—722— нужда, страсть к приключениям, любознательность могли гнать дальше и дальше в разные стороны от мест их первичных поселений, это теперь является несомненным фактом. Международные сношения с глубокой древности были гораздо шире, чем это представляли доселе. Если принять во внимание единство духовной природы человека, то понятно, что при таких сношениях легко заимствовались верования и обычаи. Но за всем тем сходство верований и обычаев не говорит непременно о заимствовании, оно прежде всего говорит о нравственном сходстве людей между собою. Это сходство некоторые мыслители пытались отрицать очень решительно и энергично. Но изучение этнографии и истории культуры с каждым днем приносят все новые и новые доказательства того, что их взгляды, являются глубоко ошибочными. С. Глаголев Муретов М.Д. Иуда Предатель//Богословский вестник 1907. Т3. С. 723–754 (2-я пагин.). (Продолжение) —723— VII. Иуда – предатель Затем мы встречаем Иуду в евангельских повествованиях о взятии Господа: ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–52 ; Лк.22:47–53 ; Ин.18:1–11 ). Посредством куска, данного Иуде, Господь лично указал на него как на Своего предателя только уже в самом конце вечери, и притом тайно, одному Своему наперснику и любимцу Иоанну. Поделился ли Иоанн этим открытием с Петром тут же, во время возлежания за вечерею, остается неизвестным. Положение возлежавших не было удобно для разговоров. Можно было, не перебивая Господа, объясняться только молчаливыми знаками. Во всяком случае все прочие ученики были далеки от мысли, что предатель – Иуда Искариот. Это ясно из замечания Евангелиста, что слова Господа Иуде: «что делаешь, сделай скорее», – одни поняли, как распоряжение купить нужное к празднику, напр., для праздничной жертвы – хагиги, начинавшей приготовляться с полуночи, или для следовавшей субботы, – а другие – как приказ не забыть о нищих в такой великий праздник. Неизвестно также, как понял слова Господа сам Иуда в то время, когда брал поданный кусок и оставлял вечерю. Подозрительно и злобно настроенный, он мог увидать в них оскорбительный намек оставить поскорее комнату и избавить интимное общество от нежелательного участника. А потом, в процессе раскаяния, эти слова, как и другое многое, должны были открыть предателю, что Предаваемый знал коварный замысел Своего ученика и друга и не воспрепятствовал злодеянию только в исполнение Своего уче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У него было восемь экземпляров Библии, которые он не только читал, но и испестрил различными благочестивыми заметками; он составил для собственного употребления обширный указатель всех мест Св. Писания, важных в смысле поучительности и назидательности» 52 . (См. кн. «Расск. из ист. христ. аскетич. жизни» А. Л., стр. 181–3). 12. Как изображается слово Божие по его действию на сердца людей? Слово Божие есть «меч духовный» : «Оно проникает до разделения души и духа... и судит чувствования и помышления... сердечные» ( Еф.6:17 ; Евр.4:12 ). Слово Божие есть «молот, разбивающий наши каменные сердца» ( Иер.23:29 ), сокрушающий и смягчающий их. Слово Божие есть «огонь» ( Иер.23:29 ), пожигающий в нас нечистоту греховную и согревающий наши сердца, по природе холодные к тайнам Царствия Божия. – Слово Божие, с верой принятое в сердце, очищает и освящает его ( Ин.15:3, 17:17 ). Слово Божие есть «светильник, сияющий в темном месте» ( 2Пет.1:19 ) и светом своим рассеивающий тьму неведения, страстей и заблуждений наших. Слово Божие есть «семя» ( Лк.8:11 ). Как в распаханную землю бросается семя и приносит плоды, так и в сердце человеческое, сокрушенное, смягченное словом Божиим, падает то же семя слова Божия «и приноси т плод... в тридцать... шестьдесят, или во сто крат» ( Мк.4:20 ). Слово Божие есть, наконец, «слово жизни» ( Флп.2:16 ), слово, жизнь дающее, жизнь вечную 53 . Как же после этого не читать слово Божие! (Г. Д.). 