, и пали все на землю. Так порази же, Храбрый Борец, павших, ступи на поражённых, одержи победу! Но нет! Такая победа была бы поражением великим. Мир бы остался во мгле, мрак навечно бы землю окутал. Утро восходящего пасхального солнца не наступило бы! И Он не поражает павших, а, наоборот, поднимает вопросом, как бы ободряя: «Кого ищете?» Они ответили: «Иисуса Назорея». И он вторично ответил: «Я сказал вам, что это Я». Сдаётся Сам, пусть будет поражено бедро, но Он не отступит в борьбе. Сдаётся Сам, только просит, чтобы не трогали учеников сегодня. «Вы ищете Иисуса Назорея – это Я, Меня берите, а их оставьте. Пусть идут, они не готовы ещё, их час ещё не настал...» ( Ин.18:4–8 ) Как Величественен был Взятый! Как низки взявшие! Сдавшись добровольно, Он победил. Какой позорный ночной спектакль иудеев! И Он упрекает их за это: «Что вышли как на разбойника с оружием да ночью, ведь безоружный, Я всегда явно и днём учил в храме людей, при всех» ( Мф.26:55 ; Мк.14:48–49 ; Лк.22:52–53 ). Истина творит днём, а ложь ночью. Владыка времени Сам отдал им время... «Но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:53 ). И боролся Он с Петром Не имел Иаков защитников, не искал их Иисус. Боролся Иисус со сном Петра, а когда он проснулся, боролся с мечом его. Иисус борется не с воинами, хотевшими схватить Его для предания на смерть, а с Петром, хотевшим защитить Иисуса. Кто бы в такой момент не был рад любой возможной помощи? Но отверг её Иисус. Он не желает победить, чтобы проиграть великую брань с сатаною и мраком зла. Он спешит принять поражение, помышляя о победе Духа и Света. Иисус отказывается от помощи Петра, велит ему вернуть меч свой в ножны. Иисус исцеляет ухо раба, который потом, возможно, заушал его, давал пощёчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Письмо 43. - Там же, ч. 1, с. 234. 48 Письмо 42 к Корнелию. - Там же, ч. 1, с. 212 49 О единстве Церкви, гл. 6. - Там же, ч. 2, с 181. Ср.: гл. 17, с. 191: можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом? 50 Письмо 58, гл. 1, - В кн.: Творения, ч, 1, с, 325. 51 Письмо 53 к Квинту, гл. 1. - Там же, с. 326; Письмо 61 к Помпею, гл. II. - Там же, с. 351 52 О единстве Церкви, гл. 11. - Там же, ч. 2, с. 185-186. Ср.: Письмо 60 к Юбаяну. - Там же, ч. 1, с. 346. 53  Мф. 16, 16; 3, 8, 29; Мк. 1, 24; Лк. 8, 28. 54 К Рим., гл. III. 55 Против ересей, кн. 3, гл. I, § I. 56 См. предисловие к женевскому изданию " Краткого изложения Евангелия " . 57 См.: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906, с. 651. 58 На ариан слово 1, 1-2. 59 Спасский А. А. Указ. соч., с. 200. 60 См.: Попов М. В. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909; Он же. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Ср.: Спасский А. А. Указ. соч. с. 198-199. 61 Против ересей, кн. 3, гл. 17, 7. 62 Слово 2 против ариан, глава LXIX. 63 На литии стихира 2. 64 На стиховне стихира на " Славу " . 65 На литии стихира 4. 66 Канон Космы, песнь 1, тропарь 1. Ср.: того же канона 2-й тропарь 3-й песни: " Причастием плоти горшия подав Божественнаго естества " . 67 Канон Иоанна, песнь 9, тропарь 2. Ср.: того же канона 2-й тропарь 7-й песни: " богатство обожения носяй " . Ирмос 4-й песни: " рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум предвозвещает... людей во обновление слово " . 68 Ирмос 9-й песни канона на повечерии в день предпразднества. 69 Доказательство апостольской проповеди, гл. XCIX. 70 Против ересей, кн. 4, гл. XXXIV, § 1. 71 Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910, с. 460. 72 Против ересей, кн. 3, гл. IV, 1. 73 Там же, гл. XXIV, 1-2. 74 Письма Преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического. Симферополь, 1910, с. 178.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Лк.8:51 .  «Пришед же в дом, не остави ни единаго внити, токмо Петра, и Иоанна, и Иакова, и отца отроковицы, и матере.» Множество народа, видя случившееся чудо с кровоточивою, либо благоговением, либо любопытством подстрекаемое, неукоснительно даже до дому Иаирова достиже, да видят и имеющее случиться с дщерию его. Из сего убо множества людей ни единому не позволил взойти Иисус в дом. О сем же самом говорит и священный Марк: «не остави по Себе ни единаго ити» ( Мк.5:37 ), токмо единых трех Апостолов, последовавших за Ним и на гору Фаворскую, еще же отца и матерь умершей. Не позволил же народу взойти в дом, научая нас убегать тщеславия, а трех Апостолов и родителей отроковицы оставил внити, да будут свидетелями чуда. Ибо если бы один был в доме, те бы, которые не веровали, что Он может воскрешать из мертвых, сомневались, да и дерзнули бы, может быть, похулить чудо, не доверяя, что Он единым словом воскресил мертвую. Лк.8:52–53 .  «Плакахуся же вси и рыдаху ея. Он же рече: не плачитеся, не умре бо, но спит. И ругахуся Ему, ведяще, яко умре.» Евангелист Матфей говорит, что находились в доме Иаировом и сопцы, и многий народ, молвящий о смерти отроковицы. Из сего явствует, что тогда Иудеи не только созывали плакать над мертвыми, по древнему их обычаю, но и петь плачевные стихи ( Ам.5:16 ). Все же вообще, какие только там ни были собраны, плакали и печалились 7 . Почему же Иисус Христос сказал им, что умершая не умерла, но спит? Или потому, что скоро как бы от сна возбудил оную, или того хотел, чтобы все исповедали, что она истинно умерла, и таким бы образом по воскресении ее не могли отвергнуть того, что она была мертвою и воскресла. Почему, чтобы отвратить всякое сомнение и имеющую быть клевету, также чтобы убедить их в том, что Он есть всемогущий, власть имеяй над жизнию и смертию, изволил быть осмеянным от них. Ибо они, слыша сие, что девица не умерла, но спит, смеялись Ему, так как безумному. Чрез смех же сей убеждены были признать, что та истинно и без всякого сомнения умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вопрос 51 . Как мы должны изображать на себе знамение честнаго и животворящего креста? Ответ. Должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: во имя Отца; потом, опустив руку в том же виде на перси, говори: и Сына; отселе перенося руку на правое плечо, и провождая до левого, говори: и Святаго Духа. Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: Аминь. Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Аминь. Вопрос 52. Какой пятый член Веры? Ответ. И воскресшаго в третий день по Писанием. Вопрос 53. Чему учит сей член Веры? Ответ. Двум истинам. Во-первых, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у Пророков и в Псалмах ( Лк. 24:7 ). Во-вторых, что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Вопрос 54. По каким Писаниям Христу надлежало пострадать, умереть, и в третий день воскреснуть? Ответ. Священное Писание двоякого рода: одно Ветхого, другое Нового Завета. В первом предсказано то, что Христос придет, и каким образом спасет род человеческий, именно, что Он постраждет, умрет и воскреснет из мертвых. По сему Писанию Христу надлежало все сие исполнить. Писание же Нового Завета открывает, что Он все то исполнил, и пришел точно так, как было о Нем писано; ибо Он Сам о Себе говорит: Сын убо человеческий идет, якоже есть писано о Нем ( Мк. 14:21 ). Также по воскресении Его из мертвых Он сказал на пути двум ученикам Своим: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою? И начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех Писаний, яже о Нем ( Лк. 24:26–27 ). А что Писание Ветхого Завета должно также иметь у нас важность и силу, сему дает свидетельство Апостол, когда говорит о нем: имамы известнейшее Пророческое слово, емуже внимающее, якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших ( 2Пет. 1:19 ). И что все в точности исполнилось по сему Писанию, то подтверждают нам все Евангелисты. И Апостол говорит: Христос умре грех наших ради, по Писанием, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день по Писанием, и яко явися Кифе, таже единонадесятим. Потом же явися более пяти сот братиям единою, от них же множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша. Потом же явися Иакову, таже Апостолом всем. Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне ( 1Кор. 15:3–8 ). Так же Воскресение Христово прообразовал Пророк Иона, каковый образ Господь наш Иисус Христос Сам к Себе прилагает. Он говорит Иудеям: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы Пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф. 12:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010