13. Святоотеческие свидетельства о необходимости чтения слова Божия I. «Мы называем именем человека не того, кто питается только хлебом, но того, кто вкушает духовную пищу слова Божия, по словам Иисуса Христа: «Человек не о хлебе едином жив будет» ( Лк.4:4 ) (Св. Злат., том. V, бесед. 47). II. «Чувство голода есть знак телесного здоровья. Кто нуждается в слове Божием, тот наслаждается здоровьем души. Желудок без аппетита – знак серьезной болезни: если вы имеете отвращение к слову Божию, то ваша душа подвержена тяжкой болезни» (Св. Ефр., т. I., о духов. жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ученики не поддержали Иисуса не из–за трусости (это будет позднее), а по причине неодолимой усталости (41). Им предстояло столкнуться с более серьезным испытанием и отречься от Иисуса, о чем Он уже предупредил их, а их неспособность поддержать Иисуса в предстоящих Ему испытаниях, сделала их беспомощными, когда это испытание пришло. Примечания. 37 Взял… Петра и обоих сынов Зеведеевых, которые были с Ним на горе преображения (17:1) и которые заявили о своей готовности пострадать вместе с Ним (20:22; 26:35); вместе с тем, они не выдержали и первого испытания. 46. Пойдем. Этот глагол в греч. указывает не на отступление, а, наоборот, на продвижение вперед, навстречу «врагу». 26:47–27:26 Арест и суд над Иисусом 26:47–56 Арест (см.: Мк. 14:43–50 ; Лк. 22:47–53 ). Множество народа, которое Иуда привел в Гефсиманский сад, было «нарядом полиции», посланным синедрионом. Неподготовленные к этому ученики не сумели оказать сопротивления, исключая неловкий акт отсечения уха (51). Но в любом случае Иисус не позволил бы им такого сопротивления (52; ср.: 5:39); и снова Он предоставил событиям развиваться своим чередом. Это вовсе не означает, что Он не мог их предотвратить (53); Он избрал Свой путь, чтобы исполнилось сказанное в Писании (54, 56). Отсюда Его непротивление насилию, в отличие от вождей зилотов (55). Таким образом, фактически Иисус управлял ситуацией, воплощая первоначальный замысел Бога, хотя выглядело так, будто инициатива принадлежала Иуде и сопровождавшим его вооруженным людям. Примечания. 52 Крылатое выражение все взявшие меч, мечем погибнут подчеркивает отрицание насилия в этой специфической ситуации. Сомнительно, чтобы оно само по себе было достаточным основанием для всеобщего пацифизма. 54 Легион состоял из 6000 воинов. 26:57–68 Перед синедрионом (см.: Мк. 14:53–65 ; ср.: Лк. 22:54,55,63–71 ). Смертный приговор мог вынести только римский губернатор ( Ин. 18:31 ), а потому необходим был еще и римский суд (7:11–26). Но это слушание в синедрионе, высшем иудейском судебном органе, чрезвычайно обострило противостояние, которое описывается, начиная с гл. 21. Перед синедрионом Иисус открыто заявил о Своей Божественной власти (64), и члены синедриона с презрением вынесли Ему приговор (65–68), тем самым исполнив предсказанное Иисусом (16:21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Конечно, чудеса воскрешения значительнее и больше всех других чудес. Но если еще и можно в каком-то смысле перетолковать чудо воскрешения дочери Иаировой (ср. «дитя не умерло, но спит», Мк. 5и парал.), то остается в евангельской истории, кроме Воскрешения Лазаря, не допускающее перетолкования воскрешение Наинского отрока ( Лк. 7:11–17 ). Он уже был мертв и несли его на погребение, когда процессию встретил Иисус. Не надо преувеличивать и политическое значение чуда. Оно его имело. Однако покушения иудеев на жизнь Иисуса регистрируются евангелистом очень рано: начиная с исцеления Иисусом больного у Овчей купели (ср. Ин.5:18 ). Все они имели место в Иерусалиме. И я, в связи с комментарием, неизбежно обращал на них внимание читателя. В Ин.11сл. речь идет или о формальном заседании Синедриона или о частичном совещании его влиятельных членов. Как бы то ни было, предметом совещания было Воскрешение Лазаря, но вопрос, поставленный на совещании, гласил: «...что нам делать, потому что этот человек много творит знамений? " ( Ин.11:47 ). Речь шла о знамениях вообще. К ним прибавилось Воскрешение Лазаря, как последний толчок или последняя капля. Если бы не было более ранних знамений, то и Воскрешение Лазаря могло бы остаться без решающего влияния на течение событий. Все эти наблюдения, если и не снимают трудности, связанной с Воскрешением Лазаря, то во всяком случае значительно ее уменьшают. Но и этим еще не все сказано. Воскрешение Лазаря при всей исторической точности требовало, по мысли Иоанна, толкования не исторического, а духовного, в данном случае не только символического, но и типологического. Это толкование и дает евангелист. В каком же смысле Воскрешение Лазаря должно быть понимаемо как символ или прообраз? XI. 1–16 Повествование о Воскрешении Лазаря предваряется пространным введением, в котором идет речь о болезни Лазаря. Его сестра уведомляет о ней Господа. И на первое же известие Иисус ответил: »...болезнь эта не к смерти, но в Славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее» ( Ин.11:4 ). Он остается два дня на том месте, где Его застало известие (ст. 6). После того Он говорит ученикам о смерти Лазаря. Но слова Его «Лазарь, друг наш, уснул» ( Ин.11:11 ) они понять не могут. Это все тот же метод недоразумения, который мы наблюдаем на всем протяжении Ин. Но и нечто большее. О дочери Иаировой Господь тоже сказал, по свидетельству всех трех синоптиков (ср. Мф. 9:24 ; Мк. 5:39 ; Лк. 8:52–53 ), что она не умерла, но спит. Это значит, что пред Божественным всемогуществом и любовию смерть не есть непроходимая грань. Сон есть образ смерти. Но для Бога и смерть есть сон. Фома зовет учеников идти в Иерусалим вместе с Иисусом: «...идем и мы, чтобы умереть с Ним " ( Ин.11:16 ), – не с Лазарем, конечно, а с Иисусом. XI. 17–40. Воскрешение Лазаря как символ

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

2 Почему Лука акцентирует, что Христос – стремится ко Кресту? Потому, что Смерть Иисуса привела Его к Воскресению и Прославлению. В этом отношении характерны слова приведенные Лукой: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? ( Лк. 24, 26 ). Соображения подобного рода все время мы встречаем у Луки. Прежде ученые полагали, что Лука приписывает Смерти Иисуса то же спасительное значение, о котором речь идет повсюду в Новом Завете, то есть Лука, как и другие авторы Нового Завета, утверждает, что «Иисус умер за наши грехи». Более современные исследования отвергли такое толкование. Луку нужно интерпретировать особо… Исследователи Луки обратили внимание на следующие факты: А) Лука, приводя слова Иисуса из Мк. 10, 41-45 , сокращает текст, опуская слова об Искуплении (см.: Лк. 22, 24-47 ); Б) проповеди в книге Деяний, которые Лука вкладывает в уста разных Апостолов , не устанавливают непосредственной связи между Распятием Христа и прощением грехов; В) материал Луки, заимствованный из Ис. 52, 13 – 53, 12 , ничего не говорит об искупительном или заместительном характере Смерти Раба Господня (напр.: Лк. 23, 37 ; Деян. 8, 32-33 ). Этот вывод подтверждают и те тексты, в которых Лука раскрывает, какое событие, по его мнению, принесло Спасение людям. В книге Деяний (2, 33; 5, 30-31 и 10, 43) мы видим, что Лука считает таким событием Вознесение Иисуса Христа. Вознесение – это Прославление, актуализация Божественного достоинства Иисуса: Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов ( Деян. 5, 30-31 ). Согласно этой цитате (ее Лука вкладывает в уста Ап. Петра), прощение грехов Израилю дается не через Искупительную Смерть Иисуса, а вследствие того, что Он Прославился и стал Начальником и Спасителем. Признав Его Начальство, можно рассчитывать на прощение грехов. 3 В таком случае, в чем смысл Смерти Иисуса по Евангелисту Луке? 1. Смерть Иисуса была необходима, поскольку так задумал Бог, она – элемент Замысла Божия.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

«А была ночь». 99 Злодеи, неверы и сыны тьмы не любят света ( Ин. 3:19–21 ) и ходят во тьме, не зная куда идут (12:35–36). Только сыны света и верующие последователя Христа владеют светом жизни (8:12; 12:46). Между тем как Иуда, объятый духом тьмы, под прикрытием ночи, шел к детям диавола совершать гнусное злодейство, – в освещенной комнате, по удалении сына тьмы, Сам пришедший в мир Свет открывал сынам света всесильные тайны любви и жизни для победы добра над злом. VII. Иуда – предатель 100 Затем мы встречаем Иуду в евангельских повествованиях о взятии Господа: Мф. 26:47–56 ; Мк. 14:43–52 ; Лк. 22:47–53 ; Ин. 18:1–11 . Посредством куска, данного Иуде, Господь лично указал на него как на Своего предателя только уже в самом конце вечери, и притом тайно, одному Своему наперснику и любимцу Иоанну. Поделился ли Иоанн этим открытием с Петром тут же, во время возлежания за вечерею, остается неизвестным. Положение возлежавших не было удобно для разговоров. Можно было, не перебивая Господа, объясняться только молчаливыми знаками. Во всяком случае все прочие ученики были далеки от мысли, что предатель – Иуда Искариот. Это ясно из замечания Евангелиста, что слова Господа Иуде: «что делаешь, сделай скорее», – одни поняли как распоряжение купить нужное к празднику, напр. для праздничной жертвы – хагиги, начинавшей приготовляться с полуночи, или для следовавшей субботы, – а другие – как приказ не забыть о нищих в такой великий праздник. Неизвестно также, как понял слова Господа сам Иуда в то время, когда брал поданный кусок и оставлял вечерю. Подозрительно и злобно настроенный, он мог увидать в них оскорбительный намек оставить поскорее комнату и избавить интимное общество от нежелательного участника. А потом, в процессе раскаяния, эти слова, как и другое многое, должны были открыть предателю, что Предаваемый знал коварный замысел Своего ученика и друга и не воспрепятствовал злодеянию только в исполнение Своего учения «не противиться злу ( Мф. 5:39 ) и «да исполнится писание» или Превышний Совет о необходимости смерти Сына Человеческого для спасения человечества ( Мф. 26:42. 53–54 ; Ин. 18:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

У Марка (6:45) Иисус понуждает учеников войти в лодку и переплыть озеро, но причина этого не сообщается. Иоанн, напротив, не говорит о самом указании, но упоминает причину его: намерение толпы совершить “переворот”: нечаянно взять Его и сделать царем. Глагол ‘взять’ означает ‘захватить, похитить человека’. Этот глагол употребляется у синоптиков Мф 11:12=Лк 16:16 (Царство Небесное силою берется), и, может быть, у Иоанна здесь характерный для него переход с Царства на Царя (Евангелие — не абстрактное учение, а Сам Иисус). Тема Царя — одна из главных в Иоанновом рассказе о Страстях, в особенности 18:33–38. Его Царство не от мира сего (18:36), и Он отвергает земное царство, так же как Он отверг его при искушении в пустыне (Мф 4:8=Лк 4:5). 13. На озере (6:16–21) В отсутствие Иисуса ученики пересекают озеро на лодке, но посередине его застигнуты бурей и видят, но не сразу узнают Его, идущего по воде. Он успокаивает их, и путешествие немедленно благополучно завершается. Скорее всего, здесь, как и в предыдущем отрывке, Иоанн использует текст Марка (Мк 6:45–52=Мф 14:22–34). Предположение, что происшествие на озере символически обозначает смерть (разлуку с учениками) и воскресение так же, как насыщение пяти тысяч перед этим выступает прообразом Евхаристии, самим текстом не подтверждается. К ветхозаветным параллелям можно отнести Исх 14–15; Ис 51:10; Пс 106:23–31. Отправились — глагол в имперфекте имеет значение длящегося действия (дуратив) или попытки действия (конатив): ‘были в пути’, ‘пытались переправиться’. Капернаум, уже дважды упомянутый раньше (2:12; 4:46), находился на западном берегу озера. У Марка (6:53) переправа через озеро во время бури закончилась прибытием в Геннисарет, который был не городом, а областью к северо-западу от озера (Иосиф Флавий, Иудейская война III:516–521). Становилось темно — вспомним, что в четвёртом Евангелии тьма часто имеет символическое значение, ср. 1:5; 8:12; 12:35,46, иногда наряду с буквальным: 13:30; 20:1. Согласно Марку (6:48), Иисус подошёл к лодке около же четвертой стражи ночи, то есть незадолго до рассвета. Дул сильный ветер, и море волновалось — бури на Геннисаретском озере вследствие особенностей ландшафта часто налетают внезапно. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий — одна стадия равнялась 184 м; в самом широком месте расстояние между западным и восточным берегами озера равно 61 стадии (11,3 км), что соответствует указанию Марка (лодка была посреди моря 6:47). Это Я — в отличие от 6:35; 8:24; 18:6 это выражение здесь, по-видимому, не имеет особого значения. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли — союз ka…, как нередко у Иоанна, здесь надо переводить не как ‘и’, а как ‘но’. Ср. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают Он приводит их к желаемой пристани (Пс 106:29–30). То, что рассказ оканчивается резко и без пояснения, говорит в пользу предположения, что здесь Иоанн следовал за текстом Марка. 14. Хлеб с небес (6:22–59)

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

В обширных толкованиях своих, приводя текст Писания, Ориген иногда прямо приступает к изложению высшего таинственного смысла. Но в схолиях, если прямой смысл слов кажется Оригену слишком ясным, изложение таинственного он всегда предваряет замечаниями, в роде следующих: «и сие подлинно было, и чудо преображения совершено; но если кому нужно более возвышенное слово, то не напрасно сказано» то-то и проч. 46 ; или же непосредственно за приведенным текстом начинает изъяснение словами: «а в более возвышенном смысле» 47 это значит следующее и т. д. Но если и не сделал Ориген ничего подобного Гекзаплам для новозаветных книг, несомненно, по крайней мере, то, что он обращал строгое внимание на разногласия в списках этих книг и старался по возможности согласить их. Доказательства тому постоянно встречаем в самых его толкованиях на новозаветные книги. Здесь он довольно часто представляет важные для позднейших исследователей св. текста разночтения, какие встречал в подручных ему списках свящ. книг 52 . При этом иногда делает здравые критические замечания. Так напр. сказав, что во всех почти списках Евангелий 28 ст. 1-й гл. Евангелия Иоанна читается: сия же в Вифании быша, – Ориген справедливо замечает, что правильнее читать: в Вифаваре, и свое замечание основывает на том, что Вифания далеко отстоит от Иордана, следовательно не могла быть местом, идеже бе Иоанн крестя 53 . Таково же замечание Оригена и о том, что Спаситель послал в стадо свиней бесов, исшедших из бесноватого ( Мк.5:1, 13 ; Лк.8:26, 33, 37 ), – не в стране Герасинской (Γερασηνν), как стояло в большей части списков, а именно, Гада- ринской. «Гераса, говорит Ориген 54 , город в Аравии, и близко к нему нет ни моря, ни берега». Но признавая основательность таких замечаний, нельзя однакож вполне полагаться на то чтение свящ. текста, какое представляют толкования Оригена . Еще с детства зная наизусть 55 все св. Писание, он часто приводил изречения его на память: но в некоторых случаях память ему изменяла. Отсгода-то, конечно, произошли те, замечаемые 56 в толкованиях Оригена , погрешности в чтении, где в одну речь слиты различные места, или же известное место усвоено не тому свящ. писателю, которому принадлежит оно на самом деле. Сверх того, встречаются примеры явной произвольности Оригеновой критики. Напр. слова Спасителя: возлюбиши искренняго своего яко сам себе ( Мф.19:19 ) Ориген 57 , не опираясь ни на одном списке Евангелий, считает внесенными в свящ. текст кем-то неискусным в исследовании внутреннего смысла Писания. Мысль свою думает он подтвердить тем, что в параллельных местах Евангелий Марка и Луки слов этих не встречается. Но это, конечно, не основание, и сделанное за сим замечание вообще о неисправности списков свящ. книг не оправдывает Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима (13, 33). Страшный парадокс заключается в том, что таким образом – отвержением и распятием Мессии Израиля в его же столице – исполняется предназначение Иерусалима как средоточия спасения. Святой Град остается местом свершения главных событий спасения 776 . a Воскресший Господь является ученикам не в Галилее, а в Иерусалиме (см. Лк. 24 ). Обратим внимание, как по-разному звучат слова Ангела Воскресения, обращенные к женам-мироносицам. По Марку: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ( Мк. 16, 7 ; ср. Мф. 28, 7 ) По Луке: Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее ( Лк. 24:6 ). a Подобно тому, как все начиналось в Иерусалиме, в храме, все там же, в храме, и заканчивается. Вот буквально последние стихи: 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь ( Лк. 24:52–53 ). Правда, здесь уже намечается и (пусть пока только лишь потенциальная) перспектива дальнейшей, по всему миру проповеданной милости (прощения) от Бога: 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). И опять-таки: «начиная с Иерусалима» – т.е. он остается точкой отсчета. Книга Деяний тоже начинается в Иерусалиме с того же события, которым заканчивается Евангелие – с Вознесения Иисуса. Заповедь будущего стремительного распространения Евангелия формулируется еще более резко, и притом вновь начиная с Иерусалима: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). В Иерусалиме во время Пятидесятницы на учеников нисходит Святой Дух ( Деян. 2 ), после чего Благая весть, как будто выпущенная из «лаборатории», стремительно несется «во всю землю», в конце концов достигая «края земли», столицы Вселенной – Рима. Если в Евангелии географической схемой является «Иерусалим – Галилея и другие близлежащие области – Иерусалим», то в Деян.: «Иерусалим – различные страны – Рим». Устремившись из столицы Священной истории, Благая весть достигает столицы Вселенной, дотоле находившейся вне библейской орбиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима (13, 33). Страшный парадокс заключается в том, что таким образом — отвержением и распятием Мессии Израиля в его же столице — исполняется предназначение Иерусалима как средоточия спасения. Святой Град остается местом свершения главных событий спасения . Воскресший Господь является ученикам не в Галилее, а в Иерусалиме (см. Лк. 24). Обратим внимание, как по-разному звучат слова Ангела Воскресения, обращенные к женам-мироносицам. По Марку: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7; ср. Мф. 28, 7) По Луке: Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее (Лк. 24, 6). Подобно тому, как все начиналось в Иерусалиме, в храме, все там же, в храме, и заканчивается. Вот буквально последние стихи: 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь (Лк. 24, 52-53). Правда, здесь уже намечается и (пусть пока только лишь потенциальная) перспектива дальнейшей, по всему миру проповеданной милости (прощения) от Бога: 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24, 46-47). И опять-таки: «начиная с Иерусалима» — т. е. он остается точкой отсчета. Книга Деяний тоже начинается в Иерусалиме с того же события, которым заканчивается Евангелие — с Вознесения Иисуса. Заповедь будущего стремительного распространения Евангелия формулируется еще более резко, и притом вновь начиная с Иерусалима: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). В Иерусалиме во время Пятидесятницы на учеников нисходит Святой Дух (Деян. 2), после чего Благая весть, как будто выпущенная из «лаборатории», стремительно несется «во всю землю», в конце концов достигая «края земли», столицы Вселенной — Рима. Если в Евангелии географической схемой является «Иерусалим — Галилея и другие близлежащие области — Иерусалим», то в Деян.: «Иерусалим — различные страны — Рим». Устремившись из столицы Священной истории, Благая весть достигает столицы Вселенной, дотоле находившейся вне библейской орбиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010